Что такое ядерный комплекс невроза

"Наш интерес привлекает к себе первичный выбор ребенком объекта, зависящий от его потребности в помощи. Прежде всего, объектом любви является то лицо, которое ухаживает за ребенком; затем это лицо уступает место родителям. Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от элементов сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические исследования взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуальности. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать - сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувства, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но, тем не менее, он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является ядерным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действенным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея ограничения инцеста.

В то время, когда ребенком владеет еще невытесненный ядерный комплекс, значительная часть его умственной деятельности посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно исследовательский интерес к вопросам деторождения пробуждается вследствие рождения братца или сестрицы. Интерес этот определяется исключительно боязнью материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех частных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение - путем опорожнения через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляют свой след в образовании характера ребенка и дают содержание его будущему невротическому заболеванию".

"…Клинический факт, выступающий за аналитически установленной формой Эдипова комплекса, имеет огромное практическое значение. Мы узнаем, что ко времени половой зрелости, когда сексуальное влечение сначала с полной силой выдвигает свои требования, снова принимаются прежние семейные и инцестуозные объекты и опять захватываются либидо. Инфантильный выбор объекта был лишь слабой прелюдией, задавшей направление выбора объекта в период половой зрелости. Здесь разыгрываются очень интенсивные эмоциональные процессы в направлении Эдипова комплекса или реакции на него, которые, однако, по большей части остаются вне сознания, так как условия их осуществления стали невыносимы. С этого времени индивид должен посвятить себя великой задаче отхода от родителей и только после ее решения он может перестать быть ребенком, чтобы стать членом социального целого. Для сына задача состоит в том, чтобы отделить свои либидозные желания от матери и использовать их для выбора постороннего реального объекта любви и примириться с отцом, если он оставался с ним во вражде, или освободиться от его давления, если он в виде реакции на детский протест попал в подчинение к нему. Эти задачи стоят перед каждым; удивительно, как редко удается их решить идеальным образом, т.е. правильно в психологическом и социальном отношении. А невротикам это решение вообще не удается; сын всю свою жизнь склоняется перед авторитетом отца и не в состоянии перенести свое либидо на посторонний сексуальный объект. При соответствующем изменении отношений такой же может быть и участь дочери. В этом смысле Эдипов комплекс по праву считается ядром неврозов".

Итак, ядро невроза заложено в Эдиповой ситуации, где имеет место наложение запрета на инцестуозное желание. Это так называемый Эдипов конфликт. Стремление к сексуальному единению (исходящее из Оно) вступает в конфликт с ограничениями, налагаемыми Я и Сверх-Я. Невроз человека построен вокруг ядра из его детства, а именно как развивалась и чем закончилась (как разрешилась или не разрешилась) эдипова ситуация. Она специфична для психического развития конкретного человека, проявляясь в фантазиях, чувствах и формах поведениях, а в целом в отдельных жизненных ситуациях.

Уважаемые дамы и господа! Вы, конечно, потребуете от меня сведений о том, что мы узнали с помощью описанных технических средств относительно патогенных комплексов и вытесненных желаний невротиков.

Прежде всего одно: психоаналитические исследования сводят с действительно удивительной правильностью симптомы страдания больных к впечатлениям из области их любовной жизни; эти исследования относятся к эротическим влечениям и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов.

Убеждение в справедливости высказанного положения затрудняется поведением пациентов. Вместо того, чтобы охотно сообщать нам о своей сексуальной жизни, они стараются всеми силами скрыть эту последнюю. Люди вообще неискренни в половых вопросах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных переживаний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это действительно так: солнце и ветер не благоприятствуют сексуальным переживаниям в нашем культурном мире. Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику другим. Но когда ваши пациенты видят, что могут чувствовать себя у вас покойно, тогда они сбрасывают эту оболочку из лжи, тогда только вы в состоянии составить себе суждение об этом спорном вопросе. К сожалению, врачи, в их личном отношении к вопросам сексуальности, ничем не отличаются от других сынов человеческих, и многие из них стоят под гнетом того соединения щепетильности и сладострастия, которое определяет поведение большинства культурных людей в половом отношении.

Разрешите продолжить мое сообщение о результатах нашего исследования. В одном ряде случаев психоаналитическое исследование симптомов приводит не к сексуальным, а к обыкновенным банальным травматическим переживаниям. Но это отступление не имеет значения благодаря одному обстоятельству. Необходимая аналитическая работа не должна останавливаться на переживаниях времени заболевания, если она должна привести к основательному исследованию и выздоровлению. Она должна дойти до времени полового развития и затем раннего детства, чтобы там определить впечатления и случайности, обусловившие будущее заболевание. Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов. Здесь мы приходим к тому же результату, как при исследовании сновидений, а именно – что остающиеся, хотя и вытесненные желания детства дают свою силу образованию симптомов. Без этих желаний реакция на позднейшие травмы протекала бы нормально. А эти могучие желания детства мы можем, в общем смысле, назвать сексуальными.

Теперь-то я уверен в вашем удивлении. Разве существует инфантильная сексуальность? – спросите вы. Разве детство не представляет собой того периода, который отличается отсутствием сексуального влечения? Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чувство вселяется в детей во время периода полового развития, как в Евангелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала обладает сексуальными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая нормальная сексуальность взрослых. Собственно, вовсе не так трудно наблюдать проявления детской сексуальности, напротив, требуется известное искусство, чтобы просмотреть и отрицать его существование.

Я не удивлюсь, если вы этим наблюдениям своего соотечественника скорее поверите, чем моим. Мне посчастливилось недавно получить довольно полную картину соматических и душевных проявлений сексуальности на очень ранней ступени детской любовной жизни, именно – при анализе (искусно проведенном его отцом) 5-летнего мальчика, страдающего фобией. Напоминаю вам также о том, что мой друг К. Г. Юнг несколько часов тому назад в этом самом зале сообщал о своем наблюдении над совсем маленькой девочкой, которая проявила те же самые чувственные порывы, желания и комплексы, как и мой пациент, притом повод к проявлению этих комплексов был тот же самый – рождение маленькой сестренки. Я не сомневаюсь, что вы скоро примиритесь с мыслью об инфантильной сексуальности, которая сначала показалась вам странной. Приведу вам только пример цюрихского психиатра Блейлера, который еще несколько лет тому назад в печати заявлял о том, что совершенно не понимает моих сексуальных теорий, а затем подтвердил существование инфантильной сексуальности в полном объеме своими собственными наблюдениями.

Если большинство людей, врачи или не врачи, не хотят ничего знать о сексуальной жизни ребенка, то это совершенно понятно. Они сами забыли под влиянием культурного воспитания свою собственную инфантильную деятельность и теперь не желают вспоминать о вытесненном. Вы придете к другому убеждению, если начнете с анализа, пересмотра и толкования своих собственных детских воспоминаний.

Оставьте сомнения и последуйте за мной для исследования инфантильной сексуальности с самых ранних лет. Сексуальный инстинкт ребенка оказывается в высшей степени сложным; он допускает разложение на множество компонентов, которые ведут свое происхождение из различных источников. Прежде всего сексуальный инстинкт совершенно не зависит от функции размножения, целям которого он служит впоследствии. Он преследует только достижение ощущений удовольствия различного рода. Эти ощущения удовольствия на основании аналогий мы можем рассматривать как сексуальное наслаждение. Главный источник инфантильной сексуальности – соответствующее раздражение определенных особенно возбудимых частей тела, а именно, кроме гениталий, отверстий рта, заднего прохода и мочеиспускательного канала, а также раздражение кожи и других слизистых оболочек. Так как в этой первой фазе детской сексуальной жизни удовлетворение находит себе место на собственном теле и совершенно не нуждается в стороннем объекте, мы называем эту фазу термином X. Эллиса аутоэротической. Те участки тела, которые играют роль при получении сексуального наслаждения, мы называем эрогенными зонами. Сосание (ludeln) маленьких детей представляет хороший пример такого аутоэротического удовлетворения посредством эрогенной зоны; первый научный наблюдатель этого явления, детский врач по имени Линднер в Будапеште, правильно рассматривает это явление как сексуальное удовлетворение и подробно описывает его переход в другие высшие формы сексуальной деятельности. Другая половая деятельность этого периода жизни – мастурбационное раздражение гениталий, которое сохраняет очень большое значение и для будущей жизни и многими лицами никогда не осиливается вполне. Наряду с этими и другими аутоэротическими действиями у ребенка очень рано обнаруживаются те компоненты сексуального наслаждения, или, как мы охотно говорим, либидо, которые требуют в качестве объекта другое лицо. Эти компоненты появляются попарно, как активные и пассивные; я назову вам важнейшими представителями этой группы удовольствие от причинения боли другому лицу (садизм) и его пассивную пару мазохизм, а также активную и пассивную страсть к подглядыванию. От активной страсти к подглядыванию впоследствии ответвляется страсть к познанию, от пассивной пары – стремление к положению художника и артиста. Другие проявления сексуальной деятельности ребенка относятся уже к выбору объекта любви. При этом главную роль в сексуальном чувстве играет другое лицо, что первоначально находится в зависимости от влияния инстинкта самосохранения. Разница пола не играет в этом детском периоде определяющей роли. Вы можете вполне справедливо каждому ребенку приписывать частицу гомосексуальной склонности.

Эта богатая содержанием, но диссоциированная сексуальная жизнь ребенка, при которой каждое отдельное влечение независимо от другого служит получению удовольствия, испытывает слияние и организацию в двух главных направлениях, благодаря чему к концу периода полового развития образуется окончательный сексуальный характер индивидуума. С одной стороны, отдельные влечения подчиняются господству генитальной зоны, благодаря чему вся сексуальная жизнь направляется на функции размножения, а удовлетворение отдельных компонентов остается только как подготовление и благоприятствующий момент собственно полового акта. С другой стороны, выбор объекта устраняет аутоэротизм, так что в любовной жизни все компоненты сексуального инстинкта должны быть удовлетворены на другом любимом лице. Но не все первоначальные частные влечения принимают участие в этом окончательном формировании сексуальной жизни. Еще до пубертатного периода некоторые определенные влечения испытывают под влиянием воспитания чрезвычайно энергичное вытеснение, и тогда же возникают такие душевные силы, как стыд, отвращение, мораль, которые, подобно страже, удерживают эти вытеснения. Когда в пубертатный период наступает половодье половой потребности, то это половодье находит себе плотины в так называемых реактивных образованиях и сопротивлениях, которые заставляют его течь по так называемым нормальным путям и делают невозможным воскрешение потерпевших вытеснение влечений. Особенно копрофильные, т. е. связанные с испражнением, наслаждения детских лет, а также фиксация на лицах первого выбора подвергаются самым радикальным образом вытеснению.

Уважаемые господа, общая патология утверждает, что всякий процесс развития таит в себе зародыши патологического предрасположения, а именно процесс развития может быть задержан, замедлен и недостаточен. Это же относится и к сложному развитию сексуальной функции. Сексуальное развитие не у всех индивидуумов идет гладко, но иногда оставляет аномалии или предрасположение к более позднему заболеванию по пути обратного развития (регрессия). Может случиться, что не все частные влечения подчинятся господству генитальной зоны; оставшийся независимым компонент представляет собой то, что мы называем перверзией и что может заменить нормальную сексуальную цель своей собственной. Как уже было упомянуто, очень часто аутоэротизм преодолевается не вполне, что ведет к различным расстройствам. Первоначальная равнозначность обоих полов как сексуальных объектов тоже может сохранить свое значение, и отсюда в зрелом возрасте образуется склонность к гомосексуальным действиям, которая может дойти при соответствующих условиях до исключительной гомосексуальности. Этот ряд расстройств соответствует задержке в развитии сексуальной функции; сюда относятся перверзии и далеко не редкий инфантилизм сексуальной жизни.

Предрасположение к неврозам выводится другим путем из расстройств полового развития. Неврозы относятся к перверзиям как негатив к позитиву. При неврозах может быть доказано существование как носителей комплексов и создателей симптомов тех же компонентов, как и при перверзиях, но здесь они действуют со стороны бессознательного; они подверглись вытеснению, что не помешало им утвердиться в области бессознательного. Психоанализ открывает, что слишком сильное проявление этих влечений в очень раннее время ведет к своего рода частной фиксации, а такая фиксация представляет собой слабый пункт в структуре сексуальной функции. Если в зрелом возрасте отправление нормальной половой функции наталкивается на препятствия, то вытеснение прорывается в период развития как раз в тех местах, где были инфантильные фиксации.

Пожалуй, у вас возникает сомнение, сексуальность ли все это и не употребляю ли я это слово в более широком смысле, чем вы к этому привыкли. Я вполне согласен с этим. Но спрашивается: не обстоит ли дело наоборот? Может быть, вы употребляете это слово в слишком узком смысле, ограничиваясь применением его только к функции размножения? Вы приносите благодаря этому в жертву понимание перверзий, связи между перверзией, неврозом и нормальной половой жизнью и лишаете себя возможности узнать действительное значение легко наблюдаемых зачатков соматической и душевной любовной жизни детей. Но какое бы решение вы ни приняли, твердо держитесь того мнения, что психоаналитик понимает сексуальность в том полном смысле, к которому его приводит оценка инфантильной сексуальности.

Возвратимся еще раз к сексуальному развитию ребенка. Здесь нам придется добавить кое-что, так как до сих пор мы обращали наше внимание больше на соматические, чем на душевные проявления сексуальной жизни. Наш интерес привлекает к себе первичный выбор ребенком объекта, зависящий от его потребности в помощи. Прежде всего объектом любви является то лицо, которое ухаживает за ребенком; затем это лицо уступает место родителям. Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от элементов сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические исследования взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуальности. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать – сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувства, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является ядерным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действенным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея ограничения инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.

В то время, когда ребенком владеет еще невытесненный ядерный комплекс, значительная часть его умственной деятельности посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно исследовательский интерес к вопросам деторождения пробуждается вследствие рождения братца или сестрицы. Интерес этот определяется исключительно боязнью материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех частных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение – путем опорожнения через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляют свой след в образовании характера ребенка и дают содержание его будущему невротическому заболеванию.

Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его либидо не должно фиксироваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, перейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отход ребенка от родителей должен быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди частных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несомненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует.

Уважаемые господа, не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения невротических расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения инфантильных остатков.

Здесь мы обратимся к более детальному рассмотрению психоаналитических формулировок динамики эдипова комплекса и начнем с определенной схемы развития, которая представляет собой классическую хронологическую последовательность, разработанную ортодоксальным фрейдизмом, переработанную и дополненную Карлом Абрахамом и, как некоторые считают, Эриком Эриксоном.

Мы начнем с первичного нарциссизма и пройдем через несколько последовательных стадий, сосредоточенных на определенных частях тела: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Оральная стадия длится в течение первых полутора лет жизни ребенка, анальная - в течение следующих полутора лет, и фаллическая начинается к концу третьего года . Классический эдипов комплекс наблюдается у детей в возрасте с трех с половиной до шести лет (некоторые считают - до пяти). В это время начинается формирование супер-эго и ребенок вступает в период скрытой сексуальности (латентный период), в течение которого мальчики увлечены мальчишескими забавами, а девочки становятся "милашками", играющими в больницу и дочки-матери. Следующие важные перемены происходят в юности, когда биологические изменения совпадают с насущными проблемами половой идентификации , сексуальными изысканиями и взрослением, конфликтами с родителями, конкуренцией и достижениями.

Эрик Эриксон дает свой набор стадий развития, начинающийся с психосоциального моратория поздней юности, сменяемой ранним этапом зрелости, затем

этапом полной зрелости, и, наконец, последней стадией, которую он охарактеризовал как период, в котором основной конфликт происходит между целостностью, с одной стороны, и негодованием и отчаянием, с другой.

Озорной юмор Фрейда не может скрыть тот факт, что он смотрит на женственность с мужской точки зрения, и это стало основанием для серьезной критики его идей в рамках психоанализа и вне их.

В отношении женского эдипова комплекса он столкнулся с проблемой. Если все дети - и мальчики и девочки - изначально привязаны к матери, то, как же получается, что девочка поворачивается к своему отцу, чтобы стать "папиной дочкой"? Что-то должно нарушить связь с матерью. Ответ Фрейда на этот вопрос вызвал жесткую критику как со стороны феминисток, так и традиционалистов. Девочка, утверждал Фрейд, обнаруживает, что у нее нет пениса, испытывает "зависть к пенису" и обращается к своей матери, чтобы она ей его дала. Когда этого не происходит, она разочаровывается. Она обвиняет свою мать в этом недостатке, обращается к отцу в поисках пениса, но продолжает оставаться неудовлетворенной, пока сама не получит символический член в виде ребенка''. Мальчиков заставляет отвернуться от своей матери именно "комплекс кастрации", а также боязнь последствий кровосмесительных желаний. У девочки женская версия комплекса кастрации - зависть к половому члену - дает толчок для начала эдипова комплекса. Но так как она уже "кастрирована" и перенесла то, что пытается предотвратить мальчик, ее конкуренция с матерью приобретает иной и, возможно, более длительный характер. Фрейд считал, что тот факт, что эдипов комплекс у девочек преодолевается гораздо медленнее, мягче и менее жестоко, чем у мальчиков, объясняет то обстоятельство, что сознание у женщин менее подвержено расстройствам, чем у мужчин. Фрейд также предполагал, что некоторые люди - чернокожие рабы и жители постколониальных стран — постоянно находились под реальной или символической угрозой кастрации, что не позволяло им преодолеть комплекс кастрации, и это (наряду с плохими экономическими перспективами) объясняет то, что некоторые из них являются психически неустойчивыми и избегают семейных отношений.

Ортодоксальные взгляды на эдипов комплекс в его различных формах были подвергнуты критике, в наиболее явной и острой форме - феминистками (некоторые из которых, например, противопоставляли идее женской зависти к члену понятие "зависти матке" у мужчин), а также геями и лесбиянками. Взгляды Фрейда называют слишком натуралистичными и биологичными, слишком привязанными к частям тела, а также слишком детерминистичными. В реальном мире человеческого развития, как понимал и Фрейд, существует бесконечное множество вариаций эдиповой динамики, как для мужчин, так и для женщин - бесконечное число частных решений, компромиссов и сублимаций.

Необходимо отметить, что Фрейд постоянно пересматривал свои взгляды, и его подходы к эдипову комплексу у женщин более запутаны и менее теоретически упорядочены. Дебаты по поводу деталей прямого и косвенного эдипова комплекса и роли бисексуальности в эдиповом процессе многообразны, и их можно найти в специальной литературе. Есть два типа подходов к эдипову комплексу, которые находятся в центре современных дебатов, и пока нет их обобщенных материалов подходы психоаналитика М. Кляйн к эдипову комплексу и антинатуралистичные взгляды о сексуальности, которые бросают вызов самой идее о биологически заданной психосексуальной схеме развития.

В первой своей работе 1905 г. в которой, упоминавшей табу кровосмешения (ранее он писал об "ужасе кровосмешения" и о кровосмешении как об "антиобщественном деянии" в неопубликованном проекте работы в 1897 г.), Фрейд характеризует его как "культурное требование со стороны общества", которое может передаваться по наследству органическим путем, и добавляет в комментариях 1915 года: "Психоаналитические исследования показывают, тем не менее, насколько активно индивид борется с искушением кровосмешения в период своего роста, и как часто эта граница нарушается в фантазиях и даже в действительности". И в развитии индивида, и в истории человечества Фрейд характеризовал табу кровосмешения как основу всех других запретов. Комплекс вины является обязательным оружием в борьбе с нецивилизованными, алчными импульсами, а сублимация сексуальной энергии дает энергетическую подпитку для культуры и цивилизации - концепции, которыми он пренебрегал: "Кровосмешение антиобщественно, а цивилизация строится на основе прогрессивного отказа от него". Неистовый, сексуально полиморфный "доминирующий отец", патриарх "основной хорды", противопоставлялся своим сыновьям, которые его убивают. Таким образом, провозглашалось табу кровосмешения, фундамент всех моральных и культурных запретов. Мы не можем не предположить, что комплекс вины берет свое начало в эдиповом комплексе и приобретается при убийстве отца братьями, объединившимися вместе . Та цена, которую мы платим за прогресс цивилизации - это "потеря счастья в результате усиливающегося комплекса вины". Фрейд называет это "итогом нашего исследования", таким образом, наглядно проводя параллели между развитием цивилизации и недовольством, содержащимся в названии книги: цивилизация порождает недовольство. Он рассматривал весь обширный пласт человеческой истории как спектакль, разыгрываемый в эмоциональном плане между Эросом и Танатосом (влечение к смерти) - конструктивным импульсом к любви и созиданию и агрессивным импульсом к уничтожению и погибели.

Фрейд утверждал, что эдипов комплекс универсален, и это подогревало страсти и дебаты вокруг его теории, некоторые из которых базировались на опыте антропологических экспериментов. Эти дебаты велись в основном подспудно, и мне кажется, что ортодоксальные фрейдисты пытались "притянуть за уши" многие явления в надежде сохранить декото-рую долю универсальности эдипова комплекса, в то время как критики были непреклонны по отношению к ним и к историческим предположениям Фрейда об "основной хорде". В настоящее время мы можем воспользоваться удачным обзором, этой полемики в работе Аллена Джонсона и Дугласа Прайс-Уильямса "Вездесущий Эдип: комплекс семьи в литературе народов мира" (1996). Авторы книги рассматривают различные источники и приходят к выводу, что этот комплекс во Фрейдовском понимании в основном прослеживается в устном народном творчестве авторитарных обществ, в то время как его "облегченная" версия, включающая конфликт поколений, наблюдается в 139 народных сказках, которые они исследовали, хотя большинство из них, как и в подходах Фрейда - о мальчиках, а не о девочках. Утверждения Фрейда о той или иной части тела менее распространены в сказках, чем общий конфликт поколений. Есть также интересная психоаналитическая работа Алана Роланда (1988), который показывает важные культурные особенности подходов к этому вопросу в Индии (где конфликт между сыновьями и отцами является абсолютным табу) и Японии (где уважение к мужчине и старшим с детства закладывается в женскую психологию).

Нужно отметить еще два момента по поводу взглядов Фрейда, которые можно рассмотреть в качестве противовесов ошибочному убеждению, что подходы Фрейда были слишком биологичны и почти не касались исторической составляющей. Во-первых, хотя он и рассматривал эдипов комплекс как универсальный и берущий корни в нашем биологическом наследии, он также считал, что его преодоление в какой-то степени освобождает нас от этого самого наследия. Фрейд писал: "Отто Ранк в своем большом труде, посвященном комплексу кровосмешения (1912), подтвердил тот удивительный факт, что выбор темы исследования, особенно для крупных работ, преимущественно определяется рамками того, что в психоанализе называется "эдиповым комплексом". Рассматривая его во всевозможных вариантах, искажениях и формах, автор стремится показать нам свое собственное, в основном личное отношение к этой эмоциональной теме. Это проявляется в его попытках справиться с эдиповым комплексом (то ест, эмоциональным отношением человека к своей семье или, в более узком смысле, к своим отцу и матери), когда индивидуальная невротика превращается в печаль, и по этой причине данный комплекс обычно формирует ядро всех неврозов".

Эта задача развития, с которой сталкивается каждый индивид, связана для Фрейда с универсальными особенностями человеческой природы. Он продолжает:

"Акцент на отношение детей к родителям - это выражение тою биологического факта, что подрастающее поколение проходит через длительный период зависимости и весьма медленно достигает зрелости, а также того, что их способность любить проходит

Во-вторых, универсальность эдипова комплекса не означает независимость от исторического развития и культурных традиций в том плане, как выражаются эдиповы силы. Фрейд сравнивает социальные устои времен Софокла с временами Шекспира. Сразу после первого упоминания эдипова комплекса в своей "Интерпретации сновидений" (1900), в которой он отстаивает его универсальный характер, Фрейд подчеркивает историческую специфику этой важной темы: "В самом тексте трагедии Софокла содержатся признаки того, что легенда об Эдипе основывается на некоем первобытном материале сновидений, в которых содержалось навязчивое беспокойство по поводу отношения ребенка к своим родителям, возникающее вследствие первых проявлений сексуальности.

Другое величайшее, творение драматургии, "Гамлет" Шекспира, имеет общие корни с "Царем Эдипом". Но различная трактовка одного и того же материала демонстрирует основное различие в психической жизни этих двух эпох цивилизации, а именно - репрессии (вытеснение) в эмоциональной жизни человечества. В "Эдипе" фантазия ребенка, лежащая в основе этого комплекса, выходит наружу, и сновидение становится реальностью. В "Гамлете" этот комплекс остается вытесненным; и - также как в случае невроза - мы узнаем о его существовании только по тем последствиям, к которым он приводит. Гамлет может предпринять что угодно, по только не отомстить человеку, который убил его отца и занял отцовское место рядом с матерью, человеку, который осуществил его собственные подавляемые детские желания. Таким образом, ненависть, которая может привести его к мести, заменяется укорами, мучениями совести, которые напоминают ему, что сам он в буквальном смысле слова не лучше чем тот грешник, которого он должен наказать".

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.