Патопсихологический синдром при неврозах

Неврозами, или невротическими расстройствамив современной психологической и психиатрической литературе называют функци­ональные расстройства психической деятельности, возникающие как реакция на значимые психотравмирующие события (конфликты) и обусловленные несовершенством механизмов психологической за­щиты и антиципационной несостоятельностью. При неврозах выяв­ляются разнообразные симптомы, затрагивающие нарушения прак­тически всех познавательных процессов. Часть из них являются патогномоничными и определяющими развитие невротических рас­стройств, другая часть отражает изменения, обусловленные самой болезнью.

Внимание. Расстройства внимания не являются специфичными для невротических расстройств. Их появление связано с основные проявлениями болезни. Как правило, клинически и патопсихологически можно заметить нарушение концентрации и устойчивости вни­мания, быструю истощаемость и замедленность переключения вни­мания. Клинически расстройства внимания проявляются рассеянно­стью, невозможностью сосредоточиться на какой-либо деятельнос­ти, быстрой утомляемостью. Нарушения внимания входят в струк­туру астенического синдрома, являющегося типичным проявлени­ем невротических расстройств.

Память. Нарушения памяти являются одними из характерных и частых, но неспецифических проявлений при невротических рас­стройствах. Как правило, отмечаются нарушения механического за­поминания. Другие нарушения памяти описываются лишь как со­путствующие. По мнению, А.М.Вейна и Б.И.Каменецкой, мнестический дефект у больных неврозами связан с патологическими эмо­циональными состояниями.

Патопсихологические исследования последних лет (В.Д.Менделевич, В.Т.Плещинская) указывают на тот факт, что наряду с нарушениями процесса запоминания, при неврозах страдают и иные мнестические функции, в частности, воспроизведение и забыва­ние, специфически изменяется соотношение непосредственной и опосредованной памяти. Клиническое исследование пациентов с раз­личными формами невротических расстройств показывает, что для большинства обследованных больных события, вызывающие невроз оказываются неожиданными (неспрогнозированными). Анализ мнестических особенностей психической деятельности больных пока­зывает, что у подавляющего большинства пациентов события, вызывающие невротические расстройства, часто идентичны тем, ко­торые и ранее приводили пациентов либо к ситуационным невротическими реакциям либо сопровождались психосоматическими нару­шениями. Парадоксальным оказывается тот факт, что, несмотря на то, что пациентам должен быть известен психотравмирующий ха­рактер событий на основании собственного прошлого опыта, они как и прежде исключают наиболее значимое и потенциально психотравмирующее событие из вероятностного прогноза. Оно оказы­вается вновь неспрогнозированным.

Оказалось, что показатели непреднамеренного запоминания у больных неврозами отличаются от показателей психически здоро­вых лиц. По результатам первого эксперимента (с шарами) в усло­виях равновероятного исхода событий пациенты с неврозами при­мерно одинаково (соответственно 19,6% и 19,2%) воспроизводили как собственные предсказания, так и реальное выпадение шаров (в контрольной группе данные показатели оказались на уровне 29,2% и 22,8%). При неравновероятном исходе событий показатели боль­ных и здоровых практически не различались. Вторая серия экспери­ментов с тетраэдром и кубом позволила выявить еще большие раз­личия в группах (соответственно при равновероятном — 26,1 % и 29,2% у больных при 41,3% и 36,8% у здоровых; при неравноверо­ятном - 35,5% и 32,4% и 52,5% и 35,6%).

Исследование нарушений мнестических процессов при невроти­ческих расстройствам указывают на два важных вывода. Первый заключается в том, что у больных неврозами нарушен процесс не­преднамеренного запоминания житейских событий. Данное наруше­ние проявляется в снижении способности запоминать как собствен­ные прогнозы развития ситуаций, так и их фактический ход. Вто­рой вывод указывает на то, что у больных неврозами не обнаружи­вается столь явной для здоровых тенденции к более полному запо­минанию рядов собственных предсказаний по сравнению с рядами действительных событий. Особенно ярко это представлено при рав­новероятных прогнозах.

Мышление. Качественные расстройства мышления не являются специфичными для невротических расстройств. Ассоциативный про­цесс остается, в целом, логически выверенным. При невротической депрессии отмечается замедление мышления; при ананкастических невротических проявлениях появляются обсессии — навязчивые мысли, воспоминания.

Интеллект. На роль интеллекта в генезе неврозов указывают H.J.Eysenck и S.Rachman. Эти авторы на основании эксперимен­тально-психологических исследований рассматривали вопрос о зна­чении уровня интеллекта в развитии неврозов. Для больных невро­зами кривая распределения интеллекта, по результатам исследова­ний H.J.Eysenck и S.Rachman оказалась более пологой, чем у здоро­вых. Иными словами, в группе больных неврозами было гораздо меньше лиц со средним интеллектом, чем в контрольной группе, и на оба крайних отрезка приходился больший процент лиц, страдав­ших неврозами, чем в контрольной группе. Эти важные данные позволили исследователям сделать вывод о том, что у людей со средним интеллектом невроз развивается реже, чем у отклоняю­щихся от среднего уровня в сторону более высокого и более низко­го интеллекта.

Отечественные исследователи, занимавшиеся изучением значе­ния уровня интеллекта и мыслительных способностей для возникновения невротических расстройств, отмечали важность когнитив­ных механизмов для неврозогенеза. Ф.Б.Березин писал о том, что повышение вероятности возникновения интрапсихических конф­ликтов при выраженных изменениях в системе человек-среда связа­но не только с мотивационными, но и с информационными про­цессами. По его мнению, в необычной среде важное значение при­обретает когнитивная (познавательная, связанная с анализом и со­поставлением информации) оценка ситуации и реакция индивиду­ума на эту оценку. Установление роли когнитивных элементов в развитии стресса позволило утверждать, что истинный медиатор общего адаптационного синдрома по своей природе когнитивен. Не­соответствие между когнитивными элементами (когнитивный дис­сонанс — по L.Festinger) влечет за собой возрастание напряженно­сти тем большее, чем более значимо для индивидуума это несоот­ветствие.

Известно, что на уровне животного мира прогрессивная эволю­ция возможна только в том случае, если животные имеют возмож­ность подготовиться к предстоящим событиям. Сходное предполо­жения можно также признать верными и в случае с человеческой личностью: развитие в процессе социализации человека антиципа­ционных способностей эволюционно обусловлено. Оно направлено на упреждение запредельных для психики переживаний, на более полноценную и качественную адаптацию личности к социуму.

Эмоции. Эмоциональные расстройства являются основными в квалифицировании тех или иных форм невротических расстройств. Из аффективных симптомов и синдромов наиболее часто отмечают­ся депрессия, астения и слабодушие, страхи и фобии, ангедония, тоска и тревога. Эмоциональные феномены представлены обидой, разочарованием, аффектом недоумения, гневом.

• потребность в публичном восхищении, признании, которые становятся мерилами самоценности.

В потребностно-мотивационный аспект проблемы невротических расстройств позволительно включить и исследования В.С.Ротенберга и В.В.Аршавского по оценке роли так называемой поисковой активности, отражающей определенные волевые качества человека, в патогенезе невротических и психосоматических расстройств. Выдвинутая авторами концепция поисковой активности включает в себя и анализ невротически измененной поисковой активности, причем невроз понимается авторами как следствие неразрешенного интрапсихического мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты. Именно в последнем параметре усматривается существо вопроса: фактический отказ от поиска способов реализации вытесненного мотива приводит к невротическому типу реагирования. По мнению В.С.Ротенберга и В.В. Аршавского невротическая тревога представляет собой результат специфического отказа от поиска, когда невротические механизмы защиты выступают в роли своеобразной психологической компенсации. Так же, как и в случае, к примеру, с ипохондрией и фобиями. Возникновение таких невротических расстройств, как ипохондрия и фобии, открывает для человека возможность активных целенаправленных действий. Он может искать у врачей помощи от своих заболеваний, обследоваться, соблюдать режим жизни и лечения, избегать ситуаций, вызывающих страх. Таким образом, при формировании этих невротических расстройств появляется возможность для поисковой активности, которую В.С.Ротенберг и В.В.Ар-шавский называют вторичной. В отличие от нормального поиска невротический поиск направлен не на изменение самой неприемлемой ситуации или отношения к ней. Этот поиск направлен только на устранение последствий самой ситуации, т.е. тревоги. Он не исключает отказа от поиска (вытеснения), а сосуществует с ним. Поиск в рамках невротического состояния не направлен на устранение ситуации, т.е. на решение невротического конфликта. Тем не менее есть все основания предполагать, что эта своеобразная поисковая активность выполняет в какой-то степени защитную функцию по отношению к соматическому здоровью.

В рамках мотивационного аспекта можно отметить и существенный для неврозогенеза диссонанс между прогнозируемым и реальным результатами, становящийся дополнительной причиной инт-рапсихического конфликта и еще одним источником невроза. Все это многообразие сведено к нескольким основным типам:

1. Конфликт типа желаемое-желаемое (аппетенция аппетенция) имеет место в том случае, если индивидуум должен выбирать одну из двух равно желаемых потребностей. Субъект при этом испытывает одинаково выраженную потребность реализовать обе возможные линии поведения. Хотя обе они оцениваются как желаемые, необходимость пожертвовать одной из них обусловливает фрустрирующий характер ситуации.

2. Конфликт типа нежелаемое-нежелаемое (аверсия-аверсия) связан с необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями. При этом имеются конкурирующие потребности избежать каждой из альтернатив, одна из которых неизбежно фрустрируется.

3. Конфликт типа желаемое-нежелаемое (аппетенция-аверсия) обычно описывается как стремление индивидуума к какой-либо цели, от достижения которой его удерживает страх или иной отрицательный стимул, ассоциирующийся с желаемой целью или ее окружением (Ch.N.Cofer, M.H.Appley) т.е. как конкуренция между равно выраженными потребностями достичь цели и избежать связанного с ней же отрицательного стимула.

Изучение конфликта аппетенция-аверсия у лиц, находящихся в однотипной фрустрирующей ситуации, по мнению Ф.Б.Березина, позволяет считать, что его можно представить как конфликт между путем и результатом. При таком подходе выделяются два варианта этого типа конфликта. При первом конфликт определяется необходимостью выбора между потребностью достичь какого-то результата ценой нежелательных переживаний и потребностью избежать этих переживаний, которая удовлетворяется только ценой отказа от результата. Поскольку в этом случае нежелаемое предшествует желаемому, такой вариант конфликта — нежелательный путь к желаемому результату — обозначается как конфликт аверсия-аппетенция. При втором варианте потребность реализуется непосредственно благодаря определенной форме поведения, а нежелаемые являются отрицательными последствия, представляющие собой предвидимый (хотя и отдаленный) результат этой формы поведения. Такой вариант конфликта обозначается как желаемый путь к нежелаемому результату, как конфликт аппетенция-аверсия.

Потребностно-мотивационный аспект невротических расстройств и изучения неврозогенеза отражает повышенную значимость эмоционально-волевого комплекса. Это положение подтверждается разработкой так называемых мотивационных теорий личности, которые, с одной стороны, исследуют процессы личностного роста, гармонизации и адаптации психически здоровой личности, с другой, пытаются ответить на вопрос о механизмах дисгармоничного развития личности, причинах и факторах, вызывающих невротические изменения поведения.

Расстройства иных сфер психической деятельности (ощущений, восприятия) не являются типичными и специфичными для невротических расстройств.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Патопсихологические синдромы при неврозах…………………..………………………………….……………4-8

Глава 2. Патопсихологические синдромы при расстройствах личности………………………….………………………………………9-12

Глава 3. Различия между патопсихологическими синдромами при неврозах и расстройствах личности……………………………………. ……………………….…13-16

Введение

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Согласно представлениям Л.С. Выготского различают три вида созревания: органическое, половое и социальное. На протяжении истории человечества, виды созревания совпадали или расходились. Данный феномен принято объяснять культурными и экономическими особенностями той или иной эпохи. Моменты созревания подростка современности имеют полное расхождение. В настоящее время сначала можно наблюдать половое созревание, затем органное и, наконец, социальное. Вследствие данного расхождения стало возможным выделять подростковый возраст как отдельный этап личностного становления человека.

На данном этапе человеческого развития происходят бурные изменения человеческой личности в различных ее сферах: физической, психической и социальной. Вследствие появления характерных подростковому возрасту новообразований происходит кардинальное изменение представлений человек о себе, о мире, о своем реальном и возможном месте в окружающей действительности. Несомненно, что подобные изменения представлений и отношений переживаются подростком особенно остро и накладывают значительный отпечаток на формы реагирования и поведения подростка. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Бурные изменения, происходящие с подростком в пубертатный период, являются наиболее уязвимыми моментами формирования различного рода нарушений как психического, так и физического спектра. В данной работе пойдет речь о нарушениях психической сферы подросткового возраста: неврозах и расстройствах личности.

Подростковый возраст – основополагающий период формирования и диагностики психопатий.

Патопсихологические синдромы при неврозах

Опираясь на вышеуказанное определение, можно выделить следующие особенности невроза: психогенный фактор как причина возникновения, вегесоматический характер проявлений, обусловленность нарушения характером личности.

Неврозом считается психогенное или конфликтогенное функциональное личностное расстройство, проявляющееся преимущественно эмоциональными, поведенческими и нейровегетативными нарушениями. По своему происхождению неврозы рассматриваются как следствие неразрешимого внутриличностного конфликта, протекающего на фоне недостаточно эффективно функционирующих механизмов психологических защит.

При ослабленности нервной системы инфекционными заболеваниям, интоксикациями или переутомлением, возможность возникновения невроза особенно велика. Роль предшествующих и сопутствующих соматических вредностей особенно характерна для неврозов, возникающих в условиях постоянно растущего психо-эмоционального напряжения. Наиболее уязвимыми периодами для личности в отношении неврозов являются кризовые периоды жизни, например, пубертатный период.

Выделяют 3 классические формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

Неврастения — выраженное ослабление нервной системы в результате перенапряжения.

Для данного вида невроза характерна следующая симптоматика: раздражительная слабость, расстройства засыпания и различные вегетативные расстройств.

Раздражительная слабость проявляется в чрезмерно быстром истощении эмоциональных реакций. Больной замечает у себя несдержанность, не свойственную ему ранее. По случайному и малозначительному поводу у него могут возникать бурные реакция раздражения или возбуждения. Несмотря на непродолжительность подобных вспышек, они могут часто повторяться. Настроение таких людей лабильно, с оттенком тоскливости.

Вегетативные расстройства, обусловливающие многочисленные жалобы больных, могут производить впечатление соматического заболевания. Нередки жалобы на сердцебиение, сжимающие и щемящие боли в области сердца. Вегетативные нарушения при неврастении выражаются в чрезмерной потливости, подергиваниями в отдельных мышечных группах, артериальной гипотонией или гипертонией.

Неврастению как невроз следует дифференцировать от максированных эндогенных депрессий, а также от астенических синдромов, возникающих при тяжелых соматических и инфекционных заболеваниях, черепно-мозговых травмах.

Истерический невроз — группа психогенно обусловленных невротических состояний с соматовегетативными, сенсорными и двигательными нарушениями, особенно легко возникает у лиц, страдающих психопатией истерического круга. Однако истерический невроз как реакция на травмирующую ситуацию возможен и у человека без каких-либо истерических черт характера.

Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, внушаемостью и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих. Но в отличие от психопатии истерического круга, выше обозначенные личностные особенности больных истерическим неврозом выражены в меньшей степени и не приводят к значительной социальной дезадаптации.

Истерические психогенные амнезии обычно недлительны и, в конечном итоге, восстанавливаются в памяти. Возможны галлюцинации — яркие, образные и связанные с психотравмирующей ситуацией.

К двигательным нарушениям при истерии относятся судорожные припадки, парезы, параличи, мутизм, истерический ступор.

Среди сенсорных нарушений выделяются: истерическая слепота, глухота и нарушения чувствительности в виде гипестезий, гиперестезии и парестезии.

К вегетативно-соматическим расстройствам при истерическом неврозе относят: нарушения дыхания, сердечной деятельности, желудочно-кишечного тракта, сексуальной функции.

Невроз навязчивых состояний объединяет различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, влечениями, действиями и страхами. Данный вид невроза встречается значительно реже, чем неврастения и истерический невроз.

Навязчивые явления по своим проявлениям весьма многочисленны и разнообразны. Наиболее типичными являются фобии, а также навязчивые мысли, воспоминания и действия. Чаще встречаются кардиофобия, канцерофобия, лиссофобия или навязчивая боязнь сумасшествия, , клаустрофобия, агорафобия, навязчивые страхи высоты. Навязчивые явления непреодолимы и возникают вопреки желанию больного. Больной относится к ним критически, понимает их чуждость, стремится их преодолеть, но самостоятельно освободиться от них не может.

Клиническая картина невроза навязчивых состояний не ограничивается обсессивно-фобическими расстройствами. Как правило, в ней представлены и общеневротические (неврастенические) симптомы: повышенная раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна.

Настроение преимущественно пониженное, с оттенком безнадежности и чувством собственной неполноценности.

Невротические расстройства (неврозы) — группа психогенно обусловленных болезненных состояний, характеризующихся парциальностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, не изменяющих самосознания личности и осознания болезни.

Невротические расстройства нарушают лишь определенные сферы психической деятельности, не сопровождаются психотическими явлениями и грубыми нарушениями поведения, но при этом они могут существенно влиять на качество жизни.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.

1.невротические расстройства настроения в виде эпизодов дистимии.

2.тревожные, тревожно-фобические состояния

3.соматоформные расстройства (группа нарушений сходных по проявлению с соматической патологией, но при этом соматические нарушения исключаются)

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

Дифференциация клинической картины неврозов достаточно сложна в силу их высокой коморбидности с другими заболеваниями.

В рамках современного подхода выделяются наиболее стойкие психопатологические образования, надолго определяющие картину невротических:


ЭТИОЛОГИЯ И ПОТОГЕНЕЗ.

Невротические реакции обычно возникают при относительно слабых, но длительно (или многократно) действующих раздражителях, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению, внутренним конфликтам, к разладу с самим собой.

В настоящее время общепризнанно, роль психотравмирующих факторов оценивается представителями разных психиатрических школ весьма различно, а иногда получает даже прямо противоположные трактовки.

  • Психоанализ . З.Фрейд: Его концепция опирается на постулат психогенного происхождения неврозов, конкретные симптомы которых в символической форме выражают суть интрапсихического конфликта — следствия реально существовавших в ранней истории субъекта проблем. Невроз представляет собой нечто вроде компромиссного образования между запретным влечением и психологической защитой.

  • Экзистенциализм. Как пишет В. Франкл, невроз – это следствие экзистенциального вакуума, обусловленного потерей смысла жизни. Такие неврозы называются – нусогенными (нус - смыл). Их природа связана с самыми высшими проявлениями человеческой психики. По В.Франклу, невротические расстройства есть индивидуальный способ обретения смысла жизни.

  • Гуманистическое направление . А. Маслоу считает, что природа невротических расстройств лежит в самой структуре мотивационной сферы человека. Невроз является следствием фрустрации базисных потребностей. Чем выше потребность, по А.Маслоу, тем больше состояние фрустрации.
  • Социальная теория невроза . Фурст предполагает, что причина неврозов - социальное неравенство в обществе – подход крайне левого толка. Есть и менее радикальное социальное направление. Тем не менее, основной фактор образования неврозов в данной теории – социальный.
  • Физиологический подход. В качестве причины невроза определяется воздействие внешнего вредоносного фактора. Это некоторое патологическое состояние головного мозга. У человека речь является второй сигнальной системой, которая имеет мозговую организацию. Из этого следует важное следствие для психотерапии: воздействие словом может перестраивать мозговую организацию. Важное значение имеют и генетические исследования, которые доказывают высокую конституциональную предрасположенность к неврозу.
  • Отечественный подход (Мясищев, Карварсарский, Вассерман, Мишина, Личко). Невроз рассматривается как психогенное расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых отношений человека с окружающей действительностью. Невроз проявляется в специальных психических феноменах при отсутствии психотических расстройств. Важную роль в патогенезе невроза играет психотравма. Невроз рассматривается, как способность адаптироваться к травмирующим условиям. Содержание клинических проявлений при неврозе отражает сущность психотравмы.


Е.Т. Соколова: невроз рассматривается также как нарушение общего хода развития, дисгармонии формирования личности на разных этапах онтогенеза.

  • Симбиоз
  • Скрытое отвержение ребенка матерью


ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ при невротических расстройствах :

Выделение синдромов особого рода: в основе центрального синдромообразующего фактора лежит сугубо психологическая причина – личностный фактор, личностная дисгармония.

Не существует единого патопсихологического синдрома, однако можно выделить общие закономерности:


Невротические проявления не расстраивают поведения пациентов в такой степени, как при психозах. В отличие от психозов неврозы не приводят к нарушению общественных норм поведения, к резкому и длительному снижению социальной адаптации.

С точки зрения отечественной психологии, в частности, согласно патогенетической концепции, основанной на психологии отношений, невроз представляет собой психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (к последним относятся выраженные формы психических нарушений, при которых психические реакции грубо противоречат реальным отношениям, что и обнаруживается в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения).

Патологический конфликт при этом рассматривается с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его социальной, нейрофизиологической и психической природы.

Существуют представления о первичных (способствующих возникновению) и вторичных (способствующих сохранению) механизмах невротической симптоматики, причем первичные механизмы в большей степени связаны с внутриличностным конфликтом и историей жизни больного, а вторичные - с трудностями его межличностных отношений и актуальной жизненной ситуацией.

Невроз характеризуется, во-первых, обратимостью патологических нарушений, независимо от его длительности, во-вторых, психогенной природой заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного; и в-третьих специфичностью клинических проявлений, состоящей в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. В то же время, возникновение изменений характера после перенесенных психогенных заболеваний в настоящее время у большинства психиатров не вызывает возражений и может рассматриваться в рамках негативных расстройств, характерных именно для психогенных заболеваний.

1) психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно разрешить ее;

2) возникновение и течение невроза более или менее связаны с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между динамикой состояния больного и изменениями психотравмирующей ситуации;

3) клиническое проявление невроза по своему содержанию в определенной степени связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний;

4) отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по отношению ко всему заболеванию и отдельным клиническим проявлениям сравнительно с биологическими (медикаментозными) воздействиями.

Психогенные заболевания, или психогении, это группа заболеваний, вызванных сигнальным, т.е. информационным, значением раздражителя, т.е. раздражителями, действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением. В таком понимании невроз – болезнь, обусловленная действием информации, т.е. в результате действия условнорефлекторных раздражителей, т.к. у человека раздражители, вызывающие заболевание вследствие своего информационного значения – это в основном условнорефлекторные раздражители.

Сила психотравмирующего воздействия определяется не физической интенсивностью сигнала, не количеством информации, которую он несет, а значимостью информации для данного индивидуума, т.е. зависит не от количественной, а от качественной стороны общения. Потребности человека, его воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы, обусловленные влиянием социальной сферы, умение находить рациональный выход из сложных жизненных ситуаций определяют значимость, а в связи с этим и патогенность для него той или иной информации, влияют на характер психической переработки, которой эта информации подвергается. Значимой является ситуация, влияющая на вероятность удовлетворения потребностей (достижения цели). При этом в зависимости от того, увеличивается или уменьшается вероятность, информация будет оказывать положительное или отрицательное эмоциональное воздействие.

Для понимания механизма действия неожиданных психических травм продуктивным является привлечение концепции вероятностного прогнозирования. Согласно данной концепции, в мозге человека и высших животных постоянно протекают процессы прогнозирования и сличения реально наступившей ситуации с прогнозируемой ситуацией. Эти процессы позволяют организму лучше подготовиться к будущим событиям и потому имеют большое биологическое значение. Всякое неожиданное изменение ситуации ведет к тому, что наступает рассогласование между актуальной ситуацией, отраженной органами чувств, и той ситуацией, которую ожидал, прогнозировал (предвидел) организм. Чем больше рассогласование (несоответствие) между фактически возникшим сигналом и тем, что прогнозировалось, тем большее информационное значение несет этот сигнал, тем более патогенным он может оказаться.

Особенно значима для человека информация, вызывающая необходимость принять решение, что делать теперь, как действовать дальше, т.е. затрагивающая его будущее. Пока решение не принято, не выработана твердая линия поведения (стратегия поведения), до тех пор сохраняется эмоциональная напряженность, а вместе с тем и возможное психотравмирующее действие ситуации. После того как принято твердое решение и прекратились поиски выхода из сложившейся (даже тяжелой) ситуации, наступает разрядка эмоциональной напряженности. Психической травмой обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает неопределенность ситуации и поэтому требует принятия решения - как быть в дальнейшем.

Наиболее распространенной в отечественной литературе является классификация неврозов по клиническому признаку: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз.

Неврастения

Нарушения в интеллектуальной деятельности проявляются в жалобах на затруднение усвоения материала. Больные не могут сосредоточить внимание на более или менее продолжительный срок. Включившись в работу, уже через несколько минут ловят себя на мысли, что думают о другом и не могут воспроизвести прочитанное. Затем нарушается память на отвлеченные понятия, больные не могут вспомнить необходимый номер телефона, имя, дату и т.п. При попытке заставить себя работать появляются неприятные ощущения в голове, раздражительность, недовольство собой и окружающими, слабость, разбитость. Испытывая недовольство своей непродуктивностью, больные неврастенией строят нереальные планы, пытаются наверстать упущенное, берутся сразу за несколько дел, но ни одно не могут довести до конца из-за отвлекаемости и появляющихся симптомов болезни. Неудачи, как правило, ухудшают самочувствие, убеждают больного в полной несостоятельности.

Неврастеник склонен к постоянному анализу своих ощущений (шум в ушах, усиленное сердцебиение, боли в области желудка, кишечника и т.п.). Больной с тревогой прислушивается к этим ощущениям, мрачное настроение рождает мысли о серьезной и опасной болезни. Обычно выделяют два варианта неврастении: невроз истощения, причиной которого является непомерные, главным образом интеллектуальные, нагрузки, и реактивную неврастению, обусловленную травмирующими ситуациями с предшествующими астенизирующими факторами в виде недосыпания, соматической болезни, переутомления и др.

Истерический невроз

Для истерического невроза характерны повышенные уровни внушаемости и самовнушаемости. Этим объясняются многообразие и изменчивость истерических расстройств. Истерия напоминает по своим проявлениям самые различные болезни.

Невроз навязчивых состояний

Болезнь обычно начинается с навязчивого страха – фобии. В начале болезни фобии возникают по механизму условного рефлекса в идентичных ситуациях, а затем происходит расширение условий возникновения страха – он может возникнуть в самой различной обстановке.

Выделяют 3 стадии в развитии фобического этапа невроза навязчивых состояний. Для I стадии характерно возникновение страха при непосредственном столкновении с травмирующей ситуацией (например, при поездке в метро, где возник страх). Во II стадии фобии появляются уже в преддверии возникновения травмирующей ситуации (т.е. при ожидании поездки в метро). Для III стадии характерно возникновение фобий при одном лишь представлении о возможной встрече с травмирующей ситуацией.

К навязчивым страхам обычно присоединяются различные действия – ритуалы. На начальном этапе ритуалы носят характер так называемой прямой защиты, которая выражается в том, что больные стремятся избегать травмирующих ситуаций, а также в отвлечении внимания на начальных этапах течения заболевания и постепенном усложнении начальных защитных действий: мытье рук при страхе загрязнения, выбор маршрута при ипохондрических фобиях, поездка в сопровождении лица, которое может оказать помощь. При фобиях ритуалы не носят какого-либо символического характера, а всегда обоснованы.

Депрессивный невроз

Наблюдаемые личностные особенности приводили к тому, что у этих людей легко возникли сильные эмоциональные реакции (особенно отрицательные), которые долго удерживались и переживались. Прямолинейность и бескомпромиссность не способствовали быстрому подавлению отрицательных эмоций. Некоторая ограниченность и косность препятствовали полному охвату ситуации и построению адекватного плана на будущее с исключением неприятного переживания.

В развитии невротической депрессии были выделены два варианта. Первый отличается сравнительно быстрым нарастанием симптоматики, уже через 2-3 года от появления первых признаков депрессии наблюдались симптомы, указывающие на определенную ее глубину. У больных такого варианта иногда отмечалась двигательная заторможенность, ощущение неловкости в руках; тоскливый аффект был выражен в некоторых случаях с перенесением переживаний на будущее; нарушение чувства времени, элементы психической анестезии. Больные с этим вариантом еще в состоянии депрессии обращались к психиатру и стационировались в психиатрические клиники. Обычно поводом к этому служила нарастающая слезливость, которую больным не удавалось скрыть от окружающих.

Второй вариант невротической депрессии характеризовался медленным формированием депрессивной симптоматики. Почти никогда не удавалось точно определить начало болезни. Симптоматика нарастала постепенно. Аффект тоски был достаточно выражен, но никогда не переносился на будущее. Двигательная заторможенность, идеи самообвинения, элементы анестетической депрессии обычно отсутствовали. Если еще в период депрессии больные оказывались в поле зрения психиатра, то сами свое состояние не оценивали как болезненное и жалоб на пониженное настроение не высказывали.

Механизмы психологической защиты

В соответствии с разработанной В.Н.Мясищевым психологией отношений центральным патогенетическим звеном в формировании невроза является невротический конфликт, в основе которого лежат нарушения особо значимых отношений личности. При этом отношения выступают как психологические образования, не только опосредующие все внешние воздействия, но и в определенной степени детерминированные ими. К таким внешним воздействиям относятся, в частности, социокультуральные особенности среды, влияющие на механизмы и формы проявления невротических расстройств, и обуславливающие способы адаптации больных неврозами.

Понятие механизма психологической защиты рассматривается как одно из важнейших звеньев адаптационного процесса и реагирования индивида на стрессовые ситуации. С помощью ряда механизмов психологической защиты происходит ослабление психологического дискомфорта, которое осуществляется, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.

Однородные шкалы

Составные шкалы

Таблица, иллюстрирующая взаимосвязи личностных черт,

расстройств личности и механизмов психологической защиты

Личностные черты Расстройства личности Механизм защиты
Робкий Пассивный тип Вытеснение
Агрессивный Агрессивный тип Замещение
Общительный Маниакальный тип Реактивные образования
Унылый Депрессивный тип Компенсация
Доверяющий Истероидный тип Отрицание
Подозрительный Параноидный тип Проекция
Контролирующий Обсессивно-компульсивный тип Интеллектуализация
Бесконтрольный Психопатический тип Регрессия

Возрастные аспекты неврозологии

Человек развивается не только по годам – психофизиологическая зрелость, но и по событиям своей жизни (драматически) – кризисы связаны с психофизиологическими конфликтами. Эрик Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития, если конфликты разрешаются успешно, то формируется определенного типа личность. Кризисы – зоны максимальной уязвимости – источник зарождающейся силы или источник неспособности к адаптации. Если кризис не разрешается на данной стадии (естественной для него), то он будет решаться в следующую стадию, но уже неадекватно.

1 стадия – Базового доверия – недоверия (0-2 г.).

2 стадия (2 – 4 г.) – Автономия – стыд, сомнения.

3 стадия (4 – 6 лет) – Инициатива – вина, потеря самоутверждения.

4 стадия (6 – 10 девочки, 6 – 12 мальчики) – Стадия активности – недостаточности.

Конфликт между активным трудолюбием и чувством неполноценности. Видит успешность собственного труда, особенно когда доводит начатое до конца. Это усиливается, когда усиливается реальность. Получает удовольствие от хорошо выполненной работы, формируется либо вкус к работе, и тогда он чувствует себя полноценным, в противном случае формируется чувство неполноценности, разбросанность, не доводит дела до конца.

5 стадия (женщины – 10 – 21 г., мужчины – 12 – 23 г.) – Стадия идентичности или спутанности ролей.

патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности.

Психопатический склад личности представляет собой постоянное, врожденное свойство индивидуума, хотя психопатические особенности могут претерпевать известное видоизменение в течение жизни, т.е. усиливаться или развиваться в определенном направлении.

Диагноз психопатии неправомерен, если есть лишь отдельные характерологические отклонения, хорошо компенсированные и приводящие к патологическим нарушениям поведения лишь в относительно непродолжительные периоды декомпенсаций, связанных с психическими травмами. Эта акцентуации характера. Одним полюсом психопатии примыкают к эндогенным психозам, а другим – к широкому кругу психогений.

Выделяют следующие клинические типы психопатий: шизоидный, психастенический, астенический, аффективный, параноический, истерический, возбудимый (эпилептоидный), неустойчивый, группа эмоционально тупых личностей; половые извращения.

Шизоидный тип

При всем многообразии личностных особенностей шизоидов объединяет общая для всех вариантов черта – аутизм. При формировании шизоидной психопатии отдельные шизоидные черты появляются уже в 3-4 летнем возрасте. Такие дети предпочитают тихие уединенные занятия, не стремятся к активному общению со сверстниками, не имеют стойких привязанностей к родным и близким. В дошкольном возрасте возможны не только отдельные шизоидные черты, но и выраженные проявления аутизма, патологической замкнутости.

При формирующейся шизоидной психопатии у детей очень рано обнаруживается интерес к отвлеченному, абстрактному, сложным философским проблемам (проблема жизни и смерти, происхождения мира и т.д.). Простой вопрос может получить у них необычное, оригинальное освещение. В школьном возрасте, обнаруживая развитое логическое мышление, подчас недюжинные математические способности, они в то же время приспособлены к обыденной жизни, оказываются беспомощными при решении простых житейских вопросов. Как правило, такие дети отгорожены от окружающих, их не тянет к сверстникам, они не участвуют в коллективных играх.

Лица со сложившейся шизоидной патохарактерологической структурой в большинстве необщительные, погруженные в себя, сдержанные, лишенные синтонности люди. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, напряжением. Мир как бы отделен от них невидимой, но непреодолимой преградой. Общительность снижается в разной степени, но полная замкнутость отмечается редко. Чаще всего отмечается избирательная общительность, т.е. ограничение контактов узким кругом родных или друзей.

Психастенический тип

Тревожно-мнительный характер. Симптомы достаточно заметны уже в младшем школьном возрасте: детям свойственны выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, повышенная впечатлительность в себе, боязливость. Они боятся опоздать на занятия, получить замечание, возможны и навязчивые страхи – незнакомых людей и новых предметов, темноты. Боязнь оказаться за запертой дверью и др. В тесной связи с тревожностью и опасениями неприятностей находится рано возникающая вера в хорошие и плохие приметы, наклонность к предотвращающим несчастье защитным ритуалам и заклинаниям. Основной особенностью психастеников является склонность к сомнениям, отсутствие внутренней уверенности и истинности чувств и правильности своих суждений и поступков, в оценке людей, наконец, нерешительность в выборе линии поведения. Постоянное сознание недостаточной полноты и естественности различных проявлений психической деятельности и вытекающие отсюда сомнения в их правомерности превращают некоторые психастенические личности в людей несамостоятельных, зависимых, нуждающихся в советах и консультациях, вынужденных по всякому пустяку прибегать к посторонней помощи; другие компенсируют неуверенность в себе чрезвычайной скрупулезностью в выполнении своих обязанностей, неукоснительным соблюдением правил и инструкций.

Астенический тип

Отчетливые признаки астенической психопатии впервые могут обнаружиться в школьном возрасте, проявляясь в резком утомлении к концу занятий, снижении успеваемости, в неуверенности в себе, чувстве собственной неполноценности, застенчивости и т.п. Однако чаще всего формирование астенической психопатии происходит в пубертатном возрасте.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.