Юнг психоанализ и невроз

Глава 16. Невроз

Изучая историю человеческого духа, постоянно находишься под впечатлением того факта, что развитие духа шествует рука об руку с расширением объема сознания и что каждый шаг вперед – это в высшей степени болезненное и мучительное завоевание.

Одним из самых обычных путей, по которым к нам доходят содержания бессознательного, является невроз. Под неврозом раньше обычно понимали незначительное нарушение здоровья. Но это совершенно неверно! Неврозы очень незаслуженно считаются легкими заболеваниями, главным образом потому, что они имеют неосязаемую, нетелесную природу, при этом почему-то забывают, что неврозы (в отличие от телесных заболеваний) иногда крайне разрушительны в своих психических и социальных последствиях, ибо за неврозами скрываются те мощные психические воздействия, которые лежат в основе нашей духовной установки и её самых влиятельных, направляющих идей. Существуют доминанты бессознательного, которые выдвигают почти непреодолимые требования к исполнению.

Самые легкие формы неврозов – это ошибочные действия сознания, например, оговорки, неожиданное выпадение имен и дат, неожиданные неловкости, повлекшие за собой повреждения или травмы и т.д. Часто люди заверяют, что не имеют никаких конфликтов; однако они не видят, что зато на их пути встают другие вещи неизвестного происхождения, такие, как истерические капризы, беспочвенная повышенная раздражительность, придирки, которыми они донимают и самих себя и своих ближних. Неврозы проявляются в повышенной утомляемости, в нарушениях сна, в немотивированных страхах, в катарах желудка невротического происхождения, а также в нарушениях деятельности разных систем организма из-за расстройства нервной регуляции, которые вызывают боли тут и там, и т.д.

Наряду с неврозами медицина выделяет заболевания, которые называются психосоматическими. Причинами таких заболеваний являются психологические факторы. Ученые считают, что 80-90% болезней имеют психосоматическую природу, иначе говоря, возникают в сознании. Такие болезни являются только последней стадией очень глубоко лежащего внутреннего противоречия. И надо сказать, что признание медициной психосоматических заболеваний – шаг вперед в её развитии. Ведь это признание связи здоровья человека с его психическим состоянием, с его мыслями, эмоциями, которые в свою очередь, связаны с душевным настроем человека, с его нравственной установкой – отношением к себе и людям .

З.Фрейд видел причину возникновения невроза в подавлении сексуального инстинкта. Его ближайший ученик А.Адлер – в инстинктивном желании человека быть выше других, в стремлении к власти. Еще Святой Августин говорил о двух главных грехах человечества: первый – похоть или вожделение, второй – гордыня или надменность .

Невроз, очевидно, имеет два противоположных аспекта, из которых один охвачен теорией Фрейда, а другой – теорией Адлера. Речь идет о двух группах людей с различными ценностными ориентациями.

Кроме этих двух групп, существуют и другие. Юнг наблюдал, что часто его пациенты страдали неврозами, в которых главную роль играли другие факторы: плохая приспособленность к жизни в обществе, вопросы престижа, угнетенное состояние из-за жизненных трудностей, неспособность выполнить предъявляемые жизнью требования и т.д. Упущения всевозможного рода, неисполнение долга, затягивание выполнения задач и упрямое нежелание подчиниться авторитету способны настолько затормозить жизнедеятельность человека, что бессознательные содержания оказываются в состоянии действовать на сознание принудительным образом. Отсюда столь частое совпадение крайнего небрежения долга и неврозов навязчивых состояний.

Если иметь в виду главное, то невроз – это болезнь Души, не нашедшей для себя смысла .

Невротические проявления, сопровождающие нарушение естественного и правильного Пути развития человека, оказываются весьма ценными в смысле психического и физического здоровья. Они являются сигналами, указывающими, что человек развивается неправильно. В этом смысле невротические симптомы могут считаться компенсационными и оказываются частью механизма саморегуляции, нацеленного на достижение целостности .

Функция невроза ничем не отличается от функции снов, только куда сильнее и действеннее. Кстати, сновидения оказываются действенным средством в выведении Эго на главную магистраль индивидуации. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного Пути .

Лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними имеется существенное различие: невротик болен, потому что не осознает своей проблематики, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным. Осознавание проблемы препятствует вытеснению мучительных содержаний и обладает целебным действием. Хотя осознавание и вызывает у человека терзания, зато он, по крайней мере, страдает осмысленно и по поводу чего-то реального, в то время как невроз – это косвенное страдание от иллюзорного .

Мораль не была ниспослана свыше в форме синайских скрижалей и навязана народу, а напротив, мораль есть функция человеческой Души и стара, как само человечество. Мораль не навязывается извне – человек имеет её, в конечном счете, a priori в себе самом: не моральный закон, а, пожалуй, моральную сущность, без которой была бы невозможной совместная жизнь в человеческом обществе. Поэтому мораль имеет место на всех ступенях развития общества .

Исцелением, или спасением Души, испокон веков занималась церковь. Ею разработан целый спектр методов, начиная с очищения Души от грехов, причастия, крещения, молитвы и кончая защитой Души от нападения сил зла. Юнг считал человека религиозным по своей природе, а религиозную функцию инстинктом, – столь же могущественным, как и половой инстинкт или инстинкт агрессии. Религиозные чувства его пациентов играли решающую роль в излечении неврозов. Это наблюдение совпало с открытием, что человеческое сознание спонтанно создает образы религиозного содержания, что многочисленные неврозы (особенно во второй половине жизни) происходят от невнимания к этому характерному свойству нашей психики .

Как-то Юнга попросили объяснить, почему сегодня многие люди, почувствовав, что с их Душой происходит нечто неладное, скорее предпочитают обращаться к врачу, а не к священнику. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Юнг с помощью третьих лиц опросил большое количество людей, страдающих неврозом, так что в результате оказались охвачены швейцарские, немецкие и французские протестанты и католики. Результаты получились очень интересными. Обращаться к врачу предпочли 57% протестантов и лишь 25% католиков. Только 8% протестантов предпочли священников. Остальные протестанты (35%) не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос. Среди католиков, не определившихся по данному вопросу, было только 17%. В опросе участвовали только образованные люди. Но опыт показывает, что мировоззренческие проблемы, занимающие образованную публику, через 20 лет необразованные слои общества начинают воспринимать как свои собственные.

Почему же людей, предпочитающих обращаться к врачу, оказалось много среди протестантов и мало среди католиков? Юнг полагал, что всё дело в различиях церковных обрядов. Религиозные обряды во всех формах играют роль сосуда, способного вместить все содержания бессознательного. Католическая и православная церкви (в отличие от протестантской) не только обладают готовой техникой спасения Души, представленной исторически сложившимися формами исповеди, покаяния и отпущения грехов, но и помимо того, имеют в своем распоряжении богатую и представительную символику отправления ритуалов. Напротив, протестантские заботы о спасении Души гораздо более нуждаются в психотехнике, ибо в них не предусматривается сколько-нибудь серьезных форм ритуала. Несомненно, католическая и православная исповедь оказывает мощное воздействие, особенно в тех случаях, когда она предполагает не просто выслушивание, но и активное влияние на верующего со стороны священника .

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

557 Многолетний опыт научил меня тому, что чрезвычайно трудно вести дискуссии по проблемам психоанализа на научных собраниях. Существует столько заблуждений относительно самого предмета и неправильных его толкований, столько предрассудков в отношении известных психоаналитических взглядов, что почти невозможно достигнуть взаимопонимания при публичном обмене мнений. Спокойное обсуждение в тесном кругу, по моим наблюдениям, всегда более полезно и более плодотворно, нежели страстный публичный спор (coram publico). Тем не менее, следуя приглашению комитета настоящего съезда, обратившегося ко мне как к представителю психоаналитического движения, попытаюсь по возможности изложить главные основополагающие теоретические понятия, относящиеся к психоанализу. Я вынужден ограничиться частичными данными, ибо совершенно невозможно охватить в краткой лекции полноту смысла в этом движении, конечные цели его стремлений, разнообразные приложения, психологию и теоретическое направление самого анализа, наконец, значение его для мифологии, сравнительного изучения религий, философии и т. д. Однако предварительно замечу, что, излагая некоторые из этих теоретических основ, я предполагаю, что мои слушатели хотя бы в некоторой степени ознакомлены с развитием и основными результатами психоаналитических исследований. К сожалению, многие нередко считают, что вправе судить о психоанализе, не прочитав ни одной строки о нем; я же твердо убежден, что для компетентного суждения необходимо изучить основные труды по данному предмету.

Несмотря на то, что теория Фрейда о неврозе разработана до мельчайших подробностей, ее нельзя признать ни достаточно ясной, ни вполне доступной, так что я вынужден дать краткий обзор основных его взглядов.

Вам, конечно, известно, что лет пятнадцать тому назад возникла теория о происхождении истерии и родственных ей неврозов, имевших место вследствие травмы или сексуального шока в раннем детстве. Однако пришлось весьма быстро признать, что сексуальная травма не может быть действительной причиной невроза, ибо для этого она слишком распространена: едва ли можно найти человека, не пережившего какого-либо сексуального шока в ранней юности - между тем лишь сравнительно немногие впадают в невроз в течение дальнейшей жизни. Сам Фрейд вскоре был вынужден заключить, что ранняя травма, о которой повествуют некоторые пациенты, является чистым вымыслом - порождением фантазии, не имевшим места в действительности. Более того, дальнейшие исследования неоспоримо доказали, что даже если эта травма и имела место, она нередко является лишь частичной причиной невроза, хотя иногда само его строение как будто указывает на то, что он исключительно порожден ею. Если бы невроз явился неизбежным последствием травмы, то было бы непонятно, почему он не наблюдается несравненно более часто.

Таким образом очевидно, что действие шока, несомненно, зависит от болезненно преувеличенной фантазии испытавшего его индивида. Кроме того, Фрейд убедился, что та же фантазия проявляется и в сравнительно ранних дурных привычках, которые он назвал инфантильной извращенностью. Его новое понимание этиологии невроза было основано именно на этом развитии его взглядов: он стал приписывать невроз какой-либо сексуальной деятельности в раннем детстве; отсюда возникло последнее его положение о фиксации нервнобольного к определенному периоду раннего детства, как бы оставляющему прямой или косвенный след на психологической установке.

Кроме того, Фрейд пытается классифицировать неврозы (включая и шизофрению) или установить их различие согласно периоду инфантильного развития, в котором возникла фиксация. С точки зрения этой теории, нервнобольной совершенно зависит от инфантильного прошлого; все позднейшие расстройства, нравственные конфликты, ощущение неполноценности и т. д. как бы порождены могущественными влияниями этого периода жизни. Соответственно, главная задача лечения заключается в развязывании этой инфантильной фиксации, которая понимается как бессознательное застревание ("зацикливание") сексуального либидо в некоторых инфантильных фантазиях и привычках.

561 По моему мнению, все вышеизложенное является сущностью фрейдовской теории невроза. При этом оставлен без внимания весьма важный вопрос, а именно, о причине этой фиксации либидо на инфантильных фантазиях и привычках. Не надо забывать, что почти всякий человек в течение какого-либо периода жизни имеет инфантильные фантазии и привычки, в точности совпадающие с таковыми же у невротика, но так как фиксации на них не обнаруживается, то он и не заболевает. Стало быть, этиологическую причину невроза следует искать не в самих фантазиях, а в фиксации на них. Многочисленные указания на наличие инфантильно-половых фантазий при неврозах лишены всякого значения, поскольку им приписывается этиологическая значимость, раз подобные фантазии наблюдаются у нормальных людей, что мной лично многократно удостоверено. Как представляется, тут характерен исключительно факт инфантильной фиксации.

562 Но необходимо ознакомиться и с характером доказательств ее существования, ибо Фрейд, будучи вполне искренним и строгим эмпириком, никогда не принял бы эту гипотезу без достаточного основания. Основание же мы находим в результатах психоаналитических исследований бессознательного. Психоанализ разоблачает бессознательное существование множества фантазий, которые коренятся в инфантильном прошлом и группируются вокруг так называемого основного комплекса - у лиц мужского пола его можно назвать эдиповым комплексом, у женщин же - комплексом Электры. Сами термины позволяют понять, в чем тут дело. Трагизм судьбы Эдипа и Электры развился исключительно в тесных пределах семьи, судьба ребенка ограничена этими же пределами. Поэтому конфликты Эдипа и Электры особенно характерны для инфантильных конфликтов. Существование этих конфликтов в детстве неоспоримо доказано психоанализом. В области данных комплексов и предполагается возникновение фиксации. Повышенная потенция и действенность основного комплекса в бессознательном нервнобольных привели Фрейда к гипотезе особо интенсивной фиксации на нем или связи с ним. Для нервнобольных типично не существование данного комплекса - при исследовании он наблюдается в бессознательном каждого человека - а лишь особая привязанность к нему. Они несравнимо сильнее подпадают под его влияние, нежели нормальные люди; это подтверждается многими примерами, которые можно обнаружить в каждом психоаналитическом отчете о нервных заболеваниях. 563 Правильность этого взгляда следует признать весьма вероятной, ибо гипотеза об инфантильной фиксации основана на хорошо известном факте, что некоторые периоды жизни - в особенности детство - нередко навсегда оставляют в психике решающий след. Открытым остается лишь вопрос о том, возможно ли признать подобное объяснение вполне удовлетворительным. Исследование людей, являющихся нервнобольными с детства, как бы говорит в его пользу, ибо тут постоянная, мощная деятельность основного комплекса наблюдается в течение всей жизни. Если же мы возьмем случай, где невроз обнаруживается, например, лишь вследствие сильного переутомления (что случается довольно часто), то объяснение наше становится сомнительным. Ибо если фиксация действительно существует, то недопустимо основывать на ней новую гипотезу, утверждающую, что временами, в течение известного периода жизни, она ослабевает и становится недействительной, временами же внезапно усиливается и действенность ее возрастает. В подобных случаях основной комплекс обладает действенностью и потенциальностью совершенно в такой же степени, как в тех случаях, которые, казалось бы, поддерживают теорию фиксации. Тут критическая установка особенно уместна, принимая во внимание столь частое наблюдение, что момент обнаружения заболевания далеко не безразличен: в громадном большинстве случаев он, напротив, чрезвычайно важен. Он обычно совпадает с необходимостью нового психологического приспособления. Подобные обстоятельства весьма благоприятны для возникновения невроза: это известно всякому опытному невропатологу.

564 Этот факт представляется мне чрезвычайно значительным. Если фиксация действительно существовала бы, то ее влияние было бы постоянным, иными словами, невроз продолжался бы всю жизнь, но очевидно, что этого нет. Психологически невроз лишь отчасти детерминируется ранним инфантильным предрасположением - он столько же зависит и от известных актуальных причин. Более того, подвергнув внимательному изучению разнообразные виды инфантильных фантазий и происшествий, к которым прикован нервнобольной, мы вынуждены прийти к заключению, что в них нет ничего специфического для невроза. Вполне нормальные лица переживают множество весьма сходных внутренних и внешних впечатлений, которые иногда приковывают их в высокой степени, невроз же при этом не развивается. Первобытный человек, например, в особенности прикован к собственному инфантилизму. Из всего вышесказанного почти с полной уверенностью можно заключить, что так называемая фиксация есть нормальное явление и что инфантилизм во всякой психике должен играть решающую роль. Тот факт, что нервнобольной как бы находится под преобладающим влиянием своих инфантильных конфликтов, доказывает, что тут дело не столько в фиксации, сколько в совершенно особом взгляде больного на свое инфантильное прошлое. Он как бы преувеличивает значение этого прошлого, искусственно раздувает его до крайних пределов. (Адлер, ученик Фрейда, высказывает весьма схожее мнение).

Содержание

Кризис. Невроз. от Юнга.

"Совершенно невыносимый внутренний разлад, является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий - это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы". Юнг

"Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным.
Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения - психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново." Дэрил Шарп

"Вопрос: Можно попросить доктора Юнга дать нам определение невроза?

Юнг: Невроз - это диссоциация личности, обусловленная наличием комплексов. Само по себе существование комплексов - это нормальное явление; но если они несовместимы, происходит отщепление той части личности, которая больше противоположна сознанию.
Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.
Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, - это уже легкий невроз.

Вопрос: Доктор Юнг, по-моему, вы рассматриваете обострение невроза как попытку самолечения, то есть как попытку компенсации посредством выявления подчиненной функции.

Вопрос: Тогда, как я понимаю, с точки зрения индивидуального развития обострение невроза является благоприятным?

Юнг: Это действительно так, и я рад. что вы поставили этот вопрос. Да, такова моя точка зрения. нередко нам приходится:"Слава Богу, он смог довести свою психику до невроза". Невроз - это действительно попытка самолечения, в такой мере, как любая соматическая болезнь отчасти является попыткой самолечения. Это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие, которая функционально ничем не отличается от сновидения, только эта попытка значительно более энергична и действенна".
1935. Лондон.

Comments

(без темы)

(без темы)

ну да. видимо когда вырвано из контекста звучит сложно.

Тут Юнг, как и гештальтисты, полемизирует с классическим "медицинским" подходом своего времени. Где невроз - любое известное функциональное расстройство сознания или эмоциональной сферы без явных органических повреждений или изменений; оно может включать в себя тревожность, фобию и другие симптомы, которые проявляются в отклонении поведения от нормы. Невроз лишь как психическое заболевание, как отклонение от нормы, которое нужно лечить. Тогда метод лечения - в устранении психологических симптомов.

Юнг обозначает ценность невроза, его цель как психического процесса - это психическая энергия выделяющаяся на решение забуксовавшего внутреннего конфликта. Юнг описывает суть этого конфликта (в рамках своего подхода), чтобы психотерапевты использовали симптомы как ресурс для работы, работали на устранение причины невроза следуя за энергией клиента.

Похожий подход и в гештальте - уважение к болезни, к симптомам как к процессу клиента.

СамоЛЕЧЕНИЕ - может не точное слово. Конечно без помощи специалиста может и в психоз вылечиться.
Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:
"Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.
Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. "

В гештальте тоже "энергитический подход". Терапевт идет за энергией клиента по кривой контакта. Тоже важно осознавать потребности и то как клиент их удовлетворяет или прерывает удовлетворение.

> А невроз - конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так.

А ведь похоже на конфликт между "комплексами" Юнга :).

> У нас ведь это - конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным).

А почему не бессознательными? Зачастую какие-то из потребностей или способы их удовлетворения как раз не осознаются и поэтому конфликт не разрешается. В гештальте эти "комплексы" описывают как привычки, паттерны поведения, которые вошли в привычку, уже не осознаются и формируют характер - набор комплеков поведения работающих автоматически, без творческого приспособления.

> Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Просто так - невозможно равновесие установить :). Юнг как раз и указывает ценность невроза как на индикатор, сигнал - что нарушены процессы приводящие к равновесию со средой. В гештальте - равновесие достигается как раз после удовлетворительного прохождения по всей кривой контакта, на завершении фазы ассимиляции. Т.е. для гештальтиста - есть срыв движения по кривой контакта, потребность не удовлетворяется.

Содержание

Кризис. Невроз. от Юнга.

"Совершенно невыносимый внутренний разлад, является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий - это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы". Юнг

"Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным.
Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения - психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново." Дэрил Шарп

"Вопрос: Можно попросить доктора Юнга дать нам определение невроза?

Юнг: Невроз - это диссоциация личности, обусловленная наличием комплексов. Само по себе существование комплексов - это нормальное явление; но если они несовместимы, происходит отщепление той части личности, которая больше противоположна сознанию.
Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.
Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, - это уже легкий невроз.

Вопрос: Доктор Юнг, по-моему, вы рассматриваете обострение невроза как попытку самолечения, то есть как попытку компенсации посредством выявления подчиненной функции.

Вопрос: Тогда, как я понимаю, с точки зрения индивидуального развития обострение невроза является благоприятным?

Юнг: Это действительно так, и я рад. что вы поставили этот вопрос. Да, такова моя точка зрения. нередко нам приходится:"Слава Богу, он смог довести свою психику до невроза". Невроз - это действительно попытка самолечения, в такой мере, как любая соматическая болезнь отчасти является попыткой самолечения. Это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие, которая функционально ничем не отличается от сновидения, только эта попытка значительно более энергична и действенна".
1935. Лондон.

Comments

(без темы)

(без темы)

ну да. видимо когда вырвано из контекста звучит сложно.

Тут Юнг, как и гештальтисты, полемизирует с классическим "медицинским" подходом своего времени. Где невроз - любое известное функциональное расстройство сознания или эмоциональной сферы без явных органических повреждений или изменений; оно может включать в себя тревожность, фобию и другие симптомы, которые проявляются в отклонении поведения от нормы. Невроз лишь как психическое заболевание, как отклонение от нормы, которое нужно лечить. Тогда метод лечения - в устранении психологических симптомов.

Юнг обозначает ценность невроза, его цель как психического процесса - это психическая энергия выделяющаяся на решение забуксовавшего внутреннего конфликта. Юнг описывает суть этого конфликта (в рамках своего подхода), чтобы психотерапевты использовали симптомы как ресурс для работы, работали на устранение причины невроза следуя за энергией клиента.

Похожий подход и в гештальте - уважение к болезни, к симптомам как к процессу клиента.

СамоЛЕЧЕНИЕ - может не точное слово. Конечно без помощи специалиста может и в психоз вылечиться.
Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:
"Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.
Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. "

В гештальте тоже "энергитический подход". Терапевт идет за энергией клиента по кривой контакта. Тоже важно осознавать потребности и то как клиент их удовлетворяет или прерывает удовлетворение.

> А невроз - конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так.

А ведь похоже на конфликт между "комплексами" Юнга :).

> У нас ведь это - конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным).

А почему не бессознательными? Зачастую какие-то из потребностей или способы их удовлетворения как раз не осознаются и поэтому конфликт не разрешается. В гештальте эти "комплексы" описывают как привычки, паттерны поведения, которые вошли в привычку, уже не осознаются и формируют характер - набор комплеков поведения работающих автоматически, без творческого приспособления.

> Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Просто так - невозможно равновесие установить :). Юнг как раз и указывает ценность невроза как на индикатор, сигнал - что нарушены процессы приводящие к равновесию со средой. В гештальте - равновесие достигается как раз после удовлетворительного прохождения по всей кривой контакта, на завершении фазы ассимиляции. Т.е. для гештальтиста - есть срыв движения по кривой контакта, потребность не удовлетворяется.

Новый фильм режиссера Дэвида Кроненберга "Опасный метод", выдвинутый на соискание премии "Оскар", раскрывает нелицеприятные подробности жизни и работы великих психиатров начала XX века - Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Между гениями встала женщина - бывшая пациентка первого и сотрудница второго. Хотя показанные в фильме эпизоды порки Шпильрейн Юнгом не получили подтверждения, документы пролили свет на другие нелицеприятные подробности жизни и работы обоих гениев.

Считается, что Юнг и Фрейд, которые в течение шести лет сотрудничали и вели обширную переписку, перестали общаться, поскольку Юнг разочаровался в знаменитой теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе истерических состояний и неврозов.

Но в 1977 году в подвале одного из женевских особняков нашли ящик с документами, которые пролили свет на истинную причину разрыва, пишет издание The Daily Mail. Среди этих бумаг были дневники Сабины Шпильрейн - пациентки Юнга, которую он не только успешно вылечил, но и вступил с ней в связь. Там также нашли черновики ее писем обоим психиатрам и переписку между двумя светилами медицинской мысли.

Российскую подданную Сабину Шпильрейн привезли Юнгу в 1904 году. Тогда ей было 18 лет. В медицинской карточке Шпильрейн говорилось, что она "смеется и плачет в странным образом перемешанной и навязчивой манере". Кроме того, у нее отметили сильный нервный тик. Она трясла головой, высовывала язык и дергала ногами. Шпильрейн отправили к Юнгу из другой психиатрической клиники, где не смогли ее вылечить.

Молодой врач нашел внешность пациентки "восточной и сладостной", а выражение ее лица - "чувственным и мечтательным", при этом сама она была убеждена в том, что выглядит дурно.

Из бесед с пациенткой психиатр установил, что причиной ее состояния были проблемы с родителями. Подверженный депрессиям и маниакально желающий властвовать, ее отец с энтузиазмом наказывал дочь, как морально, так и физически. Он отводил дочь в особую комнату, где бил ее. Эти наказания дочь вынуждена была выносить аж до 11-летнего возраста. Мать Сабины также была властной натурой и, подобно отцу, била и унижала дочку. В результате Сабина была преисполнена чувства вины, а также подавленной сексуальности, испытывая постоянные фантазии на тему проступков и наказаний.

Попав на лечение к Карлу Густаву Юнгу, Сабина Шпильрейн ежедневно изливала ему свои чувства в продолжительных беседах. Юнгу стало понятно, что теперь Сабина фиксирует свои чувства на нем, перенеся на него ту нездоровую, болезненную любовь, которую она чувствовала к отцу.

Однажды Юнг уехал из своей лечебницы на целый день. На следующий день Сабина заявила ему, что фантазировала о том, как он будет причинять ей боль, и стала умолять его сделать это. "Я хочу эту боль, я хочу, чтобы вы сделали со мной нечто очень плохое, чтобы вы заставили меня сделать нечто, чему противодействует все мое существо", - умоляла она доктора.

Карл Густав и Сабина: от порки к нежным письмам

Согласно фильму Кроненберга, Юнг уступил этим мольбам и принялся пороть ее, как это делал и ее отец. Вряд ли этот эпизод соответствует реальности. Но нет сомнений, что врач и пациентка вступили в отношения, вышедшие далеко за пределы, очерченные врачебной этикой. Психиатр колебался, пытаясь сопротивляться ее настояниям, но в конце концов позволил ей ассистировать в психологической лаборатории.

Шпильрейн оказалась способной ученицей и получила очень хорошее образование. В конце концов по своей начитанности и интеллекту она превзошла супругу Юнга Эмму.

Через год Шпильрейн оставила лечебницу Юнга и поступила учиться в медицинский институт, надеясь стать психиатром. После этого Юнг впервые написал Фрейду, чтобы сообщить ему об эффекте его метода психотерапии. Польщенный Фрейд ответил, и завязалась переписка, в ходе которой Фрейд относился к Юнгу не столько как учитель к ученику, сколько как отец к сыну. Когда в 1907 году ученые встретились, они проговорили 13 часов без перерыва.

В то же время Шпильрейн, продолжая учиться в мединституте, по-прежнему виделась с Юнгом. Постепенно психиатр так привык к своей бывшей пациентке, что начинал нервничать, когда она не спешила давать о себе знать. Однажды Юнг даже написал ей: "Вернись ко мне в пору моей нужды, верни мне хотя бы часть любви, вины и самопожертвования, что я смог тебе дать, когда ты была больна. Но теперь именно я - болен!"

Разговоры об их взаимоотношениях, ходившие в Цюрихе, достигли матери Шпильрейн, которая получила анонимное письмо, возможно, от Эммы Юнг. Госпожа Шпильрейн написала Юнгу: "Тогда вы спасли мою дочь, но теперь вы не должны разрушать ей жизнь".

Взбешенный и перепуганный грядущим ударом по своей репутации Юнг в ответном письме пригрозил потребовать гонорар за лечение дочери, объявив при этом, что больше видеться с ней не будет. Сабина же, не желая расставаться с Юнгом, написала Фрейду с просьбой о помощи.

"Четыре с половиной года назад доктор Юнг был моим врачом, а затем стал моим другом и, наконец, моим "поэтом", то есть возлюбленным. Он проповедовал полигамию, и его жена не должна была возражать", - писала она. Юнг, ожидая чего-то подобного, заранее написал Фрейду, что "некая пациентка" постоянно пыталась в свое время совратить его.

Должно быть, гора упала с плеч Юнга, когда оказалось, что Фрейд проигнорировал письмо Сабины. Но несколько месяцев спустя отношения возобновились, когда Юнг согласился встретиться с Сабиной, чтобы обсудить ее диссертацию. Но когда Юнг раскритиковал ее научную работу, связь снова прервалась. Уязвленная и обиженная, Сабина отправилась в Вену, где вошла в ближний круг Фрейда. Там она рассказала последнему, что Юнг "разрушил ее жизнь". Вот тогда-то сотрудничество двух великих психиатров и превратилось во вражду. Именно в то время между ними разгорелся спор о природе либидо.

Как поссорились Фрейд с Юнгом: неизвестные страницы

В апреле 1912 года Фрейд написал Юнгу, что Шпильрейн "обсудила с ним некоторые вопросы личного свойства", и дал понять, что использует ее признания, чтобы дискредитировать теории Юнга. Тот в ответ намекнул, что может рассказать об отношениях Фрейда с собственной родственницей.

Таким образом, великие умы принялись шантажировать друг друга, а меж двух огней попала женщина, дорогая для них обоих. Сама Шпильрейн оказалась талантливым психоаналитиком, но оба гения не отдали должное ей как первооткрывательнице ряда теорий, вместо этого используя их в собственных работах.

Разочаровавшись в обоих, Шпильрейн вышла замуж в 1912 году за врача Пауля Шефтеля, а в 1924 году вернулась на родину, где в 1942 году погибла от рук немецко-фашистских оккупантов. Отношения же между Фрейдом и Юнгом испортились окончательно. Когда в 1913 году они приехали на конгресс психоаналитиков, то даже не разговаривали там друг с другом.

Юнг пытался оправдаться перед Шпильрейн в последних письмах к ней, но ее заслуг как психоаналитика так и не признал. Она оказалась не единственной пациенткой Юнга, с которой он позволял себе переступать через принципы врачебной этики. Но именно Шпильрейн оказалась, видимо, предметом самой нежной и болезненной страсти великого психиатра.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.