Восстановление связной речи при афазии

Что дает нам возможность выражать свои мысли и чувства, общаться с окружающими? Речь. Ее значение в нашей жизни переоценить невозможно. И поэтому заболевания, связанные с частичной или полной потерей возможности речевого общения, так тяжелы для людей. Чаще всего это происходит вследствие инсульта. Но также нередки случаи возникновения речевых нарушений на фоне медленно растущей опухоли в головном мозгу, деменции, нейроинфекции или черепно-мозговой травмы. Такое нарушение называется афазией.

В зависимости от причин возникновения, афазия может возникнуть внезапно (как, например, при инсульте или черепно-мозговой травме или развиваться постепенно вследствие дегенеративных процессов в головном мозгу или нейроинфекции). Но чаще всего афазия возникает на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), который бывает двух видов: ишемический и геморрагический. Ишемический инсульт является следствием тромбоза, когда кровь перестает поступать к одному из отделов мозга. Геморрагический инсульт возникает в результате кровоизлияния в мозг.

Далеко не каждый инсульт дает нарушение речи. Принципиальным фактором является локализация очага поражения. Принято считать, что афазия возникает при поражении левого полушария. В зависимости от места повреждения мозговой ткани выделяют следующие виды афазии:

Сенсорная. Возникают трудности понимания речи окружающих вследствие нарушения способности к распознаванию звукового состава речи. Hарушено произношение слов.

Моторная. При относительно сохранном понимании больной испытывает трудности при переходе от одного звука или слова к другому.

Акустико-мнестическая. Нарушено понимание речи в усложненных условиях в следствии сужения объема слухоречевой памяти. Больной испытывает трудности в подборе нужного слова.

Семантическая. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, предлогов. Возникают значительные трудности в счетных операциях.

Динамическая, при которой страдает активная связная речь как результат нарушения планирования речевого высказывания.

При всех видах афазии также страдает письмо и счет. В зависимости от вида нарушения они имеют свои особенности и пути восстановления.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации - например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После проведения активного комплекса восстановительных мероприятий на раннем этапе реабилитации на передний план выходит социально- психологический аспект проблемы. Вследствие резкого изменения социального статуса, человек оказывается вне привычного круга общения : коллеги, друзья. И речь, и часто сопутствующие афазии двигательные нарушения не дают пациенту возможности чувствовать себя как раньше, в центре событий. Следствием часто является депрессия, нежелание продолжать комплекс процедур отсроченной реабилитации и даже отказ от занятий с логопедом.

Для преодоления проблем, связанных с нарушением предметной деятельности, как правило, прибегают к помощи эрготерапевта. Для преодоления проблем речевого общения используют групповые занятия, помощь психолога. Благодаря этому пациенты даже со значительными речевыми нарушениями могут найти себя в новой и непростой для себя социальной ситуации.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации, например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После пребывания в больнице и на реабилитации, где занятия проходили ежедневно, очень важно продолжать восстановительное обучение. Приемы работы , используемые специалистами, зависят от степени выраженности речевого дефекта. Но при тяжелой форме афазии будут полезны следующие виды деятельности :

  • Совместное пропевание знакомых песен.
  • Проговаривание известных пациенту стихов.
  • Перечисление дней недели, времен года, месяцев, прямой порядковый счет.
  • Договаривание известных пословиц и поговорок.
  • Подкладывание надписей под изображение различных предметов.
  • Актуализация обобщающих понятий, таких как Овощи. Фрукты, Мебель, Посуда, Деревья и т.п.
  • Припоминание имен членов семьи, родственников, друзей.

Благодаря выполнению этих несложных заданий у пациента восстанавливаются пострадавшие и распавшиеся связи в головном мозгу, оживает чувство языка и появляются предпосылки для восстановления речи.

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

Статья посвящена вопросам восстановления связной речи у больных с нарушением экспрессивной стороны речи средне-легкой и легкой степени выраженности. Проанализированы механизмы нарушения связной речи при афферентной моторной афазии, эфферентной моторной афазии, динамической афазии. Представлен дидактический материал для занятий.

Из опыта работы по восстановлению связной речи при афазиях легкой степени выраженности

На современном этапе развития науки связная монологическая речь рассматривается как особый вид речемыслительной деятельности, требующий формирования определенных навыков и умений, а при их утрате – целенаправленного их восстановления.

В связи с системным характером афатических расстройств, всегда следует работать над всеми сторонами речи, учитывая специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

Речевые трудности, специфические для каждой формы афазии, первичным дефектом которых является нарушение устной речи, легкой степени выраженности, наиболее отчетливо проявляются в различных видах связной монологической речи. Наличие нарушений в сфере других высших психических функций создает дополнительные затруднения в спонтанном восстановлении данного вида связной речи.

В работе над восстановлением связной речи у пациентов с нарушением экспрессивной стороны речи средне-легкой и легкой степени выраженности центральной задачей обучения остается преодоление первичного дефекта. И, тем не менее, на определенном этапе необходимо проводить целенаправленную работу по восстановлению определенных умений и навыков связной монологической речи.

Вопросы связной речи при афазии достаточно освещены в работах Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой (Бурлаковой), Э.С. Бейн, Т.Г. Визель и ряда других авторов. Авторы установили, что существуют специфические для каждой формы афазии виды нарушений связной речи, отражающие различную нейропсихологическую природу разных форм афазии.

Нарушение связной речи у больных с разными формами афазии

При афферентной моторной афазии в первую очередь и наиболее грубо нарушается произвольная речь, а все виды непроизвольной и автоматизированной речи могут оказаться доступными для произнесения этими больными. В этом случае нарушаются все виды устной и письменной речи — спонтанная, диалогическая и особенно монологическая.

Сущность этой формы афазии заключается в нарушении артикуляторного акта, в невозможности найти нужную артикуляцию для произнесения соответствующего звука. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы восстановить нарушенную речевую артикуляцию, включая ее в доступную для больного деятельность.

Связная речь при афферентной моторной афазии при негрубой степени ее выраженности обычно восстанавливается вслед за хорошим стойким восстановлением артикулирования звуков и слов, активного словаря.

И тем не менее необходимо работать специально над фразой, высказыванием, чтобы не закрепились аграмматичные формы высказывания, с одной стороны, и чтобы закрепить способ высказывания — с другой.

Как и при других формах афазии, при динамической афазии также нарушается коммуникативная функция речи, прежде всего из-за дефектов таких ее свойств, как активность, намеренность, интенциональность, нарушается также и эмоционально-выразительная функция речи. Все эти дефекты протекают в синдроме гипомимии, гиподинамии, снижения общей психической и двигательной активности.

Наиболее отчетливо при динамической афазии нарушаются монологическая речь и развернутый диалог. Простой же диалог может быть доступен больным этой группы, поскольку диалогическая речь, представляя собой по механизму цепь готовых речевых реакций, является наиболее простой, менее произвольной формой речи, не требующей активности. Больным этой группы доступны лишь те речевые процессы (фразы), в которых уже заложены готовые программы высказывания.

Таким образом, несмотря на разные механизмы нарушения речи и картины его протекания при эфферентной и афферентной моторной и динамической афазии, при которых ведущим симптомом является нарушение устной экспрессивной речи, цель восстановительного обучения при данных формах афазии одна – восстановление связной речи.

1. Задания, направленные на восстановление ориентировки в смысловой цельности связного высказывания.

А) Упражнение на сравнение рассказа и набора слов из него.

Прочитать рассказ. Расставить слова по порядку и пересказать текст с опорой на данный набор слова.

Рассказ повествовательного характера

Рассказ описательного характера

Б) Упражнение на сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

Прочитать рассказ. Расставить предложения в правильном порядке, убрать лишние фразы. Пересказать текст с опорой на предложения.

Рассказ повествовательного характера

Бессвязный набор предложений

Рассказ описательного характера

Бессвязный набор предложений

В) Упражнение на сравнение рассказа и его деформированного варианта.

Прочитать рассказ. Расставить предложения в правильном порядке. Пересказать текст.

Рассказ повествовательного характера

Деформированный вариант рассказа

Г) Упражнение на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.

Прочитать рассказ. Прочитать его неполный вариант. Рассказать, какой части текста не хватает. Пересказать текст полностью.

Описательный рассказ с элементами повествования

Некомплектный вариант рассказа

Однажды собака принесла в комнату яйцо, из которого уже собирался вылупиться цыпленок. Малыш всеми силами старался выб­раться из своей темницы.

Собака очень бережно помогла ему вылезти из скорлупы. Затем она погрузила язык в воду и дала новорожденному напиться. Потом собака осторожно вынесла цыпленка на солнце, чтобы обсушить его.

Однажды собака принесла в комнату яйцо, из которого уже собирался вылупиться цыпленок. Малыш всеми силами старался выб­раться из своей темницы.

2. Задания, направленные на восстановление умений и навыков связной речи.

А) Упражнения на восстановление порядка картин серии.

- Отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют почитанный специалистом рассказ. Расположить картинки по порядку. Пересказать текст с опорой на картинки. (Рисунок 1)

Женщина пришла с работы домой. Зайдя в прихожую, она увидела, что все вещи разбросаны по полу. В гостиной кто-то уронил со стола вазу с цветами и задел картину на стене. Рядом с книжным шкафом возвышалась груда книг. В спальне подушки и одеяла валялись в беспорядке. Письменный стол, бумаги, телефон – всё пострадало от чьих-то рук. Целый угол комнаты был запутан нитками. Схватив выбивалку для ковров, женщина бросилась в детскую на помощь своему сыну. В комнате перепачканный краской малыш спокойно рисовал кистью на обоях. Вот кто устроил такой беспорядок! Однако, увидев ребенка целым и невредимым, женщина с радостной улыбкой обняла его. Ведь всё остальное – мелочи!

- Восстановить заданный порядок картинок по ранее прослушанному рассказу. Пересказать текст с опорой на картинки. (Рисунок 2)

Мама решила дать ребенку рыбий жир. Посадила его на стул и протянула ему ложку. Мальчик отвернулся. Затем попытался убежать от мамы. Она поймала его за шиворот. Мама начала кричать на сына, когда подошел папа. Отец сделал мальчику строгое замечание. Сын продолжал упорствовать. Тогда папа схватил мальчика за руки, а мама попыталась влить ложку с рыбьим жиром сыну в рот. Ребенок вырвался, поднял крик и стал бить руками и ногами по полу. Наконец, оставшись наедине с бутылкой и ложкой, мальчик успокоился. Он подполз к бутылке, открыл ее и сделал несколько глотков. Довольный, мальчик даже облизался. А сколько крика было!

- Самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа. Составить рассказ по картинкам. (Рисунок 3)

- Расположить картинки в последовательности рассказа и составить рассказ с определенной эмоциональной установкой.

• Весёлый (Рисунок 4)

• Смешной (Рисунок 5)

• Грустный (Рисунок 6)

Мужчина купил в магазине красивую дорогую шляпу. Мужчина положил ее сушиться на скамейку. Сильный порыв ветра сорвал головной убор с головы мужчины. Шляпа промокла. Мужчина надел её себе на голову, а свою дорогую шляпу нацепил на пугало. Выйдя из магазина, он пошел прогуляться по набережной в своей обновке. Платье дамы намокло, а шляпа стала похожей на блин. Мужчина попытался ее выпрямить, но шляпа совсем потеряла форму. Проходя вдоль поля, хозяин шляпы заметил пугало. На пугале красовалась приличная на вид шляпа. Хозяин шляпы решил почитать газету и не заметил, как незнакомая полная дама села на его головной убор. Шляпу унесло прямо в пруд, и мужчине пришлось вытаскивать ее с помощью трости.

Ответ: Мужчина купил в магазине красивую дорогую шляпу. Выйдя из магазина, он пошел прогуляться по набережной в своей обновке. Сильный порыв ветра сорвал головной убор с головы мужчины. Шляпу унесло прямо в пруд, и мужчине пришлось вытаскивать ее с помощью трости. Шляпа промокла. Мужчина положил ее сушиться на скамейку. Хозяин шляпы решил почитать газету и не заметил, как незнакомая полная дама села на его головной убор. Платье дамы намокло, а шляпа стала похожей на блин. Мужчина попытался ее выпрямить, но шляпа совсем потеряла форму. Проходя вдоль поля, хозяин шляпы заметил пугало. На пугале красовалась приличная на вид шляпа. Мужчина надел её себе на голову, а свою дорогую шляпу нацепил на пугало.

Б) Упражнения, направленные на восстановление последовательности событий в рассказе.

- Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Галка стала пить воду. Галка хотела пить. Галка стала кидать в кувшин камушки. На дворе стоял кувшин с водой. Вода поднялась. В кувшине была вода только на дне.

Котенок испуганно прижался к земле. Они взяли с собой котенка. Они грозно рычали и хотели его схватить. Дети стали рвать его и забыли про котенка. Псы бросились к котенку. Он был серый с белыми лапами. Вася и Катя пошли гулять за деревню. У дороги рос щавель. Вася бросился к котенку. По дороге ехал лесник с двумя собаками. Он закрыл его своим телом от собак.

В) Упражнения, направленные на восстановление умения формировать замысел рассказа.

- Самостоятельно из ряда картинок выбрать те, которые помогут придумать рассказ. (Рисунок 9,10)

- Составить рассказ по двум связанным/малосвязанным между собой сюжетным картинкам. (Рисунок 11-14)

Г) Построение связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания.

- Придумать продолжение рассказа к прочитанному фрагменту текста.

• Однажды Олег уговорил своего друга Костю отправиться на лодке ловить рыбу. Погода была хорошая, но рыба не клевала. Вдруг поплавок у Кости задёргался. Он потянул за леску, но та не поддавалась. Костя привстал, лодка покачнулась и…

• С самого утра всё шло не так. Илья Петрович не слышал сигнал будильника и проспал. Когда он сел завтракать, обнаружил, что закончился сахар, и кофе пришлось пить в горьком виде. Затем, торопливо одеваясь, Илья Петрович оторвал пуговицу на любимой рубашке. Выйдя из дома, он вспомнил, что забыл выключить утюг. Пришлось возвращаться. Но на этом неприятности не кончились…

• В некотором царстве жил царь. И была у него дочь – царевна. Всем хороша, да вот беда – ни разу она не улыбнулась и не рассмеялась. Что только не делал царь, чтобы развеселить Несмеяну! И артистов приглашал, и фокусников…

• В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничто живое не растет у ее берегов. Как перейти реку? Откуда взялась эта река?

• После долгого отсутствия и опасных приключений приехал Иван Царевич домой. Заходит во дворец – никто его не узнает и не здоровается. Что же произошло?

- Придумать начало рассказа к прочитанному фрагменту текста.

• …он выглянул в окно и увидел проходящего мимо по дороге Илью. Дима взял со стола книгу и помчался на улицу. Пришло время мириться!

• … они до сих пор с улыбкой вспоминают эту историю. Хотя в то время такой поступок казался им чем-то непростительным и неподобающим поведению воспитанных мальчиков.

- Придумать середину рассказа к прочитанным фрагментам текста.

• В небольшом городке случилось загадочное происшествие. Неизвестный злоумышленник спустил колеса у всех автомобилей, припаркованных на улице….
…Вот это настоящая дружба между человеком и птицей!

Д) Восстановление навыков и умений репродуктивных и продуктивных видов связной речи.

- воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленную программу (прямой пересказ).

• Прочитать текст, ответить на вопросы. Пересказать текст с опорой на вопросы.

Осенью, как наступят холода, караси забираются в глубокие тинистые ямы. В мелких, промерзающих до дна прудах они совсем зарываются в тину и проводят там всю зиму и начало весны. И только тогда, когда настанет настоящее тепло, когда пруд совсем очистится ото льда, когда весенние лучи хорошенько прогреют воду и поднимутся со дна водяные травы, караси выкарабкиваются из тины и показываются у берегов.
Вскоре после этого караси сбиваются в стаи и плывут к берегам метать икру. Икра эта желтоватая, и каждая икринка не больше макового зернышка. Икра плавает кучками поверх воды и прилипает к подводным растениям. Через несколько дней из икринок вылупятся маленькие прозрачные рыбки и весело заснуют, закопошатся в родном пруду.

1. Куда забираются караси осенью для зимовки?
2. Когда караси выкарабкиваются из тины?
3. Какого цвета и размера икра у карасей?
4. Кто вылупится из икринок и через сколько дней?

Большая печь в кузнице называется горном. В горне много горячих угольков, а сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом угли, чтобы жарче горели. Кузнец берёт кусок железа и кладёт его в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец достаёт раскалённое железо большими щипцами. Он кладёт его на железную наковальню и начинает ковать – выбивать тяжёлым молотом что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось. Трудна работа кузнеца. Тяжело поднимать щипцами большой кусок раскалённого железа, тяжело бить молотом. Больно глазам смотреть на раскалённое железо, на огненный горн. А раскалённые осколки железа так и летят при каждом ударе молота. Того и гляди обожгут.

1. Как называется печь в кузнице?
2. Что приделано к печи сбоку и для чего?
3. Чем достаёт раскалённое железо кузнец?
4. Почему работа кузнеца считается тяжёлой?

• Прочитать текст, составить план к тексту. Пересказать с опорой на план.

Во дворе стола деревянная миска с мутной водой, в которую бросали корки черного хлеба для кур. Пес Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь среди бела дня происходит грабеж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Это означало, что петух разъярился. Стремительно и страшно топая мозолистыми лапами, он помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился под дом. Петух победно захлопал крыльями.

Я лежал на диване и курил. Вдруг я услышал в квартире наверху стук.
- Интересно, — подумал я, — они не понимают, что их пол – это мой потолок. Когда они стучат по полу, они стучат по моему потолку. Надо тоже постучать, потому что я должен им ответить.
Я взял швабру и постучал в потолок. Мои соседи тоже постучали. Более громко. Я постучал так громко, как мог.
Тогда мои соседи начали танцевать. Я не могу танцевать на потолке, и поэтому я включил музыку. Соседи тоже включили музыку. Тогда я взял пылесос, положил его на шкаф и тоже включил. В ответ наверху начала лаять собака. У меня нет собаки. Поэтому я начал лаять сам. Я лаял лучше, чем соседская собака. Через пять минут в квартире наверху было уже тихо. Я стоял на шкафу и слушал. Вдруг я услышал очень сильный шум. Мои соседи включили мотоцикл! Как ответить им? Я взял магнитофон и быстро побежал на стройку, которая находится недалеко от дома, где я живу. Там я включил магнитофон и записал шум стройки. Потом я вернулся домой и включил магнитофон на всю мощь. Мои соседи не ждали этого! Это была победа!
И соседи капитулировали: они помахали перед моим окном белым полотенцем.

- Придумать рассказ к картинке. (Рисунок 15)

- Составить рассказ на заданную тему.

• Мой родной город.
• Мой любимый фильм.
• Моя любимая книга.
• Моя любимая телепередача.
• Моё увлечение.
• Домашние животные.
• Природа.
• Лучшие друзья.
• Интересный случай.
• Увлекательное путешествие.

Скачать Приложение

Литература:

Авторы:
1) Берсенева Евгения Сергеевна, логопед
2) Пещерина Татьяна Петровна, логопед

2.1. Восстановление речи при моторной афазии (афферентного и эфферентного типа)

При данных формах афазии используются как методы, на­правленные на преодоление первичного речевого дефекта, так и те, которые рассчитаны на устранение вторичной (системной) симптоматики. Среди них выделяют специфические и неспецифи­ческие приемы работы.

Для этой цели в инициальной стадии заболевания и, следова­тельно, при наиболее грубой степени выраженности речевого де­фекта, актуальным при обеих формах моторной афазии является использование прямых (растормаживающих и стимулирующих) методов работы. К ним относятся:

1. Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи. Ис­пользуются упражнения по показу предметов и ответам на воп­ росы в ситуативном диалоге.

На последующих этапах восстановления методы обучения рассчитаны на произвольную деятельность. Онатребует подклю дония максимального объема межанализаторных резервов компенсации (запасных афферентаций).

При эфферентной моторной афазии специфической является работа, направленная на выработку артикуляционных переключе­ ний. Помимо известных приемов, используемых при коррекции звукопроизношения у детей, здесь полезна экстериоризация звуко-ритмической стороны речи: деление слов на слоги с отстуки­ванием, отхлопыванием каждого слога, выделение голосом ударного слога, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритимической структурой, ритмизиро­ванное произнесение слов во фразе с привлечением внешних опор — отстукивание, охлопывание и т.д., улавливание и восп­роизведение различных созвучий, в том числе и подбор рифмирующихся слов.

Остальные виды работы не являются специфичными, они ис­пользуются при обеих формах афазии при условии, что речевой дефект перестал быть грубо выраженным.

2.2. Восстановление речи при динамической афазии

При обоих вариантах динамической афазии, различающихся характером экспрессивного аграмматизма, имеется общая симп­томатика, проявляющаяся в изменениях нейродинамики — Речевой аспонтанности, инактивности, персевераторности, инертсти и вязкости речевых следов. Они создают крайне неблагоп-пиятный фон для восстановительного обучения. В связи с этим, независимо от конкретного варианта динамической афазии, на начальном этапе работы центральное место занимают методы преодоления расстройств нейродинамики:

1. Повышение активности больного, организация произвольного внимания.

Для достижения этой задачи используются такие виды рабо­ты, как:

- целенаправленное выполнение различных видов нерече­вой деятельности (рисование, лепка и т.д.);

- оценка специально искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;

- ситуативный, эмоционально значимый для больного ди­алог;

При том варианте динамической афазии, когда глубинна структура фразы остается сохранной, а экспрессивный аграмматизм проявляется в неспособности совершать поверхностны грамматические трансформации, используются такие методы восстановительного обучения, как:

- улавливание грамматических искажений — флективных предложных и т.п. в специально деформированных текстах (с целью оживления чувства языка);

- выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в но­минативных формах;

- дифференциация значений единственного и множествен­ного числа, родовых значений, значений настоящего, прошед­шего и будущего времени глагола;

- восполнение в словах пропущенных грамматических эле­ментов;

- составление фраз по сюжетным картинкам, ответы на воп­росы простой фразой, оформленной грамматически;

- пересказ простого текста;

- стимулирование к использованию побудительных и вопро­сительных предложений, различных предложных конструкций;

- стимулирование ответов на вопросы с постепенным умень­шением в ответе числа слов, заимствованных из вопроса;

- раскладывание серии последовательных картинок, соот­ветственно заключенному в них сюжету.

5. Стимулирование письменной речи. Используются универсальные для психолого-педагогическй практики методы.

2.3. Восстановление речи при сенсорной афазии

Исходя из того, что первичным речевым дефектом при сен­сорной афазии является нарушение понимания речи, основной задачей восстановительного обучения является восстановление представлений о смысловой роли звуков речи (фонем). Учитывая так­же, что в зрелой речевой функции обиходные слова и выражения понимаются не на основе фонематического знания, а как слухо-речевые штампы, на начальном этапе работы ставится задача оживления в памяти слов как вербально-невербальных единств.

Это предполагает преодоление одного из самых тяжелых рас­стройств импрессивной речи при сенсорной афазии — отчужде­ния смысла слова. В рамках этого вида работы используются следующие направления, рассчитанные на прямые методы обучения:

1. Стимуляция понимания обиходного пассивного словаря. Для того чтобы оживить в памяти больного предметную отне­сенность звуковых комплексов, представленных теми или ины­ми словами, проводится показ реальных предметов и картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функцио­нальным, классификационным и другим признакам, а также по­каз частей тела на картинке и на себе;

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Основными из используемых здесь методов являются:

- раскладывание подписей к предметным и простым сюжет­ным картинкам;

- письмо букв и слогов под диктовку.

На последующих этапах доминирующая роль переходит к ме­тодам обучения, рассчитанным на произвольную деятельность. Среди них наиболее важными являются следующие:

4. Восстановление фонематического слуха (по стандартным методикам).

5. Восстановление понимания значения слова. В связи с тем, что при данной форме афазии конкретные зна­чения слов страдают больше, чем абстрактные, в первую очередь закрепляются слова, представляющие собой предметные номинации. Эта работа требует опоры на реальные предметы и кар­тинки. Выделяются дифференциальные признаки предметов, играющие существенную роль для соответствующего пред­метного образа. Затем уже проводятся: выработка обобщенных понятий путем классификации предметов по категориям; под­бор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории; заполнение пропусков во фразах; подбор сино­нимов в качестве однородных членов предложения и вне кон­текста; работа над омонимами, антонимами и фразеологизмами.

8. Выработка навыка самоконтроля за собственной речью.

предъявление больному деформированных предложений, в том числе сложносочиненных и сложноподчиненных, для улав­ливания имеющихся в них искажений;

ответы на вопросы в развернутом диалоге и оценка их пра­вильности. Для этого внимание больного фиксируется на допу­щенных им ошибках, предъявляемых графически и в магнитофонной записи.

2.4. Восстановление речипри акустико-мнестической афазии

Главной задачей восстановительного обучения у больных с данной формой афазии является укрепление слухо-речевой па­мяти, что включает расширение рамок слухового восприятия.

Это достигается благодаря таким методам работы, как:

- показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;

- показ частей тела по тому же принципу;

- выполнение 2—3-х звеньевых устных инструкций;

- ответы на развернутые вопросы, постепенно усложняемые по синтаксической структуре;

- прослушивание текстов, состоящих из нескольких предло­жений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

- письмо под диктовку постепенно наращиваемых фраз;

- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением больным (по памяти) каждого из предложе­ний и всего набора в целом.

Повышение стойкости слухо-речевых следов проводится с ис­пользованием таких видов тренинга, как:

- повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочте­нием и воспроизведением, а также с заполнением паузы ка­ким-либо другим видом деятельности;

- заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

- повторный показ предметов и картинных изображений че­рез 5—10 с, а затем и через 1 минуту после первого предъявления;

- устное составление предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

- перечисление по буквам слов с постепенно усложняющей­ся звуковой структурой и постепенный уход от письменного образца этих слов.

Помимо этих специфических для акустико-мнестической афазии задач ставятся и другие, такие, как преодоление труднос­ тей называния. Для этого проводятся:

- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисо­вание предметов, обозначаемых словами-названиями;

- смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные при­знаки предметов;

- классификация слов с самостоятельным подбором обоб­щающего слова;

- упражнения по объяснению слов с конкретным, абстракт­ным и переносным значением.

К числу системно обусловленных патологических симптомов у больных с данной формы афазии относятся и трудности орга­низации развернутого высказывания. В связи с этим необходима работа по их устранению.

Отдельную задачу составляет организация развернутого вы­ сказывания. Для ее решения применяются:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов: вначале по подробному плану, затем — посвернутому, далее — без плана;

- развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессио­нальные, общественные и т.д.);

-отработка образцов коммуникативной и повествователь­ной письменной речи (поздравительные открытки, письма, из­ложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

2.5. Восстановление речи при семантической афазии

При семантической афазии первичным дефектом является нарушение симультанного оптико-пространственного гнозиса и праксиса. В связи с этим первостепенной задачей восстанови­тельного обучения является преодоление пространственной ап рактоагнозии.

Этот раздел восстановительного обучения включает:

- схематическое изображение пространственных взаимоот­ношений предметов;

- изображение плана пути, комнаты и т.д.;

- конструирование по образцу, по словесному заданию;

- работа с географической картой, часами;

- наглядное изображение простых пространственных си­туаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи.

На основе полученных в этом плане навыков проводится вос­становление способности употреблять слова и фразы, отражаю­щие количественно-оптико-пространственные взаимоотношения объектов:

- конструирование сложноподчиненных предложений.

При условии, что элементарные пространственные, количе­ственные и временные категории вербального уровня больному доступны, переходят к восстановлению способности понима­ния логико-грамматических конструкций. Для этого использу­ются:

- картинное изображение сюжета конструкции;

- введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст;

- предъявление конструкций письменно, а затем устно.

1. Чем определяется специфика методов восстановительного* обучения, используемых при восстановлении гностических функций?

2. Что является основным объектом реконструкции при кинес­тетической апраксии?

3. Что является основным объектом реконструкции при кине­тической апраксии?

4. В чем состоят прямые методы восстановления речи?

5. Какие методы восстановления речи являются специфиченскими?

6. В каких случаях при восстановлении речи у больных с моторной афазией применяется оптико-тактильный метод?

7. Каковы основные задачи восстановительного обучения присенсорной афазии?

8. При какой форме афазии основной задачей обучения является восстановление предикативной стороны речи?

9. При какой форме афазии необходимо вести работу по увели­чению объема слухо-речевого восприятия и закреплениюакустических следов?

10. При какой форме афазии ставится специальная задача вос­становления симультанного синтеза?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.