Заключение невролога для логопедической группы

Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

—речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — воспроизводит правильно;

—словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

—грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

Заведующая МБДОУ № _____________

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

—речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — не нарушена;

—словарный запас – соответствует возрастной норме;

—грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

Примерное логопедическое заключение для ПМПК на ученика общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Примерное логопедическое заключение для ПМПК 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное логопедическое заключение на ученика при оформлении на ПМПК.

Общее речевое развитие ребенка не соответствует возрасту Анатомических аномалий в строении артикуляционного аппарата нет. Уровень развития речевой моторики - низкий. Затрудняется в выполнении движений языка вверх – вниз, объём движений языка затухающий. Мимическая мускулатура слаборазвита. Физический слух – норма ( со слов матери). По данным медицинского осмотра

Общая моторика: Движения нескоординированы, темп выполнения затухающий. Наблюдается общая заторможенность. Мелкая моторика пальцев рук развита в соответствии с возрастом.

Дыхание - диафрагмальное. Голос приглушенный, без носового оттенка. Темп речи нормальный, интонация невыразительна. Фонематические процессы неразвиты. Низкий фонематический слух. Не владеет фонематическим анализом и синтезом. Затрудняется в дифференциации звуков близких по акустико-артикуляционным признакам. Наблюдается оглушение звонких согласных звуков во фразовой речи. Слоговая структура и звуконаполняемость слов не соответствует норме. В спонтанной речи переставляет слоги в словах, затрудняется в словах со сложной слоговой структурой.

Словарный запас ниже обихода. Не употребляет в речи обобщающие понятия, антонимы и синонимы, затрудняется в описании предметов, подборе определений, действий предмета, качественных характеристик предметов.

Предложения в спонтанной речи простые из одного, двух слов, с аграмматизмами, слова не согласованы в роде, числе и падеже. Наблюдается нарушения согласования существительных с числительными во множественном числе и образование форм имен существительных родительного падежа множественного числа.

Связная речи неразвита. Не владеет свободным пересказом, близким к тексту, с сохранением сюжетной линии, затрудняется в составлении маленьких рассказов по сюжетным картинкам даже после образца педагога, не может без помощи педагога выстраивать логические цепочки, высказывать свои умозаключения.

Познавательные процессы не соответствуют возрасту ребенка. Произвольное внимание неразвито. Объём слуховой и зрительной память ниже нормы. Временные и пространственные представления неразвиты, не может запомнить месяца, времена года, не ориентируется во времени суток, не ориентируется на плоскости в рабочей тетради (отступ клеток, строк, найти страницу в учебнике). В рабочей тетради может работать только под руководством учителя или родителей. Эмоционально – волевая сфера развита слабо. В рабочих тетрадях допускает большое количество ошибок, не владеет умением писать слова под диктовку, списывать текст. При письме под диктовку записывает только согласные буквы, пропуская гласные.

Ребёнок общительный, легко идет на контакт с детьми и взрослыми. В играх активный, но инициативы не проявляет. С детьми доброжелателен, отзывчивый, но бывает агрессивен.

За время обучения в школе логопеда не посещал по причине отсутствия должностной единицы.

Учитель – логопед: ________ ___________________

Примерное заключение учителя – логопеда.

Задержка речевого развития наблюдалась с раннего возраста, при произнесении слов не проговаривал до 5 летнего возраста первый слог. На обращенную речь окружающих в дошкольном возрасте реагировал не сразу, а только после повтора.

Особых анатомических аномалий в строении артикуляционного аппарата нет. Губы тонкие малоподвижные, прикус правильный, зубы молочные мелкие, язык толстый. Уровень развития речевой моторики - низкий. Затрудняется в выполнении движений языка вверх – вниз, объём движений языка затухающий. Физический слух – норма (со слов матери).

Звукопроизношение: Ребенок изолированно произносит все звуки речи, в спонтанной речи искажает произношение сонорных звуков [л], [р] заменяет звуком [й] и шипящие звуки [ш], [ж] заменяет на звуки [с], [з], твердые согласные звуки смягчает.

Дыхание - брюшное. Объем и продолжительность речевого выдоха1-2 слова. Голос звонкий, без носового оттенка. Темп речи нормальный, интонация невыразительна.

Фонематический анализ и синтез, фонематическое представление не сформированны. Затрудняется в дифференциации звуков близких по акустико-артикуляционным признакам. Наблюдается смягчение твердых согласных звуков во фразовой речи. Затрудняется в составлении слов из рассыпанных букв без нарушения последовательности, не может самостоятельно выделить нужный звук в разной позиции в слове (в начале, в середине, в конце). Слоговая структура и звуконаполняемость слов не соответствует норме.

Общее речевое развитие ребенка не соответствует возрасту. Словарный запас ниже нормы. В речи преобладает предметный словарь, знает основные обобщающие понятия: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, называет действия предметов, но затрудняется в названии слов – определений, подборе слов с противоположным значением. При выполнении заданий не может сосредоточиться, отвлекается на посторонние предметы. Ответы однословные, предложения в речи простые от одного до трёх слов, с аграмматизмами, слова не согласованы в роде, числе и падеже. Наблюдается нарушения согласования существительных с числительными во множественном числе и образование форм имен существительных родительного падежа множественного числа.

Общая моторика: Движения хаотичны, нескоординированы, темп выполнения не соблюдается. Наблюдается общая расторможенность, неусидчивость, при выполнении динамических упражнений часто наблюдаются сопутствующие навязчивые движения рук и ног. Мелкая моторика пальцев рук слабо развита.

Познавательные процессы не соответствуют возрасту ребенка. Произвольное внимание неразвито. Объём слуховой и зрительной память ниже нормы. Временные и пространственные представления неразвиты, не ориентируется во временах года, не ориентируется во времени суток. Эмоционально – волевая сфера развита слабо.

Ребенок общительный, легко идет на контакт с детьми и взрослыми, но не имеет друзей. В играх не соблюдает правила, не инициативен. С детьми агрессивен, обидчив.

Учитель – логопед: ________ __________________

Примерное заключение учителя - логопеда.

Анамнезе: речевое развитие позднее, стойкий дефект звукопроизношения и лепетная инфантильная речь сохранялись до 6 летнего возраста. Ребёнок редко посещал детский сад, по этой причине занятия с логопедом были нерегулярны.

Анатомических аномалий в строении артикуляционного аппарата нет. Губы тонкие подвижные, прикус правильный, зубы молочные мелкие, язык заострен. Уровень развития речевой моторики - низкий. Физический слух – норма (со слов матери).

Звукопроизношение: Артур изолированно произносит все звуки речи, в спонтанной речи, кроме сонорных звуков [л], [р] заменяет звуком [л] путает шипящие звуки [ш], [ж] с звуками [с], [з].

Дыхание - брюшное. Голос звонкий, без носового оттенка. Темп речи нормальный, интонация невыразительна.

Сформированность фонематических процессов не соответствует возрасту. Затрудняется в дифференциации звуков близких по акустико-артикуляционным признакам. Не может самостоятельно выделить нужный звук в разной позиции в слове (в начале, в середине, в конце). Слоговая структура и звуконаполняемость слов не соответствует норме.

Общее речевое развитие ребенка не соответствует возрасту. Ответы однословные, предложения в речи простые от одного до трёх слов, с аграмматизмами, слова не согласованы в роде, числе и падеже. Наблюдается нарушения согласования существительных и прилагательных, существительных с числительными во множественном числе и образование форм имен существительных родительного падежа множественного числа. Словарный запас ниже нормы. В речи преобладает предметный словарь, называет основные обобщающие понятия: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, называет однотипные действия предметов, затрудняется в названии слов – определений, подборе слов антонимов, синонимов.

Общая моторика: Движения скоординированы, темп выполнения соблюдается. Наблюдается общая расторможенность, неусидчивость. Мелкая моторика пальцев рук слабо развита.

Познавательные процессы не соответствуют возрасту ребенка. Произвольное внимание неразвито. Объём слуховой и зрительной память ниже нормы. Временные и пространственные представления неразвиты. Эмоционально – волевая сфера развита слабо.

Ребёнок общительный, легко идет на контакт с детьми и взрослыми, имеет друзей. В играх не соблюдает правила, не инициативен. С детьми агрессивен, обидчив, вспыльчивый.

Учитель – логопед: ________ _______________

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

* Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

— дизартрия или стертая дизартрия,

*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

— дизартрия или стертая дизартрия,

*Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

— выход из моторной (сенсорной) алалии,

— по типу задержки речевого развития,

*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

— дизартрия или стертая дизартрия,

— по типу задержки речевого развития,

*Нарушение темпа и ритма речи:

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

* Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

* Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

* Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Обследование дошкольников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.)

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

*ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

*НОНР.По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.

*Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Обследование школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые

простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.

* Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

* Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Пользуются этими рекомендациями для написания логопедического заключения многие логопеды. Это приводит к соблюдению единых требований к оформлению логопедического заключения практически на всей территории страны (что очень хорошо как для педагогов, так и для родителей - в понимании сути дефекта речи).

Однако, отсутствуют здесь рекомендации для определения состояния речи детей школьного возраста без умственной отсталости, но с тяжёлой и средней степенью тяжести речевого недоразвития. Дети такие есть, а рекомендаций - нет. Нет и рекомендаций для написания логопедического заключения у детей с эндогенными заболеваниями ( аутизм, шизофрения) - во всех источниках я видела примерно такую фразу: "следует отличать нарушения речи при шизофрении от первичных речевых нарушений". А как следует отличать? Речь всё равно нарушена, и педагогам требуется отправная точка, от которой можно начинать коррекционный процесс.

Заключение о состоянии речи приходится писать на любого ребёнка! Поэтому у нас сложилась более расширенная "версия" написания логопедического заключения, чем представлено в данном пособии (кстати, все другие источники на эту тему, попадавшиеся мне "в поле зрения", содержат перепечатки из этого самого пособия).

Подробно о состоянии речи детей разных возрастов и уровней речевого недоразвития (сведения из практики) - смотрите в меню ОНР и СНР (характеристики).

АВГУСТ 2017 года: нашла сайт по вопросам Медико-социальной экспертизы, одногодку с моим)) К сожалению, тогда эта информация была недоступна широкому кругу читателей. Но теперь можно увидеть более четкие рекомендации к заключению. И ещё радует, что мы интуитивно "шли правильной дорогой" в формулировании логопедических заключений!


Почитайте рекомендации из книги "МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА":

Речь - это высшая психическая функция, свойственная только человеку. Расстройства развития речи и языка - рубрики МКБ-10: F70-72; F 80.0 - .1 - 80.2; F80.81; F81.1; F98.5-98.6; R47.0-47.1; R49.0-49.1-49.2

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь, среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная) речь, связанную с произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.

Различают следующие семантические понятия в патологии речи:

  1. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Степени выраженности общего недоразвития речи:

1-й уровень ОНР: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.

2-й уровень ОНР: искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие большого количества (16-20) несформированных звуков.

3-й уровень ОНР: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.

4-й уровень ОНР: развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:

2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:

2. Задержка речевого развития – замедление нормального темпа речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление) и языковые функции, а также функция интеллекта отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает степени слабоумия

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух, т.е. слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:

Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса; нарушения письменной речи.

Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень: недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; средняя степень: недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным звукопроизношением и относительно сохранными фонематическими процессами;

5. Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).

После трех - четырехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи: дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).

Основными речевыми синдромами являются:

- моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии - поражение центра Брока (корковый конец речедвигательного анализатора) и его проводящих путей;

- сенсорная алалия - нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей (центра Вернике) при сохранном элементарном слухе;

- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);

- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

- ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;

- дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

Необходимые данные при направления на МСЭ:

при первичном обращении желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении – данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов и, в случае необходимости – оценка интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед, невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка из центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости – заключение психолого-медико-педагогической комиссии (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы, режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии сопутствующей или осложняющей составляющей.

Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного и фонетико-фонематического нарушения речи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.