Занятия для детей с энцефалопатией

Анна Владимировна Снеткова
Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии

Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и

перинатальной энцефалопатии (методические рекомендации для занятий в домашних условиях)

2. Рефлекс опоры и выпрямления. Поддерживаем ребенка под мышки лицом к себе, стопы ребенка опираются на стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног

ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание.

3. Исходное положение ребенка лежа на спине, сгибаем ноги в коленных суставах и прижимаем их к груди ребенка. Удерживаем в таком положении.

4. Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Положение ребенка поочередно на спине и на животе.Ярко звучащей игрушкой вызываем зрительное и слуховое сосредоточение: двигаем игрушку, находящуюся на расстоянии 25-30 см вправо, влево, вверх. Ребенок поворачивает голову за игрушкой.

5. Приподнимаем голову ребенка и наклоняем вперед подбородком к груди. При сопротивлении со стороны ребенка сгибание приостанавливаем и ожидаем расслабления мышц.

7. В положении ребенка лежа на спине, сгибаем правую ногу в коленном суставе и левую руку в локтевом, прижимаем локоть к коленному суставу и удерживаем в данном положении 10-15 сек. Повторяем то же с другими конечностями.

8. Исходное положение - лежа на спине. Ноги сгибаем в коленных и тазобедренных суставах и подтягиваем их вверх, чтобы согнутым коленным правым суставом коснуться левого плечевого сустава, удерживать в таком положении 10-15 сек. Затем левым коленным суставом дотянуться до правого плечевого сустава. Повторить удержание.

9. Рефлекторное упражнение. Исходное положение – лежа на животе. Укладываем ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола, придерживая за таз и ноги. Далее ребенок должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу,открытую вверх: руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движения стимулируем словом, игрушкой, помогают точечным массажем спины.

10. В положении ребенка лежа на боку постараться придать ему позу эмбриона, осторожно сближаем согнутые коленки с головой.

11. Поворот со спины на живот с придерживанием за ноги (поочередно вправо или влево). Обхватываем голени в нижней трети правой рукой, левой показываем игрушку, которую кладем слева или справа на расстоянии вытянутых рук ребенка и предлагаем достать ее.

14. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Взявшись за колени, сгибаем ноги в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°, развести в тазобедренных суставах максимально в стороны и снова привести к срединной линии согнутые ноги. Ритмичные движения совершать в течение 1-2х минут.

15. Исходное положение - стоя. Удерживаем ребенка правой рукой в области живота, выполняем наклоны вниз за игрушкой и выпрямления.

16. Удерживаем ребенка за ноги и осуществляем пассивно- активную ходьбу по специальному резиновому коврику.

17. Укладываем ребенка спиной на сенсорный мяч. Удерживая за руки, осуществляем перекатывание вперед-назад, вправо-влево.

18. Укладываем ребенка животом на сенсорный мяч и стимулируем опору рук за игрушкой.

19. Укладываем ребенка на сенсорный мяч и, одновременно удерживая за руки, осуществляем повороты вправо-влево.

Комплекс дыхательных упражнений с элементами сказкотерапии для детей младшего возраста. Тема: Комплекс дыхательных упражнений с элементами сказкотерапии для детей младшего возраста. Цель: укрепление защитных сил детского организма.

Комплекс гимнастики-пробудки после дневного сна в группе раннего возраста Задачи: Способствовать пробуждению после дневного сна. Поднять настроение и мышечный тонус с помощью физический упражнений и элементов закаливания.

Комплекс упражнений для детей с косоглазием и амблиопией Комплекс упражнений для детей с косоглазием и амблиопией Задачи: - Развитие прослеживающей функций глаз. - Активизация зрительных функций.

Комплекс упражнений для детей с миопией Комплекс упражнений для детей с миопией Задачи: - Повышение аккомодационной работоспособности глаз. - Укрепление глазных мышц. - Укрепление.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики для детей 3–5 лет. Уважаемые коллеги. Пальчиковая гимнастика является девственным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеванием,.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений Оглавление Введение…. 3 Глава 1. Общая характеристика навыков самообслуживания детей младшего возраста в детском.


  1. Факторы развития заболевания
  2. Классификация и виды
  3. Тяжесть болезни
  4. По этиологическому фактору
  5. Перинатальная форма
  6. Приобретенная форма
  7. Клинические особенности и диагностика
  8. Лечебная тактика
  9. Профилактические меры
  10. Последствия и клинический прогноз

Факторы развития заболевания


Энцефалопатия у детей в 45–50% развивается при осложненных родах

В основе развития детской энцефалопатии лежит поражение тканей мозга из-за кислородной недостаточности и повышенной их чувствительности к токсинам. При кратковременной острой или длительной хронической гипоксии происходит необратимая гибель клеток, что приводит к нарушениям функции мозга различной тяжести. Спровоцировать тяжелую патологию у детей могут следующие факторы:

  • ранняя или поздняя беременность матери;
  • наследственная предрасположенность (тяжелое поражение ЦНС у близких родственников);
  • перенесенные инфекции на любом сроке гестации;
  • сложные роды, травмы ребенка во время родовспоможения;
  • глубокая недоношенность.

Частым фактором появления энцефалопатии у детей являются длительное воздействие на плод тератогенных факторов (курение и алкоголизм, длительное медикаментозное лечение) и родовые травмы.

Возникновение энцефалопатии возможно в позднем детском возрасте. В таком случае спровоцировать заболевание могут различные токсические факторы, тяжелые инфекции, травмы, некоторые прививки, в частности отечественные АКДС. Зная основные причины развития энцефалопатии, можно вовремя среагировать на изменения в состоянии ребенка и начать своевременное лечение.

Классификация и виды

Учитывая, что понятие энцефалопатии собирательное и означает целую группу заболеваний головного мозга с поражением нейронов, клиницисты используют классификацию по тяжести течения, природе и характеру возникновения.


Эпилептическая энцефалопатия проявляется очень рано характерными эпизодами судорог

Тяжесть болезни

Тяжесть поражения нейронов исследуется только после рождения ребенка и делится на три стадии:

  • 0–I степень – характеризуется незначительными морфологическими изменениями по результатам инструментального исследования;
  • II степень – внешние признаки отсутствуют или проявляются незначительно, структурные изменения слабо выраженные;
  • III степень – клинические признаки явные, преимущественно неврологического характера, структурные изменения существенные.

Стадия определяет и тяжесть патологии, при отсутствии лечения может легко переходить из одной в другую. Ранняя диагностика у новорожденного ребенка затруднена из-за отсутствия видимых нарушений в функции головного мозга. Подозревать энцефалопатию можно по характеру родов, оценке новорожденного по шкале Апгар, обвитию пуповиной.

По этиологическому фактору

Существует два основных типа заболевания, которые соответствуют механизму и течению патологии: перинатальная и приобретенная энцефалопатия.

Перинатальная форма

Перинатальная энцефалопатия – распространенная этиологическая форма патологического процесса, обозначающая внутриутробное церебральное поражение нервной системы плода по ряду причин. Понятие введено еще в 1976 году. Она развивается с III триместра беременности до 7–10-го дня жизни. Перинатальная форма диагностируется в первые месяцы жизни малыша. Выделяют следующие ее виды:

  • билирубиновая – основная причина заключается в отравлении нервных клеток билирубином из-за застоя желчи;
  • резидуальная энцефалопатия, когда истинную причину выяснить затруднительно, а первые симптомы проявляются намного позже, уже по мере гибели нервных клеток;
  • постгипоксическая ишемическая – возникает из-за закупорки сосудов и гипоксии;
  • эпилептическая – возникает при высокой судорожной активности;
  • транзиторная – эпизодическое нарушение мозгового кровообращения;
  • неуточненная форма – причины поражения остаются невыясненными, иногда это целый ряд различных негативных факторов.

При возникновении патологии у новорожденных повышается риск развития судорожного синдрома в позднем возрасте. Резидуальная форма болезни требует особого внимания из-за скрытого течения и начала.

Приобретенная форма

Приобретенная, или вторичная, форма возникает на фоне тяжелых травм, отравлений, хронических метаболических процессов любой природы. Приобретенная форма чаще встречается у взрослых и пожилых людей. Классифицируется на посттравматическую, сосудистую, метаболическую, токсикогенную, дисциркуляторную. Выделяют энцефалопатию Вернике – опасное состояние, которое происходит при затяжном остром течении патологии.

Все энцефалопатии вне зависимости от формы и возникновения диффузные, когда в патологический процесс вовлекаются все церебральные структуры. Приобретенная энцефалопатия может протекать в хронической или острой форме.


Резидуальная энцефалопатия сопровождается активным прогрессирующим отмиранием клеток головного мозга без явных первоначальных признаков

Клинические особенности и диагностика

Первые симптомы проявляются еще с рождения ребенка, выражаются в нарушении аппетита, сна, чрезмерной плаксивости. Нередко у таких малышей до года развивается гидроцефалия – увеличение объема головы за счет скопления ликвора. Симптомы энцефалопатии при этом состоянии всегда яркие. У детей постарше наблюдаются различные фобии, нарушения памяти, бессонница, головные боли, артериальная гипертензия. Эпилептическая форма болезни рано проявляется характерными эпилептоидными приступами, особенно на фоне повышенной температуры, лечения цефалоспоринами.

Диагностика заболевания основана на инструментальных методах исследования: МРТ, энцефалографии, компьютерной томографии. Огромное значение имеет клинический и жизненный анамнез, данные осмотра невропатолога, общеклинические исследования.

Лечебная тактика

В основе лечения детских энцефалопатий лежит устранение причин, приводящих к разрушению нейронов, а также восстановление структуры клеток. Схема консервативной терапии включает в себя следующие препараты:

  • нейропротекторы на синтетической или натуральной основе - препараты предупреждают дальнейшее разрушение, снижают агрессивное воздействие повреждающих факторов;
  • витамины группы B для улучшения метаболизма в нейронах, соединительной ткани и мозговых структурах;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения, насыщения клеток кислородом;
  • седативные средства, транквилизаторы.

На фоне медикаментозной терапии важно контролировать то, как головной мозг реагирует на лекарственные препараты. Огромное значение в успехе лечения играет охранительный режим, регулярные прогулки на свежем воздухе, организация оптимального режима питания, сна и бодрствования ребенка. Пациентам с энцефалопатией рекомендованы регулярные курсы массажа для улучшения кровотока, физиотерапия и лечебная гимнастика.

Профилактические меры

Предупредить развитие заболевания намного проще, чем лечить уже сформировавшееся поражение ЦНС и мозга. Профилактика энцефалопатий начинается еще с беременности женщины и заключается в следующих мероприятиях:

  • грамотное планирование предстоящей беременности;
  • контроль над состоянием здоровья, питанием во время беременности;
  • организация родового процесса, следование рекомендациям врачей во время родоразрешения.

Для предупреждения энцефалопатии и дальнейшего ее развития при манифестной форме создается адекватная психоэмоциональная атмосфера в семье, детском коллективе, снижаются стрессовые факторы. Одновременно обращают внимание на качество питания детей до года и старше, организацию образа жизни, возрастного режима сна и бодрствования.

Последствия и клинический прогноз


Симптомы заболевания без адекватного лечения постоянно усугубляются, приводя к необратимым изменениям в структуре головного мозга

Последствия могут быть ранними или поздними. Среди частых осложнений патологического процесса выделяют:

  • выраженную задержку психического, умственного, двигательного и речевого развития;
  • гидроцефалию в стадии компенсации;
  • мигренеподобные боли;
  • вегетососудистую дистонию.

Наиболее серьезными осложнениями являются детский церебральный паралич, вегетативные пароксизмы, стойкие выраженные психоэмоциональные расстройства с тенденцией к развитию шизофрении, эпилепсия, тяжелая умственная отсталость.

При ранней диагностике и длительном лечении на фоне умеренного поражения нейронов наблюдаются значительные улучшения в состоянии ребенка. Положительная динамика сомнительна при отсутствии лечения, при невозможности устранения агрессивного фактора, а также при существенном поражении клеток мозга.

Прогноз перинатальной энцефалопатии зависит от объема и распространения патологического процесса. При остром течении развиваются необратимые изменения в головном мозге, вплоть до глубокой инвалидизации и гибели больного.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования.

Эмоции как системные образования — комплексны, многомерны, обладают многими параметрами и характеристиками.

В формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии.

В настоящее время увеличилось число агрессивных и тревожных детей, которых беспокоят различные страхи обуславливаемые, как и присущей данному возрасту повышенной восприимчивостью, а в следствии и увеличению возникновения числа страхов, так и страхов неспецифичной этиологии. Увеличение числа подобных детей привело к тому, что возникла необходимость исследовать причины возникновения данных особенностей у детей.

Одной из предполагаемых причин возникновения подобных нарушений поведения, таких как повышенная агрессия и страхи, считается перенесённая в пре либо перинатальный период развития ребёнка энцефалопатия. В связи с этим можно сформулировать гипотезу данной статьи: у детей перенёсших пре- или перинатальную энцефалопатию чаще наблюдаются аномалии эмоционального развития, которые проявляются в страхах и повышенной агрессии.

Энцефалопатия – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера, сопровождающееся нарушениями настроения, головными болями, мнижением умственной работоспособности и др.

Различают как врожденную, так и приобретенную энцефалопатию. Врожденные формы подразумевают возникновение заболевания в перинатальный период, начинающийся на 28 неделе беременности и заканчивающийся по окончании первой недели жизни ребенка.

Патологические изменения могут быть обусловлены кислородным голоданием плода, родовыми травмами, среди других факторов риска выделяют:

- заболевания матери во время беременности;

- большая масса тела плода;

- затрудненное раскрытие родовых путей;

- нейроинфекции и др.

Приобретенная энцефалопатия может появляться в более позднем возрасте как последствие инфекционного заболевания, интоксикации, различных структурных и функциональных изменениях сосудов головного мозга, его опухолей, травм и т.д. Как правило, болезнь не отличается выраженной симптоматикой, однако можно выделить ряд проявлений, косвенно указывающих на наличие патологического процесса:

- потеря контроля над эмоциональными проявлениями;

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные “функциональные ансамбли”.

В период внутриутробного развития нарушение развития мозга и нервной системы может быть вызвано инфекционными заболеваниями, прежде всего – вирусными. Это тяжело повреждает развивающийся организм, приводя к порокам развития мозга, а как следствие к энцефалопатии. В поздние сроки внутриутробной жизни полноценность созревания мозга зависит от обеспечения кислородом.

Недостаток кислорода в мозге нарушает обмен веществ в нём, изменяет его развитие. Ребёнок испытывающий кислородную недостаточность хуже переносит родовые перегрузки. В результате возникает угроза родового травматического повреждения мозга, перинатальной энцефалопатии[7].

Под влиянием различных неблагоприятных воздействий внешней среды, в частности инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания, а также при патологии внутриутробного развития и т.д. относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становится основой проявления агрессивного поведения и задержки психического развития[6].

Существуют несколько форм энцефалопатии, характерные для органического поражения мозга:

1. Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде снижения (повышения) настроения, сочетающиеся с агрессивностью, эмоционально волевой неустойчивостью (повышенная внушаемость, ведущий мотив – получение удовольствия), патологией влечения.

2. Аффективные нарушения выражаются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра и могут сопровождаться бурными двигательными и вегетативными реакциями. В таком состоянии ребёнка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта путём убеждений и разъяснений. Аффект имеет довольно стойкий характер, у ребёнка могут долго оставаться воспоминания о нём и желание отомстить.

Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается тенденцией к дисфорическим расстройствам настроения – злобностью, замкнутостью, угрюмостью, нетерпимостью к замечаниям недовольством собой или наоборот самоуверенностью.

3. Неврозоподобные расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте и проявляются повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, эмоциональной возбудимостью, лабильностью настроений. С возрастом вегетативные нарушения редуцируются и ведущими становятся неврозоподобные нарушения (тики, заикание, энурез), выявляющиеся на фоне агрессивности и повышенной ранимости[1].

У части детей с энцефалопатией на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности. Поведение таких детей характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, страхами и агрессией по отношению к окружающим людям.

Особый интерес представляют данные электроэнцефалографических исследований мозга детей дошкольного возраста некоторыми нашими учёными.

Согласно данным исследований, возраст 5-6 лет является переломным этапом в структурно – функциональном созревании лобной коры головного мозга[3].

В следствии же органического поражения мозга полученного ребёнком в пре или постнатальный период развития либо незрелости структур мозга происходит нарушение формирования данных систем мозга, что неизменно приведёт к нарушению произвольности поведения, и как следствие возможному появлению агрессивных его форм.

Проявление агрессии у таких детей может быть связана со сменой привычных обстоятельств, например при появлении новых воспитателей или смене привычных требований учебного процесса.

У других детей агрессия чаще проявляется из-за неумения переживать даже малейшую неудачу, считаться с желаниями и реакцией партнёра по игре. Их значительно фрустрирует ситуация оценки. Раздражение возникает так же когда сверстники не слушают их, не уступают и не соглашаются с ними.

Особые проблемы у детей могут проявится в ситуации контакта, в привлечении внимания к себе любым, даже неприемлемым способом. Поэтому для привлечения внимания со стороны взрослого ребёнок прибегает к мере агрессивного поведения[2]. Поэтому педагогу необходимо для предотвращения таких вспышек агрессивного поведения как можно чаще хвалить ребёнка, чтобы сформировать в нём адекватное переживание собственной значимости.

Как показывают исследования учёных также появление страха связано с изменением работы некоторых участков мозга. Так, В.Смирнов (1976) отмечал, что при поражении ядер миндалины пациенты сообщали о возникновении состояний страха, гнева, ярости и, реже - удовольствия. Зарубежные исследователи отмечают, что при повреждении миндалины регистрируются галлюцинации, страх и тревога.

Как указывал в своей монографии В.Смирнов, в следствии поражения мозга появлялся страх (Смирнов,1976).

Эмоция страха определяется, в первую очередь, процессами, происходящими в подкорковых структурах, но так же с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) можно зарегистрировать определенные изменения и в коре больших полушарий мозга[5].

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее типичный нейропсихологический симптомокомплекс отражает несформированность по возрасту высших корковых функций[4]. Это в свою очередь может происходить в результате внутриутробного недоразвития или повреждения во время родов корковых отделов мозга. Что, как следствие в постнатальном периоде развития ребёнка приводит к образованию моделей страха и агрессии.

Детям с энцефалопатией свойственна боязнь новых, неожиданных впечатлений, которые неизбежно появляются в их жизни. Они испытывают чрезмерную потребность во внимании, одобрении. Испытывают страх, боязнь в тех случаях, когда от них требуют самостоятельности, активности, решительности. Из-за такого рода переживаний у некоторых из них обостряются существовавшие ранее страхи (темноты, одиночества, замкнутого пространства). Может возникнуть фрустрация. Педагогу в данном случае необходимо уделять внимание данному ребёнку и показывать свои положительные чувства по отношению к нему, дабы сгладить возможные появления страхов и агрессии[2].

Список используемой литературы:

  • Марютина Т.М., Ермолаева О.Ю. Введение в психофизиологию. - МПСИ, 2002.
  • Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: ИЦ “Академия”, 1999. С.7
  • Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов. Под ред. Хомской Е.Д., Ахутиной Т.В.. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998.
  • Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов. Под ред. Хомской Е.Д., Ахутиной Т.В.. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: АРКТИ, 1999, С.5
  • Лебединская К.С. (под ред.) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. - М.: 1982.
  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: ИЦ “Академия”, 2004.
  • Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда интенсивно развиваются все функции, а также формируется личность.

    Главным принципом реализации ранней коррекционно-педагогической помощи является принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств, учреждений, региональных органов управления и семьи.

    Возможны следующие исходы данного заболевания: выздоровление, задержка темпов психического и речевого развития, грубые органические формы поражения нервной системы, рассеянные очаговые микросимптомы.

    Так как в раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, я предлагаю вам глубже рассмотреть данное направление работы.

    Желание познавать предметный мир появляется у ребёнка почти с самого рождения. Уже на первом году жизни ребёнок пытается удовлетворить свою потребность в новых впечатлениях: он манипулирует предметами, осуществляет ориентировочные движения с ними.

    В конце раннего возраста детей интересуют не только предметы, которые находятся вокруг них, но и то, что с ними можно делать. Предметы выступают как объекты деятельности и как объекты, имеющие специальное назначение.

    Говоря об особенностях формирования предметной деятельности у детей с проблемами в развитии, следует подчеркнуть, что имеет место опоздание созревания тех или иных функций, необходимых для её возникновения и, как указывает Р.Я. Абрамович — Лехтман, развитие предметной деятельности проходит по нескольким этапам:

    Следует указать на опоздание возникновения этих этапов у детей с фактором риска в развитии в сравнении с нормально развивающимися детьми.


    Успешное преодоление недоразвития предметной деятельности возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех заинтересованных специалистов и семьи. Вокруг ребёнка совместными действиями создаётся единое коррекционно-образовательное пространство для успешного формирования предметной деятельности.

    Целью деятельности специалистов и семьи является обеспечение своевременного формирования у детей с фактором риска интеллектуального развития умения действовать с предметами и формирования процесса становления предметной деятельности для усвоения общественного опыта.

    Практика нашей работы даёт нам возможность говорить о системности формирования предметной деятельности у детей раннего возраста по следующим этапам:

    1 этап: создание оптимальных условий для своевременного возникновения предметной деятельности;

    2 этап: последовательное формирование элементарных знаний об окружающем предметном мире;

    3 этап: формирование простейших навыков и умений действовать с предметами;

    4 этап: использование умений действовать с предметами и знаний о них в повседневной жизни.

    При реализации выше указанных этапов по формированию деятельности мы используем следующие методы обучения:

    Говоря о содержании занятий с детьми раннего возраста важно отметить, что занятия с ними целесообразно проводить индивидуально, а к концу раннего возраста в малых группах по 2-3 человека с обязательным участием в занятиях родителей:

    • Занятия с дидактическими игрушками и строительным материалом;
    • Занятия с дидактическим материалом;
    • Занятия с предметами-орудиями.

    Оптимальное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с разработанной индивидуальной программой коррекционно-педагогической помощи даёт возможность предупредить возникновение вторичных отклонений.

    Первое направление — это организационный этап работы с семьёй. Оно реализует один из этапов формирования предметной деятельности через необходимость создания предметно-развивающей среды в семье, разъяснение родителям необходимости участия в коррекционно-развивающем процессе.

    Второе направление- это определение актуального уровня развития предметной деятельности у ребёнка на данном возрастном этапе.

    Четвертое — проведение коррекционно-развивающих занятий с обязательным участием родителей.

    Пятое — проведение итоговой диагностики по изучению сформированности умений и навыков предметной деятельности после коррекционно-развивающих мероприятий.

    Я предлагаю более подробно рассмотреть вопрос организации практической коррекционно-педагогической помощи для ребёнка, перенёсшего перинатальную энцефалопатию.

    Ребёнок Никита К., 2003 года рождения. Последствия перенесённой энцефалопатии. На момент обследования — 2 года.

    Характеристика актуального уровня развития ребёнка.

    Использует различные положения сидя, стоит и ходит самостоятельно. Садится из положения стоя. Встаёт с пола, опираясь на обе руки. Использует захват ладошкой; берет игрушки в две руки одновременно. Совершает простые действия с предметами (переносит, ставит и т.д.), испытывает трудности при использовании предмета для достижения цели (только с руководящей помощью взрослого накрывает куклу одеялом). Подражает действиям взрослого после нескольких повторений. Не совершает попыток переноса действия на другой предмет.

    Испытывает незначительные трудности в понимании обращённой речи. Находит предметы по несколько раз повторенной инструкции. Реагирует на своё имя, показывает и называет членов своей семьи. Фраза отсутствует. Словарный запас ограничен и составляет 20 слов. Легко вступает в контакт. С пассивной помощью взрослого пробует есть, чистить зубы, мыть руки. По просьбе показать, как умеет разуваться, обуваться, снимать колготки и ложиться спать демонстрирует автоматизированные навыки.

    Развитие ребёнка соответствует 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев возрастной норме.

    Опираясь на актуальный уровень развития ребёнка педагогами центра совместно с мамой были определены цель и направления деятельности.

    Цель: Осуществить процесс становления познания окружающего предметного мира посредством активной деятельности ребёнка.

    Направления работы педагогов и семьи:

    1. развитие координационно-двигательной активности ребёнка;

    2. развитие активных действий с предметами как обогащение чувственного опыта ребёнка;

    3. формирование ориентировочно-исследовательской деятельности ребёнка.

    Указанные направления работы были реализованы нами через систему коррекционно-развивающих занятий.

    Программа коррекционно-педагогической помощи действовала в течение года, на протяжении которого вносились коррективы в зависимости от продвижений ребёнка.

    К концу действия данной программы наметилась положительная динамика в развитии ребёнка, а именно: ребёнок может производить действия, требующие относительно сложных умений; обогатились чувственные представления о многообразии предметного мира: мягкий, круглый и т.д.; различает части и целое, называет действия с предметами; группирует предметы только по одному признаку с помощью взрослого; без посторонней помощи по-прежнему не устанавливает зависимости своих действий от качественной характеристики объекта.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.