Программа работы с неврозами

Краткое описание

Оглавление

Введение.
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе
1.1. Невроз - как патопсихологическая категория
1.2. Факторы социальной среды, ведущие к неврозу.
1.3. Проблема развития неврозов и детском возрасте.
Глава 2. Психологические особенности детей с неврозами
2.1. Описание объекта исследования и методы исследования. Анализ результатов.
2.2. Проверка эффективности коррекционной работы.
Заключение.
Библиографический список.

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ: для нашей эпохи характерно значительное увеличение нагрузок на психику. Волнения, переживания, неприятности - все это отражается на нервно - психической сфере, обуславливая перенапряжения, результатом чего могут явиться неврозы.

Нервно - психические расстройства портят жизнь самому ребенку, лишают его детских радостей, мешают его успехом в детском саду. Такой ребенок труден, порой непереносим в семье и детском саду, он мешает товарищам, часто дезорганизует детский коллектив. Не только обучение и воспитание такого ребенка, но даже общение с ним порой становится мучением для воспитателей и родителей.

Неизлечимые в детстве нервно-психические расстройства могут исказить судьбу ребенка, отразиться на всей его жизни.

Предупреждение в детстве легко осуществить, так как, во - первых, организм ребенка, и в частности, его нервно - психическая сфера, очень пластична и легко поддается воздействиям, а во - вторых, потому, что условия жизни ребенка, как правило, зависят от взрослых. Надо правильно понимать, каковы законы этих воздействий, помня, что одни эмоции и добрая воля не могут заменить знаний.

Родители и воспитатели нуждаются в понимании причин развития нервно-психических расстройств у детей, так как без этого не может быть ни предупреждения, ни их преодоления.

Поэтому ЦЕЛЬЮ данной дипломной работы является: выявление психолого-педагогических условий преодоления детских неврозов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети с отклонениями в личностном развитии.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологические особенности детей с неврозами.

1.Изучение проблемы неврозов в современной психолого-педагогической литературе.

2.Диагностика отклонений в личностном развитии детей дошкольного возраста.

3.Анализ результатов исследования, выявление причин неврозов, личностные особенности детей с неврозами.

4.Разработка системы тренингов: игр, упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления детских неврозов.

5.Разработка психолого-педагогических рекомендаций.

ГИПОТЕЗА:неблагоприятные семейные отношения, взаимоотношения со сверстниками и самооценка ребенка, являются одними из причин возникновения неврозов. Возможно позитивное изменение детей с неврозами, достигнутое с помощью психолого-педагогических методой.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В работе выявлены психолого-педагогические условия для преодоления детских неврозов и изучены причины нервно-психических расстройств в дошкольном возрасте.

Практическая значимость поведения ребенка и структуру его личности.

Создана психокоррекционная программа, направленная на позитивные изменения психологических свойств и поведения детей с невротическими расстройствами.

В работе представлены психолого-педагогические рекомендации, тренинги, игры, упражнения, которые эффективны в работе с детьми с нервно-психическими расстройствами.

Программа коррекции поведения детей с неврозами

Понятие и особенности неврозов

Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, характеризующиеся нередко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих факторов.

Подверженность невроза у детей в возрасте у детей 7-10 лет имеет возрастающую тенденцию. Это обуславливается, прежде всего, следующим фактором: изменением социального положения и взаимоотношений между людьми вследствие экономической и политической нестабильности. Такая ситуация порождает всеобщую нервозность населения, в том числе и детей, отражается на культуре семейных взаимоотношений, в частности; на взаимоотношениях между родителями и детьми, которые носят деструктивный характер. Стремительно возрастающий поток информации, необходимый для усвоения школьником, также может выступать дистрессором. Помимо этих общих психотравмирующих факторов у ребенка 7-10 лет возникают трудности, связанные с изменениями социального статуса в процессе учебы ребенка в школе. Причин и условий для возникновения неврозов у младших школьников в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад.

Причины развития неврозов у детей. Существует 2 группы причин, общих для всех форм неврозов: первая – биологические, вторая – социальные.

К биологическим причинам следует отнести: зачатие в нетрезвом состоянии, родовые травмы, инфекционные заболевания, токсические отравления. Эти причины не только предрасполагают организм ребенка к неврозам, но и в большинстве случаев определяют их.

К социальным причинам следует отнести переживания матери в процессе ношения ребенка, которые вызывают сильные и многократные стрессы. Эти ,стрессы обуславливаются смертью близких, разводами, полученными увечьями и т.д. Переживания матери нередко являются результатом неблагоприятных семейных отношений: пьянство мужа, частых ссор или морального террора. К психогенным причинам относится также отношение родителей к ребенку с момента его рождения: принятие – отвержение, любовь-ненависть, и т.д.

Происхождение 30% неврозов начинаются с изменения сложившихся условий, стереотипов и привычек ребенка; около 20% - с различных испугов, 20% - в результате столкновения противоположных установок в раннем детстве.

Если конфликт между потребностями ребенка и требованиями взрослых усиливается, то потребности могут трансформироваться в невротические. К таким невротическим потребностям следует отнести стремление ребенка установить эмоциональную дистанцию между собой и другим, потребность к уединению, к полной независимости, а также желание ребенка чувствовать свое превосходство.

Эти базисные потребности невротика являются способами, с помощью которых он пытается решить свои конфликты.

Следствием неразрешенности конфликтов является: страхи, обнищание личности, безнадежность, садисткие наклонности, которые проявляются в симптомах.

К симптомам невроза относятся: ощущение несчастности, разочарование и фрустрации, раздражительность, мрачность, тревожность, плаксивость, беспокойство, агрессивность, нетерпеливость, физические недомогания – температура, головные боли, рвота, понос, желудочные расстройства.

Цель программы: избавление детей от острых симптомов невроза и переживаний, которые являются результатами деструктивного общения ребенка с взрослым.

Снятие внутреннего конфликта ребенка, которые проявляются через названные симптомы;

Снятие ригидности невротических потребностей;

Формирование адекватной самооценки и интеграции самосознания;

Развития самопознания за счет снятия барьеров психологической защиты и устранение неискренности на межличностном уровне;

Выработка мобильных стратегий поведения.

Цель: диагностика принятия себя, помочь найти ребенку новый желаемый образ

Представление. Назовитесь любым именем, которым мы будем называть вас на занятиях.

Нарисуйте себя с новым именем.

Цель: диагностика самоприятия и самосознания ребенка, снятие эмоциональной напряженности, идентификация ребенка с новым образом.

Цель: Снятие напряжения, сплочение группы.

Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Угадывание рисунков

Цель: диагностика уровня формирования предрасположенности и доверия между членами группы, закрепление знания имен друг друга, повышение уверенности детей в себе.

Общая картина

Цель: выявление эмоционального состояния детей к концу занятия, сплочение группы, успокоение детей, снятие напряженности, углубление эмоционального контакта между членами группы.

Нарисуйте каждый свое настроение на листе ватмана. У нас получится общая картина настроения группы.

Ритуал прощания

Цель: создание эмоционального комфорта в группе, настройка на следующее занятие.

Упражнение сопровождается медитативной музыкой.

Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, снятие агрессивности внутренней скованности, страха, обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния и др.

Ритуал приветствия

Цель: настройка на занятие.

Задание: встаньте все в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Скажите добрые слова.

Этюды на выражение эмоций.

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Цель игры: развитие сосредоточенности и способности концентрации.

Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательные палец движется по воображаемой карте.

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпы.

Выразительные движения: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

В зале приглушается свет. Все дети, кроме ребенка-утенка изображают деревья, коряги и пеньки. Дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы. Издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. Утенок прячется в маленькой пещере. Он дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включается свет. Этюд закончен.

Куклотерапия

Цель: диагностика состояний ребенка, закрепление умений выражать эмоции, снятие агрессии, внутренней скованности.

Каждый участник выбирает какую-либо куклу.

Задание: выразить на кукле эмоции гнева, злости, радости, удивления.

Цель: стимуляция творчества, исследование ценностных ориентаций, взаимоотношении сотрудничества и соперничества членов группы.

Материалы: глина или пластилин.

Процедура: каждый член группы получает ком глины. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы – один из пяти или восьми человек, создавших мир. Закройте глаза и вообразите, что глина – сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. Закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцем выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей группе скульптурами. Совместно с партнерами группы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими.

Ритуал прощания.

Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций, приемы саморасслабления, формирования межличностных эмпатий.

Цель: это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.

Процедура: поделите группу на маленькие группы – по 4-5 человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди является ведущим. В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, ведут игрока – кота с завязанными глазами. Проводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе начинают петь:

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропевают последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут его за одежду.

Цель: представление моделей желательного и нежелательного поведения.

Ритуал приветствия.

Приветствие необычным способом.

Цель: стимулирование творческих способностей, повышение самооценки.

Отображение

Цель: поощрение осознание тела, творческого движения межличностной эмпатиии.

Процедура: все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой ведомым.

Пары встают лицом к лицу и смотрят друг на друга в глаза. Ведущий выполняет движения, ведомый их повторяет.

По окончании процедуры следует рефлексия.

Ребенок представляет себя капитаном, капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед.

Цели: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.

Попросить участника разыграть мечту, дать ей описание от первого лица, как - будто он – объект своей мечты.

Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя переживать все чувства, связанные с ним.

Ритуал прощания.

Цель: выявление внутренних конфликтов их осознание и поэтапное разрешение.

Цель: отреагирование скрытых эмоций и завершение незаконченного действия, прояснение противоположностей, вовлеченных в конфликт, и их интегрирование в единое целое.

Разыгрывание роли часто заключается в намеренных несоответствиях, преувеличениях: робкий, застенчивый участник может получить задание встать на стул и начать отдавать команды авторитарным, громким голосом.

Усилению внимания и чувствам способствует задание по утрированному выражению невербальной поведенческой реакции. Руководитель группы должен заметить эти реакции и перевести внимание участника с невыразительного рассказа на активные физические действия.

Свободный танец

Цель: дать возможность каждому участнику проэкспериментировать танцевальными движениями перед другими.

Процедура: группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменит вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить танец.


«Единственно, что важно знать – это

При этом лечение неврозов в современной психотерапии рассматривается как ну очень долгое и, отчасти, даже безнадежное дело. Дескать вылечить это нельзя, хотя компенсировать, в общем-то, можно. Причина подобного профессионального скепсиса скрывается в отчетливой и явной теоретической, методологической и методической недоработанности проблемы неврозов и эмоциональных расстройств. Так, до сих пор не существует адекватной концепции, которая хоть как-то объединяла бы отчетливо противостоящие друг другу физиологические и психологические подходы.

В основу новой модели неврозов и эмоциональных расстройств была положена концепция П. МакЛина. Как известно, согласно данной теории, в связи с эволюцией человека, у каждого из нас присутствует не один, а как бы три мозга. Ретикулярный (доставшийся нам в наследство от рептилий). Лимбический (от млекопитающих). И неокортекс (новая кора или визуальный мозг собственно людей).

Так вот, создавая свою модель (еще раз напоминаю: модель, а не теорию!) неврозов и эмоциональных расстройств, я просто обратил внимание, во-первых, на невозможность их решения чисто психологическими методами (в основном, кстати, воздействующих исключительно на неокортекс…), а во-вторых, на удивительные совпадения между основными видами невроза, способами его лечения и функциями трех мозгов человека по П. МакЛину.

Одновременно в качестве трех основных видов невроза до сих пор выделяются неврастения (нервная слабость), истерия (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний (например, тревожно-мнительный, булимический и/или ипохондрический).

Наконец, главной (и весьма неприятной…) причиной возникновения и существования невроза навязчивых состояний следует признать избыточную активность ретикулярного мозга, принявшего предмет и объект навязчивости за едва ли не смертельную угрозу для жизни человека, и оттого бесплодно воспроизводящей ее (навязчивость) снова и снова для, так сказать, окончательного решения. При этом, конечно же, наличествует глубинный психологический конфликт, а также напряжение неокортекса, мучительно пытающегося хоть как-то решить исходную глубинную проблему.

В своем анализе я как бы упустил момент деятельности лимбического мозга. Но в том-то и состоит суть различий между неврозами и эмоциональными расстройствами, что в первом случае мы имеем с фоновыми эмоциями невроза, а во втором – с расстройством лимбики как основного нейрофизиологического обеспечения эмоционального расстройства…

Однако еще более любопытным является то, что как невроз, так и эмоциональное расстройство сопровождается (или обеспечивается…) соответствующим набором карт реальности и программ жизнедеятельности, без трансформации и оптимизации которых (невроза и эмотоза) устранение будет неполным и краткосрочным.

Получается, что созданная мною модель работы с неврозами и эмоциональными расстройствами имеет следующий вид (без привязки к отдельным нейрофизиологическим субстратам).


Рис. Модель работы с неврозами и эмоциональными расстройствами

Апробация созданного на основе этой модели модуля показала весьма высокую эффективность как модели, так и построенного на ее основе комплекса психотехнологий для эффективного (и очень быстрого…) лечения неврозов и эмоциональных расстройств в рамках краткосрочной ИНП-психотерапии.


«Единственно, что важно знать – это

При этом лечение неврозов в современной психотерапии рассматривается как ну очень долгое и, отчасти, даже безнадежное дело. Дескать вылечить это нельзя, хотя компенсировать, в общем-то, можно. Причина подобного профессионального скепсиса скрывается в отчетливой и явной теоретической, методологической и методической недоработанности проблемы неврозов и эмоциональных расстройств. Так, до сих пор не существует адекватной концепции, которая хоть как-то объединяла бы отчетливо противостоящие друг другу физиологические и психологические подходы.

В основу новой модели неврозов и эмоциональных расстройств была положена концепция П. МакЛина. Как известно, согласно данной теории, в связи с эволюцией человека, у каждого из нас присутствует не один, а как бы три мозга. Ретикулярный (доставшийся нам в наследство от рептилий). Лимбический (от млекопитающих). И неокортекс (новая кора или визуальный мозг собственно людей).

Так вот, создавая свою модель (еще раз напоминаю: модель, а не теорию!) неврозов и эмоциональных расстройств, я просто обратил внимание, во-первых, на невозможность их решения чисто психологическими методами (в основном, кстати, воздействующих исключительно на неокортекс…), а во-вторых, на удивительные совпадения между основными видами невроза, способами его лечения и функциями трех мозгов человека по П. МакЛину.

Одновременно в качестве трех основных видов невроза до сих пор выделяются неврастения (нервная слабость), истерия (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний (например, тревожно-мнительный, булимический и/или ипохондрический).

Наконец, главной (и весьма неприятной…) причиной возникновения и существования невроза навязчивых состояний следует признать избыточную активность ретикулярного мозга, принявшего предмет и объект навязчивости за едва ли не смертельную угрозу для жизни человека, и оттого бесплодно воспроизводящей ее (навязчивость) снова и снова для, так сказать, окончательного решения. При этом, конечно же, наличествует глубинный психологический конфликт, а также напряжение неокортекса, мучительно пытающегося хоть как-то решить исходную глубинную проблему.

В своем анализе я как бы упустил момент деятельности лимбического мозга. Но в том-то и состоит суть различий между неврозами и эмоциональными расстройствами, что в первом случае мы имеем с фоновыми эмоциями невроза, а во втором – с расстройством лимбики как основного нейрофизиологического обеспечения эмоционального расстройства…

Однако еще более любопытным является то, что как невроз, так и эмоциональное расстройство сопровождается (или обеспечивается…) соответствующим набором карт реальности и программ жизнедеятельности, без трансформации и оптимизации которых (невроза и эмотоза) устранение будет неполным и краткосрочным.

Получается, что созданная мною модель работы с неврозами и эмоциональными расстройствами имеет следующий вид (без привязки к отдельным нейрофизиологическим субстратам).


Рис. Модель работы с неврозами и эмоциональными расстройствами

Апробация созданного на основе этой модели модуля показала весьма высокую эффективность как модели, так и построенного на ее основе комплекса психотехнологий для эффективного (и очень быстрого…) лечения неврозов и эмоциональных расстройств в рамках краткосрочной ИНП-психотерапии.


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К КУРСУ!

Начну с того, кому будет полезен этот курс. По сути, он будет полезен тому человеку, которому сложно справляться со своими эмоциями, которые возникают в рабочих ситуациях или в отношениях со значимыми людьми. Этот курс подходит как для условно психологически здоровых людей, так и для тех, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами (депрессиями, неврозами, зависимостями).
Показать полностью…

Цель курса проста – последовательно развивать свои навыки управления эмоциями.

Участи в курсе подразумевает наличие у вас опыта работы с психотерапевтом либо достаточно развитые навыки саморазвития. Это необходимо для того, чтобы избежать самосаботажа, то есть попыток формального использования внедряемых навыков.

Если вы знаете (и признаете) за собой наличие лености, высокого уровня тревоги или низких способностей самомотивации, вы может присоединиться к онлайн терапевтической группе, которая будет проходить параллельно курсу и будет направлена на внедрение изучаемых навыков в вашу повседневную жизнь с учетом ваших индивидуальных особенностей психологического состояния. Условия участия можно будет посмотреть, пройдя по ссылке

Ну, и наконец, хочется отметить, что курс является интерактивным, то есть вы можете сами влиять на его состав, формат и манеру подачи. Любая ваша обратная связь будет мной учитываться при корректировке, планирование и записи видео к курсу. Пишите свои пожелания прямо в комментариях к тем видео, что вы смотрите.

В любом случае желаю вам удачи, эмоционального равновесия. Всегда буду рад видеть вас на моем канале. До скорых встреч.

Весь список конкретных уроков-навыков:

Рефлексия – умение распознавать свои внутренние сигналы:
- рефлексия эмоций
- рефлексия ощущений в теле (телесная карта)
- рефлексия ресурсов

Распознавание своих мотиваторов/демотиваторов
- навязчивые мысли
- телесные ощущения
- эмоциональный дискомфорт
- прокрастинация
- проблема выбора
- социальная оценка
- конфликты
- гештальты
- бессилие/фрустрация

Методики эмоционального фокусирования
- техника замедления импульсивного поведения
- техника разрыва эмоциональных шаблонов
- образ эмоции

Методики вербализации эмоций
- правила пересказа эмоций
- эмоциональная проактивность
- театр эмоций

Эмоциональные фильтры
- метод лесенки
- проживание эмоций
- временные фильтры эмоций


Рефлексия ощущений в теле. В отличие от мыслей, ощущения тела – это практически всегда конкретные подсказки о конкретных же проблемах на уровне физического и психологического здоровья. Это сигнальные маячки, которые (при своевременном отслеживании) помогают заняться профилактикой заболевания. Правда, некоторые маяки (например, хронический болевой синдром) могут жизнь отравлять капитально.
Показать полностью… С другой стороны именно ощущения в теле могут быть ресурсом для начала действия (бодрость, энергичность) и способом перевода себя в энергосберегающий режим функционирования (расслабление и покой).

Поэтому, если у вас есть невроз – вам точно стоит научиться считывать не только свои симптомы, но и те зажимы внутри тела, что рождают ваши телесные симптомы.

Вариант А. Человек просто ждет, когда наступит облегчение и вообще не пытается систематически лечить свою болезнь.

Вариант Б. Любое лечение заканчивается вместе с наступлением светлого окна.

Оба варианта приводят к тому, что невроз остается у человека годами…Что же следует делать в такой ситуации. Что делать, когда у вас невроз протекает со светлыми окнами? Только одно – лечиться до момента, когда вы видите, что сами управляете симптомами.

4х-шаговая система преодоления тревожных неврозов

Что такое невроз? Это собирательное понятие, которое включает в себя целую группу функциональных психогенных обратимых расстройств. То есть это расстройства, которые отражают наличие выраженного эмоционального напряжения, следствиями которого могут быть астенические, навязчивые или истерические симптомы в сочетании с временным снижением умственной и физической работоспособности.
Показать полностью…

То есть невроз – это не шизофрения, не психоз и не сумасшествие! Это своеобразное обратимое психическое бессилие.

Тревожные неврозы – это те неврозы, ведущим симптомом которых будут эмоции сфер страха (тревога, собственно страх, бессилие).

Конкретные формы тревожных неврозов: панические атаки, генерализованное тревожное расстройство, социофобия, агорафобия, предметные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство. Также по типу тревожного невроза может протекать синдром деперсонализации –дереализации, неврастения, ипохондрия, посттравматическое стрессовое расстройство.

Что нужно сделать, чтобы избавиться от нервоза.

Шаг 1й. Рефлексия – навык отслеживания своего состояния. Включает в себя отслеживание телесных ощущений, распознавание эмоций, понимание своих текущих потребностей, прояснение своих мотивов и обнаружение собственных ресурсов.

Шаг 2й Эмоциональное Переключение – это навык переключения с эмоций сферы страха (страх, тревога, бессилие, обреченность и т.п.) на любые другие (в идеале – ресурсные) эмоции с целью уменьшения интенсивности переживаний и разрыва привычных шаблонов погружения в череду мучительных ощущений и симптомов.

Второе действие этого шага – это проживание эмоций, которые стоят ЗА неврозом. Так как невроз – это социальное явление, которое рождается в поле коммуникации с людьми, то достичь выраженной эмоциональной разрядки возможно только вовлекая этих самых людей в терапию невроза. На 3м шаге необходимо научиться доносить до окружающих ЛЮБЫЕ свои эмоции. Чаще всего, проблемой становится донесение до окружающих своих: агрессии, печали, одиночества, презрения, любви, скуки.

Шаг 3й. Выявление и изменение эмоциональных шаблонов. Невроз включает в себя две проблемы. Текущие переживания, которые заставляют мучиться и страдать. И ограничивающие модели поведения, которые человек начинает использовать для того, чтобы избегать слишком частого контакта со своими мучительными переживаниями.

Шаг 4й. Внедрения изменений в свою жизнь. Тут все просто. Можно владеть навыками и не пользоваться ими. Это = бесконечной продолжительности невроза.

Средняя длительность программы 1го шага – 5 недель.

Шаг 1й реализуется в рамках терапевтической группы (расписание таких групп смотрите в обсуждениях этой группы)

Шаг 2й реализуется в рамках тренинговой группы (расписание таких групп также смотрите в обсуждениях этой группы)
Участие в таких группа – бесплатное, условия участия читайте в обсуждениях.

Шаг 3й и 4й – это уже личная или групповая психотерапия. (чтобы попасть на нее – пишите в личном сообщении организатору группы)

Удачи Вам и Здоровья.




Чтобы избавиться от невроза есть ровно три пути.

А. Пустить все на самотек. Существует ли вероятность того, что нервоз пройдет самостоятельно? Нет, но его симптомы могут со временем уменьшаться. Например, у девушки имеется агорфобия из-за тяжелого школьного опыта общения со сверстниками. Эту девушку знакомят с адекватным молодым человеком, многие ее потребности переходят на уровень реализованных.
Показать полностью… Результат – агорафобия отступает. Абсолютно реальная ситуация. Проблема – подобный вариант может и не сработать. Или сработать через 10 лет.

Б. Приглушить симптомы лекарственными препаратами. Реально? Еще как реально, было бы желания, а препараты, которые напрочь отбивают тревогу, плохое настроение и все прочие возможные симптомы невроза давно изобретены. Пьете их регулярно – невроз отступает. Проблема – побочные эффекты, необходимость постоянно пить препараты.

В. Психотерапия. Найти причину невроза, обучить необходимым навыкам управления своим эмоциональным состоянием, дать необходимую поддержку, настроить жизненные планы, восстановить физический и эмоциональный баланс. Тоже реально. Проблема – найти подходящего специалиста, который не только разберется в вашем состоянии, но и в сжатые сроки поможет его изменить.

Г. Худший вариант. Мучительно выбирать из первых трех вариантов, какой лучше. По сути, этот тот же вариант А, но только в его запущенной форме. Поэтому его даже за отдельный вариант считать не будем.

Выбирайте и действуйте. Помните о том, что вам могут не подойти какие-то из трех вариантов. Но вам НЕ могут не подойти все три варианта. Если же все три вариант не подходят, значит вы забыли о том, что лекарства, психотерапевтов и прожигание жизни бывают разные. Меняйте их – и избавляйтесь от невроза.



4х-шаговая система преодоления тревожных неврозов

Что такое невроз? Это собирательное понятие, которое включает в себя целую группу функциональных психогенных обратимых расстройств. То есть это расстройства, которые отражают наличие выраженного эмоционального напряжения, следствиями которого могут быть астенические, навязчивые или истерические симптомы в сочетании с временным снижением умственной и физической работоспособности.
Показать полностью…

То есть невроз – это не шизофрения, не психоз и не сумасшествие! Это своеобразное обратимое психическое бессилие.

Тревожные неврозы – это те неврозы, ведущим симптомом которых будут эмоции сфер страха (тревога, собственно страх, бессилие).

Конкретные формы тревожных неврозов: панические атаки, генерализованное тревожное расстройство, социофобия, агорафобия, предметные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство. Также по типу тревожного невроза может протекать синдром деперсонализации –дереализации, неврастения, ипохондрия, посттравматическое стрессовое расстройство.

Группы симптомов тревожных неврозов.

Физические симптомы
• Головные, сердечные боли, боли в области живота.
• Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности.
• Панические атаки, головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления.
• Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения.
• Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приёме пищи).
• Нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения.
• Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своём здоровье вплоть до ипохондрии.
• Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул.
• Иногда — снижение либидо и потенции.
• Расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость.

Шаг 1й. Рефлексия – навык отслеживания своего состояния. Включает в себя отслеживание телесных ощущений, распознавание эмоций, понимание своих текущих потребностей, прояснение своих мотивов и обнаружение собственных ресурсов.

По сути, рефлексия – это навык оценки своего состояния и выделения причинно-следственных цепочек. Это крайне важно для тревожных неврозов в силу крайне низкой осознанности причин своего состояния в сочетании с патологической фокусировкой на своих симптомах.

То есть пациенты с неврозом пытаются бороться со следствиями (симптомами) и никак не связывают их с реальными причинами.

На выходе из этого шага необходимо, чтоб клиент с тревожным неврозом четко распознавал причины, запускающие его симптомы.

Шаг 2й Эмоциональное Переключение – это навык переключения с эмоций сферы страха (страх, тревога, бессилие, обреченность и т.п.) на любые другие (в идеале – ресурсные) эмоции с целью уменьшения интенсивности переживаний и разрыва привычных шаблонов погружения в череду мучительных ощущений и симптомов.

Включает в себя два этапа. На первом из них необходимо обучить фокусированию на текущем переживании. То есть задача сводиться к тому, чтобы человек НЕ убегал от эмоций, а наблюдал за эмоциями и пробовал фильтровать их интенсивность. При этом речь, в первую очередь, идет как о тех эмоциях, которые автоматически подавляются и игнорируются, так и о тревоге, которая при этом становится лакмусовой бумажкой внутреннего эмоционального напряжения.

На втором этапе тренируются все те эмоции, которые позволяют сместить фокус внимания с обессиливающей тревоги.

Таким образом, этот шаг напоминает два прыжка из исходного тревожного состояния. Первый прыжок – к исходной напрягающей эмоции, второй – от нее.

Шаг 3й - Проживание эмоций, которые стоят ЗА неврозом. Так как невроз – это социальное явление, которое рождается в поле коммуникации с людьми, то достичь выраженной эмоциональной разрядки возможно только вовлекая этих самых людей в терапию невроза. На 3м шаге необходимо научиться доносить до окружающих ЛЮБЫЕ свои эмоции. Чаще всего, проблемой становится донесение до окружающих своих: агрессии, печали, одиночества, презрения, любви, скуки.

Шаг 4й. Выявление и изменение эмоциональных шаблонов. Невроз включает в себя две проблемы. Текущие переживания, которые заставляют мучиться и страдать. И ограничивающие модели поведения, которые человек начинает использовать для того, чтобы избегать слишком частого контакта со своими мучительными переживаниями.

Проблема заключается в том, что количество усилий, необходимых для избегания проблемной ситуации закономерно приводит к эмоциональному истощению (это раз). Мысли о предстоящем, возможном (гипотетическом) или вообще чужом контакте с тревожащей ситуацией также запускают череду симптомов. Именно поэтому необходимо моделирование тех шаблонных ситуаций, в которых основная симптоматика невроза регулярно обнажается. Моделирование подразумевает, что шаблон выделяется и формируется альтернативный паттерн эмоционального поведения.

Средняя длительность программы – 10 недель. Ее длительность может увеличиваться при сопутствующей депрессии и отягчающих условиях в социальном окружении (давление, унижение, провокации, конфликты, манипуляции, эмоциональный шантаж).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.