Возрастные особенности нервной системы что это

Нервная система новорожденного наименее развита из всех органов и систем. Но и в этом случае можно наблюдать различную степень дифференцировки. Более старые филогенетические отделы (спинной мозг, продолговатый мозг, мост, средний мозг и старое полосатое тело) развиты в большей степени, чем новые сегменты (новое полосатое тело и кора). Кора недостаточно развита, нейроны дифференцированы не полностью, с небольшим количеством пигмента, слаборазвитыми дендритами и с не полностью миелинизированными нервными волокнами. Функция предшествует морфологическому созреванию, и это особенно заметно на уровне анализаторов. Орган равновесия действует еще со времени внутриутробного развития, слуховой, зрительный, вкусовой и кожный анализаторы – сразу же после рождения. Дифференцировка нейронов происходит до 3-летнего возраста, полностью заканчивается в 8 лет.

Процесс миелинизации проходит в определенном порядке: кожные рецепторы, органы равновесия, обонятельные, слуховые – на первых двух месяцах жизни, последними миелинизируются зрительные рецепторы. На уровне коры, начиная со второго месяца после рождения, миелинизируются височные

и затылочные доли и в более поздний период лобные доли. Эфферентные волокна проходят процесс миелинизации позже афферентных, за исключением двигательных волокон, принадлежащих черепным нервам и переднему корко- во-спинальному тракту, которые частично миелинизированы к рождению. Процесс миелинизации спинномозговых нервов начинается в возрасте 4-6 месяцев

и заканчивается у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Головной мозг у новорожденного и взрослого имеет большой перегиб в области моста, менее выраженный в детском возрасте. Мост краниально на 5-8 мм превосходит задний край турецкого седла.

Форма черепной полости определяется мозгом. Свободное пространство у новорожденного очень мало, составляет только 2,5% емкости мозга; у взрослого – 7,5%.

В детском возрасте плоскость ската приближается к горизонтальной плоскости. У новорожденного угол между этими двумя плоскостями составляет 60-70 градусов, у взрослого он не превышает 50 градусов.

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н А Я Н Е Р В Н А Я С И С Т Е М А

СП ИН НО Й М ОЗ Г

Говоря о возрастных особенностях спинного мозга, следует подчеркнуть, что в начальном периоде эмбрионального развития длина спинного мозга соответствует длине позвоночного канала. Начиная с 4-го месяца эмбриогенеза, спинной мозг отстает в росте сравнительно с позвоночным каналом. К 4 месяцам спинной мозг находится на уровне V поясничного – I крестцового позвонка, к 7 месяцам - III-IV поясничного, а к моменту рождения на уровне III поясничного позвонка. У новорожденных спинной мозг заканчивается на уровне нижнего края II-III поясничного позвонка, на 1-м году жизни - на уровне I-II поясничного и таким остается у детей школьного возраста и взрослых.

Несоответствие между длиной спинного мозга и позвоночного канала изменяет направление передних и задних корешков из горизонтального в нисходящее, в результате чего образуется конский хвост (cauda equina).

Спинной мозг у новорожденного относительно длинный (от 14 до 16 см, около 30% длины тела), в том числе: шейного отдела - до 3,8, грудного - до 7,7 см, поясничного - до 2,3 см, крестцового - до 2 см (Ф.И.Валькер). К 10 годам длина спинного мозга удваивается (у взрослых - 43-45 см). В толщину спинной мозг растет медленно. Толщина его удваивается к 12 годам и в дальнейшем почти не изменяется. Особенно заметно увеличивается поперечник спинного мозга в области шейного и поясничного утолщений. Они выражены уже у новорожденных и заметно увеличиваются в первые 3-4 года, а затем их рост замедляется. Шейное утолщение развивается в общем быстрее поясничного, что связано с наиболее ранним развитием верхних конечностей.

Вес спинного мозга новорожденных колеблется от 3 до 4 г, то есть относительно большой, и равняется 0,1% веса тела (у взрослого 0,04%). В 6 месяцев вес спинного мозга удваивается, к 11 месяцам - утраивается, к 3 годам - увеличивается в 4 раза. В 6 лет вес спинного мозга - 15 г, а к 20 годам достигает 30 г.

Количество борозд на поверхности спинного мозга у новорожденных достигает 8 (у взрослых 4). Fissura mediana anterior относительно глубокая и содержит передние центральные артерии. Задние борозды: срединная, промежуточная и латеральная - едва намечаются. На поверхности мозга новорожденного существуют еще четыре продольные борозды, которые с возрастом (от 6 мес. до 1 года) сглаживаются. Одна из них неглубокая, расположена латерально от заднего рога. Вторая - глубокая - проходит по латеральной поверхности шейного и верхнегрудного отделов, впереди перекреста пирамид. В этих же отделах мозга, впереди и позади спинно-оливарного пути трехгранного пучка Hellweg определяются еще две борозды - третья и четвертая.

На поперечном срезе заметно преобладание белого вещества над серым. Передние и задние рога в грудном отделе равной величины; в области утолще-

ний cornu anterius больше cornu posterius. Центральный канал относительно широкий, особенно в нижнем отделе, где образует ventriculus terminales. Между ним и субарахноидальным пространством могут встречаться сообщения. Иногда клетки эпендимы отсутствуют, и на поперечном срезе стенка канала оказывается обнаженной. Редко, преимущественно в каудальных отделах, эпендимные клетки пролиферируют, в результате чего стенка канала становится толще, более рыхлой, и местами возникают дивертикулы, направленные в сторону прилежащей ткани. Эти выпячивания бывают разной величины и формы. Местами они занимают всю окружность канала, и он представляется суженым. Нервные клетки спинного мозга имеют типичную форму, лежат группами. Ткань глии развита, ее волокна образуют тонкую периферическую краевую зону. Клетки спинальных ганглиев уже полностью дифференцированы и отличаются лишь меньшими размерами. Проводящие пути богаты миелином, за исключением пирамидных, миелинизация которых, по мнению многих авторов, происходит позднее других систем (В.П.Курковский и др.).

В целом процесс формирования и развития спинного мозга происходит быстрее, чем головного.

ОБ ОЛОЧК И С ПИ НН ОГ О М ОЗ ГА

Твердая мозговая оболочка относительно толстая, простирается до I-II крестцового позвонка, образуя дуральный мешок. Толщина его стенок различна. Наиболее выражена задняя стенка, особенно в шейном отделе (1-1,5 мм), в грудном отделе она в два, а в поясничном – почти в четыре раза тоньше. Дуральный мешок относительно прочно фиксирован в позвоночном канале. Краниально он сращен со стенками большого затылочного отверстия, каудально – переходя в filum durae matris spinalis , соединен с копчиком. Кроме того, фиксация мешка осуществляется за счет его отростков, которые охватывают корешки спинномозговых нервов в виде футляров. Последние, проходя через межпозвонковые каналы, связаны с его стенками соединительнотканными тяжами.

Эпидуральное пространство у новорожденных приобретает особый хирургический интерес в связи с проведением перидуральной анестезии в момент оперативного вмешательства и в послеоперационном периоде (например, для предупреждения и лечения порезов кишечника, связанного с перитонитом). С практической точки зрения (пункции, катетеризации) это пространство целесообразно условно разделить двумя фронтальными плоскостями, проведенными вдоль передней и задней стенок дурального мешка. При этом выделяются: вентральный, дорзальный и два латеральных сегмента.

Жировая ткань эпидурального пространства очень нежная, полужидкая и распределена в нем неравномерно. В шейном отделе количество жировых включений крайне мало (нередко отсутствуют); в грудном их несколько

больше, и они концентрируются в виде островков вдоль стенки позвоночного канала и области межпозвонковых отверстий, в поясничном и крестцовом отделах жировые скопления наиболее развиты. Количество их нарастает с увеличением веса новорожденного, особенно в каудальном направлении. В эпидуральном пространстве хорошо представлены венозные сплетения.

Субдуральное пространство выражено слабо, так как паутинная оболочка почти вплотную прилегает к dura mater, образуя крайне узкую щель.

Субарахноидальное пространство – сравнительно хорошо развитая полость, содержащая спинномозговую жидкость. Наибольшей ширины оно достигает в поясничном отделе (8 мм), где образует cisterna terminalis, в которой располагается cauda equina. Форма пространства в горизонтальной плоскости в этой области чаще округлая, овальная, реже – трапециевидная. Lig. denticulatum

– слабо развитые парные пластинки, натянутые во фронтальной плоскости между мягкой и паутинной оболочками. Pia mater содержит относительно развитые артериальные и венозные сети, а в нижних отделах уже определяются более крупные отдельные стволики.

Г ОЛ ОВ НО Й М О ЗГ

Головной мозг новорожденного относительно короткий и широкий, со сравнительно меньшими размерами и более выраженной кривизной лобной доли, большими высотой височной и величиной затылочных долей. Вес мозга широко варьирует – от 239 до 506 г (В.Я.Михайлец), с небольшой разницей у мальчиков и девочек. Чаще всего он колеблется от 350 до 400 г и относится к весу тела как 1:8 (у взрослых приблизительно 1:40). К концу 1-го года жизни вес его увеличивается в 2–2,5 раза, а к 3 годам – в 3 раза. К 7 годам вес головного мозга составляет 4/5 его веса у взрослого, мозг которых к 20 годам достигает 1.270 г. у женщин и 1.400 г. у мужчин. По сравнению с мозгом новорожденного вес различных его отделов у взрослого увеличивается: полушария – в 4 раза; ствол – в 5 раз; мозжечок – в 7 раз.

Головной мозг состоит из трех отделов: заднего (ромбовидного), среднего и переднего мозга. Задний мозг, в свою очередь, включает в себя продолгова -

тый мозг , мост и мозжечок .

Задний мозг

Продолговатый мозг новорожденного имеет длину от 11 до 14 мм (чаще 13-14 мм). Ширина пирамид у заднего края моста – 3–4 мм, перед перекрестом

– около 2 мм. Латеральнее пирамид расположены нижние оливы, длина которых находится в пределах 8–10 мм, а ширина - 4–6 мм. Их передневерхние полюсы еще не достигают заднего края моста, нижние – в большинстве случаев

сливаются с поверхностью продолговатого мозга. Оливы расположены сравнительно близко друг к другу, так как пирамиды развиты еще слабо, их поверхности слегка выпуклы, не имеют шероховатостей и возвышений. Оливарные пучки направляются вверх и вперед, параллельно средней линии. Нежные и клиновидные пучки слабо отграничены друг от друга, веревчатые тела имеются, но отдельные слои в них выделить трудно. Такие взаимоотношения наблюдаются

в течение первых 2-3 лет жизни.

С возрастом продолговатый мозг занимает более вертикальное положение, дифференцируются пирамиды, с увеличением которых удаляются друг от друга оливы. Нежный и клиновидный пучки четко отграничены, с 3-х лет хорошо заметны нежный и клиновидный бугорки.

В целом сегментальный отдел продолговатого мозга дифференцируется раньше базального. Ядерные образования продолговатого мозга к моменту рождения сформированы, но рост и дифференциация клеток в них еще не закончены. Полностью дифференцировка клеток в ядрах продолговатого мозга (в частности Х пара) заканчивается к 7 годам. Пучки пирамидного пути и медиальной петли у новорожденного слабые. Более тонки пучки и других проводящих путей, поэтому клеточные ядра располагаются ближе друг к другу, чем у взрослых.

Мост у новорожденного располагается несколько выше, более горизонтально и кпереди, продольный размер по ходу s.basilaris колеблется от 8 до 14 мм (чаще 12-13 мм). Корешок тройничного нерва распложен ближе к переднему краю моста, его двигательная и чувствительная порции тесно прилегают друг к другу.

В течение первых лет жизни мост смещен кзади, и к 5 годам доходит до ската затылочной кости, т.е. до уровня, который мы наблюдаем у взрослых. Основание моста у новорожденных менее выпукло и более узко в продольном направлении. Объем его меньше, вследствие неполного развития пирамидных и мостомозжечковых путей. По этой же причине собственные ядра моста у новорожденных располагаются ближе друг к другу. Примерно к 5-6 годам строение моста становится подобным таковому у взрослых.

Мозжечок новорожденного лежит высоко и вытянут в длину и в целом меньше, чем у взрослого. Вес его по отношению к весу мозга - 5-6%. Вес мозжечка новорожденного - 20-23 г, в 6 месяцев - 62-65 г, в 1 год 84-94 г, в 15 лет - 149 г. У мальчиков масса мозжечка больше, чем у девочек. Эта особенность сохраняется и у взрослых. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первые годы жизни, что выражается повышением координации движений. Нижний край мозжечка отстоит у новорожденного на 7-8 см от большого затылочного отверстия и только к 10 годам достигает его уровня. Борозды полушарий мозжечка не глубоки, слабо обрисованы. Червь, по сравнению с полушариями, вы-

Вопросы

1.Состав, принцип строения и функции нервной системы.

2. Возрастные особенности спинного мозга.

3. Возрастные особенности головного мозга.

В развитии нервной системы в ходе онтогенеза отражается общий принцип более раннего созревания более старых отделов центральной нервной системы (ЦНС). В ЦНС созревание идет от спинного мозга к продолговатому, среднему, промежуточному мозгу и в последнюю оче­редь достигает больших полушарий. Важнейшими моментами как в пре-, так и в постнатальном развитии мозга, является установление со­ответствующих синаптических связей, регуляция обмена нейромедиато-ров и миелинизация нервных волокон.Масса головного мозга у новорожденных составляет 350-400 г. Увеличение массы мозга наиболее интенсивно происходит до 7 лет, максимальной массы мозг достигает к 30-летнему возрасту. От момента рождения до взрослого состояния масса мозга увеличивается в 4 раза, тогда как масса тела - в 20 раз.

Возрастные особенности спинного мозга

К моменту рождения человека наиболее развитым оказывается спинной мозг. К этому времени его нейроглиальные элементы хорошо развиты и соответствуют клеткам ребенка дошкольного возраста, в дальнейшем нейроны спинного мозга укрупняются. В ходе индивиду­ального развития масса спинного мозга увеличивается в 8 раз (с 4 грам­мов у новорожденного).

Становление рефлекторных функций начинается уже во внутриут­робном периоде. Во время движения плода раздражаются рецепторы, что влияет на формирование нейронных сетей и установление проводя­щих путей.

Простые рефлекторные реакции в ответ на механическое или элек­трическое раздражение возникают уже на 2-3 месяце внутриутробного развития. У 3-4-х месячного плода рефлекторные реакции являются диффузными, некоординированными. На 4-5-м месяце пренатального развития наблюдается тенденция к ограничению рефлекторных реакций в области раздражителя, начинают развиваться специализированные рефлексы. У 10-недельного плода хватательный рефлекс проявляется в виде сгибания пальцев, на 22-й неделе внутриутробного развития хвата­тельный рефлекс проявляется в виде" локального сгибания раздражаемой руки. У плода проявляются кожно-сегментарные рефлексы, которые достаточно хорошо развиты у новорожденных и грудных детей.

Возрастные особенности головного мозга

Продолговатый мозг и мост к моменту рождения достаточно хо­рошо развиты, их масса составляет примерно 2% (8 г) от общей массы мозга; ядра продолговатого мозга и моста формируются рано. С разви­тием структур продолговатого мозга и моста связана регуляция дыха­ния, кровообращения и других важнейших функций. У 16-20-недельных плодов наблюдаются единичные дыхательные движения, т.е. к этому времени дыхательные центры уже в значительной степени сформирова­ны. К моменту рождения наиболее зрелыми являются пищевые безус­ловные рефлексы: сосательный, глотательный и др., за которые отвечает продолговатый мозг. С развитием продолговатого мозга связаны неко­торые позно-тонические и вестибулярные рефлексы. 'В первый месяц

постнатальной жизни хорошо выражен тонический шейный рефлекс, ко­торый в норме исчезает к первому году жизни.

Мозжечок новорожденного весит около 20 г. В постнатальный пе­риод мозжечок наиболее интенсивно растет с 5-го по 11-й месяц, что совпадает с обучением сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза, затем темпы его роста замедляются. Установление нейронных связей мозжечка с другими отделами мозга за­вершается примерно в 7 лет, в это время у детей особенно интенсивно развивается координация движений.

Средний мозг новорожденных достаточно хорошо развит, его мас­са составляет около 2,5 г. Форма и строение среднего мозга новорож­денного почти не отличаются от взрослого. Хорошо развиты ядра глазо­двигательного нерва и красное ядро, достаточно хорошо дифференциро­ваны клетки черной субстанции. Ряд рефлексов среднего мозга форми­руется еще в пренатальном периоде развития. Уже на ранних этапах он­тогенеза у человека обнаруживаются тонические и лабиринтные рефлек­сы, оборонительные и двигательные реакции в ответ на различные раз­дражители. За 2-3 месяца до рождения у плода наблюдаются двигатель­ные реакции в ответ на звуковые, температурные, механические раздра­жения.

У новорожденных достаточно хорошо сформированы ориентиро­вочные, защитные, тонические и установочные рефлексы, рефлексы по­ложения тела в пространстве, что говорит о достаточно высоком разви­тии двигательных центров у детей самого раннего возраста.

Более высокие отделы ЦНС - промежуточный мозг и базальные ядра - развиваются гетерохронно и неравномерно. Развитие гипоталаму­са опережает развитие других отделов промежуточного мозга, очевидно, в связи с необходимостью регуляции вегетативных функций.

Развитие базальных ядер в значительной степени определяет дви­гательную активность детей грудного возраста. С 4-5 месяцев довольно быстро начинают развиваться произвольные движения, но они еще дли­тельное время сопровождаются многообразными дополнительными движениями. Очевидно, в этот период жизни ребенка устанавливаются очень сложные связи между двигательными зонами коры больших по­лушарий и нижележащими моторными центрами.

До 4-го месяца внутриутробного развития поверхность больших полушарий гладкая, к 5-му месяцу внутриутробного развития начинают появляться основные извилины. К моменту рождения первичные и вто­ричные борозды хорошо выражены и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, что и у взрослых. Формирование коры головного мозга идет по тому же принципу, что и всей ЦНС. В функциональном отношении кора головного мозга новорожденного еще незрела, достаточно обособлена от других отделов мозга. Считается, что функциональ­ное формирование коры интенсивно начинается примерно с 3-го Месяца постнатальной жизни.

Головной мозг является важнейшим отделом ЦНС и состоит из стволовой части и конечного мозга, включающего подкорковые, или ба­зальные, ганглии и большие полушария.

От основания головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые связывают головной мозг со многими внутренними ор­ганами, мышцами лица, шеи, языка, глаз, а также обеспечивают поступ­ление в головной мозг сенсорной информации от зрительных, вкусовых, слуховых и обонятельных рецепторов, вестибулярного аппарата, так­тильных рецепторов кожи лица.

Основные части головного мозга выделяются уже к 3-му месяцу эмбрионального развития, а к 5-му месяцу эмбриогенеза уже хорошо за­метны основные борозды больших полушарий (рис. 1:1).


Рис. 1. Схема развития головного мозга.

К моменту рождения общая (рис. 1: 2) масса головного мозга состав­ляет около 400 г, причем у девочек он несколько меньше (в среднем 388 г у девочек и 391 - у мальчиков). По отношению к массе тела мозг новоро­жденного значительно больше, чем у взрослого. Так, у новорожденного он составляет 1/8 массы тела, а у взрослого - только 1/40.

В постнаталыюм периоде наиболее интенсивно головной мозг чело­века развивается в первые два года (рис. 1: 3 Л ). Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет, к этому моменту масса мозга достигает уже 1/5 массы взрослого мозга (рис. 1:5).

Окончательное созревание головного мозга заканчивается только к 17-20 годам. К этому возрасту масса мозга увеличивается по сравнению с новорожденными в 4-5 раз и составляет в среднем у мужчин 1400 г, а у женщин - 1260 г, но абсолютная масса мозга не определяет умствен-

ные способности человека. Изменение размеров, формы и массы мозга сопровождается изменением его внутренней структуры. Усложняется строение нейронов, форма межнейронных связей, становится четко раз­граниченным белое и серое вещество, формируются различные прово­дящие пути головного мозга.

Развитие головного мозга идет гетерохронно, прежде всего созре­вают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедея­тельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной пол­ноценности достигают вначале стволовые, подкорковые и корковые структуры,' регулирующие вегетативные функции организма. Эти отде­лы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2-4 годам постнатального развития.

Лекция 9

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 302 ;

Возрастные особенности нервных процессов у детей.

У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Ответная реакция у него связана с обилием ненужных движений и неэкономичными вегетативными сдвигами.

Высокая степень иррадиации нервных процессов у детей определяется также тем, что на первых этапах постнатального развитие ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

По сравнению со взрослыми у детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явления конвергенции и положительной индукции. Конвергенция состоит в проведении нервных импульсов к одному нейрону из различных участков нервной системы. Н/р, на один и тот же нейрон могут конвергировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов. У них отмечается неустойчивость внимания.

Координация рефлекторных реакций у детей совершенствуется в ходе онтогенеза и завершается к 18-20 годам.

Спинной мозг взрослого человека размешается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г.

Несмотря на то что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью ЦНС, его окончательное развитие заканчивается только к 20 годам. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз.

В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинно-мозговых нервов, иннервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Каждый сегмент стоит из серого и белого вещества. Серое вещество расположено в центре сегмента и в нем различают задние, боковые и передние рога. Серое вещество – это тела нервных клеток, а белое вещество – это аксоны нервных клеток покрытые миелиновой оболочкой, имеющей белый цвет.

Спинной мозг выполняет две основные функции рефлекторную ипроводниковую. Рефлекторная функция заключается в осуществлении спинномозговых рефлексов, а проводниковая в проведении нервных импульсов от рецепторов нашего тела в головной мозг и от головного мозга к сегментам спинного мозга. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет проводящих путей, образующих белое вещество спинного мозга. Различают восходящие и нисходящие проводящие пути.

Среди нисходящих путей есть один пирамидный и 4 экстрапирамидных. Пирамидный путь является прямым однонейронным путем и через него осуществляются наши произвольные движения. Экстрапирамидные пути являются многонейронными и через них осуществляется регуляция тонуса мышц и общие двигательные акты (поворот головы, движение всей конечностью).

Спинной мозг содержит два утолщения: шейное и поясничное, которые начинают формироваться в первые годы жизни ребенка. Шейное утолщение связано с регуляцией движений верхних конечностей, поясничное – нижних.

Головной мозг состоит из ствола мозга и конечного мозга, включающего большие полушария.

От основания головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые связывают головной мозг со многими внутренними органами, мышцами лица, шеи, языка, глаз, а также обеспечивают поступление в головной мозг сенсорной информации от зрительных, вкусовых, слуховых и обонятельных рецепторов, вестибулярного аппарата, тактильных рецепторов кожи лица.

Основные части головного мозга выделяются уже к 3-му месяцу эмбрионального развития, а к 5 месяцу эмбриогенеза уже хорошо заметны основные борозды больших полушарий.

К моменту рождения общая масса головного мозга составляет около 400 г. Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года жизни. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет, к этому моменту масса мозга достигает уже 4/5 массы взрослого человека.

Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2-4 годам постнатального развития.

К стволовой части относят продолговатый мозг, задний мозг (варолиев мост и мозжечок), средний мозг и промежуточный. В филогенетическом отношении это наиболее древние нервные структуры, и поэтому их функции тесно связаны с регуляцией примитивных функциональных процессов.

Отделы ствола мозга выполняют проводящие и рефлекторные функции. В продолговатом мозге находятся центры жизненно важных рефлексов: дыхательных и сердечных, а также здесь есть центры многих защитных рефлексов: чихания, кашля, мигания, закрытия век. Средний мозг содержит первичные зрительные центры и принимает участие в осуществлении зрачкового рефлекса, аккомодации, конвергенции и зрительного ориентировочного рефлекса, а также здесь есть первичные слуховые центры, принимающие участие в осуществлении слухового ориентировочного рефлекса, в регуляции сложных двигательных рефлексов, в ориентации тела в пространстве. В промежуточноммозге выделяют подбугровую область (гипоталамус) и зрительные бугры (таламус).

Гипоталамус является высшим вегетативным центром. Он регулирует обмен веществ, температуру тела, чувство голода и жажды, деятельность всех внутренних органов. Таламус является своего рода воротами, через которые все сенсорные сигналы, кроме обонятельных, поступают в кору больших полушарий большого мозга. Основная функция мозжечка заключается в координации всех двигательных актов путем согласования скорости сокращения различных мышц, участвующих в данном конкретном двигательном акте. Кроме того, мозжечок обеспечивает двигательный акт вегетативным компонентом, т.е. приспосабливает дыхание, работу сердца к данному конкретному двигательному акту.

Ретикулярная формация, или сетчатая состоит из нейронов различной формы и размеров и расположена в центральной части ствола мозга. Ретикулярная формация оказывает влияние на спинной мозг, большие полушария и мозжечок. На спинной мозг ретикулярная формация оказывает как активирующее, так и тормозящее влияние. На большие полушария и мозжечок оказывает активирующее влияние, которое называют неспецифической активацией. При уменьшении неспецифической активации большие полушария переходят в состояние пониженной возбудимости и человек засыпает.

Конечный мозг состоит из больших полушарий и расположенных внутри них подкорковых, или базальных ганглиев.

Конечный мозг человека является наиболее молодым в филогенетическом отношении образованием. Подкорковые ганглии принимают участие в регуляции сложных половых и поведенческих реакций, имеют важное значение в организации оптимальной двигательной деятельности.

Большие полушария головного мозга – парные образования. Это основная часть конечного мозга. У человека они достигают наибольшего развития и составляют почти 80 % от общей массы мозга. В функциональном отношении большие полушария являются высшим отделом ЦНС, регулирующим все нижележащие отделы. Кроме того, большие полушария являются основой нашего мышления и сознания. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами, которые представляют собой складки поверхностного слоя.

I этап. У новорожденного вес спинного мозга 10 г., а отношение спинного мозга к головному 1:100 (у взрослых 1:50). В это время спинной мозг растет быстро, а дифференцировка его нейронов выражена слабо. Проводящие пути и спинномозговые нервы не покрыты миелиновой оболочкой. Отсюда широкая иррадиация возбуждения по сегментам спинного мозга, генерализация спинномозговых рефлексов.

У новорожденного вес головного мозга около 400 г. В течение первого года вес увеличивается в 2,5 раза и к концу года достигает 1000 г. Однако формообразование на этом этапе идет медленными темпами и большие полушария по своей форме значительно отличаются от взрослого человека. Так, у детей первого года жизни слабо развит лобный отдел больших полушарий, борозды и извилины малы, мелки. В связи с незрелостью коры больших полушарий, функция ее несовершенна, контроль над корковыми образованиями слабый. Отсутствие корковых влияний на сегменты спинного мозга в первые месяцы жизни приводит к хаотичности движений.

Продолговатый мозг и варолиев мост растут быстро и все основные их центры сформированы. Однако их функция еще несовершенна, так как их регуляция осуществляется в основном за счет безусловных рефлексов, т. е. по принципу отклонения.

Средний мозг по отношению к взрослым составляет 40 %. Нейроны не дифференцированы. Функции среднего мозга не совершенны, движения не точны из-за несогласованности двигательного и тонического компонентов. Конвергенция и аккомодация глазных яблок не совершенны и не координированы. У новорожденного глазные яблоки могут даже двигаться одновременно в разные стороны. Отсутствует координация сокращений и перераспределения тонуса мышц пальцев рук.

Ретикулярная формация ствола мозга занимает относительно меньший объем, чем у взрослых. Нейроны расположены тесно, их аксоны не покрыты миелиновой оболочкой. Активация больших полушарий слабая и их возбудимость понижена (новорожденный спит до 22 часов в сутки).

Мозжечок у новорожденного весит 20 г, а к концу года – 90 г. Дифференцировка слоев начинается уже с первых месяцев после рождения, но к концу года все еще остается много недифференцированных нейронов. Функции мозжечка несовершенны, движения не координированы, так как нет согласования скорости сокращения различных мышц и обеспечения движения тоническим и вегетативным компонентом.

Промежуточный мозг растет относительно медленно. В гипоталамусе не закончена дифференцировка ядер, нейроны различных ядер почти не отличаются по форме, нет миелинизации их аксонов. Отсюда несовершенство функций. Нет четкости в передаче информации в кору больших полушарий, отсутствует контроль со стороны высших вегетативных центров, имеется несовершенство терморегуляции.

Подкорковые ядра составляют 20% по отношению к взрослым. Дифференцировка нейронов слабая, миелинизация проводящих путей неполная. Несовершенство функций проявляется в генерализации и неловкости движений.

II этап. На втором этапе развития ребенка продолжается рост и дифференцировка всех отделов ЦНС. Вес спинного мозга достигает 14 г. На этом этапе заканчивается миелинизация всех спинномозговых нервов и афферентных (восходящих) проводящих путей спинного мозга. Нисходящие проводящие пути еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой. Следствием этого является неточность координации спинномозговых рефлексов. Так, в 2 года нет еще дифференцировки ходьбы и бега. Ребенок быстро перебирает ногами, шаги у него короткие. Только к концу этапа наступает дифференцировка ходьбы и бега.

Продолговатый мозг и варолиев мост продолжают дифференцировку. К концу этапа их нейроны приобретают форму взрослого человека, отличаясь только размерами. Все черепномозговые нервы к концу этапа покрываются миелиновой оболочкой и их функция почти такая же, как у взрослых.

Средний мозг по отношению к взрослому составляет 50%. Заканчивается дифференцировка III и IV пары черепно-мозговых нервов и нейронов четверохолмия. Однако нисходящие пути среднего мозга еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой и поэтому функции еще несовершенны.

Нейроны ретикулярной формации ствола мозга к концу этапа заканчивают дифференцировку, но миелинизация нисходящего пути формации еще не закончена. В связи с этим остается неточность облегчающих и тормозящих влияний ретикулярной формации на спинномозговые рефлексы. В то же время восходящие активирующие влияния на этом этапе уже достаточно интенсивны и качественно не отличаются от взрослых.

Мозжечок растет равномерно, его клетки заканчивают дифференцировку. Однако по размерам нейроны мозжечка еще меньше, чем у взрослых. Чувствительные пути мозжечка уже покрыты миелиновой оболочкой, а двигательные еще нет, поэтому имеется не тосчная координация тонуса мышц.

В зрительных буграх происходит дифференцировка нейронов на две группы ядер: переключающие и ассоциативные. Миелиновая оболочка нейронов еще не полностью сформирована. Отсюда несовершенен еще корковый анализ и синтез. У детей этого этапа развития активное внимание практически отсутствует. Функции гипоталамуса также несовершенны. Слабый контроль над вегетативной нервной системой, недостаточная терморегуляция.

Подкорковые ядра по отношению к взрослым составляют 40%, нейроны их еще не закончили дифференцировку, а аксоны не покрыты миелиновой оболочкой. В связи с этим сохраняется неловкость движений.

К концу 3-го года жизни вес головного мозга увеличивается до 1200 г. Формообразование больших полушарий и дифференцировка на этом этапе идет значительно большими темпами в сравнении с предыдущим. Поверхность больших полушарий становится похожей на таковую у взрослых, хотя борозды и извилины все еще остаются более мелкими. Относительно мало развит лобный отдел больших полушарий.

В связи с большим морфологическим и функциональным созреванием нейронов больших полушарий значительно совершенствуется и функция коры головного мозга. Так, благодаря корковому контролю над спинным мозгом более совершенными становятся произвольные движения. (ребенок ходит, бегает, прыгает).

Однако кора больших полушарий ребенка все еще остается функционально незрелой, контроль ее над нижележащими отделами ЦНС несовершенен. Особенно это касается эмоциональной сферы ребенка. Нет контроля над эмоциями.

III этап. На этом этапе развития полностью заканчивает свое развитие спинной мозг с его проводящими путями. К концу этапа заканчивается развитие также продолговатого мозга и варолиева моста.

Средний мозг сотавляет 90% от взрослого. К концу этапа заканчивается дифференцировка почти всех отделов среднего мозга. Однако еще имеет место несовершенство в координации движений пальцев рук и ребенку с большим трудом даются такие двигательные навыки как рисование, письмо.

На III этапе заканчивается дифференцировка ретикулярной формации ствола мозга и заканчивает свое развитие мозжечок.

В промежуточном мозге дифференцировка еще не закончена. Подкорковые ядра составляют 80% от взрослых и в них также не закончена дифференцировка нейронов и миелинизация аксонов.

Вес головного мозга достигает 1250 г. По своей форме большие полушария почти такие же, как у взрослых. Отличие заключается в том, что лобные доли еще относительно меньше развиты. На этом этапе заканчивается дифференцировка тел и дендритов корковых нейронов. Однако их аксоны еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой. Функциональная незрелость коры больших полушарий проявляется в относительной слабости процессов торможения и в относительной легкости иррадиации процессов возбуждения (ребенок быстро перевозбуждается во время игры, плохо засыпает, спит беспокойно). Нет еще контроля коры над эмоциями.

IV этап.На протяжении IV этапа развития ребенка заканчивается дифференцировка и миелинизация всех отделов ЦНС и проводящих путей, которые еще не закончили своего развития на предыдущем этапе. К концу этапа все отделы ЦНС морфологически такие же, как у взрослых людей.

К 9-10 годам все головного мозга достигает 1350 г (у взрослых 1400-1600 г). На этом этапе еще имеется относительная недоразвитость лобных долей больших полушарий. В этом возрасте мышление у детей все еще остается конкретным, хотя они уже начинают пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому преподавание должно строиться не только на словесном логическом объяснении, но обязательно с использованием наглядностей (таблицы. рисунки, опыты), с обязательным знакомством ребенка с конкретными явлениями и предметами. Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость больших полушарий, данный этап характеризуется довольно совершенной функцией коры головного мозга. Кора больших полушарий берет под контроль эмоции.

V этап. В 12-13 лет вес головного мозга достигает 1400 г. Отмечается усиленный рост лобных долей. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Только к 13-16 годам заканчивается рост лобных долей, вес головного мозга достигает массы взрослого. Усиливаются процессы торможения. К 17-18 годам морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, но функциональное совершенствование продолжается и у взрослых людей.

| следующая лекция ==>
Рефлекс как основа нервной деятельности | Доминирующего полушария головного мозга

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.