Закономерности нервной системы человека

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

Понятие об ощущениях. Общие психофизиологические закономерности ощущений.

Ощущение– это психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.Тот предмет или явление ощущение которого сейчас происходит наиболее отчетливо называется объектом ощущения. Все остальные предметы составляют фон ощущений. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализатор состоит из рецептора, афферентного нерва и участка коры головного мозга. Рецептор производит: 1. первичный анализ поступающих в кору раздражений. 2. преобразовывает энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Классификация ощущений: 1. Зрительное(83-87% инф-ции); 2.Слуховые(речевые, музыкальные, шумы); 3.Вибрационные – отражают колебания упругой среды; 4.Обанятельные; 5.Вкусовые; 6.Кожные(тактильные, температурные, болевые); 7.Статические– определяют положение тела в пространстве; 8.Органические – самочувствие человека(голод, жажда); 9.Болевые.

К основным психофизиологическим закономерностям относятся: 1.Чувствительность – способность анализаторов ощущать раздражения любой величины. Чувствительность к различению или дифференциальный порок – это та наименьшая прибавка к силе действия раздражителя при которой возникает едва заметное приращение в силе ощущений. 1/30 – порок к различению массы, 1/10 – слуха. 2.Адаптация – приспособление к определенному раздражителю. 3.Сенсибилизация – обострение чувствительности. Острота ощущений в следствии каких-то изменений (напр.ясновидящие).

4. Синестезия – ощущение одной величины усиливают или подкрепляют ощущения другой величины (или другой модальности)(напр.светомузыка).

Общая психология и ее место в системе психологической науки. Структура современной психологической науки. Принципы психологии.

2-а периода: 1. от нашей эры до сер.19 века. 2. От сер. 19 века до наших дней. Психология имеет 3 предмета своего изучения: душа, психика и сознание, поведение и деятельность человека.

Общая психология – наука о закономерностях возникновения, развития, проявления психики вообще и сознания ч-ка. Это базовая дисциплина, кот.дает базу для др.отраслей. Отрасли пс-и: возр, пед, соц, спорта, труда, юрид, космич.и др.

1. Мотивация при занятиях ФК М-в – это побуд-ль к дейст, пост, д-ти, не т оп-ред-т повед-е чел, но и обусл-т конеч рез-т. М-ция д-ти Мб: осозн – неосозн, внутр - внеш, постоян - ситуат, процесс-я – результ (рис) М-в возн под влиян внеш возд-й (привл-ть конкр ФУ, акт-ть зан ФУ товарищей, раз-нообр и дост-ть сп базы, пропаг ФКиС, уме-ло орган-е зан ФК в шк). М-вы м нос уст х-р (если урок нрав) и .

1. Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности всех явлений в мире.

2. Принцип развития психики в деятельности (осн.виды деят-ти – игра, учение, труд.деят-ть).

3. Принцип единства сознания и деятельности.Это означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека.

4.Принцип развития личности в деятельности.

Основные закономерности высшей нервной деятельности.

Три вида торможения: внешнее(возникает при возд-и на мозг к-л сил.раздр-ля-шум), внутренне (угасательное-услов.рефлекс ослабевает, дифференцировочное – возникает при приспособлении организма к раздражителю; условное – возникает, когда на мозг действует нейтральный раздражитель), запредельное (когда вместо процессов возбуждения возникают процессы торможения).

По Павлову Закон взаимной индукции: каждый из нервных процессов либо вызывает, либо усиливает противоположный ему нервный процесс.Различают последовательную (один процесс сменяет другой) и одновременную индукцию (два процесса действуют одновременно).

Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли

Воля— это способность человека сознательно контрол-ть свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее к сознательно поставленной цели. Волевые качества:

1. Целеустремленность — умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей жизни и деятельности и подчинять ил свое поведение.

2. Критичность и самокритичность выражается в умении всесторонне обдумать и оценить предстоящее и уже выполненное действия как собственные, так и других людей.

25 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Трудовая деятельность человека 1.1 Специфика трудовой деятельности 1.2 Материальное производство 1.3 Труд как вид человеческой деятельности 1.4 Роль труда в развитии общества 2. Современный работник 3. Проблемы гуманизации труда Заключение Список используемой литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. .

3. Решительность – умение без колебаний принимать правильные решения, своевременно и смело приводить их в жизнь. Не след-т путать с торопливостью и поспешностью.

4. Смелость — отсутствие боязни идти на риск.

5. Настойчивость — умение человека в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели.

6. Самостоятельность — умение человека без помощи других назначать для себя действия, принимать обдуманные решения и ответственно проводить их в жизнь. Самостоятельность проявляется в инициативности, в умении нести ответственность за свои действия и поступки.

7. Выдержка и самообладание — умение контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения и импульсивные действия.

Слабость воли прояв-ся в неисполнит-ти. Ленивые откладывают дела на завтра, безответственные обещания, вспыльчивые, не сдержанные. Проявление — упрямство, Негативизм до крайней степени выраженности.

Свойства внимания. Развитие внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут.или внеш.мира с целью его ясного отражения.

1. Объем внимания — это количество объектов, которое может быть охвачено выниманием в ограниченный отрезок времени.

2. Распределение внимания, несколько объектов находящихся в центре внимания одновременно.

3. Концентрация внимания — степень сосредоточения внимания на одном объекте.

4. Устойчивость — это длительность сосредоточения внимания на объекте.

5. переключение внимания — намеренный перенос с одного объекта на другой. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов.

6. Колебание-отвлекаемость вним-я.

Разв-е вним-я: не позволять уч-ся лишь бы как вып-ть задания, нужно управ-ть вним-ем(постановка речи, примеры, плакаты, стенды и др.).Типы людей:внимательные, рассеянные.

Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в процессе педагогической деятельности, научного, технического и художественного творчества.

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит .

Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Чем отличается образ представления от образа воображения? Первое – это представление того, что есть, а второе – это фантазия. Физиологическую основу воображения обеспечивает образование нового образа, представляющего собой сочетание из временных первичных связей, ранее сформировавшихся в коре мозга. Виды воображения: 1. Произвольное (репродуктивное – ч-к созд-т образы, кот.предст-т новизну только для него; творческое — ч-к созд-т образы, кот.предст-т новизну не только для него, но и для др.; мечта- заранее сбыточное явление; грезы- заранее несбыточное явление) и 2. Непроизвол.(сновидения, галлюцинация).Приемы создания образов воображения: 1. комбинирование (творческий синтез, подбор состав-щих, позвол.что-то создать).

2. агглюцинация (соединение частей, присущих двум объектам, но реально они не сущ-т).

3. акцентирование (качество одного объекта выдвигается на передний план).

4.типизация (специфич.обобщение).5. схематизация-эскиз дет., чертеж

В педагогической практике воображение играет большую роль. Воображение откладывает след на формирование некоторых свойств личности (например, поэтическая натура, одухотворенность).

Понятие о внимании. Виды внимания

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут.или внеш.мира с целью его ясного отражения.

Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей.Классификация внимания по видам:

По активности человека в организации внимания различают:

1. непроизвольное (пассивное или эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

2. произвольное (активное или волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение сознания на объекте.

3. послепроизвольное — когда потребность быть внимательным становиться необходимостью.

1/ Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы .

1. сенсорное (органы чувств концентрируют внимание на определенные раздражители)

1. внешне направленное или перцептивное-регул-т физич.деят-ть ч-ка;

2. внутренне направленное-осозн-е своей деят-ти..

По форме учебной деятельности:

1. коллективное внимание;

2. групповое внимание

3. индивидуальное внимание.

Общие понятия о группах и коллективах и их классификация. Формирование коллектива учащихся.

Коллектив– высшая форма организации отношений. Чтобы группа была коллективом, необходимо: 1) Общая цель, 2) Уважение друг к другу, 3 ) Сплоченность, 4 ) Требовательность.Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком.

Основные характеристики группы:состав, т.е. члены группы;структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов);позиция индивида в группе;статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими);роль (динамический аспект статуса);групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников).

Классификация групп: условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума):лабораторные (созданные для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире);

большие (этнические, профессиональные, возрастные): организованные и стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия); малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными): формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности извне), открытые и закрытые, Условные группы людей объединяются по определённому признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

Реальные личности, включённые в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определённом пространстве и времени, характеризуются тем, что её члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.Кооперация – группа, отличающаяся организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер.Корпорация – это группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой.Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету .

Общие закономерности деятельности центральной нервной системы

Рефлекторный принцип регуляции

Такой метод был разработан И. П. Павловым – метод условных рефлексов, с помощью которого он расширил рефлекторную теорию, показав, что наиболее сложные и совершенные формы поведения осуществляются на основе условнорефлекторной деятельности.

Рефлексы можно классифицировать по различным показателям. По биологическому значению рефлексы подразделяются на ориентировочные, оборонительные, пищевые и половые. По расположению рецепторов они делятся на зкстерорецептивные – вызываемые раздражением рецепторов, расположенных на внешней поверхности тела; интерорецептивные – вызываемые раздражением рецепторов внутренних органов и сосудов; проприорецептивные – возникающие при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях и связках. В зависимости от органов, которые участвуют в формировании ответной реакции, рефлексы могут быть двигательными (локомоторными), секреторными, сосудистыми и др. В зависимости от того, какие отделы мозга необходимы для осуществления данного рефлекса, различают: спинальные рефлексы, для которых достаточно нейронов спинного мозга; бульбарные (возникающие при участии продолговатого мозга); мезэнцефальные (участвуют нейроны среднего мозга); диэнцефальные (нейроны – промежуточного мозга); кортикальные (для которых необходимы нейроны коры головного мозга). Следует отметить, что в большинстве рефлекторных актов участвуют как высший отдел ЦНС – кора головного мозга, так и низшие отделы одновременно.

Рефлексы можно также разделить на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в процессе индивидуальной жизни).

Структурной основой рефлекса, его материальным субстратом является рефлекторная дуга – нейронная цепь, по которой проходит нервный импульс от рецептора к исполнительному органу (мышце, железе).

В состав рефлекторной дуги входят:

1. воспринимающий раздражение рецептор;

2. чувствительное (афферентное) волокно (аксон чувствительного нейрона), по которому возбуждение передается в ЦНС;

3. нервный центр, в который входят один или несколько вставочных нейронов;

4. эфферентное нервное волокно (аксон эфферентного нейрона), по которому возбуждение направляется к органу.

Простейшая рефлекторная дуга (моносинаптическая) состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного. Примером такого рефлекса является коленный рефлекс. Большинство рефлексов включают один или несколько последовательно связанных вставочных нейронов и называются полисинаптическими. Наиболее элементарной полисинаптической дугой является трехнейронная рефлекторная дуга, состоящая из чувствительного, вставочного и эфферентного нейронов. В осуществлении пищевых, дыхательных, сосудодвигательных рефлексов участвуют нейроны, расположенные на разных уровнях – в спинном, продолговатом, среднем и промежуточном мозге, в коре головного мозга.

Рефлексы возникают под влиянием специфических для них раздражителей, действующих на их рецептивное поле. Рецептивным полем рефлекса называется участок тела, содержащий рецепторы, раздражение которых всегда вызывает данную рефлекторную реакцию. Так, рефлекс сужения зрачка возникает при освещении сетчатки глаза, разгибание голени наступает при нанесении легкого удара по сухожилию ниже колена и т. д.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.