Головные боли у детей при неврологии

1. Лихорадящие дети. Головные боли обычно связаны с системными заболеваниями, протекающими с повышением температуры тела и инфекционными процессами области головы и шеи. При увейте боль локализуется периорбитально, в случае среднего отита — в височной области. Боль при синусите может локализоваться непосредственно над синусом иди иметь более диффузный характер, локализуясь обычно в лобной либо ретроорбитальной области. Через 3 дня после начала адекватной антибиотикотерапии боль прекращается. Сочетание повышенной температуры тела, ригидности шеи и нарушения сознания свидетельствует о менингите. Аналогичная клиническая картина может наблюдаться при шейной аденопатии и заглоточном абсцессе.

2. Нелихорадящие дети. У нелихорадящего ребенка с нормальным неврологическим статусом остро начавшаяся головная боль может быть началом детской мигрени или головной боли напряжения. Постановке диагноза должно предшествовать тщательное обследование. Другими причинами головной боли могут быть гипертензия, гидроцефалия, лейкемический менингит и прием лекарств. Головную боль может вызывать прием препаратов, содержащих фенилпропаноламин, и стимуляторов ЦНС, например, амфетамина. Сочетание головной боли с неврологическими нарушениями свидетельствует об объемном процессе или субарахноидальном кровоизлиянии. Причиной субарахноидального кровоизлияния у детей обычно является черепно-мозговая травма, в более редких случаях — артерио-венозные пороки развития и аневризмы.


Патологический неврологический статус. Головные боли могут быть первыми симптомами у детей с повышенным внутричерепным давлением при объемных процессах. Через 4 месяца после начала головных болей у 90 % детей с опухолями мозга определяются изменения при неврологическом обследовании. Если данные КТ и МРТ соответствуют норме, возможной причиной может быть хронический менингит или псевдоопухоль мозжечка (называемая также идиопатической внутричерепной гипертензией, или ИВГ). Давление цереброспинальной жидкости, определяемое при люмбальной пункции, повышено как при хроническом менингите, так и при псевдоопухоли мозжечка, однако изменение клеток цереброспинальной жидкости характерно только для хронического менингита.

Характерными для псевдоопухоли мозжечка у детей симптомами являются головная боль, рвота, диплопия и затуманивание зрения. Хотя хронические головные боли могут быть проявлением различных расстройств, все же наиболее часто их причинами бывают тромбоз церебральных вен, средний отит и мастоидит, прием кортикостероидов, дисфункция щитовидной железы, гипервитаминоз А и прием тетрациклина. Соответствующее лечение позволяет предупредить возможное нарушение зрения. И. Классификация и клинические проявления наиболее частых хронических головных болей.

Мигрень. От данной патологии страдает 2—5 % детей младшего школьного возраста и 5—10 % подростков. Встречаемость мигрени в младшем возрасте одинакова среди обоих полов, а среди подростков девочки страдают в два раза чаще мальчиков. Более чем у 75 % детей имеется положительный семейный анамнез. Обычными провоцирующими факторами являются стресс, недосыпание или чрезмерно продолжительный сон, менструации, инфекции верхних дыхательных путей, нерегулярное питание. Приступы мигрени могут быть следствием легкой черепно-мозговой травмы. Иногда приступ мигрени может быть спровоцирован употреблением шоколада, молочных продуктов, пищи, содержащей нитраты или нитриты, глютамата карбонат. Классическая аура или односторонние головные боли у детей встречаются гораздо реже, чем у взрослых.

Для детей более характерны двусторонние головные боли с тошнотой и рвотой. Большинство детей стремятся в спокойную, затемненную комнату, чтобы заснуть и избавиться от головной боли. Циклическая рвота и доброкачественное пароксизмальное головокружение могут быть у детей вариантами мигрени. Офтальмоплегическая мигрень с птозом и параличом третьего черепного нерва, который определяется по расширению зрачка, может наблюдаться у детей младшего возраста. Острая спутанность сознания с мигренью (состояние спутанности сознания и последующая пульсирующая головная боль) чаще встречается у подростков. В этой же возрастной группе может встречаться базилярная мигрень, которая проявляется атаксией или другими стволовыми симптомами, включающими-нарушения сознания с предшествующими пульсирующими головными болями в затылочной области.


Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

Головная боль сигнализирует о неполадках в организме. Если у ребёнка болит голова, необходимо разобраться почему. Только после выяснения причины спазмов можно помочь малышу. Если болевой синдром сопровождается плачем и раздражительностью, следует обратиться к врачу. Такие приступы могут указывать на серьёзные заболевания.


Что вызывает спазмы у детей

Все структурные единицы головы имеют болевые рецепторы, которые и вызывают боль при реакции с раздражителями. Цефалгия – медицинский термин, обозначающий боли в голове. Спазмы диагностируются у людей всех возрастов: у младенцев, подростков, взрослых, пожилых людей.

Цефалгия бывает 2 типов: первичной и вторичной. Первичный тип диагностируется, когда малыша беспокоят только болевые приступы без сопутствующих проявлений. Это указывает на отсутствие заболевания, вызвавшего боль.

Вторичные приступы свидетельствуют о наличии болезни. Спазмы сопровождаются повышением температуры тела, недомоганием, слабостью.

Любопытный факт! В медицинской практике выделено около 300 причин болей в голове у детей.

Головная боль у детей может быть спровоцирована переутомлением, прогрессированием болезни, нарушением психики. К основным причинам спазмолитических приступов в голове относятся:

  • Синдром вегетососудистой дистонии.
  • Мигрень, которая сопровождается диареей, побледнением кожных покровов, слабостью. Может наблюдаться боязнь света, искажение зрительных образов. Приступ длится от 30 минут до 5 часов.
  • Эмоциональное либо физическое перенапряжение.
  • Болезни респираторного тракта, глазных яблок.
  • Менингит, энцефалит. Воспаление мозговых оболочек проявляется многократной рвотой, высокой температурой тела.
  • Заболевания инфекционного либо вирусного характера.
  • Интоксикация организма.
  • Опухолевые новообразования головного мозга. Объёмные опухоли провоцируют нестерпимую боль, которую невозможно устранить болеутоляющими препаратами. Проявляется нарушение световосприятия, дисфункция органов.
  • Черепно-мозговые травмы могут приводить к сотрясению и ушибу мозга.

Если ребёнок жалуется на головную боль, следует определить частоту и характер приступов.

Внимание. При присоединении рвоты и потери сознания нужно незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Не проходящая интенсивная боль свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Частые приступы указывают на глистную инвазию, абсцесс и кисты головного мозга.

Распространённая причина спазмов – воспаление лобной либо гайморовой пазухи. При этом боль мучает по утрам и при наклонах, когда гнойное содержимое заполняет пазухи. Болевой синдром развивается при воспалении среднего уха, герпетической инфекции, невралгических расстройствах тройничного нервного волокна.

Особенности проявления

Если ребёнок часто жалуется на головные боли, родители должны определить характер спазмов и выявить наличие патологических симптомов: изменение цвета кожных покровов, вялость, головокружение, тошнота. Подобные признаки свидетельствуют о прогрессировании серьёзных заболеваний.


Каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи? Что делать и куда бежать с этой проблемой?


К тому же, иногда, к сожалению, случается и так: кроха слишком мал, чтобы рассказать о том, что его беспокоит. И тогда вам остается лишь одно: догадываться о причине его капризов и плача.

Поэтому давайте разберемся, каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи. А также, что делать и куда бежать с этой проблемой? Случаи поздно выставленного диагноза нередки, поэтому лечение при этом малыш получает неправильное. Да и одной пилюлей в этом случае просто не обойтись.

Что такое головная боль?

По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.

Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.

Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.

Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.

Немного статистики…

Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.

По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.

Пик начала головных болей приходится на возраст:

  • от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
  • 13-15 лет, в период полового созревания

Головная боль у ребенка: будьте бдительны!

Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.

Встречается у 20-23% детей.

И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.

Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.

Наиболее распространенная теория возникновения

Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.

Симптомы

В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:

Приступ мигрени нередко провоцируют:

  • стрессовые ситуации
  • нарушения режима сна и бодрствования
  • употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
  • резкие запахи или яркий свет
  • чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
  • у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы

Встречаются в 70-75% случаев.

Наиболее частые причины :

  • физическое и умственное перенапряжение
  • нарушения организации режима дня
  • неудобная поза во время сна
  • стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
  • длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
  • изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
  • вынужденное голодание

Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.

Механизм возникновения

До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.

  • Местный механизм

Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.

  • Центральный механизм

Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.

Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.

Симптомы

Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.

Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.

Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.

Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).

Внутричерепная гипертензия

У детей развивается наиболее часто.

Механизм возникновения

Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.

Причины

  • последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
  • гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
  • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
  • бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
  • опухоли головного мозга
  • врожденные пороки развития головного мозга.

Симптомы

Ребенок жалуется на:

  • распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
  • тяжесть в голове в утренние часы
  • повышенную потливость
  • тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
  • быструю утомляемость
  • усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.

Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.

Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.


Вызваны они токсическим воздействием на сосуды головного мозга и раздражением мозговых оболочек болезнетворными микроорганизмами, продуктами их распада, высокой температурой. Это ведет к повышению внутричерепного давления, которое проявляется довольно интенсивными головными болями. Все остальные симптомы, сопутствующие этим заболеваниям, описаны выше (внутричерепная гипертензия).

Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.

Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.

Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.

В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.

Механизм возникновения

Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.

Симптомы

Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.

Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.

Малыш не умеет говорить: как понять, что у него болит голова?

Вас должны насторожить:

  • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
  • беспричинное беспокойство или вскрикивание
  • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
  • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
  • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
  • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
  • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
  • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
  • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.

Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

Что делать и куда бежать?

Конечно, не стоит давать лекарство ребенку от головной боли, которое пьете вы сами, полагая, что всё уладится само собой. А если всё же имеется необходимость облегчить страдания ребенка, помните, что у детей разрешен к применению только Ибупрофен. Однако не стоит злоупотреблять этим препаратом. Лучше ищите причину недомогания малыша.

Необходимо проконсультироваться с врачами и пройти ряд исследований:

  • осмотр педиатра, дабы исключить или подтвердить инфекционное или вирусное заболевание
  • консультация узких специалистов: оториноларинголога (ЛОР врача), окулиста, невропатолога
  • при необходимости назначается томография головного мозга, электроэнцефалография и другие исследования (объем обследований зависит от заключения специалистов и их предполагаемого диагноза).

Конечно, это далеко не все виды и причины головной боли у ребенка, их существует несколько больше. Сложно уместить всю информацию в одной статье. Да и в этих описанных случаях не всегда у малыша наблюдаются все симптомы одновременно, а лишь некоторые из них.

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

Головные боли напряжения у детей и подростков

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Самая распространенная жалоба в кабинете детского невролога – это головные боли

Нужно понимать, что головная боль - это не самостоятельное заболевание, а симптом какой-либо патологии или болезни.

Давайте разберемся в причинах таких болей.

Существует 6 типов головных болей:

  1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Головные боли неуточненные

Головные боли напряженного типа

Сосудистая головная боль

Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

чаще всего имеет психогенный механизм.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:



Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.