Выбор специальности нервная система

Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью - стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

К таким особенностям относятся черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - первый признак того, что в основе его лежат природные свойства нервной системы.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость ( то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам) и подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения). При наличии сильной (или слабой) нервной системы, подвижной (или инертной) могут в ходе развития, при разных условиях жизни, воспитания, обучения возникнуть разные психологические черты личности. Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность.

Другими словами, нервные клетки длительное время могут воспринимать и передавать нервные импульсы, не переходя в тормозное состояние, "не уставая". Для слабой нервной системы характерна низкая работоспособность нервных клеток, они быстрее истощаются. Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления в деятельности, поведении человека.

Человек со слабой нервной системой - чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных, подвижных делах, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратность, отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление - все это может стать для такого человека сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отличаются особой уязвимостью, болезненно реагируют на критику, недовольство окружающих. Нередко таким людям не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он осваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе.

Еще одним преимуществом сильной нервной системы является способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер. У лиц со слабой нервной системой нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нарушается, а, следовательно, страдает и деятельность.

Таким образом, сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, ни способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться.

Таким образом, при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. "Слабым" не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Поэтому при проведении профконсультации могут быть внесены ограничения на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нервной системой.

Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Самому школьнику можно порекомендовать в этой же профессии другую специальность, или, как принято говорить у профконсультантов, другой рабочий пост. Даже в профессии летчика есть рабочие посты, не предъявляющие слишком жестких требований к человеку, - это летчик сельхозавиации, вертолетчик. В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как реаниматолог, хирург. Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта, санитарного врача, фармацевта, стоматолога.

Надо сказать, что лица со слабой нервной системой имеют и определенные преимущества. Так, многие "слабые" обладают гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с "сильными", ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой. Им могут быть рекомендованы работы, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик, зубной техник, сборщик микросхем, программист). С высокой чувствительностью слабой нервной системы, видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это свидетельствует о преимуществах "слабых" в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа "человек - человек").

Психологи, специально изучавшие особенности выполнения разных видов деятельности "подвижными" и "инертными", обнаружили, что для последних существует определенный предел в возможностях скоростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий, предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам, невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходящего рабочего поста, выбор наиболее соответствующих своим особенностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно справляться с разными видами деятельности как "подвижным", так и "инертным" людям. Например, среди токарей существует такое деление, как токарь-скоростник и токарь-точностник.

Российские психологи считают, что особенности темперамента нельзя рассматривать оторвано от профессии. Не каждый тип темперамента годен для любой работы. В.Мерлин утверждает, что имеются профессии, для которых не подходят люди с определенными качествами темперамента. Так, например, для профессии оператора пульта управления электростанции противопоказана слабость нервных процессов, свойственная меланхолику.

В зависимости от особенностей нервных процессов можно теоретически вывести 24 типа темперамента, но практически чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах.

Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью ему подходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности. Работая, он может легко сосредеточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью, работу выполняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своей деятельности, однако свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующаяся с более спокойной работой.

Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный работник, однако только в той области, к которой он привык. Ему не подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере) трудности для него не представляет. Он работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организацией своего труда.

Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям. У него низкая работоспособность, он не хочет брать на себя обязательства, боится, что не сумеет их выполнить. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

45. Ипдинидуально-психологические свойства личности необходимые для успешного освоения разных типов профессий: человек-человек, человек-знак, человек-техника, человек-художественный образ, человек-при Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"З главный, предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая дисциплина. Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения. Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях. Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

потребность в общении,

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. Исполнительно-двигательная активность: важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк. Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность. Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений. Личные качества: умение подчинять авторские амбиции общим целям, исполнительская четкость и самодисциплина, усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного.рода.

46. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-экономические, психологические, медико-физиологические.

47. Классификация профессий Е. А. Климова по ведущему предмету труда и уровню профессиональной активности личности.

48. Личностно ориентированное содержание профессионального образования.

49. Психологические особенности обучаемости. Роль обучаемости в профессиональной деятельности.

50. Психологические особенности юности: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования возраста.

2) отношение к труду (как к умственному, так и кфизическому). Готовность и способность овладеть определенной профессией;3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;4) формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу и одобрение.Новообразования:Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Смысл жизни – это важнейшее новообразование ранней юности. Появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Природа индивидуальных особенностей человека двояка.Такие ин

дивидуальные особенности как интересы,склонности характеризуются

непостоянством,колебаниями, изменчивостью.Поэтому и учитывать их

нужно с вполне определенной целью стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей.Они довольно

устойчивы. Изменить их практически нельзя,но невозможно и не об

ращать на них внимания,ибо их влияние ощутимо в деятельности,в

поведении,во взаимоотношениях с окружающими.

К таким особенностям относятся черты,связанные с индиви

дуальными проявлениями основных свойств нервной системы.Постоян

ство индивидуального поведения в определенных ситуациях первый

признак того,что в основе его лежат природные свойства нервной

Среди природных индивидуальнотипологических свойств наибо

лее изучены в настоящее время силаслабость ( то есть степень вы

носливости,работоспособности нервной системы,ее устойчивость к

различного рода помехам) и подвижностьинертность (то есть ско

рость смены и скорость протекания процессов возбуждения и тормо

При наличии сильной (или слабой) нервной системы,подвижной

(или инертной) могут в ходе развития,при разных условиях жиз

ни,воспитания,обучения возникнуть разные психологические черты

личности.Сильную нервную систему характеризует высокая работоспо

собность. Другими словами,нервные клетки длительное время могут

воспринимать и передавать нервные импульсы,не переходя в тормоз

ное состояние, "не уставая ".Для слабой нервной системы характерна

низкая работоспособность нервных клеток,они быстрее истощают

ся.Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления

в деятельности,поведении человека.

Человек со слабой нервной системой чаще всего спокойноти

хий,осторожный,послушный. Он не может долго участвовать в шум

ных,подвижных делах,что связано с его небольшим запасом сил,повы

шенной утомляемостью.Часто склонен к аккуратность,отличается по

вышенной впечатлительностью.Непривычная среда,внимание незнако

мых людей,оказываемое на него психическое давление все это мо

жет стать для такого человека сверхсильным раздражителем. В та

ких случаях он теряется,не находит нужных слов,не отвечает на

вопросы,не выполняет простейших просьб.

Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отли

чаются особой уязвимостью,болезненно реагируют на критику,недо

вольство окружающих. Нередко таким людям не хватает уверенности в

себе,им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть,вслед

ствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной сис

темой чаще всего бодрый,уверенный в себе,не испытывающий напря

жения в учении,поражающий легкостью,с которой он осваивает значи

тельный по объему материал.Он полон энергии,неутомим,постоянно

готов к деятельности. Он почти не бывает усталым,вялым,расслаб

ленным.Включаясь в работу,он почти не испытывает трудностей;ему

нипочем дополнительные нагрузки,переход к незнакомой новой дея

тельности.Человека с сильной нервной системой отличает большая

эффективность использования времени,способность выполнить за тот

же отрезок времени больше,чем другие,благодаря своей выносливос

ти,отсутствию остановок и сбоев в работе.

Еще одним преимуществом сильной нервной системы является спо

собность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители,даже

имеющие устрашающий характер.У лиц со слабой нервной системой

нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нару

шается, а, следовательно, страдает и деятельность.

Таким образом,сила нервной системы обеспечивает эмоцио

нальную, психологическую устойчивость человека к воздействию

сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в эк

стремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с

сильной нервной системой легче сохранить самообладание,они спо

собны принять правильное решение в условиях дефицита времени,не

растеряться.В ряде профессий это необходимо для обеспечения беза

варийной работы всей системы "человек машина ".

Профессий,в которых возможно возникновение сложных,опасных

для жизни ситуаций,не так уж много (летчикииспытатели,космонав

цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого.

Как показывают специальные исследования психологов,пра

вильность действий профессионала в экстремальной ситуации зави

сит не столько от стажа и опыта работы,сколько от силы нервной

системы.Только лица с сильной нервной системой в нестандар

тной,сложной ситуации (аварии,взрывы,пожары,стихийные бедствия(

способны правильно оценить обстановку,сохранить выдержку,самооб

ладание,найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного

положения.Так,изучая деятельность "сильных " и "слабых " операто

ров энергосистем в аварийной ситуации,психологи обнаружили гро

мадные различия в их поведении.Если "сильные " не терялись и при

нимали все необходимые меры для того,чтобы предотвратить распрос

транение аварии,ликвидировать ее последствия, то "слабые " вели

себя совершенно иначе. Они либо покидали свое рабочее место,либо

совершали хаотические действия, которые в перспективе могли лишь

ухудшить развитие ситуации, либо полностью теряли возможность

совершать какие либо действия.В любом случае их профессиональная

деятельность разрушалась.Это не было связано ни с величиной ста

жа,ни с возрастом,ни с опытом работы.

Таким образом,при выборе профессии обязательно должно учиты

ваться свойство силы слабости нервной системы. "Слабым " не ре

комендуется выбирать профессии,в которых реально возможно возник

новение аварийных,экстремальных,опасных для жизни ситуаций.Поэто

му при проведении профконсультации могут быть внесены ограниче

ния на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нер

Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на бу

дущее. Самому школьнику можно порекомендовать в этой же профес

сии другую специальность,или,как принято говорить у профкон

сультантов,другой рабочий пост.Даже в профессии летчика есть ра

бочие посты,не предъявляющие слишком жестких требований к челове

ку, это летчик сельхозавиации,вертолетчик.

В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопо

казаны такие специализации,как реаниматолог,хирург.Но им могут

быть рекомендованы специальности терапевта,санитарного врача,фар

Надо сказать,что лица со слабой нервной системой имеют и опре

деленные преимущества.Так,многие "слабые " обладают гораздо более

высокой чувствительностью по сравнению с "сильными ",ориентирова

ны на высокую точность,тщательность выполнения деятельности,на

более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо луч

ше,продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообраз

ной монотонной работой.Им могут быть рекомендованы работы,требую

щие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного

алгоритма (ювелир,огранщик, зубной техник, сборщик микросхем,

программист).С высокой чувствительностью слабой нервной системы,

видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях

обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это

свидетельствует о преимуществах "слабых " в овладении профессиями,

в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, об

щение (то есть типа "человек человек ").

Для многих занятий учет свойств силы слабости чрезвычайно

важен. Для одних профессий наличие сильной нервной системы яв

ляется обязательным условием формирования профпригодности;в этом

случае необходим отбор.Для других более подходящими могли бы ока

заться лица со слабой нервной системой, именно они могут рабо

тать тут наиболее эффективно и качественно.Тем не менее в подав

ляющем большинстве профессий учет природных особенностей необхо

дим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабоче

го поста или выработки оптимального индивидуального стиля дея

тельности,который позволяет максимально эксплуатировать природ

ные данные и компенсировать недостатки.

Например,наблюдения за водителями автотранспорта показали,что

стиль работы "сильных " и "слабых " существенно различается. Так,

"слабые " практически не попадают в аварийные ситуации за счет то

го,что более тщательно готовят машину к рейсу, пытаясь предуга

дать любую неисправность и поломку, прогнозируя возможности воз

никновения неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторож

нее ведут машину. Психологи, изучая водителей пассажирских авто

бусов, обнаружили такой факт: в группе водителей с высоким уров

нем нарушений безопасности (наличие аварий) представители слабо

го типа полностью отсутствовали. Однако общее число водителей со

слабым типом нервной системы было в выборке невелико.Видимо, эту

сложную профессию чаще выбирают люди с сильным типом, т.е. с бо

лее высокой работоспособностью и сопротивляемостью стрессовым си

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов дея

тельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как

подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость

с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение

внимания между разными видами деятельности). Противоположными ка

чествами обладают люди с инертными нервными процессами. Для них

характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как

при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выра

жении чувств. Они тщательно обдумывают любое действие, слово,

реплику, медленно реагируют на просьбы, не сразу понимают ин

струкцию. Ясно,что им гораздо труднее выполнять работу, требую

щую расторопности, быстроты, частой переключаемости, принятия от

ветственных решений в условиях дефицита времени. Однако их инди

видуальность имеет ряд преимуществ. Они работают более вдумчиво,

им свойственны основательность, кропотливость, четкое планирова

ние действий, стремление к порядку. В то же время "подвижные "

имеют наряду с положительными чертами ряд отрицательных. Им бы

вают свойственны торопливость, небрежность, стремление быстрее

перейти к другому виду работы, не доведя дело до конца, они ме

нее глубоко вникают в суть проблем, часто схватывают лишь повер

хностный слой знаний.

Все эти черты не являются обязательно присущими "подвижным " и

"инертным ",поскольку очень большое значение имеют обучение и вос

питание,саморегуляция,самодисциплина и самокоррекция поведения и

Психологи,специально изучавшие особенности выполнения разных

видов деятельности "подвижными " и "инертными ", обнаружили, что

для последних существует определенный предел в возможностях ско

ростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий,

предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам,

невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходя

щего рабочего поста, выбор наиболее соответствующих своим особен

ностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно

справляться с разными видами деятельности как "подвижным ",так и

"инертным "людям. Например,среди токарей существует такое деле

ние,как токарьскоростник и токарьточностник. Первый предпочи

тает задания, которые требуют очень высоких скоростей работы. Бу

дучи "подвижными ", такие работники любят высокий темп, быстрые

переходы от одних заданий к другим. "Инертные " же не справляются

с необходимостью работать в высоком темпе и выбирают себе зада

ния,которые надо выполнять неторопливо, тщательно, с высокой точ

ностью и хорошей отделкой. Им гораздо удобнее, легче работать

медленно и кропотливо. Опытные мастера при распределении заданий

рабочим учитывают их индивидуальные особенности, поскольку это в

конечном итоге обеспечивает высокое качество и эффективность всей

То же самое относится к выработке индивидуального стиля дея

тельности. Очень наглядно это проявилось при изучении представи

телей ткацких профессий. Действительно, эти профессии требуют

очень высокого темпа, ибо эффективность труда зависит от то

го,сколько времени без остановки работает станок. Остановки чаще

всего бывают вызваны обрывом нити и необходимостью смены челнока.

Чем быстрее выполняются эти операции, тем эффективнее работа. Ка

залось бы, подвижные ткачихи тут обладают преимуществом. Спе

циальные наблюдения за работой тех и других показали тем не ме

нее, что "инертные " ткачихи тоже успешно справляются со своими

обязанностями и по производительности труда, качеству работы не

уступают "подвижным ", а иногда и превосходят их.Но высокая эффек

тивность их труда обеспечивается особой его организацией, когда

большая часть рабочего времени отводится на подготовительные,

предупредительные операции, снижающие вероятность обрыва нити.

зная свои индивидуальные особенности, они не допускают возникно

вения экстремальных ситуаций, поскольку им труднее с ними спра

Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей вы

полнения работы (например, музыкант, жонглер цирка),достаточно

узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с раз

ными показателями скорости протекания психических процессов.

Однако для того, чтобы выбираемая работа не была в тягость, надо

учитывать особенности нервной системы.Ясно, например, что профес

сия диспетчера или продавца легче и быстрее будет освоена подвиж

ными людьми, поскольку требует постоянных переключений. "Инертным "

лучше выбирать себе такие профессии, которые выполняются по ред

ко меняющимся алгоритмам, не требуют спешки и принятия решений в

условиях дефицита времени.

Еще одним свойством нервной системы является уравновешен

ность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения

силе торможения, от их баланса.Чрезмерная возбудимость при сла

бых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где час

то нервное напряжение.Такой человек предрасположен к самым неожи

данным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа.И, наобо

рот,чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп,

частые перестройки и т.д.

У детей уже рано проявляются врожденные особенности строения и

деятельности нервной системы,какими являются такие свойства нер

вных процессов, как возбуждение и торможение, а именно: их сила,

подвижность и уравновешенность.На этих качествах основывается

темперамент.Российские психологи считают, что особенности темпе

рамента нельзя рассматривать оторвано от профессии.Не каждый тип

темперамента годен для любой работы.В.Мерлин утверждает, что

имеются профессии, для которых не подходят люди с определенными

качествами темперамента.Так,например,для профессии оператора

пульта управления электростанции противопоказана слабость нер

вных процессов, свойственная меланхолику.

В зависимости от особенностей нервных процессов можно теорети

чески вывести 24 типа темперамента, но практически чаще всего

наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классическо

го учения о темпераментах.

Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и

большой работоспособностью ему подходит работа, в которой много

разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он

готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему

подходят руководящие должности.Работая, он может легко сосредето

читься и так же легко переключиться с одной работы на другую, но

не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью,работу вы

полняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, пол

ностью отдаваясь своей деятельности, однако свою огромную энер

гию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная

деятельность, периодически требующая большой, но периодической

затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередую

щаяся с более спокойной работой.

Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный ра

ботник, однако только в той области,к которой он привык.Ему не

подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная дея

тельность (например, работа на конвейере) трудности для него не

представляет.Он работает неторопливо, но может достичь хороших

результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуман

ной организацией своего труда.

Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная

чувствительность к внешним раздражителям.У него низкая работоспо

собность, он не хочет брать на себя обязательства, боится, что не

сумеет их выполнить. Предпочитает работать в одиночку.Благодаря

своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает

тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в ис

кусстве, литературе, музыке.Меланхолику подходит работа, требую

щая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали.

Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напря

жения значительного напряжения, связанная с неожиданностями и ос

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.