Заболевания нервной системы детей психические расстройства

  • Виды заболеваний
  • Распространенные болезни
    • Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)
    • Нарушения сна
    • Неловкость
    • Повышенная возбудимость
  • Основные причины заболеваний нервной системы
  • Профилактика

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важноКак показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Реакция может быть разной: от нарушения дыхания и кровообращения до поражения мозга и его оболочек. Нервная система детей уязвима настолько, что даже самые малые ее патологии ведут к серьезным заболеваниям.

Виды заболеваний

  • Наследственные или хромосомные (например, синдром Дауна) вызывают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
  • Травматические возникают вследствие полученных травм, ушибов и сотрясений головного мозга. Для этих заболеваний характерны головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания.
  • Инфекционные проявляются на фоне вирусов, бактерий и паразитов. У ребенка наблюдается головная боль, помутнение сознания, повышение температуры тела, рвота. Примерами такого рода заболеваний являются корь, менингит, малярия, микроцефалия.
  • Сосудистые заболевания являются, как правило, следствием родовой травмы. У маленьких детей вызвать поражение нервной системы может гипертоническая болезнь. Это ведет к нарушениям кровоснабжения мозга и сосудисто-мозговой недостаточности. К основным симптомам относят головную боль, ухудшение двигательной активности и снижение чувствительности.
  • Хронические заболевания, такие как миастения, являются следствием индивидуальных особенностей строения нервной системы, а также нарушением процессов обмена в организме ребенка.

Распространенные заболевания нервной системы у детей

Далее описаны наиболее часто встречающиеся у ребенка болезни нервной системы.

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение: предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информацияМожно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

  • Ночные кошмары. Возникают при нарушениях дыхания (астма, заложенность носа, аллергия), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи: малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Лечение: при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут испугать его, не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня. Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д. Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше. В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Характеризуется не только подвижностью, но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

важноОчень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Аллергия может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения, недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли.
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • Слабый иммунитет, что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Профилактика

Самой лучшей профилактикой болезней является укрепление НС детей. Разработан эффективный комплекс способов, использование которого не только успокоит вашего ребенка, но и улучшит его психическое, эмоциональное и нервное состояние. Эти методы ориентированы на вызов положительных эмоций, включают расслабляющий массаж, правильное питание, корректировку режима сна и отдыха для маленьких пациентов, лечебную физкультуру.

Чтобы ваше чадо было эмоционально уравновешенным и психически здоровым, наблюдайте за малейшими изменениями в его поведении и вовремя консультируйтесь со специалистами. Как известно, ранняя диагностика заболевания — залог успешного исхода его лечения.


Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • умственная отсталость;
  • задержки развития;
  • аутизм раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь - это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

- склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

- чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

- сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

- отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

- шизоидность и циклоидность;

- стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

- непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

- чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

- попытки убить себя или навредить;

- всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

- участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

- бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

- отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

- сильные тревоги, мешающие обычной активности;

- трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

- употребление алкоголя или наркотиков;

- сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

- перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Диагностика расстройств психики

Заболевания можно разделить на три основные категории:

· Расстройства личности.

Некоторые виды могут подпадать под несколько категорий.

Помните, что только опытный специалист по психическому здоровью может поставить реальный диагноз.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у малыша.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Воздействие отравляющих веществ может стать причиной нарушения формирования нервной трубки и спровоцировать развитие многих врожденных патологий. Влияние табачного дыма на новорожденного ребенка провоцирует замедление развития и появление признаков психического расстройства в дошкольном или подростковом возрасте.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Когда возникают расстройства личности

Они диагностируются часто до 20 или даже 30 лет. Большинство людей с расстройствами личности ведут довольно нормальную жизнь и часто обращаются за психотерапевтическим лечением только в периоды повышенного стресса или социальных потребностей. Большинство людей могут относиться к некоторым или всем перечисленным чертам личности; разница в том, что это не влияет на повседневную работу большинства людей в той же степени, в какой это может быть у кого-то с одним из этих расстройств.

Индивидуальные отклонения черт личности, как правило, являются неотъемлемой частью человека, и поэтому их трудно лечить.

Как определить аутическое расстройство у младенцев

Уже с младенческого возраста человек стремится к общению, и это естественное желание, особенности развития личности. Адаптация в социальном плане происходит у малышей очень рано, когда они еще являются беспомощными. Поэтому, если имеется ранний детский аутизм, такое состояние быстро выявляется, не заметить его невозможно. В настоящее время медики всесторонне изучают эту проблему. Не секрет, что здоровые дети очень быстро начинают выделять маму из окружения, и с этим нет никаких трудностей. В то же время, если за младенцем по какой-либо причине ухаживает другой человек, то ребенок прекрасно осознает разницу, и реагирует на его присутствие иначе.

Иногда бывает так, что мамочка берет на ручки малыша, а кроха недоволен, даже старается вывернуться. Или же он выглядит совершенно равнодушным, когда мамочка его держит на руках, ласково баюкает. Подобные ситуации требуют особого внимания, ведь это могут оказаться признаки заболевания. Не исключено, что тут имеют место отклонения в психическом развитии. Подобная ассоциальность может свидетельствовать о том, что у крохи начинается развитие раннего детского аутизма. В медицинской практике этот недуг называют синдромом Каннера.

Ранний детский аутизм всегда заметен, пропустить такую симптоматику просто невозможно. Причем, это имеет отношение не только к клиническим проявлениям, но и к различным бытовым ситуациям, которые замечает каждый родитель. В частности, малыш не начинает разговаривать, даже когда проходят самые поздние сроки, и здесь уже не остается сомнений, что имеются признаки нарушения. Родственники в таких случаях стараются выяснить у педиатра, чем подобный фактор может быть вызван, но серьезные причины, как правило, во внимание не принимаются, и об аутизме никто не думает.

Признаки детского аутизма

Несмотря на то, что уже в младенчестве заболевание заметно, у родителей возникает беспокойство позже, когда малыш подрастает. В два годика и позже симптоматику раннего детского аутизма замечает каждый, она выражена ярко. Чтобы понять, что следует бить тревогу, родителям надо знать важные признаки заболевания. К примеру, карапуз не демонстрирует оживления во время общения с родителями, няней. Как известно, малыши очень радостно реагируют на появление близких людей, они смеются, машут ручками. У аутичных малышей такая реакция отсутствует, они всегда равнодушны к приходу папы с работы или появлению бабушки.

На внешние факторы страдающие аутизмом дети тоже не реагируют. Родители очень заблуждаются, когда считают, что в данном случае имеются определенные дефекты, связанные с органами чувств. У малышей, которым не исполнилось три годика, специфичные проявления синдрома могут отсутствовать, и в данном случае симптоматика имеет отношение к соматовегетативной недостаточности. Выявить это не сложно, малыш плохо спит, аппетит нарушен, родителей беспокоят частые капризы. Кроме того, для раннего детского аутизма можно считать характерным плач безо всякой причины. Ребенок плачет, хотя абсолютно не расстроен, и ничего его не беспокоит.

Разумеется, заболевание имеет и другие признаки. В частности, специалисты отмечают скудность эмоций, особая замкнутость. Родственники обнаруживают, что карапуз всегда пребывает словно за стеной из стекла, в особом мире, и происходящее вокруг него малыша совершенно не интересует и не привлекает внимания. Аутичный ребенок не желает контактировать ни с кем, в том числе, и с близкими родственниками. На нежность мамы или других близких людей карапуз не обращает внимания, он просто не замечает такого отношения. С другими детьми малыш тоже не играет, он не понимает их забав и веселья. В основном речь больными ранним детским аутизмом не усваивается, а если он и может разговаривать, то с большим трудом.

Особенности заболевания

Проблема аутизма у детей всегда характеризуется в первую очередь, трудностями в общении, и эта особенность является доминирующей, когда происходит формирование поведения. К тому же у детей с ранним аутизмом параллельно возникают и прочие нарушения психического характера. Если основное расстройство успешно лечится, то проявления других психических нарушений становятся менее заметными. В данном случае, дети страдают проблемами со слухом, могут быть трудности с речью, и даже умственная отсталость. Медики отмечают, что ранний детский аутизм всегда протекает сложно, потому, что заболевание является составляющим шизофрении. Соответственно, необходимо применять особый подход и методики.

Ранний детский аутизм, если сравнить с другими нарушениями, отличается максимальной дисгармоничностью в поведении, высокой степенью сложности. Специалистами отмечена клиническая картина, во внимание принимаются не только нарушения, возникающие в структуре психики. Существует мнение, что происхождение аутизма довольно многолико, имеют значение конституционные особенности. Также известно немало случаев, когда течение аутизма у детей имеет легкую форму. В данном случае хорошим примером можно считать такие нарушения, как психопатии.

Лечение

Узнав от врача, что малыш болен аутизмом, родителям трудно смириться с таким диагнозом. И хотя нарушения заметны даже не медикам, у родственников все равно остается надежда, что состояние придет в норму, как только ребенок станет немного старше. Известно, что иногда и в самом деле проявления болезни немного сглаживаются, когда дети взрослеют. Тем не менее, в наше время проблему аутизма нельзя считать изученной полностью, и во многих ситуациях медики не приходят к единому мнению, так что в данной области постоянно проводятся исследования. Определенный спор и разногласия возникают при обсуждении методик коррекции, элементов воспитания.

Установлено, что аутичные дети в определенных ситуациях способны вполне адекватно вести себя, и даже проявляют сообразительность. Многие любят слушать музыку, или стихотворения. Важно, что в это время малыш серьезен, у него умное личико. Конечно, наблюдая все это, родители не теряют надежду на то, что трудности устраняться самостоятельно. Нужно подчеркнуть, что такие надежды ничем не оправданы, ситуация не исправляется. Специалисты работают над созданием новых методов, позволяющих оптимально корректировать состояние, подход к лечению всегда индивидуальный.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно.

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Что такое психическое расстройство?

С самого детства мы познаем мир. Даже младенец, который выражает чувства лишь на инстинктивном уровне, воспринимает чужие эмоции и интонации. Психика в раннем возрасте открыта к новым впечатлениям. Каждое событие накладывает свой след на социальные навыки, формирует привычки и повадки, помогает найти способ самовыражения в новом мире. Но далеко не всегда эти события несут позитивные эмоции. Даже случайно брошенное слово может запустить непростой механизм формирования тревоги и беспокойства. Часто взрослые не понимают, как именно работает разум ребенка, как он воспринимает слова и поступки старшего поколения.

Подростковые и детские психические расстройства можно условно разделить на четыре категории:

  • тревожные расстройства;
  • шизофрения;
  • социальные расстройства;
  • депрессивные расстройства.

Ни в коем случае не стоит заниматься самопознанием такой проблемы, пытаться найти решение в интернете или лечить ребенка по совету знакомых. Все, что связано с травмами психики, должно немедленно исправляться профессионалами, ведь неизлеченная болезнь способна создать огромные неприятности в более старшем возрасте.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.