Все великое создано нервными людьми


Примиритесь с тем, что вас будут называть нервной. Вы принадлежите к блестящему и несчастному семейству, которое составляет соль земли. Все великое создано для нас нервными. Это они, а не кто-нибудь еще, заложили основы религий и создали изумительные произведения искусства. Мир так и никогда не узнает всего, чем он им обязан, а главное, сколько они выстрадали для того, чтобы всем этим его одарить. Мы наслаждаемся чудесной музыкой, прекрасными картинами, всем, что есть на свете изящного, но мы не знаем, что творцы расплачивались за это бессонницей, рыданиями, истерическим смехом, нервной лихорадкой, астмой, падучей, смертельной тоской…

Невроз – гениальный актер. Нет такой болезни, которую он не смог бы искуснейшим образом разыграть. Невроз может изобразить вздутие кишечника, как при запорах, тошноту, как во время беременности, аритмию, как при сердечных заболеваниях, озноб и жар, как у чахоточных. Если уж он способен обманывать врача, то обмануть больного ему ничего не стоит…

Только с помощью искусства мы можем покинуть самих себя, узнать, как другой видит вселенную.

Я зашвыривал костыли рассудка, контроля над самим собой, помогающие нашему убожеству не сбиваться с дороги.

Работа художника – пытаться увидеть за материей, за опытом, за словами нечто другое – работа, совершенно противоположная той, что совершается в нас каждое мгновение, когда мы, словно предав себя самих, оказываемся во власти самолюбия, страстей, рассудка и привычек, которые загромождают, а в конечном итоге и прячут совсем наши истинные ощущения под грудой всякого рода терминологией, практических целей, что мы ошибочно называем жизнью. В сущности, это сложное искусство – единственно живое искусство.

В жизни встречается очень немного легких успехов и окончательных неудач.


Как ни стыдно признавать, я весьма чувствителен к мнению окружающих обо мне, несмотря на мои заверения всех в обратном.

Без нервной болезни не бывает великих артистов, более того, не бывает и великих ученых. И еще: если у врача нервы всегда были здоровы, то он не может быть хорошим врачом, это исключено, в лучшем случае из него выйдет посредственный врач по нервным болезням. Невропатолог, который не говорит много глупостей, наполовину вылеченный больной, так же как хороший критик – это поэт, переставший писать стихи, хороший полицейский – это вор, переставший воровать.


Не кажется ли вам, что письма многих писателей выше всего их творчества?

Талант – это детище определенного душевного строя, в котором многих свойств обычно недостает и в котором преобладает впечатлительность, проявления коей не замечаются в книгах, но живо ощущаются в жизни, как, например, любознательность, причуды, желание пойти туда-то и туда-то ради собственного удовольствия, а не для расширения или поддержания светских отношений и вообще не ради них.

Широкая публика познает прелесть, очарование, познает явления природы через шаблонное искусство, медленно, но все же доходящее до ее сердца, — в противоположность оригинальному художнику, который прежде всего отметает шаблоны.

Я сумел бы вылечить вас от повышенной нервозности, но не стану ни за что на свете. Я буду повелевать ею – этого с меня довольно. Я вижу у вас на столе книгу Бергота. Если невроз у вас пройдет, вы разлюбите Бергота. Но какое я имею право обменять радости, какие он вам доставляет, на крепкие нервы, которые, конечно, ничем вас не порадуют? Да ведь эти радости сами по себе мощное средство, может быть, даже самое мощное. Нет, я не в претензии на вашу нервную систему. Я только хочу, чтобы она меня слушалась: я поручаю вас ей.


Гениальные безумцы: гениальны в одном, но безумны во всем остальном

Таланты природа обычно распределяет равномерно. Большинство из нас имеют средние способности. Но так бывает не всегда. Антрополог Стивен Джуан предлагает вспомнить гениальных безумцев.


Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.


Примиритесь с тем, что вас будут называть нервной. Вы принадлежите к блестящему и несчастному семейству, которое составляет соль земли. Все великое создано для нас нервными. Это они, а не кто-нибудь еще, заложили основы религий и создали изумительные произведения искусства. Мир так и никогда не узнает всего, чем он им обязан, а главное, сколько они выстрадали для того, чтобы всем этим его одарить. Мы наслаждаемся чудесной музыкой, прекрасными картинами, всем, что есть на свете изящного, но мы не знаем, что творцы расплачивались за это бессонницей, рыданиями, истерическим смехом, нервной лихорадкой, астмой, падучей, смертельной тоской…

Невроз – гениальный актер. Нет такой болезни, которую он не смог бы искуснейшим образом разыграть. Невроз может изобразить вздутие кишечника, как при запорах, тошноту, как во время беременности, аритмию, как при сердечных заболеваниях, озноб и жар, как у чахоточных. Если уж он способен обманывать врача, то обмануть больного ему ничего не стоит…

Только с помощью искусства мы можем покинуть самих себя, узнать, как другой видит вселенную.

Я зашвыривал костыли рассудка, контроля над самим собой, помогающие нашему убожеству не сбиваться с дороги.

Работа художника – пытаться увидеть за материей, за опытом, за словами нечто другое – работа, совершенно противоположная той, что совершается в нас каждое мгновение, когда мы, словно предав себя самих, оказываемся во власти самолюбия, страстей, рассудка и привычек, которые загромождают, а в конечном итоге и прячут совсем наши истинные ощущения под грудой всякого рода терминологией, практических целей, что мы ошибочно называем жизнью. В сущности, это сложное искусство – единственно живое искусство.

В жизни встречается очень немного легких успехов и окончательных неудач.


Как ни стыдно признавать, я весьма чувствителен к мнению окружающих обо мне, несмотря на мои заверения всех в обратном.

Без нервной болезни не бывает великих артистов, более того, не бывает и великих ученых. И еще: если у врача нервы всегда были здоровы, то он не может быть хорошим врачом, это исключено, в лучшем случае из него выйдет посредственный врач по нервным болезням. Невропатолог, который не говорит много глупостей, наполовину вылеченный больной, так же как хороший критик – это поэт, переставший писать стихи, хороший полицейский – это вор, переставший воровать.


Не кажется ли вам, что письма многих писателей выше всего их творчества?

Талант – это детище определенного душевного строя, в котором многих свойств обычно недостает и в котором преобладает впечатлительность, проявления коей не замечаются в книгах, но живо ощущаются в жизни, как, например, любознательность, причуды, желание пойти туда-то и туда-то ради собственного удовольствия, а не для расширения или поддержания светских отношений и вообще не ради них.

Широкая публика познает прелесть, очарование, познает явления природы через шаблонное искусство, медленно, но все же доходящее до ее сердца, — в противоположность оригинальному художнику, который прежде всего отметает шаблоны.

Я сумел бы вылечить вас от повышенной нервозности, но не стану ни за что на свете. Я буду повелевать ею – этого с меня довольно. Я вижу у вас на столе книгу Бергота. Если невроз у вас пройдет, вы разлюбите Бергота. Но какое я имею право обменять радости, какие он вам доставляет, на крепкие нервы, которые, конечно, ничем вас не порадуют? Да ведь эти радости сами по себе мощное средство, может быть, даже самое мощное. Нет, я не в претензии на вашу нервную систему. Я только хочу, чтобы она меня слушалась: я поручаю вас ей.


Примиритесь с тем, что вас будут называть нервной. Вы принадлежите к блестящему и несчастному семейству, которое составляет соль земли. Все великое создано для нас нервными. Это они, а не кто-нибудь еще, заложили основы религий и создали изумительные произведения искусства. Мир так и никогда не узнает всего, чем он им обязан, а главное, сколько они выстрадали для того, чтобы всем этим его одарить. Мы наслаждаемся чудесной музыкой, прекрасными картинами, всем, что есть на свете изящного, но мы не знаем, что творцы расплачивались за это бессонницей, рыданиями, истерическим смехом, нервной лихорадкой, астмой, падучей, смертельной тоской…

Невроз – гениальный актер. Нет такой болезни, которую он не смог бы искуснейшим образом разыграть. Невроз может изобразить вздутие кишечника, как при запорах, тошноту, как во время беременности, аритмию, как при сердечных заболеваниях, озноб и жар, как у чахоточных. Если уж он способен обманывать врача, то обмануть больного ему ничего не стоит…

Только с помощью искусства мы можем покинуть самих себя, узнать, как другой видит вселенную.

Я зашвыривал костыли рассудка, контроля над самим собой, помогающие нашему убожеству не сбиваться с дороги.

Работа художника – пытаться увидеть за материей, за опытом, за словами нечто другое – работа, совершенно противоположная той, что совершается в нас каждое мгновение, когда мы, словно предав себя самих, оказываемся во власти самолюбия, страстей, рассудка и привычек, которые загромождают, а в конечном итоге и прячут совсем наши истинные ощущения под грудой всякого рода терминологией, практических целей, что мы ошибочно называем жизнью. В сущности, это сложное искусство – единственно живое искусство.

В жизни встречается очень немного легких успехов и окончательных неудач.


Как ни стыдно признавать, я весьма чувствителен к мнению окружающих обо мне, несмотря на мои заверения всех в обратном.

Без нервной болезни не бывает великих артистов, более того, не бывает и великих ученых. И еще: если у врача нервы всегда были здоровы, то он не может быть хорошим врачом, это исключено, в лучшем случае из него выйдет посредственный врач по нервным болезням. Невропатолог, который не говорит много глупостей, наполовину вылеченный больной, так же как хороший критик – это поэт, переставший писать стихи, хороший полицейский – это вор, переставший воровать.


Не кажется ли вам, что письма многих писателей выше всего их творчества?

Талант – это детище определенного душевного строя, в котором многих свойств обычно недостает и в котором преобладает впечатлительность, проявления коей не замечаются в книгах, но живо ощущаются в жизни, как, например, любознательность, причуды, желание пойти туда-то и туда-то ради собственного удовольствия, а не для расширения или поддержания светских отношений и вообще не ради них.

Широкая публика познает прелесть, очарование, познает явления природы через шаблонное искусство, медленно, но все же доходящее до ее сердца, — в противоположность оригинальному художнику, который прежде всего отметает шаблоны.

Я сумел бы вылечить вас от повышенной нервозности, но не стану ни за что на свете. Я буду повелевать ею – этого с меня довольно. Я вижу у вас на столе книгу Бергота. Если невроз у вас пройдет, вы разлюбите Бергота. Но какое я имею право обменять радости, какие он вам доставляет, на крепкие нервы, которые, конечно, ничем вас не порадуют? Да ведь эти радости сами по себе мощное средство, может быть, даже самое мощное. Нет, я не в претензии на вашу нервную систему. Я только хочу, чтобы она меня слушалась: я поручаю вас ей.

Фаина Раневская была великолепной комедийной актрисой, причем она не просто играла комедию. Она жила этим, хотя жизнь ее больше напоминала трагикомедию, а не легкий водевиль. Она была из тех женщин, которые за словом в карман не полезут и легко приколошматят оппонента острым словцом.

Из сотни-другой афоризмов, разбросанных Раневской по пути — когда ненароком, когда сгоряча — мы выбрали 30 таких, которым позавидует любой писатель-сатирик:

Оптимизм — это недостаток информации.

Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.

Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.

Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.

Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

Если человек тебе сделал зло — ты дай ему конфетку. Он тебе зло — ты ему конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.

Женщина, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.


кадр: Ленфильм

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность!

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

— Как жизнь, Фаина Георгиевна? — Я вам еще в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.

Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.


кадр: Мосфильм

Даже под самым пафосным павлиньим хвостом всегда находится обыкновенная куриная жопа.

Самое трудное я делаю до завтрака. Встаю с постели.

Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее.


Наверное, все же что великие люди, точнее сказать одарённые, отличаются от понятия "нормальный" ( в нашем случаи, не нервный человек). От природы или от Бога им дан дар, которого нет у простых людей и не все с этой ношей могут достойно справиться)


Это общественное мнение называет их нервными. На самом деле они просто интуиты и полностью следуют своей интуиции, включая в этот процесс разум только при вычислениях. Поэтому их поведение отличается от других. Чаще у них чугунные нервы, ведь быть впереди своего поколения и встречать на каждом углу осуждение - это огромная тяжесть. Среди обывателей интуитов не любят, потому что не знают что от них ожидать, что они ответят и как себя поведут. А жаль. Если слушать их внимательно - можно узнать очень много нового и многое понять.


Эти люди вовсе не нервные в привычном, бытовом смысле этого определения, они скорее всего особенные, не обычные, в чём-то странные, но зато талантливые.У таких людей своеобразная психика,не стандартное поведение, они не относятся к среднестатистическим.


Доброго вам времени суток!

Жизнь человека на Земле ни коротка и ни длинна. Это всего лишь, как человек ощущает течение времени. Представьте, что вы всю жизнь стоите в очереди за каким-то дефицитом, типа, эликсира, продлевающего жизнь еще на 70 лет. Только надо за ним стоять изо дня в день все 70 лет. В общем вас ждет долгая, нудная, тягучая жизнь. На самом деле люди очень заблуждаются, что жизнь - это счастье. Жизнь - это что-то напоминающее кошмарный сон, который нам необходим, чтобы отдохнуть от веков счастья. Наш реальный дом в мире потустороннем. Там мы можем летать, парить, перемещаться со скоростью мысли в любую точку мира и любое время, мы можем мгновенно исполнять любое свое желание и получать всеобъемлющие ответы на любой вопрос. Всю жизнь мы сидим в телесной оболочке, как в скафандре, и даже не подозреваем, что мы - это душа. Душа саму себя не чувствует и телом ее не почувствовать. Ее можно распознать только, если уловить то, чем мы чувствуем изнутри границы своего тела. На самом деле душа по форме в точности совпадает с телом материальным. Есть голова, туловище, руки, ноги. Только "материал", из которого состоит душа, вы,больше напоминает воздух. Воздух, сохраняющий форму материального тела. Покинув тело, вы сможете легко изменить свою форму на другую. Можете изменить внешность; стать молодым, старым, ребенком, а можете изменить пол, - все в вашей власти. Главное, что покинув тело, через несколько секунд от вас улетят все страхи: страх смерти, страх боли, страх быть высмеянными и т.д. Все эти страхи в душу вселяет головной мозг. Он же закрепощает душу, вас, в теле, лишает памяти и неограниченных возможностей. Едва мы покидаем тело и обнаруживаем, что мы с нашим сознанием никуда не пропали, а новое состояние намного лучше того, когда мы были в телесной оболочке, нас охватывает эйфория. Это радость, свобода, настоящая свобода, счастье от своих сверхвозможностей. Нам уже никто и ничто не причинит боль. Едва мы это осознаем. как наша личность преображается. Мы словно сбрасываем маски, которые носили при жизни. Мы понимаем, что в самой глубине, в самой своей сути мы благородные, справедливые, бесстрашные, - все лучшее в нас заложено. И только это наша сущность. Мы хохочем над нашей глупостью и слепостью во время нашей жизни. И самое ужасное для нас - это вернуться назад в тело, поскольку жизнь в телесной оболочке все равно, что деградация личности. Естественно, мы века и тысячелетия по земным меркам проводим в потусторонем мире. Время мы там также сами регулируем. Хотим, оно течет быстро. Хотим - медленно. Никто нас не неволит, просто однажды мы понимаем, что пресытились сплошным хорошим. Чтобы ощутить его сладость вновь, мы опять решаем родиться и прожить жизнь в телесной оболочке, не подозревая о том, кто мы на самом деле. Каждый сам выбирает себе срок "заключения", а также какие тяготы, лишения и горести испытать, чтобы потом насладиться в полной мере всеми благами.


Лёха! Это можно делать. Больше того, могу сказать, что это нужно делать. Нужно жить вопреки всему. В свои давние двадцать пять лет схоронил жену, которая ждала меня из армии, ждала. Дождалась и умерла. Как было больно и обидно на весь мир! Как не хотелось жить! Как же желалось "всё перевернуть"! Но, выдержал, вытерпел. Храню память о первой жене до сих пор, хоть и прошло с момента ее смерти тридцать четыре года. Именно память о Ней позволила мне создать вторую и очень крепкую семью, которая вопреки всем постулатам чтит память о ней, о Еленочке. Мои дети давно уже старше умершей жены. Моя теперешняя жена - уникальная женщина, которая любит меня и рожденных нами детей до "потери пульса". Но, вопреки всему, я чту память о первой жене. Она - основа основ моей современной жизни. Наплюйте на все и создавайте семью.


Многие люди просто бояться начинать прямо здесь и сейчас. Всё начинается ещё со школы, с мелочей, таких как, с понедельника пойду в тренажёрку или сяду на диету (надо к лету готовиться), в итоге понедельников пять прошло и лето заканчивается а ты так и не похудела. Если человек не может с таких мелочей себя заставлять как то двигаться, то о чем то большем не может идти и речи. Какой бизнес? Какое богатство? Он себя в тренажерный зал то не может заставить пойти 2 год.

Обстоятельств нет. Есть много причин чтобы НЕ делать что-то, это называется лень. Многие люди говорят что они НЕ МОГУТ что-то сделать, а ведь на самом деле то если задуматься, они просто НЕ ХОТЯТ. То есть если что то не получается сделать - недостаточно хочешь!


Когда человек верит в чудо как в что-то невероятное, но возможное - это мечта, которая так и может остаться мечтой. Она дает человеку надежду и стремление к желаемому, но воспринимается невероятной и так невероятной и остается.

Совсем другое дело, когда человек воспринимает чудо как редкое, но самое нормальное проявление нашего мира, редкое, но обычное событие. Тогда такое обыкновенное чудо происходит в самый нужный момент, когда это жизненно необходимо, даже если в тот момент человек о чуде и не думает.

В нашем мире возможно всё, о чём мы можем мечтать и ещё много всего, что мы не можем выразить в мыслях и словах. Чем реальнее человек воспринимает чудеса, тем легче притягивает их к себе.


Если подразумевать под логикой рациональность, разумный смысл поступков людей, то: 1. браться за грязную нижнюю часть веника руками негигиенично, 2. передача вещей - это некий официальный юридический акт, который необходимо однозначно зафиксировать и по времени и по месту. А порог - это граница и возникает неопределенность, неоднозначность. 3. получить деньги вечером не хочет, прежде всего, их получающий. Потому что впереди ночь - время грабителей. Есть опасный свидетель того, что на ночь глядя, в доме появились ценности. Опасный, потому что "берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда". А тут появляется шанс их вернуть, заслав лихих людей.

See, that’s what the app is perfect for.

Мне нравятся люди, которые способны оставлять послевкусие. Когда вы возвращаетесь после встречи с ними, вам есть о чем подумать, вы чувствуете, что время вместе проведено не зря и внутри себя чувствуете, что вам приятно.

  1. lost-in-y0u6 liked this

More you might like

О счастье


Мы часто ошибаемся, дотошно выбирая условия для счастья. Мы тонко настраиваем его, подбирая одну деталь за другой. Нам нужен определённый человек, какие-то уникальные вещи и вереница особенных историй. Мы создаём в голове план идеального счастья, и даём себе зарок, что едва сойдутся на небе все звёзды — настанет рай на земле. Сами того не ведая, мы заводим себя в западню.

Когда реальность проверяет наше счастье на прочность, оно разбивает его на мелкие кусочки. И этими осколками реальность разрезает наши сердца, уже успевшие поверить, что сказка непременно станет былью. Но как нельзя заключить сделку со вселенной, также нельзя и выбрать, каким же оно будет — наше счастье.

Единственный актёр, который слышит человека, это он сам. И потому человек никогда не сможет срежиссировать полёт своей души, если будет искать движущие силы вовне. Люди изменчивы, вещи ломаются, и даже погоду невозможно предсказать. Уповая на внешний мир, в погоне за счастьем, мы проигрываем сразу же, не успев начать.

Счастье у всех своё, но в то же время оно одно. Счастливый человек не завидует другому счастливцу — счастье либо есть, либо его нет. Оно не бывает сильнее или слабее, больше или меньше. Завистник не жаждет стать счастливым, он досадует на чужую радость. Он верит, что животворящий ветер — это дыхание конкретного человека. Что искра жизни может быть спрятана в мёртвых вещах. Что он несчастен потому что у него нет чего-то или кого-то.

Мы привыкли отождествлять счастье с внешними атрибутами. Увидев счастливого человека, мы проводим быстрый аудит его жизни. Нашими подозреваемыми становятся внешность, завидный партнёр, достаток, захватывающие приключения за плечами. Мы проводим параллели, свято верим в найденные совпадения. Мы подглядываем в тетрадь улыбчивого соседа по парте, повторяя чужую жизнь точь-в-точь. Нам кажется, что если снаружи будет так же, как у счастливчика, то и внутри настанет весна. Мы надеемся, что этот камуфляж обманет синюю птицу, она подлетит поближе, и мы схватим её за хвост.

Загвоздка в том, что счастье не приходит извне. Оно рождается изнутри. В груди вдруг начинает биться сердце, в глазах загорается огонь, а из спины вырастают крылья. И в следующее мгновенье ты вдруг понимаешь, что больше не касаешься земли. Всё от того, что ты дал себе разрешение быть счастливым. Не благодаря чему-то и не вопреки невзгодам. Но потому что принял решение, что сегодня — сейчас — ты счастлив.

В этом заключается великий секрет счастья. Оно требует умения брать на себя ответственность за свою жизнь. Решимости проживать каждый день не притворяясь и не халтуря. Смелости признаться: “Я есть источник моего счастья. И если я несчастен, то из-за моего решения, а не козней мира. А если счастлив, то от того, что заполняю пустоту в груди не вещами и другими людьми, но страстью к жизни; жаждой жить; желанием быть живым”.

Счастлив тот, кто позволяет себе быть счастливым.

НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ

- На войне, как на войне, без жертв не обойтись. Они - всего лишь статистика. А сейчас реально идет мировая война. Официально – с COVID-19. Но под прикрытием коронавируса схлестнулись две глобальные элиты.

- Как оцениваете новое решение Трампа – в разгар пандемии приостановить финансирование ВОЗ, обвинив ее в распространении дезинформации о китайском вирусе?

- Трамп верен себе - он громит глобалистские структуры. ВОЗ, которая сидит на плотном финансировании разнообразных фондов вроде фонда Билла и Мелинды Гейтс , является одним из проводников интересов глобальной финансовой олигархии.


Бенефициар пандемии COVID-19 – Дональд Трамп и стоящая за ним корпоративная олигархия, желающая разбить мир на зоны Фото: REUTERS

После крушения СССР развитие шло по инерции, но у базового стратегического вопроса "зачем?" появился смысл. И в самом деле, зачем?

Стремительное развитие привело к созданию множества новых и неразрешимых противоречий в рамках сегодняшней социальной психики. СССР, кстати, потерпел историческое поражение именно по этой причине - советский социализм, построенный на базе деревенской общинной этики, оказался неспособным ответить на запросы нового городского общества. Запад с его идеей-фикс безбрежной свободы, как высшей ценности, тоже столкнулся с проблемой - а есть ли у свободы границы, и как их совместить с базовым принципом запрета на ее ограничение?

НАЗАД, В БУДУЩЕЕ.

- Когда цивилизация сталкивается с неразрешимой проблемой, она решает ее через возврат к прошлому, пусть и на новом уровне, - продолжает Анатолий Несмиян. - Чтобы отрефлексировать проблему и найти механизм решения. После чего - новый старт. Римская империя полторы тысячи лет назад вплотную подошла к мануфактурному способу производства, но не смогла преодолеть противоречие античной психики между коллективным трудом и индивидуальной свободой. Потому решение нашлось в тысяче лет мрачного Средневековья, созданию в его рамках зародыша новой цивилизации - свободных городов с совершенно иной организацией психики их жителей. Затем наступила эпоха Возрождения и начался старт современной цивилизации.


Глобальную панику вокруг коронавируса раздувают, чтобы загнать человечество в новое Средневековье Фото: REUTERS

Сегодня цивилизация исчерпала все источники не только своего роста, но и развития, устойчивости. Наступает время нового Средневековья. Возврата от классового общества свободной продажи своего труда к сословному обществу жесткой стратификации, основанной на идее служения и функциональных обязанностей каждого сословия (или касты).


- Поиск будущего можно отследить на борьбе двух футуристических концепций, которые нашли свое отражение в огромном массиве кинофильмов, сериалов и книг. Фэнтези с мирами и вселенными разнообразных "Игр престолов" конкурирует с постиндустриальным постапокалипсисом "Бегущих по лезвию", "Бегущих в лабиринте", " Дивиргентов "…

А вот попытка обозначить выход и решение проблемы выглядит крайне неубедительной.

Блокбастер-антиутопия "Голодные игры" смотрится вполне органично до Революции. Но победа сил света над силами тьмы ответ на главный вопрос - и что дальше? - так и не дает.

НЕЙТРОННАЯ БОМБА ХХI века

- И там и там – мрак!

- Экзистенциальный тупик, у которого есть только один выход - назад.

Но чтобы вернуться назад и залечь в привычное и уютное болото, где можно предаться размышлениям о смысле жизни и каком-то еще неясном будущем, нужно уничтожить текущее настоящее. С его свободами, социальными гарантиями, уровнем жизни, демократией и всеобщим равенством (пусть во многом и декларативным). Раньше для глобальной деструкции прежнего мира лучшим инструментом были войны. Но сегодня это не самый лучший выход - неизбирательность и тотальность современных средств уничтожения создает слишком высокие риски, которые невозможно контролировать.

Глобальная эпидемия - та же война. Но вместо термоядерных ударов по городам, испепеляющих живое и неживое, вирус становится своеобразным аналогом нейтронной бомбы, убивающей органику, но оставляющей материальные ценности. Причем, эпидемия не обязательно должна убить столько же людей, сколько нейтронная бомба - достаточно обозначить саму угрозу массовой гибели. И тогда выжившее население само согласится на значительное поражение в правах. Теракт 911, с которого я начал нашу беседу, наглядно продемонстрировал, что даже американцы с их фанатичной приверженностью к свободе прекрасно проглотили ее ущемление после трагедии 11 сентября.


Пандемия позволяет перейти к новому миру без тотальных зачисток, разрушений и тому подобного Фото: REUTERS

- А сейчас уже миллиарды людей на планете находятся в режиме самоизоляции, на карантине. Подчас не обоснованном законодательно. Достаточно указаний местных властей, невнятных инструкций, что можно, что нельзя. От этой невнятицы, неопределенности еще тревожнее на душе. А куда денешься? Пандемия! Тут уж не до закона, выжить бы…

- Люди, скованные страхом и ужасом перед неведомой угрозой, готовы поступиться имевшимися у них свободами и правами в обмен на безопасность, зачастую мифическую. Какие запреты отменят после пандемии, а какие оставят - вопрос. Какие новые технологии контроля введут под предлогом борьбы с новыми пандемиями - тоже вопрос. Цифровые аусвайсы, ограничивающие свободу передвижения далее 100 метров от подъезда или калитки, чипирование, тотальные прививки спецвакцинами, создание цифровых портретов… Да кто его знает? Все для нашего блага, конечно.


Люди, скованные страхом и ужасом перед неведомой угрозой, готовы поступиться имевшимися у них свободами и правами в обмен на безопасность, зачастую мифическую Фото: REUTERS

Пандемия позволяет перейти к новому миру без тотальных зачисток, разрушений и тому подобного. Легкая версия мировой войны. "Золотой миллиард" (а также те, кто мечтал в него попасть) добровольно исчезнет, как субъект мировой цивилизации. На его месте возникнет нечто, из чего можно будет вылепить нового человека нового Средневековья. Сформировать новую кастово-сословную систему, утрясти некоторые нестыковки, избавиться от рудиментов нынешнего мирового устройства и перезапустить проект заново, начав с самого начала. Новое Средневековье, но уже с интернетом.

- Еще в начале года никто и предположить не мог сей Апокалипсис с миллиардами людей взаперти. Поневоле поверишь, Анатолий, что нас сознательно толкают в новое Средневековье.

- Ну, а сколько поколений потребуется для того, чтобы осмыслить новый путь и начать движение в его сторону, кто его знает? Может, три-пять поколений. Может, десять-двадцать. У серьезной проблемы и сроки решения тоже серьезные.

Кроме коронавируса, человечество поджидают другие биологические угрозы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.