Карл густав юнг неврозы

Глава 16. Невроз

Изучая историю человеческого духа, постоянно находишься под впечатлением того факта, что развитие духа шествует рука об руку с расширением объема сознания и что каждый шаг вперед – это в высшей степени болезненное и мучительное завоевание.

Одним из самых обычных путей, по которым к нам доходят содержания бессознательного, является невроз. Под неврозом раньше обычно понимали незначительное нарушение здоровья. Но это совершенно неверно! Неврозы очень незаслуженно считаются легкими заболеваниями, главным образом потому, что они имеют неосязаемую, нетелесную природу, при этом почему-то забывают, что неврозы (в отличие от телесных заболеваний) иногда крайне разрушительны в своих психических и социальных последствиях, ибо за неврозами скрываются те мощные психические воздействия, которые лежат в основе нашей духовной установки и её самых влиятельных, направляющих идей. Существуют доминанты бессознательного, которые выдвигают почти непреодолимые требования к исполнению.

Самые легкие формы неврозов – это ошибочные действия сознания, например, оговорки, неожиданное выпадение имен и дат, неожиданные неловкости, повлекшие за собой повреждения или травмы и т.д. Часто люди заверяют, что не имеют никаких конфликтов; однако они не видят, что зато на их пути встают другие вещи неизвестного происхождения, такие, как истерические капризы, беспочвенная повышенная раздражительность, придирки, которыми они донимают и самих себя и своих ближних. Неврозы проявляются в повышенной утомляемости, в нарушениях сна, в немотивированных страхах, в катарах желудка невротического происхождения, а также в нарушениях деятельности разных систем организма из-за расстройства нервной регуляции, которые вызывают боли тут и там, и т.д.

Наряду с неврозами медицина выделяет заболевания, которые называются психосоматическими. Причинами таких заболеваний являются психологические факторы. Ученые считают, что 80-90% болезней имеют психосоматическую природу, иначе говоря, возникают в сознании. Такие болезни являются только последней стадией очень глубоко лежащего внутреннего противоречия. И надо сказать, что признание медициной психосоматических заболеваний – шаг вперед в её развитии. Ведь это признание связи здоровья человека с его психическим состоянием, с его мыслями, эмоциями, которые в свою очередь, связаны с душевным настроем человека, с его нравственной установкой – отношением к себе и людям .

З.Фрейд видел причину возникновения невроза в подавлении сексуального инстинкта. Его ближайший ученик А.Адлер – в инстинктивном желании человека быть выше других, в стремлении к власти. Еще Святой Августин говорил о двух главных грехах человечества: первый – похоть или вожделение, второй – гордыня или надменность .

Невроз, очевидно, имеет два противоположных аспекта, из которых один охвачен теорией Фрейда, а другой – теорией Адлера. Речь идет о двух группах людей с различными ценностными ориентациями.

Кроме этих двух групп, существуют и другие. Юнг наблюдал, что часто его пациенты страдали неврозами, в которых главную роль играли другие факторы: плохая приспособленность к жизни в обществе, вопросы престижа, угнетенное состояние из-за жизненных трудностей, неспособность выполнить предъявляемые жизнью требования и т.д. Упущения всевозможного рода, неисполнение долга, затягивание выполнения задач и упрямое нежелание подчиниться авторитету способны настолько затормозить жизнедеятельность человека, что бессознательные содержания оказываются в состоянии действовать на сознание принудительным образом. Отсюда столь частое совпадение крайнего небрежения долга и неврозов навязчивых состояний.

Если иметь в виду главное, то невроз – это болезнь Души, не нашедшей для себя смысла .

Невротические проявления, сопровождающие нарушение естественного и правильного Пути развития человека, оказываются весьма ценными в смысле психического и физического здоровья. Они являются сигналами, указывающими, что человек развивается неправильно. В этом смысле невротические симптомы могут считаться компенсационными и оказываются частью механизма саморегуляции, нацеленного на достижение целостности .

Функция невроза ничем не отличается от функции снов, только куда сильнее и действеннее. Кстати, сновидения оказываются действенным средством в выведении Эго на главную магистраль индивидуации. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного Пути .

Лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними имеется существенное различие: невротик болен, потому что не осознает своей проблематики, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным. Осознавание проблемы препятствует вытеснению мучительных содержаний и обладает целебным действием. Хотя осознавание и вызывает у человека терзания, зато он, по крайней мере, страдает осмысленно и по поводу чего-то реального, в то время как невроз – это косвенное страдание от иллюзорного .

Мораль не была ниспослана свыше в форме синайских скрижалей и навязана народу, а напротив, мораль есть функция человеческой Души и стара, как само человечество. Мораль не навязывается извне – человек имеет её, в конечном счете, a priori в себе самом: не моральный закон, а, пожалуй, моральную сущность, без которой была бы невозможной совместная жизнь в человеческом обществе. Поэтому мораль имеет место на всех ступенях развития общества .

Исцелением, или спасением Души, испокон веков занималась церковь. Ею разработан целый спектр методов, начиная с очищения Души от грехов, причастия, крещения, молитвы и кончая защитой Души от нападения сил зла. Юнг считал человека религиозным по своей природе, а религиозную функцию инстинктом, – столь же могущественным, как и половой инстинкт или инстинкт агрессии. Религиозные чувства его пациентов играли решающую роль в излечении неврозов. Это наблюдение совпало с открытием, что человеческое сознание спонтанно создает образы религиозного содержания, что многочисленные неврозы (особенно во второй половине жизни) происходят от невнимания к этому характерному свойству нашей психики .

Как-то Юнга попросили объяснить, почему сегодня многие люди, почувствовав, что с их Душой происходит нечто неладное, скорее предпочитают обращаться к врачу, а не к священнику. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Юнг с помощью третьих лиц опросил большое количество людей, страдающих неврозом, так что в результате оказались охвачены швейцарские, немецкие и французские протестанты и католики. Результаты получились очень интересными. Обращаться к врачу предпочли 57% протестантов и лишь 25% католиков. Только 8% протестантов предпочли священников. Остальные протестанты (35%) не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос. Среди католиков, не определившихся по данному вопросу, было только 17%. В опросе участвовали только образованные люди. Но опыт показывает, что мировоззренческие проблемы, занимающие образованную публику, через 20 лет необразованные слои общества начинают воспринимать как свои собственные.

Почему же людей, предпочитающих обращаться к врачу, оказалось много среди протестантов и мало среди католиков? Юнг полагал, что всё дело в различиях церковных обрядов. Религиозные обряды во всех формах играют роль сосуда, способного вместить все содержания бессознательного. Католическая и православная церкви (в отличие от протестантской) не только обладают готовой техникой спасения Души, представленной исторически сложившимися формами исповеди, покаяния и отпущения грехов, но и помимо того, имеют в своем распоряжении богатую и представительную символику отправления ритуалов. Напротив, протестантские заботы о спасении Души гораздо более нуждаются в психотехнике, ибо в них не предусматривается сколько-нибудь серьезных форм ритуала. Несомненно, католическая и православная исповедь оказывает мощное воздействие, особенно в тех случаях, когда она предполагает не просто выслушивание, но и активное влияние на верующего со стороны священника .

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Содержание

Кризис. Невроз. от Юнга.

"Совершенно невыносимый внутренний разлад, является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий - это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы". Юнг

"Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным.
Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения - психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново." Дэрил Шарп

"Вопрос: Можно попросить доктора Юнга дать нам определение невроза?

Юнг: Невроз - это диссоциация личности, обусловленная наличием комплексов. Само по себе существование комплексов - это нормальное явление; но если они несовместимы, происходит отщепление той части личности, которая больше противоположна сознанию.
Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.
Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, - это уже легкий невроз.

Вопрос: Доктор Юнг, по-моему, вы рассматриваете обострение невроза как попытку самолечения, то есть как попытку компенсации посредством выявления подчиненной функции.

Вопрос: Тогда, как я понимаю, с точки зрения индивидуального развития обострение невроза является благоприятным?

Юнг: Это действительно так, и я рад. что вы поставили этот вопрос. Да, такова моя точка зрения. нередко нам приходится:"Слава Богу, он смог довести свою психику до невроза". Невроз - это действительно попытка самолечения, в такой мере, как любая соматическая болезнь отчасти является попыткой самолечения. Это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие, которая функционально ничем не отличается от сновидения, только эта попытка значительно более энергична и действенна".
1935. Лондон.

Comments

(без темы)

(без темы)

ну да. видимо когда вырвано из контекста звучит сложно.

Тут Юнг, как и гештальтисты, полемизирует с классическим "медицинским" подходом своего времени. Где невроз - любое известное функциональное расстройство сознания или эмоциональной сферы без явных органических повреждений или изменений; оно может включать в себя тревожность, фобию и другие симптомы, которые проявляются в отклонении поведения от нормы. Невроз лишь как психическое заболевание, как отклонение от нормы, которое нужно лечить. Тогда метод лечения - в устранении психологических симптомов.

Юнг обозначает ценность невроза, его цель как психического процесса - это психическая энергия выделяющаяся на решение забуксовавшего внутреннего конфликта. Юнг описывает суть этого конфликта (в рамках своего подхода), чтобы психотерапевты использовали симптомы как ресурс для работы, работали на устранение причины невроза следуя за энергией клиента.

Похожий подход и в гештальте - уважение к болезни, к симптомам как к процессу клиента.

СамоЛЕЧЕНИЕ - может не точное слово. Конечно без помощи специалиста может и в психоз вылечиться.
Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:
"Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.
Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. "

В гештальте тоже "энергитический подход". Терапевт идет за энергией клиента по кривой контакта. Тоже важно осознавать потребности и то как клиент их удовлетворяет или прерывает удовлетворение.

> А невроз - конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так.

А ведь похоже на конфликт между "комплексами" Юнга :).

> У нас ведь это - конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным).

А почему не бессознательными? Зачастую какие-то из потребностей или способы их удовлетворения как раз не осознаются и поэтому конфликт не разрешается. В гештальте эти "комплексы" описывают как привычки, паттерны поведения, которые вошли в привычку, уже не осознаются и формируют характер - набор комплеков поведения работающих автоматически, без творческого приспособления.

> Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Просто так - невозможно равновесие установить :). Юнг как раз и указывает ценность невроза как на индикатор, сигнал - что нарушены процессы приводящие к равновесию со средой. В гештальте - равновесие достигается как раз после удовлетворительного прохождения по всей кривой контакта, на завершении фазы ассимиляции. Т.е. для гештальтиста - есть срыв движения по кривой контакта, потребность не удовлетворяется.

Дорогие друзья-форумчане!
Хотелось бы узнать ваше понимание того, что такое невроз и что такое комплекс?
В контексте юнгианства.
В чем их отличие и может быть, чем они похожи.
Где грань между комплексом и неврозом?
Спасибо!)

Антон, приведу ссылки, а потом попробую изложить своё виденье своими словами. Тема невроза мне нравится с подачи К.Хорни." В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности.

Описанная мною структура неврозов не противоречит в принципе теории Фрейда. … Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. … Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом.

Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. - ISBN 5-901712-27-7 . — С. 27–28. Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Карл Густав Юнг "Обзор теории комплексов"

Таким образом, получается, что в основе невроза лежит конфликт противоположных установок, желаний, конфликт между желаемым и действительным, идеальным и реальным,где обе противоположных тенденции достаточно сильны (ситуация Бурдианова осла), в этом конфликте обе части оттягивают энергию на себя, тем самым лишая энергии личность самого человека, что может ощущаться как бессилие, невозможность двигаться дальше,застревание.В то время как комплекс-это что-то вроде большого магнита, который втягивает эго в поле своего действия, искажая виденье, восприятие действительности.В какой-то мере невроз затрагивает более поверхностные слои психики, комплекс-более глубокие.

Марфа, спасибо!
Но, честно говоря, смутно понимаю. Может, нужны примеры?
Я думал, невроз более глубинная проблема, чем комплекс, ведь, кажется, у нас у всех есть комплексы,но не у всех невроз? Или я ошибаюсь?

Марфа-М. 2014-09-02 17:55:54
В какой-то мере невроз затрагивает более поверхностные слои психики, комплекс-более глубокие. Не соглашусь, что "более поверхностные". Хорни, которую Вы привели в пример, в своих последних исследованиях приходит к "неврозам / конфликтам", которые связаны с самостью человека:

Я понимаю невроз, как конфликт. Соответственно от глубины и силы противоборствующих сил зависит и глубина / сила / мощность невроза.

Комплексы входят в понятие невроза, так как и являются теми силами, которые ведут борьбу.

Antonius 2014-09-02 19:04:53
Может, нужны примеры? Чем Ваши сны не примеры? - везде, где Вы натолкнетесь на глубоко затрагивающее Вас противоречие, с которым Вы не можете справиться и является (имхо) отражением той или иной грани невроза.

Antonius 2014-09-02 19:04:53
у нас у всех есть комплексы,но не у всех невроз? Мне кажется, что появление невроза зависит от очень разных и независимых друг от друга факторов: начиная от физического здоровья, заканчивая индивидуальными способностями и качествами человека.

Он может возникнуть, как от слабого и неразвитого эго, которое "раздирают" бессознательные комплексы, так и в следствии духовного роста и обретения большей глубины - Юнг, Толстой.

Невроз - это битва, война, состояние между, раздираемость - конечно, не каждый хочет лезть в эту "петлю".

Не соглашусь, что "более поверхностные". -----------------------------Гром, попробую объяснить, что я имела в виду. В теме "Отец и Бог. Небоскрёбы и Олимп." я приводила фрагмент из одного обсуждения на юнгланде, там была такая фраза Бетти:" Я удивляюсь, что вы мои коментарии воспринимаете как диагноз. Если вас пугает употребление понятия "психотического", так он обозначает уровень функционирования, а не диагноз. Может не все понимают, что психика человека может функционировать на уровнях - нормы, невротическом, пограничном и психотическом в определенных ситуациях и это не значит, что он псих.".Сами эти уровни можно рассматривать как приближенные-удалённые от эго.То-есть глубину-поверхностность я определяю по степени вовлечения и искажения восприятия эго.

Я понимаю невроз, как конфликт. Соответственно от глубины и силы противоборствующих сил зависит и глубина / сила / мощность невроза.

Комплексы входят в понятие невроза, так как и являются теми силами, которые ведут борьбу.----------------------------------Да, Гром, нашла цитату Юнга, где он рассматривает невроз, как противостояние комплексов.--------------------------

Кризис. Невроз. от Юнга. Запомнилось.
"Совершенно невыносимый внутренний разлад, является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий - это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы". Юнг

"Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным.
Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения - психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново." Дэрил Шарп

"Вопрос: Можно попросить доктора Юнга дать нам определение невроза?

Юнг: Невроз - это диссоциация личности, обусловленная наличием комплексов. Само по себе существование комплексов - это нормальное явление; но если они несовместимы, происходит отщепление той части личности, которая больше противоположна сознанию.
Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.
Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, - это уже легкий невроз.

Вопрос: Доктор Юнг, по-моему, вы рассматриваете обострение невроза как попытку самолечения, то есть как попытку компенсации посредством выявления подчиненной функции.

Вопрос: Тогда, как я понимаю, с точки зрения индивидуального развития обострение невроза является благоприятным? Юнг: Это действительно так, и я рад. что вы поставили этот вопрос. Да, такова моя точка зрения. нередко нам приходится:"Слава Богу, он смог довести свою психику до невроза". Невроз - это действительно попытка самолечения, в такой мере, как любая соматическая болезнь отчасти является попыткой самолечения. Это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие, которая функционально ничем не отличается от сновидения, только эта попытка значительно более энергична и действенна".
1935. Лондон.----------------------------------- Что-то как-то сложно пошло. ) Наверное потому что - г-н Юнг.
Только поняла, что в гештальте всё немножко не так. По крайней мере насчет причин внутренних конфликтов и неврозов.. У нас ведь это - конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным). А невроз - конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так. И насчет невроз - самолечение. Это любопытно. Но ведь если не копаться можно и не вылечиться из невроза. Или вылечиться в психоз. Какое ж это тогда самоЛЕЧЕНИЕ?
Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?--------------------------------------------- ну да. видимо когда вырвано из контекста звучит сложно.

Тут Юнг, как и гештальтисты, полемизирует с классическим "медицинским" подходом своего времени. Где невроз - любое известное функциональное расстройство сознания или эмоциональной сферы без явных органических повреждений или изменений; оно может включать в себя тревожность, фобию и другие симптомы, которые проявляются в отклонении поведения от нормы. Невроз лишь как психическое заболевание, как отклонение от нормы, которое нужно лечить. Тогда метод лечения - в устранении психологических симптомов.

Юнг обозначает ценность невроза, его цель как психического процесса - это психическая энергия выделяющаяся на решение забуксовавшего внутреннего конфликта. Юнг описывает суть этого конфликта (в рамках своего подхода), чтобы психотерапевты использовали симптомы как ресурс для работы, работали на устранение причины невроза следуя за энергией клиента.

Похожий подход и в гештальте - уважение к болезни, к симптомам как к процессу клиента.

СамоЛЕЧЕНИЕ - может не точное слово. Конечно без помощи специалиста может и в психоз вылечиться.
Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:
"Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.
Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. " В гештальте тоже "энергитический подход". Терапевт идет за энергией клиента по кривой контакта. Тоже важно осознавать потребности и то как клиент их удовлетворяет или прерывает удовлетворение.

> А невроз - конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так.

> У нас ведь это - конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным).

А почему не бессознательными? Зачастую какие-то из потребностей или способы их удовлетворения как раз не осознаются и поэтому конфликт не разрешается. В гештальте эти "комплексы" описывают как привычки, паттерны поведения, которые вошли в привычку, уже не осознаются и формируют характер - набор комплеков поведения работающих автоматически, без творческого приспособления.

> Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика человека.
К. Г. Юнг

Моя жизнь — это мой труд, моя духовная работа. Одно неотделимо от другого.
Все мои работы были своего рода поручениями, они были написаны по велению судьбы, по велению свыше. Мною овладевал некий дух, и он говорил за меня.
К. Г. Юнг

Наряду с З. Фрейдом проблемой сознания занимались практически все его ученики и последователи, сами ставшие основателями новых научных школ. Это, прежде всего, К. Г. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм, Ж. Лакан. При явном различии подходов к психике и к человеческим качествам все они, даже оппонируя основоположнику психоанализа, так или иначе развивали его идеи. В этой части книги мы увидим человека глазами этих выдающихся аналитиков, внесших огромный вклад в современное человековедение.

Был нам по темным волнам провожатым надежным попутный
Ветер, пловцам благовеющий друг, парусов надуватель
Послан приветоречивою, светлокудрявой богиней.…

ПРОРЫВЫ ИЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Человек носит с собой всю свою историю и историю человечества.
К. Юнг

Нисходят в душу лики чуждых сил
И говорят послушными устами.
Так вещими зашелестит листами
Вселенской жизни древо, Игдразил.
В. Иванов

Бить — значит любить.
Курица не птица, баба не человек.
Работа не волк, в лес не убежит.
Работа дураков любит.
Отчего кот гладок — поел, да и на бок.
До обеда проспали, встали да обедать стали.
С утра до вечера все делать нечего.
Пять дней ничего не делаем, а шестой — отдыхаем.
В работе руки дрожат, а чарку хорошо держат.
На работу — спина болит, а на еду — за ушами трещит.
Не дела ищет, а от дела рыщет.
От меня работа не заплачет.
Пусть работает дурак да медведь, а я буду в окошко глядеть.
Работа не медведь, можно издали поглядеть.
Валить через пень колоду.
Работу с плеч, да и в печь.
Небо копчу да траву топчу.
Дурак мелет, а умный верит.
Дурак на дураке едет и дураком погоняет.
Дуракам во всем счастье.
Дураком на свете жить — ни о чем не тужить.
Свиная рожа всюду вхожа.
Бог дает — дурак берет.
Сегодня кланяется до гроба, а завтра гляди в оба.
При тебе — за тебя, без тебя — на тебя.
Авось кривая вывезет.
Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло.
Что мне законы, коли судьи знакомы.
Закон, что конь: куда захочу, туда и поворочу.
Хочу — по нем сужу, хочу — на нем сижу.
Бог высоко, а царь далеко.
Будет добро, да долго ждать.
Правда на миру не стоит, а по миру ходит.
Правда твоя, правда и моя, а где она?
Правой рукой строит, а левой ломает.
Что имеем, не храним, потерявши, не плачем.

Тень персонифицирует то, что человек отказывается признать в себе и всё, что он подавляет, как то низменные черты характера, обремененная виной часть личности, мир наших далеких предков и связанный с ними исторический пласт бессознательного. Это не означает, что Тень — источник всякого зла, ибо она включает многое, необходимое для жизни — нормальные инстинкты, сообразные реакции, реалистическое восприятие действительности, творческие импульсы и т. п.

Самость есть величина, относящаяся к сознательному Я, как целое к части. Она охватывает не только сознательную, но и бессознательную психею и потому есть как бы личность, которая между прочим есть и мы.

Самость есть не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное; она есть центр этой целостности, как Я есть центр сознания.

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

ВРЕМЯ, В КОТОРОМ ВСЕ УЖЕ ЕСТЬ

Здесь прошлое с будущим
Смиряются и примиряются.
Т .С.Элиот

По ночам, когда в тумане
Звезды в небе время ткут.
М.Волошин

Время — позиция, точка зрения: меняем перспективу и видим, как всё изменилось. Изгои, аутсайдеры, отверженные стали гордостью народа, его славой; триумфаторы, хозяева жизни — позором.

Как в прошедшем грядущее зреет,
так в грядущем прошлое тлеет.

Если о времени я говорю, значит, его еще нет.
Если о месте я говорю, значит, исчезло оно.
Если о людях я говорю, им умереть суждено.
Если о времени я говорю, значит, простыл его след.

Глава из опубликованной книги И.И.Гарина "Психоанализ и мистика". Цитирования и примечания указаны в тексте книги.

Карл Густав Юнг (1875-1961 гг) явился родоначальником АНАЛИТИЧЕСКОГО подхода в глубинной психотерапии. Под глубинной психотерапией понимается работа в рамках психодинамического направления (о котором мы уже упоминали), основой которого является работа с бессознательной частью человеческой личности.


Годы тесного сотрудничества Юнга с Фрейдом с 1909 по 1913 год, во время которого Юнгу была по сути присвоена степень "старшего сына" и кронпринца Фрейда, закончилась распадом. Частично, этот факт нашел отражение в кинематографе - фильм 2011 года "Опасный метод".

Юнг, как и Адлер, не смог согласиться с теорией Фрейда о преобладании сексуальной энергии, как основного стимула развития личности. Не отрицая факта влияния сексуальных желаний, он расширил понятие "либидо" как творческой жизненной силы, проявляющуюся самыми различными путями и выражающуюся как в биологических, так и в психических потребностях.

Юнг, в отличие от Фрейда и Адлера, придававшим особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал ее развитие как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.

Структура личности, по Юнгу, представляет собой:

1. ЭГО - это осознаваемая деятельность психики, ощущения, чувства, мысли, с помощью которых мы осознаем себя как единое целое;

2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ чем-то схожее с понимаем ОНО Фрейда, но более расширенное в том плане, что в нем содержатся не только "энергетические" заряды либидо, но и всевозможные комплексы, как например, нереализованное желание власти, которое концентрирует около себя значительную часть психической энергии;

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, в нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума".

Юнг вводит такое важное понятие как АРХЕТИП. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетип часто сравнивают с руслом реки, которое еще не получило наполнения. Так, встречая змею один человек испытывает дикий страх, второй - интерес. Эта реакция бессознательна и является скорее откликом опыта поколения, который непрерывен.

Архетипов существует бесчисленное множество. Однако можно выделить основные.

АНИМА - бессознательная женская сторона личности мужчины.

АНИМУС - бессознательная мужская сторона личности женщины.

МАСКА/ПЕРСОНА - социальная роль личности, которая не соответствует ее сущности.

ТЕНЬ (АЛЬТЕР ЭГО) - все те истинные желания, которые мы не можем признать.

САМОСТЬ -воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности.

САМОСТЬ - ядро личности, призванное привести всю структуру к гармонии.

Гармонизация личности является основной целью ее развития. Так, Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Так же, и описанные им две жизненные установки (ЭГО-ОРИЕНТАЦИИ) - ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ, как направленность энергии во вне или внутрь, всегда присутствуют как противоположности в каждой личности. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение себя", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ИНДИВИДУАЦИЯ. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

Сами понятия архетипов и коллективного бессознательного отразили мистическую направленность Юнга.

В этой связи, хочется привести один факт из его жизни.

Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

Наиболее известные труды - "Архетип и символ", "Душа и миф. Шесть архетипов", "Красная книга" и другие

Надеюсь было интересно. До связи!

Юнг сложен для чтения, пытался его читать, очень туго идёт, нехватает эрудиции. Тот случай, когда человек пишет обращаясь к читателю, как равному по познаниям.

Не сдавайтесь! Интересные мысли пишет.

Я понимаю что лень всегда побеждает. Но есть же гугол. Он всегда объяснит непонятные слова и термины.

Вот мне было очень интересно почитать Юнга.

Хоть и с гуглом

Есть такое, да! Если Вам еще интересна его концепция, то могу рекомендовать начать не с первоисточников, а с постюнгианцев, которые переработали изначальный материал, добавили идеи (согласно современным открытиям) и преподносят материал для широкого круга читателей с целью популяризации идей Юнга. Попробуйте М.Стайн "Юнговская карта души" Удачи!

Спасибо за Ваш труд! Добротная статья получилась!

Спасибо и Вам за Вашу оценку!)

Если у Фрейда полно всякой несусветной хуйни, то она хотя бы замешана на материализме, а у этого так вообще, какие-то надличностные надстройки, мистицизм, астрология, даже не знаю.

"Хуйня" Фрейда перевернула мир психологии с ног на голову в 19 веке, когда он заговорил про сексуальность с научной точки зрения (да, да, с научной, не удивляйтесь) :)
А "Этот" развернул психологию в другую сторону и создал школу, которая "разорвала" (в смысле расколола, а не победила) психоанализ и составила ему конкуренцию! В общем "ЭТИ ДВОЕ" такого наворотили в популярных кругах узкой направленности, что по сей день разгребают :)
Мистицизм Юнга преувеличен, он предлагает мировоззрение, через которое можно взглянуть и если не зассал, то попробовать жить в согласии с собой и природой, не у всех получается, в том числе и у меня. :)

Терминология у Юнга имеет мистический оттенок, но значит всё те же материалистичные штуки.

Вот тут не очень понял, на Ваш взгляд коллективное бессознательное материально ? психика материальна ? и прочие "штуки" из юнгианства (архетипы, комплексы и т.д) тоже ?

Мозг ведь материален.

Как я писал выше, может лучше начать с постюнгианцев, а к первоисточникам вернуться потом :)

О том, как один психиатр не побоялся пойти против Фрейда

Зачиталась я как-то об ученых-академиках РАН и наткнулась на теорию психоанализа - истоки жанра, коллективное бессознательное, Берн, Фрейд, Юнг, либидо, мортидо, et cetera.
Но это неинтересно - об этом пишет практически каждый второй счастливый обладатель интернета, ваятель рефератов по психологии, типичный не-такой-как-все - р-р-ребята, я такую штуку нашел, комплекс Эдипа, это значит, что все беды от того, что мы хотим свою маму!
Шутки - шутками, но если серьезно - загуглите, я вообще не шучу, там от греческой мифологии только название.
Совершенно другой интерес представляет австрийский психиатр Вильгельм Штекель - он не на слуху, но придумал те вещи, которые сейчас распространяют бодипозитив, различные фем-сообщества и медицинские работники. Между нами, большинство предрассудков было неплохо им исправлено - начиная от "до свадьбы нельзя" заканчивая "психические больные - тоже люди".
Уже покруче, не так ли?
Штекель лечился от нервного напряжения у Фрейда, и вдохновившись его работами, сам стал психиатром - продвигал активно психоанализ (даже активнее, чем сам его основатель), писал книгу "Язык сновидений" (привет, современные сонники!), и пытался определить, что же значат для нашего с Вами подсознания фаллосы и вагины - Фрейд, естественно, одобрял его труд.
Спойлер: если попробуете прочитать эпосы Штекеля, секса Вы там не найдете.
Дальнейшую карьеру Штекель предпочел не дружбе, а критике Фрейда, сказав, что не все на подсознательном влечении к матери устроено - в ответ на это Фрейд обиделся и разорвал партнерские отношения со своим экс-учеником. Штекель не растерялся и приступил к куда более эпатажным исследованиям - например, им была подняты тема скрытой гомосексуальности всех людей, вопрос о благотворном влиянии. прикройте Ваши уши. мастурбации в качестве секс-разрядки, и даже исследование влечения ко смерти, раскрывшее картину нашего с Вами бессознательного. Им же и был введен термин "парафилия", обозначающее любой вид отклонения, связанный с половым влечением.
Иным словом, Штекель изучал запретный плод всех именитых психиатров - а что же там, за гранью нормального - толкая идеологию психиатрии вперед, в будущее. Штекель не пытался определить, где норма, а где - нет, где можно, а где - нельзя, а лишь поднимал границу дозволенного и задавал вопросы, на которые до сих пор никто не может найти ответ - и современная психиатрия только делает маленькие шаги в эту сторону.
Часть его тезисов нашла свою аудиторию - это заняло много времени, но именно сейчас мы можем говорить о сексе спокойно, относиться к своему телу и к своей сексуальности открыто, а главное - не считать любое отклонение нашего поведения от нормы извращением - спасибо дедушке Штекелю за это.
Судьба австрийского психиатра сложилась не самым удачным образом - осуждая смерть ради правого дела, Штекель совершил самоубийство, пытаясь убежать от власти нацистов. На многие годы ученый был позабыт, но его упорство, новаторский подход и важность поднятых тем дали большой толчок для карьеры Сабины Шпильрейн, Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, но это, как говорится, совсем другая история.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.