Астенический невроз у детей дошкольного возраста

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Врачи бьют тревогу, большое число заболеваний, присущих взрослому организму стали проявляться и у младшего поколения. Сюда же относится и неврастения, у детей она возникает из-за различных факторов, нарушающих работу нервной системы. Чтобы предупредить усугубление состояния, следует более детально ознакомиться с недугом.

Для тех, кто плохо ориентируется в медицинской терминологии, сложно понять, что означает неврастения — детская нервная патология. Данный вид расстройства напрямую связан с ЦНС, которая подвергается перегрузкам как умственного, так и физического характера. Чаще всего с проблемой сталкиваются состоятельные, амбициозные родители, требующие от любимого чада высокой успеваемости в различных видах занятий. Сюда же относится школа, спортивная секция, посещение кружков и т.д. Ребенок, к которому направлены завышенные требования, в определенный момент не выдерживают и тогда проявляются симптомы неврастении у детей. Если говорить кратко, астенический синдром (второе название болезни) — это показатель хронической усталости нервной системы. При чрезмерных нагрузках, возникают различного рода нарушения ЦНС временного характера и если вовремя предпринять адекватное лечение, все восстановиться. Но для этого стоит внимательно ознакомиться с моментами, способствующими недугу.


Детская неврастения: причины

В списке факторов, вызывающих расстройство нервной системы ребенка, выделяют самые популярные:

Неврастения: симптомы у детей

В дошкольном и школьном возрасте детям присущи чрезмерная возбужденность, капризность, вспыльчивость. Астенический синдром может начаться с казалось бы, невинных поступков — малыш начинает манипулировать родителями для достижения желаемого. С развитием недуга, присоединяется капризность, а также:


Диагностика и лечение неврастении у детей

Уважающий себя врач перед тем, как приступить к лечению нервного недуга, проводит детальную диагностику.

Во время опроса, доктору важно знать:

  • какова атмосфера в семье;
  • каковы взаимоотношения ребенка с одногодками, родителями, учителями;
  • при каких обстоятельствах возникают приступы истерии, раздражительности.

В завершении, специалист слушает сердцебиение, измеряет температуру тела, давление, состояние кожи.

Комплексное лечение включает разные подходы, все зависит от степени тяжести состояния ребенка. Если неврастения, симптомы и признаки которой мы уже изучили, проявляется в легкой форме, достаточно обращения к детскому психологу.

Назначаются препараты, улучшающие микроциркуляцию крови в головном мозге, что способствует полноценному питанию клеток.

Средства, способствующие коммуникативности, приспособляемости организма ребенка к переменам обстоятельств.

В запущенных случаях дополнительно потребуется помощь психотерапевта.

Важно: медицинские препараты, психотерапия не принесут позитивного эффекта, если взрослые не изменят своего отношения. В первую очередь, нужно перестать быть столь требовательными и мучить дитя завышенными запросами.

Может ли астения привести к осложнениям

Нормальных родителей всегда волнует вопрос, могут ли симптомы неврастении у детей привести к серьезным последствиям. В нашем случае существуют моменты, которые могут радикально повлиять на качество жизни ребенка:

  1. Нарушенная психика вызывает проблемы с адаптацией, что отрицательно сказывается на успеваемости, взаимоотношениях.
  2. Неврологическое расстройство нередко приводит к затяжной депрессии, которая может перерасти в психическую патологию.

Важно: чтобы не допустить развития осложнений, при проявлении первых признаков болезни, нужно немедленно обратиться к доктору и следовать его рекомендациям.


Как вести себя родителям

Важной составляющей в лечении дитя является отношение взрослых к проблеме. Необходимо придерживаться общепринятых рекомендаций специалистов, способствующих улучшению состояния.

  • Питание. В рацион ребенка следует включить полезные продукты, овощи, фрукты, белое мясо, рыбу, в которых масса микроэлементов, витаминов, минералов.

Жареная, острая, жирная, копченая пища, консервации нарушают работу ЖКТ, обменные процессы, метаболизм, вызывают ожирение, расстройство ЦНС.

  • Детям полезны легкие физические нагрузки — занятия физкультурой, плаванием.
  • Ежедневно проводить с ребенком время на свежем воздухе, совершать прогулки.
  • Чрезмерно общительным родителям нужно отказаться от вечеринок, шумных праздников. Лучше выделить время и провести его всей семьей на лоне природы.
  • Не стоит растить из малыша чемпиона, ученого, звезду. При нормальном отношении и гармонии в семье, ребенок сам выберет занятие по вкусу и без давления извне достигнет хороших результатов.
  • Существуют народные рецепты, способные успокоить нервную систему маленького ученика, но применять их нужно только после консультации с врачом.

Профилактика астенического синдрома

Важная составляющая воспитания — создание гармоничной, приятной, комфортной обстановки. В доме не должно быть криков, скандалов, об употреблении взрослыми спиртных напитков и курении не может быть и речи.


Если возникает спор — решать вопрос только спокойно, за одним столом, путем общения. Не забывайте хвалить малыша не только за отличные отметки, но и старательность. Поощрение будет мощным стимулом в преодолении трудностей в учебе.

Детская или подростковая неврастения – наиболее часто встречающаяся форма неврозов у детей. Невроз является психическим заболеванием, лечение довольно эффективное при правильном подходе. Неврастения в некоторых источниках упоминается как астено-невротический синдром или астенический невроз. В основе возникновения лежит конфликт между личностью и ее невозможностью адекватно взаимодействовать с реальностью.


Как возникает детская неврастения?


Не сама ситуация в данном случае является патогенной, а факт того, что ребенок оказывается неспособным справиться с предложенной задачей. Он ощущает невозможность удовлетворить свои потребности, возрастает психическая и физическая дезорганизация. В результате наступает нервное перенапряжение.

Если исходить из данной точки зрения, получается, что к неврастении должна быть определенная склонность. У каждой личности существует свой адаптационный ресурс, при его истощении, невозможности разрешать задачи, может возникнуть астено-невротический синдром.

Разумеется, это не единственная теория о природе возникновения неврастенического состояния. Существуют также и другие. Одной из них является теория психоаналитиков, в первую очередь, Z. Freud. Следуя этой точке зрения невроз (или неврастения как одна из форм невроза) образуется из-за запретного влечения и психологической защиты. Начало невроза проистекает еще из раннего детства. Следуя постулатам другой теории основная роль в возникновении невротических расстройств лежит в наследственной предрасположенности (F.Reymond, F. Kehrer).

Для неврастении не характерна психотическая симптоматика, т.к. у больного сохраняется критичность к своему состоянию и самосознание личности. Как самостоятельная форма невроза неврастения у детей формируется начиная со школьного возраста. У детей дошкольного возраста проявляется как психогенные астенические реакции в ответ на психотравмирующую ситуацию.

Психотравмирующие ситуации – риски возникновения детской неврастении на разных возрастных этапах


В случае, когда наблюдается постоянное напряжение, мать отвергает своего ребенка, постоянно на него кричит и никак не проявляет к нему любви и нежности, то и окружающий мир покажется ребенку таким же враждебным, злым. Невротические реакции могут проявляться в излишней плаксивости, агрессивности, тошноте, рвоте, энурезе, энкопрезе. При рождении младших братьев или сестер растет тревожность, формируется зависть, ревность, возникает чувство ненужности.


У детей, чрезмерно центрированных на матери, при резком изменении системы взаимоотношений (замужество, госпитализация без матери и т.д.) может возникнуть неврастения, детей начинает тошнить без видимой причины, нарушается сон и т.п.


Подростки часто боятся быть отвергнутыми, у них сильно развито стремление к группированию, боязнь не соответствовать общепринятым в группе подростков стандартам формирует длительную по времени тревожность. Психологический конфликт в этот период, особенно если подросток чего-то хочет, но реализовать никак не может (или даже цель кажется ему изначально недостижимой), движется к апогею, в критические моменты достаточно одной незначительной детали, чтобы сформировалась неврастения. Причиной неврастении часто является недостижение субъективно значимой цели. Переутомление при этом играет подчиненную роль, потому что даже длительный отдых не приносит существенного облегчения.


При неврастении преобладает ярко выраженные повышенная утомляемость и раздражительность. У подростков неврастения проявляется обычно в двух вариациях: гиперстеническая и гипостеническая.

  1. Гиперстеническая. У подростков наблюдается кратковременные бурные аффективные реакции, но быстро угасающие. Возникнуть могут по самым незначительным поводам. Такие дети трудно переносят яркий свет или резкие звуки. Они жалуются, что устали, у них нет сил и желаний, любую критику воспринимают крайне болезненно, обостренно. Периоды проявлений активности и желания что-либо делать у них краткосрочны. Особенно ярко их раздражительность проявляется с близкими людьми, в семье. У них часто беспокойный сон, по утрам нередко болит голова. В школе они становятся крайне рассеянными и невнимательными, ухудшается память.
  2. Гипостеническая. В этом случае подростки жалуются на постоянную усталость, они быстро утомляются, становятся малоактивными, вялыми, постоянно хотят спать. Причем даже длительный отдых или сон не дают чувства бодрости. Часто жалуются на то, что болит голова, желудок, сердце и т.д. Могут наблюдаться симптомы различных заболеваний, возникающих из-за нервного перенапряжения.

В обоих случаях у подростков наблюдаются колебания сердцебиения, давление неравномерно, кружится голова, может тошнить, нередки кишечные спазмы и прочие симптомы соматических нарушений. Астено-невротический синдром может длиться месяцами и даже годами, чем больше он длится, тем труднее будет лечение.

Они постоянно стараются избежать риска неудачи, стремятся не выполнить цель, а просто избежать ошибок, они боятся конкуренции. На уроке, даже зная правильный ответ сидят и боятся высказаться. У них серьезные проблемы с самооценкой. Они избегают эмоционального и умственного напряжения. Кроме личностных особенностей к внутренними предпосылками возникновения неврастении относят также резидуально-органическую недостаточность головного мозга и соматическую (физическую) слабость. Среди неврозогенных факторов у подростков большую роль играет обстановка в семье.

Прежде чем приступить к лечению, врачу нужно найти основную предпосылку неврастении. Т. е. выяснить, что именно послужило толчком к неврастении. У большинства больных только одно психотравмирующее обстоятельство в силу субъективной значимости является неврозогенным фактором. Часто неопытные или нечуткие врачи склонны к проецированию своих установок или своего опыта на сложившуюся ситуацию у подростка или ребенка, оценивая только внешние признаки заболевания.

Порой даже пьянство отца или смерть близкого родственника вовсе не причина неврастении. Возможно, что ребенок равнодушен к этим явлениям с точки зрения особенной значимости. А причина может быть иной. Лечение таких больных должно проводиться педиатром (терапевтом) совместно с психологом или психотерапевтом либо еще и с психиатром.

Терапия и лечение включают соматопсихическую и социально-личностную коррекцию, иногда возможно назначение медикаментов, также необходимо изменение образа жизни, налаживание микроклимата в семье. Очень эффективна в данном случае семейная психотерапия. Главное в лечении – это разрешение личностного конфликта. Неврастения является обратимым процессом и успешно поддается лечению.

Основная причина возникновения астенической неврастении у детей – это затяжные, в кой-то мере хронические, психотравмирующие ситуации. Самая встречаемая проблема на сегодня связана с семейными конфликтами, выраженными постоянными ссорами родителей, хроническим алкоголизмом, а также ситуацией развода.

Важным представляется и то, что неврастения у детей возникает на фоне не по возрасту предъявляемых требований к ребенку, жестких ограничений его поведения.

К сожалению, сегодняшняя тенденция к акселерации развития порой приводит именно к серьезным нарушениям в поведении и психике ребенка.

И необходимое звено, без чего неврастения у детей не развивается. Помимо внешних факторов обязательно наличие соматической ослабленности (хронические заболевания, перенесенные инфекции), именно на ее основе возникает патология.

Более того, вероятность формирования синдрома возрастает при наличии у ребенка каких-либо невропатических состояний (страхи, депрессии, навязчивости).

Развитие астенической невропатии

Неврастения у детей формируется при чрезмерной перегрузке интеллектуальной сферы. Этому способствуют несоответствующая возрасту ребенка нагрузка в профильных школах (например, с математическим уклоном), послешкольные кружки и занятия, загрузка ребенка домашней работой, которая отнимает все его время.

Опыт показывает, что подобная форсированность обучения способствует сильному истощению, но без наличия психотравмирующей компоненты истощение не переходит в астенический невроз. Это объясняется общей закономерностью возникновения неврозов: они оформляются на фоне внутренних конфликтов, связанных с несогласованием желаний и умений с реальной ситуацией.

Важно понимать, что даже если ребенок делает все с молчаливого согласия, это не означает, что он это принимает. Поэтому эмоциональный взрыв, возникающий на фоне учебы и занятий должен служить сигналом к резкому сокращению загруженности ребенка.

Распространенность астенической невропатии: группы риска

Поскольку астенический невроз у детей – следствие учебной занятости, то во всем цвете патология разворачивается с поступлением в учебное заведение и в подростковом возрасте. В младших возрастах возможны проявления астенической усталости, однако они выражаются на уровне физиологии и легко отмирают.

Каким образом неврастения у детей обнаруживает себя в первых классах? Развивается раздражительная слабость, проявление которой включают крайние формы аффективных действий. К активной стороне относят:

В пассивную составляющую включают:

Опасность представляет то, что истощение переходит и на физиологический уровень, что становится причиной:

Опасность состоит в том, что астенический невроз вызывает подобные реакции на организменном уровне, а они могут закрепиться на уровне бессознательного в виде рефлекса. Чревато это тем, что в будущем, в любых стрессовых ситуациях эти реакции бесконтрольно возникают снова.

Типология неврастении у детей

Как мы уже заметили, на фоне патологии возникает состояние раздражительной слабости. Определяя, какая из двух компонент доминирует, в клинике неврастении принято выделять два типа нарушения:

В первом случае доминирует двигательное возбуждение, нарушения сна, раздражительность. Возникает в младших возрастах.

При втором типе возникает плаксивость, апатичность и вялость, скачки настроения и высокая истощаемость. Возникают и описанные соматовегетативные нарушения.

Динамика и прогнозы заболевания

К сожалению, неврастения у детей – это одно из тех расстройств, длительность которых измеряется годами. В отечественной клинике принято выделение двух типов развития заболевания.

Первый тип характеризуется затяжным началом – заболевание может оформляться дольше года – и заканчивается появлением тяжелого невротического состояния, где доминирует собственно астеническая симптоматика типа раздражительной слабости. Возникновению этого типа неврастении у детей предшествует так называемый период преневротического состояния (встречаемое в Интернете название: невротическая готовность).

Этот этап характеризуется вспышками резких невротических нарушений, которые трудно сопоставить с реальной травматической ситуацией. К таким проявлением относят:

К сожалению, этот тип течения имеет неблагоприятные прогнозы и зачастую заканчивается переходом расстройства в личностную структуру, обуславливающую дальнейшее невротическое развитие ребенка, которое способно изменить лишь длительная психотерапия.

Второй тип отличается острым и быстро развивающимся течением заболевания, возникает в позднем дошкольном возрасте. Отличительной чертой эксплозивной неврастении является появление отдельных невротических реакций и редукция базовых навыков (самообслуживание, контроль дефекации и мочеиспускания). Верными сигналами развития неврастении служат:

Здесь ошибочно могут диагностироваться депрессивные расстройства, но подавленное настроение не играет главенствующей роли. Если не были предприняты активные меры по нахождению причин таких симптомов, то в рамках 3 лет проявления неврастении резко изменяются. Обратите внимание, что это как раз возраст первых двух классов, когда нагрузка резко возрастает.

Собственно на этом этапе и оформляется неврастения у детей, ее продолжительность ограничивается 5 годами, но не менее 2.5 лет.

Плюс этой формы неврастении в том, что со временем симптоматика угасает, и вероятность благоприятного исхода в разы больше.

Важно заметить, что затяжное течение неврастении требует специальной психологической экспертизы, чтобы исключить вялотекущую шизофрению с вкраплениями невротических симптомов.

Выводы

Тревоги и опасения, связанные с психотравмирующими факторами, можно выявить и в ходе обычной беседы, но поскольку одна из причин формирования патологии – неурядицы в семье, необходимо подключение третьей стороны. В случаях подавленных переживаний необходима экспертиза с применением проективных методов исследования для обнаружения проблемы.

Безусловно, выздоровление возможно при любом виде динамики заболевания, но остаточные явления сохраняются у исцелившихся на протяжении долгих лет (до 8 лет). Поэтому считаем важным, что при возникновении первых симптомов, необходимо постараться проследить, что стало их причиной. А, не имея возможности самостоятельно купировать заболевание, не бойтесь обратиться к неврологам и психологам.


Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы неврозов у детей
    • Астенический невроз (неврастения)
    • Истерический невроз
    • Невроз навязчивых состояний
    • Депрессивный невроз
    • Системные (малосимптомные) неврозы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение неврозов у детей
    • Консервативное лечение
    • Психотерапия
    • Физиотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.


Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.