Возрастные и невротические страхи

Страх – это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока. (А.И.Захаров).

Различают возрастные и невротические страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

  • наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться их послушания);
  • тревожность в общении с ребенком;
  • большое количество запретов;
  • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  • психологическая травма – испуг, шок;
  • нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
  • конфликтные ситуации в семье.
  • Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.

    Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.

    Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.

    Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.

    Ситуативный страх. Возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого и ребенка обстановке (при нападении собаки). Часто проявляется в результате психического “заражения” паникой группы людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

    Личностно-обусловленный страх. Появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера (повышенной мнительностью).

    Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.

    Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ожидать, что, спустя несколько дней, или даже недель у него все же появятся страхи.

    Дети 6-7 лет начинают бояться смерти – своей или своих близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.

    Одна из причин приобретенных страхов – реально происшедшее событие. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами – возникает боязнь отрицательных персонажей и “нехороших” людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами собой.

    Еще одна причина – запугивание.

    У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары.

    Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.

    Страхи также можно делить на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические – особенностями личности.

    Говоря о детских страхах и их проявлениях, необходимо понять, что считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет. Что же можно считать нормой детских страхов?

    В приложении № 1 “Детские страхи” приведены данные исследований М.Кузьминой для каждой половозрастной группы.

    Особо сложным – “кризисным” периодом, как можно увидеть из таблицы, является 7-летний возраст.

    Следует также обратить внимание на другие “кризисные” возрасты: 3-4 года (общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек – возрастает), 11-12 лет.

  • Гипсофобия – страх высоты,
  • Клаустрафобия – боязнь закрытого пространства,
  • Агорафобия – боязнь открытого пространства,
  • Ситофобия – боязнь принимать пищу и т.д.
  • Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.

    Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксациями), первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуацией, а потом становится столь значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь выступать у доски, заикание.

    Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто “застревают”, и вытащить их из них подчас бывает очень сложно. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, в которое детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков; страх сказочных персонажей, а также страхи потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

    Выявить наличие страхов у ребенка старше трех лет можно с помощью беседы: вопрос – ответ (Приложение №2). Вопросы должны быть доступными для детского понимания. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да - нет” или “боюсь - не боюсь”. Повторять основной вопрос (боишься или не боишься) следует только время от времени, тем самым, избегая непроизвольного внушения страхов.

    При стереотипном отрицании всех страхов нужно добиваться развернутых ответов типа “Не боюсь темноты”. Взрослый, задающий вопросы должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, не забывая периодически подбадривать его и хвалить за то, что он говорит правду. Лучше задавать вопросы по памяти, только иногда заглядывая в список.

    Излишне тревожным, замкнутым, стеснительным детям вопросы можно задавать выборочно (иногда сложно задавать 5 вопрос).

    За решение проблемы нужно браться осторожно. Очень многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются признаваться в том, что им бывает страшно.

    “Лобовая атака” тут ничего не даст. Лучше “зайти с тыла”: затеять игру, наделив её главного персонажа нужным качеством. Пусть это будет Зайчишка-Трусишка. В русских сказках заяц почти всегда бывает боязливым, так что ваш ребенок сочтет это вполне естественным и не заподозрит подвоха. В игре ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче, ведь игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность, а признание окружающих окрыляет ребенка.

    Большинство детей охотно включится в игру. Но будут и такие, которые под разными предлогами отказываются (не хочу, не интересно). Обычно так реагируют дети, у которых имеются фобии – патологические страхи, либо гордые, закрытые дети.

    Разумеется, и на этом этапе следует избегать излишнего давления на ребенка. Не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпение ждет следующей игры. Не торопитесь проиграть все сразу. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок осмыслит и поймет происходящее.

    Пусть ребенок изображает того или иного персонажа не при помощи куклы, а сам. К играм можно привлекать и других детей, но только в том случае, если ваш ребенок не будет стесняться показывать им свой страх.

    Один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Да и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько из нас, входя в темную комнату, немедленно включает свет или даже оставляет его включенным, уходя из дома.

    Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Среди родителей бытует мнение, что сон с включенной люстрой вредит психике ребенка, чем ежевечерний стресс. Многие это и стрессом не считают (пусть привыкает!). Хотя потом при беседе с психологом ребенок рассказывает какими чудовищами населена для него темнота – даже взрослого прошибает холодный пот.

    Ни в коем случает, не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

      Игра “Кукольные прятки” для детей 4-6 лет.

    В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещённом помещении, а некоторые – в тёмном (днём – в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включённом ночнике). За игрушку, найденную в темноте, даётся больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребёнку, оставляйте игрушки на видном месте

  • Игра “Смелый разведчик” для детей 5-8 лет.
  • Можно играть в компании, а можно вдвоём со взрослыми. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развёрнутую игру в войну, чтобы всё получилось естественнее и интересней. В какой-то момент ребёнок (называемый, своим именем) получает задание сходить ночью в разведку. В затемнённом помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребёнок должен сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

    Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают ночные кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно забудет о них.

    На самом деле, таким образом, подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто совершенно от них независящее, а потому грозное и могущественное

    В дошкольном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают его на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, привидевшиеся во сне, преследуют долгие годы.

    Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать их в сценках.

    Очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно сопереживали малышу, с другой стороны – не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у ребенка улыбку и смех.

    Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что во снах много нелепого, абсурдного, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту (во сне не смог убежать от чудовища, проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску и чудовище покатится кубарем, визжа как поросенок).

    Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их обыгрывания невозможно.

    Пример: 5-летний Антон боялся некой “тёти королевы”, которая не раз являлась к нему во сне. Рассказывать про нее он не мог. Рисовать тоже поначалу отказывался. Тогда мама, по совету психолога, предложила ему: “Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я представляю”. Антоша согласился и понемногу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если вдруг он затруднялся, не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила придумать или предлагала свой вариант. Естественно, “тетя королева” получилась на рисунке не очень-то страшной. Потом ему было предложено нарисовать ее во дворце, и он с удовольствием раскрашивал ее трон.

    Один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает тяжелые формы. Ничего удивительного здесь нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек и задумчивых осликов, то можно лишь поразиться такой нагрузке на психику.

    Поэтому даже к такому вроде безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков сейчас следует относиться очень осторожно. Если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров – даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут оторваться от экрана, когда там показывают ужасы).

    Не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. В этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет. Попробуйте посмотреть на себя со стороны

  • Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей, Союз, С.-Пб,2000.
  • Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Речь, С.-Пб., 2007.
  • Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития.

    Поводом их возникновения являются:

    - Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория внушаемые страхи (такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания.

    - Тревожность в обращении с ребёнком.

    - Избыточное предохранение от опасности.

    - Большое количество запретов.

    - Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.

    - Психологическая травма типа испуга, шока.

    - Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей.

    - Конфликтные ситуации в семье.

    Кроме возрастных - существуют невротические страхи. Невротическими страхи становятся в результате:

    - Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это страхи темноты, одиночества, животных.

    - Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов.

    Виды детских страхов.

    Современная психология делит страхи на следующие виды:

    К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.

    Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.
    Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание.
    Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи.

    Выявление детских страхов.

    Тревожность – способность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать чувства страха и тревоги.

    Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Часто она служит показателем психологического неблагополучия человека.

    В настоящее время растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию.

    Тревожный порог. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Вместе с тревогой и ощущениями неуспеха у такого ребенка постепенно формируется отношение к себе как к слабому и неумелому. А это, в свою очередь, порождает общую установку на неуверенность в себе и сниженную самооценку.

    Семейная черта. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку. Имеет значение и климат в семье – обнаружено, что в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

    Чаще всего детская тревожность является следствием личностной тревожности матери.

    Еще одна причина возникновения детской тревожности может быть связана с тем, что дети в возрасте 5-7 лет начинают подражать, идентифицировать себя с родителем того же, что и они пола. И если соответствующий родитель высокотревожен, то эту черту легко может скопировать ребенок.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


    Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



    ВЕБИНАР: Тест Векслера (WISC). Методика исследования интеллектуальной сферы ребенка

    ВЕБИНАР: Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

    ВЕБИНАР: Медиация разводов. Практика урегулирования семейных споров


    • #детская психология

    Детские страхи


    Как же маленькому человеку перенести нагрузку бешено бегущего мира? Как не бояться, если с каждым днём прибавляются сотни причин для страха?

    Все мы, взрослые, чего-то боимся. Часто, очень эмоционально делимся друг с другом своими переживаниями, подчас забывая, что рядом с нами - наши дети. Они же улавливают всё: тревожность, напряжение, конфликты, а также очень остро чувствуют ложь.

    Так что же такое страх?

    Теперь мы поподробнее поговорим о страхах, которые мучают наших малышей.

    Итак, детские страхи бывают: возрастные и невротические.

    Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития.

    Поводом их возникновения являются:

    • Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория - внушаемые страхи (такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания.

    • Тревожность в обращении с ребёнком.

    • Избыточное предохранение от опасности.

    • Большое количество запретов.

    • Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.

    • Психологическая травма типа испуга, шока.

    • Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей.

    • Конфликтные ситуации в семье.

    Кроме возрастных - существуют невротические страхи. Невротическими страхи становятся в результате:

    • Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это страхи темноты, одиночества, животных.

    • Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов.

    Неврозы характеризуются:

    • эмоциональной интенсивностью и напряжённостью;

    • длительным течением или постоянством;

    • неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности;

    • избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного;

    • относительной трудностью устранения страхов.

    • Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления. Например, ритуалы. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Часто ритуалы шокируют окружающих.

    Страх условно делится на ситуативный и личностный.

    Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

    Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью.

    Также условно страхи можно разделить на две большие группы "врожденные" и "приобретенные".

    Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития (или возрастные). Когда проходит трёхлетний возраст, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления при том ,что дети ещё очень наивны и внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.

    У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.

    Теперь о "приобретенных" страхах:

    • Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса.

    • Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и… нехороших людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.

    • Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи.

    • Дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

    • Дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях, как реагирует.

    • Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Именно поэтому, когда вы читаете ребёнку незнакомую сказку, постарайтесь заранее прочесть её или просматривайте текст вперёд.

    Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. Что же можно считать нормой при проявлении детских страхов?

    Следует знать, что с 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.

    Страх также можно делить реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

    Виды страхов.

    Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:

    — навязчивые страхи;

    — бредовые страхи;

    — сверхценные страхи.

    К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.

    Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях.

    Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

    Выявление страхов.

    «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

    1. когда остаешься один;

    3. заболеть, заразиться;

    5. того, что умрут твои родители;

    6. каких-то людей;

    7. мамы или папы;

    8. того, что они тебя накажут;

    9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    10. опоздать в сад (школу);

    11. перед тем как заснуть;

    12. страшных снов (каких именно);

    14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

    16. бури, урагана, землетрясения, наводнения (страхи стихии);

    17. когда очень высоко (страх высоты);

    18. когда очень глубоко (страх глубины);

    19. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

    24. больших улиц, площадей;

    25. врачей (кроме зубных);

    26. крови (когда идет кровь);

    28. боли (когда больно);

    29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).

    Из всего вышеперечисленного хочу заметить, что, допустим, страх собак может быть внушённым, ситуативным, невротическим, сверхценным или смешанным, а также он может быть приобретенным и навязчивым. И именно исходя из его характера надо строить психотерапевтическую и коррекционную работу.

    В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на сказкотерапевтическом методе.

    В нашем коррекционном детском саду практически все ребята имеют свои страхи. После нескольких лет обследований мы выявили ряд самых часто встречающихся страхов у детей дошкольного возраста в нашем детском саду. На основе этих данных и появилась авторская программа по устранению либо уменьшению основных детских страхов посредством сказкотерапии. Но в программу включены самые разнообразные методы работы со страхами. Это и прорисовывание, и просмотр мультипликационных фильмов, и проигрывание ситуаций. Эти и другие методы рассчитаны на обесценивание страхов как осознанно, так и на бессознательном уровне. Основной смысл программы состоит в том, чтобы вызвать сочувствие детей к пугающему объекту, персонажу и погрузить в избегаемую ситуацию. Например, заплаканную и несчастную Бабу-Ягу мы отводим в наш салон красоты; Кощея учим благотворительности; в полной темноте (только на третье занятие по страху темноты) помогаем Темноте не бояться спрятанных в ней предметов; и т.п. (лечим, выручаем, жалеем, подсказываем, учим, общаемся).

    Страх темноты

    На предыдущих двух занятиях ребята знакомятся с Темнотой, ищут ей друзей, сами дружатся с ней, играют в различные игры; Темнота рассказывает им о том, что многие интересные и красивые вещи и явления можно увидеть только в темноте: Темнота рассказывает о красоте фонарей, салютов, гирлянд, свечей, показывает диафильм (который тоже можно увидеть только в темноте); Темнота предостерегает, как друг и союзник, об возможных опасностях, которые могут всё-таки спрятаться в ней. (Открытый люк, камень, лужа и т.д.)
    (занятие 3 - заключительное; проходит в неосвещённой комнате; имеет закрепляющую функцию)

    Оборудование:

    1. бенгальские огни,

    2. мешочек с разнообразными предметами,

    3. 10 маленьких фонариков,

    6. большой цветок (раскидистый),

    8. стулья детские (5-6 штук),

    9. скользкая материя больших размеров,

    Цели и задачи:

    1. Устранение страха темноты.

    2. Повышение самооценки.

    3. Развитие ориентации в пространстве, в темноте.

    4. Развитие тактильных, кинестетических ощущений.

    5. Развитие коммуникативных навыков, работа над сплочённостью.

    6. Фантазии, креативного мышления.

    7. Развитие речи, логики, мышления.

    Цветок- цветок, в сказку веди,
    Не дай цветок ослабнуть в пути,
    Для нас ты смелость и свет подари
    И сказку новую нам оживи!

    Ведущий: Смотрите, ребята, сегодня совсем темно, но нам же не страшно, правда? Давайте попробуем найти Темноту (ищем темноту в тёмной комнате по шёпоту).

    Ребята: Приветствуют Темноту.

    Ведущий: Как здорово! Вы так хорошо знаете друг друга!

    Ведущий: Что-то мне кажется, что ты сегодня какая-то странная, что случилось? Ты съёжилась, сгустилась, забилась куда-то…

    Темнота: Дело всё в том, что я такая тёмная, что не всегда знаю: что во мне прячется? То мне кажется, что это – паук, а это просто цветок. То мне мерещится Баба-Яга, а я её очень-очень боюсь. Вот и теперь я думаю: там стоит дракон (показывает на пианино).

    Ведущий: Ребята это разве дракон? Как вы думаете: что это?

    Ведущий: Мы можем тебе показать, Темнота.

    Ребята: (подсвечивают весь рояль фонариками)

    Темнота: А там осьминог? (и т.д.).

    Темнота: Ребята, что же мне делать, чтобы не бояться?

    Ребята: (объясняют: что нашли, какой формы, температуры, фактуры)

    Ведущий: Вот он - твой подарочек! Это- маленький фонарик, который мы дарим тебе, чтоб ты не боялась всяких страшилищ. Ребята, мы подарили Темноте фонарик, а чем ещё можно осветить тёмное царство темноты? (беседа об освещении - свечи, гирлянды, фонарики, лампы, фары, вывески, светофор и т.д.)

    Ведущий: А ещё что бы ты никого не боялась, я тебе и всем ребятам дарю волшебный стишок:

    Страх, страшок, страшилка,
    Брысь, брысь, брысь.
    В смех, смешок, смешилку
    Пре-вра-тись!

    Когда ты увидишь что-то страшное и ужасное, то сразу говори эту прогонялку.

    Темнота: Давайте я попробую! (пробует).

    Ведущий: А теперь вы, ребята. Все вместе. По одному.

    Темнота: Здорово! Ничего не боюсь! (в комнате вспыхивает и гаснет свет. Темнота падает).

    Ведущий: Что с тобой? Чем мы можем помочь? Кто же это сделал?

    Темнота: Вон там. (показывает в угол комнаты. В углу лежат разрозненные части большого пазла. У каждого своя часть, дети собирают из десяти частей единую картинку).

    Ребята: (Мы идём по горам (по стульям), по болотам (по скользящей ткани на четвереньках), по пещере (через обручный тоннель обтянутый чёрной тканью).

    Вот он - наш волшебный сосуд! (поим темноту, она приходит в себя).

    Темнота: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли сегодня. Опять меня порадовали, научили никого не бояться, спасли.

    Ведущий: Но кто же зажёг свет прямо в волшебной сказке? Как вы думаете, ребята?

    Ведущий: А ты как думаешь, Темнота?

    Темнота: Я думаю, что это кто-нибудь, кто боится меня, потому что не знает, какая я одинокая и несчастная, как мне бывает грустно и страшно. Но вы, ребята, не побоялись со мной играть, меня выручать, Спасибо вам!

    За это я хочу вас наградить (раздаёт бенгальские огни, зажигаем бенгальские огни).

    Ведущий: Ах, как красиво горят бенгальские огни в темноте, но нам, ребята, пора возвращаться, до свидания, Темнота. Мы тебя теперь совсем не боимся потому, что знаем, какая ты добрая, красивая, весёлая. А сейчас, ребята, нам пора возвращаться из сказки.

    Цветок- цветок, Сказка прошла,
    Нам много чудного преподнесла,
    Скорее домой нас отнеси,
    И что узнали мы - в нас сохрани.

    Ведущий: Ну вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите, ребята, что сохранил в нас волшебный цветок: Что для вас было наиболее важное, интересное? Что было трудно? Как вы себя чувствуете (ощущения)?

    Автор: Кулинцова Ирина Евгеньевна, педагог-психолог ГДОУ №118, г.Санкт-Петербург

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.