Актуальность реабилитации при дцп

официального оппонента - доктора медицинских наук, Гавриловой Т.Д.

на диссертацию Кравцевича П.В. «Влияние лечебного плавания на

функциональные резервы организма детей со спастическими формами

степени кандидата биологических наук по специальности 14.03.11 восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура,

курортология и физиотерапия

Проблема детского церебрального паралича (ДЦП) актуальна в связи с ростом заболеваемости во всем мире и высокой степенью инвалидизации больных. В настоящее время изучение ДЦП неразрывно связано с реабилитационным направлением. Базовыми в реабилитации двигательных нарушений при ДЦП являются: лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические методы, фармакотерапия, ортопедохирургия, нейрохирургические вмешательства и многие другие методы, использование которых, может перестраивать патологический двигательный стереотип и в той или иной мере формировать новый. Однако из-за сложности организации системы реабилитационных мероприятий, немалых экономических затрат и многих других факторов, исследователей не удовлетворяет эффект от существующих методов восстановления двигательных навыков у больных с ДЦП. Это и является предпосылкой к поиску новых методов, оптимально сочетающих доступность и эффективность в процессе восстановления нарушенных функций организма детей с ДЦП. Среди последних особый интерес вызывает метод лечебного плавания.

Известно, что в детском возрасте формирование новых двигательных навыков наиболее перспективно, исходя из того, что функциональные системы в данный период наиболее пластичны и обладают большими резервными возможностями. В связи с этим влияние лечебного плавания на жизнеобеспечивающие резервы организма детей со спастическими формами ДЦП является актуальным.

Диссертационное исследование Кравцевича Петра Владимировича посвящено ключевым аспектам современной восстановительной медицины реабилитации двигательных нарушений у больных детским церебральным параличом. Исследование носит комплексный характер и является актуальной научной проблемой, до настоящего времени не нашедшей своего решения в современной науке.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций Достоверность и обоснованность полученных результатов не вызывает сомнения. Дизайн диссертации соответствует критериям восстановительной медицины и составлен исчерпывающе

методических приемов, глубокая статистическая проработка материалов придают работе цельный характер с единой логической последовательностью выполненных серий исследований. Диссертант показал себя способным, творческим научным работником.

Достоверность и новизна исследования, полученных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации Научная новизна исследования определяется тем, что автором впервые

классического массажа и лечебной гимнастики лечебное плавание более эффективно (в 2,2 раза) влияет на систему внешнего дыхания детей со спастическими формами ДЦП.

двигательной функции и абсолютной максимальной силе кистей рук.

Установлено, что лечебные курсы лечебного плавания способствуют уменьшению дефицита активного разгибания суставов за счёт увеличения объёма движений в голеностопных и локтевых суставах соответственно на 13,8 и 9% в отличие от традиционных методов, где прирост составил 4,2 и 3,3%.

Показано, что лечебное плавание оптимизирует протекание психических и познавательных процессов у детей со спастическими формами ДЦП в 2.3 раза в сравнении с классическим массажем и лечебной гимнастикой.

Основные результаты диссертации опубликованы в 18 печатных работ, 6

ДЦП дополняют сведения о психофизиологических изменениях, которые возникают при проведении реабилитационных мероприятий, и указывают на возможность применения его в медицинской практике. Данные, полученные в результате исследований, способствуют развитию и обогащению теории и практики в области восстановительной медицины и физиологии детей и подростков, что определяет значимость данной работы.

Полученные результаты по изучению влияния лечебного плавания в

лечебного плавания, совершенствования состояния ЦНС и нервномышечного аппарата, уменьшению проявления патологических синкинезий и

логической последовательности в следующих главах.

Во введении автор чётко изложил актуальность работы, суть решаемой проблемы, сформулировал цель, задачи исследований, а также основные практические и теоретические итоги, отразившие теоретико-методическую основу работы. Экспериментальное решение поставленных задач позволило

Глава литературного обзора изложена хорошим литературным языком, полно и последовательно раскрывает состояние вопроса по исследуемым проблемам. Обобщены литературные данные о современных представлениях о детском церебральном параличе, о характеристике методов реабилитации при ДЦП. Проанализированы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, изучающих эту проблему. Всё это позволило автору детально и обосновано сформулировать цель и задачи исследования Из анализа теоретического обзора литературных источников можно

обозначенной проблеме, выделены наиболее значимые для собственных исследований задачи, поставленные Кравцевичем П.В.

В главе, посвященной результатам собственных исследований, даётся характеристика влияния лечебного плавания на функциональное состояние кардиореспираторной системы, центральной нервной системы и нервномышечного аппарата, на развитие подвижности суставов и на развитие

Выводы диссертации логически вытекают из представленного анализа результатов исследования, они однозначны и подкреплены статистическими данными. Выводы и практические рекомендации базируются па фактическом материале и соответствуют задачам исследования. Обсуждены полученные

спастическими формами ДЦП.

Автореферат состоит из 24 страниц, соответствует предъявляемым требованиям и достаточно полно отражает содержание диссертации.

Личное участие диссертанта заключается в определении ключевой

экспериментальной частью работы, анализе и интерпретации полученных результатов. Кравцевичем П.В. сформулированы концептуальные положения по исследуемой проблеме, разработаны научно-теоретические рекомендации по применению материалов диссертационного исследования в практической деятельности и публичном их представлении на научных конференциях.

замечания, которые связаны с отдельными стилистическими неточностями и опечатками, не требуют пояснений.

К диссертанту имеются следующие вопросы:

1. По какой причине вы проводили свое исследование в школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей? И почему были выбраны группы с диагнозом ДЦП: спастическая диплегия и спастическая двойная гемиплегия 9

2. Какими средствами лечебного плавания Вы улучшали показатели восприятия и мышления?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного следует заключить, что диссертация

лечебного плавания в сравнительном аспекте с традиционными методами классического массажа и лечебной гимнастики на жизнеобеспечивающие резервы организма детей со спастическими формами ДЦП, которые имеют важное значение для практики восстановительной медицины.

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г.

№ 842, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук, а её автор, Кравцевич Пётр Владимирович заслуживает

специальности; 14.03.11 - восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия.

ДЦП. Проблемы реабилитации.
Психологические проблемы между родителями и детьми, возникающие вследствие болезненных традиционных методов реабилитации



Впервые столкнувшиеся с диагнозом ДЦП, родители, как правило не понимают что происходит с их ребенком и, по этой причине, не всегда могут создать правильные условия, требующиеся для ежедневного корректного сопровождения и полноценного развития ребенка с ДЦП.

Непонимание родителями всей сложности заболевания ребенка часто связано с тем, что их своевременно не информируют, что такое заболевание как ДЦП требует длительных и сложных реабилитационных мероприятий и что полное выздоровление ребенка маловероятно. Родителям не рассказывают, не показывают, не объясняют и не учат правильному ежедневному взаимодействию, способствующему постепенной реабилитации ребенка с диагнозом ДЦП.
К сожалению, специалисты НЕ всегда вовремя обнаруживают и ставят диагноз ДЦП и часто НЕ предупреждают родителей о том, что ДЦП не ограничивается детским возрастом. Название диагноза ДЦП используется только в России, во всем мире это заболевание называют Церебральный паралич.

Причиной возникновения заболевания ДЦП как в России, так и за рубежом считают нарушение работы мозга. Однако наш многолетний опыт и практика показывают, что ключевой причиной этого заболевания и всех его последствий является СПАСТИКА. Именно спастика (соединительнотканная недостаточность) является первопричиной следующих нарушений при ДЦП:
• Нарушения работы дыхательной системы на всех уровнях, вплоть до клеточного
• Нарушения деятельности головного мозга
• Нарушения центральной нервной системы
• Нарушения работы вегетативной нервной системы
• Нарушения гомеостаза (системы самовосстановления организма)
• Нарушения работы внутренних органов
• Нарушения сердечно –сосудистой системы
• Нарушения трофики всех органов и систем организма
• Нарушения всех видов обмена веществ
• Отставание в физическом и ментальном развитии



В мировой практике все реабилитационные мероприятия направлены только на облегчение состояния ребёнка, социализацию и обучение элементарному самообслуживанию, но не на полное выздоровление. Такая общемировая тенденция в реабилитации объясняется тем что, на сегодняшний день, не существует реабилитационных мероприятий освобождающих от спастики. Именно поэтому церебральный паралич во всем мире считается неизлечимым заболеванием. Инвалидность ребенку назначается с детства и на всю жизнь.

Среди реабилитологов популярно мнение о том, что ребенка необходимо успеть реабилитировать до 3-х лет. Это мнение они активно навязывают родителям и вводят их, таким образом, в сильное заблуждение.

Предлагая активно реабилитировать ребёнка до 3 лет, реабилитологи, только по известным им причинам, не предупреждают родителей о предстоящих проблемах, которые обязательно возникают в процессе роста ребенка, особенно в период пубертата. Еще никому из детей с ДЦП не удалось избежать усиления спастики в этом периоде, и последующего ухудшения состояния здоровья в процессе всей жизни. Во время пубертатного периода и дальнейшего роста ребёнка всегда проявляются скрытые глубинные напряжения и другие проблемы связанные со спастикой. В пубертатном периоде гормональная перестройка организма приводит к более тяжёлым и сложным состояниям, которые никто не учитывает и не знает, как правильно эти состояния сопровождать, чтобы не усугубить психофизическое состояние ребенка. Многие дети с ДЦП в переходном возрасте садятся в инвалидную коляску, потому что именно в этот период сильно активизируется рост организма в целом, и ребёнка с новой силой начинают сжимать и скручивать спазмы и спастика.

Родители, не обладая знаниями об особенностях состояния организма ребенка при ДЦП, упускают возможность самостоятельной ежедневной реабилитации. Не каждый родитель понимает насколько важно его личное осознанное участие в ежедневных реабилитационных мероприятиях ребенка.
В классической реабилитации не предусмотрено привлечение и обучение родителей методам восстановления и реабилитации, несмотря на научно доказанный факт, что обучение и вовлечение родителей в ежедневное взаимодействие со своим ребенком может привести к положительным, стабильным и пролонгированным результатам.




С другой стороны, многих родителей вводит в депрессивное состояние ситуация, в которой они не могут ничего сделать сами, не могут и не знают как самостоятельно помочь своему ребенку и из-за этого вынуждены полагаться только на чужие знания и руки. А если еще попадается не компетентный реабилитолог, не понимающий динамики спастичного тела, и у ребенка вследствие жестких реабилитационных мероприятий возникают серьезные травмы, то родителей начинает захлёстывать чувство вины, от отчаяния они буквально не понимают куда им бежать и что делать?! Все это только добавляет целый букет негативных эмоций как ребенку, так и родителям, усиливает их стрессовое состояние, справиться с которым самостоятельно практически невозможно.

Известный факт, что практически все методы и способы классической реабилитации болезненны, особенно для спастичного тела, и способствуют проявлению защитных реакций организма на боль в виде компенсаторной системной спастики. Манипулятивные и болезненные методы классической реабилитации только усиливают спастику в теле ребенка, от боли нарушаются его психика, что также провоцирует дополнительные неврозы у родителей. Часто, применение жестких и болезненных манипуляций в классической реабилитации, приводит к серьезным травмам у ребенка, таким как вывих тазобедренного сустава, переломам бедренных и подключичных костей, разрывам связок, сухожилий и пр.
Важным аспектом, глубоко нарушающим ПСИХИКУ ребенка в процессе болезненной реабилитации, является, так называемое, предательство родителей. Именно как предательство воспринимает ребенок поступок родителей, которые заведомо зная о предстоящей боли, отдают его чужим людям - реабилитологам, и в процессе реабилитации бездействуют, либо остаются на стороне тех, кто делает больно.


Поэтому очень важно, чтобы родители не давали вводить себя в заблуждение историями об эффективности интенсивной и ускоренной реабилитации, использующей любые методы вплоть до хирургических вмешательств, и не ожидали быстрого восстановления ребенка с ДЦП. Интенсивные реабилитационные мероприятия не приносят быстрых результатов, не избавляют от спастики и от диагноза ДЦП, они приводят родителей только к неоправданным ожиданиям, к депрессиям, к потере сил, к разочарованию в себе, в ребенке, и в итоге к нежеланию вообще хоть как-то помогать ребенку.

Необходимо чтобы родители с самого начала понимали и знали реальную картину возможного развития заболеваниям ДЦП.


Каждый родитель может и должен ежедневно работать с ребёнком самостоятельно, проводить с ним восстановительные мероприятия, которые будут способствовать безболезненному снятию спастики и полному оздоровлению.

Метод Н. Лоскутовой БФМ единственный на сегодняшний день способ восстановления организма, мягко и безболезненно освобождающий от спастики любого уровня и генеза. Методу обучают всех желающих родителей, для того чтобы они могли самостоятельно работать дома со своими детьми, ежедневно обеспечивая им достойное качество жизни и постепенно улучшая их здоровье. Уникальный способ обучения и система передачи практических знаний позволяют качественно усваивать материал родителям, не имеющим специальной подготовки, и в дальнейшем эффективно самостоятельно работать дома со своими детьми.
Система преподавания и техники метода, дают действительно результативный инструмент в руки самих родителей, дают возможность восстанавливать не только физическое, но и психоэмоциональное состояние ребенка.


БФМ единственный в мире метод снимающий внешнюю и внутреннюю глубинную спастику любого происхождения, как травматического, так и психосоматического, соматопсихического, психоэмоционального и пр.

Использование метода Н. Лоскутовой в семье имеет ряд дополнительных преимуществ, в частности происходит постепенное психоэмоциональное восстановление родителей и родственников.


При системной и ежедневной работе с ребенком по методу БФМ, обращение в Центр Н. Лоскутовой потребуется не более чем 2-3 раза в год для консультации и коррекционных сеансов.









Реабилитация детей с детским церебральным параличом

Дети страдающие ДЦП - это самая распространенная группа больных детей в современном мире.

ДЦП - это группа не прогрессирующих синдромов с повреждением головного мозга на ранних стадиях его развитья, в момент родовой деятельности вследствие прохождения по родовым путям или сразу же после рождения из-за асфиксии.

Это заболевание приносит массу трудностей, испытаний и проблем ребенку и его семье.

Больной ребенок - это всегда горе для его родителей. Из такой семьи часто уходят отцы и матерям приходится зачастую забыть о себе и кинуть все силы на воспитание своего больного, иногда не единственного ребенка в семье. Это очень трудная задача, ведь даже полной семье не просто собрать средства для качественной реабилитации и лечения своего ребенка и вывести его на более комфортный для него уровень жизни, для того чтобы он не чувствовал себя неполноценным, не таким как все, мог учиться и развиваться как все обычные дети в обычных детских садах и школах, высших учебных заведениях.

Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в российской федерации.

Реабилитация инвалидов и детей-инвалидов у нас регламентирована законом.

ГОСТ на медицинскую реабилитацию инвалидов Р52877-2007 распространяется на услуги по медицинской реабилитации инвалидов, предоставляемые предприятиями, учреждениями и организациями, и устанавливает основные виды и содержание этих услуг. [1]

Реабилитация (абилитация)

Реабилитация-- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитацию можно начать сразу после устранения угрозы жизни.

Пациентам начинают делать массаж для развития в мозге нейронных связей, которые надо довести у ребенка до автоматизма. Г.Сель считал, что развитие у таких детей происходит через стресс, через его три стадии (тревоги, резистентности и истощения). В дальнейшем были выделены еще несколько промежуточных стадий стресса. Специфическим для этих стадий является включение оперативных механизмов управления, многократная смена преобладания либо эрготропных, либо трофических реакций, высокая функциональная активность тканей, признаки рассогласования структурно – функциональной организации или процессы замены кратковременной адаптации на долговременную. [6]

Важно помнить, что дети страдающие ДЦП представляют собой особую категорию тяжелой хронической патологии, испытывающей состояние хронического стресса.

Основными принципами реабилитации являются: раннее начало, комплексность, индивидуальность, этапность, преемственность, непрерывность, мультидисциплинарный подход, сочетание общего и социального действия, контроль за адекватностью нагрузок, активное участие больного ребенка.

Виды реабилитации:

Физиотерапевтическое лечение: тепловые процедуры, лекарственный электрофорез, магнито- и магнитовибротерапия, компрессионный массаж, электростимуляция пораженных мышц, токи Дарсонваля, лечебное плавание, жемчужные ванны, гидромассаж.

Кинезотерапия: лечебная гимнастика (групповая, индивидуальная, пассивная, активная), дыхательная гимнастика, малоподвижные/подвижные игры, БОС.

Использование технических средств и тренажеров: шведская стенка, ортопедический мяч, подвесные ложементы для облегчения движений, ходунки, брусья, специальные тренажеры.

Различные виды лечебного массажа.

Адресное ортопедохирургическое лечение: лечение положением (укладки и растяжки), использование ортезных изделий (статических, динамических и функциональных), лечебное протезирование, этапное гипсование, оперативное лечение.

Различные виды рефлексотерапии, мануальная терапия, логотерапия, коррекционная педагогика, трудотерапия, музыкотерапия, занятия с психологом, методы сенсорной коррекции.

Реабилитация детей ДЦП состоит из 4х этапов.

Острый период. Этот этап длится 7-14 дней.

Ранний восстановительный период (до двухмесячного возраста).

Поздний восстановительный период (возраст ребенка – от 1 до 2 лет).

Период остаточных явлений. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется 2 года, и длится в раннем детстве и юношестве.

Сестринская деятельность при ДЦП

При организации сестринского процесса по уходу за больным ребенком сестринская деятельность направлена на решение проблем пациента (биологических, психологических и социальных) и его семьи (психологических и информационных).Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль в этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

Сестринская деятельность включает в себя:

Психологическую поддержку больного ребенка и его окружения;

Объяснение родителям важных аспектов современного лечения;

Информирование родителей о необходимости реабилитации;

Помощь в социальной адаптации ребенка;

Рекомендации по методике воспитания детей больных ДЦП;

Рекомендации о правильном подборе одежды для ребенка с ДЦП;

Дать рекомендации по технике кормления ребенка с ДЦП;

Обучить родителей приемам массажа;

Показать элементы кинезотерапия;

Массаж и кинезотерапия.

Профессиональный массаж и ЛФК при ДЦП останавливает развитие болезни и избавляет от осложнений. Процедуры лечебного массажа следует начинать как можно раньше.
Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП. [8]
Особенности массажа при ДЦП.

Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного. Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии. При чувствительной коже у больного следует начинать с сегментарного массажа. Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры. Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата. Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся: вибрация, растирание, поглаживание, разминание.
Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры. Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.
Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с точечным массажем, снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности. После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.
Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как: снижение чрезмерного мышечного тонуса, рост мускулатуры, улучшение кровотока и лимфотока, ускорение обмена веществ.

К противопоказаниям массажа относятся: острые формы аллергии, грибковые заболевания кожи, нарушения целостности кожного покрова, острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся: болезни инфекционной природы, острая сердечная недостаточность, повреждения кожного покрова.

Как делать массаж при ДЦП

У данной процедуры существует множество разновидностей:

Рассмотрим подробнее классический лечебный массаж.

Традиционная массажная методика очень сложна и поэтому ее выполнение возможно только квалифицированным специалистом. Начинается процедура с поглаживаний, которые улучшают отток лимфы и венозной крови, а также состояние кожи. Этот прием может выполняться любой частью кисти, даже пальцами. Движения не должны отклоняться от направления лимфатических сосудов. Легкие, поверхностные поглаживания могут идти вдоль и поперек, иметь спиралевидное и другие направления. Грубыми ошибками считаются неплотное, частичное соприкосновение поверхности кисти с массируемым участком и резкое, короткое, не размашистое движение руки.

Для снятия спазма с мускулатуры применяется нисходящий вектор направления массирующих движений. Этот прием позволяет также улучшить обменные функции при ДЦП.

После поглаживаний выполняется растирание. Этот прием устраняет спайки и кожные рубцы, разбивает накопившиеся в суставных полостях, сухожилиях и мышечной ткани отложения шлаков. Почти всегда здесь задействуются пальцы, но в зоне бедер и спины обычно орудуют основанием ладони, согнутыми пальцами. Растирают кожу вдоль и поперек. Хороший эффект оказывает воздействие на места мышечных креплений. Во время движения рука должна плотно соприкасаться с кожей и двигаться вместе с ней. Если воздействие будет поверхностным, то подкожные образования не будут растираться, вместо этого кожа массируемой области будет натерта до болезненных ссадин. Растирание используют и для укрепления суставов, ослабленных мышечных групп.

Для повышения интенсивности кровотока в глубоко расположенных венах, и чтобы сделать мускулатуру более функциональной, хорошо подходит прием разминания. Здесь движения идут вдоль или поперек относительно расположения мышечных волокон. Грубыми ошибками считаются поверхностный захват и недостаточный, неплотный контакт ладони с массируемым участком, из-за чего рука может соскользнуть. Пациенты, страдающие ДЦП, должны получать разминающий массаж при параличе для укрепления мускулатуры спины, живота, ягодичной и других зон, где волокна обладают недостаточно высоким тонусом.

Вибрационные процедуры. К вибрационным массажным движениям относятся: прием рубления, прием поколачивания, прием похлопывания. Они хороши для повышения тонуса мускулатуры, которая приобретает лучшую сократительную способность. Правильный прием рубления нужно проводить локтевым краем кисти, при этом пальцы должны быть сильно растопырены, а когда кисть ударяет по коже, им следует смыкаться. Рубление осуществляется только вдоль, параллельно мышечным волокнам. Грубыми ошибками являются движение в локтевом суставе вместо лучезапястного, и воздействие поперек мышечных волокон.

Похлопывать и поколачивать кожу можно в любом направлении, но движение должно начинаться от лучезапястного сустава.

Точечная методика. У точечно-рефлекторной методики имеются две разные формы: возбуждающая и тормозная.

Тормозная выполняется щепоткой из трех пальцев, которой производятся длительные надавливания (до минуты) или вращательные движения по часовой стрелке.

Возбуждающая технически выполняется идентично тормозной методике, но время воздействия сокращается до 5-10 секунд. Это полезно в случаях, когда тонус мускулатуры сильно понижен.

Эффективность. К положительным эффектам лечебного массажа при ДЦП можно отнести: улучшение кровотока, нормализацию функций внутренних органов, рост и укрепление мускулатуры, ускорение обменных процессов, повышение иммунитета. Классический массаж расслабляет мышцы и повышает их тонус, а также нормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемы из-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища. Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистые образования и ускоряют костный рост. Сегментарный метод через кожные покровы, мышцы и связки оказывает рефлекторное влияние на спинной и головной мозг. [8]

Лечебная физкультура (кинезотерапия)

ЛФК - научно практическая дисциплина, использующая средства физической культуры и спорта с лечебной и профилактической целями для восстановления здоровья и трудоспособности.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование одной из основных и эволюционно развитых биологических функций организма – движение. Физические упражнения являются характерным и специфическим средством ЛФК стимулирующим жизнедеятельность организма. В силу активного влияния упражнений на организм его можно отнести к методу патогенетической и восстановительной терапии, широко применяемому в комплексном лечении детей с ДЦП. Основным принципом применения средств ЛФК являются регулярность, дозирование, индивидуальность. Важной составляющей эффективности комплексов ЛФК является принцип регулярности физических упражнений, предполагающие ежедневные или дробные тренировки. Регулярные занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению мышечного динамического стереотипа, что является одним из аспектов мотивации для детей.

В ЛФК при заболевании ДЦП широко используют физические упражнения с элементами игры.

Под физическими упражнениями понимают специально подобранные и принимаемые для воспитательных и лечебных задач движения ребенка.

Систематические занятия ЛФК благоприятно сказываются на развитии многих систем организма у ребенка (костно-мышечной, сердечно – сосудистой системы).

Важным моментом приложения средств ЛФК являются состояния, когда имеет место вовлечения в патологический процесс других органов, нарушение роста и развития детского организма. Одним из проявлений такого рода нарушений является утрата некоторых навыков у детей раннего возраста или их ослабление и извращение у детей старшего возраста. В таких случаях ЛФК является единственным средством комплексной реабилитации, позволяющим добиться быстрой и полной нормализации двигательной сферы ребенка. Уравновешивание и выравнивание патологических процессов в организме происходит путем включения ряда защитно-приспособительных реакций, направленных на восстановление или замещение индуцированных болезнью повреждений. Компенсация формируется за счет сознательной перестройки функций поврежденного органа специально подобранными упражнениями или подпороговой стимуляцией частично выключенных анализаторов.

Наиболее известными формами ЛФК являются утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, лечебная дозированная ходьба, самостоятельные занятия физическими упражнениями, массовые формы оздоровительной физической физкультуры.

Лечебная гимнастика - основная форма проведения занятий ЛФК для восстановления функций поврежденного органа и организма в целом, проводится с учетом допустимой физической нагрузки и методических рекомендаций. Лечебная гимнастика - комплекс упражнений применяемый при хронических заболеваниях, связанных с потерей мышечной силы и объема движения в суставах. Нарастание физической нагрузки должно происходить постепенно.

Упражнения подбирают по принципу от простого к более сложному. Лечебная гимнастика при неврологических заболеваниях должна проводиться в условиях отсутствия болевого синдрома или на границе болевых ощущений.

Очень важно помнить, что эффект ЛФК наступает не сразу, а после систематических регулярных занятий.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. Развитие зрительно-моторной координации. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Другие методы кинезиотерапии: войт терапия, рефлекторная локомоция, иппотерапия, эрготерапия, методика Бобат, гидротерапия, садовая терапия, дельфинотерапия.

Итак: ДЦП продолжает оставаться состоянием, обуславливающим значительную часть случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижающим работоспособность и качество жизни, а также усугубляющим социальную дезадаптацию пациентов.

Комплексный подход к терапии и реабилитации больных ДЦП, использование новых эффективных фармакологических средств разнопланового действия позволяет не только компенсировать имеющиеся у них неврологический дефицит, но и улучшить качество их жизни и добиться адекватного уровня их социализации.

Трудно преувеличить роль медицинской сестры в лечении и реабилитации детей с ДЦП, т.к. она:

обучает семью пациента общению с больным ребенком, помогает организовать обследования, консультации специалистов;

следит за правильным выполнением рекомендаций врача и

за своевременными изменениями в плане реабилитации.

Список литературы

Р.М. Баевкий Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе 1984

В.А Елифанов Лечебная физическая культура и массаж. 2008

М.А. Ермушкин Основы реабилитации 2011

Р.И. Лупанов методическое пособие по детской неврологии 2009

Д.Ю. Пинчук Детский церебральный спастический паралич 2014

М.А. Ханн Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии 2018

Н.Б. Шабалина и др. Основные принципы и направления реабилитационных мероприятий 1988

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.