Семке в я неврозы
рубрика: Медицинская психология, прочитано - 21318 раз
Неврозы относятся к так называемой "малой психиатрии", которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Они подходят под определение "пограничные состояния". Понятие "пограничные состояния" включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и другие, протекающие на невротическом уровне.
В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям.
Понятие "невроз" было введено в медицину в 1776 г. Cullen. В свое время это было прогрессивным, так как позволило выделить из ряда соматических заболеваний психосоматические расстройства и связать их с нарушением нервной деятельности.
В настоящее время в понятие "невроз" вкладывается разное содержание. Различаются и представления о причинах возникновения неврозов.
Представления о причинах возникновения неврозов
Некоторые исследователи считают, что невротические феномены вызваны определенными патологическими механизмами чисто биологической природы (А. И. Струнов, Л. В. Кактурский). Axenfeld и Huchapd (1983): "Неврозы – это незнание, возведенное в степень нозологической группы". То есть при соответствующих достижениях техники, биологии, медицины можно будет найти морфологические субстраты, адекватные любому нарушению функции.
С точки зрения бихевиористов, реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как результат неправильного научения (H. Y. Eysench, J. Wolpe, S. Rachman). Eysench: "Нет невроза, скрывающегося за симптомом, это просто сам симптом".
Экзистенциалисты (R. May) вообще не считают неврозы болезнью: "Невроз – это форма отчужденного существования больного".
Приверженцы гуманистический психологии (C. Rogers) говорят, что невроз – это неудовлетворенная потребность в самоактуализации.
Представители течения "Антипсихиатрия" утверждают, что неврозы – "нормальное поведение в ненормальном обществе".
В.Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:
1. Связь с личностью больного, психотравмой; неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию.
2. Возникновение и течение невроза более или менее связано с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между изменениями психотравмирующей ситуации и динамикой состояния больного.
3. Клинические проявления по содержанию связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя собой аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний.
4. Отмечается высокая эффективность психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением.
Таким образом, невроз – это "психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатоло-гических явлений".
Для невроза, по Мясищеву, характерны следующие особенности:
1) обратимость патологических нарушений независимо от длительности;
2) психогенная природа;
3) специфичность клинических проявлений, состоящих в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств.
Следует дифференцировать понятия "психогения" и "невроз". Понятие "психогении" шире понятия неврозов; кроме неврозов оно включает в себя реактивные состояния, психогенные и ситуативные реакции.
По данным Б. Д. Петракова и Л. Б. Петраковой, уровни распространения и темпы "накопления" больных неврозами (и другими психогениями) в большинстве стран мира высоки и продолжают расти. Некоторые авторы, в том числе и известный психиатр H. Hagner (1985), полагают, что нынешнее поколение страдает психическими заболеваниями не чаще, чем предыдущее, но некоторые исследователи считают, что количество неврозов увеличивается в связи с техническим развитием общества.
Классификации неврозов
Существует множество классификационных делений неврозов. Это результат отсутствия единого взгляда на этиологию и патогенез. В основе классификаций лежат разные признаки:
• этиологический: вина, фрустрация, агрессия и др.
• информационный: (недостаток или избыток информации);
• ситуационный и реактивный;
• конституционный и реактивный по генетическому фактору;
• по принципу убывания роли факторов среды и возрастания роли факторов личности;
• по признакам профессии – неврозы руководящих кадров, неврозы актеров и т.д.;
• по событиям в жизни общества – военный, окопный и т.д.
В настоящее время большинство отечественных авторов выделяют три классические формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний (Г.К. Ушаков, А.А. Портнов, Д.Д. Федотов, Б.Д. Карвасарский, Ю.Я. Тупицын, Н.К. Липгарт, В.Ф. Матвеев, М.Г. Арапетянц, А.М. Вейн, Ф.И. Случевский).
НЕВРАСТЕНИЯ
Неврастения – буквально "слабость нервов" (греч. asthenos – "слабый").
И.П. Павлов и А.Г. Иванов-Смоленский выделяют три стадии заболевания:
1. В начальной стадии нарушено активное торможение, что проявляется преимущественно в виде раздражительности и возбудимости.
2. В промежуточной стадии имеет место лабильность возбудительных процессов с преобладанием раздражительной слабости.
3. В заключительной стадии развивается охранительное торможение, преобладает истощаемость, слабость, вялость, апатия, повышенная сонливость, пониженное настроение.
А. Кемпински говорит, что появившаяся слабость носит характер постоянного чувства усталости. Больной чувствует себя как после тяжелой физической работы или после тяжелого заболевания, жалуется на мышечные боли, особенно в поясничной области (повышенное напряжение этих мышц), на сердцебиения, боли в животе, расстройства половой сферы (преждевременная эякуляция, импотенция у мужчин, аноргазмия у женщин).
Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча (неврастенический шлем), ощущается чувство давления внутри головы (“вата в голове”), сумбур в голове (“вода переливается, треск”).
Отмечаются трудности концентрации внимания и запоминания – эти нарушения являются проявлением психической усталости. С утра характерно чувство усталости, к вечеру – оживление. Больные плохо засыпают, видят кошмарные, поверхностные сны. Испытывают раздражительность, злобу, чувство исчерпанности, “вулканические” извержения гнева.
Неврастенией чаще страдают руководящие работники (так называемый директорский невроз). Они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает все и вся.
Для неврастении характерны спешка и скука. Больной хочет “оказаться в другом мире”, оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить.
Неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией.
Спешка и скука причисляются к чертам современной цивилизации, поэтому неврастению можно рассматривать как "неврастенизирование" общества технического прогресса. С.В. Цуладзе, опираясь на психологию отношений, описанную В.Н. Мясищевым, считает, что при неврастении нарушаются отношения "Я" к предметам и лицам.
ИСТЕРИЯ
Истерия – от греч. hystera – "матка". Во времена Платона считали, что эта болезнь связана с хождением матки по телу женщины. Затем были обнаружены те же симптомы и у мужчин, но значительно чаще истерия встречается у женщин.
Бабинский называл истерию "великой симулянткой", так как при истерии проявляются симптомы, характерные для разных заболеваний: головная боль сильнее, чем при опухолях мозга, сердцебиения, эмоциональная возбудимость, характерные для сердечной недостаточности, припадки (истерическая дуга), напоминающие эпилепсию.
В основе заболевания лежат психогении – факторы эмоционального характера (эмоциональное состояние больного, его травмы, конфликты).
Факторы эмоционального характера, действующие на физическое самочувствие, называются конверсией (conversia – “обращая”, “направляя”). В симптомах истерической конверсии есть черты экстраверсии, направленные во внешнюю среду.
Симптомы истерии проявляются в двигательных, сенсорных и психических нарушениях:
• Двигательные симптомы – гиперкинезы (размашистые движения различного рода: писчий спазм, особенно у учителей, вздрагивания, истерическая дрожь, тики, навязчивые движения); функциональные параличи.
• Сенсорные симптомы – снижение данной функции перцепции (отсутствие болевой реакции, истерическая слепота и глухота) или ее повышение (гиперстезии, непроходящая боль, зрительная или слуховая гиперчувствительность). Возможно отсутствие осязания, перчаточная или чулочная гиперчувствительность, спастическое зажмуривание век, аноргазм, глухота, потеря вкуса, головная боль ("болевой гвоздь"), истерическая беременность, потеря голоса.
• Психические симптомы – состояние огромного возбуждения или апатии, отличная память (гипермнезия) или ее утрата (амнезия). Наблюдаются экстазы, исступленность, припадки, истерическое окаменение (ступор), сумеречное состояние (неудержимое стремление к бегству, перевоплощение в животное и т.д.).
Следует отличать истерический невроз от истерической психопатии. Для последней личностные отношения более выражены, приводят к значительному "снижению в социально-этическом плане". Истерические черты характера проявляются с детства и часто усугубляются вследствие неправильного воспитания, при этом проявляются в разных ситуациях, не имея четкой связи с психотравмой.
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ
Невроз навязчивых состояний – ананкастический невроз (ananke – "необходимость", "фатум"). Особенностью невроза навязчивых состояний является принуждение. Чем большее оказывается сопротивление этому принуждению, тем сильнее проявляются симптомы. Волевое усилие или остается без ответа, или усиливает симптоматику (например, беспокойство, закрыл ли двери, “застревает” в голове). У больного наблюдается стремление к порядку. Нарушение порядка, ритуалов вызывает беспокойство, а ритуал защищает от страха, снижает тревогу. От-мечается тенденция к выполнению общественных норм – в противном случае возникает чувство вины. Для снижения страха больной использует талисманы, магические заклятия и т.д.
При неврозе навязчивых состояний отмечаются навязчивые мысли, действия, страхи (фобии).
• Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски (пересчитывание чисел, повторение услышанного). Например, у матери – мысль убить ребенка, у верующего – богохульство, секс. Навязчивые мысли могут носить экзистенциальный характер: хорошо ли я сделал, правильно ли провел консультацию, кто я, зачем я живу? Возможны дереализация (чувство измененности, нереальности окружающего) и деперсонализация (нарушение самосознания, чувство изменения своего "Я").
• Навязчивые действия – стереотипные движения вопреки воле и разуму. Например, мытье рук, ритуалы одевания и раздевания, определенное количество повторений действий и т.д. Цель навязчивого действия – отстранение зла. Больные понимают, что действия выглядят нелепо, смешно, но отказаться от их выполнения не могут (стремление обойти уличный фонарь с определенной стороны, встряхивание головой, ногой).
• Навязчивые страхи (фобии):
- клаустрофобия – боязнь закрытых пространств;
- агорафобия – страх перед открытыми пространствами;
- эрейтофобия – страх покраснеть в присутствии посторонних.
Возможен страх перед биологической или психологической смертью, перед загрязнением, страх острых предметов и др. В возникновении этих страхов могут быть разные психологические предпосылки: сексуальная неудовлетворенность в супружестве, скрытая агрессивность, аморальное поведение.
1. Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.
2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
3. Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2 т. – М., 1983.
4. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научн. трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1985. – Т. 121.
5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.
6. Кайдановская Е. В. Групповая психотерапия при неврозах. //Сб. научн. трудов Институ-та им. В. М. Бехтерева. – Л., 1982. – Т. 100.
7. Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.
8. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985.
9. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
10. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
11. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. – М., 1988.
12. Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978.
13. Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. //Транскультуральные исследования в пси-хотерапии. / Под ред. С. В. Кабанова. – Л., 1989.
14. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1974.
15. Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. – Киев, 1978.
16. Мастерс и Джонсон о любви и сексе.: В 2 ч. (Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р.) – СПб., 1991.
17. Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976.
18. Неврозы и пограничные состояния /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. – Л., 1972.
19. Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982.
20. Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988.
21. Слуцкий А. С. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984.
22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
23. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.
24. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959.
25. Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960.
26. Якубик А. Истерия. – М., 1982.
П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов
Как выйти из невроза (Практические советы психолога)
Как теряют психическое здоровье
Можно называть себя здоровым, но так ли это будет на самом деле? Что по этому поводу скажут окружающие?
Каждый раз, когда мы заглядываем в зеркало, возникает желание:
1. Порадоваться своей красоте;
2. Выразить соболезнование противникам;
3. Представить себя в объятьях очаровательной особы;
4. Больше туда не смотреть и т. д.
Эффективность выживания начинается с малого — умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться, что-то есть и всем показывать, что красиво живешь.
— понимать природу процессов, происходящих в обществе;
— уметь распределять ответственность и силы в работе и семье;
— знать экономику и маркетинг, информационные технологии;
— уметь планировать и прогнозировать развитие своей деятельности и личной жизни;
— следить за состоянием своего здоровья, вовремя осуществлять профилактику заболевания. А чтобы заболеть, достаточно:
— перестать рационально распределять ответственность и силы в личной жизни;
— взвалить все на своего супруга (сожителя) или самому (самой) тащить на себе груз забот и хлопот;
— работать на нескольких работах, на износ;
— перестать следить за состоянием своего здоровья;
— конфликтовать с окружающими;
— постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих;
— не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний.
Чтобы сегодня выжить, нужно иметь хорошее здоровье, огромную трудоспособность, аналитические навыки и общительность.
В результате — болезнь, за которую надо будет платить:
— потерей супруга (сожителя или сожительницы, любовника или любовницы);
— обращением за помощью к экстрасенсам и волшебникам за иллюзией здоровья;
— покупкой иллюзии, самообманом.
Купить иллюзию — лучшее средство для желающего заболеть неврозом всерьез и надолго.
Признаки потенциального любителя заболеть неврозом:
— начинает ломать, рушить взаимоотношения с окружающими, между коллегами и клиентами, с руководителями и представителями других фирм;
— затрудняется принимать решения в непростых, изменчивых ситуациях, неясно и сложно излагает свои мысли.
Поделись мыслью о том, что тебе хорошо, и тебе не позавидует лютый враг.
Чтобы полностью заболеть, нужно:
— перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей;
— неадекватно оценивать себя и свое поведение;
— перестать считаться с интересами других людей;
— думать только о своем обогащении любой ценой.
Забыть о других и думать только о себе — лучшее первоначальное условие для желающих потерять свою голову.
Врач-психиатр, кандидат медицинских наук С. Ф. Аляпки; анализируя своих пациентов — предпринимателей, временно потерявших голову, — выделил способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно выживать современных условиях Вот некоторые из них:
— наличие четких личных целей;
— наличие разумных личностных ценностей;
— знание современных подходов к окружающим людям;
— понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение находить выход из них;
— способность решать возникающие проблемы и принимать решения в экстремальных ситуациях.
Кроме того, предприниматели должны обладать способностью к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных идей и проектов, а также уметь быстро осваивать новые профессии и развивать себя в разных направлениях.
Я на все руки мастерица, хорошая жена, лучший работник в любой области, верный своему шефу человек.
И жнец, и кузнец, и на дуде игрец!
Так много качеств должно сочетаться в одном человеке, чтобы он выжил в условиях современного рынка. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо призвать современную практическую психологию и педагогику, которые объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, не обходимых для решения сложных профессиональных проблем.
Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, я должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью обшей культуры человека.
— познавать другого человека;
— уметь общаться с людьми;
— уметь регулировать свое поведение.
В нашей книге мы предлагаем советы практических психологов, проработавших в военно-педагогической и медицинской системах, которые вы можете использовать в своей работе и жизни.
Уже доказано, что успех любого предприятия на 85 % зависит от желания людей трудиться, а также от их взаимоотношений и умения общаться.
Чтобы был успех в деле, нужно:
— захотеть сделать дело;
— уметь делать дело;
— всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело;
— вертеться, вертеться и еще раз вертеться;
— хорошо презентовать результат своей работы окружающим.
Мое здоровье — это мой капитал, который можно только сохранить. Приумножить уже не получится.
Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Любому человеку нужна практическая психология: умение использовать знания психологических дисциплин в своей деятельности и в различных ситуациях.
Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, нужно прийти к пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу же совмещаемый с практикой) должен стать внутренней потребностью. Важна положительная мотивация обучения.
Что мне даст отсутствие психологических знаний?
1. Буду слишком самоуверенным человеком.
2. Мне будет казаться, что я все знаю.
3. Буду ненавидеть тех людей, которые мне советуют.
4. Не сумею принимать выгодные и перспективные решения.
6. Потеряю точку опоры.
7. Стану игрушкой в чужих руках.
Что мне дадут психологические знания?
1. Они способствуют формированию доброжелательных отношений между людьми.
2. Набор правил поведения, в которых удачно систематизирована представленная информация.
3. Несмотря на недостаточную разработку теоретических положений и практических рекомендаций, в примерах, приводимых нами, на эмоциональном уровне прослеживаются без раскрытия глубинные фундаментальные основы эффективных методов взаимоотношений и поведения в современных условиях.
В приобретении психологических знаний, как и любых других, эффективность существенно нарастает при наличии системы усвоения информации.
Лидер гуманистической психологии А. Маслоу предложил теорию самоактуализации. Самоактуализация есть высочайшая потребность каждого индивида. Самоактуализация возможна через усвоение своего эмоционального опыта, который приводит к психологическому здоровью. Другой представитель гуманистической психологии (1951, 1959) известен своей личностно-центрированной теорией, в которой главным факторами являются самореализация и самоопределение. Невроз понимается как следствие формирующейся жесткой концепции "Я", которая вследствие своей негибкости ограничивает возможность полноценного переживания опыта и приводит к ограничениям в поведении.
В гештальт-теории, которая переносит акцент на текущий опыт пациента ("здесь и теперь"), в отличие от психоаналитических теорий ("там и тогда"), пациент учится осознавать, что его потребности могут быть удовлетворены его собственным поведением, А невроз понимается как задержка личностного роста, как некий тупик, когда пациент не может действовать адаптивно.
Поведенческая психология определяет невроз как зафиксированный навык дезадаптивного поведения, приобретенный в процессе научения. Еще в 1950 году определил поведение как настойчивое обучение некоторым привычкам.
Когнитивная теория, получившая развитие в трудах, фокусируется на роли понимания. Познание определяется как процесс приобретения, организации и использования интеллектуальных знаний. Когнитивная стратегия - это ментальный план, который личность использует для понимания себя и своего развития. Невроз, в рамках этой теории, объясняется как ложная когнитивная стратегия. Форма когнитивной психотерапии, предложенная А.Веек, предполагает признание пациентом своей самоценности и своих индивидуальных ценных качеств и обращение к ним для создания новых познавательных паттернов.
Все выше перечисленные подходы несомненно реально отражают многочисленные аспекты развития неврозов. В настоящий момент в отечественной неврозологии сложился вполне определенный взгляд на причины возникновения и патогенез неврозов. Наибольшее признание получила полифакторная концепция неврозов, основанная на комплексной оценке роли биологических, психологических и социальных факторов, В основу этого представления заложена патогенетическая концепция неврозов, основные положения которой были предложены и сформулированы В.Н. Мясищевым еще в 30-40-е годы. Основой личности, по В.Н.Мясищеву, является целостная организованная система отношений человека. Центральное понятие этой теории, понятие отношения, определяется как активная избирательная связь с определенным аспектом реальной деятельности: психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система определяется всей историей развития чеяовека, выражает его личный опыт и определяет его действия и переживания. Отношения рассматриваются как центральная интегрирующая структура личности и способствуют пониманию психологической природы других компонентов личности: характера, личностных черт и свойств. Патогенетическая концепция неврозов опирается на психологию отношений. В рамках этой концепции невроз понимается как личностное расстройство, возникающее вследствие нарушений в системе отношений и прежде всего их значимости. Значимость отношений представляется наиболее существенной характеристикой, играющей важную роль при анализе нарушений всей системы, так как только нарушения значимых отношений человека могут в соответствующих условиях приобретать патогенное значение. Учитывая этиологию и патогенез неврозов, данная концепция определяет невроз как психогенное (как правило, конфликтогенное) пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в клинических феноменах невротического уровня реагирования (Карвасарский Б.Д., 1990).
Другой концепцией личности в отечественной психологии является концепция деятельности. Начало этой концепции было заложено в работах Л.С. Выготского (1960), А.В.Запорожца (1960), А.Р. Лурии (1971), А.Н. Леонтьева (1972). Согласно этой теории, личность рассматривается как образование, возникающее в результате объединения различных деятельностей человека, как их субъекта. "Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей" (Леонтьев А.Н., 1975). В результате развития основных идей психологической теории деятельности в настоящее время намечается несколько направлений изучения личности: исследование иерархии мотивов, их широты и содержания ведущей деятельности, анализ противоречий в смысловой сфере личности и изменений личности, связанных с болезнью.
Еще одним направлением в исследованиях психологии личности является концепция установки Д.Н.Узнадзе. Состояние, которое можно определить как внутреннюю готовность воспринимать, оценивать и действовать в окружающей действительности, получило в рамках этой теории название установки. Основным свойством установки является ее неосознаваемый характер, это неосознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена какая-либо потребность. В то же время установка обладает функцией направлять и определять содержание сознания человека (Узнадзе Д.К,, 1966)« Концепция установки имеет значение для анализа проблемы бессознательного (Бассин Ф.В., 1968,1969).
Патогенетический подход, обоснованный в трудах В.Н.Мясищева (1960), предлагает три основных критерия: выраженность и своеобразие клинических проявлений; особенности личности больного; тип интрапсихического конфликта(Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б.Д., Тупицын Ю.Я., 1974).
В основе неврозов, по определению В.Н.Мясищева, "выраженное противоречие между тенденциями и возможностями личности и требованиями жизни, с которыми встречается человек". Патогенетический подход к диагностике неврозов помогает определить лечебные задачи, способности, интересы и социальную направленность поведения, а также приспособительные и компенсаторные защитные механизмы личности (Мягер В.К., 1970; Ташлыков В.Ав, 1984; Карвасарский Б.Д., 1990). Тем не менее описательный подход сохраняет свое значение, так как дает возможность сфокусировать внимание исследователей на симптомо-синдромологичееком уровне невротических состояний. Возможности клинических описаний не исчерпаны и по сей день, поскольку под влиянием различных социально-биологических факторов видоизменяются проявления и течения психических расстройств. Проблема диагностики неврозов затруднена различиями взглядов, касающихся понятийного аппарата и классификационных схем. Исходя из этого, нам представляется наиболее важным соблюдение в диагностике единства описательного и патогенетического подходов (Свядощ А.М., 1971; Гиляровский В.А., 1973; Карвасарский Б.Д., 1990). Говоря об описательном подходе в диагностике, необходимо упомянуть два принципиально различных способа его: "негативный" и "нормоцентрический". При использовании негативного подхода диагностика основывается на отсутствии клинических проявлений, свойственных психическим заболеваниям (Морозов Г.В., 1988). "Нормоцентрический" способ, дополняя первый, позволяет отграничить невротическую патологию от нормы (Семичов СБ., 1987). В настоящий момент клиническое описание невротических форм базируется на соотнесении синдрома и формы невроза. Но различия в методологии изучения невротических состояний приводят к различию клинических классификаций. Так разными авторами выделяется различное число клинических форм неврозов, при практически установившемся взгляде на нозологическую идентичность всех их форм. Отсутствие единого критерия при классификации приводит к появлению самостоятельно выделяемых клинических форм неврозов. В исследованиях последних лет чаще всего указываются три основные самостоятельные формы неврозов: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы. Большинство авторов при описании клиники невротических состояний основное внимание обращают на синдромологический уровень описания. С момента первых изложений клиники и течения неврастении и по настоящий день этой форме невроза посвящено большое количество работ, описано более 90 симптомов. На основании всех предшествующих исследований, посвященных неврастении, был сделан вывод, что наиболее характерным для этой формы невроза является наличие астенического синдрома во всех его проявлениях - утомляемость, головные боли, нарушение сна, истощение, эмоциональные расстройства (Мяеищев В.Н., 1960; Давиденков С.Н., 1963; Карвасарский Б.Д., 1969; Свядощ А.М., 1971; Иванов-Смоленский А.Г., 1974; Телешевская М.Э., 1988). Не меньшее количество работ посвящено истерическому неврозу, который в настоящее время является весьма распространен-ней формой невроза (Семке В.Я., 1988). Для клиники истерического невроза характерны следующие типичные синдромы и состояния: двигательные нарушения, расстройства различных органов чувств, нарушения вегетативных функций, астенические состояния, ипохонд-рические и обсессивно-фобические реакции нарушения и др. (Семке В.Я., 1988). Ведущими в клинике невроза навязчивых состояний являются обсессивный и фобический синдромы (Ковалевский П.И., 1890; Корсаков С. С., 1893; Асатиани Н.Н., Смолина А.И., 1956; Гаккель Л.Б., 1956; Яковлева Е.К., 1958; Ушаков Г.К., 1968; Липгарт Н.К. и др., 1982; Карвасарский Б.Д.). Эта форма невроза по признанию многих авторов отличается психотерапевтической резистентностью по отношению к другим невротическим синдромам (Консторум С.И., 1963; Бортник Т.Л., 1965; Свядощ А.М., 1971). В клинике обсесеивно-фобического невроза выделяются три основных стадии развития заболевания (Асатиани Н.М., 1966): первая характеризуется появлением фобий в психотравмирущих ситуациях, вторая - при ожидании столкновения с психотравмирующей ситуацией, третья характеризуется фобическими переживаниями, которые возникают лишь от одних пред ставлений психотравмирущей ситуации. На настоящий момент описано около 367 видов фобий и, естественно, что систематизация их представляется трудной (Кутеладзе З.Ю., 1985). При описании и систематизации их одни авторы учитывают особенности личностной переработки, другие опираются на содержание фобий (1970). По мнению Э.А.Карандашовой (1976), все фобии могут быть подразделены на фобии пространства и перемещения в нем, фобии социального содержания, фобии болезни, обсессивно-комлуяьсивные фобии.
Для всех форм неврозов характерна определенная динамика развития. Эта динамика может быть представлена в следующем порядке: невротическая реакция, острый невроз, затяжной невроз, невротическое развитие. Она связана с длительностью психотравмирующей ситуации, тяжестью ее для пациента, адаптивно-защитными механизмами личности и конституционально-психологическими особенностями больного (Подкорытов В.С, 1984; Касимова Л.Н., 1984; Карвасарский Б.Д. и др., 1990).
Механизм возникновения и развития невротических состояний связан с комплексом этиологических факторов (биологических, психологических и социальных) и патогенетическим процессом, в котором выделяют нейрофизиологический, нейрохимический, психофизиологический, психологический и социально-психологический аспекты. Этот раздел неврозологии включает в себя обширную литературу как отечественных, так и иностранных авторов (Давиденков С.Н., 1963; Мясищев В.Н., 1969; Лакосина Н.Д.).
Читайте также: