Особенности эмпатии больных неврозами

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Троицкая Е.А.

В статье рассматривается взаимосвязь эмпатии и невротизации личности . Анализируются данные научных исследований о взаимосвязи эмпатии и невротизации. В результате исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмпатии и невротизации в подростковом и юношеском возрасте, было показано, что эмпатия взаимосвязана с отдельными симптомами невротизации, причем связь с эмоциональной нестабильностью прямая, а связь с трудностями в межличностном взаимодействии обратная.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Троицкая Е.А.

УДК 159.9 Е. А. Троицкая

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии факультета гуманитарных наук МГЛУ; e-mail: ea.troitskaya@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И НЕВРОТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается взаимосвязь эмпатии и невротизации личности. Анализируются данные научных исследований о взаимосвязи эмпатии и невротизации. В результате исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмпатии и невротизации в подростковом и юношеском возрасте, было показано, что эмпатия взаимосвязана с отдельными симптомами невротизации, причем связь с эмоциональной нестабильностью прямая, а связь с трудностями в межличностном взаимодействии обратная.

Ключевые слова: эмпатия; невротизация личности; эмоциональная эмпатия; когнитивная эмпатия; действенная эмпатия; невроз; нейротизм.

PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Faculty of the Humanities, MSLU; e-mail: ea.troitskaya@mail.ru

PECULIARITIES OF THE INTERRELATION BETWEEN EMPATHY AND PERSONALITY NEUROTIZATION

The article deals with the interrelation between empathy and personality neurotization in adolescence. Empathy is to be shown interrelated with certain symptoms of neurotization. While the relationship with emotional instability is direct, the relationship with interpersonal interaction difficulties is inverse.

Key words: empathy; personality neurotization; emotional empathy; cognitive empathy; active empathy; neurosis; neuroticism.

За последние несколько десятилетий отмечается отчетливое снижение уровня эмпатии у молодежи, что приводит к ухудшению взаимодействия в социуме и росту отчужденности и безразличия к окружающим. Именно эмпатия помогает эффективно выстраивать взаимоотношения и чувствовать единение с другими людьми. С другой стороны, по данным ВОЗ, число людей с невротическими расстройствами неуклонно растет с каждым годом, что также ведет к трудностям в межличностных отношениях. Поэтому целью нашего исследования стало выявление особенностей взаимосвязи эмпатии и невротизации.

Нейротизм - личностная черта, представляющая собой противоположный полюс эмоциональной стабильности, являющийся одним из измерений (вместе с экстраверсией и психотизмом), на основе

которых Г. Айзенк построил свою теорию типов личности [Айзенк 1999]. Нейротизм, в представлении Г. Айзенка, не является патологией, а свойственен в определенной мере всем людям. Нейротизм характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, сниженной самооценкой.

В результате анализа различных теоретических подходов к пониманию эмпатии и невротизации, можно сформулировать гипотезу о взаимосвязи эмпатии и невротизации. Данная гипотеза основывается на том, что одними из основных личностных особенностей, способствующих развитию невроза, являются эмоциональность, впечатлительность и гуманистическая направленность; и эти же качества лежат в основе развития эмпатии.

М. В. Панкова, исследовав особенности эмпатии больных неврозами, пришла к выводу, что уровень эмпатии у больных неврозами выше, чем у здоровых; причем у мужчин эти различия выражены сильнее, чем у женщин [Панкова 2003]. Однако в исследовании, проведенном нами в 2014 гг., у студентов в возрасте 17-21 года была выявлена прямая связь эмпатии с удовлетворенностью жизнью, с субъективным счастьем и обратная связь с депрессией, но взаимосвязи эмпатии с тревогой выявлено не было [Троицкая 2014].

Таким образом, в научных источниках проблема взаимосвязи эмпатии и невротизации раскрыта не достаточно полно. В ряде источников приводятся данные о связи эмпатии с нейротизмом, а также об особенностях эмпатии у больных неврозами, однако выводы разных авторов часто противоречат друг другу.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей взаимосвязи

эмпатии и невротизации. В качестве испытуемых были привлечены 73 девочки в возрасте от 14 до 18 лет (M = 16,07, SD = 0,96) и 30 мальчиков в возрасте от 14 до 18 лет (M = 16,20, SD = 1,27). 85 % опрошенных составили учащиеся 8-11 классов школ г. Москвы, остальные 15 % - учащиеся ссузов и вузов г. Москвы. Всего в исследовании приняло участие 103 человека 14-18 лет (M = 16,11, SD = 1,06).

Сравнение подвыборок мальчиков и девочек между собой по критерию Манна-Уитни выявило значимые различия по показателям негативной эмоциональной эмпатии (р = 0,009), когнитивной эмпатии (р = 0,024), по итоговому показателю эмпатии (р = 0,009), а также по общему показателю невротизации (р = 0,023). Во всех указанных случаях значения показателей эмпатии и невротизации выше у девочек по сравнению с мальчиками. Выявленные различия по полу по показателям эмпатии согласуются с данными, полученными нами ранее [Троицкая 2012]. Что касается методики диагностики невро-тизации, то половые различия по общему показателю невротизации

также подтверждаются имеющимися в науке данными о различиях невротических расстройств у мужчин и женщин [Карвасарский 1990]. Выявление половых различий по отдельным пунктам методики экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесс проводилось по точному критерию Фишера. Были обнаружены значимые различия в ответах на утверждения: № 8 (р = 0,008), № 20 (р = 0,004), № 27 (р = 0,017), № 32 (р = 0,016), № 36 (р = 0,012), № 37 (р = 0,002). На эти вопросы 63-82,2 % девочек давали утвердительные ответы, а у мальчиков наблюдалась противоположная картина: 43,3-70 %% мальчиков давали отрицательные ответы. Вследствие обнаружения половых различий как по показателям эмпатии, так и по показателям невротиза-ции в дальнейшем подвыборки мальчиков и девочек рассматривались как отдельные выборки.

По коэффициенту корреляции Спирмена не было обнаружено статистически значимых корреляций на уровне значимости р = 0,05 между показателями эмпатии и показателем невротизации ни в выборке мальчиков, ни в выборке девочек. В выборке девочек сравнение контрастных групп с высокими и низкими значениями общего показателя невротизации (по 18 человек в каждой) по показателям эмпа-тии также не выявило значимых различий по критерию Манна-Уитни на уровне значимости р = 0,05.

Для более детального анализа взаимосвязей показателей эмпатии с отдельными симптомами невротизации по критерию Манна-Уитни было проведено сравнение групп испытуемых, ответивших утвердительно и отрицательно на каждый пункт методики К. Хека и Х. Хесс для каждого показателя эмпатии.

Сначала был проведен анализ выборки мальчиков. Были выявлены статистически значимые различия по показателю позитивной эмоциональной эмпатии для ответов на пункты № 16 (р = 0,046; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 17 (р = 0,047; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 19 (р = 0,021; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,006; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 29 (р = 0,002; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 35 (р = 0,031; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), а также различия на уровне тенденции для пункта № 11 (р = 0,058; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил

утвердительно) и № 31 (р = 0,051; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). По показателю негативной эмоциональной эмпатии обнаружены значимые различия по пунктам № 19 (р = 0,029; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 31 (р = 0,002; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,034; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). Статистически значимых различий по показателю когнитивной эмпатии в выборке мальчиков не наблюдалось. При анализе показателя действенной эмпатии были выявлены значимые различия по пунктам № 12 (р = 0,014; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 25 (р = 0,043; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 31 (р = 0,014; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,010; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), а также различия на уровне тенденции по пункту № 3 (р = 0,051; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно). Значения итогового показателя эмпатии значимо различались у мальчиков, давших разные ответы на пункты № 5 (р = 0,042; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 29 (р = 0,020; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 31 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,021; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно).

Далее аналогичным образом была проанализирована выборка девочек. По показателю позитивной эмоциональной эмпатии были выявлены различия по пунктам № 18 (р = 0,003; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 28 (р = 0,047; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,046; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). По показателю негативной эмоциональной эмпатии значимые различия наблюдаются по ответам на пункты № 3 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 12 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 18 (р = 0,013; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 25 (р = 0,013; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил

утвердительно). Для показателя когнитивной эмпатии также обнаружены занчимые различия по пунктам № 3 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 4 (р = 0,002; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 14 (р = 0,040; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 21 (р = 0,008; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 38 (р = 0,003; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). По показателю действенной эмпатии обнаружены статистически значимые различия по пунктам № 3 (р = 0,009; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 12 (р = 0,038; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 18 (р = 0,034; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,028; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 28 (р = 0,035; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 37 (р = 0,034; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,013; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 39 (р = 0,009; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), а также различия на уровне тенденции по пункту № 10 (р = 0,056; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно). Значения итогового показателя эмпатии различаются у девочек, давших разные ответы на пункты № 3 (р = 0,001; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 12 (р = 0,009; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил утвердительно), № 18 (р = 0,008; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 26 (р = 0,010; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 28 (р = 0,042; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 38 (р = 0,008; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно), № 39 (р = 0,050; значения показателя эмпатии выше у тех, кто ответил отрицательно).

Обобщая все полученные результаты, можно сказать, что в целом взаимосвязи эмпатии с общим уровнем невротизации выявлено не было. Однако при более детальном анализе можно увидеть, что связь эмпатии и невротизации отличается двойственностью: часть симптомов невротизации имеют прямую связь с отдельными компонентами эмпатии, а другие симптомы имеют обратную связь с эмпатией.

Например, позитивная эмоциональная эмпатия выше у тех мальчиков, которые считают, что против них настроены окружающие; у тех, кто много мечтает и фантазирует; у тех, чье настроение легко меняется. Действенная эмпатия выше у мальчиков и негативная эмоциональная эмпатия выше у девочек, если они чувствуют себя легко ранимыми, слишком близко и надолго принимают к сердцу неприятности, беспокоятся из-за незначительных вещей. Когнитивная эмпатия выше у тех девочек, которые чувствуют себя легко ранимыми; у тех, у кого были странные и необычные переживания; у тех, чье настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее. Действенная эмпатия и итоговый показатель эмпатии выше у тех девочек, которые чувствуют себя легко ранимыми, слишком близко и надолго принимают к сердцу неприятности. Таким образом, можно заключить, что более высокий уровень эмпатии связан с такими симптомами невро-тизации как эмоциональная ранимость, беспокойство, частые смены настроения, т. е. с эмоциональной нестабильностью - чрезмерной эмоциональной реакцией на происходящие события.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующий вывод: эмпатия взаимосвязана с отдельными симптомами невротизации, причем связь с эмоциональной нестабильностью прямая, а связь с трудностями в межличностном взаимодействии обратная. Можно предположить, что учащиеся с высоким уровнем эмпатии более подвержены невротизации, так как они

более чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих и к социально-психологическому климату в классе (учебной группе). А учащиеся с низким уровнем эмпатии в случае развития невротизации еще больше отстраняются от окружающих, что может негативно сказаться на их состоянии, поскольку таким учащимся сложнее получить социальную поддержку окружающих. Полученные результаты могут использоваться при разработке программ психологической помощи учащимся подросткового и юношеского возраста с выраженными проявлениями невротизации.

Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб. : Ювента ; М. : КСП+, 1999. 464 с. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. Л. : Медицина, 1988. 246 с. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М. : Медицина, 1990. 576 с. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесс // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2001. С. 169-171. Панкова М.В. Особенности эмпатии больных неврозами: автореф. дис. .

канд. психол. наук. СПб., 2003. 22 с. Троицкая Е. А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии

Троицкая Е. А. Психологическая устойчивость и субъективное благополучие личности как ресурсы для проявления эмпатии // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М. : МГЛУ, 2014. С. 46-59. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 7(693). Психологические науки).

Аннотация

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

1. Бусыгина Н.П . Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2017. 423 с.

2. Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э . Призраки прошлого: структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2013. 496 с.

4. Василюк Ф.Е . Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205—227. doi:10.17759/cpp.2016240511

5. Гаврилова Т.П . Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дисс. . канд. психол. наук. М., 1977. 149 с.

6. Гончаренко Е.С . Развитие эмпатийного потенциала личности: на материале исследования детей 7—8 лет: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Краснодар, 2003. 22 с.

7. Карягина Т.Д . Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс, его психоаналитические предшественники и последователи // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 1. С. 8—33.

10. Кохут Х . Анализ самости: пер. с англ. 2-е изд. М.: Когито-Центр, 2017. 368 с.

11. Левин П ., Фредерик Э . Пробуждение тигра — исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания: пер. с англ. М.: АСТ, 2007. 316 с.

12. Миллер А . Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я: пер. с нем. М.: Академический проект, 2017. 139 с.

13. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г . Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 98—114.

14. Мэй Р . Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2. С. 90—95.

15. Панкова Н.В . Особенности эмпатии больных неврозами: дисс. . канд. психол. наук. СПб., 2003. 201 с.

16. Решетников М.М . Психическая травма. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. 322 с.

17. Роджерс К . Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо; МПСИ; Омега-Л, 2006. С. 428—430.

18. Страусс А ., Корбин Дж . Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники: пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

19. Тарабрина Н.В . Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

20. Штайн Э . К проблеме вчувствования: пер. с нем. Вильнюс: Logvino Literaturos namai, 2018. 260 с.

21. Этчегоен Г . Контрперенос // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований / Под ред. И.Ю. Романова. М.: Академический проспект, 2005. С. 71—47.

22. Aaron R ., Benson T. , Park S . Investigating the role of alexithymia on the empathic deficits found in schizotypy and autism spectrum traits // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 77. P. 215—220. doi:10.1016/j.paid.2014.12.032

23. Bird G ., Viding E . The self to other model of empathy: Providing a new framework for understanding empathy impairments in psychopathy, autism, and alexithymia // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2014. Vol. 47. P. 520—532. doi:10.1016/j. neubiorev.2014.09.021

24. Hatcher S.L. , Favorite T.K. , Hardy E.A . et al . An Analogue Study of Therapist Empathic Process: Working with Difference // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2005. Vol. 42 (2). P. 198—210. doi:10.1037/0033-3204.42.2.198

25. Kohut H . How does analysis cure? Chicago : The University Chicago Press, 1984. 240 p.


Эмпатия – это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. Следовательно, эмпат – это человек, у которого развита способность к сопереживанию. Развитие эмпатии занимает значимое место в развитии эмоционального интеллекта. Она помогает познать эмоциональные состояния человека, при этом ориентируясь на жесты и мимику.

С помощью сопереживания эмпатия дает возможность понять эмоции собеседника. Ей желательно владеть тем людям, которые в работе используют общение. Например – это воспитатели, психологи, педагоги, менеджеры, врачи. Ученые отмечают, что этап развития эмоциональной эмпатии заканчивается еще в детском возрасте. Для осознанного сопереживания губителен страх.

Эмпаты не комфортно себя чувствуют в конфликтной ситуации, им не свойственно соперничество, а также отстаивание своих интересов, чаще они отходят в сторону. От страха эмпаты легко избавиться не могут, поскольку они очень терпеливые и ищут свои пути коррекции данного состояния. При отсутствии умения справляться со страхом он способен сопровождать человека всю жизнь, что спровоцирует в дальнейшем панические атаки.

Эмпатия и симпатия взаимосвязаны. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек целенаправленно желает видеть возле себя тех людей, которые будут понимать, и принимать его таким, какой он есть.

Развитие эмпатии

Существует несколько уровней эмпатии и научиться развить осознанное сопереживание возможно, однако очень сложно для тех, кто им не владел ранее. Невозможно перевернуть мир и измениться в один миг, начав все чувствовать. Для этого необходимо достаточно времени, чтобы изменить убеждения и овладеть осознанным сопереживанием.

Чувство эмпатии относится не к простым чувствам и переживаниям. Это полное понимание, а также осознание ощущений как бы происходящих с вами. Особенности эмоциональной эмпатии заключаются в ощущении тонкого мира совершенно чужой жизни.

Развитие эмпатии включает несколько уровней. Первый уровень отмечается умением выделять эмоциональные жесты, нотки. Тон голоса может подсказать, в каком состоянии находится человек и что он чувствует. Этот уровень показывает умение акцентировать безошибочно внимание на эмоциональном состоянии человека.

Понимание эмпатии включает перекладывание чувственного мира ощущений на себя. Этому научиться сложно. Для этого необходимо изучить мимику, телодвижение, тембр голоса. Начинайте практиковаться на знакомых, друзьях, первых встречных. Замечайте любые мелочи: волосок на пиджаке, неряшливость, макияж на лице, прическа. Это способно очень многое рассказать о человеке. Овладевайте этим навыком.

Второй уровень обучения включает уже владение определенными навыками. Этот уровень сложнее, обучаемым важно переложить на себя повадки, ощущения, телодвижения, тембр голоса того объекта, которого необходимо вам чувствовать. Для более легкого внедрения в образ необходима сильная эмоциональная реакция. Важно наблюдая внимательно за человеком, представить, что вы это он. Слившись с ним полностью, вы наперед можете предугадать, как он поступит. Вы сможете проживать его жизнь, не думая и не осуждая, что не так. Вы станете с ним одно целое и будете испытывать те же эмоции, что и он: влюбленность, боль, разочарование. Этому сложно научиться, но возможно. Эмпат со временем воспринимает чувства другого человека как свои собственные. А эти чувства бывают разные.

Третий уровень обучения позволяет превратиться в настоящего эмпата. Эмпаты способны не просто чувствовать чужие переживания, они умеют управлять этим состоянием. Первая возможность заключается в способности выводить себя быстро из негативного состояния. Вторая сводится к возможности вывести из негативного состояния собеседника. Эмпат способен влиять на эмоции.

Развитие эмпатии дает возможность с легкостью и пониманием общаться с людьми. Имеются плюсы, а также минусы при развитии эмпатии. С одной стороны человек начинает разбираться в людях, а с другой превращается в более чувствительного, которому тяжело противостоять в конфликтных ситуациях собеседнику.

Уровень эмпатии

Являясь многообразным понятием, эмпатия имеет много уровней внутри себя.

Первый уровень эмпатии самый низкий. Люди, относящиеся к этому уровню, сосредоточены на себе, им безразличны мысли и чувства других людей. Редко понимают окружающих и испытывают затруднения при установлении контактов, неловко чувствуют в большой незнакомой компании. Эмоциональные проявления таких людей кажутся непонятными, а также лишенными смысла. С низким уровнем эмпатии люди отдают предпочтение уединенным занятиям, минуя коллективную работу. Представители низкого уровня эмпатии сторонники точных формулировок, а также рациональных решений. У таких людей мало друзей, а те, что имеются, отличаются ясным умом и деловыми качествами, а не чуткостью и отзывчивостью. Люди отвечают таким людям тем же. Такие люди чувствуют отчужденность, поскольку окружающие не балуют их своим вниманием. При очень низком уровне эмоциональной эмпатии человек затрудняется первым заговорить, держится особняком среди коллег. Зачастую ему очень трудны контакты с детьми, а также старшими людьми. В межличностных отношениях эмпат часто оказывается в неловком положении, зачастую не находит взаимопонимания с окружающими, очень любит острые ощущения, искусство. Болезненно переносит критику, однако способен не реагировать на нее.

Второй уровень эмпатии самый распространенный. Большинство людей являются равнодушными к мыслям и чувствам других, и лишь в редких случаях проявляют сопереживание. Этот уровень свойственен большинству людей. Окружающие не называют их толстокожими, однако и к особо чувствительным не относят. Таким людям не чужды проявления эмоций, однако в большинстве случаев они все держат под контролем. В общении зачастую они внимательны, стараются понять многое, но иногда теряют терпение. Чаще предпочитают деликатно отмолчаться, поскольку не уверенны, что их поймут. При чтении художественных произведений, а также просмотре фильмов их интересуют действия, а не переживания героев. Таким людям не свойственна раскованность чувств, что мешает для полноценного восприятия людей.

Третий уровень эмпатии является самым высоким. Людей с этим уровнем сопереживания встречается довольно таки мало. Этим людям свойственно понимать чужих людей лучше, чем себя. Из них получается настоящие преданные друзья. Такие люди чувствительны к проблемам и нуждам окружающих, очень великодушны, способны многое прощать. Всегда с интересом относятся к людям. Такие люди эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакт, очень общительны. Коллеги и окружающие ценят такую душевность. Люди с третьим уровнем эмпатии не допускают конфликты и всегда находят компромиссные решения, достойно переносят критику. При оценивании ситуации больше доверяют своим чувствам, а также интуиции. Отдают предпочтение работать с коллективом, нежели в одиночку. Люди с третьим уровнем всегда желают социального одобрения своих действий. Однако такие люди не всегда аккуратны при выполнении точной, а также кропотливой работы. Их достаточно легко вести из равновесия.

Виды эмпатии

Эмпатов классифицируют на следующие виды: не эмпаты, слабые эмпаты, функциональные эмпаты, профессиональные эмпаты.

Не эмпаты напрочь закрыли свои чувственные способности. Возможно, проявление эмпатии атрофировались, поскольку этой способностью они никогда не пользовались. Чувство эмпатии таким людям незнакомо, да они и не пытаются его узнать. Они не способны распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Слабые эмпаты пребывают в состоянии постоянного стресса, переживают тяжесть мира, чужие проблемы, страхи в силу эмоциональной перегрузки. Зачастую слабые эмпаты физически быстро истощаются, испытывают головные боли.

Функциональные эмпаты являются самыми развитыми, с легкостью адаптируются к эмоциям, контролируют их, не пропуская через себя. Это редкостное умение. Внешне функциональные эмпаты не выделяются на фоне обычных людей.

Профессиональные эмпаты с легкостью распознают любые эмоции, даже самые сложные, скрытые в глубинах души. Профессиональные эмпаты хорошо управляют чужими эмоциями. Таких людей очень мало. Они обладают способностью избавить от боли, поднять настроение.

Диагностика эмпатии

Диагностика эмпатии помогает определить, какими качествами эмпата преобладает человек. Этот тест важен при подборе персонала, чья профессиональная деятельность связана общением с людьми. Для изучения эмпатии можно пользоваться методикой "Шкала эмоционального отклика". Тест был разработан профессором психологии А. Меграбяном.

Эмпатия у детей

С помощью сопереживания дети набираются опыта в изучении себя и других людей, которые окружают их. Ребенок постепенно накапливает чувственный опыт.

Эмпатия у детей напрямую зависит от сформирования сопереживания у родителей. Если у родителей хорошо сформированы выше сказанные чувства, то у их детей будет нормальное проявление эмпатии. Она хорошо развивается у того ребенка, который получил любовь и тепло от родителей. У детей благодаря родителям может быть хорошо развит альтруизм, ведь формирование альтруизма берет начало в семье.

Сострадание, сочувствие – это не только духовное развитие ребенка, но и метод изучения отношений между людьми. Полагаясь на эти чувства, дети смотрят на окружающих себя людей и пытаются найти в них собственные переживания. Таким образом, воспитание эмпатии целиком лежит на плечах родителей.

Эмпатия у подростков

На развитие человека с момента рождения оказывают огромное влияние родители и семья. Семья является важной составляющей в развитии жизни человека. В развитии эмпатии играет огромнейшую роль общение детей с родителями. Подросток не может самостоятельно научиться сопереживать из-за нехватки опыта. Ему еще плохо знакомо чувство боли. Развитие эмпатии у подростков проявляется в жизни тех детей, которым смогли дать в семье и любовь, и заботу, и внимание, и тепло.

Эмпатия у подростков возможна, когда родители понимали чувства и эмоции своих детей. Нарушение контакта с родителями травмирует психику подростка, негативно проявляется в его развитии. Обладать эмоциональной эмпатией означает воспринимать мир другого человека, его боль и счастье. Семья, которая основана на доверительных чувствах, направлена на гармоничное развитие личности подростков. Поэтому стоит учесть, что отношения в семье должны всегда оставаться дружескими.

Главная ≫ Инфотека ≫ Этология, психология ≫ Видео ≫ Нарушения эмпатии и проблемы ее регуляции // Татьяна Карягина

У детей, которых в семьях постоянно оценивают и сравнивают с идеалом родителей, чаще диагностируют нарциссическое личностное расстройство. Психолог Татьяна Карягина рассказала, о нарциссизме, регуляции эмпатии и профессиональном выгорании, а также о том, почему нужно обсуждать с детьми их чувства и переживания.

Проблемы и нарушения эмпатии являются диагностическим признаком нарциссического личностного расстройства, психопатического (или, как чаще говорят, антисоциального) и при нарушениях, связанных с аутизмом. Конечно, не только при этих заболеваниях, расстройствах, но и при других наблюдаются какие-то особенности, изменения эмпатии. Но именно для этих трех нарушения эмпатии считаются настолько важными, что включены в список диагностических признаков.

Начнем с нарциссизма. Существует гипотеза, почему именно у Карла Роджерса и психоаналитика Хайнца Кохута эмпатия является центральным элементом их психотерапевтических систем. И Хайнц Кохут, и Карл Роджерс в 1950-е годы работали в одном и том же Чикагском университете, при этом друг друга не знали, поскольку психоаналитики не воспринимали неклинически ориентированных психологов. Это очень странно, но это факт, что приблизительно в одно и то же время они работали в одном и том же месте, друг друга не знали, но пришли приблизительно к одинаковым выводам совсем с разных позиций. Именно в их системах эмпатия является ключевым психотерапевтическим процессом и важнейшим условием нормального личностного развития.

Нэнси Мак-Вильямс, известный американский психоаналитик, объясняет это так: студенты Чикагского университета работали в клинике при университете. Это университет престижный, дорогой, и среди студентов была очень высока доля людей с определенным нарциссическим характером или даже расстройствами личности. И проблемы нарциссизма настолько связаны с эмпатией, что и вызвали такую важность эмпатии в работе и практике Карла Роджерса и Хайнца Кохута. Они обосновали эмпатию как способ лечения именно нарциссического расстройства, по мнению Нэнси Мак-Вильямс.

Сейчас действительно говорят об эпидемии нарциссических расстройств. Наша жизнь все больше вынуждает нас ориентироваться на внешние требования, а не на внутренние — проще казаться, чем быть. Имидж, внешнее впечатление гораздо важнее, чем сущностные вещи. Мы постоянно оцениваем себя: рейтинги, конкуренция, сравнение — это пронизывает жизнь с детства. Дети, которые вырастут в нарциссических личностей, живут в семьях, где их постоянно оценивают: критикуют или хвалят (то и другое часто чрезмерно) и не откликаются на их переживания эмпатически. Я очень упрощаю картину, чтобы подчеркнуть роль эмпатии, но она действительно здесь видна.

Что происходит, когда взрослые эмпатически откликаются на переживание ребенка? Он получает подтверждение своему переживанию, получает подтверждение нормальности того, что с ним происходит, его переживание принимается. Если я переживаю, значит, я существую. Ребенок получает подтверждение и своего существования. Если ребенок этого не получает, если его постоянно оценивают с точки зрения внешних требований, идеалов и желаний родителей, то не формируются очень важные структуры его переживания. Вообще переживания как таковые не формируются.

Роджерс говорил об условном принятии, о том, что ребенка принимают, только если он соответствует каким-то требованиям. И все это приводит к тому, что при нарциссическом расстройстве главным симптомом является… Если эти пациенты нашли в себе силы пожаловаться, признать свое несовершенство, они жалуются на огромную, всепоглощающую пустоту, на отсутствие себя. И чем занимаются терапевты в психотерапии? Это одна из парадигм лечения нарциссических расстройств. Они своей эмпатией восполняют пробелы, восполняют то, что не было получено пациентом в детстве. Они восстанавливают эти эмпатические провалы, дефициты.

При психопатии обычно объясняют так. У лиц с психопатией не возникает сочувствия, сопереживания жертве, и это не тормозит их жестокость, их агрессию, противоправные действия. Если бы было сочувствие и переживание, то это, может быть, их восстановило бы. На уровне мозга найдены тоже значительные изменения в функционировании отделов, связанных с эмоциями и эмпатией.

Если это врожденное нарушение, то не формируется с детства склонность к эмпатии, поэтому задача как можно раньше диагностировать эти нарушения и включить детей в специальные программы.

Картина с аутизмом не так понятна. Там практически каждый день новые исследования вносят новые черточки в картину. Но сейчас довольно убедительной кажется гипотеза не дефицита, а переизбытка. То есть у людей с аутизмом возникает гипервозбуждение эмпатических отделов, очень сильная хаотичная реакция. И они заражены эмоцией другого, они не могут с этим справиться. Это очень сложно, это невыносимое состояние.

Вообще проблема регуляции эмпатии в последнее время занимает центральное место в исследованиях. И в этой связи я хотела бы немного подробнее сказать о личном дистрессе. Личный дистресс — это феномен дисрегуляции эмпатии. Под личным дистрессом понимают плохо дифференцированный клубок эмпатически обусловленных чувств, негативных собственных чувств человека, которые возникают, когда он наблюдает, присутствует в ситуации, когда другому человеку плохо. Это и сопереживательные чувства, и эмоциональное заражение, и реактивные чувства — его собственная злость, тревога, раздражение по поводу того, что происходит, по поводу того, что использует другой. Если человек не справляется с этим, то ему уже не до другого, он озабочен собой.

Исследования показали, что люди с высоким уровнем личного дистресса если и помогают, то делают это не ради другого, а чтобы скорее с глаз долой. Но чаще всего они все-таки помогать не будут, особенно если они с легкостью могут выйти из ситуации без последствий, и никто их не осудит, никто не узнает. То есть это, с одной стороны, феномен дисрегуляции эмпатии, но он приводит к моральным, нравственным последствиям.

Наши исследования показали, что этот феномен, уровень личного дистресса, очень связан с тем, как человек относится к собственным чувствам. То, что в психологии называют алекситимией — насколько человек понимает чувства, может их назвать, дифференцировать, насколько он их ценит, насколько он склонен на них полагаться. То, что называют, что у него внешне ориентированное мышление, ему не очень интересен внутренний мир. В сочетании с высоким личным дистрессом это действительно важный комплекс дисрегуляции.

Мы исследуем проблему личного дистресса в связи с таким аспектом, как профессиональное выгорание помогающих профессионалов. Дело в том, что помогающая профессиональная деятельность содержит очень большое количество ситуаций, которые потенциально способны усилить личный дистресс. Это и ситуации, когда очень велик риск, велика ответственность. Это ситуации на грани жизни и смерти, например, в деятельности врача, медсестры, спасателя. Это ситуации, в которых вполне естественная человеческая реакция отвращения или брезгливость — социальные работники с этим сталкиваются. Кроме того, в помогающей деятельности человеческая боль и страдание практически поставлены на поток. И от этого возникает усталость, накапливаются разного рода чувства. Поэтому к помогающим профессионалам надо относиться бережно.

Наши исследования показали, что именно уровень личного дистресса связан с уровнем выгорания: высокий уровень личного дистресса — высокий уровень выгорания. Бытует мнение — оно кочует из научных работ в популярную литературу — о том, что высокая эмпатия приводит к высокому выгоранию. Наверное, это связано с тем, что в этих исследованиях используются методы, не дифференцирующие эмпатию на личный дистресс и на позитивно-ориентированные феномены, на децентрацию, на сочувствие, вчувствование, сопереживание, эмпатическую заботу и так далее. Мы использовали тест, который дифференцирует эти феномены, и он показал, что только личный дистресс способствует выгоранию. А позитивные эмпатические феномены скорее являются предиктором сохранения профессиональной самооценки. Это один из параметров профессионального выгорания — снижение или сохранение профессиональной самооценки.

Таким образом эта проблема становится очень важной, она требует внимательного к ней отношения и разработки специальных методов развития эмпатии у помогающих профессионалов, поддержки, супервизии и так далее.

Татьяна Карягина
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, член Ассоциации понимающей психотерапии

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.