Автор теории личности и концепции неврозов

Факторы риска невроза

Определение и общая характеристика невроза

НЕВРОЗ

Невроз группа психогенных нервно-психических расстройств вызванные нарушением жизненно важных отношений человека со средой и не имеющее психотических проявлений (галлюцинации, бред и др.) Невроз пограничное состояние между нормой и психической патологией, возникающее в случаях, когда требования окружающей среды превышают функциональные физиологические возможности личности.

Патогенетическую основу неврозов составляют нарушения силы, под­вижности и уравновешенности основных нервных процессов — воз­буждения и торможения.

Принято выделять 3 главных группы развития неврозов: биологические, социальные и психогенные.

· Биологические: наследственная предрасположенность, пол (чаще у женщин), возраст (чаще в пубертатном и климактерическом периодах), конституциональ­ные особенности человека (более склонны астеники), перенесённые и текущие хронические заболевания, эндокринная патология.

· Социальные: особенности профессиональной деятельности (напри­мер, информационные перегрузки, однообразие трудовых опера­ций), неблагополучное семейное положение, неудовлетворительные бытовые условия, особенности сексуального воспитания и др.

· Психогенные: личностные особенности, психические травмы в детстве.

Ниже мы рассмотрим 2 теории невроза: информационная теория Петра Васильевича Симонова и биологическая теория Петра Кузьмича Анохина.

Информационная теория невроза П.В Симонова. Главная идея это теории заключается в том, что при любой поведенческой активности организма необходима определенная информированность об окружающей среды. При недостаточной информированности развивается нервное напряжение, степень которого и определяет возможность развития невроза. П.В.Симоновым была предложена формула степени нервного напряжения:


Чем ближе этот условный показатель к единице (1), тем меньше напряжение и наоборот. Например, когда студенту медику, дают невыполнимое задание, которое необходимо выполнить в короткий срок – возникает напряжение, которое может привести к неврозу.

Биологическая теория невроза П.К.Анохина - основана на учении о системной организации функций П.К.Анохина. Согласно теории П.К.Анохина, главным фактором формирующим функциональную систему высшей нервной деятельности человека является – цель. Причиной невроза является несовпадение между намеченной целью и конкретным результатом действия системы, т.е. в итоге цель оказывается недостигнутой, что сопровождается нервным и психическим напряжением. Совершенно очевидно, что чем больше и важнее цель, тем выше риск развития невроза. Степени напряжения в зависимости от уровня дефицита средств достижения цели Г.И. Косицкий могут дополнить теорию П.К.Анохина. Итак, Г.И.Косицкий выделял 4 степени напряжения.

I степень - В.М.А. (внимание, мобилизация, активность) - это активная ориентировочная реакция, стадия адекватной мобилизации сил, подъем творческой активности достижение цели, преодоление трудностей.

II степень - С.О.Э. (стенические отрицательные эмоции), если цель не достигается, не хватает средств для её достижения, то возникает мобилизация вегетативных резервов, появляется гнев, ярость, что делает даже слабого человека сильным и способствует достижению цели.

Классификация неврозов

I. В зависимости от причин все неврозы принято разделять на 2 большие группы:

· первичные – возникают в результате первичного нарушения нервной деятельности;

· вторичные возникающие как результат предшествующего соматического заболевания – соматогенные неврозы. Соматогенные неврозы могут быть результатом:

1. патологической импульсации при соматических заболеваниях, особенно хронические боли (перенапряжение нервных процессов);

2. нарушение висцеральных функций и необходимого обеспечения: метаболические, эндокринные сосудистые и другие расстройства.

3. психогенное действие соматической болезни: социальная изоляция (ВИЧ, псориаз, озена), угнетающее воздействие.

II. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения: неврозы с преобладанием возбуждения и неврозы с преобладанием торможения.

III. Формы неврозов. Традиционно выделяют три группы наиболее распространён­ных форм неврозов: невроз навязчивых состояний, истерию, неврас­тению.

Форма невроза во многом определяется типом личности – соотношение первой и второй сигнальных систем. Если преобладает вторая сигнальная система, т.е. абстрагирование - это мыслительный тип личности, если преобладают образы в мышлении – художественный тип и смешанный тип, который сочетает в себе образное мышление и способность к абстрагированию. Для абстрагированного типа характерен невроз навязчивых состояний, художественный тип склонен к истерическому неврозу (истерии), а смешанный тип неврастении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Теория неврозов Карен Хорни – одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться. Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три разных типа невротической личности: беспомощный, агрессивный и обособленный. Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

Зависимость

Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Власть и контроль

Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих. Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля. Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Обособленность

Невроз этого типа ведет к асоциальному поведению; окружающим такой человек кажется равнодушным и безразличным. В основе такой линии поведения лежит идея, что ограничение контактов с другими людьми позволит избежать опасности и умерить тревогу. Обычно в результате приходит чувство пустоты и одиночества.

В рамках этих трех групп неврозов Хорни выделяла десять невротических потребностей:

Зависимость

• Потребность в любви и одобрении – желание во что бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих, доставлять им удовольствие, делать их довольными и счастливыми, нравиться им. Люди, испытывающие эту потребность, очень боятся враждебности или проявлений злобы других людей и чрезвычайно чувствительны к критике и неприятию.

• Потребность в руководящем партнере, который будет контролировать его жизнь. Эта потребность предполагает сильный страх перед перспективой быть брошенным и забытым и веру в то, что постоянный партнер поможет решить любые проблемы, которые могут возникнуть в жизни.

Власть и контроль

• Потребность во власти. Люди с этой потребностью контролируют других и стараются доминировать потому, что ненавидят слабость и восхищаются силой.

• Потребность в эксплуатации. Люди с такими наклонностями манипулируют окружающими. Они убеждены, что другие существуют только для того, чтобы их использовать. Связи и взаимоотношения с остальным миром, с их точки зрения, нужны лишь для того, чтобы иметь контроль, секс или деньги.

• Потребность в престиже. Эти люди стремятся к публичному признанию и одобрению. Социальный статус, материальные блага, профессиональные достижения, личные качества и даже родственные связи и любовные отношения оцениваются с точки зрения престижа. Этим людям свойствен сильный страх перед негативным общественным мнением.

• Потребность в личных достижениях. Стремление к успеху – вполне нормальное качество. Но невротик может стать одержимым этой идеей, а его желание достижений основывается на чувстве незащищенности. Он страшно боится неудачи, поэтому ему всегда надо быть лучше других.

• Потребность в восхищении. Для таких людей характерен нарциссизм, желание выглядеть в глазах других идеальным – именно выглядеть, а не быть на самом деле.

Обособленность

• Потребность в безупречности. Человек с таким неврозом обычно очень боится своих недостатков и изъянов и постоянно старается их выявлять, чтобы как можно быстрее скрыть или избавиться от них.

• Потребность в жизненных ограничениях, позволяющих оставаться в узких рамках. Люди, испытывающие такую потребность, стараются оставаться незаметными, привлекать к себе как можно меньше внимания. Они обычно недооценивают свои навыки и таланты, не требуют многого от окружающих, не стремятся к материальным благам, довольствуются очень малым и считают свои нужды и потребности второстепенными.

Идеи Карен Хорни оказали огромное влияние на современную психологию. Ее теория неврозов как механизма снятия тревоги и классификация невротических потребностей совершили настоящий прорыв в науке. А благодаря решительному неприятию идей Зигмунда Фрейда, базирующихся на превосходстве мужского пола над женским, Хорни заслужила репутацию защитницы равноправия полов и признанного мастера в сфере женской психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 262 488
  • КНИГИ 606 211
  • СЕРИИ 22 743
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 570 961

Предисловие к русскому изданию

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по — новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,

канд. психол. наук М. А. Гулина

С. — Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет

Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Ларри А. Хьелл — доцент психологии в Государственном университете Нью — Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально — личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д — р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально — личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д — р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д — р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Хорни рассматривает невротика не как цельную личность, а как три личности с разными системами ценностей в одном человеке. И ее теория если совсем вкратце сводится к одному – есть всего три способа поведения и они одинаковы по форме у здорового и невротичного человека, однако у невротичного эти способы порождены тревогой, в то время как у здорового естественной потребностью к самореализации.

Неочевидная простота теории Карен Хорни, базируется на необходимом (то есть нельзя обойти) осознании того, что в каждый момент времени, в общении с другими людьми любой человек либо соглашается с другими, либо не соглашается, либо избегает четко обозначать свою позицию.

2. Модель развития невротической личности:

Исходное состояние потенциального развития личности такое же как при здоровом развитии.Влияние родителей при этом отличается качественно. Векторы воздействия направлены в другую сторону.


Развитию подлежат крайние участки спектра личности ребенка. Подавляются или как минимум остаются без внимания и не развиваются – центральные. Причина – собственный невроз родителей, который при любой его форме характерен дихотомичностью мышления. И картина воспитательного процесса для всех типов невроза в целом такова:

Усилия невротичных родителей в силу их собственных расстройств направлены на создание у ребенка искаженной модели внешнего мира и себя в нем. Не понимая и игнорируя свое главное предназначение - создание у ребенка чувства безопасности и защищенности, жизненно необходимого для естественного развития личности, родители нагружают его избыточным количеством требований, претензий, долженствований, оценок, касающихся его личности. Все это без учета его возраста, особенностей восприятия и развития на каждом этапе его роста. И вместе с этим без учета его личной мотивации, интересов, потребностей, желаний, предрасположенностей, а наоборот исключительно с учетом собственного, искаженного невротическим расстройством, понимания о социальных нормах, правилах, требованиях.

При этом инстинктивно необходимые ребенку безопасность и любовь выдаются ему только в обмен на требуемое поведение или обещаются к получению в будущем после выполнения им определенных родителями условий. Поведение не соответствующее нормам, существующим в голове невротичного родителя, как минимум не поощряется, а обычно критикуется и наказывается. Зачастую ребенку приходится жить в условиях постоянного не в его пользу сравнения с другими детьми или братьями и сестрами.

Одновременно такое воспитание заведомо грешит противоречиями, абсолютизмом и взаимными исключениями, так как, по мнению обычного родителя, ребенок должен уметь мгновенно (по одному его желанию, сразу и навсегда) прекращать определенное поведение, внутренне изменяться, делать выводы, наказывать себя, самостоятельно искупать вину и много чего еще, основываясь, например, просто на намеках, не высказанных ожиданиях, общепринятых правилах (о которых ему не могло быть известно). А сам родитель не имея, как любой невротик, однозначной системы ценностей вольно или не вольно склонен менять свои принципы (в том числе относительно воспитания) под действием внешних ситуаций.

В таких условиях, все усилия ребенка обращены к демонстрации своих крайних проявлений – безмерно-приторной любви или истерической злобы, а если и тем и другим совладать с родителями не удается – всепоглощающей обиды.

Конечно, любой ребенок обречен быть воспринимаемым не так как он сам воспринимает себя. Или по-другому: быть оцениваемым не так, как он ожидал быть оцененным, исходя из своих намерений. Или по-другому: быть в глазах родителей не тем, кем он является на самом деле. Степень и качество отличия двух этих восприятий может быть минимальной, а может быть гигантской. Но она есть всегда. У тотально невротичных родителей она тотальна.


Но в этой репрессивной для потенциально здоровой личности ситуации ребенку (в отличие от здорового пути развития) приходится в самом раннем возрасте выполнить дополнительную работу, коренным образом меняющую всю его последующую жизнь - сформировать базовый не осознаваемым им конфликт между инстинктивно возникающей агрессией по отношению к родителям (как естественная защитная реакция живого на губительное для личности воздействие из вне) и одновременной потребностью эту агрессию подавить для получения у этих же родителей безопасности и любви. Он вынужден любить и одновременно бояться. И вычеркивать из сознания то, что он боится родителей.

Это фундаментальная, она же базовая, она же коренная, она же глубинная, она же базальная, она же основная, она же первичная тревога. Базовая тревога – это та пружина, которая толкает человека от самого себя, увеличивая разрыв между подлинным Я и формируемым актуальным невротичным Я. Она в дальнейшем вновь и вновь увеличивает объемы тревоги внутри личности.

Формирование базовой тревоги вследствие не правильно разрешенного ребенком (по вине родителей) конфликта между враждебностью и покорностью чаще всего происходит в случаях, когда ребенок вынужден принять внутреннее решение подчиниться каким-нибудь абсурдным с естественной точки зрения требованиям родителей. При этом ребенок сначала протестует, но потом с подачи родителей вынужден делать усилия чтобы убедить себя, что то что происходит – это нормально.

Серия таких случаев вытеснения враждебности по отношению к значимым другим может привести к полному рефлекторному подавлению агрессивных тенденций в подобных ситуациях. А так как ситуации выбора подчиниться или протестовать встречаются в жизни постоянно, то и пополнение, и поддержание объемов базовой тревоги обеспечено вперед на всю жизнь.

Кроме этого, вытеснение враждебности по отношению к родителям, помимо страха перед ними и навязанного ими чувства вины может быть вызвано еще и откровенной беспомощностью засюсюканного ими же ребенка.

И самое важное, что базовая тревога вместе с вытеснением неугодной враждебной части подлинной личности придавливает собой и другое ее крыло – доброжелательное. Причина этого в том, что обе формы поведения составляют единое целое - сбалансированное, спонтанное, живое. Организм здесь не может действовать избирательно и любое проявление подлинного Я воспринимается уже как угроза существованию. Ровно так же как при депрессии, включаемые защитные механизмы, стараясь снизить неприятное ощущение тревоги, захватывают заодно и все положительные переживания, снижая их до нуля.

Явным показателем появления базовой тревоги является появление детских страхов, как способ освободиться от психического напряжения переносом страха, который нельзя осознавать, с фигур родителей, на не существующие объекты – привидения, чудовища, чужих людей, животных, темноту, определенные ситуации и т.п.

Что предлагается взамен? Ключевые слова: подмена и обман.

Обман состоит в том, что голова невротичного родителя содержит комплекс когнитивных ошибок, распространяющихся на его взгляды на жизнь и, в том числе, на личность ребенка:
Генерализация: если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.
Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего: если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда.
Дихотомизм мышления: существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное—белое, хорошее—плохое)
Катастрофизация: всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое.
Избирательное абстрагирование: имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.
Чрезмерная персональная ответственность: я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.
Персонализация: я нахожусь в центре всеобщего внимания — особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей.

Инструментом подмены служит запрет на проявление эмоций. Ребенку запрещены (не поощряются, высмеиваются, игнорируются) его собственные эмоции. Демонстрируется отсутствие понимания потребностей ребенка. Это, в первую очередь, отсутствие правильного отзеркаливания эмоций ребенка матерью. Когда ему плохо его убеждают, что ему должно быть хорошо. Когда он злится его наказывают за дерзость. Когда он счастлив его высмеивают за ничтожность причины этого счастья. Когда он плачет его стыдят за слабость.

Таким образом, сдерживание естественных эмоций, запрет на их переживание, закрепленный базовой тревогой – основа для невроза.


На этом фоне невротичные родители в силу когнитивных особенностей собственного восприятия настойчиво предлагают ребенку для использования исключительно крайние способы из всего диапазона возможных форм поведения, старательно удерживая его в зависимости от ситуации в полярных состояниях – ощущении враждебности, ощущении бессилия, ощущении изолированности.

Более того, эти ощущения родителями намеренно раздуваются.

- Для усиления враждебности используются три разных способа, приводящих к одному результату – противопоставлению с другими: а) ребенка унижают, добиваясь демонстрации озлобленности; провоцируют истерики; высмеивают за слабость или б) наоборот - безмерно восхищаются и безгранично балуют или в) помещают под пресс жестких норм и правил.
- Для усиления бессилия и достижения зависимости от других: заставляют добиваться расположения родителей, завоевывать их любовь, демонстрируя собственную слабость.
- Для усиления изолированности и достижения желания отстранится: а) критикуют, не в его пользу сравнивают с другими, пренебрегают любым его мнением, запугивают или б) гиперопекают, исключая прямой контакт с миром.
И, дальнейшее развитие структуры его личности зависит от конкретного в данной семье представления о правильном и не правильном поведении.

Спрашивается, почему так изощренно жестоко? С точки зрения родителей – не жестоко вовсе. А обоснованно и оправдано. По аналогии с тоталитарным государством, идеология которого состоит из смеси враждебности ко всему не правильному и беспомощности перед властью эти правила олицетворяющей. При этом любая индивидуальность должна быть стерта. То есть ответ простой - так ребенком проще управлять. Это раз. Но и сами родители не знали другого к себе отношения, чтобы представлять воспитание собственных детей как-то по-другому. Это два.

Личность – результат социальных отношений. И так как в детстве все отношения сосредоточены на родителях, то - это результат отношения родителей к ребенку. Поэтому добровольность у невротика понятие очень условное. Нормальному восприятию себя, других и ситуаций между ними мешает страх нормального восприятия себя и других (полно и едино), который возникал в раннем детстве при навязывании реагирования родителями в противовес естественному и спонтанному.

Поведение здорового человека построено на мотивации изнутри личности. Поведение невротика - на мотивации снаружи (принудительной мотивации). Пока принудительная мотивация действует, спонтанная будет исключаться или быть скомканной и не уклюжей, так как в основе принудительной лежит пережитый в детстве страх. Это страх личности понести ущерб вплоть до ее исчезновения потому, что действия родителей для ребенка не предсказуемы, он не знает границ их силы. Вдруг он исчезнет, если они этого захотят? Ведь он же появился ниоткуда и оказался полностью в их власти. Может быть они в силах вернуть его снова в никуда?

Поэтому ребенок начинает активно преобразовывать переживаемые им ощущения в поведение. Благо они по своей сути совпадают. Ощущение враждебности – в движение против людей (агрессивная враждебность), ощущение бессилия – в движение к людям (жертвенная зависимость), ощущение не самодостаточности – в движение от людей (угодливая уступчивость).

То есть, по Хорни, невротическое поведение – это преобладание принудительных форм поведения над спонтанными (идущими из центра индивидуальности и вызываемого переживаемыми эмоциями). У невротика только одна базовая эмоция, определяющая его поведение (и отменяющая в случае чего все другие) – тревога. Все подчинено ей. Стремлению эту тревогу снизить. При этом сам акт поведения (действие) выглядит одинаково и у невротика и у здорового человека: сказал, сделал, сходил, обрадовался, расстроился и т.п. Кстати, поэтому невротику трудно понять, что он невротик только по формальной оценке и сравнению своих действий с действиями окружающих его людей. Он же не ведет себя как сумасшедший.

С одной стороны, крайность как часть цельной личности – хорошо, а как единственная основа – плохо. Ребенок понимает это интуитивно, наблюдая разнообразную жизнь окружающих его людей. С другой стороны сама жизнь – это постоянное интенсивное упорядочивание всего, в том числе и самоупорядочивание. Поэтому ребенок начинает активно синтезировать из непримиримых крайностей целое. Но так как невроз – это упорядочивание себя в угоду фальшивым целям, на месте возможного развития подлинного Я появляется невротическое мнимое Я. Или по другому: идеализированный образ себя.

Человек, по сравнению с животными, не только выполняет принудительные действия, но и обобщает, ассоциирует их со своей личностью, давая ей оценку исходя из того, что он делает и идеализированный образ - это представление о себе, по мнению невротика, единственно приемлемое для социума. Этот образ становится собственным, вытесняя подлинное Я.

Идеализированный образ у всех трех типов невротиков разный. У преимущественно агрессивного типа – доминирующая личность, у преимущественно подчиненного - зависимая, у отчужденного – изолированная от других людей. Но, во всех случаях он все равно включает все три крайности. При этом степень проявления этих крайностей для разного типа невроза разная. И задача решаемая, наличием идеального образа состоит в создании ощущения цельности личности, не смотря на ее противоречивую основу.

Идеализированный образ для человека приобретает размеры вселенной, так как ничего другого для человека в себе не существует. Кстати, ровно по этому же, и переживаемая тревога может в субъективной оценке доходить до космических величин, демонстрируя величину личностного бедствия.

Экзистенциалисты же, к слову, называя такую тревогу экзистенциальной, изначально сопутствующей осознанной жизни, демонстрируют абсолютную слепоту к тому факту, что жизнь невротика – это постоянно длящееся самоубийство (и зачастую в случае тяжелой депрессии, как следствия невроза, происходящее реально), при котором здоровая, хоть и вытесненная часть личности не может не заявлять о себе паникой.

Таким образом, у Карен Хорни речь идет о вынужденной имитации личности или отдельных ее частей, проявляемых в социальных ролях. Вопрос о применимости к каждому конкретному человеку – это вопрос о степени фальсификации его личности. Вместе с идеализированным образом социальная роль выходит на первый план в конфликте с естественными потребностями личности. А, характер социальной роли определен характером главной, выбранной ребенком, невротической тенденции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.