Неврозы статьи в газетах

Андрей ХАВАНОВ, психиатр, психотерапевт Междисциплинарного центра реабилитации:

— Вообще, неврозами в психиатрии называют целую группу различных заболеваний. Их объединяет то, что, во-первых, они обусловлены (чаще всего) психологическими причинами, а во-вторых, они обратимы. Еще очень важно добавить про эти заболевания следующее: они проявляются очень разной, говоря научным языком, полиморфной симптоматикой.

Болезни в психиатрии условно можно разделить на две большие категории: неврозы и психозы. Граница между ними условна. Объяснить ее можно таким образом: при тяжелых психических расстройствах (психозах) у человека грубо дезорганизуется психика. Он теряет критичность к своему состоянию — не осознает, что с ним что-то не так. Это обычно хорошо заметно окружающим. А он может этого не осознавать. Третий момент: человек теряет способность к произвольной регуляции своего поведения, не может подчинять свое поведение своей воле. Это все характеризует психозы.

А вот про неврозы можно сказать как раз другое: психика человека при подобных расстройствах не грубо нарушена. Он относится к этому критически, страдает от этого, понимая, что с ним что-то не так. И еще один момент: при неврозах человек сохраняет способность к произвольной регуляции своей деятельности. он может подчинять самого себя своей воле. Конечно же, в меньшей степени, чем здоровый человек, но все-таки он может это делать.

Пациент может обратить внимание на то, что он стал плохо спать или просыпаться по ночам. Довольно часто такие люди жалуются на повышенную тревожность. Несмотря на такое разнообразие этих признаков, все-таки невротические расстройства можно разделить на несколько крупных категорий.

Раньше долгое время думалось о том, что неврозы — это исключительно психогенные заболевания. такие заболевания, которые возникают из-за каких-то психологических причин. Чаще всего из-за конфликтов, которые могут быть внешними (например, трудности в рабочем коллективе или постоянные конфликты в семье), либо же они могут быть внутриличностными, с которыми человек живет с детства. В общем, довольно долго считалось, что это единственная причина неврозов. Но на сегодняшний день стало понятно, что любое заболевание, без исключения (и неврозы, в том числе), имеет мультифакториальную природу. Они случаются из-за стечения определенных обстоятельств.

Если опять немножко заглянуть в историю, то неврозы лечились длительное время исключительно психологическими методами. Самый распространенный и, наверное, известный во всем мире способ лечения неврозов — это знаменитый психоанализ Зигмунда Фрейда. Но на сегодняшний день он имеет скорее историческую ценность. Он, безусловно, важен. Он дал пониманию и человеческой души, и расстройств очень многое. Однако сегодня становится ясно, что одними только психологическими средствами невротические нарушения победить довольно сложно. Используется различный широкий спектр психофармакологических препаратов. Используются различные методы психотерапии. На сегодняшний день наиболее доказанными методами являются методы когнитивно-поведенческой психотерапии и всех ее ответвлений.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сарсембаев Кайратбек

Неврозы — это психогенные заболевания, характеризующиеся непсихотическим уровнем расстройств. К классическим формам неврозов относят неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Многие исследователи классифицируют неврозы по ведущему синдрому (астенический, ипохондрический, фобический, депрессивный, соматогенный, сенестопатический) либо по органу поражения (кардионевроз, логоневроз).

Наиболее частой формой невроза является неврастения.

Три стадии неврастении

Неврастения в своем развитии проходит три стадии — гиперсте-ническую, стадию раздражительной слабости и гипостеническую.

Первая стадия неврастении

Гиперстеническая стадия характеризуется гиперестезией. Больные чрезмерно реагируют на различные ощущения. Любой шо-

рох, громкая речь, даже одежда вызывают раздражение, беспокойство, общий дискомфорт больного. Нарушается сон, усиливается раздражительность, снижается работоспособность.

Вторая стадия неврастении

В данной стадии после реакции раздражения наступает резкая слабость. Больной покрывается потом, ноги слабеют, подгибаются, ощущение полного бессилия. Требуется время для того, чтобы собраться с силами. Это стадия раздражительной слабости. В данной стадии больной практически нетрудоспособен.

циализированного лечения прогноз благоприятный. Наступает полное выздоровление. Если же это происходит довольно часто, заболевание вовремя не распознается, то оно приводит к снижению качества жизни. Причиной несвоевременного выявления неврастении является то, что оно часто проходит под видом различных соматических расстройств и данные пациенты обращаются, в первую очередь, к врачам общей практики, и это затягивает их обращение к психиатру. По мере развития заболевания, вследствие перенапряжения нервных процессов, наступает психическая истощаемость и социально-профессиональная дезадаптация больного.

Третья стадия неврастении

Если не проводить соответствующего лечения, наступает гипостеническая стадия. Больной не реагирует на сильные раздражители. Ему уже безразлично все окружающее, так как уже нет сил на что-либо реагировать. Наступает полное истощение нервных процессов.

При своевременном выявлении невроза и проведении спе-

Принцип лечения неврозов

Лечение неврозов должно исходить из того, что это психогенное заболевание и что ведущим этиологическим фактором является психическая травма.

Как отмечал К. Ясперс, излечение невроза происходит в результате устранения психической травмы. Психическая травма определяет всю клиническую картину невроза и занимает в ней центральное место.

В зависимости от характера психической травмы и от структуры личности формиру-

ется психопатологический синдром.

Если при лечении психических расстройств основным принципом является ориентация на синдром, то при лечении неврозов этот принцип сохраняется, но основная направленность лечения должна быть ориентирована на психотерапию, на разрешение психотрав-мирующей ситуации.

Психотерапия должна быть личностно ориентированной, индивидуальной и при необходимости семейной и групповой.

При медикаментозном лечении неврозов используются препараты из группы транквилизаторов, антидепрессантов, нор-мотимиков. Учитывая наличие истощения нервной системы, необходимо назначение общеукрепляющей витаминотерапии.

Однако основным и центральным на протяжении всего курса лечения остается психотерапия.

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два и большее количество правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1. ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ

6) пороки развития

7) наследственная отягощённость

2. ПРИЗНАКИ ГИПЕРСТЕНИЧЕСКОЙ СТАДИИ НЕВРАСТЕНИИ

1) усиление раздражительности

2) безразличие к окружающему

3) снижение работоспособности

4) утрата трудоспособности

5) общий дискомфорт

6) нарушение сна

3. ПРИЗНАКИ СТАДИИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОЙ СЛАБОСТИ НЕВРАСТЕНИИ

1) снижение работоспособности

2) отсутствие трудоспособности

3) безразличие к окружающему

4) резкая слабость с астенией

5) утрата трудоспособности

6) общий дискомфорт

7) нарушение сна

4. ПРИЗНАКИ ГИПОСТЕНИЧЕСКОЙ СТАДИИ НЕВРАСТЕНИИ

1) истощение нервных процессов

2) снижение работоспособности

3) отсутствие трудоспособности

4) безразличие к окружающему

5) резкая слабость с астенией

6) утрата трудоспособности

7) общий дискомфорт

8) нарушение сна

5. НАИБОЛЕЕ ЧАСТОЙ ФОРМОЙ НЕВРОЗА ЯВЛЯЕТСЯ

1) невроз навязчивых состояний.

2) истерический невроз

6. КЛАССИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕВРОЗА

1) невроз навязчивых состояний

2) истерический невроз

7. ФОРМЫ НЕВРОЗОВ ПО ВЕДУЩЕМУ СИНДРОМУ

1) невроз навязчивых состояний.

2) истерический невроз

8. ФОРМЫ НЕВРОЗОВ ПО ОРГАНУ ПОРАЖЕНИЯ

1) невроз навязчивых состояний

2) истерический невроз

9. НА БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИСХОД ЗАБОЛЕВАНИЯ ВРОЗОМ ВЛИЯЮТ

1) проявление невроза как соматического заболевания

2) обращение больного к врачам общей практики

3) своевременное лечение заболевания

4) обращение больного к психиатру

5) раннее выявление заболевания

6) позднее обращение к врачу

7) длительность заболевания

10. ПРИ НЕВРОЗЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА не отражается в клинике заболевания участвует в формировании синдрома

не имеет этиологического значения является этиологическим фактором определяет клинику заболевания имеет второстепенное значение влияет на прогноз невроза

11. ПРИ ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ НАЗНАЧАЮТСЯ личностно-ориентированная психотерапия общеукрепляющая, витаминотерапия индивидуальная психотерпия транквилизаторы

12. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ НЕВРОЗАХ ЗАВИСИТ ОТ

1) профессионального статуса больного

2) эмоционального состояния больного

3) соматического состояния больного

4) характера психической травмы

5) структуры личности больного

6) социального статуса больного

7) семейно-бытовых отношений

8) волевых качеств больного

13. ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗА ЯВЛЯЕТСЯ .

НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Психология личности необозрима.

Нашей задачей является лишь попытка приоткрыть двери в мир психологических конфликтов и актуальных неврозов повседневности.

Найдется ли в мире хоть один человек, свободный от проблем?

Ответ очевиден, потому что каждый несет на себе бремя прошлого, настоящего и даже будущего. Все мы пережили рождение, детство, отрочество и юность, успев накопить тяжелый груз комплексов и неудач и приобрети массу полезного практического опыта. Психологически здоровый человек в современном мире — нонсенс, но стать здоровым вполне возможно, пройдя путь самосовершенствования и личностного роста.

Чем же болен современный человек?

Диагнозов сотни, и, чтобы разобраться во всех хитросплетениях психологических отклонений, нам потребуется не один десяток книг. Впрочем, можно сократить это путешествие и поговорить о самых распространенных проблемах нашей цивилизации.

Все мы находимся в социальной среде, давящей на нас непосильным грузом, отчего нам приходится либо прогибаться под суровый мир, либо раскалываться на части — мир прогибается под нас лишь в исключительных случаях.

Изначально человек стремится к совершенству и не стоит на месте, желая развиваться и двигаться вперед, но это получается далеко не у каждого. Внешние обстоятельства, внутренний стержень, воля, темперамент и характер — все это определяет силу и мотивационную составляющую личностного напора, приводящего к успеху или к поражению.

Каждый может достичь большего, и каждый силен во многом, а потенциал человека безграничен. Так и мы верим в силу светлого разума, одновременно понимая, что человеку часто необходим наставник, помощник, катализатор. Тот, кто занимается психотерапией в любом ее проявлении: психологическом, клиническом, духовно-эзотерическом или сугубо прикладном, пусть даже воспитательно-педагогическом. По своей сути это общая взаимосвязанная психотерапия, где каждый влияет на другого и опосредованно на самого себя.

ГДЕ КОРНИ НАШИХ ПРОБЛЕМ?

Столь принципиальным вопросом задавались с момента зарождения психологической науки. Естественно, психоаналитики остановились на детстве. Что влияет на человека? Наследственность, раннее развитие, воспитание, окружающая среда. Очень важным моментом является взаимодействие ребенка и матери на первом году жизни. Как мать относится к своему ребенку, желанный он или незапланированный? Что она испытывает по отношению к нему: любовь, заботу, преданность, ненависть или тревогу? Часто матери испытывают противоречивые чувства, не всегда осознанные и проявляющиеся в поведении. Младенец все очень тонко воспринимает, весь мир для него — это мать, поэтому его обращенность к миру опосредована материнским отношением.

Если сравнить ребенка в колыбели, окруженного неиссякаемой заботой, с заброшенной коляской в коммуналке, где каждый член семьи занят своим делом, выводы будут однозначными. В первом случае младенец впитает с материнским молоком любовь к людям и себе, во втором — вырастет угнетенным, отстраненным и заброшенным. Ему суждено попасть в среду, в которой придется как-то существовать и развиваться, справляясь с огромным количеством проблем. Но готов ли ребенок, растущий в атмосфере враждебности, к подвигам? Скорее нет. Впереди его ждут трудности и серьезные испытания, но фундамент будущих проблем заложен уже сейчас.

Позже развитие ребенка продолжится, его самосознание трансформируется в личность, на которую будет влиять ближайшее окружение: мать и отец, если речь идет о полной семье, бабушки и дедушки, тетушки и дядюшки и другие второстепенные персонажи. Мать оказывает первостепенное влияние; отец скорее вторичен, но тоже важен — его отсутствие может тяготить ребенка и стать источником первых комплексов.

Мальчик видит в отце силу и защиту, образец поведения, наблюдает его отношение к матери. Это образ его тайных фантазий о могуществе. Отец может стать причиной ревности, ведь психоаналитически ребенок жаждет обладать матерью, чтобы она принадлежала исключительно ему, а отец является третьим лишним.

И не так важно, существует ли воспетый фрейдистами Эдипов комплекс на самом деле, ведь наверняка каждый испытывал подобные эмоции.

Девочка, со своей стороны, видит перед собой образец мужественности, получает первые знаки внимания и поддержку с элементами чувственной любви. Если отца рядом нет, то впоследствии она часто не может научиться общаться с противоположным полом, теряется в кругу сверстников или ее тянет исключительно на негодяев и неудачников. Иногда она идеализирует реального или воображаемого отца, упрямо ищет его копию, находит (чаще неудачную), подделывает под себя, разочаровывается и прерывает отношения в самом начале.

Сын, растущий без отца, часто не имеет образца для подражания, поэтому сливается с матерью и получает гомосексуальные черты поведения, закрепляя которые, имеет все шансы пополнить число сексуальных меньшинств. Девушки подвержены этому в меньшей степени, но чаще склонны к одиночеству, постепенно превращаясь в старых дев.

Таким образом, мы определили важность присутствия родителей обоего пола для формирования здорового характера и мировоззрения ребенка.

Но разве ребенок сидит взаперти и не видит вокруг никого, кроме взрослых? Отнюдь. С малых лет он начинает общаться со сверстниками и сравнивать себя с другими детьми. Вырабатывается универсальный комплекс неполноценности, корень всех человеческих побед и поражений, двигатель прогресса. Каждый ребенок априори сомневается в себе: хватит ли у него сил на достойную жизнь, красив ли он по сравнению с остальными, умен, талантлив, популярен?

Смутные сомнения терзают душу и мешают радоваться жизни.

Каждый находит в себе настоящие и мнимые недостатки: ах, мой нос значительно длиннее, пальцы слишком тонкие, зубы не отливают белизной, а волосы слишком редкие, выпадают и вот-вот начнут седеть. Что с этим делать и как придать себе уверенности?

Неполноценность усиливается с поступлением в школу, где ролевые взаимодействия обостряются и начинается борьба за место под солнцем. Там же проявляются различия в способностях: кто-то учится лучше, кто-то отстает. Интересы начинают разниться, и видны первые склонности к гуманитарным или техническим специальностям. Первые оценки, похвала и осуждение, слезы, напряжение — все это заполняет жизнь юного создания. Если раньше ребенка наполняли фантазии, он мог путешествовать в своих мирах и быть рыцарем, суперменом, миллионером и иметь тысячу друзей, то сейчас реальность начинает оттеснять иллюзорность, избегая лишь немногих застрявших в грезах детей.

Параллельно приходят кризисы первого, третьего и последующих лет, обостряясь в подростковом возрасте — час икс для любого молодого человека. Это время значимых перемен, когда внешность меняется чуть ли не каждый день, когда появляются глобальные противоречия в отношении к самому себе и окружающим людям, прежде всего к родителям и устоям общества. Подросток отрицает все и вся, ему наплевать на авторитеты, он становится центром мироздания и вождем мировых революций, примеряя все на себя. Он сбрасывает шкуры и надевает ослепительные мантии, бунтует просто потому, что хочет бунтовать, его захватывает процесс, а не результат, и он не видит цели и смысла, но остро чувствует содержание процесса.

Подростковый возраст — время первой любви и первых разочарований, сентиментальных прогулок под луной, платонических и эротических переживаний Желания могут быть вполне взрослыми, но реализовать их пока затруднительно, и подросток начинает страдать: он уже не маленький, но еще и не взрослый. Но кто же он тогда? Непонятно кто — странное существо, почти как гуманоид, только по-человечески разговаривает. И ростом не вышел, неказист, кожа в прыщах, ноги кривые, уши торчат, нос красный, как у деда Мороза, слишком бледен, худощав или, наоборот, заплыл жирком от бабушкиных пирожков. Разве он идеален? Увы…

Что поделать с ужасной несправедливостью? Остается лишь ждать и верить в скорые перемены.

Приходит первая любовь: чарующая, страшная, мучительная, капризная, если повезет — взаимная, но обычно не очень счастливая. И влюбляться хочется в кого-то взрослого и значительного, к кому никогда не подойти: в строгую учительницу, недоступную старшеклассницу, соседку по лестничной клетке, а то и далекую кузину. Но понемногу вулкан страстей затухает, подросток взрослеет, и черты его уязвимости сглаживаются.

Однако не у всех этот период протекает гладко.

Чем опасен подростковый возраст для формирования невротичной взрослости? Можно выделить следующие пиковые моменты:

1) неуверенность в себе и влияние комплекса неполноценности;

2) тревога о прошлом, настоящем и будущем;

4) чрезмерный инфантилизм и маска самостоятельности;

5) стойкая неудовлетворенность собственной внешностью;

7) расстановка приоритетов;

8) формирование жизненного сценария, обусловленного влиянием родительского начала, собственными желаниями и силой воли.

Так к пяти годам формируется родительский сценарий по Эрику Берну. Но иногда ребенок не соглашается с влиянием неудачливых предков и путем колоссальной работы над собой или путем необъяснимой внутренней силы вырывается из-под родительского крыла, сбрасывает одеяло опеки и формирует свой сценарий, часто совершенно противоположный. Он может быть как позитивным, так и негативным: ребенок из семьи алкоголиков становится известным спортсменом, а подросток из обеспеченной семьи сбегает и начинает бродяжничать, приобретает зависимости и кончает свой недолгий жизненный путь в колонии строгого режима или больничной палате. Таким способом происходит реализация позитивных и негативных установок.

Как связаны между собой ранние периоды развития с реализацией сценария? Ответ дается в схематичной формуле:

2) базовое недоверие вызывает отрицание себя и окружающего, что способствует формированию негативного родительского сценария или негативного антисценария.

И наиболее редкий вариант:

3) базовое недоверие на отрицательной почве с принятием-непринятием себя (борьба мотивов и внутренних сил) с победой рационального начала, что вопреки всему формирует позитивный антисценарий.

ВВЕДЕНИЕ В БОЛЬШУЮ НЕВРОЗОЛОГИЮ

Что такое невроз?

В условиях хронического стресса человек особенно подвержен вредному воздействию окружающей среды. Он сам носит в себе невротические зерна и сам их взращивает, не считая удобрений и поливки со стороны любящих и заботливых родителей.

Первый этап формирования невроза — психологическая травма или любой пережитый стресс, имеющий особое значение для конкретной личности.

Затем наступает этап психологической реакции на стрессогенную ситуацию, когда человек не находит средств для управления своим стрессом.

Предпосылками здесь являются:

1) ограниченное время для осознания проблемы и ее причин, принятия конструктивного решения;

2) ригидность личностных установок, неспособность осознать свои потребности;

3) недостаток жизненного опыта и ресурсов для ориентации в проблеме, отсутствие информации для принятия адекватного решения;

4) субъективизм в оценке, приводящий к неспособности своевременно изменить ее;

5) тревожность и мнительность как особенности личностного развития;

6) нереалистичная самооценка.

В другом случае при накопившихся неразрешимых конфликтах возникает симптом — формируются страхи, депрессия, тревога. Симптоматика усложняется, человек не может справиться самостоятельно и все глубже погружается в невроз. Дальше присоединяется реагирование тела, невроз усложняется, влияя на все сферы жизни. Человек стремится противостоять ему, спасается бегством или ищет успокоения, но часто выхода поблизости нет, потому что прежние конфликты не осознаны и не отреагированы — это вызывает постепенное угасание эмоций и принятие своего невротического поведения.

Неврозы — это разнообразная группа функциональных психогенных расстройств, которая характеризуется различными проявлениями с одновременным сохранением самосознания личности и возможным осознанием своих проблем.

Распространенность неврозов растет с каждым днем — как минимум тридцать процентов населения страдают подобными расстройствами, и ни один человек не избежал тех или иных невротических проявлений своей личности.

Классифицировать неврозы можно по-разному. Сначала необходимо разделить неврозы по длительности.

Выделяют невротические реакции, собственно невротическое состояние и невротическое развитие личности.

Невротические реакции присутствуют у ста процентов людей. Любой здоровый человек может в течение дня так или иначе отреагировать, подумав о какой-либо проблеме, посмотрев по телевизору новости, услышав дурную весть, проехав на общественном транспорте или просто оставшись наедине с самим собой. Но благодаря нашим психологическим защитам эти неадаптивные реакции быстро редуцируются. Человек понимает, что подумал о несущественном, отстраняется, улыбается и живет дальше — до следующих невротических реакций. Но у некоторых людей реакции могут затянуться и в силу личностных особенностей превратиться в настоящий невроз, требующий разрешения.

Невроз имеет свои фазы, или интервалы течения. При своевременном обращении к специалистам он еще может быть редуцирован и удален, но от будущих неврозов человек по-прежнему не застрахован, если не научится методам профилактики. А в том случае, если он заболеет снова, это будет новый невроз, как мозаика собранный из других личностно-поведенческих фрагментов.

В худшем случае невроз может затянуться на долгие годы и привести к невротическому развитию личности, когда невроз и его носитель сращиваются. Становится трудно отделить болезнь от человека, он начинает холить и лелеять ее и ни за что не желает с ней расставаться.

В нем особенно сильно работают механизмы психологической защиты и вторичные выгоды: невроз становится родным, человек не представляет себе жизни без него, расставание с ним означает появление дискомфорта. Невротическое развитие — это выраженная дисгармония личности и своеобразный невроз характера, исправить который гораздо сложнее.

Причины неврозов разнообразны. Различные школы психологической и психотерапевтической науки по-разному объясняют их происхождение и динамику.

Пионером в неврозологии по праву остается психоанализ, считающий невроз следствием столкновения либидонозных и агрессивных инстинктов с требованиями совести и собственным эго, а также результатом неосознанного конфликта между противоречивыми желаниями личности. Классики психоанализа во главу угла ставили сексуальные конфликты, столь распространенные в конце девятнадцатого — начале двадцатого века. По мере развития общества и свершения сексуальной революции фрейдистский пансексуализм отходит на второй план и все большее внимание уделяется социальным факторам. Согласно психоаналитическим воззрениям, невроз берет начало в детстве и связан с нарушением той или иной стадии развития.

Невроз — компромисс между инстинктивными влечениями и психологической защитой личности. Классики выделяли актуальный невроз, связанный с настоящим пациента и причину которого следует искать в значимой ситуации, а не в прошлом; травматический нервоз — следствие катастрофической эмоциональной ситуации; и невроз характера, он же невроз судьбы, связанный с длительным невротическим стажем, заложенным в детстве и переплетенным с последующим развитием и многократно повторяемым стереотипом поведенческих схем.

Последователи психоанализа указывали на весомый вклад социальных и культурных факторов — у каждого времени свой невроз, и у каждой культуры своя невротическая почва. Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливан и другие выдающиеся психоаналитики своего времени вступали в увлеченные споры с отцом-основателем, предъявляя ему неопровержимые доказательства своей правоты. Дальше огромное значение приписывалось экзистенциальным факторам существования человека, которые описали психотерапевты Джеймс Бьюдженталь, Ролло Мэй и Ирвин Ялом. Несколько ранее стремительно развивалась гуманистическая психология устами Карла Роджерса, указывающая на невроз как на нарушение отношений личности. Мощное течение бихевиоризма видело невроз как неправильное поведение, синтез психоанализа и гуманизма — гештальт, кристаллизируя неудовлетворенные потребности, нарушение границ с внешней средой и особенности телесных проявлений. На современном этапе все больше говорят о наследственной предрасположенности невротических расстройств, что можно поставить под сомнение. Неизменным остается лишь значение психической травмы, хотя представителями разных школ она трактуется часто прямо противоположным образом.

Очевидно одно: любой невроз неразрывно связан с личностью, ее мировоззрением, жизненным опытом, социальными установками и общим физическим состоянием.

СЕГОДНЯ в развитых странах от неврозов страдают около 200 человек из 1000, а в развивающихся странах этот показатель выше в 1,5-2 раза. Причем городские жители болеют гораздо чаще.

Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма зависят от многих причин. С одной стороны, формирование невроза зависит от индивидуальных особенностей человека, его наследственности, возможности приспособиться к внешним условиям, уровня образования, профессиональной принадлежности, уровня культуры, ранее перенесенных заболеваний. С другой стороны - от характера психической травмы, которая может быть как одномоментной (например, внезапная смерть близкого человека), так и выражаться длительной ситуацией (конфликтная обстановка на работе или в семье).

Невроз (в его классическом понимании) - это нервно-психическое расстройство, вызванное психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением важных для человека взаимоотношений с его окружением. Понятие "невроз" не применяется в современной международной классификации болезней (МКБ-10). Сегодня оно указывает на уровень расстройств, включенных в эту группу. В нее объединены заболевания разной природы, с разными симптомами.

В первую очередь необходимо отметить, что это обратимые расстройства, они не связаны с выраженными психическими нарушениями - психозами и нарушениями нервной системы или внутренних органов. Хотя внешние проявления неврозов и напоминают признаки различных заболеваний, да и длятся неврозы часто годами.

Специалисты обычно выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. По международной классификации выделяются невротическая депрессия, фобический и ипохондрический неврозы, невроз страха и другие, обычно связанные с фобиями.

Неврастения выражается в состоянии повышенной возбудимости и раздражительности при быстрой истощаемости и утомляемости. На начальном этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит эмоциональные и физические нагрузки: появляется плаксивость и обидчивость, недовольство собой; при попытке заставить себя что-то делать появляется масса жалоб на плохое самочувствие, разбитость, слабость. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией или шумом в голове, из-за чего невозможно сосредоточить внимание. Обычно наблюдается учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушается сон: днем - сонливость, а ночью - бессонница. Чаще всего больные начинают обращать внимание на деятельность своих органов (как бьется сердце, работает желудок, дышат легкие) и на неприятные ощущения, с тревогой думая об опасных болезнях.

В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом. Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение, и предоставить больному хороший отдых, и больной быстро выздоравливает. В редких случаях требуется довольно длительное лечение.

Истерический невроз проявляется функциональными соматическими, неврологическими и психическими нарушениями.

Эти расстройства возникают в связи с самовнушением больного, поэтому симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней (истерию называют еще "великой симулянткой").

Наиболее яркими симптомами являются истерические судороги, которые, к счастью, встречаются довольно редко. Могут также появляться припадки в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в теле, длительных рыданий, которые возникают на публике и в таком месте, где больной не может нанести себе повреждения (больной не падает где попало, а выбирает предварительно место, чтобы не удариться). Больные всегда подчеркивают тяжесть своего заболевания, говорят о страшных страданиях, невыносимых болях, неповторимых и неописуемых симптомах. Как правило, они не тяготятся своим "тяжелым" состоянием. Наоборот, болезнь является защитной реакцией на конфликтную ситуацию: "Меня нельзя уволить с работы, так как я тяжело болею". У таких людей разрушается семья, приходится менять работу, вся жизнь превращается в сплошную болезнь.

Истерические расстройства могут быть кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с частыми обострениями. Так, в самых серьезных случаях (что случается редко) встречаются такие симптомы, как параличи рук и ног, потеря чувствительности, нарушения походки, истерическая слепота, глухота, немота.

При неврозе навязчивых состояний непроизвольно возникают страхи, мысли, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они пытаются бороться, но избавиться не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи - фобии. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающихся чувством сильной тревоги.

Если человеку, например, стало плохо в метро, то при повторении такой ситуации формируется страх, который постоянно преследует больного, особенно сильно проявляясь именно в метро. Таким образом может возникнуть навязчивый страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак, сифилис, СПИД). Эти больные предпринимают специальные меры предосторожности: избегают метро и другие виды транспорта, десятки раз моют руки, дезинфицируют одежду, не пользуются чужими предметами, не ходят в общественные заведения (рестораны, театры). Страхи могут касаться также и высоты, темноты, закрытых и открытых пространств. Может появиться страх переходить улицу, боязнь эскалатора, острых предметов. Нередко возникают навязчивые влечения: желание сделать недозволенное, противоречащее воспитанию и общественному порядку, - выругаться в общественном месте, оскорбить человека.

Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется затяжным течением, особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности, нерешительности, застенчивости.

Депрессивный невроз (депрессия) - состояние, при котором пониженное настроение сочетается с функциональными нарушениями. Депрессия чаще всего возникает у лиц прямолинейных, бескомпромиссных, с обостренным чувством долга. Это состояние сопровождается повышенной плаксивостью. При появлении депрессии люди по утрам просыпаются с трудом, в состоянии вялости и разбитости. Такие люди могут трезво смотреть на прошлое, а также достаточно оптимистично думают о будущем. В отличие от других видов депрессии подавленное состояние не влечет за собой снижения активности или инициативы и уж тем более мыслей о самоубийстве. Возможным исходом является лишь плохое настроение или полный уход в работу, учебу.

Ипохондрический невроз выражается в необоснованно повышенном внимании к своему здоровью и убежденности в наличии неизлечимой болезни. Эта форма обычно рождается из других неврозов, чаще всего из различных фобий. У таких больных иногда выделяются определенные функциональные нарушения, но они не соответствуют тяжести предполагаемой болезни. Мысли о болезни становятся основными, а хождение по больницам - способом существования.

В большинстве случаев невроз является полностью излечимым. Что же делать при возникновении невроза? Прежде всего обратите внимание на то, сколько вы спите, сколько времени проводите перед телевизором, монитором компьютера, за чтением газет, журналов. Попытайтесь снизить количество поступающей информации, но это не значит, что вы должны полностью изолироваться. Не будет лишним заняться спортом: плавание, бег и другие подвижные виды спорта, и желательно на свежем воздухе. Если у вас нет возможности заниматься спортом, очень полезна длительная ходьба: например, часть пути на работу проходите пешком.

Главное - не запустить. Комментарий специалиста.

Вот мнение кандидата медицинских наук Владислава Феликсовича ТРУБЕЦКОГО.

ГОВОРЯ о лечении невротического расстройства вообще, надо отметить, что оно требует правильной квалификации, как и любое другое болезненное состояние. Неспециалисту трудно понять сущность происходящего с человеком, видя только верхушку айсберга - симптом, наиболее значимый для пациента. А от правильности установления диагноза зависит адекватность проводимой терапии и, соответственно, прогноз.

Если речь идет о самостоятельном лечении неврозов, то можно упомянуть следующее. В медицинской практике часто встречаются невротические расстройства, связанные с астенией. Для их лечения можно применять препараты, содержащие натуральный корень женьшеня или культуру клеток женьшеня, выращенных по специальной технологии. В настоящее время выпускаются настойка женьшеня, таблетки, покрытые оболочкой, сухая биомасса женьшеня, а также большое количество комплексных препаратов, содержащих женьшень (например, женьшень-витам). Прием этих препаратов в рекомендованных дозах позволяет эффективно преодолевать астенические состояния и их последствия, приводит к восстановлению самочувствия, повышению работоспособности, улучшению настроения. Кроме того, препараты женьшеня являются адаптогенами, усиливая способность организма приспосабливаться к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам. Описано положительное влияние женьшеня на сердечно-сосудистую, пищеварительную и другие системы организма, его общеукрепляющее действие. Подобным действием обладает и лимонник китайский, из которого готовят настойку или спиртовой экстракт. Применение препаратов лимонника китайского способствует улучшению работы зрительного анализатора. Еще одно растение, применяющееся для лечения данной группы расстройств, - элеутерококк. Выпускается экстракт элеутерококка, обладающий общеукрепляющим, антитоксическим, стимулирующим и тонизирующим свойствами.

При нервном возбуждении, бессоннице применяют валериану лекарственную, препараты которой оказывают седативное, транквилизирующее действие, регулируют работу внутренних органов. Прием препаратов валерианы приводит к улучшению самочувствия, снижению напряженности, раздражительности, улучшению сна. Выпускается в виде природного сырья, из которого готовят настой, или в виде различных препаратов. Также применяется пустырник пятилопастный, обладающий кроме выраженных седативных свойств кардиотоническим и гипотензивным действиями. Выпускается в виде растительного сырья или настойки, а также входит в состав различных комплексных препаратов.

Следует отметить, что, несмотря на относительную безопасность перечисленных выше препаратов, применять их следует с осторожностью, в рекомендуемых дозах, учитывая противопоказания. Лучше проконсультироваться с врачом. Эффект, как правило, наступает не тотчас после приема препарата, а развивается в течение нескольких дней или недель.

В общем, если речь идет о здоровых людях, которые испытывают проблемы, не переходящие за грань болезни, - утомление в результате интенсивной работы, эмоциональные переживания по поводу различных жизненных событий и т. п., применять следует биологически активные пищевые добавки с соответствующими свойствами. При наступлении же болезни, пусть и нетяжелой, лечиться все-таки следует под наблюдением врача.

Лечимся сами

ИЗБАВЛЕНИЕ от невроза требует времени, терпения и усилий. Конечно, необходимо посоветоваться с врачом, но тем не менее следующие советы помогут вам справиться с неврозом самостоятельно:

  • не страдайте в уединении, попросите помощи у родных и близких;
  • решайте проблемы, разделяя их на отдельные этапы, продвигаясь к поставленной цели шаг за шагом;
  • не пытайтесь делать сразу много дел;
  • чередуйте отдых с работой, чаще занимайтесь спортом;
  • попытайтесь проанализировать мысли, которые приходят к вам в голову во время депрессии или невроза;
  • проанализируйте, как вы себя оцениваете, что думаете о себе, но не надо этим увлекаться - это может усугубить болезнь;
  • чем меньше вы будете думать о себе как об униженном, никому не нужном, плохом, тем выше вероятность того, что вы выздоровеете;
  • попробуйте выявить основные причины возникновения невроза;
  • не обращайте слишком много внимания на мелкие неудачи и разочарования;
  • можно также прибегнуть к помощи фитотерапии (овес, валериана, пассифлора, лимонная мята, зверобой, лаванда, горечавка, хмель).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.