Школьный невроз как причина школьной дезадаптации

Расстройства сна, истерики, страхи, навязчивости, ритуалы и др. Причины неврозов, их влияние на успешность обучения. Педагогические возможности коррекции


Особенности организации учебного процесса влияют не только на возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и др., но и на общее психическое состояние школьников. Признаком школьной дезадаптации могут быть различные симптомы невротических нарушений: истощение, повышенная отвлекаемость, нарушения сна (ночные кошмары, трудности засыпания, тревожный сон и т.д.), обилие страхов, обгрызание ногтей, кручение волос, тики, навязчивые движения и ритуалы, плаксивость, упрямство, энурез, головные боли и др. Если невротические симптомы снижаются или совсем не проявляются в период каникул – значит, одна из основных причин возникшей проблемы – школьная ситуация.

Какие факторы школьной среды могут влиять на появление невротических нарушений? Это большая учебная нагрузка, с которой ученик не справляется (обилие домашних заданий и дополнительных занятий); высокие требования учителя, которые не соответствуют возможностям школьника; негибкое поведение педагога и неумение найти индивидуальный подход к ребенку, неумение учитывать психофизиологические особенности ученика (медлительность или подвижность, активность, утомляемость к концу урока и др.); неприятие педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических особенностей (полнота, неуклюжесть). Тяготение к учебно-дисциплинарному типу взаимодействия учителя с учеником приводит к развитию тревожности и неуверенности у школьников. Даже если учитель проявляет агрессию к другому ученику, тревожный ребенок будет воспринимать ее как адресованную и ему тоже.
Но если в начальной школе причинами развития невротических реакций являются учебная ситуация и взаимоотношения с учителем, то в подростковом возрасте фактором повышенной тревоги становятся взаимоотношения со сверстниками. Так, например, в начальной школе ребенок больше всего боится опоздать в школу и получить плохую оценку, а в средней школе переживает по поводу отношений с одноклассниками, по поводу своего статуса в коллективе.
Кроме этого, на формирование невротических реакций могут влиять и родители. Например, если у них завышенные ожидания по поводу школьных успехов своего ребенка, каждая тройка или четверка воспринимается мамой как личная трагедия. И в то время, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке, мама выказывает ему недовольство или, что еще хуже, наказывает. Таким образом, ребенок оказывается меж двух огней: его ругают и в школе, и дома. Как гиперопека, так и недостаток внимания со стороны родителей вызывает невротизацию личности. Например, если в семье конфликтная или предразводная ситуация, родители сконцентрированы на выяснении отношений, у ребенка появляются неуверенность, повышенная тревожность, чувство незащищенности.
Учителя и родители нередко жалуются на леность детей. Но нет такого ребенка, который бы не желал быть успешным в учебе. Плохая успеваемость школьников часто обусловлена такими причинами: низкая учебная мотивация; несформированность школьных навыков; неумение организовать свое время и распределить нагрузку; пробелы в знаниях; нарушение внимания (отвлекаемость) и т.д.
Школа может актуализировать внутренний конфликт, и тогда ребенок выпадает из учебной ситуации, неосознанно загоняет проблемы в глубь себя, у него появляются тики, заикания, энурез и прочие симптомы невротизации. Важно подчеркнуть, что травмирующим фактором в данном случае является не сам процесс обучения (у невротизированных детей есть большое желание учиться, высокие интеллектуальные способности), а неадекватно организованный образовательный процесс, без учета индивидуальных особенностей, с чрезмерными обучающими нагрузками и дефицитом свободного времени. Дополнительный вклад вносят родители, которые требуют от сына или дочери высоких и быстрых результатов любой ценой, несмотря ни на что.

В первом классе

Прежде всего оценивать готовность ребенка к школе не только по показателям интеллектуального развития. Необходимо полноценное медицинское обследование. И если у ребенка есть отклонения и проблемы со здоровьем, нужно их решать до поступления в школу. Необходима преемственность между детским садом и школой.
На возникновение школьной дезадаптации в 1-м классе может влиять уровень биологического развития. Часто встречается несоответствие биологического и психологического возраста, к тому же разница между 6 и 7 годами весьма велика. В одном возрасте у детей может быть различная степень зрелости мозговых центров, различная выносливость и утомляемость. Поэтому не все выдерживают учебный темп и нагрузку. И как следствие – появляются проблемы со здоровьем. Часто болеющие дети плохо адаптируются в школе, легко истощаются.
Уже много написано о психологической готовности к обучению в школе, которая влияет на успешность адаптации. Невротические реакции могут возникать, если школьник не умеет строить отношения со сверстниками, не в состоянии выполнять требования, которые предъявляет школа, не имеет сформированную учебную мотивацию и пр. Поэтому важными являются психологическая диагностика ребенка на этапе поступления в школу и выработка индивидуальных рекомендаций по оптимизации процесса обучения каждого ребенка с учетом его особенностей. Например, если выявлено, что ученик тревожный и боится отвечать на уроке, лучше его не вызывать к доске, а спрашивать с места или предлагать ему письменные задания.
На успешность усвоения знаний и навыков письма и чтения влияют логопедические проблемы, которые могут быть выявлены у ребенка еще до школы. Дети, плохо излагающие свои мысли, страдающие нарушением слуховосприятия и звуко-буквенного анализа, тяжело адаптируются в школе. Важно оценить еще до поступления в школу логопедические проблемы ребенка; если они невелики, то дать родителям задание на лето; если значительны, то привлечь логопеда для преодоления речевых проблем.
Недопустимо делать упор на учебную деятельность в дошкольный период. Появившиеся в продаже прописи для левшей помогут воспитателям и учителям подготовить руку ребенка к письму, а не научить его писать буквы в 5 или 6 лет.

При переходе из начальной школы в среднюю меняется учебная ситуация, появляются новые требования, новые учителя, а нередко еще и другая школа с новыми одноклассниками. В последние годы изменения среды обучения стали нередкими: зачастую начальная школа находится в одном месте, средняя – в другом, дети набираются в нее заново, как в первый класс. Все это нагружает нервную систему детей и как следствие – приводит к школьной дезадаптации. Поэтому создание комфортной образовательной среды в этот период является важной задачей. Нередко из-за непонимания и несогласованности требований начальной и средней школы у детей в 5-м классе падает успеваемость, и это является дополнительным стрессовым фактором. Психолого-медико-педагогические консилиумы могут выработать рекомендации для каждого школьника и объединить усилия разных специалистов в решении проблем адаптации.
Важно не забывать о соблюдении режима дня, об адекватной учебной нагрузке, о двигательной активности. Жизнь школьника должна быть наполнена не только событиями, связанными с учебным процессом, но и с успехами в спорте, музыке, изобразительном искусстве и т.д.

В подростковом возрасте

Дезадаптация связана со снижением мотивации к обучению, которая, в свою очередь, вызвана как гормональной перестройкой, так и асинхронным развитием разных отделов головного мозга. Для того чтобы не произошел социальный сбой, необходимо следить за здоровьем детей и творчески подходить к организации учебной деятельности.
Необходимо ежегодно консультировать школьников у эндокринологов. Важна также консультация невролога, но не формальная диспансерная, а углубленная. Необходимо в возрасте 14–15 лет провести следующие дополнительные обследования:

– ультразвуковое обследование щитовидной железы;
– анализ крови на содержание гормонов щитовидной железы;
– исследовать функцию вегетативной нервной системы.

Для подростков важны взаимоотношения со сверстниками. Их волнуют многие проблемы: как их воспринимают окружающие, какой статус они занимают в коллективе, достаточно ли они успешны в той или иной сфере. Поэтому любые замечания в свой адрес (особенно в присутствии других) подростки воспринимают очень болезненно. Этот период сенситивен (восприимчив) для развития мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков. Если подросток не получает подтверждения своей значимости в школе (например, плохо учится, отвергаем в классе), он начинает искать иные способы повышения своей самооценки. И эти способы часто бывают разрушительны. Это могут быть вовлечение в различные криминальные компании и тоталитарные секты, употребление алкоголя, побеги из дома и бродяжничество и пр. Поэтому важно максимально задействовать школьников в учебной деятельности и в организации внешкольных мероприятий. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческих способностей, системности мышления. Организация школьного театра помогает многим подросткам (особенно неуспешным в учебе) реализовать свой творческий потенциал. Привлечение подростков к участию в гуманитарных акциях воспитывает толерантность, чуткость, поднимает их значимость в глазах окружающих. Важно помнить, что жизнь подростка состоит не только из учебной деятельности. И если он не добивается успеха в учебе, необходимо дать ему возможность проявить себя и повысить свою самооценку в других сферах жизни. К сожалению, педагоги часто сосредоточены только на успеваемости.


Копилка достижений. Ребенок берет коробку с крышкой. Самостоятельно раскрашивает или обклеивает ее. Каждый день он кладет в коробку карточки, на которых пишет свои достижения (отвечал с места, хорошо написал контрольную, сходил в магазин). В конце недели вместе со взрослыми проговаривает достигнутое. Обзор достижений можно проводить как в школе, так и дома.
Проблемные ситуации. Учащимся предлагают ситуации, они должны предложить различные варианты выхода из этих ситуаций.

Заканчивая цикл лекций по школьной дезадаптации, хочется остановиться на следующих аспектах организации обучения.
1. Не берите все на себя. Привлекайте коллег и специалистов-смежников.
2. Обращайтесь за помощью к литературным источникам. Интересуйтесь трудами не только по педагогике, но и психологии, физиологии.
3. Берите родителей в союзники.
4. Доверяйте детям. Ориентируйтесь на их насущные потребности. Будьте внимательны.
И, наконец, берегите себя, дорогие учителя. Ваша профессия очень трудная, неврозы учителей – это профессиональное заболевание. Не бойтесь поделиться проблемой со специалистами – докторами и психологами. Школьники такие разные, развитие в них творческого, мыслительного потенциала поможет вам работать. Ищите новые формы партнерских взаимодействий с детьми и их родителями.
И в заключение я хочу выразить благодарность учителям, которые помогли мне в работе над циклом лекций.

1. Таунсенд Ч.Б. Самые веселые головоломки. – М.: АСТ-пресс, 1998.

2. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. – М.: Рипо классик, 2003.

3. Готтлиб С.Е. Проблемы детского сна. – М.: Росмэн, 1998.


Не болезнь, но проблема

Татьяна Дунаева: «Школьный невроз — это психологическое и эмоциональное расстройство, возникающее как результат стресса и нарушения адаптации ребенка к школе. Чтобы было понятнее, можно сказать, что это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.

В основе невроза всегда лежит какой-то внутренний конфликт между особенностями личности и характера человека и окружающей его ситуацией.

Если разрешить этот конфликт нормальным способом не удается, развивается состояние невроза, который для детской психики становится своеобразной защитной реакцией.

В чем причина школьного невроза?

Определить причины школьного невроза непросто, это сложное по своему механизму развития состояние. Даже сильный стресс далеко не всегда приводит к формированию невротического расстройства, очень многое зависит и от личности самого ребенка, и от окружения, в котором он живет. Поэтому в психологии принято считать, что невроз возникает в том случае, если совмещается несколько важных факторов:

• длительный стресс или напряжение, которое истощает нервную систему;

• особенности характера и темперамента ребенка;

• наличие какого-то нерешенного внутреннего конфликта;

• психотравмирующая ситуация, способная запустить развитие невроза.

Татьяна Дунаева: «Невроз никогда не возникает на пустом месте. Множество детей сталкивается с одними и теми же школьными проблемами, страдает от повышенной учебной нагрузки и конфликтов с одноклассниками и учителями. Но одни спокойно выходят из сложной ситуации и довольно быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, а у других развивается состояние дезадаптации, которое приводит к невротическому расстройству. Поэтому считается, что школьный невроз, в первую очередь, развивается у детей с невротической предрасположенностью.

В группу высокого риска развития невроза можно отнести детей, в характере которых сочетаются следующие черты:

• повышенная тревожность, неуверенность в себе;

• обидчивость, постоянное ожидание агрессии от окружающих;

• недоверчивость к окружающим;

• чрезмерная зависимость от старших;

• низкая активность, избегание сверстников;

• чрезмерная „демонстративная“ активность;

• склонность к избыточным эмоциональным переживаниям;

Многоликий невроз

Симптомы школьного невроза так же разнообразны, как и причины. У ребенка в состоянии невротического расстройства меняется буквально все: интересы, эмоциональные реакции, привычки, поведение и даже самочувствие. По тому, какие именно симптомы преобладают, принято выделять три основные формы невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения чаще всего проявляется жалобами на усталость, слабость. Ребенок становится плаксивым, обидчивым, легко раздражается, всего боится, перестает справляться с привычной нагрузкой. Очень часто к этому присоединяются жалобы на самочувствие, которые чаще всего появляются в первой половине дня. Беспокоят головная боль и головокружение, тошнота, боль в животе, нарушения сна и аппетита.

Чем помочь ребенку?

Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.

Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.

Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.

Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.

Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения. На начальной стадии легкие психические заболевания у детей хорошо поддаются лечению. Зная основные методы профилактики и терапии патологии, справиться с ней способны родители и педагоги. При тяжелых формах болезни может понадобиться помощь психолога или невролога.

Проблема неврозов в младшем школьном возрасте

Неврозы часто возникают у ребят младшего школьного возраста. Это обусловлено особенностями психики детей: они очень ранимы и эмоциональны, остро реагируют на смену обстановки. Если ребенок с ранних лет детский сад не посещал и не привык находиться в коллективе, в первое время ему будет сложно адаптироваться в школе и наладить общение со сверстниками.

У детей, чрезмерно опекаемых родителями, отсутствует способность самостоятельного принятия решений. Они впечатлительны, плохо переносят любую критику, не способны участвовать в коллективной жизни класса и преодолевать межличностные конфликты.

Причины и симптомы школьного невроза

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

  • сложная программа обучения, чрезвычайно высокая умственная нагрузка, большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);
  • конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);
  • неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);
  • особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);
  • сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, смерть близких родственников);
  • физиологические особенности организма (наличие врожденных и приобретенных заболеваний, родовые травмы, слабая иммунная система).

В процессе развития психологического расстройства у ребенка могут наблюдаться следующие симптомы:

  • необъяснимый страх и тошнота, вызванная им;
  • непроизвольные подергивания и навязчивые движения;
  • истерики, раздражительность, агрессивность;
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита;
  • проблемы со сном;
  • головокружения, слабость, судороги, дрожь в конечностях;
  • снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, расстройства памяти;
  • заикание, затрудненное дыхание;
  • рассеянность, забывчивость.

Невроз, связанный со школой, нередко сопровождается отказом ребенка посещать учебное заведение, боязнью выхода к доске и публичных выступлений, вызывающим поведением в классе.

Лечение и профилактика

Школьный невроз, лечение которого требует комплексного подхода, является обратимым заболеванием. Главная задача терапии — устранение страхов и негативных эмоций, связанных с нахождением в учреждении образования. Также необходима смена поведенческих особенностей ребенка, способы и пути их коррекции многочисленны. К ним относятся:

  • формирование благоприятных социально-бытовых условий;
  • развитие эмоциональной близости и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
  • регулярные релаксирующие мероприятия;
  • снижение умственной и физической нагрузки;
  • прием успокаивающих лекарственных препаратов;
  • пересмотр модели воспитания;
  • разбор возникающих конфликтов и нахождение путей их преодоления.

В качестве профилактических мер неврозов могут выступать правильный распорядок дня, командные игры со сверстниками и частое времяпрепровождение с одноклассниками, чередование физической и умственной деятельности.

Родителям следует обращать внимание на психологическое состояние ребенка, помогать ему справляться со стрессами, разговаривать, проводить вместе свободное время.


Скачать:

ВложениеРазмер
prichiny_shkolnoy_dezadaptacii.docx 28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Причины школьной дезадаптации

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации(семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.). Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.

Характерны внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители – это снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность,снеуверенность в себе, конфликтность и т.д. Одним из основных факторов, способствующих формированию школьной дезадаптации, являются нарушения функции ЦНС. При школьной дезадаптации у детей, достаточно часто выявляется наличие у данной категории детей минимальных мозговых дисфункций (ММД). Основными факторами, приводящими к ММД, являлись: отягощённый анамнез, течение беременности и родов. В дальнейшем проявления ММД характеризовались нарушением речевых функций, внимания, памяти, хотя по общему интеллектуальному развитию дети находились на уровне нормы или испытывали незначительные когнитивные трудности в школьном обучении.

На основании выявленных изменений выделены следующие синдромы:

  1. неврозоподобный;
  2. астенический синдром;
  3. синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Таким образом, основная часть детей, страдающих ММД, которая приводит в дальнейшем к школьной дезадаптации, нуждается в наблюдении и лечении у невролога с привлечением психологов, педагогов, логопедов и с обязательным включением методов психолого-педагогической коррекции.

Значительные трудности в соблюдении школьных норм и правил поведения испытывают дети с различными нейродинамическими нарушениями, наиболее часто проявляющимися синдромом гипервозбудимости, дезорганизующим не только деятельность ребенка, но и его поведение в целом. У возбудимых моторнорасторможенных детей типичными являются расстройства внимания, нарушения целенаправленности деятельности, препятствующие успешному усвоению учебного материала.

Другой формой нейродинамических расстройств является психомоторная заторможенность. Школьники с этим нарушением отличаются заметным снижением двигательной активности, замедленным темпом психической деятельности, обедненностью диапазона и выраженности эмоциональных реакций. Эти дети также испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, так как не успевают работать в едином со всеми темпе, не способные к быстрому реагированию на изменение тех или иных ситуаций, что помимо учебных неудач препятствует нормальным контактам с окружающими.

Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме нестабильности психических процессов, что на поведенческом уровне обнаруживает себя эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия – к неупорядоченной гиперактивности. Для этой категории детей достаточно характерным является бурное реагирование на ситуации неуспеха, иногда приобретающее отчетливо истерический оттенок. Типичным для них является также быстрое утомление на уроках, частые жалобы на плохое самочувствие, что в целом приводит к неравномерным достижениям в учебе, заметно снижая общий уровень успеваемости даже при высоком уровне развития интеллекта.

Психологические трудности дезадаптирующего характера, испытываемые детьми данной категории, чаще всего имеют вторичную обусловленность, формируясь как следствие неверной интерпретации учителем их индивидуально-психологических свойств.

Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психической дезадаптации.

Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Как показывают исследования причины школьной дезадаптации в основном лежат вне школы – в сфере семейного воспитания. Поэтому не стоит удивляться, что основным рекомендациями, которые даются родителям таких детей, когда они обращаются к психологу, – изменить что-то в своей семье. Часто родители удивлены: при чем тут семья, когда у ребенка проблемы в школе? Но в том-то и дело, что причины возникновения школьной дезадаптации школьников чаще всего связаны с отношением к ребенку и его учебной деятельности в семье.

Преодоление любой формы школьной дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих.

Причины школьной дезадаптации

Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.

  1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
  2. Соматическая ослабленность ребенка.
  3. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
  4. Двигательные нарушения.
  5. Эмоциональные расстройства.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.

Формы проявления школьной дезадаптации

Несформированность навыков учебной деятельности.

– педагогическая запущенность;
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
– минимальная мозговая дисфункция;
– общая соматическая ослабленность;
– задержка развития;
– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;
– психологическая неготовность к школе;
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:

  1. знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;
  2. анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;
  3. оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития, индивидуально-психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;
  4. учета факторов, которые выступают как условия провоцирования, дополнительного углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации.

Предупреждение школьной дезадаптации.

Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.

Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:

  1. Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
  2. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
  3. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
  4. Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
  5. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
  6. Создавать классы компенсирующего обучения.
  7. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
  8. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.