Временная нервная связь как универсальное физиологическое явление

Представления о нейрофизиологических механизмах условного рефлекса складывались в павловских лабораториях одновременно с формированием учения о высшей нервной деятельности и получили отражение прежде всего в концепции замыкания временных связей - центрального механизма условнорефлекторного акта. Концепция претерпевала изменения по мере накопления экспериментальных фактов и успехов общей нейрофизиологии и естественно была ограничена состоянием последней к тому времени. При этом, однако, оставалось неизменным, что замыкание означает формирование новых временных связей между различными элементами мозга и что эта функция большого мозга основана на особых и универсальных свойствах нейрона. Именно данный аспект замыкательной функции мозга в предельно сжатой форме И. П. Павлов изложил в известном положении, что "временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих" * , которое по праву остается фундаментальным законом высшей нервной деятельности (поведения). Более того, опередив на несколько десятилетий развитие нейрофизиологии, И. П. Павлов предугадал, что "место этой замыкательной способности есть пункты сцепления нейронов" ** .

* ( Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М.- Л., 1951, с. 326.)

** ( Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М.- Л., 1951, с. 326., кн. 1, с. 362.)

Классические приемы анализа структурно-функциональной организации поведения продолжают успешно развиваться, обогащаясь все более разнообразными и новыми экспериментальными и теоретическими подходами, которые расширили и углубили представления о формировании механизмов замыкания в процессе целостной активно-приспособительной деятельности организма. Эта линия развития учения И. П. Павлова получила отражение в ряде монографий отечественных и зарубежных исследователей, вышедших в последние годы (И. С. Беритов, 1961; Н. Ю. Беленков, 1965; Т. А. Меринг, 1967; П. К. Анохин, 1968; 3. А. Асратян, 1970а; М. М. Хананашвили, 1972; Konorski, 1967; Razran, 1971).

С появлением ЭЭГ-приемов исследования условного рефлекса проблема становления механизмов замыкания получила дальнейшее развитие на уровне анализа суммарных реакций больших популяций нейронов, составляющих отдельные корковые и подкорковые образования мозга. Благодаря этому обстоятельству ЭЭГ-исследования оказались сконцентрированными преимущественно на локализации замыкательных механизмов в различных образованиях мозга применительно к приспособительному значению вырабатываемого поведения (главным образом оборонительно-двигательные и пищевые условные рефлексы) и последовательным этапам его становления и упрочения. При этом были выявлены (по крайней мере в общих чертах) роль и место каждого из основных образований мозга в процессе выработки ряда конкретных форм условных поведенческих актов, что бесспорно явилось существенным вкладом в физиологию высшей нервной деятельности (П. К. Анохин, 1958а; Р.. С. Мнухина, 1964; Ю. Г. Кратин, 1967; Н. Н. Любимов, 1968; Т. С. Наумова, 1968; М. Н. Ливанов, 1972).

Примерно такие же результаты дали исследования динамики вызванных потенциалов в процессе сочетаний сигнального стимула с пищевым или электрокожным подкреплением, дополнительно подчеркнув некоторые особенности локализации возбудительного и тормозного процессов в корковых и подкорковых структурах мозга, в разной степени причастных к формированию соответствующей подкреплению условнорефлекторной связи (О. С. Адрианов, 1970; У. Г. Гасанов, 1972а; Т. С. Наумова, Н. С. Попова, 1972; Piekenhain, Klingberg, 1969).

Необходимо отметить, однако, что многолетние ЭЭГ-исследования лаборатории М. Н. Ливанова (1972), усовершенствованные в результате применения многоканального электроэнцефалоскопа и электронновычислительной техники, позволили выявить и количественно оценить роль дистантной синхронизации ритмов ЭЭГ в корковых и подкорковых образованиях мозга, между которыми устанавливаются временные связи. Такую когерентность ритмов М. Н. Ливанов рассматривает как фактор облегчения передачи возбуждения с корковых и подкорковых структур, воспринимающих сигнальный стимул на корковые структуры, реализующие условный поведенческий акт, т. е. как важную составную часть механизма замыкания.

Нейрофизиологическая организация замыкательной функции мозга, механизмы формирования новых функциональных связей между нейронами и новых форм их взаимодействия по мере сочетания сигнального и подкрепляющего стимулов оставались вне досягаемости анализа суммарных электрических явлений. Между тем только точные представления об этих процессах могут приблизить науку о мозге (включая химическую и ультраструктурную организацию нейрона и межнейронных связей) к пониманию качественного своеобразия, условного рефлекса, природы его афферентной и эфферентной специализации, приспособительной пластичности к воздействиям биологически значимых внешних и внутренних факторов и в то же время достаточной устойчивости, если эти факторы носят случайный характер.

Известно, что И. П. Павлову * принадлежат пророческие высказывания о значении и перспективах физиологии клетки, "которая должна сменить нашу современную органную физиологию и которую можно считать предвестницей последней ступени в науке о жизни - физиологии живой молекулы". Павловский прогноз подтвердился как в общей нейрофизиологии, так и в физиологии высшей нервной деятельности, которая все более уверенно переходит на пути исследования клеточных и синаптических механизмов условного рефлекса, опираясь на опыт классических и ЭЭГ-исследований.

* ( Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 6. М.- Л., 1952, с 107.)

Микроэлектродный анализ условных реакций на уровне отдельных нейронов, предпринятый в конце 50-х годов в лаборатории Jasper (Ricci e. a., 1957; Jasper e. а., 1960), открыл новые возможности изучения нейрофизиологических механизмов условной связи. В последующие годы в ряде отечественных и зарубежных лабораторий была изучена условная активность нейронов основных корковых и подкорковых образований мозга, имеющих отношение к проекциям условного и безусловного раздражителей, а также реакции клеток ретикулярной системы таламического и стволового уровней.

При этом приемы выработки условного рефлекса включали различные формы подкрепления, начиная с действия на отдельную клетку поляризующего тока через регистрирующий микроэлектрод в модельных экспериментах и кончая пищевым или электрокожным подкреплением по классическим образцам (М. Я. Рабинович, 1971; Bures, Buresova, 1970; Thompson e. a., 1972).

Естественно, что на первых порах преобладали описания основных характеристик условных ответов клеток применительно к отдельным структурам мозга, к форме подкрепления и знаку (активирующему или тормозному) воздействия на клетку каждого из сочетаемых стимулов. Наряду со систематизацией такого рода фактов постепенно возрастала тенденция к анализу синаптических механизмов различных форм научения путем внутриклеточной регистрации активности нейронов. Анализ синаптических механизмов особенно успешно был применен в исследованиях на нервных ганглиях моллюсков (Е. Н. Соколов, 1969; Kandel, Spenser, 1968; Kandel e. a., 1970), но дал также первые обнадеживающие результаты при исследовании корковых нейронов высших позвоночных (Л. Л. Воронин, 1970в).

В наиболее общих чертах результаты микроэлектродных исследований сводятся к тому, что значительная часть нейронов в каждом из исследованных корковых и подкорковых образований мозга способна выработать условные реакции на индифферентные стимулы при их сочетаниях с действующими на клетку эффективными (подкрепляющими) раздражителями задолго до появления соответствующего поведенческого акта. При выработке двигательных условных рефлексов (сгибание конечности) условные разряды на сигнальный стимул возникали также в гамма-эфферентной системе спинного мозга в виде усиления тонической активности (Buchwald e. a., 1961).

Такие реакции угашаются при отмене подкрепления и относительно легко восстанавливаются при повторных сочетаниях. Наряду с положительными условными реакциями могут быть выработаны дифференцировки на неподкрепляемые стимулы той же сенсорной модальности, но других параметров. Таким образом, активность нейронов, возникающая в результате сочетаний условного и безусловного стимулов, соответствует классическим признакам условного рефлекса и реализуется механизмами замыкания и размыкания временных связей, которые стали доступны адекватному нейрофизиологическому анализу.


Общая характеристика памяти и ее физиологические основы

Память—психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определенных условиях восстанавливать огромное количество информации, полученной его мозгом извне и от собственного тела. Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память — это отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.

Память — процесс сложный. Она состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запечатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание — процесс противоположный запоминанию, но неизбежный в определенных условиях.

  • Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки.
  • Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения.
  • Существует также особый вид памяти — память на чувства, пережитые человеком. Запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли.

Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздействовало на его мозг, а главным образом то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

И. П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительно полнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов, которые протекают в нервных клетках. В последние годы в этом направлении проведено много исследований советскими и зарубежными учеными. Среди гипотез, пытающихся углубить и конкретизировать павловское учение о физиологических механизмах памяти, наибольший интерес представляет химическая гипотеза, сущность которой заключается в следующем.

Согласно другой гипотезе, запись информации осуществляется в системах определенным образом соединенных клеток. Это своеобразное сочетание нейронов является основой сохранения и воспроизведения информации. Авторы этой гипотезы предполагают, что разнообразные объективные связи между предметами и явлениями окружающего мира отражаются в разнообразных меняющихся сочетаниях нейронов.

  • Ученые прилагают огромные усилия на раскрытие физиологических механизмов памяти. Все добытое в этой области позволяет сделать вывод о том, что в хранении и воспроизведении информации участвуют все отделы головного мозга, хотя и в разной степени.

Различают несколько видов памяти человека.

Не всякий материал, хранимый памятью, человек одинаково осмысливает. В зависимости от степени осмысления информации, память делят на механическую и логическую. Примером механической памяти может быть запоминание и припоминание телефонных номеров, заучивание иностранных слов и все те случаи, когда кто-либо заучивает смысловой материал (например, текст учебника), не понимая его смысла. Логическая память, наоборот, основана на понимании смысловых связей между объектами памяти.

По длительности функционирования запечатленной памятью информации память делят на кратковременную и долговременную.


Кратковременную память в настоящее время принято называть оперативной памятью, потому что она особенно нужна операторам — лицам, обслуживающим сложные системы механизмов на автоматизированном производстве. На сигнализационных досках перед оператором то и дело появляются световые или звуковые сигналы, имеющие определенное значение. Чтобы принять то или иное решение, оператору нужно запомнить сигнал лишь на короткое время. После выполнения операции ему надо сразу же забыть информацию, обозначенную сигналом, с тем, чтобы переключить внимание на очередные сигналы. Ошибочные действия операторов часто объясняются тем, что забывания использованной информации не произошло, и она вновь используется для решения иной задачи. Главная особенность оперативной памяти — кратковременность. Сохранение информации длится несколько минут и даже секунд. В оперативной памяти запоминание целиком подчинено текущей задаче деятельности. Оперативная память связана с памятью долговременной. Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти, или из оперативной памяти переходит в долговременную память, закрепляясь в белковых молекулах нервных клеток. По мере надобности она вновь может перейти в кратковременную память и после использования опять отойти на второй план, в долговременную память.

Некоторые советские психологи (И. М. Соловьев и др.) провели исследования с целью выявления роли оперативной памяти в обучении. Установлено, что многие трудности учащихся при решении арифметических задач и списывании текстов объясняются особенностями оперативной памяти.

Запоминание условий задачи в процессе ее решения — результат не долговременной, а кратковременной памяти: при выполнении ряда последовательных действий важно сохранять в памяти лишь конечный результат предыдущего действия до получения следующего результата, в противном случае запечатленный материал может мешать решению задачи. При списывании текстов тоже необходима лишь кратковременная память: ученику надо держать в памяти только те небольшие куски текста, которые он в данный момент пишет (слоги, слова, словосочетания); по мере написания выполненная часть работы забывается, уходит с поля сознания, и это вполне естественно.

Оперативная память опирается на способы запоминания, сформировавшиеся в долговременной памяти, и на приемы, выработанные в деятельности, которую она обслуживает. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, характерные для оперативной памяти. Объем оперативной памяти зависит от характера выполненной деятельности. Так, решая задачи на отыскивание заданного символа (бук. вы, цифры) среди большого количества предъявленных символов, испытуемые удерживали от 6 до 8 единиц. В этих же задачах при усложнении мыслительной операции с символами объем оперативной памяти снижался до 3—4 единиц.

  • Объем кратковременной памяти зависит также от характера материала задачи.

Так, списывать текст можно по буквам, слогам, словосочетаниям. Успех выполнения работы зависит от того, какие единицы памяти используются: чем они крупнее, тем успешнее списывание.

На ранних этапах оперативная память протекает в виде непроизвольного запоминания; с развитием произвольного запоминания и овладения приемами заучивания запоминание в оперативной памяти тоже становится произвольным, но оно не является заучиванием.

Материал оперативной памяти включен в способы выполнения какой-либо деятельности (решение арифметической задачи, списывание с обязательным соблюдением грамматических правил, точное нанесение обозначений географических объектов на контурную карту и т. п.), поэтому его трудно, а часто невозможно, воспроизвести после свершения операции. Успешное выполнение деятельности возможно, когда способы запоминания и забывания оперативной информации автоматизируются.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Разумеется, следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменение ' в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов н соответствует той или иной закрепленной информации.

Процессы памяти

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них —запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

От успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности школьника. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Разумеется, далеко не все, что необходимо помнить человеку, запоминается им непроизвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель— запомнить, прилагает для этого определенные усилия, Специальные приемы.

Учебная деятельность школьников — усвоение знаний, приобретение умений и навыков — опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

Вы можете задать вопрос: а почему же мы тогда говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, К сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить.

Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавания. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкреплении.

Узнавание ивоспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узжааании и воешрФивведедага. В чем же отличие этик теравцеосов друг от друга?

Итак, воспроизведение — процесс появления в совнании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждении:. Узнавание —появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после прелидущего восприятия).

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) бев опоры иа вторичное восприятие тех или иных объеяйшв. Фиимшичгаески эт® означает наличие различных следов — стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных «(увнаваиие).

Отсюда следует, чго увдатлше не димкет бить показателем прочности запоминания, и мри оценке эффекстшнастя лапоминания надо ориентироваться талывв иа вшенрвиаюедение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного -ответа ученика

по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему все знакомо. Знакомо — значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а вос­произведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда* закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответсхвуюдцего раздала, доказать теорему, решать задачу.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определенных волевых уешшй. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памятш. Когда школьник припоминает тот или иной- забытый им исторический факт, он легче воспроизводит его в связи с дру­гими фактами и событиями. Успех припоминания зависит, таким образом, от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти. Важно также попытаться вызвать цепь ассоциаций, ко­торые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл, книгу, мальчик старается вспомнить все, что проис­ходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, мальчик активно воспроизводит те ассоциации, которые вос­создают последовательность событий и облегчают припоминание забытого.

Учитель должен помнить совет К. Д. Ушииского — не под­сказывать нетерпеливо, ученику, старающемуся, пршюмнить ма­териал, так как полезен сам процесс трипемивания—то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем пом­ниться хорошо.

Виды памяти

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной Деятельности человека.

В основу видовой классификации памяти положены три основным- критерия (признака): 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную Л непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виру кратковременную, долговременную и оперативную память

Короче говоря, виды памяти различают в зависимости от того,- что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.

Образная память.Образная памятьэто запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности,. Различают подвиды образной памяти— зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, Лишённых зрения и слуха.

Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая память выражается, в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли .не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.

Этот вид памяти специфически человеческий. Животные обладают остальными тремя видами, памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.

Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т. д.). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать учебный материал своими словами.

Запоминание смысла — это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

Воспроизведение ранее пережитого чувства воамтояню при определенном условии: повторном восприятии или припоминании того* что связано с ним в гшрошлом.

Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, лри усжшшш системы зданий, умений и навыков ^например, в учении) произвольная память занимает ведущее место.

Кратковременная память (КП) —процесс относительно ш&б&зшшшк длительности (несколько секунд или минут), но доста­точной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Такова память машинистки, которая печатает текст; Каждое славе, фразу она подшит точно, но всего несколько секунд. Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается. Аналаагнчгаде ероявления кратковременной памяти наблюдаются в работе стенографистки, оператора и представителей других видов скоротечной деятельности. В этом явлении, видимо, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.

Что такое КП, легко понять из следующего простого опыта. Представьте, что я прошу вас немедленно повторять за мной слеша, которые я буду произносить в случайном порядке. Вы будете это делать безошибочно в течение часа и более. Затем я попрошу вас повторить весь ряд слов заново. Разумеется, никто этого сделать не сумеет. Почему? Потому что вы, повторив слово (а для этого надо было запомнить его хоть ва несколько секунд),

немедленно забывали его. Иначе говоря, деятельность ваша осуществлялаеь по принципу: воспринял — воспроизвел — забыл. Это и есть проявление КП.

Такое двухступенчатое запоминание, видимо, имеет определенный биологический смысл, так как дает возможность отделить жизненно важную информацию от случайной и ненужной. Важное и нужное обычно впечатляет, эмоционально переживается, повторяется и переходит в ДП. Случайное и ненужное, как правило, не производит впечатления, не повторяется и не переходит в ДП. Конечно, это св.мое общее правило, которое имеет много исключений.

Помимо указанных двух видов, выделяется еще и третий вид памяти — оперативная память (ОП).

Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности[16] . Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операций, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально — ведь ОП должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Все рассмотренные виды памяти (ДП, КП и ОП) Играют определенную роль в жизни л деятельности человека, в том числе и учебной деятельности школьника. Школьник, получив учебное задание, должен хорошо помнить не только все указания и инструкции к его выполнению. (ОП). Он также должен осознанно вспомнить те ранее приобретенные знания, которые необходимы для успешного решения задачи (ДП). Коцкретные же слова и выражения учителя ему надо обязательно кратковременно помнить (без этого он попросту не поймет речь учителя), но лишь для того, чтобы уяснить смысл задания; удерживать их в памяти в дальнейшем нет нужды (КП). Учитель со Своей стороны должен тщательно и продуманно отбирать материал, который ученик должен запомнить надолго. Чтобы перевести этот материал на уровень ДП, необходимо прежде всего специально организовывать процесс запоминания, к анализу которого мы и переходим.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.