Звонарева л почувствовать нерв времени

Гайда Рейнгольдовна Лагздынь родилась в Ленинграде в семье латышского рабочего, балтийского моряка, участника революции. В 1937 году он был расстрелян как враг народа. Семья также подвергалась репрессиям: Гайда с матерью и братом были высланы в Калинин (ныне Тверь).

Закончив с отличием Калининский государственный педагогический институт, более 30 лет преподавала химию и биологию в школе. Творчество стало неотъемлемой частью ее жизни. Стихи печатались на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “ Мурзилка”, “Веселые картинки”, “Веселка” и др. их можно прочитать в сборниках, методических журналах и хрестоматиях для малышей. Песни на слова автора, а также рассказы, сказки, целые литературно- музыкальные композиции звучали и звучат по тверскому и московскому радио.
Издательствами “Детская литература”, “Малыш”, “Московский рабочий”, “Алашара” (Грузия), тверскими издательствами и др. выпушено в свет 22 поэтические и прозаические книги общим тиражом около 10 миллионом экземпляров. Она автор 18 сборников, в том числе, вышедших в музыкальных издательствах: “Советский композитор”, “Музыка, “Райдуга” (г. Киев).
Ее стихи и сказки переведены на белорусский, удмурдский, узбекский, азербайджанский, венгерский языки, печатались в сборнике “Русская поэзия” во Франции. Гайда Лагздынь — автор переводов (по подстрочникам) с литовского, украинского, абхазского, кумыкского, азербайджанского языков. Книжка стихов “Послушный зайчонок” издательства “Детская литература” (г. Москва) отмечена дипломом лауреата II Всесоюзного конкурса Госкомиздата и Союза писателей СССР как одна из лучших поэтических книг для детей.
Авторский детский музыкальный театр, который был создан писательницей в 1987 году, получил звание “Народный коллектив”, затем “Образцовый”.
В союзе с композиторами для репертуара театра написано 14 авторских музыкальных спектаклей-шоу.

Лагздынь Гайда Рейнгольдовна — член Союза писателей СССР, ныне России, ветеран педагогического труда, учитель высшей категории, Лауреат II Всероссийского конкурса на лучшую детскую книгу Госкомиздата и Союза писателей СССР, дипломант "Признательность" Международной ассоциации детских фондов (1998 г.). Автор более 80 поэтических и прозаических книг, выпущенных общим тиражом свыше 11 миллионов экземпляров, более двух десятков спектаклей. По результатам конкурса 2005 года стала Лауреатом по Центральному федеральному округу РФ в области литературы и искусства в номинации "За произведения для детей и юношества и творчество молодых" — за сборник стихов "Моя книга-1".

Елена Антониновна Мичурина -дочь калининского поэта Антонина Чистякова.

Страсть к творчеству Елена Мичурина унаследовала от отца, известного поэта и прозаика Антонина Чистякова. Еще в школьные годы она публиковалась в газете "Смена". Однако после школы Елена Антониновна как бы сменила стезю и поступила в Московский финансово-экономический институт, после окончания которого работала экономистом на предприятиях Твери. Однако подобно тому, как многие физики, математики и прочие технари приходят к мистике и экстрасенсорике, экономисту Елене Мичуриной суждено было вернуться в сказку.

Заключение.

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей:

• Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате в литературе для детей образовался пробел длиной почти в пятнадцать лет.

• Детские поэты переходят на прозу или начинают творить во множестве жанров. Полифония творчества - тоже своеобразная примета излишней насыщенности времени.

• Коммерциализация книжного рынка отрицательно сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения: произошел резкий спад показателей издания детской литературы: с расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.

Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. В этом проявляется ещё одна проблема детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.

· Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, еще изданную в советские
времена. То, что приобретено после 90-х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами и
выдается для чтения только в читальных залах.

Закрывать глаза на нынешнее состояние детской литературы значит отнимать у детей важную часть их жизни, потворствовать безвкусице, развитию равнодушия и бездуховности среди молодежи.

Получается, что у детской литературы сейчас далеко не детские проблемы.

Список использованной литературы:

1.Ананичев А., Звонарева Л. . А у нас мастер-класс. А у вас. //Детская литература. 2003, №3, С. 28

2.В комнате за сценой. Литературный альманах. М., 2003. - 224 с. - С.4

3.Гиппиус 3. Дневники. Кн.1, М., 1999. - С.239

5.Детская литература и воспитание // Сб. тр. международной научной конференции. - Тверь: ТвГУ, 2004

6. Детская литература и воспитание // Сборник научных трудов Международной научной конференции. Вып. 2. - Тверь: ТвГУ, 2005

8. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Цетская литература. - 2002. - N 3. - с. 10-14

9.Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике: ЧастьII/ Детская литература. - 2002. - N 4. - с. 16-21

11.Полозова Т.Д. Русская литература для детей: Учеб. Пособие.-М.: Асадет1а, 1997. С.23—38

12.Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - Книжная палата, 2003

13.Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.- Книжная палата, 2002

15. Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ \\'11, 2005

Описание файла

Документ из архива "Мастерство стилизации: "Китайские сказки М. Кузмина и С. Георгиева"", который расположен в категории "дипломные работы". Всё это находится в предмете "литература : зарубежная" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "литература : зарубежная" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "73986"

Текст 4 страницы из документа "73986"

Таким образом, используя разные литературные приемы, Сергей Георгиев добивается довольно точной стилизации под китайские народные притчи. Сочетание простых народных мотивов и глубокого философского содержания довольно точно передает колорит китайского народного творчества.

"Научная закваска" Сергея Георгиева дает себя знать, и это особенно чувствуется при чтении романа в коротких историях и притчах "Запахи миндаля", включенного в первый список соискателей премии Букера.

Почему у произведения китайская фактура? Сам Сергей говорит, что ориенталистская экзотика привлекала его с детства, особенно сказки. В школе у них учились многие дети китайских специалистов. После разрыва дипломатических отношений в 1961 году они все уехали. Сергей же с годами создал собственный Китай - "Запахи миндаля".

Эту книгу не следует читать быстро. Ее надо "переваривать", пытаться уловить внутреннюю связь между притчами. В книге много персонажей. Они запоминаются, потому что автор наделил их эффектными характерами, все новые и новые черточки которых проявляются в оригинальных ситуациях. Придумывать их С.Георгиев мастер. В послесловии поэт С.Меркульев пишет про его роман: "Это довольно сложная форма, сочетающая черты драматического, романного и притчевого повествования. И тайна этой формы в том, что не видно ни формы, ни ее сложности. А есть картинная ясность - почти как в мультфильме - отдельных сцен. И неожиданные развязки-разгадки, как молнии, озаряющие и погружающие во тьму загадочные пути и обстоятельства жизни".

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей.

Список литературы

Ананичев А., Звонарёва Л. …А у нас мастер-класс. А у вас. //Детская литература. 2003, №3, С. 28

Детская литература и воспитание // Сб. тр. международной научной конференции. – Тверь: ТвГУ, 2004

Детская литература и воспитание // Сборник научных трудов Международной научной конференции. Вып. 2. – Тверь: ТвГУ, 2005

Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Детская литература. - 2002. - N 3. - с. 10-14

Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике: Часть II // Детская литература. - 2002. - N 4. - с. 16-21

Полозова Т.Д. Русская литература для детей: Учеб. Пособие.-М.: Academia, 1997. С.23—38

Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - Книжная палата, 2003

Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.– Книжная палата, 2002

Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ , 2005

Уроки внеклассного чтения играют особую роль в литературном образовании и развитии обучающихся.

Внеклассное чтение – один из важнейших вопросов преподавания литературы в школе. От того, какие книги читает подрастающий человек, зависит его настроение, направление мысли, формируются те или иные качества характера. Безусловно, любовь к книге, к красивому и умному слову прививается в семье, прежде всего. В школе учитель любого предмета принимает участие в расширении круга чтения школьника, но особая роль принадлежит учителю–словеснику. Ему отведена роль направляющего в большом мире литературы.

Большие возможности воспитания нравственных качеств школьника предоставляют уроки внеклассного чтения по изучению произведений, определенных в авторской программе по литературе, а также внеклассные занятия и мероприятия.

Проанализируем, какие установки по организации самостоятельного чтения даны в авторских программах по литературе.

В перспективных программах по литературе:

Привлечь внимание школьника к книге учителю помогают нетрадиционные формы урока или внеклассного занятия. Уроки внеклассного чтения имеют свои особенности. Одним из условий проведения урока внеклассного чтения является свободное высказывание ученика по самостоятельно прочитанному произведению. Это развивает не только интерес к книге, но помогают выработать навыки анализа художественного произведения. Так выполняется задача по воспитанию сознательного читателя. От учителя уроки внеклассного чтения требуют методического мастерства:

· определить актуальную тему;

· организовать чтение к нужному сроку;

· выстроить ряд вопросов для обсуждения так, чтобы получилась беседа.

Многие авторы программ предлагают несколько произведений по одной теме или проблеме. И это правильно, потому что:

· у школьников есть выбор, что читать;

· беседа в классе проходит интереснее;

· формируется мировоззрение ученика.

Методическое мастерство учителя на уроке внеклассного чтения заключается в умении вести разговор о самостоятельно прочитанном произведении в более общем плане, чем на обычном уроке анализа произведения, без подробного текстуального изучения отдельных его частей. Важна атмосфера свободной беседы, которая даёт возможность высказать своё мнение о прочитанном, без поправок учителя.

Учителю предоставляется возможность выстраивания системы уроков внеклассного чтения: по тематическому, жанровому принципу с основным курсом литературы. Желательно, чтобы эта система давала чёткое представление о том списке произведений, которые будут прочитаны обучающимися в течение определенного периода обучения. Например, 5 – 6 классы; 7 – 8 классы; 9 – 11 классы; или: 5 – 8 классы; 9 – 11 классы. При составлении списков произведений необходимо учитывать:

· интересы и возможности учеников конкретного класса;

· списки произведений, указанных в авторской программе;

· наличие книг в библиотеке;

Формы и виды деятельности обучающихся разнообразны, обязательно с учетом интересов школьников: личные впечатления, пересказ эпизода, пересказ сюжета, выразительное чтение, чтение по ролям, постановка проблемного вопроса, организация спора; индивидуальное выступление, групповая работа. При организации урока учитель учитывает нагрузку на обучающегося. Умелая организация урока, распределение посильных заданий обеспечивают достижение определенного результата каждым учеником, формируют опыт нравственных отношений, что необходимо для современного ученика.

Количество часов на уроки внеклассного чтения когда–то были строго определены по классам (это была Государственная программа по литературе).

В настоящее время содержание программы уроков внеклассного чтения определяется авторской программой. Рекомендуемое количество уроков внеклассного чтения следующее:

5–6 классы – не менее 6; 7–8 классы – не менее 4.

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. Пути сближения классного и внеклассного чтения:

– систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

– Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

– Планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д. Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики – эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе.

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток "взрослой" литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Обычно учителя–словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно "независимыми" могут быть "библиотечные уроки", обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю–юбиляру или интересной журнальной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно–тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями "вечных вопросов".

Значительно реже учитываются учителями историко–литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной "связи по автору", когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления.

Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний. Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико–литературным связям классного и внеклассного чтения.

Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

– разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

– сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

– чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

– систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации. Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех–четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Таким образом, в данной главе нашей работы мы проанализировали образ детства, затронутый в романе М. Петросян. Данное произведение не изучается в школе, но мы осмелимся на такой важный шаг – представить в приложении конспект урока внеклассного чтения по данному произведению в 6 классе. Эти материалы, надеемся, помогут учителям–словесникам в их работе со школьниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир детства – это мир, в котором когда–то жил каждый, и в который так трудно проникнуть будучи взрослым. В истории мировой литературы многие классические авторы обращались к этой теме. Особенно актуальной эта тема была в XIX – начале XX века. В Европе на этом поприще активно проявили себя такие выдающиеся авторы как Льюис Кэролл, Вильгельм Гауф, Эрнест Теодор Амадей Гофман, Карло Коллоди. Среди американских авторов к жанру детской литературы обращаются Вашингтон Ирвинг, Джон Стейнбек, Натаниэль Готорн. В России к теме детства в своё время обращались Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, А. П. Чехов, И. А. Бунин и многие другие выдающиеся авторы. Художественная концепция детства в русской литературе является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем отечественного литературоведения.

Роман содержит множество интересных эпиграфов и аллюзий, осознаваемых только через три, четыре и пять прочтений. Пожалуй, именно в этой его многослойности и заключается секрет успеха М. Петросян и её книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.–Воронеж, 2000.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.

3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №12. – С.12–14.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 276 с.

5. Ананичев А., Звонарёва Л. …А у нас мастер–класс. А у вас. //Детская литература. – 2003. №3. С. 28.

9. В комнате за сценой. Литературный альманах. – М., 2003. – 224 с. – С.4

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.М., 1982

11. Детская литература и воспитание // Сборник научных трудов Международной научной конференции. Вып. 2. – Тверь: ТвГУ, 2005

12. Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX – ХХ вв.: Учеб. пособие. М., 2006.

13. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50 – 80–х гг. ХХ в.: Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В. П. Крапивин: дис. док. фил. наук. – Волгоград, 2001. – 394с.

14. Дольто Ф. На стороне ребенка. – М., 1997. – 578 с.

16. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Детская литература. – 2002. – № 3. – С. 10–14. Часть II // Детская литература. – 2002. – № 4. – С. 16–21.

17. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – 297 с.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 346с.

19. Книжная полка Павла Крючкова (Рецензии на произведения В. Воскобойникова, Е. Мурашовой, Н. Нусиновой, М. Журинской, Т. Полетаевой) //Новый мир. 2007. № 5. С.209–215.

20. Ковалёв Ю.Н. Сказки американских писателей – СПб.: Лениздат, 1992. – Т. 100000. – 526с.

21. Кон И. С. Открытие "Я". – М., 1978. – 156 с.

22. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. – 271 с.

23. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 335с.

24. Кутейникова Н.Е. К вопросу о современных книгах для детей // Русская словесность. – 2001. – № 4. – С.

25. Кутейникова Н.Е. Новый герой современной литературы для подростков //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. М., 2009. С.138–146.

26. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: Программа: 5–11 классы общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана–Граф, 2007.

27. Лелявская М.Г. Школьная повесть на современном этапе //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. М., 2009. С.254–259.

28. Литература: программа по литературе для общеобразоват. учреждений. 5–11 кл./Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.–4–е изд., стереотип.–М.: Дрофа, 2006.

29. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 5 – 13.

30. Матвеева Е.О. Образ педагога в современной прозе, адресованной подрастающему поколению //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 13. М., 2008. С.236–239.

31. Матвеева Е.О. Отцы и дети в адресованной подросткам отечественной литературе второй половины ХХ века //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. М., 2009. С.260–264.

32. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 428 с.

33. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960–х – 2000–х годов. – М., 2007.

34. Мурашова Е.В. Класс коррекции: повесть (для сред. и ст. шк. возраста). – М., 2007.

35. Обухова Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. – М., 1990. – 352 с.

36. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000. – 278 с.

37. Петросян М. Дом, в котором… – М.: Livebook /Гаятри, 2012.

39. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы./под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. 3–е издание, исправленное и дополненное. –М.: Мнемозина, 2006.

41. Пушкин, А.С. Год: 1994 Издание: М.: Детская литература Страниц: 734 Том 1 Библиотеки мировой литературы для детей. Выпуск второй

42. Сидорченко Л.В. История зарубежной литературы XVIII века. Изд. II исправленное и дополненное – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, 1991.

43. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. – 237с.

44. Федосеев П. Н. Философское понимание человека // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 13 – 21.

45. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. 378 с.

46. Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005

48. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000. – 420 с.

49. Юнг К. Г. Конфликты детской души. – М., 1995. – 274 с.

Интернет–источники

62. Карелин А. В. Стилистика мира Роулинг //www.mirf/Articles/art292.htm

63. Невский Б. А. По следам детской фантастики //www.mirf/Articles/art187.htm

63. Неелова Т. С. Влияние современной литературы на детей //www.imago.spb/soulbody/articles/article8.htm

64. Переслегин С. М. Влияние литературы на общество // wwwsrev/content/review/default.asp

65. Фролова М. Р. Особенности современной литературы //www.clib.yar

Методическое приложение


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.



Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.



Чрезмерная тревожность негативно сказывается на качестве жизни человека, становясь причиной переутомления и плохого настроения.



Внезапное чувство паники является одним из распространенных симптомов нервных расстройств.



Твоя сила — спокойствие внутри! Препарат Афобазол® восстанавливает и защищает нервные клетки, снижая тревогу, беспокойство и раздражение.

Узнать больше.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Даже самый надежный механизм ломается от чрезмерных нагрузок: такой тонкий, сложный и хрупкий аппарат, как человеческая психика, не исключение. Увы, нервные расстройства сегодня отнюдь не редкость, и в этом нет ничего странного. Современная жизнь выдвигает массу требований, и мы, пытаясь им соответствовать, часто перенапрягаемся и испытываем стресс. А от постоянного стресса до нервного расстройства — всего полшага.

Нервное расстройство: что это?

Это — целая группа психоневрологических заболеваний, в число которых входят в первую очередь неврозы, депрессии, различные психосоматические нарушения. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как нервный срыв, — острую фазу нервного расстройства, например, невроза.

Нервные расстройства распространены шире, чем обычная простуда. Примерно 90% горожан хотя бы однажды с ними сталкивалась. Впрочем, вести статистику затруднительно, так как многие люди предпочитают переносить жизненные потрясения не обращаясь к врачам, не прибегая к психотерапии.

Опасность заработать нервное расстройство в современном мире просто огромна. Практически любой человек входит в ту или иную группу риска. В большей степени нервным расстройствам подвержены:

Конкретная симптоматика зависит от вида расстройства, однако есть общие признаки, которые проявляются почти у всех, кто страдает от расстройства нервной системы:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревога, мрачные мысли, страх перед будущим;
  • постоянная усталость, пониженная работоспособность, сонливость;
  • невозможность сосредоточиться, снижение внимания;
  • ухудшение памяти;
  • навязчивые мысли.

Нервные расстройства влияют не только на настроение и поведение, но и на весь организм в целом. Иногда физические признаки нервного расстройства возникают раньше, чем когнитивные, и именно они заставляют людей задуматься — а все ли в порядке? Ведь многие из нас привыкли не обращать внимания на свое душевное состояние, но ухудшение здоровья — другое дело. Чаще всего нервные расстройства сопровождаются:

Как правило, эти состояния — реактивные, иначе говоря, они возникают по вине неких внешних обстоятельств и переживаний. Однако иногда причиной их становятся не какие-то события и связанные с ними чувства, а эндогенные, или внутренние, причины, вследствие которых нарушается метаболизм и структура нервных клеток. Эти причины весьма разнообразны: от погрешностей диеты и нарушения всасывания некоторых витаминов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, — до серьезных болезней эндокринной системы и онкологических заболеваний.

Нервные расстройства разнообразны, однако чаще всего люди сталкиваются с одним из нижеприведенных:

Так называют долговременное угнетение нервной системы — как правило, вызванное длительным стрессом. Выражается раздражительностью, пониженным настроением и снижением работоспособности. При неврастении люди часто жалуются на головные боли, слабость, бессонницу, невозможность сосредоточиться. Возбужденное состояние сочетается с вялостью и утомляемостью.

При этом типе нервного расстройства человек постоянно сосредоточен на каких-то тревожных мыслях и идеях. От бреда это состояние отличается тем, что идеи эти, в сущности, вполне реальны. Иными словами, человек, страдающий бредовыми идеями, боится, что его похитят инопланетяне, а при тревожном расстройстве он не может избавиться от страха потери работы, измены или болезни. К этому виду нервных расстройств относятся и разнообразные фобии. Следует отметить, что человек может понимать, что его страхи, скорее всего, беспочвенны, однако не может перестать думать о них.

Этот тип расстройств характеризуется внезапными и беспричинными паническими атаками — приступами неконтролируемого страха. Во время панической атаки человек испытывает необъяснимый ужас, он начинает задыхаться, возникает потливость, головокружение, страх смерти, тремор. Приступы продолжаются от нескольких минут до получаса, и в тяжелых случаях случаются ежедневно. При легком паническом расстройстве атаки могут происходить всего лишь несколько раз в год, однако человек постоянно ждет нового приступа и испытывает нервозность.

Несмотря на то, что большинство людей считают глубокую печаль главным признаком депрессии, это расстройство зачастую проявляется иначе. Депрессивное расстройство — это не столько печаль, сколько апатия, утрата интереса ко всему, что раньше казалось важным и интересным. Человеку в этом состоянии все кажется бессмысленным, он видит будущее исключительно в черных красках, склонен к самоуничижению. Депрессия часто сопровождается сонливостью или тяжелой бессонницей, потерей аппетита, резким набором или снижением веса.

Не являясь нервным расстройством в прямом смысле этого слова, ВСД тем не менее связана с подобными нарушениями. Вегетативная нервная система управляет работой всего организма. Это она регулирует давление и сердечный ритм, готовит мышцы к напряжению и пр. При нарушениях в ее работе эти механизмы срабатывают неадекватно ситуации — например, никакой опасности нет, однако тело реагирует так, будто она есть.

Наилучшим вариантом станет врач-психоневролог, в некоторой мере совмещающий функции невролога и психиатра. Если нет возможности записаться именно к этому специалисту, обращайтесь к психиатру или невропатологу. Первый занимается тем, что связано с настроением и самоощущением, второй — физическими проявлениями нервных расстройств, такими как бессонница, головная боль, нарушения концентрации.

Психолог и психотерапевт помогут лишь тогда, когда заболевания психики исключены, диагноз поставлен и основной целью является возвращение человека к нормальной жизни.

Нервные расстройства не возникают из ниоткуда — они всегда являются следствием либо долговременного стресса, либо каких-то заболеваний. Очевидно, что для полного излечения нужно бороться с причиной, то есть изменить свою жизнь (пересмотреть график работы, закончить бесперспективные отношения, научиться общаться с людьми) или вылечить основную болезнь. Однако это долгий процесс. Именно поэтому и разработаны различные средства для лечения собственно нервных расстройств — все эти методы позволяют облегчить состояние, пока идет борьба с корнем всех зол. Проявления нервных расстройств разнообразны, и лечение должно быть комплексным, только тогда оно даст желаемый и стойкий эффект.

Чтобы закрепить эффект терапии, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В частности, обратить внимание на питание, добавив в рацион фрукты и овощи, богатые клетчаткой, сложные углеводы. Раз в полгода можно принимать курс витаминов. Сократите употребление чая и кофе, заменив их на соки и фиточаи, откажитесь от алкоголя и сигарет.

Приучите себя к физическим нагрузкам — даже если поначалу это будут всего лишь пешие прогулки. Если есть возможность, выберите для отпуска какой-нибудь санаторий — лучше всего один из тех, где лечат нервные расстройства. Две недели ежедневных расслабляющих процедур, правильно подобранная диета и вода с содержанием всех необходимых минералов — отличная профилактика нервных расстройств.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.