Основное значение в возникновении неврозов ранк придавал

Став первым аналитиком без медицинского образования, О. Ранк начал принимать пациентов, по примеру 3. Фрейда устроив приемный кабинет в том же доме, где находилась его квартира. С 1919 по 1924 г. он возглавлял издательство, в котором осуществлялась публикация психоаналитических работ. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской и издательской деятельностью, ведал управленческими и финансовыми делами психоаналитического сообщества, оказывал неоценимую помощь 3. Фрейду в организационных вопросах, был вице-президентом Венского психоаналитического общества.

В начале 20-х гг. О. Ранк высказал ряд идей, которые предопределили его выход из числа членов тайного комитета и последующий разрыв с основателем психоанализа. В 1924 г. по приглашению президента Нью-Йоркского психоаналитического общества он ездил в США, где в течение нескольких месяцев излагал свои новые идеи перед американскими психоаналитиками, часть которых стала проходить у него краткосрочный анализ. В его отсутствие вице-президентом Венского психоаналитического общества стал П. Федерн, а он был назначен З. Фрейдом секретарем данного общества. Возвратившись в Вену, О. Ранк ушел с поста главного редактора психоаналитического журнала. В 1925-1926 гг. он дважды ездил на несколько месяцев в США, затем, вернувшись в Вену и посетив З. Фрейда последний раз за три недели до его 70-летия, уехал в Париж. В 1929 г. О. Ранк подал в отставку, фактически предопределив окончательный разрыв с основателем психоанализа. В начале 30-х гг. он работал аналитиком в Париже.

В 1935 г. О. Ранк переехал в США, занимался преподавательской, исследовательской и терапевтической деятельностью, сопровождавшейся выдвижением новых психоаналитических идей. Его жена, которая, пройдя семинары А. Фрейд по детскому психоанализу, начала работать с детьми в Париже, не последовала за мужем. Их официальный развод состоялся в 1939 г., после чего О. Ранк женился на своей американской секретарше, а обосновавшаяся в Бостоне его первая жена стала практикующим аналитиком, преуспевшим в супервизионной работе с детьми. 31 октября 1939 г. в Нью-Йорке О. Ранк скончался в результате аллергической реакции на содержащее серу лекарство, которое он использовал при лечении инфекции горла. Примечательно, что это произошло чуть более месяца спустя после смерти 3. Фрейда, последовавшей 23 сентября того же года.

Необходимо отметить и то, что в процессе психологического объяснения смысла мифа о рождении героя О. Ранк попытался выявить связи мифа с некоторыми психическими заболеваниями. В частности, он считал, что в своих основных чертах мифы о героях во многом соответствуют маниакальным представлениям психотиков, страдающих манией преследования или величия. Исходя из подобного понимания, им была выявлена тесная связь между мифом о герое и структурой мании у параноиков, а также дана характеристика мифа как параноидальной структуры.

Психоаналитический подход использовался и по отношению к материалу, предоставляемому этнологией, фольклористикой, лингвистикой, философией, правом, педагогикой, этикой, эстетикой, психологией художественного творчества. Выдвигались, в частности, следующие положения:

- символика народных нравов и обычаев совпадает во многом с символикой сновидений;

- раскрытие существа бессознательного особенно ценно для понимания происхождения и первоначального развития языка;

- психологическая структура философа (интуитивный созерцатель, синтетический исследователь или аналитический мыслитель) может быть лучше осмыслена через призму психоанализа;

- сущность этики заключается в добровольном отказе от удовлетворения страстей;

- отцеубийство является прототипом преступления, а право приближается ближе к табу, чем к этике;

- педагогика может использовать из выводов психоаналитического исследования душевной жизни взрослого человека и ребенка много ценного и полезного, а психоанализ приобретает в области педагогики социальное значение в качестве позитивной воспитательной системы;

- из сублимированной инстинктивной силы эдипова комплекса почерпнуты мировые шедевры художественных произведений.

Во-первых, в ней высказывалась мысль о том, что анализ вытесненных влечений детства, на чем акцентировал внимание классический психоанализ, не должен заслонять собой выявление склонности пациентов к отреагированию на их бессознательные импульсы в настоящем. Проникновение в прошлое, в исторические источники детства рассматривалось в качестве важной составляющей части анализа, но только в качестве тех переживаний, которые являются актуальными для настоящего.

В совместно написанной с Ш. Ференци работе частично нашли свое отражение те идеи О. Ранка, которые он долгое время вынашивал в себе, не решался обсуждать вслух с коллегами, но, судя по всему, использовал в своей практической деятельности. Ему были известны сомнения некоторых аналитиков по поводу используемой им техники анализа. Так, один из тех, кто проходил у него анализ, был рекомендован им для прохождения дальнейшего обучения в Берлинском психоаналитическом институте. По возвращении в Вену он сообщил о том, что берлинские психоаналитики расспрашивали его о технике анализа, используемой О. Ранком, и, узнав о ней, выражали свое недоумение и сомнения. Поэтому для О. Ранка была крайне важна реакция 3. Фрейда на опубликованную совместно с Ш. Ференци работу, с которой основатель психоанализа имел возможность ознакомиться до того, как она появилась в печати.

О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребенка и отделения его от матери является травмирующим событием в жизни человека. Травма рождения становится первым источником возникновения страха и тревоги. Она служит питательной почвой для образования невротических симптомов. На основе этой травмы у человека возникают различного рода фантазии, важное место среди которых занимает фантазия о возвращении в материнское лоно. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения. Здоровые люди изменяют внешний мир в силу присущего им подобного стремления. Невротики сталкиваются с различными затруднениями, поскольку их соприкосновение с внешним миром оказывается проблематичным из-за ограниченности фантазий возвращения в лоно матери.

Во внутриутробном состоянии будущий ребенок органически соединен с матерью. Последующее нарушение этой гармонии между матерью и ребенком при рождении вызывает в нем тревогу. Незащищенность ребенка перед внешним миром может стать причиной того, что у него возникает стремление вернуться в первоначальное состояние, а невозможность осуществления этого ведет к появлению невроза.

Взрослый человек на бессознательном уровне в той или иной форме и степени тоже испытывает тоску по утраченной некогда гармонии. В состоянии коитуса у мужчины происходит как бы символическое приобщение к материнскому лону, а у женщины возникает желание вобрать в себя мужчину, чтобы таким образом слиться с ним в единое целое.

По мнению О. Ранка, невроз возникает на почве внутрипсихического конфликта между стремлением человека вернуться в первоначальное состояние дородовой гармонии и воспоминанием об ужасе рождения. Если травма рождения принимается в качестве главного фактора, предопределяющего дальнейшую судьбу человека и его невротизацию, то психоанализ должен быть нацелен на преодоление данной травмы. Одна из основных задач психоанализа как раз и состоит в устранении воспоминаний о травме рождения путем перевода бессознательных страхов пациента в его сознание и понимание того, что отделение ребенка от матери - неизбежный процесс психического развития.

В концептуальном отношении речь шла о пересмотре основополагающих положений классического психоанализа:

- страх кастрации стал рассматриваться в плане символического выражения первичной травмы (рождение ребенка) и вторичной травмы (отлучение ребенка от материнской груди);

- комплекс Эдипа - с точки зрения осуществляемых человеком попыток возвращения в утробу матери (перенос внутриутробного удовольствия на заряженные тревожностью гениталии);

- страх инцеста и соответствующие запреты - как то, что противостоит фантазиям о возвращении в матку.

Если запреты против инцеста выводились 3. Фрейдом из истории первобытной человеческой орды и соотносились с фигурой отца, то О. Ранк обращался не столько к филогенезу, преломленному через призму психоаналитически понятого отцеубийства, сколько к онтогенезу, связанному с рождением ребенка. Страх инцеста стал восприниматься им как повторение страха рождения, основной фигурой оказывался не отец, а мать. Для О. Ранка отец является только предлогом для соответствующего перенесения страха, в то время как главным страхоубежищем становится именно мать.

В терапевтическом плане концепция травмы рождения вела к возможности сокращения сроков анализа.

Коль скоро в основе неврозов лежит травма рождения, то нет необходимости столь долго заниматься поиском причин и травмирующих ситуаций, как это имело место в классическом психоанализе, когда аналитику приходилось уделять значительное время на восстановление в памяти пациента истории его инфантильного развития. Все невротические расстройства можно свести к одной главной причине (травма рождения), рассматривать внутренние конфликты как результат блокировки воспоминаний об ужасе рождения. Тем самым отпадает надобность в утомительной процедуре погружения аналитика в разнообразные воспоминания пациента о своем прошлом и, следовательно, можно значительно сократить длительность анализа. В техническом отношении можно начать с раскрытия первичной травмы вместо того, чтобы давать пациенту неопределенное время для автоматического повторения этой травмы в конце анализа.

Иными словами, следует, как полагал О. Ранк, позволить пациенту, с помощью невроза убежавшего от фиксации на матери, повторить и понять травму рождения с последующим ее разрешением в процессе анализа переноса, в результате чего сексуальные конфликты и испытываемое пациентом чувство вины могут быть разрешены без вмешательства механизма регрессии.

Надо полагать, что последнее положение о необходимости установления конкретного срока анализа было почерпнуто О. Ранком от З. Фрейда. Подобный способ ускорения процесса аналитического лечения был использован основателем психоанализа задолго до появления работы О. Ранка о травме рождения.

Это имело место в 1914г., когда после трехлетней работы с русским пациентом С. Панкеевым 3. Фрейд столкнулся со случаем самозатормаживания лечения. В этих условиях ему пришлось принять решение, к которому он ранее не прибегал. 3. Фрейд заявил пациенту, что наступивший рабочий сезон будет последним для него, независимо от окончательных результатов лечения. Установление сроков лечения привело к тому, что сопротивления пациента ослабли и за несколько оставшихся месяцев ему удалось воспроизвести в своих воспоминаниях многое из того, что оказалось важным для понимания невроза.

Таким образом, анализ можно рассматривать в качестве успешного завершения ранее неудачной для пациента попытки преодолеть травму рождения. Именно к этому выводу и пришел О. Ранк, исходивший из того, что бессознательное пациента использует аналитический процесс для повторения травмы рождения с целью частичной разрядки ее, а отделение от аналитика достигается путем воспроизведения данной травмы, в результате чего пациент теряет одновременно и врача, и свои страдания.

Когда 3. Фрейд советовал аналитикам воздержаться от слишком скорого суждения о книге О. Ранка и тем более от негативной оценки содержащихся в ней идей, он заботился прежде всего о сохранении тайного комитета и устранении тех разногласий, которые обнаружились между его членами. Вместе с тем анализ собственных сновидений того периода, работа с пациентами и наметившиеся осложнения в отношениях с О. Ранком, обостренно воспринимавшим реакцию коллег на его новые идеи, не прошли бесследно для основателя психоанализа. Так, толкование О. Ранком одного из сновидений 3. Фрейда вызвало у последнего такие ассоциации, которые подводили к мысли, что своей работой о травме рождения его молодой коллега подрывает ценность классического психоанализа.

3. Фрейд признавал заслугу О. Ранка в том, что он подчеркнул значение акта рождения и отделение ребенка от матери. Но основатель психоанализа не принял крайние выводы, сделанные О. Ранком из представлений о травме рождения и распространенные им на теорию неврозов и психоаналитическую терапию.

В частности, он считал, что страх - это свойственная всем высшим животным организмам реакция на опасность, между тем как рождение переживается только млекопитающими и подлежит сомнению вопрос о том, имеет ли оно у них всех значение травмы. Стало быть, страх встречается и без прообраза рождения, но обсуждение этого вопроса выходит за границу, отделяющую психологию от биологии. Психоанализ же является, по словам 3. Фрейда, частью психологии как науки. Кроме того, если страх - реакция организма на опасность, то опасность при рождении не имеет психического содержания. Психический материнский объект заменяет ребенку биологическую внутриутробную ситуацию, однако следует иметь в виду, что во время внутриутробной жизни мать не была объектом по той простой причине, что объектов как таковых вообще не было.

О. Ранк пытался доказать, что ранние фобии ребенка непосредственно связаны с актом рождения, с воспоминаниями о травматическом нарушении счастливого внутриутробного существования. 3. Фрейд не считал эту попытку удачной. По его мнению, отдельные случаи детских страхов противоречат тому, на чем настаивал О. Ранк. Самые ранние детские страхи не могут быть непосредственно объяснены впечатлениями ребенка при акте рождения. Как полагал 3. Фрейд, готовность ребенка испытывать страх не проявляется с наибольшей силой непосредственно после его рождения, а возникает по мере его психического развития и сохраняется в течение определенного периода детства. Если такие ранние страхи длятся дольше обычного, то возникает подозрение в существовании невротического нарушения.

В отличие от 3. Фрейда, не встретившего отклика у пациентов по поводу интерпретаций, ориентированных на травму рождения, Ш. Ференци обнаружил у своих пациентов некоторую склонность соглашаться с подобными интерпретациями, которые не вызывали у них сопротивления. Однако вскоре у него возникло подозрение, что объяснение причин возникновения страхов у пациентов посредством травмы рождения охотно воспринимается ими именно из-за отсутствия у них актуальной значимости и само восприятие оказывается не чем иным, как защитной мерой против вскрытия реальных источников соответствующих страхов. Это заставило его пересмотреть свое отношение к теории травмы рождения и критически отнестись к новациям О. Ранка.

Подобная полемика свидетельствует о том, что выдвинутая О. Ранком теория травмы рождения действительно затронула важные вопросы, касающиеся психоаналитического понимания неврозов и приемлемой техники аналитической терапии. Во всяком случае его идеи заставили задуматься ведущих психоаналитиков того времени о многообразии причин возникновения неврозов, отцовской и материнской роли аналитика в терапевтическом процессе, необходимости разработки такой техники анализа, которая позволила бы глубже понимать доэдипальные ситуации. Кроме того, обращение внимания на органическую связь между матерью и ребенком, а также на травму, связанную с переживаниями ребенка в процессе его разрыва с матерью, что было предметом осмысления у О. Ранка только в контексте рождения человека, приобрело у последующих психоаналитиков более широкое звучание и стало объектом их скрупулезного исследования, о чем свидетельствуют работы М. Кляйн, Р. Шпица и многих других авторов.

В 30-х гг. О. Ранк ввел изменения в свои представления о неврозах и возможностях их лечения. Он стал уделять большее внимание проблемам развития психики и становления индивидуальности. Теория травмы рождения сохранила свою значимость, однако ее импликации получили новое звучание.

Рассматривая различные соотношения между волей человека, внешними запретами и внутренними идеалами, О. Ранк выделил три стадии или уровня возможного развития индивида, соответствующие типу сознания долга, сознания вины и самосознания личности.

Первый уровень характеризуется ориентацией на внешний мир и соответствует адаптации Я в нем.

Второй уровень связан с восприятием индивидом внешних заповедей и норм в качестве принуждения, которым он пытается противостоять, и ощущением невозможности утверждения идеалов, соответствующих его Самости, что порождает у него чувство вины по отношению к обществу и осознание вины по отношению к самому себе.

Третий уровень характеризуется утверждением индивидом своих собственных внутренних идеалов, созданных Самостью и добровольно воспринимаемых в качестве необходимых заповедей.

Соответственно, первый тип человека (адаптивный) нуждается во внешнем принуждении, второй (невротический) защищается от внешнего или внутреннего принуждения, третий (творческий) благодаря своей свободе преодолевает принуждение. Идеал среднего (адаптивного) человека состоит в том, чтобы быть как другие люди. Идеал невротика - быть самим собой, каким он есть, а не таким, каким его хотят видеть другие люди. Идеал творческого человека - действительный идеал, позволяющий индивиду стать тем, кем он хочет быть.

В целом можно говорить о четырех направлениях деятельности О. Ранка, свидетельствующих о том несомненном вкладе, который он внес в развитие психоанализа.

Во-первых, будучи незаменимым помощником 3. Фрейда на протяжении пятнадцати лет, он возложил на себя обязанности по улаживанию личных дел своего учителя, освободив его от бремени ряда организационных забот и создав тем самым благоприятные условия для его творческой работы, связанной с выдвижением разнообразных психоаналитических идей и обобщением клинического опыта.

Во-вторых, будучи координатором и надежным сотрудником основателя психоанализа, О. Ранк способствовал распространению его идей и организационному укреплению психоаналитического движения. Благодаря его титаническим усилиям осуществлялась издательская, управленческая и финансовая деятельность, способствующая развитию психоаналитических институтов и структур.

В-четвертых, будучи высокоэрудированным и талантливым исследователем, он выдвинул ряд оригинальных идей и концепций, послуживших толчком к дальнейшему развитию теории и практики психоанализа.


Австрийский психиатр и психотерапевт, психоаналитик, один из пионеров психоанализа. Активно развивал идеи социальной психологии, в том числе в работе «Психология революции: общество без отца. Изучал феномен делинквентности, проблемы подавления в сновидениях, психоаналитические аспекты меланхолии.


Всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины XX столетия и ратовавший за творческое возрождение психоанализа — за развитие того, что он назвал гуманистическим психоанализом.

Отто Ранк (1884—1939) менее известен у нас, чем другие ведущие представители психоаналитической школы, был очень яркой личностью.

Ранк имел техническое образование, но больше интересовался религиозными и психологическими проблемами. Его работы наполнены страданием от одиночества, творческими порывами и стремлением к бессмертию.

Ранк также проявил хорошие организаторские способности — сначала в роли личного секретаря Фрейда, а затем секретаря Венского психоаналитического общества. В 1919 г.

Ранк исходил из того, что плод растет и развивается в условиях полного блаженства. Плавая в околоплодной жидкости, он обеспечивается кислородом и прочим питанием. Когда же он отрывается от организма матери, он внезапно попадает в неблагоприятные условия: сила тяготения возрастает, температура снижается, кислород не поступает, он начинает испытывать массу новых ощущений, действие звука, света и т. п. Согласно Ранку, такая резкая и болезненная смена среды жизни, которую переживает человек во время рождения, и является первопричиной тревоги, страха, первой и самой сильной травмой.

Развивая эту идею, Ранк определил этот первый страх как боязнь ребенка на подсознательном уровне, с одной стороны, появления в мир из утробы матери, с другой — возврата назад. Таким образом, всю жизнь человек живет под гнетом страха не только смерти, но и самой жизни.

Фрейд уже сталкивался с тем, что некоторые приверженцы психоанализа (Юнг, Адлер и др.) постепенно начинали отклоняться в сторону от его постулатов. Фрейд был настоящим революционером, ниспровергал все существующие до него истины и в то же время собственную истину канонизировал настолько, что любые отступления воспринимал как непонимание линии психоанализа. Изгнание Ранка из венского кружка привело к постепенному противопоставлению его подхода классическому психоанализу.

Ранка такой фатализм не устраивал — он считал, что человек не пассивен, он может с помощью воли сдерживать свои инстинкты и преодолевать трудные жизненные ситуации.

Встречи с клиентом должны быть проверкой той работы, которую клиент выполняет самостоятельно вне занятий с психотерапевтом. Каждый раз человек должен давать отчет о своей работе над собой, в том, что получается, а что нет, совместно строить дальнейшие планы.

Когда период работы с клиентом подойдет к концу, необходимо будет провести экологическую проверку, т.е. оценить, насколько человек, прекратив психотерапию, сможет решать свои проблемы сам. Через некоторое время при необходимости работа с клиентом может быть продолжена.

Фигурально говоря, занимаясь с человеком, психотерапевт поднимает его на определенный уровень, потом по завершению лечения клиент опускается, но уже не до прежнего уровня, с которого он пришел на психотерапию, а выше. Например, клиент был на 1-м этаже, психотерапевт поднял его на 7-й, без специалиста человек опустился на 4-й, затем клиент вновь пришел к психотерапевту, и тот поднял его на 9-й этаж, без специалиста человек опустился уже на 7-й. Необходимо предупреждать клиента о том, что если он не будет выполнять ежедневную работу над собой, ему станет хуже, потому как, почувствовав себя на более высшем уровне, возвращаться к прежнему будет неприятно.

При этом Ранк предупреждал, что взрослого человека очень сложно перевоспитать или переучить, что надо стремиться к его пониманию и принятию таким, каков он есть. Большинство семейных трагедий происходит как раз из-за желания переделывать других. Ранк говорил, что, с одной стороны, человека влекут изменения, но с другой — ему не хочется прикладывать личные усилия.

У Ранка есть такие понятия, как воля, судьба и самодетер- минация. Судьба определена не слишком жестко, потому что

Бог — Творец. А что такое творчество? Это право на ошибку, это поиск, эксперимент. Мы знаем, что из всех появляющихся на свет деревьев и животных какие-то погибают, какие-то выживают, так и с людьми. Мы видим, что в природе происходит процесс проб и ошибок, но это процесс эволюционный, иначе бы мир разрушился. Судьба как река, за пределы которой человек не может выплыть, но в пределах ее от него многое зависит: он может разбиться о камни в начале пути из-за своей же неосторожности или неумения, а может проплыть долгий жизненный путь. Ранк считал, что психотерапевт должен довести клиента до осознания его личностных пределов, насколько он реально использует свой потенциал, а также донести мысль, насколько важно адекватно оценивать свои силы, чтобы стать превосходным специалистом там, где его дарование раскроет себя, и не стремиться к тому, что тебе не дано. Как в природе, если ты заяц, то лучше стать хорошим зайцем, чем плохим волком. Каждый рожден для своего дела и должен пользоваться своим потенциалом, а не мучиться от того, что уже и уши обрезал и зубы наточил, но никак волком не стать. И задача психотерапевта — научить человека реализовывать свой потенциал и радоваться тому, что он может.

Волевая терапия Ранка состоит в последовательном проявлении сознательных усилий самореализации в пределах реальных возможностей.

Невротические переживания того, что я не могу изменить свое поведение, забирают больше энергии, чем само это поведение, которое под руководством психотерапевта может быть по элементам освоено и доведено до автоматизма.

Станиславский говорил, что надо сокращать период раздумий о том, как войти в образ, а начинать действовать как ваш герой — через некоторое время вы начнете чувствовать и думать, как он. Станиславского упрекали за то, что он решил механизировать труд актера, предлагая вместо поиска душевных мук совершать физические действия. Все забывают, что эти упражнения он давал, когда актеру не удавалось войти в образ, конечно, гениям они не нужны.

Но если вы не можете уже пятый день понять, что Скалозуб чувствует, надевайте фуражку, надевайте шашку, посмотрите фотографии, начните ходить, как солдафон, и через часа два вы начнете думать, как он. Почти то же самое проповедует Ранк.

Какие еще отличия подходов Ранка от классического психоанализа можно выделить?

Это терапевтическая ситуация, ориентированная на опыт настоящего, вместо повторного проживания прошлого, как в психоанализе, где вы находите корни невроза в самом глубоком детстве.

И этонесексуальная сущность трансферентных взаимоотношений. Мы помним, что Фрейд называет трансфером перенос подавленного сексуального влечение к какому-то из родителей. Ранк считал, что трансфер больше напоминает привязанность к матери, ощущение защищенности, когда мы были в ее утробе и чувствовали себя в безопасности. При этом ученый отмечал, что вряд ли перенос (трансфер) следует считать психотерапевтическим моментом, потому как клиент приходит к нам уже с зависимостью и радоваться переносу не стоит.

Ранк также первым стал устанавливать психотерапевтический контроль путем регулирования времени завершения лечения.

Если у клиента возник трансфер с психотерапевтом, то человек будет стремиться сохранить эти отношения как можно дольше под разными предлогами, даже если изначально он был настроен лишь на процесс лечения, на отстраненную работу без неформальной взаимности и не хотел привязываться. Если психтерапевт не преследует корыстную цель отбирать деньги у привязывающихся клиентов, а напротив, хочет научить человека самого справляться со своими проблемами, то в определенный момент психолог должен отпустить клиента, показав ему, что тот уже вполне готов жить самостоятельно и может обойтись без помощи специалиста. Этот весьма трудный момент в работе психотерапевта, так как порой крайне сложно убедить привязавшегося клиента в том, что тот уже не нуждается в помощи. И Ранк первым придумал выход из этой ситуации — стал фиксировать сроки работы с клиентом, теперь это обязательный пункт современных психотерапевтических контрактов. Итак, Ранк в самом начале оговаривал с клиентом длительность работы с ним. Таким образом, клиент психологически настраивался на определенный период занятий. Он знал, что в определенный момент цикл его встреч с психотерапевтом закончится, а потом, если потребуется, через некоторое время можно будет продолжить курс. Оказалось, что это очень важный момент.

В период зрелого творчества Ранк отказался от механистического объяснения человеческого поведения или опыта в рамках причинно-следственной парадигмы цели, которую разделял Фрейд и большинство академических психологов.

Ранк стремился выработать альтернативный научный подход, в центре которого стояла личность в качестве самостоятельного интерпретатора смысла и инициатора действий.

Вопросы для самопроверки


Между Фрейдом и Ранком со временем развилась глубокая личная дружба; Фрейд обращался с ним как со своим сыном. В 1912 году Ранк становится секретарем Венского психоаналитического общества, а с 1913 году являлся членом тайного комитета. С 1919 по 1924 г. он возглавлял издательство, в котором осуществлялась публикация психоаналитических работ.

Став первым психоаналитиком без медицинского образования, О.Ранк начал принимать пациентов, устроив приёмный кабинет в том же доме, где находилась его квартира. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской деятельностью, ведал управленческими и финансовыми делами психоаналитического сообщества, оказывал Фрейду помощь в организационных вопросах, был вице-президентом Венского психоаналитического сообщества.

В начале 20-х годов Ранк высказал ряд идей, которые предопределили его выход из числа членов тайного комитета и последующий разрыв с Фрейдом. В 1924 году, по приглашению президента Нью-Йоркского психоаналитического общества он ездил в США, где в течение нескольких месяцев излагал новые идеи перед американскими психоаналитиками, часть которых стала проходить у него краткосрочный анализ. Возратившись в Вену, О.Ранк ушел с поста главного редактора психоаналитического журнала. В 1929 году Ранк подал в отставку, фактически предопределив окончательный разрыв с Зигмундом Фрейдом. В начале 30-х г.г. О.Ранк работал психоаналитиком в Париже.

В 1935 году Отто Ранк переехал в США, где занимался преподавательской и терапевтической деятельностью, сопровождавшейся выдвижением новых психоаналитических идей.

31 октября 1939 года Отто Ранк скончался в Нью-Йорке в результате аллергической реакции на содержащее серу лекарство, которое он использовал при лечении инфекции горла.

Теория первичной травмы
Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитическое рассмотрение различных характеристик культуры. Ранк первым из психоаналитиков применил толковательный метод для анализа символ, продукции коллективного творчества человечества, литературы, искусства. Он начал анализировать мифологию, литературу, искусство с точки зрения глубинного бессознательного содержания коллективного опыта. Ученый не разделял причинно-следственную парадигму теории 3. Фрейда. В его понимании личность не детерминирована в своем развитии. Она свободно интерпретирует значения и инициирует действия.

Одно из центральных понятий концепции – травма рождения. Идея Ранка состоит в том, что появление человеческого существа на свет связано с ситуацией, вызывающей тревогу. Развитие личности связано с двумя конфликтующими тенденциями: страхом жизни и страхом смерти. Первый связан с тенденцией к индивидуализации, отделению от других, второй – со слиянием, зависимостью.

Дифференцируя себя от других, ребенок начинает проявлять рудиментарную форму желания – противоволю, т.е. способность противопоставить свою волю другим. Если негативистская воля разрушает связь между ребенком и родителями, он начинает чувствовать вину как специфическое выражение страха жизни. Если связь между ребенком и родителями не разрушается, противоволя преобразуется в волю, которая снижает страх жизни и страх смерти. Влияние воли на конфликтующие тенденции человеческой психики определяет, будет ли личность стремиться к новым возможностям или погрязнет в обыденности.

Ранк выделил три типа личности: нормальный адаптированный (человек из толпы, без самоопределения), невротический и креативный тип художника. Первый выражает тенденцию к единению с людьми, но не поддерживает развития своей собственной индивидуальности. Он надежен, но в то же время конформен, поверхностен и не способен понимать и удовлетворять собственные желания. Такой тип складывается в результате подавления родителями проявлений собств. воли, инициативы ребенка.

Невротическая личность проявляет тенденцию к отделению от людей, негативизм; она выражает противоволю больше, чем волю. Такой человек критичен к другим и в то же время переживает вину, чувствует себя недостойным, неправильным.

Тип художника представляет идеальное развитие, при котором развивается сильная воля, а страх жизни и страх смерти минимальны. Он способен вступать в близкие человеческие отношения без покорности и подавления, не ориентируясь на принятые нормы. Его мысли, переживания, поступки характеризуются высокой степенью дифференциации и интеграции. Результаты деятельности оригинальны и в то же время полезны и ценны для людей.

Идеи Ранка во многом определили дальнейшую судьбу психоанализа, аналитической психологии, повлияли на гуманистическую, экзистенциальную и трансперсональную психологию, значительно расширили горизонты культурного опыта. Они широко известны и используются в литературной критике, культурологии, антропологии. Нельзя специально не отметить влияния его подхода на литературные сюжеты и мотивы произведений искусства.

Публикации на русском:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.