Запишите в порядке возрастания выбранные цифры вегетативная нервная система

1) центральная – спинной и головной мозг

  • Cпинной мозг выполняет две функции:
    • рефлекторную – исполнение рефлексов, работа рефлекторных дуг;
    • проводниковую – связь с головным мозгом.
  • Головной мозг

2) периферическая – нервы и нервные узлы.

  • Нервы – это пучки нервных волокон, окруженные соединительнотканной оболочкой.
  • Нервные узлы – это скопления тел нейронов за пределами ЦНС, например, солнечное сплетение.

1) соматическая – управляет скелетными мышцами, подчиняется сознанию.
2) вегетативная (автономная) – управляет внутренними органами, не подчиняется сознанию. Состоит из двух частей:

  • симпатическая: управляет органами во время стресса и физической нагрузки
    • повышает пульс, давление и концентрацию глюкозы в крови
    • активизирует работу нервной системы и органов чувств
    • расширяет бронхи и зрачок
    • тормозит работу пищеварительной системы.
  • парасимпатическая система работает в состоянии покоя, приводит работу органов в норму (функции противоположные).

Это система нейронов, воспринимающих раздражение, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Состоит из 3 отделов:
1) периферического – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза
2) проводникового – это нервы и проводящие пути мозга
3) центрального, расположенного в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.

СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем образованы нервы?
1) скоплением нервных клеток в головном мозге
2) скоплениями нервных клеток вне центральной нервной системы
3) нервными волокнами с соединительнотканной оболочкой
4) белым веществом, расположенным в центральной нервной системе

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К центральной нервной системе относят
1) чувствительные нервы
2) спинной мозг
3) двигательные нервы
4) мозжечок
5) мост
6) нервные узлы

СОМАТИЧЕСКАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Соматическая нервная система в организме человека регулирует
1) частоту сокращений сердца
2) поступление крови к мышцам и коже
3) работу мимических мышц
4) сгибание и разгибание пальцев
5) сокращение и расслабление скелетных мышц
6) деятельность желёз внешней секреции

ВЕГЕТАТИВНАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими органами управляет вегетативная нервная система?
1) органы пищеварительного тракта
2) половые железы
3) мышцы конечностей
4) сердце и кровеносные сосуды
5) межреберные мышцы
6) жевательные мышцы

СОМАТИЧЕСКАЯ - ВЕГЕТАТИВНАЯ
1. Установите соответствие между особенностью регуляции и отделом нервной системы, который ее осуществляет: 1) соматический, 2) вегетативный
А) регулирует работу скелетных мышц
Б) регулирует процессы обмена веществ
В) обеспечивает произвольные движения
Г) осуществляется автономно независимо от желания человека
Д) контролирует деятельность гладкой мускулатуры

2. Установите соответствие между функцией периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет: 1) соматическая, 2) вегетативная
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) усиливает работу пищеварительных желёз

3. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) изменяет деятельность различных желёз
В) образует только трёхнейронную рефлекторную дугу
Г) изменяет частоту сердечных сокращений
Д) обусловливает произвольные движения тела
Е) регулирует сокращение гладкой мускулатуры

4. Установите соответствие между свойствами нервной системы и ее типами: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) иннервирует кожу и скелетные мышцы
Б) иннервирует все внутренние органы
В) действия неподвластны сознанию (автономны)
Г) действия подконтрольны сознанию (произвольны)
Д) способствует поддержанию связи организма с внешней средой
Е) регулирует обменные процессы, рост организма

5. Установите соответствие между типами нервной системы и их характеристиками: 1) вегетативная, 2) соматическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует работу внутренних органов
Б) регулирует работу скелетных мышц
В) рефлексы осуществляются быстро и подчиняются сознанию человека
Г) рефлексы медленные и не подчиняются сознанию человека
Д) высший орган этой системы гипоталамус
Е) высший центр этой системы - кора больших полушарий

6н. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека, к которому её относят: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует диаметр кровеносных сосудов
Б) имеет двигательный путь рефлекторной дуги, состоящий из двух нейронов
В) обеспечивает разнообразные движения тела
Г) работает произвольно
Д) поддерживает деятельность внутренних органов

7. Установите соответствие между органами и видами нервной системы, которые контролируют их деятельность: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мочевой пузырь
Б) печень
В) бицепсы
Г) межреберные мышцы
Д) кишечник
Е) глазодвигательные мышцы

СИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют возбуждение симпатической нервной системы?
1) усиление сердечных сокращений
2) усиление перистальтики кишечника
3) понижение артериального давления
4) расширение зрачков глаз
5) увеличение сахара в крови
6) сужение бронхов и бронхиол

2. Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы:
1) учащение и усиление сокращений сердца
2) замедление и ослабление сокращений сердца
3) замедление процессов образования желудочного сока
4) усиление интенсивности деятельности желёз желудка
5) ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника
6) усиление волнообразных сокращений стенок кишечника

3. Выберите три функции симпатической нервной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливает вентиляцию лёгких
2) уменьшает частоту сердечных сокращений
3) снижает кровяное давление
4) угнетает секрецию пищеварительных соков
5) усиливает перистальтику кишечника
6) расширяет зрачки

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?
1) увеличивает частоту сокращений сердца
2) активизирует слюнообразование
3) стимулирует выработку адреналина
4) усиливает образование желчи
5) увеличивает перистальтику кишечника
6) осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Под влиянием парасимпатической нервной системы происходит
1) усиление перистальтики кишечника
2) снижение давления крови в сосудах
3) учащение сокращений сердца
4) замедление образования желудочного сока
5) уменьшение диаметра зрачка
6) усиление потоотделения

3. Выберите три варианта. Как влияет парасимпатическая нервная система на деятельность органов человека?
1) сужаются зрачки
2) учащаются дыхательные движения
3) усиливаются сердечные сокращения
4) урежаются сердечные сокращения
5) увеличивается содержание сахара в крови
6) учащаются волнообразные движения кишечника

СИМПАТИЧЕСКАЯ - ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) усиление выделения пищеварительных соков
Б) замедление частоты сердечных сокращений
В) усиление вентиляции легких
Г) расширение зрачка
Д) усиление волнообразных движений кишечника

2. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает частоту сердечных сокращений
Б) уменьшает частоту дыхания
В) стимулирует секрецию пищеварительных соков
Г) стимулирует выброс адреналина в кровь
Д) усиливает вентиляцию лёгких

3. Установите соответствие между функцией вегетативной нервной системы и её отделом: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает кровяное давление
Б) усиливает отделение пищеварительных соков
В) понижает частоту сердечных сокращений
Г) ослабляет перистальтику кишечника
Д) усиливает кровоток в мышцах

4. Установите соответствие между функциями и отделами вегетативной нервной системы: 1) симпатическая, 2) парасимпатическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширяет просветы артерий
Б) учащает сердцебиение
В) усиливает перистальтику кишечника и стимулирует работу пищеварительных желез
Г) сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию легких
Д) расширяет зрачки

СИМПАТИЧЕСКАЯ ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ ОТЛИЧИЯ
При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы
1) расширяются артерии
2) повышается артериальное давление
3) усиливается перистальтика кишечника
4) сужается зрачок
5) увеличивается количество сахара в крови
6) учащаются сокращения сердца

АНАЛИЗАТОР ОДИН
1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Отдел слухового анализатора, передающий нервные импульсы в головной мозг человека, образован
1) слуховыми нервами
2) рецепторами, расположенными в улитке
3) барабанной перепонкой
4) слуховыми косточками

2. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическая часть зрительного анализатора
1) зрительный нерв
2) зрительные рецепторы
3) зрачок и хрусталик
4) зрительная зона коры

3. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическую часть слухового анализатора человека образуют
1) слуховой проход и барабанная перепонка
2) косточки среднего уха
3) слуховые нервы
4) чувствительные клетки улитки

АНАЛИЗАТОР
1. Выберите три варианта. Слуховой анализатор включает в себя
1) слуховые косточки
2) рецепторные клетки
3) слуховую трубу
4) чувствительный нерв
5) полукружные каналы
6) кору височной доли

2. Выберите три анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека
1) веки с ресницами
2) палочки и колбочки сетчатки
3) ушная раковина
4) клетки вестибулярного аппарата
5) хрусталик глаза
6) вкусовые сосочки языка

3. Выберите три варианта. Зрительный анализатор включает
1) белочную оболочку глаза
2) рецепторы сетчатки
3) стекловидное тело
4) чувствительный нерв
5) кору затылочной доли
6) хрусталик

1) центральная – спинной и головной мозг

  • Cпинной мозг выполняет две функции:
    • рефлекторную – исполнение рефлексов, работа рефлекторных дуг;
    • проводниковую – связь с головным мозгом.
  • Головной мозг

2) периферическая – нервы и нервные узлы.

  • Нервы – это пучки нервных волокон, окруженные соединительнотканной оболочкой.
  • Нервные узлы – это скопления тел нейронов за пределами ЦНС, например, солнечное сплетение.

1) соматическая – управляет скелетными мышцами, подчиняется сознанию.
2) вегетативная (автономная) – управляет внутренними органами, не подчиняется сознанию. Состоит из двух частей:

  • симпатическая: управляет органами во время стресса и физической нагрузки
    • повышает пульс, давление и концентрацию глюкозы в крови
    • активизирует работу нервной системы и органов чувств
    • расширяет бронхи и зрачок
    • тормозит работу пищеварительной системы.
  • парасимпатическая система работает в состоянии покоя, приводит работу органов в норму (функции противоположные).

Это система нейронов, воспринимающих раздражение, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Состоит из 3 отделов:
1) периферического – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза
2) проводникового – это нервы и проводящие пути мозга
3) центрального, расположенного в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.

СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем образованы нервы?
1) скоплением нервных клеток в головном мозге
2) скоплениями нервных клеток вне центральной нервной системы
3) нервными волокнами с соединительнотканной оболочкой
4) белым веществом, расположенным в центральной нервной системе

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К центральной нервной системе относят
1) чувствительные нервы
2) спинной мозг
3) двигательные нервы
4) мозжечок
5) мост
6) нервные узлы

СОМАТИЧЕСКАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Соматическая нервная система в организме человека регулирует
1) частоту сокращений сердца
2) поступление крови к мышцам и коже
3) работу мимических мышц
4) сгибание и разгибание пальцев
5) сокращение и расслабление скелетных мышц
6) деятельность желёз внешней секреции

ВЕГЕТАТИВНАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими органами управляет вегетативная нервная система?
1) органы пищеварительного тракта
2) половые железы
3) мышцы конечностей
4) сердце и кровеносные сосуды
5) межреберные мышцы
6) жевательные мышцы

СОМАТИЧЕСКАЯ - ВЕГЕТАТИВНАЯ
1. Установите соответствие между особенностью регуляции и отделом нервной системы, который ее осуществляет: 1) соматический, 2) вегетативный
А) регулирует работу скелетных мышц
Б) регулирует процессы обмена веществ
В) обеспечивает произвольные движения
Г) осуществляется автономно независимо от желания человека
Д) контролирует деятельность гладкой мускулатуры

2. Установите соответствие между функцией периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет: 1) соматическая, 2) вегетативная
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) усиливает работу пищеварительных желёз

3. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) изменяет деятельность различных желёз
В) образует только трёхнейронную рефлекторную дугу
Г) изменяет частоту сердечных сокращений
Д) обусловливает произвольные движения тела
Е) регулирует сокращение гладкой мускулатуры

4. Установите соответствие между свойствами нервной системы и ее типами: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) иннервирует кожу и скелетные мышцы
Б) иннервирует все внутренние органы
В) действия неподвластны сознанию (автономны)
Г) действия подконтрольны сознанию (произвольны)
Д) способствует поддержанию связи организма с внешней средой
Е) регулирует обменные процессы, рост организма

5. Установите соответствие между типами нервной системы и их характеристиками: 1) вегетативная, 2) соматическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует работу внутренних органов
Б) регулирует работу скелетных мышц
В) рефлексы осуществляются быстро и подчиняются сознанию человека
Г) рефлексы медленные и не подчиняются сознанию человека
Д) высший орган этой системы гипоталамус
Е) высший центр этой системы - кора больших полушарий

6н. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека, к которому её относят: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует диаметр кровеносных сосудов
Б) имеет двигательный путь рефлекторной дуги, состоящий из двух нейронов
В) обеспечивает разнообразные движения тела
Г) работает произвольно
Д) поддерживает деятельность внутренних органов

7. Установите соответствие между органами и видами нервной системы, которые контролируют их деятельность: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мочевой пузырь
Б) печень
В) бицепсы
Г) межреберные мышцы
Д) кишечник
Е) глазодвигательные мышцы

СИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют возбуждение симпатической нервной системы?
1) усиление сердечных сокращений
2) усиление перистальтики кишечника
3) понижение артериального давления
4) расширение зрачков глаз
5) увеличение сахара в крови
6) сужение бронхов и бронхиол

2. Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы:
1) учащение и усиление сокращений сердца
2) замедление и ослабление сокращений сердца
3) замедление процессов образования желудочного сока
4) усиление интенсивности деятельности желёз желудка
5) ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника
6) усиление волнообразных сокращений стенок кишечника

3. Выберите три функции симпатической нервной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливает вентиляцию лёгких
2) уменьшает частоту сердечных сокращений
3) снижает кровяное давление
4) угнетает секрецию пищеварительных соков
5) усиливает перистальтику кишечника
6) расширяет зрачки

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?
1) увеличивает частоту сокращений сердца
2) активизирует слюнообразование
3) стимулирует выработку адреналина
4) усиливает образование желчи
5) увеличивает перистальтику кишечника
6) осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Под влиянием парасимпатической нервной системы происходит
1) усиление перистальтики кишечника
2) снижение давления крови в сосудах
3) учащение сокращений сердца
4) замедление образования желудочного сока
5) уменьшение диаметра зрачка
6) усиление потоотделения

3. Выберите три варианта. Как влияет парасимпатическая нервная система на деятельность органов человека?
1) сужаются зрачки
2) учащаются дыхательные движения
3) усиливаются сердечные сокращения
4) урежаются сердечные сокращения
5) увеличивается содержание сахара в крови
6) учащаются волнообразные движения кишечника

СИМПАТИЧЕСКАЯ - ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) усиление выделения пищеварительных соков
Б) замедление частоты сердечных сокращений
В) усиление вентиляции легких
Г) расширение зрачка
Д) усиление волнообразных движений кишечника

2. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает частоту сердечных сокращений
Б) уменьшает частоту дыхания
В) стимулирует секрецию пищеварительных соков
Г) стимулирует выброс адреналина в кровь
Д) усиливает вентиляцию лёгких

3. Установите соответствие между функцией вегетативной нервной системы и её отделом: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает кровяное давление
Б) усиливает отделение пищеварительных соков
В) понижает частоту сердечных сокращений
Г) ослабляет перистальтику кишечника
Д) усиливает кровоток в мышцах

4. Установите соответствие между функциями и отделами вегетативной нервной системы: 1) симпатическая, 2) парасимпатическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширяет просветы артерий
Б) учащает сердцебиение
В) усиливает перистальтику кишечника и стимулирует работу пищеварительных желез
Г) сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию легких
Д) расширяет зрачки

СИМПАТИЧЕСКАЯ ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ ОТЛИЧИЯ
При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы
1) расширяются артерии
2) повышается артериальное давление
3) усиливается перистальтика кишечника
4) сужается зрачок
5) увеличивается количество сахара в крови
6) учащаются сокращения сердца

АНАЛИЗАТОР ОДИН
1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Отдел слухового анализатора, передающий нервные импульсы в головной мозг человека, образован
1) слуховыми нервами
2) рецепторами, расположенными в улитке
3) барабанной перепонкой
4) слуховыми косточками

2. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическая часть зрительного анализатора
1) зрительный нерв
2) зрительные рецепторы
3) зрачок и хрусталик
4) зрительная зона коры

3. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическую часть слухового анализатора человека образуют
1) слуховой проход и барабанная перепонка
2) косточки среднего уха
3) слуховые нервы
4) чувствительные клетки улитки

АНАЛИЗАТОР
1. Выберите три варианта. Слуховой анализатор включает в себя
1) слуховые косточки
2) рецепторные клетки
3) слуховую трубу
4) чувствительный нерв
5) полукружные каналы
6) кору височной доли

2. Выберите три анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека
1) веки с ресницами
2) палочки и колбочки сетчатки
3) ушная раковина
4) клетки вестибулярного аппарата
5) хрусталик глаза
6) вкусовые сосочки языка

3. Выберите три варианта. Зрительный анализатор включает
1) белочную оболочку глаза
2) рецепторы сетчатки
3) стекловидное тело
4) чувствительный нерв
5) кору затылочной доли
6) хрусталик

Сестринское дело (базовая подготовка)

Методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Рассмотрено и одобрено Утверждено на заседании

на заседании ЦМК № 7 Методического Совета колледжа

Протокол №___от_____20__г. Протокол №____ от_______20___г.

Председатель ЦМК № 7 Председатель методического совета

_______________И.Г.Шабанова __________________ С. В. Селиванова

Составитель: И.Г.Шабанова - преподаватель первой квалификационный категории.

Цель методических рекомендаций – оказать практическую помощь студентам в подготовке к практическим занятиям по анатомии и физиологии человека.

Методические рекомендации предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1 курса специальностей Сестринское дело, Акушерское дело, Лечебное дело.

С.В. Селиванова – зам.директора по методической работе

Пояснительная записка

В условиях информационного общества возрастает объем самостоятельной работы студентов.

Данные тенденции нашли отражение в требованиях ФГОС СПО III поколения, которые делают акцент на развитие у студентов творческой инициативы, потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений к самообразовательной деятельности.

Обеспечение эффективной самостоятельной работой обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателя – одно из направлений ФГОС СПО III поколения.

Методическое пособие включает в себя два блока:

При выполнении практической работы студентам предлагается, заполнить структурно-логические схемы, сделать зарисовки, обозначения к рисункам, заполнить таблицы, ответить на тестовые задания, решить задачи, просмотреть видеофрагмент.

Практическая работа по освоению теоретического курса позволит активизировать все каналы восприятия студентов. Это и создание схем, и выполнение рисунков в цвете и расшифровка подписей к ним, ответы на тестовые и контрольные вопросы по темам, решение задач.

Качественное выполнение всех заданий методических рекомендаций поможет студентам подготовиться к практическим занятиям, сделают работу более интересной и продуктивной.

Главной целью изучения анатомии и физиологии человека в медицинском колледже является приобретение знаний, которые понадобятся студентам при изучении общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов.

Требования к результатам освоения учебной данной темы:

В результате освоения темы студент должен уметь:

использовать латинскую терминологию;

применять знания о строении вегетативной нервной системы в практической деятельности.

показать на таблицах, барельефных моделях, муляжах основные анатомические образования вегетативной нервной системы.

определять отличительные признаки соматической и вегетативной нервной системы.

В результате освоения темы студент должен знать:

определение поняти я вегетативная нервная система;

месторасположение высшего центра вегетативной нервной системы;

сравнительную характеристику вегетативной и соматической нервных систем;

сравнительную характеристику симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы;

симпатическая нервная система – центры, понятие и отделы симпатического ствола, и область их иннервации;

парасимпатическая нервная система – центры, ядра черепных нервов III , VII , IX , X и область их иннервации.

физиологическую роль вегетативной нервной системы.

На текущем занятии у будущей мед.сестры/мед.брата должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Освоение темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

1. Центры симпатической нервной системы находятся в:
а) Боковых рогах спинного мозга +
б) Передних рогах спинного мозга
в) Стволе мозга

2. Центры парасимпатической нервной системы находятся в:
а) Передних рогах спинного мозга
б) Стволе мозга +
в) Боковых рогах спинного мозга +

3. Основным медиатором симпатической нервной системы является:
а) Серотонин
б) Адреналин
в) Норадреналин +

4. Координацию работы всех отделов вегетативной нервной системы осуществляют:
а) Гипоталамус +
б) Спинной мозг
в) Кора больших полушарий +

5. Последовательность отделов вегетативной нервной системы: 1 – Вегетативные ядра в спинном и головном мозге; 2 – Вегетативные узлы (ганглии); 3 – Постганглионарные волокна; 4 – Преганглионарные волокна:
а) 2, 4, 3, 1
б) 3, 2, 1, 4
в) 1, 4, 2, 3 +

6. Ядра парасимпатической нервной системы входят в состав следующих черепно – мозговых нервов:
а) Глазодвигательного +
б) Тройничного
в) Блуждающего +

7. Сплетение, которое окружает конец брюшной аорты, иннервирует прямую кишку, мочевой пузырь, половые органы:
а) Нижнебрыжеечное
б) Чревное
в) Подчревное +

8. Между надпочечниками расположено:
а) Чревное сплетение +
б) Печеночное сплетение
в) Диафрагмальное сплетение

9. Как называются нервные сплетения, которые расположены вокруг сосудов:
а) Интрамуральные
б) Экстрамуральные
в) Экстраорганные +

10. Тазовые внутренностные нервы – это именно такие волокна парасимпатической нервной системы:
а) Постганглионарные
б) Преганглионарные +
в) нет верного ответа

11. Укажите анатомические структуры, относящиеся к центральному отделу вегетативной нервной системы:
а) Верхнее слюноотделительное ядро
б) Nuclei parasympathici sacrales
в) Nucleus accessorius
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

12. Укажите внутренние органы, иннервируемые из nucleus dorsalis nervi vagi:
а) Поперечная ободочная кишка
б) Пищевод
в) Сигмовидная кишка
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

13. Укажите предпозвоночные вегетативные узлы:
а) Шейно-грудной ганглий
б) Аортикоренальный ганглий
в) Ганглий брыжеечный верхний

14. Укажите анатомические структуры, иннервируемые из подчелюстного ганглия:
а) Подъязычная слюнная железа +
б) Подчелюстная слюнная железа +
в) Язык

15. Укажите анатомические структуры, через которые проходят нервные импульсы от парасимпатических ядер спинного мозга до прямой кишки:
а) Plexus pelvinus +
б) Поясничное сплетение
в) Поясничные внутренностные нервы +

16. Укажите ядра головного отдела парасимпатической нервной системы:
а) Ядро добавочного нерва +
б) Дорсальное ядро блуждающего нерва +
в) нет верного ответа

17. Укажите ветви, которые отходят от узлов симпатического ствола:
а) Rami communicantes grisei
б) Nervi splanchnici
в) Rami interganglionares
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

18. Укажите ветви, отходящие от ganglion cervicothoracicum:
а) Rami communicantes grisei
б) Nervus cardiacus cervicalis medius
в) Rami communicantes albi, Nervus vertebralis +

19. Укажите парасимпатические узлы на голове:
а) Ganglion pterygopalatinum
б) Ganglion ciliare
в) Ganglion stellatum
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

20. Укажите анатомические структуры, иннервируемые из ресничного узла:
а) Сфинктер зрачка +
б) Мышца-расширитель зрачка
в) Цилиарная мышца +

21. Укажите ветви, отходящие от среднего шейного узла:
а) Rami communicantes grisei +
б) Nervus cardiacus cervicalis superior
в) Rami communicantes albi

22. Укажите ветви, которые подходят к узлам симпатического ствола:
а) Rami interganglionares +
б) Rami communicantes albi +
в) Rami communicantes grisei

23. Укажите анатомические структуры, через которые проходят нервные импульсы от симпатических ядер спинного мозга до желудка:
а) Nervus splanchnicus minor
б) Ganglia coeliaca
в) Ganglia trunci sympathici

24. Укажите анатомические структуры, через которые проходят нервные импульсы от симпатических ядер спинного мозга до желудка:
а) Nervus splanchnicus minor
б) Ganglion mesentericum inferius
в) Ganglia trunci sympathici
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

25. Укажите анатомические структуры, относящиеся к периферическому отделу вегетативной нервной системы:
а) Правертебральные симпатические ганглии
б) Вегетативные ганглии
в) Внутримышечное сплетение
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

26. Укажите ветви узлов грудного отдела симпатического ствола:
а) Nervi cardiaci thoracici
б) Rami communicantes albi
в) Rami communicantes grisei
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

27. Укажите анатомические структуры, через которые проходят нервные импульсы от симпатического ядра спинного мозга до околоушной железы:
а) Rami communicantes albi
б) Rami communicantes grisei
в) Rami interganglionares
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

28. Укажите анатомические образования, входящие в состав солнечного сплетения:
а) Подвздошно-подчревный нерв
б) Блуждающий нерв
в) Аортикоренальный ганглий
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

29. Укажите анатомические структуры, через которые проходят нервные импульсы от симпатических ядер спинного мозга до прямой кишки:
а) Нижнее брыжеечное сплетение
б) Нижнее подглазничное сплетение
в) Пояснично- крестцовое сплетение
г) все варианты верны +
д) нет верного ответа

30. Укажите периферические узлы, принадлежащие парасимпатической части вегетативной нервной системы:
а) Ganglia intramuralia +
б) Ganglia prevertebralia
в) Ganglia paraorgana +

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.