Научные статьи по неврозы

СЕГОДНЯ в развитых странах от неврозов страдают около 200 человек из 1000, а в развивающихся странах этот показатель выше в 1,5-2 раза. Причем городские жители болеют гораздо чаще.

Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма зависят от многих причин. С одной стороны, формирование невроза зависит от индивидуальных особенностей человека, его наследственности, возможности приспособиться к внешним условиям, уровня образования, профессиональной принадлежности, уровня культуры, ранее перенесенных заболеваний. С другой стороны - от характера психической травмы, которая может быть как одномоментной (например, внезапная смерть близкого человека), так и выражаться длительной ситуацией (конфликтная обстановка на работе или в семье).

Невроз (в его классическом понимании) - это нервно-психическое расстройство, вызванное психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением важных для человека взаимоотношений с его окружением. Понятие "невроз" не применяется в современной международной классификации болезней (МКБ-10). Сегодня оно указывает на уровень расстройств, включенных в эту группу. В нее объединены заболевания разной природы, с разными симптомами.

В первую очередь необходимо отметить, что это обратимые расстройства, они не связаны с выраженными психическими нарушениями - психозами и нарушениями нервной системы или внутренних органов. Хотя внешние проявления неврозов и напоминают признаки различных заболеваний, да и длятся неврозы часто годами.

Специалисты обычно выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. По международной классификации выделяются невротическая депрессия, фобический и ипохондрический неврозы, невроз страха и другие, обычно связанные с фобиями.

Неврастения выражается в состоянии повышенной возбудимости и раздражительности при быстрой истощаемости и утомляемости. На начальном этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит эмоциональные и физические нагрузки: появляется плаксивость и обидчивость, недовольство собой; при попытке заставить себя что-то делать появляется масса жалоб на плохое самочувствие, разбитость, слабость. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией или шумом в голове, из-за чего невозможно сосредоточить внимание. Обычно наблюдается учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушается сон: днем - сонливость, а ночью - бессонница. Чаще всего больные начинают обращать внимание на деятельность своих органов (как бьется сердце, работает желудок, дышат легкие) и на неприятные ощущения, с тревогой думая об опасных болезнях.

В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом. Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение, и предоставить больному хороший отдых, и больной быстро выздоравливает. В редких случаях требуется довольно длительное лечение.

Истерический невроз проявляется функциональными соматическими, неврологическими и психическими нарушениями.

Эти расстройства возникают в связи с самовнушением больного, поэтому симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней (истерию называют еще "великой симулянткой").

Наиболее яркими симптомами являются истерические судороги, которые, к счастью, встречаются довольно редко. Могут также появляться припадки в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в теле, длительных рыданий, которые возникают на публике и в таком месте, где больной не может нанести себе повреждения (больной не падает где попало, а выбирает предварительно место, чтобы не удариться). Больные всегда подчеркивают тяжесть своего заболевания, говорят о страшных страданиях, невыносимых болях, неповторимых и неописуемых симптомах. Как правило, они не тяготятся своим "тяжелым" состоянием. Наоборот, болезнь является защитной реакцией на конфликтную ситуацию: "Меня нельзя уволить с работы, так как я тяжело болею". У таких людей разрушается семья, приходится менять работу, вся жизнь превращается в сплошную болезнь.

Истерические расстройства могут быть кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с частыми обострениями. Так, в самых серьезных случаях (что случается редко) встречаются такие симптомы, как параличи рук и ног, потеря чувствительности, нарушения походки, истерическая слепота, глухота, немота.

При неврозе навязчивых состояний непроизвольно возникают страхи, мысли, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они пытаются бороться, но избавиться не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи - фобии. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающихся чувством сильной тревоги.

Если человеку, например, стало плохо в метро, то при повторении такой ситуации формируется страх, который постоянно преследует больного, особенно сильно проявляясь именно в метро. Таким образом может возникнуть навязчивый страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак, сифилис, СПИД). Эти больные предпринимают специальные меры предосторожности: избегают метро и другие виды транспорта, десятки раз моют руки, дезинфицируют одежду, не пользуются чужими предметами, не ходят в общественные заведения (рестораны, театры). Страхи могут касаться также и высоты, темноты, закрытых и открытых пространств. Может появиться страх переходить улицу, боязнь эскалатора, острых предметов. Нередко возникают навязчивые влечения: желание сделать недозволенное, противоречащее воспитанию и общественному порядку, - выругаться в общественном месте, оскорбить человека.

Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется затяжным течением, особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности, нерешительности, застенчивости.

Депрессивный невроз (депрессия) - состояние, при котором пониженное настроение сочетается с функциональными нарушениями. Депрессия чаще всего возникает у лиц прямолинейных, бескомпромиссных, с обостренным чувством долга. Это состояние сопровождается повышенной плаксивостью. При появлении депрессии люди по утрам просыпаются с трудом, в состоянии вялости и разбитости. Такие люди могут трезво смотреть на прошлое, а также достаточно оптимистично думают о будущем. В отличие от других видов депрессии подавленное состояние не влечет за собой снижения активности или инициативы и уж тем более мыслей о самоубийстве. Возможным исходом является лишь плохое настроение или полный уход в работу, учебу.

Ипохондрический невроз выражается в необоснованно повышенном внимании к своему здоровью и убежденности в наличии неизлечимой болезни. Эта форма обычно рождается из других неврозов, чаще всего из различных фобий. У таких больных иногда выделяются определенные функциональные нарушения, но они не соответствуют тяжести предполагаемой болезни. Мысли о болезни становятся основными, а хождение по больницам - способом существования.

В большинстве случаев невроз является полностью излечимым. Что же делать при возникновении невроза? Прежде всего обратите внимание на то, сколько вы спите, сколько времени проводите перед телевизором, монитором компьютера, за чтением газет, журналов. Попытайтесь снизить количество поступающей информации, но это не значит, что вы должны полностью изолироваться. Не будет лишним заняться спортом: плавание, бег и другие подвижные виды спорта, и желательно на свежем воздухе. Если у вас нет возможности заниматься спортом, очень полезна длительная ходьба: например, часть пути на работу проходите пешком.

Главное - не запустить. Комментарий специалиста.

Вот мнение кандидата медицинских наук Владислава Феликсовича ТРУБЕЦКОГО.

ГОВОРЯ о лечении невротического расстройства вообще, надо отметить, что оно требует правильной квалификации, как и любое другое болезненное состояние. Неспециалисту трудно понять сущность происходящего с человеком, видя только верхушку айсберга - симптом, наиболее значимый для пациента. А от правильности установления диагноза зависит адекватность проводимой терапии и, соответственно, прогноз.

Если речь идет о самостоятельном лечении неврозов, то можно упомянуть следующее. В медицинской практике часто встречаются невротические расстройства, связанные с астенией. Для их лечения можно применять препараты, содержащие натуральный корень женьшеня или культуру клеток женьшеня, выращенных по специальной технологии. В настоящее время выпускаются настойка женьшеня, таблетки, покрытые оболочкой, сухая биомасса женьшеня, а также большое количество комплексных препаратов, содержащих женьшень (например, женьшень-витам). Прием этих препаратов в рекомендованных дозах позволяет эффективно преодолевать астенические состояния и их последствия, приводит к восстановлению самочувствия, повышению работоспособности, улучшению настроения. Кроме того, препараты женьшеня являются адаптогенами, усиливая способность организма приспосабливаться к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам. Описано положительное влияние женьшеня на сердечно-сосудистую, пищеварительную и другие системы организма, его общеукрепляющее действие. Подобным действием обладает и лимонник китайский, из которого готовят настойку или спиртовой экстракт. Применение препаратов лимонника китайского способствует улучшению работы зрительного анализатора. Еще одно растение, применяющееся для лечения данной группы расстройств, - элеутерококк. Выпускается экстракт элеутерококка, обладающий общеукрепляющим, антитоксическим, стимулирующим и тонизирующим свойствами.

При нервном возбуждении, бессоннице применяют валериану лекарственную, препараты которой оказывают седативное, транквилизирующее действие, регулируют работу внутренних органов. Прием препаратов валерианы приводит к улучшению самочувствия, снижению напряженности, раздражительности, улучшению сна. Выпускается в виде природного сырья, из которого готовят настой, или в виде различных препаратов. Также применяется пустырник пятилопастный, обладающий кроме выраженных седативных свойств кардиотоническим и гипотензивным действиями. Выпускается в виде растительного сырья или настойки, а также входит в состав различных комплексных препаратов.

Следует отметить, что, несмотря на относительную безопасность перечисленных выше препаратов, применять их следует с осторожностью, в рекомендуемых дозах, учитывая противопоказания. Лучше проконсультироваться с врачом. Эффект, как правило, наступает не тотчас после приема препарата, а развивается в течение нескольких дней или недель.

В общем, если речь идет о здоровых людях, которые испытывают проблемы, не переходящие за грань болезни, - утомление в результате интенсивной работы, эмоциональные переживания по поводу различных жизненных событий и т. п., применять следует биологически активные пищевые добавки с соответствующими свойствами. При наступлении же болезни, пусть и нетяжелой, лечиться все-таки следует под наблюдением врача.

Лечимся сами

ИЗБАВЛЕНИЕ от невроза требует времени, терпения и усилий. Конечно, необходимо посоветоваться с врачом, но тем не менее следующие советы помогут вам справиться с неврозом самостоятельно:

  • не страдайте в уединении, попросите помощи у родных и близких;
  • решайте проблемы, разделяя их на отдельные этапы, продвигаясь к поставленной цели шаг за шагом;
  • не пытайтесь делать сразу много дел;
  • чередуйте отдых с работой, чаще занимайтесь спортом;
  • попытайтесь проанализировать мысли, которые приходят к вам в голову во время депрессии или невроза;
  • проанализируйте, как вы себя оцениваете, что думаете о себе, но не надо этим увлекаться - это может усугубить болезнь;
  • чем меньше вы будете думать о себе как об униженном, никому не нужном, плохом, тем выше вероятность того, что вы выздоровеете;
  • попробуйте выявить основные причины возникновения невроза;
  • не обращайте слишком много внимания на мелкие неудачи и разочарования;
  • можно также прибегнуть к помощи фитотерапии (овес, валериана, пассифлора, лимонная мята, зверобой, лаванда, горечавка, хмель).

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сарсембаев Кайратбек

Неврозы — это психогенные заболевания, характеризующиеся непсихотическим уровнем расстройств. К классическим формам неврозов относят неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Многие исследователи классифицируют неврозы по ведущему синдрому (астенический, ипохондрический, фобический, депрессивный, соматогенный, сенестопатический) либо по органу поражения (кардионевроз, логоневроз).

Наиболее частой формой невроза является неврастения.

Три стадии неврастении

Неврастения в своем развитии проходит три стадии — гиперсте-ническую, стадию раздражительной слабости и гипостеническую.

Первая стадия неврастении

Гиперстеническая стадия характеризуется гиперестезией. Больные чрезмерно реагируют на различные ощущения. Любой шо-

рох, громкая речь, даже одежда вызывают раздражение, беспокойство, общий дискомфорт больного. Нарушается сон, усиливается раздражительность, снижается работоспособность.

Вторая стадия неврастении

В данной стадии после реакции раздражения наступает резкая слабость. Больной покрывается потом, ноги слабеют, подгибаются, ощущение полного бессилия. Требуется время для того, чтобы собраться с силами. Это стадия раздражительной слабости. В данной стадии больной практически нетрудоспособен.

циализированного лечения прогноз благоприятный. Наступает полное выздоровление. Если же это происходит довольно часто, заболевание вовремя не распознается, то оно приводит к снижению качества жизни. Причиной несвоевременного выявления неврастении является то, что оно часто проходит под видом различных соматических расстройств и данные пациенты обращаются, в первую очередь, к врачам общей практики, и это затягивает их обращение к психиатру. По мере развития заболевания, вследствие перенапряжения нервных процессов, наступает психическая истощаемость и социально-профессиональная дезадаптация больного.

Третья стадия неврастении

Если не проводить соответствующего лечения, наступает гипостеническая стадия. Больной не реагирует на сильные раздражители. Ему уже безразлично все окружающее, так как уже нет сил на что-либо реагировать. Наступает полное истощение нервных процессов.

При своевременном выявлении невроза и проведении спе-

Принцип лечения неврозов

Лечение неврозов должно исходить из того, что это психогенное заболевание и что ведущим этиологическим фактором является психическая травма.

Как отмечал К. Ясперс, излечение невроза происходит в результате устранения психической травмы. Психическая травма определяет всю клиническую картину невроза и занимает в ней центральное место.

В зависимости от характера психической травмы и от структуры личности формиру-

ется психопатологический синдром.

Если при лечении психических расстройств основным принципом является ориентация на синдром, то при лечении неврозов этот принцип сохраняется, но основная направленность лечения должна быть ориентирована на психотерапию, на разрешение психотрав-мирующей ситуации.

Психотерапия должна быть личностно ориентированной, индивидуальной и при необходимости семейной и групповой.

При медикаментозном лечении неврозов используются препараты из группы транквилизаторов, антидепрессантов, нор-мотимиков. Учитывая наличие истощения нервной системы, необходимо назначение общеукрепляющей витаминотерапии.

Однако основным и центральным на протяжении всего курса лечения остается психотерапия.

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два и большее количество правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1. ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ

6) пороки развития

7) наследственная отягощённость

2. ПРИЗНАКИ ГИПЕРСТЕНИЧЕСКОЙ СТАДИИ НЕВРАСТЕНИИ

1) усиление раздражительности

2) безразличие к окружающему

3) снижение работоспособности

4) утрата трудоспособности

5) общий дискомфорт

6) нарушение сна

3. ПРИЗНАКИ СТАДИИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОЙ СЛАБОСТИ НЕВРАСТЕНИИ

1) снижение работоспособности

2) отсутствие трудоспособности

3) безразличие к окружающему

4) резкая слабость с астенией

5) утрата трудоспособности

6) общий дискомфорт

7) нарушение сна

4. ПРИЗНАКИ ГИПОСТЕНИЧЕСКОЙ СТАДИИ НЕВРАСТЕНИИ

1) истощение нервных процессов

2) снижение работоспособности

3) отсутствие трудоспособности

4) безразличие к окружающему

5) резкая слабость с астенией

6) утрата трудоспособности

7) общий дискомфорт

8) нарушение сна

5. НАИБОЛЕЕ ЧАСТОЙ ФОРМОЙ НЕВРОЗА ЯВЛЯЕТСЯ

1) невроз навязчивых состояний.

2) истерический невроз

6. КЛАССИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕВРОЗА

1) невроз навязчивых состояний

2) истерический невроз

7. ФОРМЫ НЕВРОЗОВ ПО ВЕДУЩЕМУ СИНДРОМУ

1) невроз навязчивых состояний.

2) истерический невроз

8. ФОРМЫ НЕВРОЗОВ ПО ОРГАНУ ПОРАЖЕНИЯ

1) невроз навязчивых состояний

2) истерический невроз

9. НА БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИСХОД ЗАБОЛЕВАНИЯ ВРОЗОМ ВЛИЯЮТ

1) проявление невроза как соматического заболевания

2) обращение больного к врачам общей практики

3) своевременное лечение заболевания

4) обращение больного к психиатру

5) раннее выявление заболевания

6) позднее обращение к врачу

7) длительность заболевания

10. ПРИ НЕВРОЗЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА не отражается в клинике заболевания участвует в формировании синдрома

не имеет этиологического значения является этиологическим фактором определяет клинику заболевания имеет второстепенное значение влияет на прогноз невроза

11. ПРИ ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ НАЗНАЧАЮТСЯ личностно-ориентированная психотерапия общеукрепляющая, витаминотерапия индивидуальная психотерпия транквилизаторы

12. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ НЕВРОЗАХ ЗАВИСИТ ОТ

1) профессионального статуса больного

2) эмоционального состояния больного

3) соматического состояния больного

4) характера психической травмы

5) структуры личности больного

6) социального статуса больного

7) семейно-бытовых отношений

8) волевых качеств больного

13. ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗА ЯВЛЯЕТСЯ .

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.И. Турсынов, М.А. Григолашвили, С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н.И. Турсынов, М.А. Григолашвили, С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова

APPROACHES TO NEUROSIS TREATMENT IN CHILDREN AND ADULTS

The article is about neurotic disorders in children . Clinical manifestations of neurasthenia, anxiety and obsessive-compulsive disorders are described as well as basic psychotherapeutic techniques currently available in treating neuroses . Special emphasis is given to current approaches in pharmacotherapy, in particular, to Adaptol – a non-benzodiazepine tranquilizer. Its tranquilizing effect is not accompanied by myorelaxation, drowsiness and psychomotor retardation.

Н.И. Турсынов (д.м.н.), М.А. Григолашвили (к.м.н.), С. Хан, Е.Д. Ким, С.У Сопбекова, А.Д. Мухамедкалиева Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан

современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей

Невроз - психогенное (как правило, кон-фликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений [1, 2].

Для невроза характерно:

• обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

• психогенная природа заболевания, которая определяется существованием содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

• специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение получают концепции полифакторной этиологии неврозов [3, 4, 5]. Признается единство биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные трудности. Психотравма-тизация является ведущей причиной невроза, но ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством других предрасполагающих условий (генетически обусловленная "почва" и "приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному результату.

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также без психопатических черт характера [6, 7, 8]. Одним из основных этиологических факторов социальной природы является

неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при безразличном отношении по типу "отвержения", а также в обстановке грубо-деспотического подавляющего воспитания.

Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований [9, 10, 11, 12].

В генезе психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличност-ный) конфликт определяется существованием противоречивых желаний , тенденций, мотивов и позиций личности.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенден-

N.I. Tursynov, e-mail: nurtasisataevich@mail.ru

циями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени соответствуют трем основным формам - истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимости от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий. Можно выделить общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность личности больного неврозом [13, 14, 15].

Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют определенные особенности в зависимости от применяемых методов лечения.

Частые неврозы детского возраста [10, 16].

Основным симптомом неврастении является раздражительная слабость, т. е. повышенная возбудимость и легкая истощаемость. Собственно астенические жалобы (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость)

сочетаются с головными болями, нарушениями внимания и памяти. Эти жалобы не проходят после отдыха. Кроме того, дети часто страдают разнообразными нарушениями сна: отмечаются затрудненное засыпание, поверхностный и тревожный сон с обилием сновидений, легкое пробуждение под влиянием незначительных внешних раздражителей.

2. Тревожно-фобические расстройства.

Тревога - эмоциональное состояние, для которого характерны сильный негативный аффект, симптомы мышечной напряженности и предчувствие опасности или неудачи в будущем. Это определение включает два основных признака тревоги: сильные негативные эмоции и элемент страха. Невротические фобии - навязчивое переживание страха с четкой фабулой при наличии достаточной критики. Они обостряются в определенных ситуациях, носят яркий, образный, чувственный характер.

Дети с генерализованным тревожным расстройством испытывают хроническое или чрезмерное беспокойство и эмоциональное напряжение, которым зачастую сопутствуют соматические симптомы.

Детям со специфическими фобиями свойственен сильный страх, связанный с определенными объектами или ситуациями (страх высоты, прививки, пауков и др.). Тревога может выражаться в плаче, капризах, застывании на месте, поиске защиты у взрослых. Специфические фобии могут формироваться в любом возрасте, но чаще всего возникают у детей 10-13 лет. Фобии, связанные с животными, темнотой, насекомыми, кровью и травмами, обычно возникают в возрасте 7-9 лет, что делает их похожими на страхи, характерные для нормального развития. Также как нормальные страхи, клинические фобии со временем ослабевают, но, в отличие от страхов, фобии имеют тенденцию сохраняться гораздо более продолжительное время.

Симптомы социофобии выражаются в страхе говорить на публике, покраснении, чрезмерном беспокойстве по поводу совершенных действий и поступков, в сильной застенчивости.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) характеризуется появлением навязчивых мыслей и ритуального поведения. Обсессии представляют собой стойкие, навязчивые и иррациональные мысли, идеи, импульсы или образы. Наиболее распространенными обсессиями у детей являются страх заражения и боязнь причинить вред себе или другим людям.

Патогенетическая психотерапия направлена на решение следующих задач: глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений;

• выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению невротического состояния и симптоматики;

• достижения у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеваний;

• помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости - изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих;

• изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет к улучшению самочувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному управлению психической саморегуляции, активному противодействию болезни [18, 19, 20, 21].

У пациентов преобладает представление о неблагоприятных влияниях социально-средовых факторов (семейные, бытовые и производственные проблемы). Они видят источник заболевания вне себя и возлагают ответственность за создающиеся жизненные трудности на окружающих. Лишь немногие больные выдвигают на первый план личностные факторы в развитии невроза.

В лечении неврозов важную роль играют психотерапевтические методики. В рамках рациональной психотерапии врач должен четко, доступно и обоснованно изложить родителям ребенка суть его заболевания. На всем протяжении лечения необходимо ободрять ребенка, внушать ему веру в

себя, формировать и поддерживать в нем чувство собственной полноценности, повышать его самооценку - это важно, так как больные неврозами не уверены в себе и ранимы. Большое значение придается семейной терапии, основной целью которой является ликвидация психотравмирующей ситуации в семье. Для лечения у детей применяются седативные средства и транквилизаторы. К первым относятся фитопрепараты, созданные на основе валерианы, мелиссы, зверобоя: Дормиплант, Гела-риум гиперикум и т. д. В группу транквилизаторов (анксиолитиков) входят психофармакологические средства, уменьшающие проявления тревоги, эмоциональную напряженность, страхи. Кроме того, транквилизаторы характеризуются гипнотическим, противосудорожным и миорелаксирующим эффектами. В лечении неврозов у детей целесообразно использовать небензодиазепиновые транквилизаторы (Фенибут, Тенотен, Атаракс), так как они имеют меньшее число побочных эффектов. Одним из таких препаратов является Адаптол. Адаптол может оказывать метаболическое действие, но-отропный эффект, нормализуя нарушенные стрессом метаболические процессы, а также влиять на функционирование нейромедиаторных систем. Он имеет умеренную анксиолитическую активность, устраняет или ослабляет беспокойство, тревогу, страх, внутреннее эмоциональное напряжение и раздражительность. Транквилизирующий эффект препарата не сопровождается миорелаксацией и нарушением координации движений.

Патогенетическая или личностно-ориентиро-ванная (реконструктивная) психотерапия при неврозах может осуществляться в двух основных формах - индивидуальной и групповой. Каждая из них обладает собственным специфическим психотерапевтическим потенциалом.

Групповая и индивидуальная психотерапия направлена на внтуриличностную проблематику и систему отношений пациента, дефекты которой находят выражение в межличностном взаимодействии, уже вторично обусловливающем усиление нарушений внутриличностных структур и рост нервно-психического напряжения.

Групповая психотерапия позволяет начать работу с конечного звена этой цепи, т.е. с неконструктивного поведения пациента. Психотерапевтическая группа является моделью естественных групп, и пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения. Специфика внутригрупповой терапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы - групповой динамики в лечебных целях.

1. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка / Пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384 с.

2. Barlow D. Н. Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. N. Y. Guilford Press, 1988: 477 p.

3. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицко-го. - Ф50 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил

4. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 е., ил.

5. Пробуждающее мышление / Ф. Клике. - М.: Прогресс. 1983.

6. Физиология ВИД / JI. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979

7. Иванова А. А., Рудницкий В. А., Костин А. К., Аксенов М. М., Епанчинцева Е. М., Стоянова И. Я., Цыбульская Е. В., Гарганеева Н. П.(Томск) Направления психологической помощи пациентам с непсихотическими психическими расстройствами// Сибирский вестник психиатрии и наркологии/, 2015, №2, стр 92-97

8. Каткова М. Н., Стоянова И. Я., Бохан Т. Г., Кол-макова И. А. (Томск) Возможности ОКАЗАНИЯ психологической помощи пациентам с эндогенными расстройствами /Сибирский вестник психиатрии и наркологии// 2015, №2, стр 97103.

9. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия. М., 2006. 15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: Руководство. М.: ОППЛ, 2012. 536 с.

10. Сергеев И.И., Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф. Психиатрия и наркология. М., 2009. 34. Сердюков-ская Г.Н. Задачи психогигиены и пути её развития // Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 7-16. 35.

11. Сметанников П.Г. Психиатрия. Руководство для врачей. СПб., 2007. 36. Смирнов Н.К. Современная школа и здоровье учащихся // Роль

курсов ОБЖ и БЖ в достижении целей новых ФГОС. Сергиев Посад, 2012. С. 11-20. 37.

12. Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия. М., 2012.

13. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 2000. 496 с.

15. Гурович И.Я. Состояние психиатрической службы в России: актуальные задачи при сокращении объема стационарной помощи // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22, № 4. С. 5-9.

16. Гычев А.В., Артемьев И.А. Пограничные нервно-психические расстройства и социальная нестабильность // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 4. С. 67-69.

17. Демчева Н.К., Орлова Н.В. Невротические расстройства у городского населения (клини-ко-эпидемиологический, фармакоэпидеми-ологический и организационный аспекты) // Российский психиатрический журнал. 2011. № 6. С. 5-19

18. Кузив Т. Как обрести мир в душе // Медицинская газета. № 95 от 17.12.2008.

19. Потапов О.В. Клиническая характеристика пациентов с расстройствами адаптации макросо-циального генеза // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 6. С. 27-32.

20. Семке В.Я. Производственная миграция и психическое здоровье // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 2. С. 5-6.

21. Ступина О.П., Говорин Н.В., Ахметова В.В. Структура и динамика показателей психического здоровья населения Забайкальского края (1998-2010 гг.) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 5. С. 99-101.

56 § НЕЙРОХИРУРГИЯ И НЕВРОЛОГИЯ КАЗАХСТАНА №2 (43), 2016

Н.И. Турсынов (м.г.д.), М.А. Григолашвили (м.г.к.), С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова, А.Д. Мухамедкалиева Караганды мемлекетт'к медицина университету Караганды к., К,азак,стан Республикасы

ересектер мен балаларда невроздарды емдеудег1 заманауи эд1стер1

Вул макала балалардаFы невротикалык мен катар бензодиазепиндк емес транквилиза-

бузылыстарFа арналFан. ЭртYрлi невроз тYрлерiнiк тор АдаптолFа назар аударылFан. Вул препараттыц

клиникалык кер^ст^ берiлген: неврасте- транквилизаторлык эсерi миорелаксациямен,

ниялар, YPейлi жэне обсессивтi-компульсивтi уйкышылдыкпен, тежегiштiк эсермен жYрмейдi.

бузылыстар. Невроздарды емдеуде колданылатын Негiзгi сездер: Невроздар, балалар, YPейлiк

негiзгi психотерапиялык эдктер сипатталFан. бузылыстар, Адаптол. Фармакотерапияныц заманауи эдктерЫе, соны-

N.I. Tursynov (D.Med.Sci.), M.A. Grigolashvili (Cand.Med.Sci.), S. Khan, E.D. Kim, S.U. Sopbekova, A.D. Mukhamedkaliyeva

Karagandy state medical university, Karagandy, Republic of Kazakhstan

modern approaches to neurosis treatment in children and adults

The article is about neurotic disorders in children. Clinical manifestations of neurasthenia, anxiety and obsessive-compulsive disorders are described as well as basic psychotherapeutic techniques currently available in treating neuroses. Special emphasis is given to current approaches in pharmacotherapy,

in particular, to Adaptol - a non-benzodiazepine tranquilizer. Its tranquilizing effect is not accompanied by myorelaxation, drowsiness and psychomotor retardation.

Keywords: Neuroses, children, anxiety disorders, Adaptol.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.