Определение невроза по карвасарскому

рубрика: Медицинская психология, прочитано - 21316 раз

Неврозы относятся к так называемой "малой психиатрии", которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Они подходят под определение "пограничные состояния". Понятие "пограничные состояния" включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и другие, протекающие на невротическом уровне.

В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям.

Понятие "невроз" было введено в медицину в 1776 г. Cullen. В свое время это было прогрессивным, так как позволило выделить из ряда соматических заболеваний психосоматические расстройства и связать их с нарушением нервной деятельности.

В настоящее время в понятие "невроз" вкладывается разное содержание. Различаются и представления о причинах возникновения неврозов.

Представления о причинах возникновения неврозов

Некоторые исследователи считают, что невротические феномены вызваны определенными патологическими механизмами чисто биологической природы (А. И. Струнов, Л. В. Кактурский). Axenfeld и Huchapd (1983): "Неврозы – это незнание, возведенное в степень нозологической группы". То есть при соответствующих достижениях техники, биологии, медицины можно будет найти морфологические субстраты, адекватные любому нарушению функции.

С точки зрения бихевиористов, реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как результат неправильного научения (H. Y. Eysench, J. Wolpe, S. Rachman). Eysench: "Нет невроза, скрывающегося за симптомом, это просто сам симптом".

Экзистенциалисты (R. May) вообще не считают неврозы болезнью: "Невроз – это форма отчужденного существования больного".

Приверженцы гуманистический психологии (C. Rogers) говорят, что невроз – это неудовлетворенная потребность в самоактуализации.

Представители течения "Антипсихиатрия" утверждают, что неврозы – "нормальное поведение в ненормальном обществе".

В.Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:

1. Связь с личностью больного, психотравмой; неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию.
2. Возникновение и течение невроза более или менее связано с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между изменениями психотравмирующей ситуации и динамикой состояния больного.
3. Клинические проявления по содержанию связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя собой аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний.
4. Отмечается высокая эффективность психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением.

Таким образом, невроз – это "психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатоло-гических явлений".

Для невроза, по Мясищеву, характерны следующие особенности:
1) обратимость патологических нарушений независимо от длительности;
2) психогенная природа;
3) специфичность клинических проявлений, состоящих в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств.

Следует дифференцировать понятия "психогения" и "невроз". Понятие "психогении" шире понятия неврозов; кроме неврозов оно включает в себя реактивные состояния, психогенные и ситуативные реакции.

По данным Б. Д. Петракова и Л. Б. Петраковой, уровни распространения и темпы "накопления" больных неврозами (и другими психогениями) в большинстве стран мира высоки и продолжают расти. Некоторые авторы, в том числе и известный психиатр H. Hagner (1985), полагают, что нынешнее поколение страдает психическими заболеваниями не чаще, чем предыдущее, но некоторые исследователи считают, что количество неврозов увеличивается в связи с техническим развитием общества.

Классификации неврозов

Существует множество классификационных делений неврозов. Это результат отсутствия единого взгляда на этиологию и патогенез. В основе классификаций лежат разные признаки:

• этиологический: вина, фрустрация, агрессия и др.
• информационный: (недостаток или избыток информации);
• ситуационный и реактивный;
• конституционный и реактивный по генетическому фактору;
• по принципу убывания роли факторов среды и возрастания роли факторов личности;
• по признакам профессии – неврозы руководящих кадров, неврозы актеров и т.д.;
• по событиям в жизни общества – военный, окопный и т.д.

В настоящее время большинство отечественных авторов выделяют три классические формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний (Г.К. Ушаков, А.А. Портнов, Д.Д. Федотов, Б.Д. Карвасарский, Ю.Я. Тупицын, Н.К. Липгарт, В.Ф. Матвеев, М.Г. Арапетянц, А.М. Вейн, Ф.И. Случевский).

НЕВРАСТЕНИЯ

Неврастения – буквально "слабость нервов" (греч. asthenos – "слабый").

И.П. Павлов и А.Г. Иванов-Смоленский выделяют три стадии заболевания:

1. В начальной стадии нарушено активное торможение, что проявляется преимущественно в виде раздражительности и возбудимости.
2. В промежуточной стадии имеет место лабильность возбудительных процессов с преобладанием раздражительной слабости.
3. В заключительной стадии развивается охранительное торможение, преобладает истощаемость, слабость, вялость, апатия, повышенная сонливость, пониженное настроение.

А. Кемпински говорит, что появившаяся слабость носит характер постоянного чувства усталости. Больной чувствует себя как после тяжелой физической работы или после тяжелого заболевания, жалуется на мышечные боли, особенно в поясничной области (повышенное напряжение этих мышц), на сердцебиения, боли в животе, расстройства половой сферы (преждевременная эякуляция, импотенция у мужчин, аноргазмия у женщин).

Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча (неврастенический шлем), ощущается чувство давления внутри головы (“вата в голове”), сумбур в голове (“вода переливается, треск”).

Отмечаются трудности концентрации внимания и запоминания – эти нарушения являются проявлением психической усталости. С утра характерно чувство усталости, к вечеру – оживление. Больные плохо засыпают, видят кошмарные, поверхностные сны. Испытывают раздражительность, злобу, чувство исчерпанности, “вулканические” извержения гнева.

Неврастенией чаще страдают руководящие работники (так называемый директорский невроз). Они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает все и вся.

Для неврастении характерны спешка и скука. Больной хочет “оказаться в другом мире”, оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить.
Неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией.

Спешка и скука причисляются к чертам современной цивилизации, поэтому неврастению можно рассматривать как "неврастенизирование" общества технического прогресса. С.В. Цуладзе, опираясь на психологию отношений, описанную В.Н. Мясищевым, считает, что при неврастении нарушаются отношения "Я" к предметам и лицам.

ИСТЕРИЯ

Истерия – от греч. hystera – "матка". Во времена Платона считали, что эта болезнь связана с хождением матки по телу женщины. Затем были обнаружены те же симптомы и у мужчин, но значительно чаще истерия встречается у женщин.

Бабинский называл истерию "великой симулянткой", так как при истерии проявляются симптомы, характерные для разных заболеваний: головная боль сильнее, чем при опухолях мозга, сердцебиения, эмоциональная возбудимость, характерные для сердечной недостаточности, припадки (истерическая дуга), напоминающие эпилепсию.
В основе заболевания лежат психогении – факторы эмоционального характера (эмоциональное состояние больного, его травмы, конфликты).

Факторы эмоционального характера, действующие на физическое самочувствие, называются конверсией (conversia – “обращая”, “направляя”). В симптомах истерической конверсии есть черты экстраверсии, направленные во внешнюю среду.

Симптомы истерии проявляются в двигательных, сенсорных и психических нарушениях:

• Двигательные симптомы – гиперкинезы (размашистые движения различного рода: писчий спазм, особенно у учителей, вздрагивания, истерическая дрожь, тики, навязчивые движения); функциональные параличи.

• Сенсорные симптомы – снижение данной функции перцепции (отсутствие болевой реакции, истерическая слепота и глухота) или ее повышение (гиперстезии, непроходящая боль, зрительная или слуховая гиперчувствительность). Возможно отсутствие осязания, перчаточная или чулочная гиперчувствительность, спастическое зажмуривание век, аноргазм, глухота, потеря вкуса, головная боль ("болевой гвоздь"), истерическая беременность, потеря голоса.

• Психические симптомы – состояние огромного возбуждения или апатии, отличная память (гипермнезия) или ее утрата (амнезия). Наблюдаются экстазы, исступленность, припадки, истерическое окаменение (ступор), сумеречное состояние (неудержимое стремление к бегству, перевоплощение в животное и т.д.).

Следует отличать истерический невроз от истерической психопатии. Для последней личностные отношения более выражены, приводят к значительному "снижению в социально-этическом плане". Истерические черты характера проявляются с детства и часто усугубляются вследствие неправильного воспитания, при этом проявляются в разных ситуациях, не имея четкой связи с психотравмой.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ

Невроз навязчивых состояний – ананкастический невроз (ananke – "необходимость", "фатум"). Особенностью невроза навязчивых состояний является принуждение. Чем большее оказывается сопротивление этому принуждению, тем сильнее проявляются симптомы. Волевое усилие или остается без ответа, или усиливает симптоматику (например, беспокойство, закрыл ли двери, “застревает” в голове). У больного наблюдается стремление к порядку. Нарушение порядка, ритуалов вызывает беспокойство, а ритуал защищает от страха, снижает тревогу. От-мечается тенденция к выполнению общественных норм – в противном случае возникает чувство вины. Для снижения страха больной использует талисманы, магические заклятия и т.д.

При неврозе навязчивых состояний отмечаются навязчивые мысли, действия, страхи (фобии).

• Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски (пересчитывание чисел, повторение услышанного). Например, у матери – мысль убить ребенка, у верующего – богохульство, секс. Навязчивые мысли могут носить экзистенциальный характер: хорошо ли я сделал, правильно ли провел консультацию, кто я, зачем я живу? Возможны дереализация (чувство измененности, нереальности окружающего) и деперсонализация (нарушение самосознания, чувство изменения своего "Я").

• Навязчивые действия – стереотипные движения вопреки воле и разуму. Например, мытье рук, ритуалы одевания и раздевания, определенное количество повторений действий и т.д. Цель навязчивого действия – отстранение зла. Больные понимают, что действия выглядят нелепо, смешно, но отказаться от их выполнения не могут (стремление обойти уличный фонарь с определенной стороны, встряхивание головой, ногой).

• Навязчивые страхи (фобии):
- клаустрофобия – боязнь закрытых пространств;
- агорафобия – страх перед открытыми пространствами;
- эрейтофобия – страх покраснеть в присутствии посторонних.

Возможен страх перед биологической или психологической смертью, перед загрязнением, страх острых предметов и др. В возникновении этих страхов могут быть разные психологические предпосылки: сексуальная неудовлетворенность в супружестве, скрытая агрессивность, аморальное поведение.

1. Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.
2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
3. Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2 т. – М., 1983.
4. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научн. трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1985. – Т. 121.
5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.
6. Кайдановская Е. В. Групповая психотерапия при неврозах. //Сб. научн. трудов Институ-та им. В. М. Бехтерева. – Л., 1982. – Т. 100.
7. Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.
8. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985.
9. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
10. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
11. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. – М., 1988.
12. Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978.
13. Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. //Транскультуральные исследования в пси-хотерапии. / Под ред. С. В. Кабанова. – Л., 1989.
14. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1974.
15. Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. – Киев, 1978.
16. Мастерс и Джонсон о любви и сексе.: В 2 ч. (Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р.) – СПб., 1991.
17. Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976.
18. Неврозы и пограничные состояния /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. – Л., 1972.
19. Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982.
20. Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988.
21. Слуцкий А. С. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984.
22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
23. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.
24. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959.
25. Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960.
26. Якубик А. Истерия. – М., 1982.







Что такое невроз и как его лечить

Толстых Алина Равильевна, медицинский психолог,

директор Центра психотерапии на Басковом 34

ЧТО ТАКОЕ НЕВРОЗ И КАК ЕГО ЛЕЧИТЬ

Невротические расстройства (неврозы) являются одной из наиболее распространенных причин обращения к психотерапевту или психологу. Большая часть обращений в наш психотерапевтический Центр связана именно с этой группой расстройств.

Что такое невроз?

О невротических расстройствах (а также о методах лечения неврозов и невротических расстройств) достаточно много написано, и эти материалы есть в свободном доступе. Однако многие статьи переполнены специальной терминологией, которая не проясняет ситуацию, для людей, не имеющих психологического или медицинского образования.

Однако, самая большая проблема заключается в том, что если этот человек придет к психиатру, ему просто назначат психофармакотерпию…

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю провести небольшой анализ специальной терминологии и перевести смысл научных терминов и определений невроза на простой, человеческий язык. И после этого описать преимущества подхода к лечению неврозов, который применяется в современной психотерапии и в нашем Центре психотерапии на Басковом 34.

По классическому определению выдающегося отечественного ученого, внесшего огромный вклад в развитие отечественной неврозологии и психотерапии, Бориса Дмитриевича Карвасарского (1990):

Невроз – это психогенное, как правило, конфликтогенное, пограничное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии объективных соматических заболеваний органов и систем человека и психотических явлений .

…А теперь по порядку!

К таким факторам относятся:

· Специфические личностные черты и особенности , заложенные в детстве в процессе воспитания, влияния социальной среды (в которых жил и развивался человек), а также сформированные под влиянием важных жизненных событий и психологических травм.

· Способность человека справляться со стрессом – наличие различных способов разрешения проблемных жизненных ситуаций, которые могут использованы в поведении (по научному - копинги или механизмы совладания). Чем гибче человек, чем большее количество сложных межличностных ситуаций он может решить, тем меньше вероятность развития невроза. Когда у человека способов разрешения проблемных ситуаций не много (по причине воспитания) или внутренние ресурсы закончились (под действием психологических неблагоприятных обстоятельств или просто утомления) появляются предпосылки для возникновения невроза.

· Внешние конфликты , противоречия и разногласия (с окружающими людьми, обстоятельствами жизни и собственными потребностями и/или возможностями),

· Психотравмирующие обстоятельства (событие или последовательность негативных жизненных событий, либо наличие хронических, неблагоприятных жизненных обстоятельств).


Это указание на специфический интрапсихический (внутриличностный) механизм невротического расстройства, который представляет из себя важный компонент заболевания, не представленный в других группах пограничных психических расстройств.

Данное определение указывает на то, что невроз является расстройством, но не является душевным (психическим) заболеванием, приводящим к значительным ограничениям в жизни (таких как при шизофрении, эпилепсии, и различных органических заболеваниях головного мозга).

Однако, это также означает и то, что человек страдающий неврозом действительно имеет расстройство, оказывающее влияние на качество его жизни, общее самочувствие и взаимоотношения с другими людьми и требующее специального, грамотного лечения.

Например :


В системе отношений существует иерархия, определяющая значимые и незначимые отношения.

Здоровый человек способен, сталкиваясь с возникающими противоречиями жизни, делать выбор в соответствии с собственными приоритетами, ценностями, симпатиями, а также принимать ответственность на себя за собственные решения.

То есть там, где условно здоровый человек либо вообще ничего не заметит, или справится со сложной жизненной ситуацией без значительного затруднения, человек с невротической предрасположенностью, справиться с ситуацией или с гораздо большим трудом или, если ресурсы уже исчерпаны – заболеет неврозом.

И в-третьих , и еще раз: невротические расстройства - это не сумасшествие! Человек, страдающий от симптомов невротического расстройства, не является душевнобольным. И самое главное симптомы невроза, в отличие от симптомов психических заболеваний – обратимы. При специальном и грамотном лечении невроз полностью проходит.

КАК ВЫЛЕЧИТЬ НЕВРОЗ?

(лечение неврозов и невротических расстройств)

Поэтому, как отмечают многие клиенты, после отмены препаратов все возвращается с прежней силой, а в некоторых случаях имеющие симптомы становятся сильнее (панические атаки, повышенная тревожность, депрессия, фобии, навязчивости и т.д.). Это связано с тем, что при приеме таблеток человек не меняет жизненную ситуацию, отношения с людьми, собственные взгляды на жизнь и стиль взаимоотношений и возникшие сложности не просто не решаются, но еще и накапливаются, захватывая различные сферы жизни.

Основным методом лечения неврозов в настоящее время является психотерапия .

Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых случаях (и только на начальном этапе психотерапии ) может быть назначен временный (краткосрочный) прием лекарственных препаратов, для того чтобы, например, снизить зашкаливающий уровень тревоги у человека и только после этого переходить к основному лечению – к психотерапии.

Что такое психотерапия?

В нашем Центре – в основе психотерапевтического лечения лежит Индивидуальная программа психотерапии, которая формируется на диагностическом этапе работы.

Проведенная диагностика позволяет подтвердить невротическое расстройство, исключить похожее на невротические расстройства другие заболевания, сформировать психотерапевтическую гипотезу, определить мишени психотерапии и составить программу интервенции. После такой, иногда краткой, а иногда достаточно длительной, психотерапевтической диагностики, разработанная программа психотерапии, будет включать обоснованный, но минимально-достаточный набор психотерапевтических инструментов.

Подробную информацию о лечении неврозов (невротических расстройств) можно получить на консультации специалиста нашего Центра. Записаться на прием Вы можете здесь

Название цикла: Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия по Карвасарскому, Ташлыкову, Исуриной в лечении невротических расстройств, пограничных состояний и зависимостей.

Объем цикла: 144 ак.ч.

Сроки проведения цикла: 14 марта – 25 июля 2020 года.

Стоимость:

при оплате в день начала обучения – 24 000 руб. (возможна рассрочка на 4 месяца и индивидуальные скидки)
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 22 320 руб. (скидка 7%)
при оплате не позднее, чем за 2 недели (14 дней) до начала обучения – 21 600 руб. (скидка 10%)
при оплате не позднее, чем за 3 недели (21 дней) до начала обучения – 20 640 руб. (скидка 14%)
при оплате не позднее, чем за 4 недель (28 дней) до начала обучения – 19 920 руб. (скидка 17%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 18 000 руб. (скидка 25%)
при оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дня) до начала обучения – 15 600 руб. (скидка 35%)

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Эта программа является сертификационным циклом для врачей-психотерапевтов, циклом повышения квалификации для врачей других специальностей, психологов и других специалистов, принимающих участие в оказании психотерапевтической помощи.

Врачи-психотерапевты, успешно прошедшие цикл и выдержавшие сертификационный экзамен, смогут продлить сертификат специалиста.

Вы сможете стать психотерапевтом

Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии!

Обучиться методу из первых уст. От создателей ЛОРП.

Эффективность ЛОРП научно доказана и по оценке многих специалистов в области психотерапии являются лучшим современным методом и не только в рамках динамического направления психотерапии. А некоторые специалисты (и небезосновательно) считают ЛОРП развивающимся отдельным современным направлением психотерапии, потому что ее теоретическое обоснование предполагает интеграцию в психотерапевтические программы других методов и форм психотерапии. ЛОРП доказала свою бесспорную эффективность в лечении невротических расстройств, а также ЛОРП успешно используется в лечении и реабилитации других пограничных психических расстройств и даже зависимостей.

Однако, отсутствие специального руководства по ЛОРП сдерживает ее широкое распространения в профессиональном сообществе и сохраняет этот прекрасный психотерапевтический метод в формате недостижимого психотерапевтического идеала, который передается из уст в уста. ЛОРП остается уделом ученых, которые проводят специальные исследования или избранных специалистов из Санкт-Петербурга, которые учатся напрямую у носителей метода.

Наша программа – хорошая возможность познакомить с этим замечательным методом специалистов из других регионов страны и других стран. Рабочая группа по созданию монографического руководства по ЛОРП в нашем Институте приступает к работе. Для нее опыт системного преподавания ЛОРП является важным процессом для рефлексии, анализа, описания методики преподавания. Мы надеемся, что участники программы смогут высказать свои критические замечания и предложения, которые улучшат обучение и позволят сделать клиническое руководство максимально полезным для психотерапевтов.

Не имея возможности практиковать ЛОРП, современный психотерапевт в клинике ищет другие возможные альтернативы, в частности, начинает ориентироваться на прекрасно методически (и первую очередь маркетологически) разработанные когнитивные и поведенческие подходы, осваивает психотерапевтические методы других направлений, и все равно вынужден прибегать к использованию … психофармакотерапии, потому что альтернативы ЛОРП практически не существует – вместо одного метода ЛОРП, для получении необходимого клинического эффекта, специалисту порой нужно применять до 6-ти других психотерапевтических методов. Которые, к тому же, еще и часто не очень согласуются между собой методически. Метод ЛОРП может быть единственным лечебным инструментом при лечении неосложненного невротического расстройства, поскольку диагностическая система и структура интервенции помогает справиться с большинством проявлений болезни.

Сами условия создания ЛОРП позволили избежать многих недостатков большинства других психотерапевтических методов. Которые часто создавались, как откровения выдающихся мыслителей и успешных практических психотерапевтов, но не верифицировались надежными научными исследованиями в клинике. У большинства психотерапевтических методов в качестве аргументов практической апробации фигурируют личные субъективные ощущения самих разработчиков. А ЛОРП создавалась в лучших стационарных клиниках Санкт-Петербурга, проходила апробацию в сотнях диссертационных исследований, в транскультуральных наблюдениях. Эффективность ЛОРП доказана на огромном фактическом материале лечения невротических расстройств в стационарных, внебольничных и амбулаторных условиях.

Сама ЛОРП изначально создаваясь в медицине и была вынуждена соответствовать жестким требованиям современной медицины, и в том числе требованиям доказательных исследований с применением специальных процедур верификации результатов научных исследований. В этом смысле, в центре большой группы ученых и практиков, которую возглавлял Глава Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, заслуженный деятель науки, профессор Борис Дмитриевич Карвасарский, стоял реальный пациент с невротическими расстройствами, а не условный психотерапевтический случай. И специалисты Клиники неврозов и психотерапии, которая под руководством Б.Д. Карвасарского разрабатывали ЛОРП в течение нескольких десятилетий, последовательно и по этапно, с опорой на серии специальных научных исследований, в том числе с учетом и нейрохимических и биогенетических факторов.

Еще одной важной характеристикой метода является его принципиальная интерактивность. Эта характеристика не является искусственным дополнением несочетаемых и несводимых теоретических элементов, а изначально основывалась на результатах надежной клинической практики и шла вслед за развитием учения о невротических расстройствах, а не наоборот. Она также базировалась на глубокой психологической проработке, специально под психотерапию невротических расстройств, созданной теории отношений личности, основы которой заложил еще В.Н. Мясищев.

Еще одним важным источником ЛОРП являются фундаментальные разработки в области общей психотерапии, которые основываются на изучении наблюдаемых явлениях психотерапевтического процесса. Это позволило создать фундаментальную базу для понимания специфики психотерапевтического процесса в клинике пограничных психических расстройств и позволили соединить необходимые и достаточные компоненты психотерапевтического воздействия ЛОРП, которые требует реальный пациент. В этом смысле, оставаясь патогенетической по своей сути, ЛОРП находит в программах психотерапевтической работы место для симптомо-, личностно- и социоцентрированных технологий и объединяет важные и непротиворечивые приемы в рамках одного психотерапевтического метода. Это позволяет, подчеркнем это еще раз, выступать единственным инструментом лечения невротического расстройства на всех этапах его клинической динамики.

Как же можно познакомиться с ЛОРП, которая пока не имеет своего клинического руководства?

Такая возможность есть. Это наша дистанционная программа!

Теперь подробнее:

Этот модуль позволяет специалистам соприкоснуться с ЛОРП, как системой психотерапевтического лечения и освоить принципы метода, его устройство, а также попрактиковаться в практическом применении его отдельных технических приемов. Вы познакомитесь с основными элементами метода, в том числе учением о личности, как системе отношений, концепции невротического расстройства Петербургской (Ленинградской) школы, а также принципах психотерапевтической работы и основными техническими приемами, доказавшими свою высокую эффективность.

Таким образом, пройдя обучение по программе цикла, Вы, во-первых, освоите сам метод ЛОРП, попрактикуетесь в его применение при лечения типичных форм невротических расстройств, изучите особенности психотерапии при работе с особыми и сложными формами неврозов, а также разберетесь с применением ЛОРП при проведении психотерапии в комплексном лечении других пограничных расстройств, зависимостей и некоторых форм психосоматических расстройств. Планируется не только теоретическое обучение, но и практика применения метода ЛОРП. Наша дидактическая система это позволяет.

Так что Вас, дорогие коллеги, ждет увлекательный мир развития в психотерапевтической специальности с основным методом Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Приходите к нам становится психотерапевтом Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии!

Присоединяйтесь, дорогие коллеги!

Завершив программу, Вы сможете:

По итогам 1 модуля:

1. Освоить исторические предпосылки, методологические основание, элементы и составляющие Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии по Карвасарскому, Ташлыкову, Исуриной

2. Определять цель ЛОРП и задачи по достижению позитивных личностных изменений.

3. Формулировать задачи ЛОРП: диагностика и оценка нарушений в системе отношений личности, коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов.

4. Проводить оценку системы отношений личности и ее нарушений при невротических расстройствах

5. Определять критерии эффективности ЛОРП: улучшение субъективного самочувствия пациента, устранение невротической симптоматики и восстановление полноценного функционирования личности.

6. Освоить механизмы лечебного действия, специфику и этапы психотерапевтического процесса при проведении ЛОРП.

7. Применять основные техники конфронтация в ЛОРП

8. Применять техники эмоционального корригирующего опыта

9. Применять техники коррекции патологических поведенческих стереотипов

По итогам 2 модуля:

1. Определять основные этиопатогенетические механизмы невротического расстройства

2. Оценивать значение биологических, психологических и социальных факторов невротических расстройств.

3. Определять адаптационное значение невротического симптома

4. Проводить позитивную и негативную диагностику невротического расстройства

5. Определять показания и противопоказания к применению ЛОРП невротического расстройства

6. Расстройств.

7. Определять особенности построения психотерапевтического процесса при проведении психотерапии невротических расстройств

8. Формулировать психотерапевтическую гипотезу на предварительном этапе ЛОРП

9. Оценивать необходимость применение других форма психотерапии на начальном этапе ЛОРП

10. Оценивать необходимость сочетания ЛОРП с другими методами психотерапии, семейно-супружеской психотерапии

11. Оценивать необходимость сочетания ЛОРП с психофармакотерапией

12. Создавать психотерапевтические отношения на начальном этапе ЛОРП

13. Применять технические приемы ЛОРП на начальном этапе психотерапии

14. Применять технические приемы ЛОРП на основном этапе психотерапии

15. Применять технические приемы ЛОРП на заключительном этапе психотерапии

По итогам 3 модуля:

1. Планировать проведение ЛОРП с невротическим расстройством в его динамике:

2. с пациентом, страдающим невротической реакцией,

3. с пациентом, страдающим острым невротическим расстройством,

4. с пациентом, страдающим затяжным невротическим расстройством,

5. с пациентом, страдающим хроническим невротическим расстройством

6. Планировать особенность применения ЛОРП с пациентом, страдающим невротическим развитием

По итогам 4 модуля:

1. Оценивать возможность применение ЛОРП с пациентами, страдающими пограничными психическим расстройствами

2. Оценивать возможность применение ЛОРП с пациентами, страдающими зависимостями

3. Разрабатывать программу ЛОРП при комплексном лечении пациентов с пограничными психическими расстройствами, зависимостями и некоторыми формами психосоматических пациентов.

4. Оценивать эффективность ЛОРП

5. Определять причины психотерапевтической резистентности и возможности ее преодоления

10 причин

выбрать для изучения психотерапевтического метода ЛОРП именно нашу программу:

1. Вы освоите самый эффективный научно-обоснованный психотерапевтический метод для невротических расстройств, других пограничных расстройств и зависимостей

2. Вы сможете освоить метод ЛОРП в дистанционном варианте, в удобных для Вас условиях, без выезда на обучение в другой город (где придется пережить реакцию адаптации, что снижает Ваше качество жизни и эффективность обучения)

3. Обучаясь дистанционно, Вы экономите средства

4. Дистанционное обучение позволит Вам глубоко изучить теорию и практику, поскольку в дистанционном формате Вы сможете обеспечить удобный ритм изучения материала

6. Проходя обучение в реальных условиях жизни, Вы сможете без значительных трудностей интегрировать новый метод в свою практику

7. Вы пройдете обучение у носителей метода ЛОРП

8. Обучение по передовой методике, обеспечить Вам качественное освоение образовательного материала и обеспечить трансформацию Ваших знаний, умений и навыков в профессиональные и личностные компетенции

9. Обучаясь этапно, в привычных для Вас условиях, Вы сможете провести последовательное обучение важных для Вас партнеров по психотерапевтической практике и создать для себя интервизорскую группу. Практика обучения ближайших партнеров повысит качество освоения материала

10. Практикуясь самостоятельно, Вы сможете обеспечить быстрый рост профессиональных компетенций и заложить основу эффективного профессионального развития.

1. Большая свобода в распределении времени обучения – дистанционная программа реализуется на протяжении 4 месяцев (по сравнению с двумя неделями очной программы на ту же тему и с тем же объемом часов), что позволяет осваивать материал и выполнять задания без спешки, в удобном для Вас темпе!

2. Возможность учиться без отрыва от практики – не секрет, что психологи являются фанатами своего дела, и каждый день в отрыве от наших пациентов оставляет маленький рубец на сердце. Дистанционный цикл позволяет Вам осваивать новые компетенции и тут же применять их в реальной практике, гибко совмещая профессиональную и учебную деятельность!

3. Экономия денежных средств – в условиях современной рыночной экономики повышение квалификации порой оказывается существенным вложением денежных средств, требующим переосмыслить другие важные статьи бюджета. При оплате дистанционного цикла Вам нет необходимости оплачивать проживание в чужом городе и транспортные расходы, что позволит придерживаться привычного качества жизни и распределить сэкономленные средства на значимые для Вас задачи!

В дистанционном цикле применяются все основные формы такого формата образования:

2. Видео лекции – по каждой теме Вы получите доступ к уникальным видео лекциям преподавателей, записанных специально для Вас!

3. Аудио-слайды, позволяющие формировать новые представления о важной для Вас теме в любое удобное время – в транспорте, перед сном, или даже на рабочем месте. Лучшие преподаватели Ленинградской школы психотерапии подготовят для Вас информацию по актуальным темам и лично озвучат каждый слайд!

4. Презентации – для тех, кто предпочитает получать информацию в наиболее лаконичной форме и самостоятельно изучать ее, формируя общие представления, которые впоследствии будут дополнены другими формами обучения!

5. Конспект литературы – для желающих получить максимально развернутое представление об избранной теме и понять не только концептуальные подходы, но и исторические и научные предпосылки их формирования!

Удостоверение о повышении квалификации по итогам цикла будет выслано почтой по итогам аттестации. Контроль уровня знаний осуществляется путем тестирований, проверки домашних заданий (заключения по результатам экспериментально-психологического исследования, предоставленные аудиозаписи работы с Вашими клиентами/пациентами и т.д.), анализа работы в Рабочей тетради.

Вы будете в контакте с лучшими преподавателями Ленинградской школы психотерапии. Присоединяйтесь!

Условия приема: принимаются врачи психотерапевты, психиатры, наркологи, медицинские психологи, общие и социальные психологи.

В соответствии с современным законодательством, в дополнительных образовательных программах могут принимать участие студенты старших курсов профильных ВУЗов (медицинские и психологические ВУЗы) с получением подтверждающих справок, которые в последствии (после получении дипломов о высшем образовании) будут заменены на удостоверения о повышении квалификации.

Документ об образовании: По окончании обучения все слушатели получают удостоверения о повышении квалификации ИПМП им. Б.Д.Карвасарского, установленного законодательством образца. Врачи (при соответствии необходимым требованиям) получают сертификат специалиста по специальностям "психотерапия". Бланк титула и обложка сертификата являются защищенной полиграфической продукцией уровня "Б" и изготавливаются по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г. N4271).

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.