Гарбузов в и захаров а и исаев д и неврозы у детей и их лечение


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Виленин Гарбузов

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Nemo me impune lacessit1 1
Никто не тронет меня безнаказанно (лат.)

Если обратиться к истории невроза, то относительно трех основных его форм, коротко можно заметить: об истерии впервые в конце XVIII – начале XIX века сказал французский психиатр Пинель, хотя рассматривал как невроз и глухоту, слепоту, изжогу, рвоту, параличи, водобоязнь, столбняк, ипохондрию; американский врач Бирд в конце XIX века описал неврастению как невроз, возникающий на почве переутомления (главным образом умственного), подчеркнув при этом значение длительных переживаний как основного условия ее возникновения; и, наконец, в начале ХХ века З. Фрейд выделил третий из так называемых больших неврозов – невроз навязчивости, использовав термин Zwangs для обозначения непреодолимости, насильственности навязчивых явлений.

Виленин Исакович Гарбузов, один из ведущих на сегодняшний день исследователей неврозов, пишет: «Зигмунд Фрейд, основоположник научной неврозологии, писал, что невроз – бегство от реальности оказавшихся „слабыми для этой жизни“, в монастырь. И „монастырь“ – это невроз. Вот и все, ясно и просто. Но возникает вопрос – кто они, оказавшиеся слабыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть понятия „адаптивность“ и „адаптированность“. Это одна из самых острых проблем для человека. Именно она порождает у многих неверие в Бога, горькую претензию к Нему: почему Он так несправедлив, даруя одному – все, а другому – ничего… Адаптивность – это уровень врожденных и приобретенных психофизических возможностей человека, обеспечивающих готовность к адаптации – приспособлению человека к жизни. Адаптированность – уровень умственных потенций, способностей, физических данных, защитных сил организма, уровень биоэнергетического потенциала, адаптивных личностных характеристик человека… Адаптивность более всего проявляется в экстремальных ситуациях, обстоятельствах, условиях, в преодолении трудностей, во всех видах испытаний, в конкурентных отношениях, в устойчивости к дистрессам – к отрицательным явлениям жизни и к переживаниям, и в способности реализовать свои притязания. Естественно, она проявляется в устойчивости к заболеваниям и при заболеваниях…

– он вызывается психической травмой;

– содержание травмы отражается в клинической картине страдания;

– невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место осознание своей болезни и стремление избавиться от нарушений [Ясперс 1997].

Ученые этой школы поразили научный мир рядом своих монографий: Пьер Жане (Pierre Janet; 1859–1947) – о фиксированных идеях, навязчивых страхах; Жюль Дежерин (Joseph Jules Dеjerine; 1849–1917) – об эмоциональных факторах при развитии неврозов; Жозеф Бабинский (Joseph Jules Babinski; 1857–1932) – об истерии, дав классическую ее формулировку; Поль Шарль Дюбуа (P. Dubois; 1848–1918) – о психотерапевтическом подходе (рациональная психотерапия) к неврозам.

Интересен исторический обзор отечественной литературы по проблеме неврозов, чему мы и посвятим большую часть этой главы, не забывая и о зарубежных авторах, внесших наибольший вклад в изучение этих расстройств.

В дальнейшем Фрейд стал работать один, понимая всю ответственность за свои революционные идеи, предвидя годы сокрушительной критики, неприятия, отвержения и обструкции, что особенно подтвердилось идейным разрывом с самыми близкими его сотрудниками – А. Адлером и К. Юнгом.

Возвращаясь непосредственно к неврозам, необходимо сказать, что первопричиной возникновения невроза Адлер считал чувство несостоятельности, от которого человек стремится избавиться путем достижения чувства превосходства, т. е. путем стремления к власти. Это, по мнению А. Адлера, особенно естественно для ребенка, поскольку, будучи беспомощным и зависимым от родителей, он неосознаваемо борется за достижение превосходства над значимыми для него людьми (родителями в первую очередь), стремясь тем самым к совершенству и компетентности, что и является ведущим мотивом человека на пути к самосовершенствованию. Если родители отвергают ребенка, чрезмерно его опекают, подавляя самостоятельность, у него формируется комплекс неполноценности. Это новообразование порождает стремление к гиперкомпенсации, ведущей к желанию превосходить всех, и тем самым формирует комплекс превосходства, который проявляется в эгоцентризме, высокомерии, гордыне, желании преувеличивать свои способности, возможности и достижения и преуменьшать их у окружающих. Адлер вообще считал, что стремление к превосходству – это сама жизнь, что оно врожденно и неосознаваемо (с пятого года жизни ребенка) определяет долговременные цели человека и смысл его жизни. При этом Адлер полагал, что стремление к превосходству имеет два знака: позитивный, когда это стремление констуктивное, и негативный, когда оно деструктивное. И в случае с деструктивным стремлением к превосходству, которое присуще лицам с низкой приспосабливаемостью, достижение превосходства осуществляется ими путем эгоцентризма и за счет других.

Интровертированная личность, по Юнгу, это такая личность, которая при всех обстоятельствах старается свои собственные субъективные психологические явления поставить выше всего окружающего, т. е. в обыденном понимании это крайнее проявление эгоистических тенденций личности. Экстравертированная личность, наоборот, превыше всего ставит внешние обстоятельства, т. е. в большинстве случаев ориентируется на мнение социальной среды и установленные ею нормы.


Консультация о симптомах и причинах возникновения неврозов у детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrozy_u_detey_i_podrostkov_simptomy_prichiny_profilaktika.docx 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Неврозы у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика.

Отрицательные переживания неизбежны в жизни любого человека, однако у одних людей они вызывают невроз, а у других нет. Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой.

Ежегодно возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у детей. Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов, которая зависит от степени воздействия стрессового фактора.

Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н., 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994).

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

Характер проявлений неврозов у детей старшего дошкольного возраста и подростков может быть физиологическим и психологическим.

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги, нервные тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной активности;
  • невротический кашель;
  • спазматические боли (в области сердце и желудка).

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения (максимально проявляются у подростков), раздражительность и агрессивность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость (чаще наблюдается у детей дошкольного возраста), выраженная чувствительность;
  • угнетенность, подавленность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии, страхи.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями.

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей , превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями , выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию , который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания , его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения.

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

- сложная программа обучения,

- чрезвычайно высокая умственная нагрузка,

- большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);

- конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);

- неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);

- особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);

- сильное эмоциональное потрясение.

Признаки проявлений школьного невроза, следующие:

  • не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит учителя;
  • отвлекается, не выполняет требования с первого раза;
  • забывает дома необходимые школьные вещи;
  • неусидчивый, вскакивает с места, роняет предметы;
  • пытается смешить одноклассников, привлекает всеобщее внимание;
  • часто меняет позу, почесывается, потирает лоб, руки;
  • боится отвечать у доски (наблюдается прерывистый вдох и выдох, затаивается, сдерживает дыхание), руки дрожат, движения скованные;
  • дома прячет тетради, дневник от родителей;
  • плачет до попытки выполнить домашнее задание;
  • не хочет посещать школу.

Неврозы у детей и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог (проводит комплексную психодиагностику обучающегося, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, проводит консультативную работу с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком).

Врач-невропатолог (лечит неврологические нарушения, проводит диагностику, назначает медикаментозную терапию).

Подключаются и другие специалисты узкого профиля (врач-эндокринолог, врач-психиатр).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Основная роль отводится родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации родителям по работе с неврозами у детей и подростков.

1. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.

2. Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия необходима консультация врача-невропатолога.

4. При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.

5. По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия).

Рекомендации педагогам по профилактике и коррекции неврозов

  • Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности.
  • Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.
  • Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.
  • Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.
  • Для детей с неврозами характерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.
  • Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоления психологического барьера малообщительности. Тренинг общения, создание благоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьников в учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы в целях коррекции проявлений неврозов.
  • Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача в деле профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна: он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротических расстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствием которых и становится невроз.
  • Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечит невроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтических и психофармакологических средств

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с понятием "детская и подростковая агрессия", с причинами и формами ее проявления.

Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным р.

Столкнувшись с прямыми угрозами своего воспитанника покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к эт.

В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации».

Конспект родителького собрания.

3. Аптер И. М. Клинико-патофизиологическая характеристика системных неврозов // Пограничные состояния. — М., 1965.

4. Аптер И. М. Клинико-физиологический анализ некоторых форм системных неврозов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1964. — № 12.

5. Вертоградова О. П. К психопатологии депрессии // Материалы 4-го советско-финляндского симпозиума по проблеме депрессии. — М., 1983.

6. Вертоградова О. П. К соотношению психосоматических и аффективных расстройств // Пятый Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докладов. — М., 1985. — Т. 3.

7. Вертоградова О. П., Садычко В. Психосоматические взаимоотношения при гастродуоденальных заболеваниях // Психогенные и психосоматические расстройства. — Тарту, 1988.

8. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М., 2000.

9. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. — Л., 1977.

10. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. — М., 1949.

11. Губачев Ю. М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. — Л., 1981.

12. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Л., 1988.

13. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.

14. Кандинский В. Х. О псевдогаллюцинациях. — М., 1952.

15. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т.: Пер. с англ. — М., 1994.

16. Кеннон В. Значение эмоциональных факторов в этиологии болезней человеческого организма // Физиологический журнал СССР. — 1937. — № 3-4.

17. Кербиков О. В. Динамика психопатий и патологических развитий // Пограничные состояния. — М., 1965.

18. Кербиков О. В. Избранные труды. — М., 1971.

19. Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико-патологическая дифференциация у детей раннего возраста // Четвертый симпозиум детских психиатров социалистических стран: Тезисы докладов. — М., 1976.

21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

22. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1974.

23. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. — М., 1984.

24. Коркина М. В. По поводу некоторых принципиальных вопросов взаимодействия психического и соматического в соматической медицине // Пятый Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. — М., 1985. — Т. 3.

25. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Яичко А. Е. Психиатрия. — М., 1995.

26. Коркина М. В., Марилов В. В. Варианты психосоматического развития личности при заболеваниях желудочно-кишечного тракта // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1995. — № 6.

27. Коркина М. В., Марилов В. В. Личностные особенности и характер психических нарушений при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (по данным клинико-психиатрического исследования) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1982. — № 11.

28. Коркина М. В., Марилов В. В. Некоторые функциональные психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1984. — № 9.

29. Коркина М. В., Марилов В. В. Психосоматические расстройства толстой кишки // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1989. — № 11.

30. Коркина М. В., Марилов В. В. Роль психосоматических циклов в генезе психосоматических заболеваний // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1998. — № 11.

31. Лакосина Н. Д. Актуальные вопросы клиники и систематики пограничных нервно-психических расстройств // Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1983.

32. Лакосина Н. Д. Динамика невротического развития // Клиническая динамика неврозов и психопатий. — Л., 1967.

33. Лакосина Н. Д. Клинические варианты невротического развития. — М., 1970.

34. Лакосина Н. Д. Неврозы и невротические развития // Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова. — М., 1988. — Т. 2.

35. Марилов В. В. Клиника и лечение нервной анорексии: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1974.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.. 1969.

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1921.

Аркан Е. А. Родителям о воспитании. М., 1957.

Басов М. Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928.

Вельская Г. Откуда берутся плохие жены? - "Лит. газета", 1977. № 36.

Блонский И. П. Очерки детской сексуальности. Л.; М., 1935.

Богданович Л. А. Организация Полового воспитания подростков.- В кн.: Вопросы сексопатологии. М., 1969, с. 5.

Богданович Л. А. Психогигиена в противоалкогольной пропаганде среди подростков и молодежи.- В кн.: Вопросы психогигиены. М., 1971, с. 97.

Богданович Л. А. Предисловие к книге: Р. Борман. Молодежь и любовь. М., 1975.

Богословский В. В. Психология воспитания школьника. Л., 1974.

Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

Васильченко Г, С, Решетняк Ю. А. Системный подход к психогигиене половой жизни (информационно-социологические аспекты).- В кн.: Диагностика, лечение и профилактика половых расстройств. М., 1978, с. 28.

Верб Л. Я. Половое воспитание старших школьников как морально-педагогическая проблема. Л., 1972.

Властовский В. Г., Г ромбах С. М.. Лисицын Ю. П. Акцелерация.- В кн.: БМЭ. Изд. 3-е. М., 1974. Т. 1, с. 216.

Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М.. 1956.

Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

Гельман И. Половая жизнь современной молодежи. Опыт социально-биологического обследования. Л.; М., 1923.

Гиляровский В. А. Психиатрия. М.; Л., 1931.

Голод С. И. Социологические проблемы семьи и молодежи. Л., 1972.

Гребельская Е. С. К вопросу о сексуальности у детей дошкольного возраста с психическими аномалиями.- В кн.: Вопросы психоневрологии у детей и. подростков. М.; Л., 1936, с. 245,

Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. М., 1927.

Давыдов В. В. Глава в кн.: Возрастная и педагогическая психология. М., 1973, с. 66.

Деонтология в педиатрии. Ред. С. Д. Носов. М., 1977.

Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974.

Женщины на работе и дома. Ред. Д. И. Валентей. М, 1978,

Залкинд А. Б. Половое воспитание. М., 1928,

Захаров А. И. Лечение неврозов у детей.- В кн.: В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977, с. 192.

Зачепицкий Р. А. Тиоридазин в системе лечения мастурбации.- В кн.: Фармакодиагностика и фармакотерапия. Л., 1973, с. 94.

Зверев И. Д. Содержание нравственного воспитания учащихся в курсе анатомии и физиологии человека.- Биология в школе, 1969, № 4, с. 26.

Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальных расстройств. М., 1966.

Исаев Д. Н. Психологический аспект полового воспитания детей и подростков.- В кн.: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976, с. 55.

Исаев Д. Н. Синдромы неодолимых влечений.- В кн.: В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977, с. 178.

Исаев Д. Н., Александрова Н. В. Роль семьи в половом воспитании дошкольников.- В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978, с. 103.

Исаев Д. Н., Микиртумов Б. Е., Богданова Е. И. Сексуальные проявления у детей - симптомы нервно-психических расстройств.- В кн.: Актуальные проблемы психоневрологии детского и подросткового возраста. М., 1976, с. 83.

Каган В. Е. Синдром аутизма у детей. Автореф. дисс. канд. Л., 1976.

Каган В. Е. К вопросу о психологии лечебного процесса.- В кн.: Психология и медицина. М., 1978, с. 193.

Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.

Карпиков В. Г. Нравственные основы полового воспитания старшеклассников. Автореф. дисс. канд. М., 1972.

Карсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.

Кириченко Е. И. О синдроме патологии влечений при шизофрении у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Журн. невропатол. и психиатр., 1968, в. 10, с. 1558.

Ковалев В. В. Принципы и формы психогигиенической работы с детьми школьного возраста.- В кн.: Лечебно-педагогическая работа с трудными детьми. М., 1970, с. 4.

Коган А. Г. Лечебная педагогика в детском санатории. Л., 1977.

Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

Кон И. С. Социология личности. М.. 1970.

Ком И. С. Психология юношеской дружбы. М., 1973.

Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация.- В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978, с. 113.

Кон И. С. Психология подростковой и юношеской гомосексуальности.- В кн.: Диагностика, лечение и профилактика половых расстройств. М., 1978, с. 54.

Косицкий Г. И., Кузнецова Т. Е., Мороз О. П. Глава в кн.: Превентивная кардиология. М, 1977, с. 498.

Крутецкий В. А Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.

Куинджи Н. Только ли здравый смысл? - "Мед. газета", 1978, № 18.

Лауцявичене Н., Гершене Я. Союз врача и педагога.- "Мед. газета", 1977, № 100.

Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. М., 1969.

Лебединская К. С. Особенности патологического фантазирования при шизофрении у подростков с ускоренным темпом полового созревания.- Журн. невропатол. и психиатр.. 1974, в 10 с. 1546.

Леей В. Л. Искусство быть собой. М., 1977.

Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Липкина А. И. Самооценка школьника. М, 1976.

Лиходеев Л.. И. Искусство это искусство. М., 1970.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. М., 1977.

Машковский М. Д. Лекарственные средства. М., 1977.

Мечников И. И. Этюды о природе человека. М., 1903.

Молодая семья. Ред. Д. И. Валентен. М., 1977.

Мохов В. В. Сексуальные перверзии в клинике психопатий. Автореф. дисс. канд. М., 1971.

Мягер В. К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Метод, рекомендации. Л., 1976.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1968.

Немировская С. В. Клинические, особенности дисморфофобии при шизофрении в пубертатном возрасте. Автореф. дисс. канд. Л., 1977.

Нешков Н. С. Вопросы этиологии, клиники, лечения и профилактики сексуальных расстройств у детей и подростков. Автореф. дисс. канд. М., 1969.

Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976.

Общая сексопатология. Ред. Г. С. Васильченко. М., 1977.

Объединенная сессия общих собраний АМН СССР и АПН СССР, Рига, 1971. Материалы.- Вестн. АМН СССР, 1972, №№ 4 и 5.

Озерецкий Н. И. Трудновоспитуемые дети. М.; Л., 1932.

Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. Л., 1938.

Озерецковский Д. С. О медленно текущей шизофрении и ее психопатоподобном варианте.- В кн.: Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973, с. 19.

Панасюк А. М. Адаптированный личностный опросник для детей. Метод, разработки. Л., 1977.

Панова Л. П. Дифференциальная диагностика нарушений полового развития у девочек (девушек) пре- и пубертатного возраста с использованием теста полового хроматина. Автореф. Дисс. канд. Ростов-на-Дону, 1973.

Певзнер М. С. Клиника психопатий детского возраста. М., 1941. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье. М., 1977. Порудоминский И. М. Половые расстройства у мужчин. М.,

1968. Посвянский П. Б. Современные проблемы сексопатологии.- Труды Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1967. т. 51, с. 7. Посвянский П. Б. Введение в современное учение о сексуальных перверзиях.- Труды Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1972, т. 65, с. 79. Рапопорт Ж. Ж., Пряхин Е. И. Школьники. Красноярск, 1972. Рогава Н. В. Потребность помощи и сочувствия и психологические закономерности ее развития в школьном возрасте.- В кн.: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребостей. Тбилиси, 1974, с. 116. Рюриков Ю. Б. Три влечения. М., 1967.

Сариева Т. А. Клиническая и гормональная характеристика девушек с задержкой полового созревания. Автореф. дисс. канд. Ростов-на-Дону, 1973. Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. М., 1971.

Свядощ А. М., Антонов В. В. О сомато-биологических аспектах гомосексуализма.- В кн.: Соматоневрологический аспект психических заболеваний. Л., 1972, с. 62. Свядощ А. М. Женская сексопатология. М., 1974.

Симеон Т. П. Невропатии, психопатии и реактивные состояния в младенческом возрасте. М.; Л., 1929.

Соломин Н. Л. О пропаганде санитарно-гигиенических навыков в половом воспитании подростков и молодежи.- Сов. здравоохр., 1969. № 3, с. 50.

Сосюкало О. Д. О сравнительно-возрастных особенностях ипохондрических проявлений у детей и подростков.- В кн.: 3-я Всеросс. конф. по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1971, с. 146.

Спивак Л. И., Мишин Г. И. Проблемы психопрофилактики в практике войскового врача. Л., 1977.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1969. Т. 2.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.

Титаренко А. И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., 1976.

Трифонов О. А., Кириченко Е. И. Дифференциально-диагностическое значение патологии влечений у детей и подростков.- В кн.: 3-я Всеросс. конф. по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1971, с. 282. Тумилович Л. Г. Преждевременное половое развитие девочек. Автореф. дисс. докт. М., 1971.

Файнбург 3. Я. Проблема эмоциональных факторов формирования семьи.- В кн.: Изменение положения женщины и семья, М., 1977, с. 133.

Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации Л., 1977.

Хороший М. Г. Половое воспитание. М., 1971.

Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему. М" 1970.

Хрипкова А Г.. Богданович Л. А., Шибаева А, Н. Продолжим разговор на трудную тему. М., 1973.

Чаплина М. П. Сексуальные проявления у детей-психоневротиков.- В кн.: Вопросы психоневрологии у детей и подростков. М.; Л., 1936, с. 273.

Чхартишвили Ш. Н. Потребности престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте.- В кн.: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с. 33.

Шевченко Э. М. Задачи основ полового воспитания среди дошкольников.- В кн.: Вопросы сексопатологии. М, 1969, с. 14.

Шибаева А. Н. Гигиенические вопросы в половом воспитании детей дошкольного возраста. М., 1966.

Шибаева А. Н. Родителям о половой гигиене детей. М., 1969.

Шибаева А. Н. Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек. М., 1970.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Якобсон П. М. Почему надо воспитывать чувства детей. М., 1964.

Bakwin H. Behavior disorders in children. Philadelphia, 1972.

Beigel H. Chapter in: Sex in the childhood years. New York, 1973, p. 173. Borrman R./ Борман Р. Молодежь и любовь. Пер. с нем. М.,

1975. tier N., Goldstein H. Smoking in pregnancy and subsequent child, development.- Brit. med. J., 1973, v. 4, p. 573.

Carter M. Knowledge about sexual matters in delinquent girls.- Brit. J. Psychiat, 1969, 115, p. 221.

/Fijalkowski W./ Фиялковски В. Биологический ритм плодовитости и регуляция рождаемости. Пер. с польск. Варшава, 1973.

Grassel H. Jugend Sexualitat Erziehung. Berlin, 1967.

Hampson J. Determinants of psychosexual orientation.- In: Sex and Behavior, New York, 1965, p. 108.

/Hardi I./ Харди И. Врач, сестра, больной. Пер. с венг. Будапешт, 1972.

Hogland Цит. по А. Г. Когану, 1977.

Hostler P. The childs world. London, 1964.

Hurlock E. Developmental psychology. New York, 1968.

/Janet P./ Жанэ П. Неврозы. Пер. с франц. М., 1911.

Imelinsky К./ Имелинский К. Психогигиена половой жизни. Пер. с польск. М., 1973.

Kanner L. Child psychiatry. Springfield, 1948.

Kinsey А. Цит. по А. М. Свядощу, 1971; В кн.: Общая сексопатология. М., 1977.

/Konecny R. Bouchal M./ Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Пер. с чешек. Прага, 1974.

/Korcak J./ Корчак Я. Как любить детей. Пер. с польск. М., 1963.

Критерии и нормативы нормального соматического и психического развития от периода новорожденности до окончания периода созревания/Aut. Н. Rosier, Eggers H., J. Ktilz, К. Wagner.- В кн.: Проблемы постнатального соматопсихического развития. Под ред. Г. К. Ушакова, Г, Гельнитца, Г. Эггерса. М, 1974, с. 49.

Larkin 0. Chapter in: The open eye in learning: the role of art in general education. Cambridge, 1969, p. 148.

Lehman E. Talking children about sex. New York, 1970.

/Maily R./ Мейли Р. Структура личности.- В кн.: П. Фресс и Ж. Пиаже. Экспериментальная психология. Пер. с франц. М., 1975, с. 197.

Mohr J., Turner R., Jerry M. Paedophilia and exhibitionism. Toronto, 1964.

/Molle к./Молль А. Половая жизнь ребенка. СПб., 1908.

/Neubert R./ Нойберт П. Что я скажу моему ребенку. Пер. с нем. М., 1971.

/Obuchowsky К./ Обухвеский К. Психология влечений. Пер. t: чешек. М., 1972.

Oliven J. Clinical sexuaity. Philadelphia, 1974.

Пол, брак, семья. Под ред. Попхристова П., Т. Бостанджиева,

А. Бонева. Пер. с болг. София, 1977.

Rutter M. Normal psychosexual development..- J. Child. Psychol.

Psychiat., 1971, v. 11, p. 259. Rutter M. Maternal deprivation reassessed. London, 1974.

Rycroft С A critical dictionary of psychoanalysis. London, 1977.

Санитарное просвещение и лечебная работа в области сексологии: подготовка профессиональных кадров здравоохранения.- Доклады советников ВОЗ. Доклад 572. Женева. 1977.

Schofield M. The sexual behavior of the young people. London, 1968.

Seckel H. Цит по кн.: Общая сексопатология. М., 1977.

/Seidel К., Ssewcsyk Н./ Зайдель К., Шевчик Г. Социодинамические аспекты в этиопатогенезе неврозов.- В кн.: Эмоциональный стресс и нервно-психическая патология. Л., 1977, с. 77. Семейная психиатрия и проблемы психогигиены в Европе.- Тетради общественного здравоохранения ВОЗ, № 28. Женева, 1966.

/Spok В./ Спок Б. Ребенок и уход за ним. Пер. с англ. М., 1971.

Станчев З. Преждевременное половое развитие.- В кн.: Физиология и патология пубертатного возраста. Пер. с болг. и чешек. София, 1975, с. 79.

/Stromayer W./ Штромайер В. Психопатология детского возраста. Пер. с нем. М., 1926.

Уход за детьми и их воспитание в дневных центрах.- Тетради общественного здравоохранения ВОЗ, № 24, Женева, 1965.

/Wallon H./ Валлон Д. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. М., 1967.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.