Учение о неврозах история и современные взгляды
Учение о неврозах.- М.: Медгиз, 1943.- С. 5–19, 123–130.
1. Общие соображения. Функциональные нервные расстройства, неврозы или психоневрозы (эти термины обычно употребляются как синонимы) с общей точки зрения характеризуются тем, что эти заболевания, как правило, обратимы, они протекают более или менее благополучно, хотя, может быть, не всегда легко. Кроме того, для этой группы заболеваний характерно отсутствие патологической анатомии.
Какого рода функциональные расстройства могут иметь место в организме?
Если взять сосудистый фактор, то спазм сосудов, например, тоже является функциональным расстройством кровеносной системы. При гипертонии, при артериосклерозе он нередко приводит к явлениям необратимым или во всяком случае длится так долго, что в мозгу наступают некротические явления. Считается, особенно со времени работ Риккеpa, что в основе инсульта (удара) могут лежать не только кровоизлияния и тромбозы, но и именно функциональные расстройства сосудистой системы, вследствие чего наступает спазм. Отеки тоже можно считать функциональным расстройством.
Рассматривая группу функциональных расстройств нервной системы с общей точки зрения, мы склонны считать их результатом нарушенного питания.
Некоторые говорят, что функциональные нервные расстройства в большой мере зависят от состояния вегетативной нервной системы. Это, пожалуй, верно, но дальше общих представлений и общих понятий мы здесь пока не пошли.
У больных с функциональными нервными расстройствами часто обращает на себя внимание проявление всякого рода эндокринных нарушений. Некоторые авторы, в т.ч. и мы, склонны заострять это положение и считать, что функциональные нервные расстройства на почве эндокринных нарушений являются в сущности эндокринопатиями (гипертиреоидизму особенно в этом отношении повезло, и врачи склонны видеть явления гипертиреоидизма часто там, где их и нет).
С общей точки зрения надо затронуть вопрос и о связи функциональных нервных расстройств с хроническими инфекциями, в частности, с туберкулезом. По этому вопросу существует большая литература. Если мы видим при начальных проявлениях туберкулеза различные функциональные расстройства, то для нас совершенно ясно, что болезненные явления в данном случае не исчезнут до тех пор, пока не обратят внимания на туберкулез и не будет проведено соответствующее лечение. Поэтому и следует говорить, что перед нами начальные явления туберкулеза, а не функциональные расстройства типа невроза как такового.
Мы знаем, что целый ряд заболеваний, которые невропатологи ранее считали неврозами, постепенно переходят в другие группы заболеваний. Например, дрожательный паралич еще не так давно — приблизительно 30 лет назад — рассматривали как двигательный невроз, а теперь мы знаем, что это, как и хорея, заболевание подкоркового аппарата. Точно так же и эпилепсия представляет собой заболевание органического характера, однако и теперь в некоторых учебниках и руководствах ее относят еще к неврозам. Это, конечно, неправильно. Эпилепсия не относится к функциональным расстройствам, о которых мы сейчас говорим, и, конечно, должна быть выделена, как особого рода заболевание. Тетания, как установлено, является расстройством функции околощитовидных желез и подкорковых аппаратов. А было время, и не так давно, когда и тетания, и даже тетанус (столбняк) рассматривались как неврозы.
К неврозам принадлежат заболевания, которые оцениваются как своеобразная группа, патологическая анатомия которой не установлена. У ряда заболеваний этой группы патологическая анатомия впоследствии устанавливалась, и, конечно, мы не можем утверждать, что в дальнейшем не будет установлена патологическая анатомия остальных неврозов. Мы можем сказать даже больше: при отдельных формах неврозов иногда констатируются более или менее существенные изменения морфологического порядка.
Все же эта клиническая группа заболеваний существует, имеет большое и качественное, и количественное значение, причем с этими заболеваниями имеют дело не только невропатологи и психиатры, но и врачи решительно всех специальностей.
Какого же рода больных чаще всего принимают за страдающих неврозами? Это — группа больных обычно с диагнозом неврастении, истерии, травматического невроза, психастении, циклотимии, вегетативного невроза и т.д. Все врачи ставят эти диагнозы, но очень часто одному и тому же больному один врач ставит один диагноз, а другой врач — иной диагноз. Это происходит от того, что в учении о неврозах, в мнениях различных авторов существует разнобой. Для того чтобы получить действительные клинические точки опоры для работы врача, необходимо разобраться в этих мнениях, попытаться выделить на основании многих разнообразных, подчас противоречивых клинических фактов основные, бесспорные положения, отказываясь от предвзятых точек зрения.
Затем из группы неврозов начали и продолжают постепенно отходить некоторые формы, патологическая анатомия которых установлена.
Если мы обратимся к литературе, которая трактует о неврозах в более современном смысле слова, мы должны вспомнить целый ряд классических определений, целый ряд работ и руководств.
Более определенные, более четкие формулировки мы находим у неврологов французской школы.
Шаркo (Charcot) — один из создателей современной невропатологии, разработал учение об истерии. После него его преемник по кафедре Рэймон (Raymond) установил, что неврозы — это не болезнь, а синдром — синдром неврастении, истерии, психастении. В своей монографии он дал именно с этой точки зрения, группе неврозов чисто феноменологическое, симптоматологическое обоснование. Рэймон на основании своих наблюдений устанавливает, что эти синдромы наблюдаются при различных заболеваниях и различных этиологических моментах.
Это остается верным для многих форм и до сих пор. Обычно диагноз того или иного невроза ставится только на основании симптоматологической картины.
Позже появился ряд ценных монографий о неврозах и психоневрозах, как-то: французов Пьера Жане (Janet), Дежерина (Dejerine), Бабинского (Babinski),швейцарца Дюбуа (Dubois) (все переведены на русский язык), трактующих о неврозах в целом; сюда необходимо присоединить еще Зигмунда Фрейда (Freud). Каждый из этих ученых решает вопрос со своей точки зрения. Так, Пьер Жане обратил внимание главным образом на фиксированные идеи, на навязчивые страхи и т.д.; Дежерин отводил большое место эмоциональным факторам; школа Бабинского выдвинула вопрос об истерии и дала ей классическую формулировку; Дюбуа рассматривал психоневрозы главным образом с точки зрения психотерапии, наконец, Фрейд охватывал всю проблему под специальным углом зрения сексуальной жизни, но в столь широкой форме, что его учение придало форму целой философии пансексуализма.
Все эти работы дают много ценного, чрезвычайно важного, они все поучительны, но весьма разноречивы.
3. Болезнь или реакция? Мы подходим к более близкому времени — к 1924 г., когда вопрос о неврозах был поставлен на съезде немецких невропатологов в Касселе, на котором докладчиком по вопросу о неврозах выступал профессор Освальд Бумке (Bumke). В смысле установления общих точек зрения на неврозы он после Рэймона продолжал второй этап. Он подошел к этому вопросу с той же точки зрения, как и Рэймон, считая, что в неврозах мы имеем только клинические картины, зависящие от различных причин. К этому времени установилось учение о конституции, и Бумке подчеркнул реакцию человека или личности больного на различные вредные обстоятельства, реакцию, для каждого человека по форме и содержанию особую, иными словами, подчеркнул связь синдрома с конституцией и личностью, считая, что никаких неврозов как особых болезней нет, а имеются только различные реакции организма.
Эта точка зрения многими была быстро и прочно воспринята. Однако непонятно: почему только об этой группе больных нельзя говорить, как о страдающих болезнью, а надо находить у них те или иные реакции? Мы всегда говорим о болезнях в нашей практической работе, и от этого трудно отказаться. Нужны какие-то вполне определенные основания, чтобы говорить по-другому.
4. Психотическое состояние больных неврозами. В истории развития вопроса о неврозах нужно отметить еще некоторые моменты. В связи с положением, выдвинутым Бумке, врачи начали рассматривать своих больных более внимательно, изучать личность больного, стремиться лучше понять психическое состояние больных неврозами.
При этом у некоторых больных был отмечен целый ряд известных психических уклонений от нормы. Было выявлено, что у тех больных, которым врачи ставили диагноз неврастении, истерии, психастении и т.д., имеется не неврастения, истерия, психастения, а начальные явления психоза. Картина невротического расстройства невроза — это только синдром; когда больной жалуется на расстройство самочувствия, настроения, упадок работоспособности, слабость памяти и т.д., это только общая формулировка известного состояния, которая может быть отнесена и к целому ряду психозов, начальным явлениям артериосклероза мозга, прогрессивного паралича, шизофрении, циркулярного психоза и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что в клинической картине невроза психическое состояние больного играет огромную роль в отношении как симптоматологии, так и патогенеза и терапии. Действительно, невротический синдром может иметь место при различных заболеваниях и, в частности, при психозах. Но если мы ставим диагноз артериосклероза мозга (не касаясь здесь вопроса о правильности или ошибочности этого диагноза), шизофрении, циркулярного психоза, прогрессивного паралича, церебрального сифилиса, опухоли мозга, то это, конечно, не невроз, а начальная неврозоподобная форма известного заболевания, не невротического, а иного характера. С другой стороны, имеется целая группа больных о различными уклонами в психике, квалифицируемая как психопатические личности 1 . Психопатов много и среди лиц, страдающих неврозами, но это не дает права замещать невроз психопатией или из-за психопатии не видеть невроза. Психопат может страдать неврозом или какой-нибудь другой болезнью в общепринятом смысле этого слова.
Если же стоять на клинической точке зрения, т.е. исходить от обращающихся к врачу больных, то надо признать, что существует большая группа больных, т.н. неврастеников, истериков, психастеников, циклотимиков, которые существенно отличаются от психических больных в собственном, более узком, бесспорном смысле слова. Это — больные без грубых нарушений личности, что подтверждает и наш клинический опыт.
Каков же вывод из краткого очерка исторического обзора учения о неврозах?
Несмотря на полуторастолетнюю давность вопроса, мы и сейчас можем только констатировать, что относительно неврозов существует очень много разнообразных мнений, трудно примиримых. Вспоминая все положения на этот счет, мы должны сказать, что они нас не вполне удовлетворяют.
Наша, подробно развиваемая ниже, точка зрения на неврозы была сформулирована 19 лет назад (в 1924 г.) и с тех пор постоянно подвергалась проверке в различных условиях работы. В результате мы пришли к убеждению, что наши взгляды имеют право на существование, т.к. они рассматривают эту группу больных, исходя из наших общих представлений о болезнях. Необходимо отметить, что при такой установке врач облегчает себе и терапевтическое разрешение задачи.
1 Учение о психопатии — очень интересное учение, которое важно практически знать всем врачам, а не только психиатрам и невропатологам, особенно с точки зрения учения о неврозах. На русском языке мы имеем прекрасную книгу П.Б. Ганнушкина о психопатиях.
Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®
I. Подразделение неврозов
Мы различаем актуальные неврозы и психоневрозы. При актуальных неврозах на первый план выступает конфликт, существующий в настоящее время. При психоневрозах актуальный конфликт будит переживание юности, оживляет фиксационные пункты либидо; старый конфликт вновь оживает. В этих старых детских конфликтах сказывается также и конституция, особенно сексуальная конституция. Актуальными неврозами являются военные неврозы, травматические неврозы мирного времени, неврастения, ипохондрия, неврозы страха. Психоневрозами являются истерия и невроз навязчивости. Это - Фрейдовская классификация неврозов. Являются ли неврозы заболеваниями подобно заболеваниям другого рода? Некоторые авторы охотно отрицают это. Гохе, Бумке, Гауптманн предпочитают говорить о синдромах, о реакциях и подчеркивают невозможность резкого отграничения некрозов друг от друга. В области функциональных неврозов не существует якобы строгих границ.
II Психические причины неврозов
Тот факт, что психогения и невроз не идентичны, является в настоящее время достоянием всех тех, кто интересовался этой проблемой. Побледнение, покраснение, все то, что мы объединяем под названием: физическое выражение душевных движений, не имеет ничего общего с неврозами. Апоплексия, наступающая после душевного потрясения, внезапное поседение после неожиданного испуга (ср. Кнауэр и Биллигеймер) отнюдь не являются неврозами. Бабинский, Герстманн говорят о физиопатических или физиогенных нарушениях и имеют при этом в виду эти непосредственные влияния психических потрясений. Бабинский также отделяет их с полным основанием от неврозов. Таким образом, понятие о неврозе не равнозначно понятию о влиянии психического на физическое, совершенно независимо от того, что целый ряд неврозов проявляется исключительно в психической сфере.
Конечно, непосредственное влияние аффекта, будь то чисто психическое или физическое, имеет отношение к неврозам. По крайней мере, оно часто встречается в момент начала невроза, говорим ли мы о психической травме, об актуальном поводе или, по менее удачному выражению Кречмера, о рефлексе. Кречмер ясно формулировал, что этот актуальный повод приводит к неврозам, если к нему присоединяется нечто; он говорит о усилении рефлексов; лучше было бы говорить о психической обработке, о невротической форме поведения (Haltung). Без этого не бывает невроза. Таково единогласное мнение всех авторов. Относительно природы этого поведения мнения расходятся. Для Дюбуа невроз возникает из интеллектуального заблуждения. Большинство авторов выдвигает на первый план аффективные моменты. Для Бабинского, Ферстера, а в некотором отношении также и для Пенитца существует целевая реакция, не так уж далеко отстоящая от сознательного хотения. Адлер больше всего поддерживал волевую теорию неврозов. Невроз является, по его мнению, хитростью, уловкой более слабого, который нуждается в оружии, так как он чувствует себя малоценным. Однако, нельзя отрицать того, что эти волевые реакции не имеют характера обычного хотения; волевые теории вынуждены признать, что относительно этого хотения имеет место самообман или что степень его осознания уменьшена. Те теории (и прежде всего психоанализ), которые подчеркивают момент влечения в невротической установке, говорят многократно о подсознательных и бессознательных (В смысле психоаналитического термина.) побуждениях влечений. Вместе с тем эти теории неврозов усматривают цель влечения не в выигрыше более или менее ощущительной выгоды: невроз более резко отделяется от симуляции. Coгласно прежним работам Фрейда, причина актуальных неврозов лежит не в психическом конфликте; недостаточное сексуальное удовлстворение, как таковое, рождает проявление страха, Я считаю вероятным, что одно только подавление сексуальных побуждений, (следовательно, психический сексуальный конфликт) создает невроз страха.
Многие авторы под влиянием, опыта войны считали механизм актуальных неврозов механизмом неврозов вообще и пришли к таким представлениям, которые весьма далеки от истинных процессов при неврозах, и даже столь заслуженная в остальном брошюра Кречмера об истерии игнорирует это глубокое отличие. Возможно, что в данном случае исследователей ввело в заблуждение общее понятие истерии. Согласно психоаналитическому воззрению, психоневроз начинается лишь тогда, когда под давлением существующего в настоящее время конфликта сызнова активируются детские сексуальные конфликты, или тогда, когда (согласно психоаналитической терминологии) происходят прорыв оттесненного либидо в инфатильном фиксационном пункте. Этот фиксационный пункт является по Фрейду определенным пунктом детского сексуального развития между третьим и пятым годом жизни, в котором определенное переживание проложило глубокие борозды, пои чем это переживание может быть обосновано, как таковое, соответственно предрасположению или же в связи с ситуацией. Для психоаналитика понятие о конституции имеет смысл лишь постольку, поскольку она проявляется в определенных инфантильных переживаниях. Из психоаналитических школ Юнг, а в некотором смысле также и Штекель придают актуальному поводу большое значение. Адлер также оценивает значение детских переживаний, в то время как клинически направленное рассмотрение неврозов полностью игнорирует инфантильный момент. Вместо этого оно вводит лишенное содержания понятие об истерической и навязчивой конституции, понятие, которое помимо своей теоретической никчемности является вредным в практическом отношении, поскольку оно парализует терапевтическое вмешательство.
Психоанализ склонен даже трактовать психопатию, как следствие инфантильных конфликтов (ср. В, Рейх).
III. Физические условия неврозов.
IV. Психические механизмы и структура неврозов
Для психоанализа структура психоневроза всегда является сложной. Актуальный повод оказывает свое действие в том смысле, что неудовлетворенное либидо получает обратный отток, вновь оживляет давно прошедшие детские переживания раннего сексуального развития (фиксационные пункты), с которыми личность должна теперь снова разделаться. Для Адлеровского учения о неврозах существенными являются чувства малоценности, которые возникли из раннего детского содержания психики и, являясь надстройкой над действительными и пережитыми органическими малоценностями, получают в неврозе сверхкомпенсацию, если индивид не дорос до своей актуальной задачи.
V. Объем невротического и физическая сторона невротического механизма.
Известно, что невротические явления особенно легко фиксируются на заболевших органах: соматическая готовность (Фрейд). Петцль показал, что из физически заболевшего органа исходят неприятные ощущения, которые определяют локализацию невротического проявления. Гораздо более важен вопрос, поскольку органические симптомы вызываются невротическими установками. В сборнике, вышедшем под редакцией О. Шварца 6) , дано подробное изложение фактического материала. Влияние невротических механизмов на возникновение целого ряда внутренних заболеваний очевидно больше, чем это до сих пор предполагалось. Отдельные психоаналитики зашли в этом вопросе слишком далеко. Гроддек видит в каждом органическом заболевании выражение психических механизмов. Дейч указывает на психическое возникновение Базедовой болезни и отмечает (подобно Графе и Мейеру) большое влияние аффектов на обмен веществ. Таким образом, границы между неврозом органа и внутренним заболеванием становятся весьма колеблющимися. Однако, нужно собрать еще много фактического материала, прежде чем можно будет сказать что-либо определенное по этому вопросу. Вейцзекер говорит об идентичности по существу физического выражения душевного конфликта и расстройств координации и корреляции между нарушениями физической функции и нарушениями органа.
Хорошим примером того, как нужно представлять себе взаимозависимость между физическими и психическими факторами, является то обстоятельство, что инэкватная сексуальность шизофреников, которая была установлена в особенности психоанализом, находит по Кречмеру свое физическое выражение в частоте диспластичечкого типа.
Со времени Фрейда признано, что между врачей вообще и психотерапевтом в особенности, с одной стороны, и между пациентом, с другой стороны, существует особое аффективное отношение: перенесение. Психоанализ дает возможность методического разрушения перенесения. Он использует сознательно и систематически то средство, которое лежит в основе всякого психического воздействия. В случае правильно проведенного анализа личность врача, как таковая, меньше выступает на первый план. Перенесение устанавливается в широких пределах независимо от личности врача. Психоанализ освещает все переживания пациента и заново формирует его характер; не остается без анализа также и перенесение, и вследствие этого психоанализ простирается глубже, чем все те виды терапии, которые работают с помощью перенесения, не анализируя его. Только Адлеровская терапия может считаться рациональной наряду с психоаналитической (на втором месте!). Также и в данном случае делается попытка заново сформировать характер пациента. Гипноз является исключительно техническим вспомогательным средством. Каждая психотерапия, даже если она проводится бегло и несистематически, должна базироваться на попытке понять личность больного и стараться увидеть в невротическом конфликте проблему человека в целом. Можно разрешить невротический конфликт, идя путем разумного рассуждения (убеждение - Дюбуа) (хотя и при этом лечении сущность заключается в моментах аффективного порядка) или путем внушения и гипноза, сознательно используя аффективные установки. Методом Куэ можно пользоваться как техническим вспомогательным средством. Будучи грубым и мало пригодным для всяких вариаций методом, он окажется несостоятельным в отношении ко всем более тяжелым конфликтам. Равным образом он ничего не может дать более культурному лицу, требующему в конечном итоге такого лечения, которое отвечало бы его запросам. В данном случае уместна будет психоаналитически направленная беседа (подкрепленная гипнозом), а в более тяжелых случаях - психоанализ.
1) Русск. перев. см. Дрезель. Заболевания вегетативной нервной системы. Изд. Мосздравотдела. Москва. 1920.
2) Die moderne russische Physiologie und die Psychoanalyse. Int. Zcitschr. f. Psychoanalyse, Bd. XII, H, I. 1926.
3) Существенные указания мы встречаем уже у Жане.
6) Psychogenese von Organsymptomen, Springer 1925.
В последние десятилетия возрастает заболеваемость неврозами, причем наблюдается это увеличение преимущественно за счет лиц молодого возраста (Десятников В.Ф., 1974; Красин Е.Д, Положий Б.С, Крюков Е.А., 1982).
При исследовании в Нью-Йорке более 1500 жителей у 36,3% были обнаружены симптомы невротических расстройств, у 21,8% -умеренно выраженные невротические симптомы, у 23,4% - симптомы, затрудняющие адаптацию. По данным с соавт. (1966), заболеваемость неврозами (по материалам репрезентативной выборки) составляет 52 чел, на 1000. По выборочным данным обращаемости, диспансеризации и госпитализации (Морозова Т.Г., Лукачер Г.Я., 1970) неврозы в общей структуре неврологических заболеваний составляют 18,2%. Вопросы распространенности пограничных заболеваний исследовались многими авторами (Ушаков Г.К., 1978; Киселев А.С, Введенская Т.О., 1979; Петраков Б.Д. и др., 1987;). А.Д.Гройсман (1982), проводя исследования студентов для определения состояния здоровья путем опроса, обнаружил, что 22% из них отмечают явления утомления, у 18% встречаются невротические и другие пограничные состояния, 60% обследуемых не отмечали никаких отклонений. Из наиболее частых симптомов при исследовании здоровых лиц (Пивень Б.Н., 1980) отмечались следующие: головная боль - 91%, раздражительность - 60%, повышенная сонливость - 54%, сниженное настроение - 58%.
Анализируя эти и подобные исследования, которые проводились в разных странах, С.Б.Семичов (1987) пришел к выводу, что лица свободные от каких-либо симптомов составляют не более 35% популяции. Но все же, несмотря на значительную распространенность невротической симптоматики, 57% носителей ее не нуждаются в психиатрической помощи (На г пег , 1976). Приведенные данные говорят сами за себя: возникает необходимость дальнейших разработок по разграничению нормы и патологии, развитию представлений о патогенетических механизмах неврозов.
История развития науки, особенно социальных наук, подобна океану, В этом безбрежном пространстве появляются одни идеи, предаются забвению другие, новые представления сменяют старые, происходит поступательное движение вперед. В психологии это движение связано с исследованием личности и ее микросоциума, поскольку это звено определяет успешность взаимодействия общества в целом. Психология на современном этапе все больше превращается в науку о формировании индивида как личности, которая должна освоить опыт предшествующих поколений и включиться в систему отношений, активно воздействуя на них.
Роет заболеваемости неврозами и их распространенности приводит к возрастанию их социально-экономической значимости и необходимости дальнейшей разработки проблемы неврозов, углубле- ; ния наших знаний об этиопатогенезе неврозов для создания лечебных психотерапевтических и психокоррекционных индивидуальных программ.
Рассматривая историю учения о неврозах, необходимо отметить, что в понимание невроза каждый автор вносит свое видение невротического состояния и невротического процесса. Невроз в настоящий момент рассматривается не только как состояние, но и как процесс, в механизмах которого взаимодействует осознаваемое и неосознанное, биологическое и социальное, нейродинамическое и личностное. Взаимодействие этих компонентов определяет подходы к их терапии (Ташлыков В.А., 1986). Невроз - это преходящее или хроническое непсихотическое расстройство, характеризующееся в основном тревогой, которая выражается либо напрямую, либо опосредовано через механизмы защиты. Клинически невроз может быть выражен в таких симптомах как навязчивость, фобия, сексуальные расстройства и др.
Учение о неврозах претерпевало естественные изменения в ходе своего развития. Можно выделить три основных направления, по которым шло изучение неврозов: биологически-ориентированное, психологически-ориентированное и социально-направленное.
Биологическое направление уделяет основное внимание некоему специфическому состоянию головного мозга, которое обозначается как "органическая почва", т.е. предполагается, что субъективные жалобы больного неврозом и его функциональные расстройства являются следствием органических нарушений, которые несомненно лежат в основе невротического состояния. Последователи этого направления учитывали роль таких факторов как наследственность, конституциональная предрасположенность, беременность, роды, перенесенные заболевания (Эпштейн А.Д., 1927).
Важным этапом развития этого направления явилось создание физиологической концепции, в основе которой лежало учение И.П.Павлова (1949,1952-1954 ) . Невроз (в формулировке И.П.Павлова, 1951) - это патологическое состояние высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением раздражительного и тормозного процессов или столкновение их в результате неблагоприятных влияний на психику трудных жизненных ситуаций. И.П. Павлов с помощью патофизиологических интерпретаций пытался анализировать невротическое состояние. Именно этот подход позволил впоследствии помочь пониманию некоторых патодинамических структур, которые имели в основе своей конфликтные ситуации, пережитые больным в детстве (Иванов-Ойоленский А.Г., 1974). Значимость этого направления для дальнейшего понимания природы невротического состояния несомненна.
Психологически-ориентированное направление признавало роль в возникновении неврозов психических факторов. Невроз в трудах этих авторов определялся как болезнь, основанная на самовнушении, где психика играет доминирующую роль. Теории этого направления учитывают главенствующую роль психологических факторов, таких как преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуации, их актуальность и длительность.
Большой вклад в дальнейшее развитие психоанализа внес первый психоаналитик в Германии и один из последователей теории З . Р геий . Он более всего известен толкованием психоаналитических перспектив и разработкой фрейдовских стадий психосексуального развития. Психолог связывал психосексуальные стадии со специфическими синдромами. Например, обсессивный невроз - это результат фиксации анально-садистической стадии, а депрессия является результатом оральной стадии.
Другой последователь З .Ргеий и один из лучших его учеников А. Айхет отошел от первоначальной сексуальной теории неврозов. В адлеровском взгляде на невроз более важна агрессия и ее проявления. Другой известный учений з.Ргеиа продолжавший путь психоаналитика, также не разделял взглядов учителя на преувеличенное значение инфантильной сексуальности. Ему принадлежит описание двух типов организации личности: интроверсия и экстраверсия. Фокус внимания интровертов - это эмоции, интуиция, мысли, ощущения. Фокус внимания экстравертов – взгляд во внешний мир, а также другие люди и окружающие его материальные вещи.
Известный американские психиатры так определяют невроз - это состояние, вызванное страхом и защитой от страха, а имеющиеся личностные особенности индивида можно рассматривать как результат взаимодействия личности и окружения. Ее теория описывает индивида как часть целого окружающего его мира. Психологи предложили три концепции личности: актуальная личность,- включающая сумму всего пережитого опыта; реальная личность - здоровая гармоничная личность; идеализированная личность - невротическое представление или преувеличенный образ себя, который личность чувствует. Психотерапевтический процесс представляет движение к самореализации.
Третье направление, оказавшее влияние на развитие учения о неврозах, - социальное. В этом аспекте рассматриваются и учитываются такие социальные факторы как родительская семья, образование, условия воспитания, профессия, окружение. Началом этого направления можно считать работы 1947 г. Он определяет невроз как результат конфликта между внутренними человеческими потребностями и внешней социальной средой. При этом основной механизм, который вызывает невротическое состояние - это чувство вины. Чувство вины является следствием невозможности реализации внутренних потенций, которое вместе со страхом одиночества заставляет человека уходить от свободы и побуждает к принятию социальных норм, для того чтобы быть принятым в обществе. Психотерапевтический процесс включает усиление личностного переживания по отношению к окружающим и развитие продуктивной любви, которая характеризуется заботой, ответственностью и уважением к другим людям, социогенетическом направлении само определение невроза трансформировалось в определение "социозы", в котором отражается социальный генезис патологии. В рамках этого нацравления представлены также концепции экзистенциальной и гуманистиче ской психологии.
Читайте также: