Информационный невроз что это такое

Оба определения можно свести к одному, если представить себе, что в конце стоит некий субъект: читающий, слушающий, смотрящий. Как справедливо заметил врач-психотерапевт, ректор ВЕИП профессор М.М.Решетников, информация становится законченным понятием только после того, как была воспринята. Не просто принята для хранения, а именно воспринята своим появлением, что-то изменяя в представлении об окружающем мире у принявшего его человека (либо изменяя поведение принявшего её устройства). Древние нерасшифрованные письмена – для многих лишь красивый орнамент, а созданный природой рисунок кристалла – для специалиста информация, сведения о строении вещества и возможном его полезном применении.

Человек, точнее, человеческий мозг, почувствовавший своими сенсорами движение воздуха, называемое звуком, поток фотонов, отражённый теми или иными объектами, а также, ароматические вещества, вибрацию или прикосновения, изменения температуры и т.п., превращает эти ощущения в сведения о внешней среде. Всё это вместе с информацией от внутренних органов на разных уровнях сознания и бессознательного, обрабатывается мозгом и не только адаптирует человека к окружающей среде, но и позволяет прогнозировать будущее и быть к нему готовым. Образно можно представить, что информация – это пища для разума. Она может быть более или менее полезной, а может быть просто несъедобной, не принимаемой мозгом. И превращается в так называемый информационный мусор или информационный шум.

В 1776 году шотландский врач Каллен ввёл в медицину понятие "невроз", утверждая, что в основе не всех заболеваний лежит морфологический субстрат. Автор термина подразумевал под ним функциональные нарушения здоровья, не имеющие под собой органического поражения какого-либо органа: таким образом, он как бы утверждал, что есть заболевания, не имеющие очевидных – то есть видимых глазами стороннего наблюдателя – признаков. Такая расплывчатая трактовка привела в первую очередь к исключению неврозов из списка заболеваний в МКБ-10. Однако это не отменило широкого распространения этого термина как в медицине, так и в быту. Иными словами – диагноза такого нет, а слово есть, и мы будем относиться к нему как к одному из слов богатого русского языка, и принимать его во всём неоднозначности смысловых оттенков, свойственных живому языку.
Тем более, что слово "невроз" и некоторые его производные входят в состав уже принятых специальных терминов: таковым является термин "информационный невроз", введённый в профессиональный лексикон во второй половине прошлого века физиологом М.М.Хананашвили. Он поставил серию экспериментов на собаках. К примеру, собака в ответ на сигнал определённого тона подбегала к кормушке и, нажав лапой на педаль, получала корм, а в ответ на сигнал другого тона, если нажимала на педаль, получала легкий удар электрическим током. Условный рефлекс вырабатывался достаточно легко, пока сигналы заметно различались по тону. При сближении тонов положительно и отрицательно подкрепляющих сигналов, наблюдалось дезадаптивное изменение поведения собак по невротическому типу, с характерными для неврозов соматическими растройствами. В другом эксперименте, после выработки стойкого пищевого рефлекса на сигнал, часть сигналов случайным образом переставала подкреплятся пищей: при том, что это был единственный источник еды для этой собаки. Это также приводило к невротическим состояниям.

В результате в 1974 году Хананашвили определил информационные неврозы как "невротическое состояние, основными условиями развития которого являются: необходимость обработки или усвоения чрезмерного для интеллектуальных возможностей индивида объема информации; постоянный и значительный дефицит отводимого для обработки информации времени; переоценка индивидом значимости той или иной информации, то есть избыточный уровень мотивации умственной работы. Не исключается возможность и того, что заболевание связано не только с количеством информации, но и ее качеством, тем, в какой степени она наполнена информационным шумом, нередко сильно препятствующим продуктивной умственной работе". Последнее дополнение видимо имеет решающее значение: например, в океане воды много, но её качество не позволяет утолить жажду и не спасает от обезвоживания.

Попытки поставить чистые эксперименты, исключающие влияние посторонних шумов, привели к созданию в лаборатории И. С. Павлова так называемых башен молчания, а уже на их базе – сурдокамер. Сейчас подобные устройства и сооружения называют депривационными камерами. Проведённые в них исследования, а также наблюдения за участниками полярных и подобных им экспедиций, выявили, что изолированность человека от актуальной для него информации как раз и приводит к невротическим срывам и иной патологии как последствиям сенсорной депривации (Ц. П. Короленко).

Часто головной мозг человека сравнивают с компьютером, но это сравнение не совсем корректно. Если принимать синапс как логическую единицу, то их у каждого человека в голове больше, чем первичных элементов в самом большом суперкомпьютере. Причём передача и обработка информации идёт не по двоичному коду, а по более сложному. Сигнал в этом случае может быть передан как есть, может быть усилен, ослаблен и вообще не передан далее. Каждый нейрон связан через сотни и тысячи синапсов с другими нейронами, и эти связи постоянно перестраиваются и возобновляются.

Появившиеся в процессе дальнейшего развития речи согласные-разделители сделали речь дискретной, и рывком на несколько порядков расширили коммуникационные возможности. Это позволило хранить знания рассосредоточенно между разными людьми, и при необходимости ими обмениваться (сейчас общий рассосредоточенный объём информации в интернете значительно превышает объём знаний любого отдельного человека на Земле). Такое эволюционное преимущество вида в целом, а не отдельной особи, позволило нашим предкам завоевать всю планету, вытеснив всех близковидовых конкурентов.

Революционность данного прорыва ещё и в том, что дальнейший рост средней массы головного мозга прекратился, а общий объём знаний, накапливаемых человечеством, продолжает расти довольно быстрыми темпами. Изменился характер обработки информации и форма превращения её в знания. Повышение уровня знаний расширяет кругозор и раздвигает горизонты непознанного. Для человека как вида знаний много не бывает. Качественная информация для него стала естественной потребностью.
Тогда как возникает проблема переизбытка информации, о которой сегодня так много говорят?

В первую очередь вспомним снова про океан, в котором много воды, но ею нельзя утолить жажду. Так и с информацией: большая часть информационных потоков в современном мире создана машинами и для машин. Для большинства людей она бессмысленна, а та, что вроде бы обращена к человеку, часто только мешает усвоению знаний.

Активный потребитель информации напоминает опытного грибника в период тихой охоты. Медленно идя по лесу, он придирчиво осматривает всё, что напоминает шляпку съедобного гриба. И, пожалуй, грибнику не понравится, если кто-то будет насильно пихать в его корзину всё, что ни попадя, а то и прямо на месте накормить его чем попало. Реально мы живём в век навязываемого информационного шума. Источников такого шума особенно много в крупных городах. У него много источников, но основу его составляет рекламный спам. Мощность его такова, что вызывает в нейроносинаптических связях парадоксальную фазу передачи нервных импульсов: а проще говоря, блокирует такую передачу. Это напоминает по сути затяжную DDoS-атаку на психику людей. Мозг буквально блокируется спамом. Человек уже не может и не хочет искать нужную информацию; а всё, что говорит, кричит и мелькает перед глазами – записывается в спам. Наступает массовая сенсорная депривация: нет информации для размышления, и люди теряют навыки размышлять и анализировать. Даже дети в школе на бессознательном уровне начинают воспринимать учителя как спамера-промоутера. Идиократия в таких ситуациях уже перестаёт казаться фантастикой.

Наверное, и о том, что происходит сейчас, и о том, что наблюдал М.М.Хананашвили, точнее было бы говорить, как о дезинформационных неврозах. По крайней мере, у наших современников часто наблюдается симптоматика, схожая с тем, что получалась у экспериментальных животных. А в силу восприятия любой информации как мусора всё чаще получается так, что в то время, которое мы называем веком информации, огромное количество людей находятся в условиях информационного голода.

Первыми, ещё в прошлом веке, с лавиной мусорной информации, а также с её последствиями – в том числе значительным ростом неврозов – столкнулись жители стран с традиционно-рыночной экономикой. Решать проблему взялась фармакологическая промышленность, массово снабжая людей антидепрессантами, тормозящими передачу нервных импульсов в головном мозге. Становясь слегка приторможенными, люди становились толерантнее к зашумлённости окружающей среды. С появлением носимых аудиоплееров, воспроизводящих звук в микронаушники, появилась возможность отключиться от внешних навязываемых звуков и слушать то, что человек выбрал сам. Также к попыткам спрятаться от этого шума можно отнести уход в мобильные компьютерные игры и иное виртуальное пространство в городском транспорте и залах ожидания. Но не стоит забывать, что полное отключение от того, что происходит вокруг человека, в разной степени небезопасно: от угрозы попасть под машину на улице, будучи в наушниках, до риска оказаться в зависимости от той или иной виртуальной реальности, которой нет альтернативы. Не говоря уже о том, что принимать антидепрессанты только в качестве защиты от внешнего информационного шума – тоже не самый адекватный для здоровья и психики вариант.

И если говорить о тех шагах, которые желательно делать, чтобы предотвратить пагубные последствия всех этих явлений – то начать, конечно, желательно с того, что в ситуациях уже развившегося информационного невроза полезной и эффективной будет индивидуальная психотерапевтическая работа. Однако что касается профилактики проблемы – здесь тоже есть много важных моментов, которые желательно не упускать.

Прежде всего – наиболее эффективным профилактическим средством будет не полное отключение от любой информации, поступающей извне, а умение фильтровать ее, исходя из собственных критериев нужности тех или иных сведений, а также личного здравого скепсиса. Умение в том числе сказать "нет" каким-то особо назойливым информационным источникам, тем более если они требуют "принимать решение прямо сейчас".

Здесь многие могут возразить, что для этого нужны особые навыки, которых у многих нет. Но в этом и состоит одна из важных задач и возможностей современной психотерапии: обучать клиента таким умениям, помогать ему обрести эти навыки, права и возможности. А обучаться подобному никогда не поздно: были бы у человека потребности это уметь и соответствующие запросы к психотерапевту.

И безусловно, в процессе обучения всему этому, в процессе дидактической психотерапии в том числе, важно ориентироваться на так называемый рубеж Юма: логическую границу между "так есть" и "так должно или не должно быть". Чтобы тоже уметь отличать реальность от навязывания и цензурной контаминации, которая в том числе довольно существенно может сбивать собственные критерии отбора информации, которыми руководствуется человек.

А вообще самый главный навык выживания в любой информационной войне и в любом информационном шуме – это не принимать на веру всё сказанное или написанное. Настоящая гарантия свободы слова непременно сочетается с правом и возможностью не доверять слепо и безусловно каждому услышанному или прочитанному слову.


Если вы обратитесь к медицинским учебникам, то найдете там следующее определение невроза: нарушение здоровья, которое затрудняет приспособление организма к условиям жизненной среды, снижает работоспособность и ощущение радости жизни, искажает восприятие человеком событий, мешает общению с окружающими и приводит к развитию заболеваний нервной системы.

Психиатр рассказал бы несколько больше, ведь невротические расстройства - это психические нарушения без очевидной органической основы, при которых у больного может полностью сохраняться критичность и адекватная оценка окружающей действительности. Собственные фантазии или же болезненные ощущения не смешиваются в сознании пациента с объективной реальностью, а поведение хоть и может сильно изменяться, но обычно не выходит за рамки социально принятых норм. Более того, для невроза характерна обратимость патологических изменений, независимо от того, сколь длительной была болезнь.

Симптомы невроза

Основные проявления недуга включают в себя чрезмерную тревожность, истерические припадки, фобии, обсессивные и компульсивные расстройства, а также депрессию. Человек жалуется на эмоциональное неблагополучие без видимых на то причин, становится нерешительным, испытывает затруднения в общении. Самооценка его зачастую становится либо слишком высокой, либо неоправданно низкой, а система ценностей, желаний и предпочтений обретает неопределенность и противоречивость. Вы можете заметить, что настроение у человека с неврозом нестабильно, часто и резко меняется, возможны приступы раздражительности или плаксивости. Разумеется, он постоянно сосредоточен на психотравмирующей ситуации, чувствителен к прочим стрессам, раним, обидчив, а при попытке работать утомляется очень сильно и неоправданно быстро. Еще один важный симптом - расстройство сна. В первую очередь, речь идет о трудностях засыпания из-за повышенной тревожности, прерывистости сна и дневной сонливости. Интересно будет узнать, что существуют не только психологические, но и физические признаки невроза:

  • головные, сердечные боли, боли в области живота;
  • частое чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности;
  • вегетососудистая дистония (ВСД), головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления;
  • нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения;
  • нарушение аппетита (переедание, недоедание, чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи);
  • нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения;
  • излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии;
  • потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул;
  • снижение либидо и потенции
Критерии диагностики невроза включают: наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания), наличие невротических особенностей личности, недостаточности психологической защиты и выявление невротических симптомов.

Мы можем наблюдать значительное многообразие в выделении форм невротических синдромов. Расскажем о некоторых из них подробнее:

Анагапический невроз – невротическое состояние, развивающиеся у одиноких, покинутых людей и рассматриваемое либо как следствие травм детского или юношеского возраста (третирование, грубое обращение – физическое или моральное), либо как результат односторонней чрезмерно сильной привязанности к родителям или замещающим их лицам. Не имеет специфической клинической картины, характеризуется обширной гаммой невротических реакций вплоть до антисоциальных тенденций и поступков.

Невроз военного времени – преимущественно истерический недуг, возникающий в военное время, особенно в районе боевых действий. Сложной оказывается его диагностика при наличии нетяжелой травмы головы.

Невроз декомпенсации – неврозоподобное состояние, выявляющееся в начальных стадиях органических заболеваний головного мозга. Так, например, это состояние может быть первым симптомом опухоли.

Депрессивный невроз – характеризуется выраженным снижением настроения в сочетании с астеническими симптомами. Важную роль здесь играет длительная психотравмирующая ситуация. Дифференциальную диагностику невроза от легких форм эндогенной депрессии облегчает различная реакция на транквилизаторы и антидепрессанты: первые эффективны при неврозе, вторые – при эндогенной депрессии.

Детские неврозы – нарушения, наблюдающиеся в детском возрасте (с 10-12 лет). Отличаются богатым своеобразием: преобладают сомато-вегетативные и двигательные расстройства, отсутствует личностное переживание болезни и глубокая внутренняя ее переработка. К детским неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита (психическая анорексия), невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм, трихотилломания, яктация).

Двигательный невроз. Он проявляется, главным образом, двигательными расстройствами – заиканием, функциональными судорогами, тремором, психогенными обратимыми параличами.

Неврозы желания и опасения различаются по их психогенезу. При первых речь идет о желательности заболевания (истерические неврозы), при вторых – невротическое развитие возникает в связи с опасениями (невроз навязчивых состояний, логоневроз заикания).

Информационный невроз – форма патологии высшей нервной деятельности, возникающая вследствие длительной работы в условиях необходимости обработки и усвоения большого объема информации, постоянного дефицита отведенного на это времени и высокого уровня мотивации (то есть высокой значимости информации).

Ипохондрический невроз характеризуется преобладанием в клинической картине тревожных опасений по поводу своего здоровья при отсутствии объективных для этого оснований. Чаще всего возникает у тревожно мнительных или астеничных людей, а также у акцентуированных и психопатических личностей. Часты всевозможные варианты нозофобий, кардиофобии, канцерофобии.

Невроз испуга вызывается сверхсильными раздражителями, угрожающей жизни ситуацией, может возникнуть при виде неожиданной гибели близкого человека. Роль играет не физическая мощность раздражителя, а психологически личностная значимость травмы. Чаще наблюдается у лиц со слабым типом нервной системы и с недостаточной подвижностью психических процессов.

Кардиофобический невроз – недуг, характеризующийся преобладанием в клинической картине навязчивых страхов, связанных с опасениями тяжелого заболевания сердца, смерти от его внезапной остановки.

Пенсионный невроз возникает в связи с переходом па пенсию. Большую роль играют нарушение привычного уклада жизни, вынужденное бездействие, утрата прежних интересов. Часто к этому присоединяется одиночество, соматическое неблагополучие.

Послеродовые неврозы – расстройства, возникающие после родов и вызванные эмоциональной незрелостью, астенизацией, боязнью не справиться с материнскими обязанностями.

Социальные неврозы. Выделяют три формы:

Школьный невроз – особая форма невроза, которая наблюдается, главным образом, у учащихся младших классов. Для него характерен стойкий страх посещения школы, сопровождающийся реакциями пассивного протеста, а также истерические реакции (например, истерические рвоты). Генез их объясняется страхом разлуки с матерью, боязнью трудностей, связанных с обучением, насмешек сверстников.

Между тем, какими бы ветвистыми ни были различные классификации неврозов, общепризнанным остается выделение лишь 3 классических форм этого заболевания в качестве основных. Речь идет о неврастении, истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний.

Неврастения (синонимы: болезнь Бирда, американская болезнь, американское нервное истощение). Это психическое расстройство, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, многолюдные сборища. Они кричат на близких, сотрудников, собеседников, способны оскорбить, то есть легко теряют самообладание, отличаются большой нетерпеливостью. Клиническая картина определяется доминированием астении, вялостапатии. Возникает невроз в связи с длительным недосыпанием, умственным либо физическим переутомлением, психотравматическим воздействием, опасной для жизни ситуацией. Для человека становится характерна раздражительная слабость, повышенная возбудимость и легкая истощаемость, ему свойственно быстрое появление и нестойкость эмоциональных реакций. Важным симптомом выступают нарушения сна, жалобы на рассеянность, плохое запоминание. Настроение человека неустойчивое, со склонностью к подавленности.

Под данным термином понимаются психогенные расстройства ВНД. Проявления и признаки невроза чрезвычайно разнообразны: соматические или вегетативные нарушения, фобии, обсессии, компульсии, проблемы с памятью, изменение личности.


Патология характеризуется продолжительным течением, требует дифференциальной диагностики с другими схожими заболеваниями. Лечение обычно проводится комплексное, включающее психотерапию и прием медикаментов.

Что такое невроз

Причины

Несмотря на то, что причины неврозов выясняются уже длительное время, достоверных данных о происхождении патологии пока нет. Довольно долго они связывались с напряженным темпом жизни горожан, а также особенностями профессиональной деятельности. Но как показали практические исследования, нервозности способствуют преимущественно внутрисемейные и межличностные конфликты.


При этом степень психотравмирующего воздействия определятся не столько объективной силой стресса, сколько его субъективным восприятием. То есть для невротиков имеют значение определенные индивидуальные триггеры, запускающие механизм развития заболевания. Поэтому психоневроз часто возникает и прогрессирует на фоне незначительных, по мнению окружающих, событий, в то время как для конкретного индивидуума они могут быть очень значимы.

Большое влияние на формирование патологических реакций оказывают также особенности личности пациента. Например, женщины психоневрозом страдают в 2 раза чаще, чем представители сильного пола из-за повышенной эмоциональной лабильности. Также к неадекватной реакции на стрессовые ситуации более склонны люди особого психоэмоционального склада: демонстративные, мнительные, подверженные депрессиям.

Часто неврозы развиваются у подростков на фоне возрастных изменений в работе эндокринной системы. Гормональный дисбаланс оказывает влияние также на психическое состояние женщин в период климакса. У детей причиной невроза нередко становятся другие специфические расстройства нервной деятельности – логоневроз или энурез. Нельзя исключать и влияния такого фактора, как наследственная предрасположенность.

Механизм и этапы развития заболевания

Патогенез невроза связан с деятельностью некоторых отделов головного мозга, преимущественно – гипоталамуса. Расстройство его функционирования приводит к нарушению взаимодействия и внутренних связей между эндокринной, вегетативной и другими сферами.

При отсутствии органических поражений мозговых структур наблюдается дезинтеграция этих процессов, приводящая к дезадаптации и появлению патологических реакций. Поскольку нарушается деятельность вегетативной нервной системы, наряду с расстройствами психического характера возникает соматическая симптоматика. Чаще всего развивается вегето-сосудистая дистония.

Все неврозы в своем развитии проходят три последовательные стадии. Две первых, несмотря на их продолжительность, можно отнести к острым состояниям, а третья считается уже хронической формой заболевания:

  • Невротическая реакция. Является ответом на психотравму, длится обычно не более месяца, характерна для детского возраста. У взрослых, психически здоровых людей может наблюдаться в качестве единичных случаев.
  • Невротическое состояние. Имеет все признаки невроза, однако при помощи психотерапии, медикаментов проходит без последствий. Продолжительность этой стадии может варьироваться от полугода до 2 лет, если воздействие психотравмирующей ситуации не ослабевает.
  • Третий этап – собственно невроз в хронической форме. На данном этапе патологические изменения приобретают стойкий характер, медикаментозному лечению и психотерапии не поддаются.

Классификация

Особенности личности, специфика механизма развития заболевания, общее состояние организма обуславливают разнообразие форм невротических состояний. Некоторые из них объединены под одним общим понятием (как панические атаки или клаустрофобия), другие выделены в отдельные группы.

В современной неврологии рассматривается несколько видов неврозов:

  • неврастения;
  • конверсионное расстройство (или же истерический невроз);
  • обсессивно-компульсивное расстройство, сокращенно ОКР;
  • депрессивный;
  • ипохондрический;
  • тревожно-фобический;
  • соматотрофные нарушения;
  • послестрессовые расстройства.

Для каждого вида патологии характерна собственная симптоматика, хотя нередко встречаются смешанные разновидности.

Симптомы

Диагностика разных видов неврозов требует профессионального подхода. Неврологи используют различные методики выявления заболевания и его причин: тестирование, патопсихологическое обследование, изучение структуры личности пациента.

Для постановки дифференциального диагноза, исключения цереброваскулярных и органических нарушений назначаются инструментальные исследования. Тем не менее, уже при первичном осмотре на основании жалоб и специфических симптомов можно с большой долей достоверности определить тип невротического расстройства.

Второе название патологии – астенический невроз. Чаще всего встречается у мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, развивается на фоне продолжительных физических или психических перегрузок. Представляет собой истощение нервной системы, которому способствует наличие соматических заболеваний и вредных привычек.


Пациенты нередко жалуются на расстройства со стороны ЖКТ: диспепсию, отсутствие аппетита, боли в эпигастрии, метеоризм, запоры или диарею. Характерным признаком невроза у мужчин является преждевременная эякуляция на фоне сниженного полового влечения.

Два последних фактора в совокупности особенно негативно сказываются на психофизическом состоянии пациента, усугубляя неврастению. В зависимости от этапа развития патологии отмечаются повышенная возбудимость или апатия.

Обсессивно-компульсивное расстройство или же невроз навязчивых состояний встречается значительно реже, чем неврастения. В качестве причины выступают, предположительно, наследственные особенности нейрогуморальной регуляции в сочетании с внешними триггерными факторами.

Клинически заболевание проявляется двумя основными симптомами – обсессиями и компульсиями. Первые представляют собой навязчивые мысли, от которых невозможно избавиться. Они включают страхи, сомнения, воспоминания, представления. Компульсии – это действия, при помощи которых пациент пытается отвлечься от обсессий, понизить уровень собственной тревожности. Они могут выполняться как явно (повторяющиеся движения, гримасы), так и мысленно.


Признаки истерического невроза у женщин и мужчин очень многочисленны и разнообразны:

  • нарушения координации;
  • афония или заикание;
  • тремор пальцев;
  • частичные параличи;
  • парестезии;
  • временная утрата слуха, зрения;
  • боли в области сердца, желудка, других внутренних органов (спектр соматических проявлений ограничивается только фантазией пациента);
  • припадки, похожие на эпиприступы;
  • цефалгия.

Признаки заболевания проявляются всегда внезапно, но при условии наличия других людей рядом заканчиваются так же. Несмотря на выраженную симптоматику неврологических или соматических болезней, органические поражения либо мозговая патология отсутствуют.

При данной форме невроза симптомы проявляются, прежде всего, характерной триадой: снижение активности, заторможенность речи и мышления, пониженное настроение. При этом общий позитивный взгляд на будущее сохраняется, работоспособность и умение взаимодействовать с окружающими тоже не утрачиваются.

Данный симптомокомплекс, проявляющийся обычно у лиц, склонных к мнительности и тревожности, заключается в неадекватном отношении к состоянию здоровья (собственного или близких людей). У пациента наблюдаются апатия, вспышки раздражительности, удрученность, нарушения сна, потеря аппетита.

На фоне ухудшения общего состояния появляются соматические симптомы невроза: цефалгия, головокружение, нарушения сердечного ритма, боли. При этом больной воспринимает их как признаки опасных заболеваний (рака, некроза тканей), постоянно думает о них, часто обращается за медицинской помощью.

Основными, общими для всех видов заболевания, признаками являются:

  • социальная замкнутость, трудности с установлением контактов;
  • высокая степень неуверенности в себе, зависимость от оценки окружающих;
  • повышенная чувствительность, склонность к переживаниям.

Первые симптомы невроза проявляются обычно в детстве, а в качестве причины выступает наследственность в сочетании с особенностями воспитания. Такие дети отличаются застенчивостью, пугливостью, которые к подростковому возрасту трансформируются в замкнутость.

При этом пациент испытывает острую потребность в социальных контактах, но из-за боязни критики, осуждения или неприязни со стороны окружающих избегает общения.

На фоне сильной или продолжительной психотравмирующей ситуации у пациента, страдающего соматотрофным неврозом, возникают симптомы различных соматических заболеваний.

Клиническая картина может полностью соответствовать патологии сердечно-сосудистой системы, желудка, кишечника, но в ходе тщательного инструментального и лабораторного обследования никаких органических поражений не выявляется.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.