Реабилитация детей с неврозами


  1. Неврозы
  2. Причины возникновения неврозов у детей
  3. Проявление невроза
  4. Разновидности неврозов
  5. Невростения (астенический невроз)
  6. Психостения или невроз навязчивых состояний
  7. Истерия или истерический невроз
  8. Логоневроз
  9. Задачи ЛФК
  10. Индивидуальный подход к ребенку
Ребенок ни с того ни с сего капризничает, падает на пол в слезах, бьет ногами, делает все назло; раньше училась на одни пятерки, а теперь рассеянная, невнимательная, обидчивая и боится темноты. Это тревожные жалобы родителей.

Не закрывайте глаза на эти маленькие, как вам кажется, проблемы. Возможно это протест личности. Возможно это невроз?
Неврозы — это функциональные заболевания высшей нервной системы как взрослых, так и детей, возникают в следствии перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. Каждый ребенок — личность с индивидуально сформированной, тонкой психикой. Живя и адаптируясь в социуме, сталкивается с различными ситуациями и не всегда может правильно решить их.

  • особенности воспитания детей в семье;
  • недостаток родительской любви и внимания;
  • материальные затруднения семьи и, как не странно, избыточная доступность всех благ, баловство, вседозволенность, отсутствие адекватной критики в старшем возрасте, прав и обязанностей;
  • психические факторы, стрессовые ситуации. Внешние и внутренние конфликты, длительные перенапряжения эмоциональной и интеллектуальной сферы;
  • компьютерные игры;
  • социальные факторы;
  • экологические факторы;
  • физические перегрузки и многое другое.



Невростения (астенический невроз). Это самая распространенная форма заболевания. Проявляется повышенной психической, физической утомляемостью, рассеянностью, снижением обучаемости и работоспособности. Ребенок становится раздражительным, начинает отговаривать, обижаться без повода и плакать, нарушается сон. В большинстве случаев невростения дает благоприятный исход, особенно, когда удается разрешить ситуацию, вызывавшую эмоциональное напряжение.

Психостения или невроз навязчивых состояний. Проявляется в навязчивых мыслях, идеях, навязчивых страхах и фобиях. Ребенок боится пространства, положения, транспорта, зациклен на одних и тех же мыслях, изо дня в день повторяет одно и то же. По началу, это может вызывать улыбку у окружающих, умиление, но на самом деле, это звоночек для родителей. Этот тип невроза может затянуться, в отличие от других типов, особенно у мнительных, тревожных детей.

Третий тип истерия или истерический невроз. Ребенок очень возбудим, агрессивен, наблюдаются перепады настроения, неустойчивость психики. Часто проявляются двигательные расстройства, такие как тики, тремор, гиперкинезы, расстройства чувствительности.

Одной из разновидностей неврозов является логоневроз или заикание. Возникает он, как правило, в дошкольном возрасте у детей с наследственной предрасположенностью. Ребенок начинает запинаться на первом слоге, повторять звуки и слоги в словах. Темп речи ускоренный. Провоцирующим фактором может послужить испуг, стресс, смена обстановки, начало посещения детского сада, не благоприятная эмоциональная обстановка в семье, излишняя опека и повышенные требования к ребенку. В процессе лечения помимо медикаментозных средств важно приучать говорить ребенка медленно, с помощью логопедических занятий поставить ребенку длительный правильный выдох. Лекарственные препараты назначаются после обследования в комплексе с остальными методами лечения и реабилитации.

У детей иногда сложно распознать заболевание, так как клиническая симптоматика стерта или часто меняется, преобладают двигательные нарушения .

Лечением этих заболеваний занимается детский врач-невролог. Он определяет план лечения, назначает дополнительные исследования для уточнения диагноза, медикаментозную терапию, дает рекомендации. Но все эти формы заболевания объединяет одна терапия, о которой не следует забывать — лечебная физкультура. И уж точно,она воздействует гораздо эффективнее уговоров и нареканий, криков или потаканий со стороны родителей.

  1. Общее укрепление организма.
  2. Организация активного отдыха, как отвлечение от болезненного состояния.
  3. Развитие правильной оценки собственных сил и возможностей.
  4. Воспитание действий в коллективе.
  5. Улучшение работоспособности.
  6. Воспитание навыка преодоление трудностей на основе укрепления воли к победе.

Для решения поставленных задач применяются различные упражнения:

  • общеразвивающие;
  • корригирующие — в движениях;
  • упражнения на выносливость;
  • танцевальные комбинации для овладения ребенком точности движений, выразительностью;
  • различные методики детского фитнеса.

Общая направленность занятий соответствует поставленной цели — научить ребенка управлять своей эмоциональной сферой и нормализовать поведение.

В занятиях соблюдаются специальные методические приемы: постепенный переход к самостоятельным действиям. В начале, на примере инструктора, затем при взаимопомощи и наконец, самостоятельно.

Руководствуясь возрастными особенностями ребенка и необходимостью воспитывать какие либо знания и умения (прыгать, ловить мячи, группироваться и др), занятия проводятся инструктором в игровом методе, в рассказе и показе, с самостоятельными играми и со специальными игровыми заданиями. Занятия сопровождаются интересными комментариями, стихами, музыкальным сопровождением. Постепенно переходя от простых игр к более сложным, с соблюдением правил и адаптации к возрастным требованиям.

Так же в течение занятий или после эмоциональных упражнений, для поддержания ровного настроения применяются приемы отвлечения, разгрузки и расслабления. Ребенок уходит с занятия сохраняя позитивный настрой.

Сегодня время перегрузок. Мы, взрослые, испытываем постоянные стрессы, что же говорить о наших детях. Можно ли предотвратить школьные неврозы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо понимать причины возникновения этого состояния.

У одних детей невротические расстройства возникают еще до школы. Считается, что неврозы могут возникать как последствия не очень благополучного течения беременности, родов, первых лет жизни ребенка. Возможной причиной могут быть черепно-мозговые и психологические травмы, частые, длительные болезни, тяжелые хронические заболевания. Когда такой ребенок приходит в школу и ситуация не очень адекватна его возможностям, у него, конечно, может возникнуть невротическое расстройство.

Вторая причина невроза — это разного рода психотравмирующие ситуации, которых у наших детей больше чем достаточно. Это и конфликты в семье, на которые взрослые часто не обращают внимания, и алкоголизм родителей, и какие-то ситуации, связанные с очень жесткими требованиями старших. Жесткие требования родителей, которые ребенок не может выполнить, — это стресс, и он тоже может привести к неврозу.

С точки зрения физиологии, неврозы являются следствием нарушения взаимодействия правого и левого полушарий мозга. Известно, что формированию неврозов способствует левополушарный акцент в обучении, что происходит в большинстве стандартных школ. Когда ребенок начинает посещать школу происходит чрезмерная стимуляция еще слабо развитых функций левого полушария и торможение функций правого полушария.

В результате — неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

В школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности. Таким образом создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.

Главный рецепт профилактики невроза у детей — не следует создавать стрессовые и психотравмирующие ситуации.

Не менее важно и для родителей, и для педагогов знать о том, как увидеть первые признаки ухудшения состояния, ведущие к подобным расстройствам. При этом важно уметь наблюдать и видеть изменения в состоянии ребенка, уметь слушать и слышать его жалобы.

Школьный невроз лучше поддаётся коррекции на его ранних стадиях, для эффективной борьбы с ним потребуется дипломатичный контакт с администрацией школы и педагогом, возможно, консультация психолога, ненавязчивое внимание родителей и эмоционально – тёплая атмосфера дома. Понадобятся свежи фрукты и сырые овощи, а также соки из свежих фруктов и сырых овощей, витамины группы В.

Следует обратить внимание на:

Все эти признаки — сигналы неблагополучия в состоянии ребенка.

Помощь же должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Также можно помочь детям, страдающим неврозом страха.

Как показывают исследования, и взрослому человеку после продолжительного умственного труда требуется эмоциональная разрядка в виде двигательной активности, музыки, танцев, общения, то есть в правополушарной деятельности. Те, кто умеет сочетать оба вида деятельности, менее всего подвержены невротическим расстройствам.


Неврозы – это общее название неврологических нарушений, характеризующихся поведенческими расстройствами, ухудшением самочувствия и настроения у ребенка, чувством страха и тревоги. Чаще всего невроз развивается в период дошкольного детства, он возникает как определенная реакция ребенка на стрессовые ситуации. Появления первых симптомов могут указывать на нарушения нервной системы, которая именно в этом возрасте очень уязвима.

Симптомы недуга у ребенка

Признаки невроза у ребенка часто игнорируют или воспринимают неправильно – как недостаток воспитания или особенности характера. Существует ряд основных признаков, на которые необходимо обратить внимание, особенно, если они проявляются продолжительное время и в совокупности.

  • Физиологический комплекс симптомов включает нарушения сна (кошмары, вздрагивания, бессонница, энурез и сонливость днем), плохой аппетит, слабость, быстрое утомление. В более запущенных формах к этим симптомам могут присоединиться боли в животе и сердце, головные боли, головокружения.
  • Психологическая симптоматика включает резкие беспричинные перепады настроения, повышенную ранимость и чувствительность, замкнутость и нежелание идти на контакт, слишком сильную реакцию на неудачи, появление страхов и тревог.

Виды и диагностика заболевания

  • Депрессивный. Ребенок становится замкнутым, тихим, настроение чаще подавленное, реакция на окружающий мир и внешние раздражители замедленная и/или на грани безразличия. Обычно он проявляется в переходной период и усложнен как психологическими, так и гормональными аспектами.
  • Истерический тип отличается частыми вспышками плача, крика, истерик. Любые ситуации могут вывести ребенка из равновесия, расстроить его.
  • Астенический тип характеризуется внезапным ухудшением сна, аппетита, самочувствия и обычно возникает в результате длительных физических и эмоциональных перегрузок. Схожую симптоматику также имеет ипохондрический синдром, однако у детей он встречается довольно редко.
  • Невроз навязчивых движений и состояний у детей заставляет постоянно повторять одни и те же движения. Например, грызть ногти, чесать голову или нос, вырывать волосы, вздрагивать и т.п. Состояние усиливается в новой или волнующей обстановке, ребенок не может контролировать себя, а запреты родителей только усиливают проблему.
  • Тревожные типы неврозов вызывают у ребенка беспричинные страхи и тревоги. Они могут возникать и проходить внезапно и самостоятельно, однако стабильно повторяться. Обычно этот вид вызывают перемены в жизни ребенка или адаптация к саду или школе. Также этот тип можно назвать неврозом навязчивых мыслей. Обычно это боязнь темноты, замкнутого пространства, страх спать в одиночку и другие.

Причины заболевания

Детский невроз – это следствие одного или нескольких факторов, среди которых выделяют:

  • физиологические (нарушение режима дня, недостаточное питание, травмы и хронические заболевания, гормональные сбои, трудные роды и внутриутробные патологии);
  • психологические (стрессы, травмирующие ситуации, гипер- или гипоопека в семье, эмоциональные потрясения, периоды адаптации, непосильные психологические и физические нагрузки).

Лечение

Коррекция детского невроза заключается в комплексном подходе и проводится специалистами и родителями. Лечение будет зависеть от установленной причины развития невроза у малыша и может сочетать в себе методы медикаментозной терапии, гомеопатии, массажей, сказкотерапии и др.

Прием гомеопатических препаратов позволяет эффективно снизить тревожность, улучшить качество сна. Самые хорошие результаты показывает в составе комплексной терапии. Схема гомеопатического лечения разрабатывается индивидуально для каждого ребенка — с учетом его особенностей, привычек, предпочтений.

1. Может ли быть невроз у новорожденного ребенка?

Новорожденные дети в силу незрелости нервной системы не подвержены неврозам, однако консультация невролога им необходима, чтобы исключить неврологические патологии и/или последствия родовых травм.

2. Влияет ли невроз на общее состояние ребенка?

Последствием/особенностью протекания невроза у ребенка могут быть головные боли и боли в животе, тахикардия и другие нарушения. Поэтому при первых признаках болезни необходимо обратиться к специалисту.

3. Может ли невроз возникнуть у ребенка снова?

Неврозы хорошо поддаются комплексному лечению, но если не устранить факторы, его спровоцировавшие, заболевание может проявиться снова.

Что такое детский невроз

Невроз у детей и подростков - расстройство психики, которое возникает как реакция на психическую травму или травмирующую ситуацию. Поскольку детская психика не сформировалась окончательно, они больше подвержены травмирующим факторам и острее на них реагируют.

Как проявляются детские неврозы

Симптомы детского невроза зависят от вида расстройства:

Истерия. Проявляется повышенной чувствительностью, впечатлительностью, внушаемостью. У ребенка развивается эгоизм, часто случаются перепады настроения. При плаче развивается аффективно-респираторные припадки, то есть задержка дыхания.

Неврастения. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, нервно реагирует на малейшие раздражители. Повышается утомляемость, он становится невнимательным, не может сконцентрироваться на учебе или другом занятии. Часто симптомы сопровождаются сжимающей головной болью.

Невроз навязчивых состояний. Ребенок становится неуверенным в себе, нерешительным и боязливым. Появляются страхи одиночества, темноты, насекомых, животных или других факторов. Могут появляться так называемые ритуальные действия — постоянное мытье рук, движения, которые повторяются определенное количество раз, которые сопровождаются нервным тиком.

Когда стоит обратиться к врачу

Обратиться к врачу стоит сразу, если вы заметили признаки болезни. Не стоит считать, что ребенок перерастет, проблемы пройдут с возрастом. При отсутствии своевременной помощи проблема усугубится, вылечить расстройство в дальнейшем будет сложнее.


Каке проходит диагностика и лечение детских неврозов

  1. Диагностируем болезнь. Проводим беседу с ребенком в игровой форме, наблюдаем за поведением, анализируем рисунки. Беседуем с родителями, узнаем об обстановке в семье, поведении ребенка.
  2. Обследуем родителей. Если нужно уточнить диагноз, отправляем на обследование родителей и родственников, чтобы выявить генетическую предрасположенность.
  3. Проводим психотерапию. Проводим индивидуальные консультации и семейную терапию. Подбираем рациональную терапию, арт-терапию, игровые, аутогенные тренинги и другие методы воздействия.
  4. Назначаем медикаментозное лечение. Назначаем общеукрепляющие и дегидратационные средства, ноотропы, препараты, снижающие астению.

Преимущества лечения детских неврозов в нашей клинике

  1. Используем безопасные методы. Назначаем лекарства, безопасные для детей. Подбираем методы психотерапии, рассчитанные на детское восприятие, лечим в игровой форме.
  2. Обсуждаем лечение с родителями. Рассказываем о предстоящем лечении, возможных рисках и осложнениях. Если родители против медикаментов, обсуждаем возможность лечения психотерапевтически.
  3. Проводим консультации при родителях. Проводим занятия у психотерапевта в присутствии родителей, чтобы снизить стресс для ребенка.
  4. Выписываем справки в школу. Если во время лечения ребенок не посещает школу, даем справку.

Подробнее о том, как ведет прием наш детский психиатр, вы можете ознакомиться здесь.

Чтобы записать ребенка на прием, позвоните. Задать вопросы врачу можно онлайн через форму обратной связи наверху.

Внешние проявления и основные методы физической реабилитации неврастении, невроза, навязчивых состояний (психастении) и истерии. Оценка эффективности использования игры как вспомогательного средства восстановления больных при повреждениях нервной системы.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.03.2011

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Кафедра: Физической реабилитации

Дисциплина: Физическая реабилитация

Реферат на тему:

"Физическая реабилитация при неврозах"

студента 4-го курса

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

Неврозы -- длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормального соотношения 1-й и 2-й сигнальной систем. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам.

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная предрасположенность. Выделяют 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний (психастения), истерия.

Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость, гиперстезия, возможны нарушения сна, головные боли, вегетативные расстройства и т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью. Психастения (невроз навязчивых состояний) -- следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В коре головного мозга образуются очаги патологической застойности -- больные пункты.

Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия -- следствие нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.

Основная задача занятий -- общеукрепляющее воздействие. С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения, время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая другую доминанту.

Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодо-бромные ванны).

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

физический реабилитация игра неврастения невроз

В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления, поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения ЦНС и отсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность и т. д.); малоподвижные игры -- для восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).

При заболеваниях и травмах периферической нервной системы (невриты, радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой включаются игры на месте, оценивается качество выполнения упражнений. Например, "Кто сильнее?" -- удержать ногу в статическом положении, лежа на спине (без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД -- спортивные игры, например волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной площадкой. Перед игрой обязательно проводится разминка.

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами. Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм, способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой, регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.

При проведении игр как самостоятельных занятий используется не больше 2--3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные игры являются составной частью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться одной игрой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную целевую установку (быстрее передать, догнать и т. д.).

Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности, сидя и стоя, со значительной эмоциональной окраской.

На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости при истерии необходимо подбирать подвижные игры для развития тормозных процессов, используя музыкальное сопровождение с четко заданным ритмом. Интенсивность игр -- малая и средняя.

Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафеты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм в игре.

Список литературы

1. Мурза В.П. Фізична реабілітація. Навчальний посібник. - К.: "Олан", 2004. - 559 с.

2. Мухін В.М. Фізична реабілітація. - К.: Олімпійська література, 2000. - 424 с.

3. Полный курс массажа: Учебное пособие.-- 2-е изд., испр. и доп. / В.Н. Фокин. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -- 512 с: ил. -- (Популярная медицина).

4. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л.Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. - София: Медицина и физкультура, 1978. - 357 с.

5. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 1999. - 608 с.

Сущность неврозов как пограничных заболеваний центральной нервной системы. Применение в медицине лечебной физической культуры и других средств физической реабилитации в комплексном лечении и профилактике неврозов, неврастении, истерии и психастении.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 09.12.2013

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Общая клиническая картина и методы восстановления при переломе лопатки, его виды и степень опасности. Закономерности физической реабилитации при повреждениях ключицы, плечевой кости и сустава, оценка эффективности проведенных лечебных мероприятий.

реферат [593,6 K], добавлен 16.11.2009

Клиническая характеристика инсультов. Общая характеристика реабилитационных мероприятий при ишемическом инсульте, лечебная физическая культура. Массаж и другие средства реабилитации при ишемическом инсульте. Оценка эффективности физической реабилитации.

дипломная работа [571,6 K], добавлен 25.05.2012

Методы современной медицинской реабилитации больных. Основные заболевания нервной системы. Показания к реабилитации демиелинизирующих и дегенеративных заболеваний. Оценка эффективности применения нейрореабилитации. Эффект двигательного восстановления.

презентация [2,0 M], добавлен 20.12.2014

Физическая реабилитация при повреждениях связок голеностопного сустава, повреждениях голеностопного сустава, переломах таранной, пяточной и плюсневых костей, костей фаланг пальцев, повреждениях Ахиллового сухожилия. Реабилитация больных плоскостопием.

реферат [17,2 K], добавлен 16.11.2009

Общие аспекты реабилитации при ишемической болезни сердца. Основные принципы поэтапной системы восстановления больных, перенесших инфаркт миокарда. Методы контроля адекватности физической нагрузки. Психологическая реабилитация в фазе выздоровления.

курсовая работа [145,9 K], добавлен 06.03.2012

Этиология и патогенез, клиническая картина, классификация и формы детского церебрального паралича, методы его лечения. Средства медицинской и физической реабилитации, методы восстановления функционального состояния, нарушенного болезнями и травмами.

дипломная работа [959,1 K], добавлен 26.12.2011

Средства физической реабилитации: активные, пассивные и психорегулирующие. Лечебная физкультура. Виды физических упражнений: гимнастические, дыхательные и спортивно-прикладные. Игры, закаливание солнцем, водой, воздушные ванны. Массаж, трудотерапия.

презентация [2,8 M], добавлен 10.01.2016

Общее представление об ишемическом инсульте и методы физической реабилитации пациентов с данным заболеванием. Методы лечения и физическая реабилитация заболевания. Влияние ТРИАР-массажа на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы больных.

дипломная работа [275,5 K], добавлен 29.06.2014

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.