Выпускная квалификационная работа невроз

Факторы, влияющие на возникновение неврозов. Особенности неврозов дошкольников, их проявления в виде тиков, энуреза, анорексии, заикания, расстройств сна. Задачи психологического сопровождения работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.04.2019
Размер файла 92,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Пермского края

Выпускная квалификационная работа

Студентка: Запольских Дарья Сергеевна

Щаникова Любовь Валентиновна

Настоящее содержание данной работы посвящено проблеме неврозов у детей дошкольного возраста.

Ранний возраст характеризуется началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи, совершенствуется сенсорика. Дети раннего возраста легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям в условиях жизни, сопротивляемость организма ребенка остается резко сниженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены острым заболеваниям.

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

-- первоначально проблемы семейных взаимоотношений;

-- дефицит положительных эмоциональных воздействий -- любви, ласки, поощрения, ободрения;

-- неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей -- эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности;

-- тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки;

-- внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье;

-- а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6?7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Актуальность темы обусловлена возможностью изучения эффективного подхода к профилактике неврозов у детей дошкольного возраста.

Цель -- изучить особенности профилактики неврозов у детей дошкольного возраста.

При изучении теоретического материала по данной работе выявлена проблема, которая заключается в том, что многие педагоги и психологи обращают внимание на коррекцию нервозного поведения детей на довольно позднем этапе. При этом акцент зачастую делается на медикаментозное лечение. Полагаем, профилактику неврозов у детей следует начинать с работы с родителями, поскольку зачастую неврозы возникают у детей, которые переживают некие внутрисемейные проблемы и испытывают определенное непонимание со стороны взрослых.

Объект изучения-- нервозное поведение дошкольников.

Предмет: особенности профилактики нервозного поведения дошкольников.

-- проанализировать изучение неврозов в психологических трудах;

-- исследовать особенности неврозов дошкольников;

-- на практике продемонстрировать специфику использования определенных мероприятий, направленных на профилактику неврозов в раннем возрасте.

Методы изучения: анкетирование, наблюдение, опрос, анализ теоретических работ по изучаемой тематике.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав -- теоретической и практической, выводов, заключения и библиографии.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы неврозов

1.1 Изучение неврозов в психологических трудах

Учитывая неопределенность границ неврастении в понимании H. Bird и его ближайших последователей в США, конец XIX - начало XX столетия характеризуются серьезными клиническими исследованиями ее различных форм и вариантов [1]. Это привело к сужению диагностических рамок неврастении и исключению из нее других невротических расстройств.

Нейроциркуляторная дистония (НЦД) сегодня является одной из наиболее актуальных проблем практической медицины. В настоящее время считается общепризнанным положение, согласно которому НЦД представляет собой облигатный, неотъемлемый компонент клинической картины неврозов, которые, в свою очередь, являются наиболее частой причиной развития НЦД [24, c. 11].

Патогенез психосоматических заболеваний отличается сложностью и многогранностью. В нем оказываются задействованными такие важные с точки зрения обеспечения оптимального уровня нейрогуморальной регуляции структуры центральной нервной системы (ЦНС), как гипоталамо-гипофизарная и лимбическая системы, регуляторные центры коры больших полушарий, надпочечные железы и т. д. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что ведущую роль в развитии психосоматической патологии играет ситуация хронического стресса. Именно хронический стресс служит одним из наиболее важных факторов запуска многозвеньевого механизма развития психосоматических заболеваний с преимущественным поражением, в свою очередь, нервной либо сердечно-сосудистой, пищеварительной или других систем организма [12].

Сейчас многие формы неврозов, сопровождающиеся проявлениями НЦД, рассматриваются в рамках более широкого круга патологий -- психосоматических расстройств, возникающих при взаимодействии психических и соматических нарушений.

1.2 Факторы, влияющие на возникновение неврозов у детей

Причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а значит, и повышенной нервозности ребенка кроются в несостоятельности родителей, неспособности выполнять материнские и отцовские обязанности. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей.

Каждый из членов семьи занимается своими делами, забывая, что ребенок нуждается в постоянной любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детсад и школу, занимаясь тем временем собственной карьерой и своей жизнью.

Если малыш часто видит ссоры родителей, то впоследствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье [33, c. 96?97].

Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала нужно решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого требования в будущем гарантирует психическое здоровье ребенка.

Не менее важно понимание чувства меры. Избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, что также может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей -- здесь возможны полярные мнения: то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) -- сложность, которую немногие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка как еще один шанс для воплощения собственных же амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное - понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.

Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Первопричина в них самих - несостоятельность родителей, нехватка любви [29, c. 93].

Чтобы избежать конфликта в семье, родители должны научиться управлять своим поведением. Если они сами чувствуют, что уже на грани срыва и конфликт неизбежен и происходит это часто, то необходимо обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, нейропсихологу, психиатру), он поможет разобраться в ваших проблемах, вы научитесь контролировать свое поведение и избавитесь от постоянных стрессовых ситуаций, что поможет и вам и ребенку.

1.3 Особенности неврозов дошкольников

Невроз является обратимым расстройством психики, которое обусловливается наличием факторов, травмирующих психику.

При неврозе нервные клетки мозга не подвергаются разрушению, но их функции зачастую серьезно расстраиваются, из-за этого неврозы считают функциональными нарушениями.

Педиатры отмечают, что у детей невроз может возникнуть под воздействием ряда причин, совместно оказавших влияние на ребенка. Основным фактором среди них является психогенный. Немалую роль играют и характерные особенности малыша, который находится под воздействием раздражителя, оказывающего на него неблагоприятный эффект. Причем здесь важно и значение этого раздражителя для конкретного ребенка. Детские неврозы связаны с различными болезнями, травмами как психологического, так и физического характера, а также бывают обусловлены неправильным воспитанием данного ребенка.

При нормальной деятельности мозга происходит равновесие возбуждения и торможения. Детям более свойственно, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Начиная с 3-х месяцев жизни, у некоторых детей уже начинает проявляться невротическая реакция на раздражители.

Педиатры считают, что первый период, который влияет на становление невроза, это период, когда ребенок близко связан с матерью, а второй приходит тогда, когда возникают взаимоотношения с другими родственниками и развиваются двигательные функции. Так у детей проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых имеет свои особенности, которые в свою очередь могут повлиять на появление неврозов у ребенка. Все эти возрастные периоды чреваты возникновением конфликтов между ребенком и окружающими его людьми [27].

Для характера неврозов важно, на каком возрастном этапе они возникают. В младшем возрасте при неврозах возникают такие симптомы, как нежелание кушать, рвота, недержание кала, мочи, частое дыхание, цианоз губ, нервный кашель. Дети могут жаловаться на боль в сердце, у них меняется пульс. Иногда у детей младшего возраста наблюдаются нарушения двигательных функций, появляются судороги, тики мышц лица, повышенное возбуждение, когда ребенок беспорядочно двигается и очень беспокоен. Все эти признаки могут быть обусловлены неврозом.

Случается, что неврозы остаются у ребенка на всю жизнь. Профилактика появления патологических симптомов еще в раннем детстве, а затем купирование отклонений в поведении ребенка впоследствии могут помочь устранить развитие неврозов в более старшем возрасте. Чтобы у ребенка не было неврозов, родители должны его любить и быть внимательными к нему, не допуская при этом никаких перегибов в его воспитании.

Какие дети в большей степени подвержены неврозам?

1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё очень близко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.

3. Дети с внутренней неустойчивостью:

-- с нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);

Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные принципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку) [21, c. 88?89].

Очень тяжело приходится детям с педагогом, имеющим невротическое расстройство. Нервный педагог не может найти общий язык, прежде всего, с нервно-расстроенными детьми. То есть вместо понимания, заботы и поддержки он переносит на детей своё раздражение и беспокойство.

-- невроз навязчивых состояний.

Для фобических неврозов (фобий) характерны навязчивые страхи, для обессивных неврозов - навязчивые движения (тики). Нервные тики могут проявляться по-разному.

Для данного типа неврозов характерны моторные припадки: крики, рыдания, падения на пол и т. д.

Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем, как правило, свойственна людям пожилым. Однако ипохондриками бывают и подростки: страх заболеть буквально отравляет им жизнь.

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

-- развитие навыков общения;

-- нахождение признания в детском коллективе;

-- замечать их успехи, хвалить;

-- поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию [18, c. 63].

1.4 Проявления неврозов

Детские неврозы могут проявляться по-разному - все зависит от типа и тяжести заболевания. Перечислим наиболее распространенные невротические проявления:

Тиками называют автоматизированные привычные движения: мигание, подергивание плечами или головой, облизывание губ и т. д.

Неосознанное недержание мочи (преимущественно во время сна).

Невротические расстройства аппетита встречаются даже у дошкольников. Попытка накормить ребенка насильно может лишь вызывать отторжение, в том числе и в прямом смысле этого слова (например, рвоту или частые срыгивания).

-- расстройства сна [37, c. 78]

Профилактика и лечение неврозов. При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимания на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть избавлены от него с помощью педагогических воздействий.

На первых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пребывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медленно и немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом, вовлекать его в подвижные игры, игры с любимыми предметами.Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заикание носит функциональный характер (активная речевая деятельность при повышенной возбудимости ребенка). Если заикание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.

Дети с патологическими привычками тоже часто посещают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих привычек ребенка, требуется контакт с родителями, а в дошкольном учреждении надо следить, чтобы такие дети не уединялись, больше включать их в коллективные игры. Очень важно не фиксировать внимание ребенка на том, что он трогает свои половые органы или сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой.

Для профилактики неврозов в первую очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного периода-развития, когда беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.

После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным требованием. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.

Глава 2. Практическая работа по профилактике и коррекции неврозов у детей

2.1 Работа с проблемными детьми

Численность обучающихся по возрастам / годам обучения

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • RU
  • EN
  • О программе
  • Попечительский совет и партнеры программы
  • Ведущие преподаватели
  • Слушатели программы
  • Выпускники
  • Статьи и материалы
  • Из первых рук
  • Видео
  • Контактная информация
    • Паспорт программы
    • Как поступить
    • Учебный процесс
    • Часто задаваемые вопросы
    • Доска объявлений
    • Перевод и восстановление студентов
    • Государственная итоговая аттестация
    • Порядок подачи и рассмотрения апелляций результатов государственных аттестационных испытаний
    • Выпускная квалификационная работа
    • Конкурс научно-исследовательских работ ВШЭ
    • Студенческая мобильность
    • Полезные ссылки
    • RU
    • EN
    • Главная:
    • Как поступить
    • Учебный процесс
    • Преподавательский состав
    • Часто задаваемые вопросы
    • Учебные курсы
    • Преподаватели
    • Число студентов и вакантные места
    • Документы образовательной программы
    • Академический совет

    101000 Москва ,
    ул. Мясницкая, д. 20

    • Facebook

    Нашли опечатку ?
    Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
    Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.


    • Вынужденный отказ от влечения
    • Затем происходит фиксация либидо, теснящая влечение в определенном направлении
    • Склонность к психическому конфликту в результате развития Я, которое отвергает такое проявление либидо.

    • Топическую, связанную с функционированием психического аппарата со свойственными ему системами бессознательного, предсознательного и сознания
    • Временную, включающую в себя регрессии по отношению к либидозным объектам и стадиям психосексуального развития
    • Формальную, соотнесенную с заменой обычных, развитых форм и способов образного представления и мышления более примитивными, древними.

    1. Современные концепции психотерапии супружеских отношений.
    2. Сознательный и неосознанный супружеский выбор в семьях психических больных.
    3. Проекция неудовлетворенных в детстве потребностей в формировании неврозов.
    4. Модели родительской семьи при психических заболеваниях.
    5. Общий системный подход к семьям больных шизофренией.
    6. Нарративная (повествовательная) терапия супружеских отношений при неврозах.
    7. Вербальное поведение как воздействующий и подвергающий воздействию фактор в дисфункциональных семьях.
    1. Методы обследования ребенка с аномальным развитием.
    2. Синдром раннего детского аутизма (дифференциально-диагностические критерии).
    3. Методы диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) в детском возрасте.
    4. Виды тревожных расстройств в детском возрасте (критерии и методы диагностики).
    5. Варианты искаженного развития в детском возрасте.
    6. Проблема соотношения симптомов болезни, нарушения развития и возрастных симптомов.
    7. Клинико-психологическая структура нарушений при задержке психического развития (ЗПР) на разных возрастных этапах.
    1. Нарушения мышления при шизофрении (методы и дифференциальная диагностика).
    2. Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях.
    3. Нарушения самосознания: структура и место в общей картине нарушений психической деятельности.
    4. Формы и методы внебольничной психологической помощи пациентов.
    5. Проблема дефекта и компенсации в отечественной патопсихологии.
    6. Психологические механизмы аффективной патологии.
    7. Психологическая коррекция при шизофрении.
    1. Социально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра.
    2. Социально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков с органическим поражением головного мозга.
    3. Социально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
    4. Агрессивные и аутоагрессивные тенденции у подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра (психологический аспект).
    5. Психологические особенности подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра, склонных к суицидальному поведению.
    6. Психологические особенности подростков, с органическим поражением головного мозга, склонных к суицидальному поведению






    • Об институте
    • Студентам
    • Оплата обучения
    • Новости
    • Отзывы
    • Психологическая помощь
    121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14; тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

    Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную комиссию Московского института психоанализа по телефону: +7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

    Информация на данном сайте не является публичной офертой. При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.

    121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14;
    тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

    Для получения подробной информации о наличии и стоимости
    указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную
    комиссию Московского института психоанализа по телефону:
    +7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

    Информация на данном сайте не является публичной офертой.
    При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка
    на сайт обязательна.

    great news


    Обязательный этап для каждого студента высшего учебного заведения – написание итоговой работы, которая объединяет в себе все полученные знания и навыки. Этим трудом подтверждается квалификация, которую учащиеся получают после выпуска. Для ВКР установлено множество требований по оформлению и содержанию. Ниже будет подробно рассказано о том, что такое ВКР в институте и как ее написать.

    Что такое ВКР (расшифровка)

    Выпускная квалификационная работа (с окр. ВКР) — это самостоятельное научное исследование студента, которое базируется на существующих материалах и учебниках, в результате которого создается совершенно новый продукт – методика, идея, теория, выводы.

    Главная цель написания выпускной квалификационной работы — оценить итоговый уровень знаний студента, его умение работать с информацией, способность грамотно формулировать мысли и делать выводы. Кроме создания и оформления, важно грамотно презентовать свою ВКР перед комиссией – этот этап показывает, как студент может использовать полученные результаты.

    Путаница между ВКР и дипломной работой

    Часто студенты не понимают, чем отличается ВКР от дипломной работы . На самом деле, это одна и так же работа, однако есть несколько нюансов. ВКР – это выпускная квалификационная работа , которая представляется в финале учебы студентами на всех 3 уровнях высшего образования. Бакалавры, специалисты и магистры пишут эту работу, но у каждого она называется по-разному:

    • у бакалавров – ВКР;
    • у специалистов – диплом;
    • у магистров – диссертация.

    Таким образом, нет разницы между ВКР и дипломом. Диплом – это ВКР для тех студентов, которые заканчивают специалитет в высшем учебном заведении.

    Виды выпускных квалификационных работ

    Как было сказано выше, существует 3 вида ВКР. Они отличаются не только названиями, но и требованиями к написанию. Далее будут подробно рассмотрены отличия всех трех, рассказано о том, что такое ВКР в дипломной работе бакалавра, специалиста и магистра.

    Бакалавриат – первый уровень высшего образования. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра лояльнее условий для остальных уровней. Основа работы – теоретические материалы, из которых следуют собственные разработки и выводы. Средний объем ВКР — от 50 до 70 страниц. Научным руководителем студента, который пишет диплом бакалавра, может быть человек без ученой степени.

    Для ВКР специалиста установлен минимальный лимит на количество страниц – не менее 60. Дальнейший объем определяется специальностью студента. Некоторые профессии требуют дополнительных графиков, расчетов, таблиц – эти материалы занимают больше места, чем просто текст. Научному руководителю для написания диплома обязательна степень не ниже, чем кандидата наук.

    Диссертация магистра – выпускная работа на высшем образовательном уровне. Эта работа представляет собой полностью самостоятельные практические исследования выбранной темы. Кроме сбора данных и изучения теорий, магистр должен уметь находить новые решения для существующих проблем. Те результаты, которые студент получает в финале работы, необходимо опробовать в реальных условиях. Требуемый объем диссертации – 80-100 страниц текста, расчётов, аналитики.

    Структура и содержание ВКР

    Требования к выпускной квалификационной работе определяются государственным стандартом 7.32-2001 . В нем прописаны необходимые объемы, порядок написания, основные разделы работы и т.д. Ниже пошагово раскрыты особенности каждого этапа создания ВКР.

    Это основные данные, которые должны быть обозначены на обложке. Каждый ВУЗ устанавливает собственные требования, опирающиеся на схему ГОСТа. Их прописывают в особом методическом материале, с которым должны ознакомиться все студенты.

    Оглавление или содержание – это перечисление глав и параграфов работы. Эта страница следует сразу за титульным листом и структурирует всю работу по разделам. Каждому разделу соответствует страница – это облегчает поиск нужной информации в ВКР.

    Создать оглавление в файле Word можно через специальный инструмент, который вычленят из текста заголовки и подзаголовки. В результате получается древовидная структура, которая разделяет название раздела и номер страницы его начала отточием (множеством точек).

    Текст – это центр любой квалификационной работы. Иногда для его иллюстрации используются дополнительные материалы, однако главная в работе именно текстовая часть. Она структурируется на несколько частей.

    Введение – это ознакомительная часть работы выпускника высшего учебного заведения. В ней раскрываются основные положения ВКР:

    • цель написания;
    • актуальность – значимость работы для профессиональной сферы;
    • новизна – определение того, что нового труд вносит в науку;
    • практическая значимость – идеи того, где можно применить результаты ВКР;
    • задачи – что будет рассмотрено или сделано в работе;
    • положения на защиту (для магистерской диссертации);
    • объем и перечисление разделов работы.

    Введение – это аннотация ВКР, которая определяет важность проекта.

    Содержание – это собственно сама работа. Она включает в себя 2-3 главы. В них подробно раскрывается тема проекта, решаются задачи и поставленные цели. Порядок разделов ход выполнения основывается именно на поставленных задачах. Поле каждой главы делаются выводы – их выносят отдельным параграфом. Оптимальна следующая структура:

    • теоретическая глава (1-2) – рассмотрение уже существующих материалов, разработок, трудов;
    • практическая глава (1) – эмпирическое исследование темы, аналитика;
    • проектная глава (1) – используется в дипломах и диссертациях, отчет о реализации проекта в реальных условиях.

    Количество теоретических глав варьируется в зависимости от объема научных материалов, которые легли в основу работы.

    В заключении содержатся выводы о всей проделанной работе. Эта часть объединяет полученные в ходе исследования результаты. Из них вытекает то, как ВКР может применяться в науке и профессиональной сфере.

    Если итоговая работа – ВКР , которая написана автором не впервые, необходимо указать список предыдущих трудов. В этом разделе раскрывается подробная информациях о всех материалах автора: их темах, годах написания, научных руководителях и т.д.

    Часто в выпускных квалификационных работах используется профессиональная лексика из сложных слов и конструкций. Чтобы избежать постоянных повторений в тексте, принято использовать сокращения. Они раскрываются в отдельном разделе перечнем условных обозначений и их расшифровок.

    Чтобы сделать работу простой и понятной для прочтения, требуется пояснить профессиональные термины. Словарь выводится в особом списке – в нем прописывается слово, а через дефис – его трактовка.

    Список литературы или библиографический список – важный компонент ВКР. Для него даже разработан отдельный государственный стандарт. В списке необходимо указать все материалы, которые были использованы при создании проекта: книги, фильмы, статьи, журналы, фильмы, электронные издания и т.д. У каждого из них необходимо прописать название, автора, дату выпуска, дату обращения (для интернет-ресурсов) и т.п.

    Иллюстративный материал – это визуальная информация, которая дополняет текст. Согласно ГОСТу, все эти данные требуется перечислить отдельным списком. В нем указываются название материала (Таблица 1, Рисунок 1) и т.д., а также страница, на которой он расположен.

    Приложения – финальный раздел выпускной работы студента. Он необязателен, но желателен. В разделе помещаются те материалы, которые были перечислены в списке иллюстративного материала. К приложениям относятся:

    • таблицы;
    • графики;
    • вырезки из статей;
    • транскрибации аудиозаписей;
    • документы и их копии;
    • рисунки, иллюстрации, фотографии и т.д.

    Приложения не обязательны, но желательны. Их главное назначение – сделать работу красочнее с помощью визуального контента.

    Требования к оформлению ВКР

    Требования к выпускной работе каждый ВУЗ может установить самостоятельно, однако действует несколько общих стандартов для всех студентов:

    • работа должна быть уникальна. Оригинальность текста проверяется в системе Антиплагиат. Минимальный показатель – 75%.
    • содержание должно соответствовать теме и полностью раскрывать ее.

    Технические требования к оформлению ВКР следующие:

    • формат страниц документа – А4;
    • поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см;
    • шрифт – Times New Roman, кегль – 14, для сносок – 12;
    • интервал между строчками -1,5;
    • абзац – 1,25 см;
    • выравнивание текста – по ширине страницы.

    Вся подробная информация прописана в ГОСТе 7.32-2001.

    Примеры ВКР

    Заключение

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.