Врожденной патологией может быть алалия или афазия


Нарушение речи у ребенка, научившегося говорить, в результате поражения речевых зон левого полушария называется афазией (А).

У детей в возрасте до 10 лет после поражения речевых центров возможно восстановление речи (примерно через 1 год) в связи с перемещением центров речи в правое полушарие.
В структуре речи взаимодействуют 2 процесса: произнесение слов и восприятие речи. Нарушение процесса произнесения слов — моторная, или экспрессивная, афазия. Нарушение восприятия речи — импрессивная афазия. Выделяют также амнестическую А.

Экспрессивная (моторная) афазия

Афферентная моторная А. — неспособность больного найти правильное положение губ и языка, необходимое для произнесения соответствующих речевых звуков. При этом нарушаются артикуляция и модуляция — оральный праксис. Проявляется неплавностью, замедленностью речи, литеральными или вербальными парафазиями (замена букв в словах или слов в фразах). Нарушаются все виды устной речи: автоматизированная, спонтанная, способность повторить, называние. При этом сохраняется способность писать, читать. Часто сочетается с оральной апраксией.
Наблюдается при поражении нижних отделов постцентральной извилины левого полушария у правши.

Повторная речь изменена не столь грубо, как при афферентной моторной А.
Наблюдается при повреждении в нижних отделах премоторной зоны (центр Брока, поля 44 и 45 по Брод-ману). Премоторная зона — задняя часть нижней лобной извилины.

Динамическая моторная А. — больной хорошо произносит все звуки, но не может активно высказать мысль, задать вопрос, хотя на задаваемые вопросы правильно отвечает и хорошо артикулирует все звуки. В этом случае нарушена продуктивная, активная речь. Репродуктивная речь (способность повторить) и автоматизированная речь сохраняются. В основе динамической моторной А. — нарушение внутренней речи (программирование и структурирование предложения). Наблюдается при поражении префронтальных отделов коры, находящихся кпереди от зоны Брока.

Импрессивная афазия

Нарушения импрессивной речи проявляются утратой понимания смысла чужой и своей речи и наблюдаются в 2-х основных формах:

  • сенсорная афазия;
  • семантическая афазия.

Амнестическая афазия

Некоторые авторы рассматривают амнестическую А. как вид сенсорной, или импрессивной А. Вместе с тем имеются основания выделять ее в самостоятельный вид А.

Нарушения речи у детей. Афазия, алалия, косноязычие

А. у детей встречается редко. Она возможна вследствие заболеваний или травм головного мозга после того, как дети уже начали говорить. Нарушение речевых зон в доречевой период вызывает алалию.


Выделяются варианты алалии:

  • моторная алалия: при ней ребенок понимает обращенную речь, но не говорит.
  • сенсорная алалия: при ней нарушается понимание обращенной речи, но сохраняется элементарный слух.

Выделяют также дислалию — частичное недоразвитие речи.
Наиболее часто отмечается искажение при произношении различных звуков — косноязычие. Оно означает неспособность произносить или образовывать определенные звуки и звукосочетания. Они неправильно произносятся, пропускаются или накладываются друг на друга. У детей в возрасте до 4-х лет косноязычие может быть физиологическим. Позднее это явление расценивают как дислалию.


Выделяют следующие виды косноязычия:

Дизартрия, мутизм

Среди неафатических расстройств речи рассматриваются дизартрия и мутизм.

Мутизм (М.) (немота) встречается в 2-х вариантах: истерический М. (конверсионное расстройство) и акинетический М.

НАРУШЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в младенческом периоде развития ребенка. Наиболее сложный дефект речи характеризуется нарушением отбора и программирования речевого высказывания. Алалия развивается у детей с сохраненным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом.

Дети постепенно начинают отставать в умственном развитии из-за отсутствия речи. Причиной алалии является органическое поражение центральной нервной системы. В зависимости от локализации патологического процесса различают моторную и сенсорную алалию. Моторная характеризуется поражением речедвигательного анализатора, а сенсорная – поражением речеслухового анализатора.

Афазия – это полная или частичная утрата речи, связанная с локальным поражением головного мозга. Причиной афазии являются травма головного мозга, воспаление и опухоли мозга, нарушение кровообращения. Степень тяжести и форма афазии зависят от:

1) локализации и размеров патологического очага;

2) характера нарушения мозгового кровообращения;

3) общего состояния других отделов мозга с ненарушенными функциями, выполняющими компенсаторную роль. Афазия бывает моторной, сенсорной, амнестической и тотальной.

При моторной афазии теряется способность самостоятельно говорить.

При сенсорной афазии не воспринимается речь окружающих. При амнестической афазии забываются слова и их значение. При тотальной люди не понимают речь и не могут говорить сами.

Афазия отличается от алалии тем, что происходит распад уже сформировавшейся речи. Афазия отличается от тем, что нарушаются смысловая и звуковая стороны речи. Афазия отличается от дизартрии отсутствием нарушения подвижности языка. При афазии слух не нарушен. Афазия ведет к задержке умственного развития.

Работа логопеда по устранению нарушений речи основана на выработке ранее имеющихся навыков артикуляции за счет использования резервных возможностей организма (зрительный, слуховой анализатор, тактильные чувства). Работа по коррекции дефектов речи осуществляется в строгой последовательности.

Все упражнения и тренинги распределяются по следующим категориям:

1) постановка звука; автоматизация навыка правильного произношения звука в слогах (со стечением согласных, открытых, закрытых, прямых);

2) автоматизация навыка правильного произношения звука в словах;

3) автоматизация навыка произношения звуков в предложениях;

4) определение сходных по звучанию или произношению звуков;

5) автоматизация правильного произношения звука в разговорной речи.

Для проведения логопедических тренингов необходимо зеркало, набор зондов (7 штук), шпатели, вата, спирт, набор дидактического и иллюстрированного материала (карточки), индивидуальные тетради для записи работы на дому, словари, протоколы обследования речи у логопеда. Коррекция нарушений речи осуществляется тремя способами. Первый способ.

В его основе лежит подражание, копирование речи. Используя зрительный, слуховой анализаторы, тактильные ощущения, обучаемый старается воспроизвести правильный звук вслед за логопедом.

Вспомогательными методами являются артикуляционная гимнастика и массаж.

Второй способ основан на механическом воздействии на органы артикуляции с помощью инструментария (шпатели, зонды, обтуратор).

Существует семь видов зондов, при помощи которых исправляют недостатки произношения звуков. Зонд состоит из рукоятки и верхней извитой части. Каждый из зондов имеет свою форму.

Обтуратор – это приспособление для закрытия дефекта при расщелинах твердого нёба. При этом способе коррекции за основу берется имеющаяся артикуляция.

Затем механическим путем с помощью инструментов органы артикуляции (язык, губы) приводятся в нужное положение или движение. Кинестические раздражения вместе с информацией, получаемой слуховым анализатором (определенное положение языка, губ плюс правильное произношение звуков), поступают в кору головного мозга, а в дальнейшем способствуют активному, произвольному формированию необходимой артикуляцией.

Третий способ коррекции включает в себя первый и второй (смешанный). Произношение звуков осуществляется путем подражания, но с помощью инструментов, помогающих установить нужное положение органов артикуляции.

Применение инструментария при постановке различных звуков:

1) исправление сигматизма:

б) при призубном сигматизме применяют два метода; первый – при помощи шпателя или зонда кончик языка заводится на нижние резцы, чтобы обеспечить прохождение воздуха через зубную щель; второй – испытуемый держит язык между верхними и нижними резцами и выдыхает воздух, а логопед шпателем опускает кончик языка за нижние зубы;

в) исправление бокового сигматизма производится также при отодвигании переднего края языка за нижние резцы;

Коррекция дефектов смягчения. Дефект смягчения возникает при замене мягких согласных парными твердыми согласными.

Первый этап исправления, как и в предыдущих случаях, начинается показательной артикуляцией перед зеркалом.

Язык при произношении твердых звуков должен иметь плоскую форму, а при произношении мягких звуков передний край языка упирается в нижние передние зубы, и спинка языка изгибается к твердому нёбу.

Основные требования к работе логопеда по коррекции артикуляции заключаются в:

1) развитии восприятия звуков и слогов на слух;

2) гимнастике дыхательной и артикуляционной;

3) постановке правильного произношения звука;

4) автоматическом правильном произношении звука;

5) различии в произношении звуков (неправильного и правильного).

Постановка произношения должна производиться с постепенным ускорением темпа речи. Обязательными условиями для логопедических занятий являются доступность и понятность дидактического материала.

Если ребенок неправильно произносит несколько звуков, коррекционная работа должна осуществляться от простого к сложному, и никак иначе.

Можно осуществлять постановку сразу двух звуков со схожей артикуляцией.

Следует учитывать способность логопата усваивать полученную информацию и возможности для устранения патологического произношения. Занятия с логопедом должны проводиться не менее трех раз в неделю.

Вначале занятия должны быть индивидуальными, а затем могут быть групповыми. Группа должна состоять из трех-че-тырех человек. В одну группу подбираются дети с одним дефектом и одинаковым уровнем подготовки. Состав группы должен меняться при постановке нового звука. Продолжительность занятий не должна быть более 15 мин во избежание переутомления. На занятиях должен быть использован дидактический материал в виде карточек с картинками, лото, домино. Чем выше заинтересованность детей, тем эффективнее проходят занятия.

В данной работе были рассмотрены некоторые речевые нарушения. Были рассмотрены следующие темы: анатомия и физиология речевого аппарата, этапы становления речи ребенка и некоторые виды речевых нарушений. Были рассмотрены такие нарушения как алалия и афазия. В работу включены главы по коррекции моторной и сенсорной алалии, а также направления восстановления речи при афазии.

Эти два нарушения речи сильно отличаются друг от друга. Одним из главных отличий является тот факт, что при алалии речь еще не сформирована, а при афазии происходит распад уже сформировавшейся речи.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Алалия - это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.

Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Сходство их в том, что оба нарушения являются результатом органического поражения мозга. Алалия наступает в детском возрасте, тогда как афазия наступает у людей пожилого возраста либо вследствие травм.

Афазия является результатом:

  • 1) тяжелых травм головного мозга;
  • 2) воспалительных процессов и опухолей мозга;
  • 3) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.

Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

  • 1) обширность очага поражения и его локализация;
  • 2) характер нарушения мозгового кровообращения;
  • 3) состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Причины, вызывающие алалию, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.

У алалии и афазии есть моторная и сенсорная формы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

У афазии также есть две эти формы, но также выделяют амнестическую и тотальную.

Методы коррекционной работы этих нарушений разные.

Коррекция моторной алалии состоит в:

  • - Активизации речевого подражания;
  • - Формировании слогового восприятия и воспроизведения речи;
  • - Понимании основных грамматических форм слов;
  • - Формировании практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов;
  • - Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний;
  • - Отработка наиболее простых словообразовательных моделей;
  • - Конструирование простого предложения;
  • - Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи и т.д.

У коррекции моторной афазии тоже есть свои отличительные особенности.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе - восстановление пассивного и активного словарного запаса.

Начинают с развития фонематического слуха путем отработки сохранных звуков, поскольку главная задача - оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап - восстановление отсутствующих звуков.

В процессе восстановления письменной речи проводятся звуко-буквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

В работе по преодолению сенсорой алалии, используются зрительный и двигательный анализаторы, тактильно-вибрационное воспри-ятие, кинестетические ощущения, вкус, обоняние и, конечно, слух, который в качестве поврежденного звена привлекается дозировано.

В коррекционные занятия с детьми, страдающими сенсорной алалией, включаются элементы разных коррекционных программ, в частности, многое заимствовано и адаптировано из системы работы с детьми, имеющими нарушения слуха, а также из нейропсихологических методик.

Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется.

Сенсорные афазики находятся в более сложном положении, чем моторные, так как у них резко ограничено понимание речи. Ребенок плохо контактирует с окружающими, его внимание не концентрируется должным образом на речи; интеллектуальные возможности снижены (вторично). Поэтому задача первостепенной важности - вызвать ребенка на контакт, активизировать его положительные эмоции. Коррекционная работа протекает очень трудно и требует длительного времени. Основные направления коррекции дефекта включают:

  • - Развитие у детей фонематического восприятия, так как это главное нарушение при данном дефекте;
  • - Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок - комок, удочка-уточка);
  • - Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

Первоначальную помощь (медицинскую и педагогическую) ребенок получает в условиях стационара, где работает логопед. В дальнейшем ребенок может быть направлен для индивидуальных занятий в специальное (дошкольное или школьное) учреждение. Врач продолжает наблюдать за ним амбулаторно. Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого ребенка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.

Виды алалии

Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:

  1. Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
  • афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
  • эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
  1. Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
  2. Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.

Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.

Причины алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Диагностика и коррекция алалии

Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:

  • нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
  • логопед (диагностика речи);
  • психиатр (исключение психических заболеваний);
  • отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
  • невролог (выявление органических нарушений).

В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.

Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:

  • медикаментозное лечение (назначает невролог);
  • нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
  • занятия с детским или медицинским психологом;
  • физиотерапия;
  • эрготерапия;
  • логопедический массаж.

Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.

Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.

Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:

  • запуска речи;
  • понимания обращенной речи;
  • снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
  • улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
  • стабилизации поведения.

Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.

2 Комментариев

Тема 8.

План: 1. Алалия.

1.1. Учение об алалии.

1.2. Причины алалии.

1.3. Речевое развитие детей-алаликов.

1.4. Дифференциальная диагностика.

1.5. Направления коррекционной работы.

2.1. Определение афазии. Причины.

2.2. Формы афазии.

2.3. Отличие афазии от сходных речевых нарушений.

Литература: 1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981.

2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962.

3. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951.

4. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959.

Согласно этому традиционному учению об алалии, ее принято подразделять на следующие виды:

Следует заметить, что выделение сенсорной алалии как отдельной формы не вызывает сомнений, тогда как вопрос о моторной алалии стал дискуссионным.

В исследованиях Р.Е. Левиной, Н.Н. Трауготт и др. указывается, что речь при алалии может практически полностью отсутствовать, а может быть и относительно сформированной, но со стойкими лексико-грамматическими и фонетическими ошибками при достаточно сохранных умственных способностях.

В свете современных представлений о речи как о сложноорганизованной деятельности, имеющей определенные уровни, ученые не могут полностью раскрыть психофизиологический механизм алалии в рамках моторной концепции. Двигательными затруднениями можно объяснить трудности артикулирования, невозможность четкого переключения с одного артикуляционного уклада на другой и т.д., но нельзя объяснить такие типичные для алалика черты, как отсутствие речевой мотивации, неумение контролировать свою речь, комплексное нарушение всех сторон речи: лексики, грамматики, фонетики, связности.

В логопедии выделяются психологическая, лингвистическая и психолингвистическая концепции алалии.

Согласно психологической концепции, выдвинутой Р.Е. Левиной, моторная алалия обусловлена нарушениями психических процессов (мышления, памяти и др.), а также дисбалансом отдельных этапов развития речи.

Лингвистический подход, предложенный В.К. Орфинской (1960), позволяет, классифицировать алалию в зависимости от того, насколько сформированы процессы языкового анализа и синтеза.

Психолингвистическая концепция в качестве ведущего нарушения при моторной алалии выделяет несформированность языковых операций производства высказываний (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровней.

Подобное многообразие взглядов на природу и механизм алалии обусловлены тем, что эта проблема остается и в наши дни неоднозначной и недостаточно изученной.

Алалия считается сложным органическим дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит именно к недоразвитию речи, а не к ее распаду.

1. 2. Причины алалии.

В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть более выраженный, чем обычно, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ангина, грипп с осложнениями). В качестве вредоносных факторов указываются табакокурение, алкоголизм и наркомания родителей. Особенно актуальным в последнее время стал фактор неблагоприятного экологического воздействия.

В то же время исследователи обращают внимание на большой процент детей-алаликов, рожденных в асфиксии.

В случае осложненного протекания родов ребенок Может получить родовую травму. В первые годы жизни ребенка к алалии могут привести мозговые заболевания и травмы головы.

| следующая лекция ==>
Симптоматика заикания | Дифференциальная диагностика. Речевое развитие детей-алаликов

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.