Временно господствующее объединение синхронно работающих нервных центров

Философия в сегодняшних реалиях ориентирована на образование ценностных ориентаций личностей, их доминант, модусов и установок. Это особенно может быть актуально для тех, кто работает в системе “человек- человек” и каждодневно сталкивается с этим в своей профессиональной деятельности. Все перечисленные выше факторы отражают личность человека, можно сказать, что из этих факторов состоит личность, а понимание связей причина-следствие невозможно без определенных специальных теорий. В таком случае может помочь концепция доминанты, которая была разработана А.А. Ухтомским. В своем гуманитарном аспекте это учение о наличии направления в сознании людей на определенные поступки, поступки одного рода.

Самым главным свойством доминанты, является её независимость, и устойчивость от реальной окружающей среды, так как она очень часто уводит носителя личностной доминанты в другую сторону от общепринятых и стандартных решений. Еще одной, немаловажной характеристики доминанты есть то, что в начале она может быть исключительно личной, но походу жизни трансформируется в универсальный принцип жизни, что может напоминать по сходным признакам религиозным верам. Наиболее эффективным является целенаправленность личностной доминанты на окружающий мир с помощью развития.

От анализа последовательности и ступени собственного личного духовного опыта будет зависеть восприятие окружающего мира, от этого зависит доминанта и характеристики личности. Человек может просто не заметить, не обратить внимание на многие события, происходящие вокруг и в мире в целом только потому, что доминанта будет ориентирована на другие приоритеты, в сторону от этих событий, а это в свою очередь приведет неполноценному познанию мира. Доминанта проходит через житейские этапы развития, различные жизненные планы и по итогу, достигает какой либо своей заранее определенной цели и этот путь иногда начинается самого детства.

Для начала следует более пристально исследовать саму концепцию доминанты. Доминанта определяется как очаг постоянного и стойкого возбуждения в мозге, который приобретает возможность к временному доминированию над остальными отделами головного мозга, с функцией трансформирования и направления деятельности.

Возбуждение доминантного характера вызывает снижение активности и торможение остальных нервных центров. В тот же самый момент, привлекается возбуждение, которое поступает в другие рефлекторные отделы и суммируется, усиливаясь за их счет.

Присутствие доминанты меняет совокупность деятельности разных отделов головного мозга, которые по функционалу связаны с очагом доминанты. Может возникнуть патологически застойное возбуждение при долгом и чрезмерно стойком существовании доминанты. Галлюцинации, двигательные автоматизмы, бред, навязчивые и сверхценные идеи – все это как патогенетические механизмы, объясняется с помощью патологических доминант.

Любую наблюдаемую реакцию организма можно определить с помощью характера связи между подкорковыми и корковыми центрами, рассмотрением истории организма и актуальными его потребностями как единой системы. С точки зрения психологии, доминанта является ни чем иным, кроме мотивационного потенциала поведения.

Склонность к повторению и поддержанию, выделяется в теории доминанты, инертность характерна тем, что внешняя среда могла уже поменяться, раздражители исчезнуть, а доминанта, когда-то вызванная раздражителями остаться. Инертность, вне всяких сомнений, нарушает обычную адекватную регуляцию поведения индивида, становится ресурсом для подпитки навязчивых идей, но одновременно, выступает как организующее начало интеллектуальной активности. Отголоски прежней жизни могут быть в виде множеств возможных и потенциальных доминант.

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Доминанта в повседневной жизни может быть проиллюстрирована большим спросом на сериалы, так называемые “мыльные оперы” становятся доминантой при первом же просмотре и, человек совершенно забывает обо всех своих делах, концентрируясь только на просмотре сериала. Пользователи остаются недовольны потраченным временем, но не могут избавиться от необходимости продолжения просмотра, так как они как бы “зациклены” на развитие событий.

Положительным примером доминанты в повседневной жизни можно считать одержимых своей работой людей, которые например, могут провести сутки и более, работая над каким-то проектом, и в их восприятие не внедряются больше никакие идеи кроме тех, что относятся к данному проекту. Эти люди ничего не видят и не слышат, а только лишь идут к своей цели.

Вся жизнь человека это набор постоянно меняющихся или видоизменяющихся, а также устойчивых доминант. Они могут быть сильными, слабыми, осознаваемыми или неосознанными, но так или иначе будут влиять на суждения и действия личности. Доминанты могут быть ситуативными (зависеть от конкретной ситуации) или же долговременными (постоянными в длительном промежутке жизни человека).

Доминанту можно полноправно считать одним из механизмов самовоспитания, который можно выделить по важности, например, сам автор теории считал, что доминанты нравственного развития и совершенствования, а также творчества и поиска истины крайне важны для человека.

Существует возможность, и даже необходимость создания доминант, существует необходимость управления доминантами психического развития и поведения. Всем открыта в доступе информация, как можно воспитать в себе и скорректировать доминантное поведение, но широты освещения вопроса не хватает для принятия этой идеи широкими массами, а не только специалистами в конкретных смежных сферах.

1) Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

2) Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты.

3) Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, "самоподпитываться ими".

Рассмотрим развитие доминанты поэтапно на примере произведения “Анна Каренина”. Без понимания общей идеи произведения и сюжетной линии невозможен анализ доминантного поведения героев, поэтому дадим сначала характеристику произведения. Анна Каренина является романом русского писателя Льва Толстого, изданного в серийных выходах в период с 1873 по 1877 г. в периодическом печатном издании России “Мэссенджер”. Анна Каренина это трагическая история супружеской пары аристократов, светского характера, и о романе главной героини с зажиточном графом Вронским. История начинается, когда она приезжает в разгар семейной необузданной распущенности своего брата, что предвосхищает свою аналогичную собственную ситуацию позже, хотя она будет испытывать меньше терпимости в отношениях с другими.

Холостяк, Вронский хочет жениться на ней, если она согласится оставить ее мужа Каренина, высокопоставленного правительственного чиновника, но она подвержена давлению российских социальных норм, моральных законов Русской Православной Церкви, ее собственной ненадежности, и нерешительности Каренина. Хотя Вронский и Анна поехали в Италию, где они могут быть вместе, у них есть проблемы в заведении друзей. Вернувшись в Россию, она избегала общества, становясь все более изолированной и тревожной, в то время как Вронский преследует свою цель – успешную социальную жизнь. Несмотря на уверения Вронского, она становится все более приверженной параноидальным идеям о его воображаемой неверности, опасаясь потери контроля над ним.

Параллельно идет рассказ в романе, что Константин Левина, которого автор характеризует как богатого землевладельца страны, хочет жениться на Китти, в то время как сестра Долли решает проблему с неверностью мужа. Константин должен дважды предложить женитьбу, прежде чем Китти принимает предложение. Роман раскрывает детали трудностей жизни Константина, сложности управления своим имуществом, решение вопросах о браке, решение личных проблем до рождения первого ребенка.

Роман исследует широкий круг вопросов, на протяжении его примерно тысячи страниц. Некоторые из этих вопросов включают в себя оценку феодальной системы, которая существовала в России во времена-политики, а не только в российском правительстве, но и на уровне отдельных персонажей и семей, религии, морали, пола и социального положения.

Рассмотрим поэтапное развитие доминанты в романе. Первый этап – “Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке”. На первом этапе Вронский концентрируется на образе Анны, не упускает ее из виду на платформе вокзала, пытается узнать ее поближе.

Первый этап для Анны: “Анна, взглянув вниз, узнала тотчас же Вронского, и странное чувство удовольствия и вместе страха чего-то вдруг шевельнулось у нее в сердце. Он стоял, не снимая пальто, и что-то доставал из кармана. В ту минуту как она поравнялась с серединой лестницы; он поднял глаза, увидал ее, и в выражении его лица сделалось что-то пристыженное и испуганное”. Анна, после встречи с Вронским на вокзале теперь пристально за ним наблюдает, он попал в фокус ее внимания.

В данном анализируемом произведении доминанта ослабилась в связи с ее естественным разрешением. Вронский освободился от влияния при трагических обстоятельствах смерти Анны. Она решила покончить самоубийством, предполагая, что его чувства к ней ослабли. Если предположить, что подозрения Анны действительно обоснованы, то у Вронского произошло замещение прежней доминанты новой. ОН нашел девушку и увлекся ей. Но по тексту нельзя сделать однозначных выводов.

Кроме двух персонажей, даже в приведенных примерах фигурирует Кити. Доминанта Кити – Вронский, она зациклена на нем и ужасно начинает болеть, когда тот уезжает за Анной в другой город. В случае Кити разрешение доминанты был сначала запрет, что привело к неврозу и ее длительной болезни, а потом торможение прежней доминантой новой. Кити влюбляется и наконец, отвечает взаимностью своему будущему мужу.

На примере данного литературного произведения важным представляется вопрос, насколько доминанта влияет на поступки человека и насколько она может быть губительна для его жизни в целом, для его развития и счастья. Как мы рассмотрели ранее, доминанта помогает некоторым людям добиться успеха в карьере, жизни, так как они следуют своей цели, имея фокус только на том, что их волнует и тревожит и, добиваются своего.

Хотя бы по тому, что существуют способы решения проблемы доминанты у отдельных конкретных людей, можно предположить о ее пагубном влиянии в некоторых специфических случаях. Кити – героиня анализируемого романа, имеет своей доминантой Вронского, подмечая все, что с ним связано, и не видя своей жизни без него и его внимания. Она заболевает, когда лишается возможности удовлетворять свой интерес, доводит себя до полного нервного изнеможения, но поправляется, как только меняет одну доминанту на другую.

Вероятно, самоконтроль за доминантным поведением героев изменил бы концовку данного произведения, Анна не покончила бы жизнь самоубийством, а Кити бы не болела и не страдала, Вронский нашел бы себе пару по статусу и положению, не зарабатывая себе пожизненные проблемы. Доминантное поведение определяет личность человека, влияет на его поступки и корректирует поведение, поэтому требует пристального внимания самой личности и самоуправления доминантным поведением.

Сделаем следующие выводы: доминанта как концепция Ухтомского есть совокупность определенных симптомов в секреторной работе, сосудистой деятельности, в мышцах, другими словами – во всем организме. Она не является единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе.

Академик Ухтомский потратил на работу о концепции доминанты больше двух десятков лет. Она появляется в его трудах как фокус возбуждения в нервной системе человека. У этого фокуса в подчинении находится работа всех остальных нервных центров, им определяется направление поведения животного и человека в конкретный момент времени. Можно сделать вывод, что именно благодаря доминанте познание и поведение личности является целевыми и направленными, так как направленность является одной из основополагающих свойств, категории взаимосвязь внимание доминанты представляется очевидной.

Можно выделить четыре признака, характерных для рассматриваемой концепции, он были подмечены психологами в сфере сознания, похожи на особенности категории внимания:

1)По отношению к определенным раздражителям возникает высокая степень возбудимости центральной части мозга, порог возбуждения снижается, когда появляются эти раздражители. Не замечаются сильные сигналы, если на них не фокусировать внимание, в то время как слабые – заметны, если им было уделено особое внимание.

2)Рассматриваемая область мозга имеет уникальную накопительную, суммарную способность возбуждения.

3)Возбуждение поддерживается во времени, что является характерной способностью.

4)Принцип инерции, который означает, что возбуждение однажды начинается в одном конкретном центре и продолжает свое распространение. Ухтомский предполагал, что основой внимания и мышления предметного служит доминанта как принцип, с реализацией в коре полушарий и в высших этажах.

Примером может служить работа ученого, который имеет доминанту, вокруг этой доминанты формируются остальные действия ученого, его творчество и поведение. Так, любая книга или любая прогулка наводит его на мысль о своей доминанте, он постоянно думает об этом. Научная проблема не покидает его мыслей. Внимание фокусируется и ученый видит цитаты в книгах, которые подтверждают его мысли, он внимательно начинает слушать своих коллег или знакомых, когда они говорят о предмете его доминанты.

Человек, можно сказать, видит мир через призму доминант, они стоят между реальностью и внутренним миром. Какова личность и каковы доминанты личности – таков и мир, в котором данная личность существует.

И к выводам, сделанным на основе анализа теории, можно прибавить выводы, полученные при анализе произведения Льва Толстого “Анна Каренина”. Некоторые герои оказались в так называемой ловушке собственных доминант, которые не давали им быть счастливыми, а кому-то как в случае с Китти, при смене доминанты - помогли реализовать себя и обрести семейное счастье. Коррекция доминанты, смена доминанты и ориентир на развитие, и стабильное психологическое состояние определенно приносит свои благотворные плоды.

(от лат. dominans - господствующий) - временно господствующий очаг возбуждения в ц. н. с, для которого характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу др. нервных центров. В норме Д. представляет собой функциональное объединение нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента, а также субкортикальных, вегетативных и гуморальных компонентов, включаемых в это объединение. Сложившаяся Д. - синхронно работающая констелляция центров с оптимальным для данной реакции стационарным возбуждением (нервным процессом, который не распространяется по нервным путям и проявляется в виде медленных изменений биопотенциала) в разных отделах головного и спинного мозга. Основные черты Д. - повышенная возбудимость, способность стойко удерживать возбуждение, суммировать в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Д., по мнению Л. А. Ухтомского, предложившего этот термин и разработавшего учение о Д., определяет направленность поведения и мышления, составляет физиологическую основу внимания.

Доминанта — ж. муз. пятый тон, квинта тоники.
Толковый словарь Даля

Доминанта — доминанты, ж. (ит. dominante, букв. господствующая). 1. Нота, расположенная на квинту вверх от тоники, основной ноты (муз.). 2. Доминирующая идея, основной признак чего-н. (науч.).
Толковый словарь Ушакова

Доминанта Ж. — 1. Главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-л. 2. Временно господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе.
Толковый словарь Ефремовой

Доминанта — -ы; ж. [итал. dominante] Книжн. Господствующая идея; основной признак или важнейшая составная часть чего-л. У каждой исторической эпохи есть своя д. // Физиол. Господствующий.
Толковый словарь Кузнецова

Доминанта Эстонской Культуры — - неопределенное понятие, на практике выражающееся в поддерживаемом государством гнете (доминировании над другими языками населения) эстонского языка, который понимается.
Политический словарь

Доминанта — господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.
Юридический словарь

Микробная Доминанта — научная концепция о доминирующей роли бактерий в возникновении и развитии биосферы Земли. Согласно этой концепции, возникновение почвы, кислородсодержащей атмосферы.
Словарь микробиологии

Доминанта — , в генетике - термин, описывающий аллель гетерозиготной пары аллелей, которая проявляется, подавляя вторую АЛЛЕЛЬ. Например, если потомок унаследовал одну аллель, соответствующую.
Научно-технический энциклопедический словарь

Доминанта — (лат. dominans, dominantis господствующий) состояние устойчивого повышения возбудимости группы (объединения) нервных центров, направляющее целостную деятельность организма;.
Большой медицинский словарь

Доминанта Беременности — (син. Д. гестационная) Д., возникающая у беременной после имплантации яйцеклетки в слизистую оболочку матки, обусловленная постоянной афферентной импульсацией из интерорецепторов.
Большой медицинский словарь

Доминанта Гестационная — см. Доминанта беременности.
Большой медицинский словарь

Доминанта Рабочая — (син. Д. трудовая) Д., формирующаяся в связи с трудовой деятельностью и обеспечивающая эффективное выполнение работы.
Большой медицинский словарь

Доминанта Трудовая — см. Доминанта рабочая.
Большой медицинский словарь

Доминанта — (от лат. dominans - родительный падеж dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшаясоставная часть чего-нибудь.
Большой энциклопедический словарь

Доминанта — (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий) (физиол.), преобладающая (доминирующая) система связанных между собой нервных центров, временно определяющая характер.
Биологический энциклопедический словарь

Доминанта — — главенствующая идея, основной признак чего-либо, главный вектор развития.
Исторический словарь

Доминанта — Этим торжественным словом (по-латыни dominus - господин, dominantis - господствующий) называется пятая ступень гаммы. Такое название она получила потому, что является очень важной.
Музыкальный словарь

Доминанта — (от лат. dominans, род. падеж dominantis - господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) - название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени.
Музыкальная энциклопедия

Доминанта — топологического пространства X- любое топологич. пространство, для к-рого Xслужит ретрактом. А. В. Чериавспий
Математическая энциклопедия

Доминанта — главенствующая идея, основной признак чего-либо.
Сексологический словарь

Доминанта — главенствующая идея, основной признак чего-либо.(Источник: Сексологический словарь)
Сексологическая энциклопедия

Доминанта — I
(лат. dominans, dominantis господствующий)
очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий готовность организма к определенной деятельности в данный момент.
Медицинская энциклопедия

Доминанта — (от лат. dominans, -ntis - господствующий) - англ. dominant; нем. Dominante. 1. Главенствующий фактор, основной признак или важнейшая составная часть ч.-л. 2. Впсихологии - временно.
Социологический словарь

Доминанта — психофизиологический фактор, определяющий в течение того или иного времени направленность мышления, поведения и деятельности человека. Учение о доминанте, базирующееся.
Философский словарь

ДОМИНАНТА — ДОМИНАНТА, -ы, ж. (книжн.). 1. Явление, доминирующее, главенствующее в какой-н. сфере. 2. Доминирующая идея. || прил. доминантный, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Ареал доминанта — Ареал доминанта ареал, занимаемый доминирующим видом. Он может быть расчленен: на формационную область, где вид создает формацию и определяет ее.
Экологический словарь

Определение

Доминанта - это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий себе другие очаги.

Субдоминанта - это подчинённый очаг возбуждения, который усиливает доминанту. Обычно это более слабый очаг, который своим возбуждением подпитывает основную доминанту.

Свойства доминанты
1) Повышенная возбудимость, т.е. чувствительность к возбуждению.
2) Устойчивость во времени.
3) Торможение других очагов возбуждения.
4) Использование "чужого" возбуждения из других очагов для усиления собственного .

Доминирующий очаг возбуждения тормозит деятельность других очагов возбуждения и как бы перехватывает у них возбуждение. Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение в доминантном очаге, и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально. Так, например, у одного знаменитого древнеримского сенатора была доминанта на вражеское государство - Карфаген. И с чего бы он ни начинал свою речь в сенате, заканчивал он её всегда одинаково: "Карфаген должен быть разрушен!"

Принцип доминанты был сформулирован выдающимся отечественным физиологом А.А. Ухтомским, учеником Н.Е. Введенского, в 1924 году.

Для деятельности нервной системы характерно наличие в каждый данный момент преобладающих, господствующих очагов возбуждения. Временно господствующий, главенствующий в текущий момент очаг устойчивого длительного возбуждения называют доминантой. Принцип доминанты - один из основных в координационной деятельности нервная система. Благодаря ему при непрерывном воздействии на организм самых разнообразных внешних раздражителей достигается определённая приспособительная, осуществляется избирательная деятельность ЦНС.
Доминантный очаг возбуждения имеет свойство привлекать к себе поступающие в другие центры волны возбуждения и за их счёт усиливаться. В это время другие, не входящие в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.
В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую. Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает ранее вызванную доминанту по типу отрицательной индукции. Чем моложе ребёнок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.
По мнению А.А. Ухтомского, принцип доминанты является физиологической основой акта внимания и предметного мышления. Интересный и эмоциональный рассказ учителя, хорошо выполненная таблица, опыт, поставленный учениками, кадры кинофильма способствуют созданию доминантных отношений во время процесса обучения, что имеет немаловажное значение в усвоении знаний.

Законы формирования доминанты и её динамика (развитие во времени)

1. Генерализация доминанты - это распространение повышенной возбудимости на большие территории головного мозга. Доминантный очаг в этот период очень большой. Какое бы раздражение не давалось, ответ будет только один - доминантный рефлекс.

2. Концентрация доминанты (локализация) - это "стягивание" большой зоны возбудимости в один локальный и концентрированный доминантный очаг .

3. Дифференциация доминанты - выбор предпочитаемого, приоритетного варианта раздражения для осуществления доминантного рефлекса. Формируется механизм различения сходных раздражителей, и лишь один из них начинает играть роль пускового раздражителя, запускающего деятельность доминанты.

4. Консолидация доминанты - укрепление очага возбуждения, приобретение им повышенной устойчивости, подчинение ему других очагов возбуждения.

5. Констелляция доминанты - это создание целого "созвездия" из отдельных доминантных очагов на разных уровнях мозга, связанных друг с другом и работающих совместно. Происходит вовлечение в структуру доминанты дополнительных очагов, разположенных уже в разных отделах и областях мозга, а не в соседних участков, как в случае генерализации. Это понятие доминанты в виде констелляции возбуждённых очагов, взаимодействующих друг с другом, соответствует расширенному понятию нервного центра как управляющей системы для регуляции определённой функции (например, "дыхательный центр", "пищевой центр" и т.п.). Но при этом считается, что констелляция имеет всё же временный, функциональный характер, что сближает её с понятием "функциональная система", которое значительно позже было введено в физиологию П.К. Анохиным.

6. Изоляция доминанты - это частичное отделение и обособление доминантного очага от других возбуждённых участков мозга, приобретение им автономности и пониженной реактивности. На этом этапе происходит ограничение количества входов в данный доминантный очаг. Образно говоря, можно сказать, что доминанта начинает жить своей собственной жизнью, отдельно от остального мозга. Это позволяет мозгу начать формировать другие доминанты параллельно с возникшей ранее.

7. Разрушение доминанты (затухание доминанты) - прекращение деятельности данного доминантного очага возбуждения, которое может закончиться прекращением его существования .

Как победить ненужную или вредную доминанту?


Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами. А. А. Ухтомский хотел найти новую схему физиологических процессов, которые объясняли бы идею развития организма, описание его направленного активного поведения и способы волевого регулирования этих процессов человеком (ведь доминанта присуща всем живым организмам, но лишь человек может взять ее под контроль). Учитывая эпоху торжества разума, наступившую в России в 20-е годы, моду на все механистическое и рационально управляемое, эти идеи Ухтомского возникли вполне уместно. Остается сожалеть, что в педагогике и психологии того времени они не нашли своего адекватного применения.

Проявление доминанты

Природа доминанты толкает человека на поиск и многократное ее подтверждение (подкрепление) – формируется совершенно определенный угол зрения на происходящее. Подкреплением выступают как позитивные, так и негативные интеракции.

Как справляться с авторитарной властью доминанты?

С этой точки зрения невроз выступает патологической доминантой, и тогда его эффективно ослаблять тоже через физические активные действия. Поэтому так популярны сейчас занятия йогой, фитнесом, бегом – мышечное напряжение нейтрализует мощь доминанты, производит естественное переключение организма.

Доминанта в мировой культуре

Если механизм доминанты работает на уровне отдельно взятого человека (организма), то вполне логично предположить, что эти законы работают и на макроуровне. Это подтверждается многочисленными совпадениями в культурах, которые лишены тесного взаимодействия. Одним из мощных общекультурных механизмов является ритуал (обряд инициации, посвящения). Это могут быть испытания для юноши, будущего мужчины, подготовка девушки к семейной жизни, аскетическое отречение от мира шамана или жреца, постриг в монастыре – все, что угодно, любое испытание, проверка на прочность, которые нередко связаны и с влиянием на физиологические процессы. И тогда отсутствие инициации замедляет развитие личности, оставляя ее во власти прежних доминант, которые могут не соответствовать реальным задачам, целям и даже возрасту человека и целой нации.

  • 1. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  • 2. Зуева Е. Ю., Ефимов Г. Б. Принцип доминанты Ухтомского как подход к описанию живого: [рус.] // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. — 2010. — № 14.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.