Реактивный невроз что это такое


В современной психиатрической науке существует множество различных расстройств психики человека. К таковым относится и реактивный психоз. В это понятие входит абсолютно различные расстройства поведения, мировосприятия и другие нарушения, вызванные серьёзными стрессовыми ситуациями.

Отличительной особенностью описываемого вида психоза является то, что вместе с исчезновением этиологического фактора исчезает и само расстройство. При этом никаких следов данный вид психоза на личности не оставляет.

Причины

Отмечается, что очень часто такое расстройство возникает у людей, попавших под воздействие очень серьёзных стихийных бедствий. К таковым можно отнести наводнения, ураганы, землетрясения и другие.

Важно! Даже после таких катастроф не у всех случается психоз. Это связано с тем, что у каждого человека свой характер, своё отношение к происходящему и своё видение проблемы.


Для развития реактивного психоза совершенно необязательно попадать в катастрофическую ситуацию. Данная психическая патология может возникнуть на фоне проблем, которые жизненно важны для пациента.

Для человека отправной точкой к психозу могут стать авария, банкротство, гибель близких ему людей и домашних питомцев, сокращение на работе, попадание под суд, серьёзное соматическое заболевание (онкологические новообразования, туберкулёз и тому подобные) и другие важные для пациента жизненные ситуации.

Как известно, реактивный психоз часто возникает у граждан тех стран, где ведутся активные военные действия. Немногие, даже с виду сильные духом мужчины, могут вынести эти горы трупов своих товарищей, постоянные заболевания и боязнь за своих родных.

Справка. Клиническая картина и длительность течения психогении зависит не только от того, до какой степени сильное воздействие стресса на человека, но и от типа личности. Более яркие проявления будут иметь пациенты, которые склонны к истерии, паранойе, пограничному расстройству личности. Увеличивается вероятность появления расстройства у пациентов неврологического стационара с поражением головного мозга.

Классификация


Психогения по длительности течения разделена на две большие группы.

К первой относятся острые реактивные психозы. Их особенность заключается в том, что после начала клинических проявлений продолжительность его не превышает нескольких суток. Такой вид реактивного психоза развивается в ответ на сильный и кратковременный психический раздражитель.

Ко второй группе относятся затяжные реактивные психозы. Таковой выставляется тогда, когда длится он от нескольких суток до нескольких месяцев.

Справка. В соответствии с Международной Классификацией Болезней 10 пересмотра затяжные реактивные психозы не должны длиться более 6 месяцев. Если после истечения этого срока клиника сохраняется, диагноз должен быть изменён.

Теперь немного более подробно о каждом виде реактивного психоза.

К данной группе психических расстройств относят следующие состояния:

  • Истерические реактивные психозы;
  • Реактивный параноид;
  • Реактивная депрессия.

Их существует несколько разновидностей:



  • Синдром бредовых фантазий. Такое психическое расстройство возникает чаще всего в состоянии сильнейшего страха и тревоги. Проявляется оно в виде появления различных видов бреда. Пациент может говорить, что он безумно богатый и влиятельный человек, что он совершил какие-то немыслимые открытия или что он обладает какими-либо сверхъестественными способностями;
  • Пуэрилизм. Такой вид психогении характеризуется развитием у взрослого пациента детского поведения. Больной может говорить фразами, характерными для детей дошкольного возраста. Он становится капризным, плаксивым. Его можно заметить за играми с игрушками и просмотром детских мультиков.Он не может чего-либо прочесть, посчитать. Однако бессознательно пациент может выполнять действия, характерные для взрослого (например, сделать макияж или покурить).
  • Важно! При синдроме Ганзера (сумеречном помрачении сознания) пациенты несут серьёзную опасность для окружающих, так как, вследствие сужения сознания и появления зрительных галлюцинаций, в этом состоянии они могут покалечить или даже убить кого-нибудь.

    Данный тип затяжного реактивного психоза делится на:


    Такой тип реактивного психоза часто наблюдается у людей, перенесших острое сильнейшее эмоциональное воздействие (стресс вследствие внезапной смерти родного человека). В первые несколько часов после происшествия больной становится плаксивым, депрессивным. Он чувствует себя виновным в том, что случилось. Затем происходит моральное истощение. Больной погружается в депрессию. Он не может даже встать за стаканом воды, так как у него просто не хватает на это сил. Постепенно такое состояние проходит.

    • Реактивный (аффектогенный) ступор – развитие внезапной психомоторной заторможенности вплоть до полного обездвиживания в ответ на стрессовый раздражитель;
    • Реактивное возбуждение — острое психомоторное возбуждение, развивающееся на фоне нарастающей тревоги и страха.

    Реактивные психозы – состояния неприятные, однако полностью проходящие. Личность после исчезновения психоза полностью сохраняется. Однако людям в вышеописанных состояниях обязательно нужно оказывать медицинскую психотерапевтическую помощь.

    К реактивным состояниям относятся реактивные психозы и неврозы, а также заболевания, возникающие непосредственно после психических травм, к которым относятся аффекты страха и гнева, чувство обиды и оскорбления, и другие виды отрицательно окрашенных эмоциональных переживаний. Для детского возраста травмирующими моментами могут быть помещение ребенка в детский сад или интернат, изменение привычного образа жизни, уход отца из семьи, смерть близких, все, что вызывает перенапряжение функциональных систем.

    Для понимания механизмов реактивного состояния необходимо учитывать некоторые разделы из учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский указывали, что на человека постоянно падает большое количество раздражителей различной силы из внутренних органов и внешней среды, обуславливающих психическое напряжение, мобилизацию всех аппаратов психической деятельности в состоянии боевой готовности, т. е. к наиболее оптимальному уровню работоспособности. Таковы условия восприятия раздражителей в нормальных условиях.

    Для возникновения реактивного состояния необходимо два условия:

    • ослабление деятельности коры головного мозга, происходящие под влиянием различных заболеваний: инфекции, интоксикации, травмы черепа, недосыпания, физического истощения, возрастного фактора;

    • сверхсильный раздражитель для данного человека.

    В этих условиях, раздражитель, дошедший до коры головного мозга, не задерживается в одной точке, а растекается по коре. Возникает разлитое возбуждение, которое не может быть сдержано ослабленным тормозным процессом, происходит сшибка нервных процессов. Возбуждение охватывает всю кору и достигает подкорки, концентрируясь там. На месте возбуждения в коре формируется разлитое охранительное торможение. В зависимости от силы раздражителя и типа нервной деятельности развиваются различные психогении: реактивные психозы и неврозы.

    Реактивные психозы

    Реактивные состояния в детском и подростковом возрасте. Реактивные состояния могут наблюдаться как в детском, так и подростковом возрасте. Ряд авторов (Ю.С. Шевченко, Г.И. Бобылева, Е.И. Морозова, 1989) наблюдали реактивные состояния у детей в возрасте от 1 года до 5 лет, посещавших специализированные круглосуточные ясли для детей с пограничной нервно‑психической патологией. Отрыв от привычной домашней обстановки и родителей был для детей сверхсильным раздражителем, на который они давали тяжелую реакцию в виде реактивной депрессии, протекавшей длительное время.

    Реактивная депрессия развивалась в связи с затрудненной адаптацией к детскому учреждению, которое дети продолжали посещать весь период динамического изучения. Дети не были подготовлены к длительному отрыву от семьи. Авторы условно выделили пять этапов динамики затяжной реактивной депрессии у детей раннего возраста.

    Первый этап – этап острых аффективно‑шоковых реакций характеризовался сопротивлением ребенка пребыванию в новых условиях в отрыве от родителей. Это состояние проявлялось в форме психомоторного возбуждения с выраженным вегетативным компонентом (покраснением лица, учащенным сердцебиением, повышением температуры тела), бурной реакцией протеста, криком, слезами. Дети долго не могли успокоиться, звали мать, стояли у окна или у двери, отказывались от еды, прогулок, дневного сна, не выполняли инструкции воспитателя. В процессе наблюдений выявлялся отказ от речевого общения, контакта с другими детьми. При появлении родителей дети давали агрессивную реакцию: били и ругали родителей, не слушали их.

    Второй этап – этап подострой реактивной депрессии характеризовался подчиняемостью ребенка, подавленностью новыми условиями жизни. Ведущими психопатологическими симптомами являлись тоскливо‑апатический аффект и регрессивное поведение (возвращение к поведенческим реакциям более раннего возраста). Обращало на себя внимание грустное или отрешенное выражение лица, заторможенность и бедность движений, пассивность и безучастность при выполнении заданий, отказ от игровой деятельности и экспрессивных проявлений недовольства свидетельствовало о наличии тяжелого депрессивного состояния. К соматовегетативным проявлениям психогенной депрессии относились снижение реакции на дискомфорт, голод, мокрую одежду, дневной энурез, падение веса и снижение аппетита, ослабление сопротивления вирусным инфекциям и другим соматогенным вредностям.

    Третий этап – этап затяжного полиморфного депрессивно‑невротического состояния характеризовался невротическими и поведенческими расстройствами. Протяженность этого этапа от нескольких месяцев до 1 года и более. На этом этапе депрессивные симптомы сглаживались: общая подавленность сменялась адекватной эмоциональной заинтересованностью музыкальными занятиями, во время индивидуальной игры со взрослыми. Свободная игра осуществлялась в одиночестве и, как правило, нестойкая, кратковременная. В то же время любое изменение окружающей обстановки, повышение тона при обращении к ребенку вызывало у него тревожно‑паническую реакцию: дети уходили в сторону, садились на стул и долго раскачивались, тряся ногами или руками, перебирая пальцами.

    Невротические реакции нарастали и характеризовались полиморфизмом. Обращал на себя внимание феномен тождества, придающий поведению ребенка ритуальный характер. Дети стремились сохранить неизменность маршрута из дома в ясли, не хотели расстаться с любимой игрушкой.

    К патологически привычным действиям и системным нарушениям (энурез, энкопрез, мутизм) присоединялись страхи темноты, одиночества, машин, сказочных персонажей. Полиморфизм клинических проявлений этого этапа расширялся за счет присоединения тормозных черт характера, выражавшихся в нарастании боязливости, тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости и задержки психоречевого развития.

    Четвертый этап – этап обратного развития болезни, компенсация состояния. Клинически характеризовался постепенным (в течение многих месяцев, иногда до окончания ясельного периода) процессом выхода из болезненного состояния, что выражалось в ослаблении аффективных и невротических расстройств и выравнивания темпа психического развития.

    Пониженный уровень настроения постепенно сменялся более адекватным окружающей обстановке: дети активно начинали играть с игрушками, смеялись, появлялась избирательная привязанность к детям и взрослым, поведение становилось более адекватным. Несмотря на улучшение общего состояния у детей сохранялись невротические элементы: тревожность, тормозимость, соматовегетативные симптомы.

    Пятый этап – этап постреактивного состояния, характеризующий исход психогении. Наблюдение за детьми в течение длительного времени после окончания реактивного периода показало два варианта исхода:

    • выздоровление с остаточными симптомами;

    • постреактивное формирование личности.

    Для первого варианта характерно достаточно полное завершение периода реактивного состояния. Сохранившиеся некоторые невротические и соматовегетативные нарушения обусловлены основным неврологическим расстройством (речевые и моторные), по поводу которого ребенок находился в специализированных яслях.

    Для второго варианта характерно сохранение невротических расстройств: страхи, ритуалы, патологически привычные действия, остаточные проявления мутизма, склонность к застыванию в эмоциональных ситуациях, нарушение сна, аппетита, вегетативная лабильность. Но даже при отсутствии указанных нарушений такие черты характера, как тормозимость, робость, боязливость, тревожность, стеснительность, обидчивость, плаксивость, в значительной степени затрудняли социальную адаптацию, что проявлялось при переходе в дошкольное или школьное учреждение. Невротические реакции отражали психомоторный уровень нервно‑психического реагирования (тики, элективный мутизм, навязчивые движения). Эти наблюдения указывали на постреактивное формирование личности.

    Приведенные данные показали, что дети с различной органической неврологической симптоматикой по‑разному реагируют на помещение в специализированные учреждения, нуждаются в постоянном наблюдении, внимании, подготовленности к пребыванию в закрытом учреждении. Подобные реакции могут наблюдаться у различных детей младшего и среднего возраста при направлении в интернат или больницу. В этих случаях большая роль в помощи детям принадлежит воспитателю и педагогу‑дефектологу.

    Реактивные состояния в условиях чрезвычайных ситуаций. Военные конфликты, террористические акты, катастрофы, стихийные бедствия – чрезвычайные ситуации, влияющие на психику взрослых и детей, вовлеченных в них. Острые реактивные состояния по срокам возникновения и течения подразделяются на несколько групп:

    • острые аффективные реакции, возникающие сразу после психотравмы со сроком течения 1–2 часа; помощь пострадавшим оказывается на месте, и больные не госпитализируются;

    • кратковременные острые реактивные состояния, возникающие сразу после психотравмы, со сроком течения от нескольких часов до 5–7 суток; больные могут быть помещены в больницы общесоматического профиля, где они должны получить психотерапевтическую и медицинскую помощь;

    • острые реактивные состояния средней тяжести со сроками течения до 15–20 суток (пострадавших направляют в дневные стационары психоневрологической или психиатрической больницы);

    • психотические и затяжные формы реактивных состояний со сроками течения свыше 2–3 недель (нуждаются в специализированной медицинской помощи и лечения в психиатрической клинике).

    Дети дают более затяжные формы реактивных состояний и с большим трудом выходят из них. Требуется длительная психотерапевтическая и психологическая работа специалистов, чтобы вывести детей из реактивных состояний.

    Реактивные психозы у взрослых. Тяжелые психотравмы (смерть близких, пожар, землетрясение и т. д.) могут приводить к психогенным (реактивным) психозам. Чаще они развиваются у людей, ослабленных инфекционными или соматическими заболеваниями, у психопатов или акцентуированных личностей, после перенесенной черепно‑мозговой травмы или длительной бессонницы. Реактивные психозы можно разделить на три группы: острые, подострые и затяжные.

    Подострые психогенные психозы (реактивно‑истерические). В различных психотравмирующих ситуациях, особенно при затяжном, томительном ожидании (например, вынесение приговора суда), на фоне сумеречного состояния сознания у больного могут появиться следующие психопатологические расстройства:

    • острая речевая спутанность – бессвязность речи и мышления больного с невозможностью установления с ним продуктивного контакта;

    • пуэрилизм – детское поведение, когда речь, мимика, поступки больного напоминают утрированные формы поведения ребенка раннего возраста;

    • синдром псевдодеменции – больной внезапно начинает вести себя как слабоумный человек, давая неправильные ответы на простейшие вопросы;

    • синдром архаической психики – больной ведет себя как дикое животное: речью не пользуется, бегает на четвереньках, лает, воет, кусает окружающих, хватает ртом пищу с пола и т. д. Продолжительность таких психотических состояний от нескольких дней до 2–3 недель.

    Затяжные психогенные психозы продолжаются 2–3 месяца и более. Они бывают двух видов: реактивная депрессия и реактивный параноид.

    Реактивная депрессия значительно глубже невротической депрессии. Больные перестают заботиться о себе, не следят за своим внешним видом, не выходят на улицу, не едят, не адекватно обвиняют себя и других в происшедшем несчастном случае и не считают себя больными. Они пытаются реализовать свои суицидальные замыслы, считая положение безнадежным. Соматовегетативные компоненты депрессии выражены резко.

    Реактивный параноид. У больных формируются бредовые идеи, своей фабулой связанные с психотравмирующими обстоятельствами. Иногда искаженная бредовая логика звучит настолько убедительно для родственников, что они тоже начинают разделять и поддерживать ложные умозаключения больного (так называемые индуцированные психозы). В силу бредовых идей такие люди опасны для себя и для других, поэтому нуждаются в госпитализации.

    Психогенные психозы обычно носят обратимый характер и заканчиваются выздоровлением. Однако, когда ситуация складывается неблагоприятно и в течение длительного времени возникают дополнительные психотравмы сходного сюжета, то, несмотря на прекращение психоза, у больных формируется патологическое развитие личности (особенно часто – паранойяльное развитие).

    Неврозы

    Неврозы – это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых, в отличие от реактивных психозов, сохраняется критическое отношение к болезни и не утрачивается способность руководить своим поведением. Это определение, предложенное В.В. Ковалевым (1979), подчеркивает сущность неврозов: обратимость симптоматики, динамичность клинической картины, отсутствие органических симптомов поражения.

    • подвижности нервных процессов.

    Во Франции во второй половине XIX в. большое значение в понимании клиники неврозов сыграли работы Ж. Шарко и П. Жане, разрабатывавшие методы лечебного воздействия при неврозе навязчивых состояний и истерии.

    В отечественной литературе теория 3. Фрейда, А. Кречмера и их последователей не получила достаточного распространения. Базируясь на работах И.П. Павлова и его школы, проблема неврозов рассматривалась как срыв высшей нервной деятельности вследствие воздействия социальных факторов на подготовленную биологическую почву.

    В 1974 г. канадский эндокринолог Г. Селье выдвинул теорию стресса – эмоционального перенапряжения, лежащего в основе возникновения неврозов. По мнению Г. Селье, эмоциональное перенапряжение обусловлено нарастающим темпом жизни, урбанизацией (городская жизнь), информационными перегрузками, адинамией, которая является одной из ведущих причин все возрастающих невротических и сердечно‑сосудистых заболеваний современного человека.

    Согласно теории П.К. Анохина, эмоции как субъект переживания, возникли в ходе эволюции как средство быстрой оценки возникающих у животных потребностей, их удовлетворения, а также оценки биологического значения действия внешних факторов. В эволюционном плане эти механизмы оказались очень важными в деле адаптации (приспособления). У человека эмоции играют определенную роль в оценке не только биологических, но и социальных потребностей, а также их удовлетворения. Даже биологические потребности человека приобрели социально‑эмоциональную окраску.

    Клиническая картина невроза рассматривается как психогенное (конфликтное) нервно‑психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических (бреда и галлюцинаций) явлений. Различают три формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию.

    Неврастения

    Предрасполагающие причины: инфекции, интоксикации, чрезмерное физическое и умственное перенапряжение, недостаточное питание, хроническое недосыпание, эндокринные расстройства.

    Вызывающие причины: конфликтная ситуация на работе, в семье, в школе, в детском коллективе, различные переживания, потери близких и другие. Вызывающие причины могут быть одноразовые, сильные или не сильные, но многократно повторяющиеся, оказывающие влияние на человека.

    Невроз навязчивых состояний

    Невроз навязчивых состояний развивается у людей с тревожно‑мнительными чертами характера. Развитию этой формы невроза способствуют переутомление, инфекции, интоксикации, постоянные волнения и переживания. Навязчивые состояния могут быть и у здорового человека, но они не подчиняют себе его поведение, они кратковременны и легко преодолимы.

    Навязчивые состояния, свойственные неврозу, несмотря на понимание бессмысленности и необоснованности насильственно входит в процесс мышления, подчиняет себе и меняет поведение, приводит к нарушению трудоспособности. Навязчивые состояния характеризуются аффективной насыщенностью и проявляются в виде навязчивых страхов (фобии), навязчивых воспоминаний, навязчивых мыслей. У больных постепенно появляются ритуалы – навязчивые действия, носящие защитный характер, как бы предохраняющий человека от грозящей ему опасности или облегчающее ему речевое высказывание (например, заикающиеся).

    За период изучения истерии создавались различные теории ее происхождения. Одни авторы объясняли симптомы нарушения повышенной аффективностью, внушаемостью, инфантильными чертами личности. Другие (А. Кречмер и его последователи) считали, что истерические приступы представляют собой результат высвобождения филогенетически более древних механизмов, причем утрачивается тормозящее влияние более поздних уровней психики. По 3. Фрейду, истерия возникает как результат подавления больным напряженности аффекта и символически заменяет собой действие, которое из‑за подавленности аффекта не реализуется в поведении.

    И.П. Павлов обосновал и ввел свою концепцию в теорию изучения истерии. Он считал, что в основе возникновения истерии лежат два основных момента:

    • слабость второй сигнальной системы и превалирующей оказывается первая сигнальная система (поэтому истерия чаще возникает у людей художественного типа);

    • относительная слабость коры головного мозга, обусловливающая внешнюю тормозимость соответствующих индивидуумов.

    В клинической картине истерии выделяют несколько состояний: истерические вегетативные и сенсомоторные расстройства; истерический припадок; истерическое изменение личности. При всем многообразии проявлений они отличаются психогенным происхождением, наличием элемента условной приятности и желательности, а также соответствием возникшего симптома представлениям о болезни (элемент самовнушения).

    К вегетативным расстройствам относятся: спазмы в горле и потеря голоса при волнении (истерический ком), спазмы в желудке, отрыжка, тошнота и рвота, икота, сердцебиение, чувство жара, отеки и гиперемия, покашливание, затруднение дыхания (стеснение в груди) – все симптомы, возникающие в определенных психотравмирующих ситуациях.

    Существует дифференциальная диагностика между истерическим и эпилептическим приступом, которую необходимо знать психологам и педагогам для оказания необходимой помощи (табл. 4).

    Психические расстройства носят кратко- и долговременный характер. К числу первых относится реактивный психоз. Это состояние возникает как ответ организма на действие психотравмирующего обстоятельства. Клиническая картина при реактивном психозе отличается разнообразием. При этом симптомы состояния исчезают сразу после завершения действия фактора психической ситуации.

    При возникновении первых признаков реактивного психоза назначаются медикаментозные препараты, затем проводится курс психотерапии.


    Что такое реактивный психоз: описание, причины

    Реактивные психозы — это острое расстройство психики, характеризующееся кратковременным течением. Продолжительность состояния варьируется от нескольких часов до нескольких месяцев. Возникает такое нарушение часто на фоне эмоциональной травмы.

    Острые реактивные психозы по особенностям проявления сходны с другими подобными патологическими состояниями. Однако такое расстройство отличается вариативными аффективными нарушениями: симптомы нарушения быстро сменяют друг друга.

    Другой важной особенностью, характерной для психоза, является прямая зависимость от психотравмирующего фактора.

    Если стрессовая ситуация продолжает воздействовать на человека, расстройство приобретает затяжное течение. При устранении провоцирующей причины состояние пациента быстро восстанавливается.

    В развитии патологического состояния ключевую роль играет характер стрессового воздействия. Склонность к возникновению психического расстройства имеют истеричные и гиперчувствительные личности. Кроме того, в группу повышенного риска входят люди, которые подвергаются воздействию следующих факторов:

    • течение инфекционных патологий, затрагивающих ткани головного мозга;
    • черепно-мозговые травмы;
    • острое токсическое поражение организма;
    • физическое и эмоциональное переутомление, бессонница;
    • продолжительный прием алкогольных напитков, курение, пристрастие к наркотикам;
    • гормональный дисбаланс в период перестройки организма (климакс, подростковый возраст).

    При затяжных формах психоза развивается реактивная депрессия, возникающая, например, из-за утраты близкого человека.

    Симптомы

    При реактивном психозе симптомы носят разнообразный характер. Клиническая картина зависит от особенностей травмирующего фактора, а первичные признаки возникают практически сразу после его воздействия. Причем развитию этого состояния ничего не предшествует: реактивный невроз возникает внезапно.

    Психическое расстройство вызывает следующие явления:

    • апатию;
    • заторможенность в действиях или возбуждение;
    • галлюцинации;
    • бредовые мысли.

    Реактивный невроз у большинства людей развивается в течение трех стадий. Сначала возникают первичные симптомы расстройства, которые затем переходят в клинические признаки. На второй стадии их характер усиливается, если причина стресса и последующей патологии не устранена. Как только источник заболевания перестает беспокоить, состояние пациента нормализуется.

    Затяжное воздействие психотравмирующей ситуации способствует развитию реактивной депрессии, симптомы которой проявляются в виде апатии и ощущения безысходности. У пациента снижаются аппетит и физическая активность. При такой форме психоза люди зацикливаются на ситуации, вызвавшей психическое расстройство.

    Виды реактивных психозов

    Реактивное состояние психики бывает следующих форм:

    • острое;
    • затяжное.

    Ряд источников выделяет подострую форму. Расстройство этого типа делится на параноид, реактивную депрессию, истерический психоз и психогенный ступор.

    Острый реактивный психоз

    Острые реактивные психозы отличаются стремительным развитием.

    В зависимости от особенностей протекания, расстройство приобретает две формы:

    1. Гипокинетическая. У пациента при такой форме расстройства отмечаются заторможенность действий и реакций. В редких случаях возникает ступор, когда человек перестает говорить.
    2. Гиперкинетическая. Эта форма провоцирует появление истерического психоза, который возникает под воздействием душевной травмы. Состояние характеризуется хаотичными телодвижениями, просьбами о помощи, криками. Человек при гиперкинетической форме расстройства выполняет бессмысленные действия.

    Нередко оба состояния сменяют друг друга. Острые шоковые реактивные психозы также провоцируют тахикардию, скачки артериального давления. Часто после восстановления пациенты не помнят действия, которые совершали во время приступа.




    В большинстве случаев острые формы психоза развиваются в определенном порядке. У пациентов в этот период отмечается смена следующих состояний:

    • синдром Ганзера;
    • пуэрилизм;
    • псевдодеменция;
    • истерический ступор.

    Синдром Ганзера характеризуется временным помутнением сознания, что вызывает:

    • стремление вести себя напоказ;
    • потерю координации в пространстве;
    • рассеянность;
    • абсурдное и демонстративное поведение;
    • мимические нарушения, развивающиеся по типу шизофрении.

    Пуэрилизм (истерический психоз) характеризуется детским поведением пациента, при этом сохраняются привычки взрослого человека. Нередко пуэрилизм протекает одновременно со следующей формой расстройства.

    Псевдодеменция, или ложное слабоумие, провоцирует:

    • полную либо частичную потерю знаний (накопленной информации);
    • рассеянное поведение;
    • снижение когнитивных функций.

    При псевдодеменции люди теряют способность выполнять привычные действия. Например, пациенты не могут правильно застегнуть пуговицы. В пользу того, что это состояние характеризуется ложным слабоумием, говорит сохранение прежних поведенческих установок. Страдающие от псевдодеменции люди, хорошо ориентируются в окружающей обстановке и продолжают отстаивать личные интересы.

    Истерический ступор характеризуется заторможенностью действий и снижением аппетита, который не восстанавливается в течение продолжительного временного отрезка. Пациенты с такой формой расстройство обычно молчат.

    При остром психозе возможно развитие синдрома одичания, при котором люди ведут себя, как животные. Такое расстройство возникает на фоне сильного страха.

    Подострая форма

    Подострая форма психического расстройства развивается спустя некоторое время после воздействия травмирующего фактора. В эту группу состояний включают психогенный ступор, отличающийся тем, что пациенты в таком состоянии перестают двигаться. Также подострая форма вызывает появление истерического психоза, протекающего по типу описанных ранее синдромов и депрессию.

    Параноид, как одно из проявлений расстройства данного типа, возникает:

    • при недостатке общения и контактов с людьми;
    • при резкой смене жизненных условий;
    • в опасной или непонятной для человека обстановке.

    Развитию реактивного параноида способствует заточение в тюрьму и недостаток сна. Этому состоянию предшествует выраженная тревожность. Реактивный параноид проявляется в виде следующих симптомов:

    • суженное сознание;
    • галлюцинации;
    • бред, отражающий психотравмирующую ситуацию.

    Пациенты с параноидом стремятся убежать от ситуации либо смиряются с ней, становясь отрешенными. Это состояние в редких случаях провоцирует попытки суицида. Психоз данного типа исчезает спустя 1-5 недель, после чего возникает астения.

    Параноид бывает двух типов:

    • реактивная паранойя;
    • индуцированный бред.

    Оба состояния относятся к затяжным формам психоза.

    Реактивная депрессия развивается на фоне тяжелой психологической травмы. На начальном этапе расстройство вызывает ступор, который со временем сменяется чувством вины, плачем, раскаянием. Подобные ощущения часто возникают после смерти близкого человека.


    При депрессии у пациентов отмечаются следующие явления:

    • снижение аппетита;
    • плаксивость;
    • снижение настроения;
    • малоподвижный образ жизни.

    Спустя несколько недель интенсивность симптоматики спадает. Однако состояние пациента, страдающего от депрессии, резко ухудшается в момент, когда больной вспоминает о факторе, вызвавшем такое состояние.

    Затяжная форма

    Затяжная форма возникает при постоянном либо частом воздействии источника душевного расстройства. Реактивно-невротический синдром провоцирует депрессивное состояние, при котором пациент испытывает чувство глубокой подавленности. Из-за этого больной плохо спит и отказывается от еды. При депрессии возможны заторможенность действий, изменения мимики и дисфункция речевого аппарата.

    Паранойя, как одно из проявлений затяжной формы, характеризуется появлением различных, особо ценных для пациента идей, которые ограничиваются в рамках психотравмирующего фактора.

    При этом аффективное поведение, тревожность у больных не отмечаются, когда жизненные обстоятельства позволяют человеку отрешиться от негативного воздействия и тогда он сохраняет ясность мышления. Для затяжного психоза также характерно развитие бредоподобных фантазий, которые характеризуются выраженной тревогой перед определенным человеком и развитием мании преследования.

    В случае если симптомы параноида отмечаются у гиперчувствительных людей, у них возникает индуцированный бред, отличающийся сходной симптоматикой.

    Диагностика

    Симптомы реактивной депрессии или психоза носят выраженный характер. Поэтому при постановке диагноза врач обращает внимание на состояние пациента и выявляет психотравмирующие факторы. При обследовании больного важно дифференцировать психоз с интоксикацией организма, абсинентным синдромом и рядом других нарушений.

    В случае возникновения реактивной депрессии лечение проводится в условиях психиатрической клиники.

    Терапия

    Реактивные состояния требуют комплексного лечения, предусматривающего прием лекарственных препаратов и психокоррекцию. Важно на начальном этапе устранить или снизить интенсивность воздействия психотравмирующего фактора.


    Медикаментозное лечение подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от формы расстройства. Реактивное состояние, характеризующееся психомоторным возбуждением, купируется с помощью:

    • хлорпромазина;
    • левомепромазина;
    • бромигидрохлорфенилбензодиазепина.

    При реактивном параноиде и психозах показан прием нейролептиков. Терапия истерического ступора проводится посредством психостимуляторов. В лечении реактивной депрессии применяются антидепрессанты.

    Ведущую роль в лечении психозов отводят методам психотерапии. Эти приемы призваны избавить пациента от воздействия травмирующего фактора (снизить концентрацию внимания на последнем) и облегчить адаптацию больного в новых жизненных условиях.

    Реактивный психоз — это опасное, но обратимое психическое расстройство. Во избежание негативных последствий важно обращаться за медицинской помощью при возникновении первых симптомов и не заниматься самолечением.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.