Развитие координационных способностей у детей с детским церебральным параличом

К. пед. н. Сетяева Н. Н., Щербаченко А. И.

Сургутский государственный педагогический университет,

Российская Федерация

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский церебральный паралич (ДЦП) значительно распространен среди других заболеваний нервной системы, ведущих к инвалидности, так как мультифакториальность этиологии, сложность патогенеза болезни затрудняют эффективность его лечения. Инвалидность по детскому церебральному параличу занимает первое место в структуре детской инвалидности неврологического профиля, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так психическими, речевыми и сенсорными нарушениями [Н. А. Гросс, 2000].

Распространенность детского церебрального паралича составляет, по данным различных исследователей, от 2,5 до 8,9 человека на 1000 детей [5]. При этом в последние десятилетия таких больных становится все больше.

Характерной особенностью детских церебральных параличей является нарушение моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса, снижением интеллекта, как следствие органического поражения ЦНС и нарушением координации движения. Однако к оординационные способности являются базой для формирования всех двигательных качеств, так как данная способность понимается как возможности человека, определяющая его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [И. Ю. Горская, 2000].

В последнее десятилетия в литературе недостаточно освещены вопросы комплексного использования средств физической культуры в условиях образовательного учреждения, что является в настоящее время актуальным, в связи с внедрением системы интегрированного образования.

В связи с этим проблема разработки современных научных оснований и внедрения в практику системы ранней дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом, повышения их координационных способностей, обеспечивающих максимальную компенсацию нарушений развития и его социальную адаптацию на самых ранних возрастных этапах, приобретает особую актуальность.

Цель исследования: оценить уровень развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом.

Объект исследования: координационные способности детей с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: оценка координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе и нтегрированного образования.

Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом.

2. Дать оценку координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе интегрированного образования.

В экспериментальной работе по исследованию временных и пространственных свойств (Ю. В. Корягина, С. В. Нопин) приняли участие 10 школьников с ДЦП, посещающие уроки на базе образовательного учреждения.

Первоначально мы провели тесты по определению времени простой сенсомоторной реакции и определения времени реакция на движущийся объект. Время простой сенсомоторной реакции может дать нам начальное представление об устойчивости нервной системы испытуемых, а реакция на движущийся объект используют в качестве физиологического теста для определения уровня взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, как в состоянии относительного покоя, так и под влиянием физической нагрузки. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Оценка временных и пространственных свойств детей с детским церебральным параличом

в процессе инклюзивного образования (простая сенсомоторная реакция, время на движущийся объект)

Сетяева Наталья Николаевна,Кандидат педагогических наук,доцент кафедры теории и методике физического воспитанияСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутnsetyaeva@yandex.ru

Щербаченко Андрей Игоревич,Студент Vкурса факультета физической культуры и спортаСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутandryxa_surgut@mail.ru

Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования

Аннотация.В статье представлено обоснование методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличомв процессе инклюзивного образования, включающая в себя обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; налаживание взаимоотношений между ними; развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Ключевые слова:детский церебральный паралич, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями,координационные способности.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

терминсобирательный, который объединяетгруппу неврологических непрогрессирующих расстройств, происходящихв результате повреждения мозга в раннем периоде развития или недоразвития. ДЦП характеризуется разнообразием клинической симптоматики и тех форм, которые необходимо преодолетьв течение многих лет [3, 4].Особенностью ДЦПявляется нарушение двигательного (моторного)развития ребенка, обусловленное, снижением интеллекта,аномальным распределением мышечного тонуса, икакследствие нарушением координации движения и органического поражения центральной нервной системы. Однако данныеспособности это база для развития всех других двигательных качеств, так как данная способность понимается как возможности человека, определяющая его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [1].Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. Объект исследования: координационные способности детей с детским церебральным параличом.Предмет исследования: методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Гипотеза исследования: разработанная методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физическойкультуры.Для решения указанной цели были поставлены следующиезадачи исследования:1. Изучить в теории особенности развития координационных способностей в процессе инклюзивного образования детей с детским церебральным параличом.2. Определить уровень развитие координационных способностей и развития физической подготовленности детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.3. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Анализ результатов констатирующего эксперимента не подтвердил нашу гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что выявленные нами показатели развития координационныхспособностей, в частности пространственновременных свойств детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физической культуры. Следовательно, мы не можем говорить об эффективности программы по физической культуре системы инклюзивного образования по развитию координационных способностей и пришли к выводу, что программа нуждается в доработке и введении новых методик для более качественного развития детей с особыми образовательными потребностями.На этом основании нами была предложена методикаразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования, включающая в себя:

1. Обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместных занятий.2. Налаживание взаимоотношений между детьми с особыми образовательными потребностями и здоровыми на уроках. 3. Методические приемы, направленные на развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями и проведения мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Обязательнымусловием проведения исследованиясталосравнение исходных и конечных результатов экспериментальных и контрольных групп. Эти группы состояли из детейс особыми образовательными потребностями 10учащихсяи 10 здоровых детей.Положительные изменения по окончанию эксперимента произошли и в показателях изометрического отжимания в экспериментальной группе.Значительный прирост данного показателя отмечается в следствии того, что вся деятельность назанятиях велась в направлении нормализации мышечного тонуса и развития контрактур.Следующими исследуемыми показателями явились результаты силы хвата доминантной руки (динамометрия)(табл. 1).Вследствие клинических проявлений детского церебрального паралича (наличие парезов) акцент делался на доминантной руке, так как у многих пациентов отмечаются гемипарезы.Показатели изменились значимо (почти в 2 раза) в экспериментальной группе после предложенной методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. При данной патологии большой объем работы должен быть направлен на применение активной или активнопассивной гимнастики, учитель физической культуры должен выступать не в качестве наблюдателя, а непосредственно быть в процессе физкультурной деятельности.

Таблица 1Показатели силы хвата доминантной руки до и после эксперимента

№Экспериментальная группаКонтрольная группаФ.И.

до экспериментапосле экспериментаФ.И.

до экспериментапосле эксперимента1.С.А. (правая)1027М.И. (левая)6102.Р.И. (левая)312З.Н. (левая)773.Л.И. (левая)311А.И. (правая)474.К.Т. (левая)2948К.Э. (левая)15145.Н.М. (правая)1023А.А. (правая)17196.П.Д. (левая)3140С.К. (правая)26257.М.А. (левая)2232Х.И. (левая)20228.И.К. (правая)2541П.И. (правая)589.Г.Э. (левая)1630К.Ф. (правая)141810.З.А. (правая)06С.Б. (правая)25М14,927,0

0,56tтабл2,10; 2,88; 3,92

2,10; 2,88; 3,92Р 0,05

Анализ показателей поднимания туловища из положения лежа на спине, сгибания руки иотжимания в положении сидя до и после исследования в экспериментальной группе изменились так же достоверно значимо (Р


Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно ребенка с ДЦП. Координация движений у школьников с ДЦП однозначно должна развиваться, при помощи комплексного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_1_koordinatsiya_dvizheniy.docx 17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координации движений у обучающихся с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое затрагивает многие системы организма. Нарушены нервные и мышечные системы, они приводят не только к двигательным нарушениям, но и к задержке или патологии умственного развития, речевой недостаточности, могут быть нарушения слуха и зрения. Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений и ориентировки в пространстве. Поскольку нарушены двигательный, психоэмоцианальный и социально – педагогический аспект развития личности, все это препятствует социальной адаптации ребенка. ДЦП является причиной тяжелых двигательных нарушений, нарушены формирование реакции, равновесия и координации движений. Все это происходит из- за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. В управление движений принимают участие многие отделы ЦНС, поэтому у детей с ДЦП нарушены координация движений, это проявляется в стояние, ходьбе, асимметрии движений правой и левой стороны, нарушения в точности движений.

Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно ребенка с ДЦП. Координация движений у школьников с ДЦП однозначно должна развиваться, при помощи комплексного подхода. Это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из развития способности к освоению простых и затем более сложных координационных действий, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями обстановки, из развития точности движений по силе, во времени и пространстве.

Для развития координации движений используются разнообразные методы:

Это основные методы развития координации, но что бы добиться, положительного результата на начальном этапе необходимо использовать метод педагогического наблюдения. Во время занятия учитель наблюдает , как легко и быстро ученик овладевает различными видами упражнений, как точно и быстро координирует свои движения, например когда участвует в эстафете, подвижных и спортивных играх, как своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуации внезапного изменения обстановки, в ситуациях когда высокие требования к координационным способностям. Так же для определения уровня координации движений есть специальные тесты.

  1. Стойка на одной ноге.

2. Ходьба по горизонтальной скамье.

3. Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

4. Движение по схеме.

5. Ведение мяча змейкой.

6-7. Выполнение различных координационных упражнений.

8. Челночный бег 3х10 м.

9. Скорость перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки в игре.

Данные тесты подобраны для школьного среднего возраста. При выборе тестов необходимо, что бы они соответствовали следующим требованиям:

- были естественны и доступны для школьников среднего возраста с ДЦП и в тоже время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей;

- не требовали сложных двигательных умений, специального обучения, сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения.

Критерии, по которым оцениваются тесты:

- время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

- координационная сложность выполняемых двигательных заданий. В качестве заданий тестов применяются упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающихся в двигательном опыте человека;

- точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

- сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

- стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Её оценивают по показателям целевой точности – количеству попаданий различных предметов в мишень, например.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака по В. И.Лях:

- правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели (делает то, что нужно);

- рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно);

- двигательную находчивость при выполнении действия.

После определения уровня развития координации движений подбираются комплекс упражнений для ее развития, необходимо подобрать такой комплекс, что бы дети с разным уровнем развития могли его выполнять и те дети у кого уровень выше могли усложнять ее и не останавливаться на достигнутом результате.

Хорошее влияние на развитие координации движений являются внедрение в школьный урок фитнес гимнастики. Упражнения на степ платформе легко подобрать для каждого. Комбинации, которые выполняются на степ платформе, развивают динамику и пространственно-временные параметры движений, способность ориентироваться в пространстве, сохранение устойчивости в статике и динамике, чувство ритма, способность к симметричному выполнению упражнений.

Координация не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство. Координация движений поддается тренировке, и можно добиться значительного повышения её уровня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство .

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки.

Занятие для воспитанников с хореографической подготовкой на развитие координации движений, а так же для формирования навыка взаимодействия нескольких центров тела. Данное занятие было проведено .

Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников.

Координация движений означает их согласованность, гармонию между ними. Для выполнения одного движения необходимо поступление к определенной группе мышц точно дозированных нервных импульсов.

Предмет: лечебная физическая культура. Област.

Комплексы упражнений на развитие координационных способностей для детей с детским церебральным параличом

Комплекс упражнений на развитие равновесия для детей с ДЦП.

1. И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.

2. И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.

3. И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.

5. И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.

6. И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.

7. И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.

8. И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.

9. И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.

10. Лежа на боку. Методист находится сбоку от ребенка и слегка подталкивает его под плечи и бедра. Если ребенок теряет координацию, то его укладывают опять в положение на боку.

11. Лежа на животе и опираясь на предплечья. Находясь сбоку от ребенка, слегка подталкивать его в плечо из стороны в сторону. Ребенок не должен терять равновесия. Чтобы избежать его падения, нужно быстро менять направление толчков.

12. Лежа на животе. Ноги выпрямлены и по возможности разведены. Приподнять одну ногу ребенка вверх, удерживая ее за коленный сустав, и произвести толчки вперед-назад. Ребенок должен удержать это положение и не падать на бок.

13. Лежа на животе. Поднять одну (усложняется упражнение подниманием двух ног) ногу вверх и слегка подталкивать ребенка в стороны. Больной не должен падать на бок.

14. Стоя на четвереньках. Поднимание вверх одноименной, а затем разноименной руки и ноги. Подталкивать ребенка, который должен удержать равновесие.

15. Стоя на коленях. Руки вдоль туловища (усложняется подниманием рук вверх). Слегка подталкивать ребенка. Больной не должен отрывать рук и приседать на пятки. Отведение одной руки вперед, другой — назад.

16. Стоя на коленях. Руки вытянуты вдоль туловища и слегка отведены. Ребенок должен переносить массу своего тела с одного колена на другое. При этом следует держать его за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесена масса тела, и поднимать руку вверх. Ребенок должен сохранять равновесие и не садиться на пятки.

17. Стоя на коленях, одна нога, например, левая, выносится вперед и опирается на всю стопу. Методист поддерживает ребенка за левое колено, несколько отводит его и ротирует кнаружи эту ногу, слегка подталкивая вперед, назад, в стороны. Ребенок должен сохранять эту позу, правильно держать голову и туловище. При этом он может балансировать руками, но не опираться на них.

18. Сидя на полу без опоры на руки. Поднимать вверх ногу (ноги) и вперед руки, отводить их в стороны.

19. Стоя. Руки на поясе. Встать на носки и так держаться 10—15 с, встать на одну ногу и удержать равновесие в течение 5 с.

20. Стоя, руки на высоте плеч отведены в стороны. Ходьба по двум линиям, начерченным на полу, или по нарисованным следам.

21. Стоя, ребенка поддерживают сзади за подмышечные впадины. Несколько шагов вперед, затем резко изменить направление ходьбы.

Проанализировав таблицы, можно сделать следующий вывод.

По большинству показателей положительная динамика в исследуемой группе после проведения занятий ЛФК по предложенной методике становится выше.

Данную работу можно использовать как научно-методическое пособие при реабилитации детей с ДЦП, так как в ней описаны наиболее распространенные методы физической реабилитации и наиболее эффективные.

По данной теме было проанализировано 26 источников научно-методической литературы и выбраны наиболее эффективные и относительно дешевые, простые в применении методы физической реабилитации детей с ДЦП.

Все описанные средства физической реабилитации дают положительные результаты и хорошо сочетаются друг с другом.

Результаты реабилитации будут намного выше, если детям с ДЦП будут оказывать внимание 24 часа в сутки. Поскольку методистов физической реабилитации очень мало, а детей с ДЦП так много, то активное участие в их лечении должны принимать и родители. Для этого их нужно специально обучить и объяснить, что, когда и как нужно делать, чтобы помочь своим детям.

Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще. К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только унас, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведении о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.

Объект исследования: дети в возрасте от 1 года до 6 лет, страдающие ДЦП, проходящие лечение и адаптацию в санатории Автозаводского районного отдела здравоохранения г. Нижнего Новгорода.

Предмет исследования: изменение двигательной способности детей с ДЦП под влиянием средств и методов АФК.

В ходе работы над квалификационным сочинением были решены следующие задачи.

2. Проанализировано 26 научно-методическую литературу по данной теме.

3. Изучены формы ДЦП.

3. Дана достаточно подробная характеристика средствам физической реабилитации, используемым при ДЦП.

4. Проанализированы изменения двигательной способности детей с ДЦП под влиянием средств и методов АФК (в группах, проходящих лечение и адаптационные мероприятия в санатории Автозаводского районного отдела здравоохранения г. Нижнего Новгорода).

В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы. Организован педагогический эксперимент с двумя группами детей с ДЦП.

Проведено наблюдение за двумя группами детей (по 10 человек в каждой), больных ДЦП, проходящих лечение в санатории Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.

Теоретическая значимость. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные средства и методы физической реабилитации при ДЦП.

Практическая значимость. Использованный автором квалификационного сочинения комплекс упражнений может быть эффективно использован для детей, больных ДЦП.

Основные положения, выносимые на защиту.

Представленный комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие двигательных способностей детей с ДЦП (равновесие, ориентация в пространстве, быстрота реагирования, мелкая моторика). Применение АФК положительно влияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус ребенка.

Структура и объем квалификационного сочинения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 26 наименований работ отечественных авторов. Материал изложен на страницах, содержит таблицы, диаграмм и 10 страниц приложения.

Библиография

1. Барашнев Ю.И. Болезни нервной системы новорожденных детей. М., 1971.

3. Большая медицинская энциклопедия. Главный редактор академик Б.В.Петровский. Том 7. Издание третье. Издательство «Советская энциклопедия, М., 1977.

6. Гусев Е.И., Гречко В.Е., Бурд Г.С. Нервные болезни. Учебник. М.: Медицина, 1988.

7. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. Академия медицинских наук СССР, институт полиомиелита и вирусных энцефалитов. М.: 1969.

9. Жуховицкий М.С., Айзиков Г.С., Трудотерапия в лечении детских церебральных параличей.‑ В кн.: Проблемы восстановления при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964.

10. Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. М., 1995.

12. Макович З.Х. Природа двигательных нарушений при детских церебральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии.‑ Материалы 10-й сессии Ин-та полиомиелита и энцифалита. М. 1964.

13. Макович З.Х., Дементьева Р.К. Основные принципы лечебной физкультуры при детском церебральном параличе.‑ В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улучшению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М.,1971.

15. Массаж и гимнастика для самых маленьких. Методическое пособие для родителей. Нижний Новгород, 1991.

19. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М., 1987.

22. Справочник по физиотерапии / Под ред. В.Г. Ясногородского. М., 1992.

23. Техника и методики физиотерапевтических процедур / Под ред. В.М. Боголюбова. М., 1983.

24. Улащик В.С., Лукомский И.В. Основы общей физиотерапии. Мн., 1997.

26. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд. АПН РСФСР, 1959.

Комплекс основных упражнений, используемых при занятиях с детьми с различными формами ДЦП

I. Упражнения для формирования вертикального положения головы.

И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелкания пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.

И. п. лежа на спине в позе «эмбриона (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед – стимулируется подъем ребенком головы.

И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи – создаются условия для подъема головы.

То же, но тягу производить за предплечья или кисти – это способствует подъему головы и затем туловища.

И. п. лежа на животе: пассивные повороты головы ребенка в обе стороны.

И. п. лежа на животе, голова повернута в одну из сторон: потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.

И. п. лежа на животе, голова несколько выступает за край топчана – данное положение содействует подъему и стабилизации головы.

То же, но подъем и повороты головы достигаются за счет привлечения внимания ребенка к звукам (голоса, погремушки) или яркой игрушке.

Комплексы упражнений на развитие координационных способностей для детей с детским церебральным параличом

Комплекс упражнений на развитие равновесия для детей с ДЦП.

1. И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.

2. И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.

3. И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.

5. И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.

6. И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.

7. И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.

8. И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.

9. И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.

10. Лежа на боку. Методист находится сбоку от ребенка и слегка подталкивает его под плечи и бедра. Если ребенок теряет координацию, то его укладывают опять в положение на боку.

11. Лежа на животе и опираясь на предплечья. Находясь сбоку от ребенка, слегка подталкивать его в плечо из стороны в сторону. Ребенок не должен терять равновесия. Чтобы избежать его падения, нужно быстро менять направление толчков.

12. Лежа на животе. Ноги выпрямлены и по возможности разведены. Приподнять одну ногу ребенка вверх, удерживая ее за коленный сустав, и произвести толчки вперед-назад. Ребенок должен удержать это положение и не падать на бок.

13. Лежа на животе. Поднять одну (усложняется упражнение подниманием двух ног) ногу вверх и слегка подталкивать ребенка в стороны. Больной не должен падать на бок.

14. Стоя на четвереньках. Поднимание вверх одноименной, а затем разноименной руки и ноги. Подталкивать ребенка, который должен удержать равновесие.

15. Стоя на коленях. Руки вдоль туловища (усложняется подниманием рук вверх). Слегка подталкивать ребенка. Больной не должен отрывать рук и приседать на пятки. Отведение одной руки вперед, другой — назад.

16. Стоя на коленях. Руки вытянуты вдоль туловища и слегка отведены. Ребенок должен переносить массу своего тела с одного колена на другое. При этом следует держать его за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесена масса тела, и поднимать руку вверх. Ребенок должен сохранять равновесие и не садиться на пятки.

17. Стоя на коленях, одна нога, например, левая, выносится вперед и опирается на всю стопу. Методист поддерживает ребенка за левое колено, несколько отводит его и ротирует кнаружи эту ногу, слегка подталкивая вперед, назад, в стороны. Ребенок должен сохранять эту позу, правильно держать голову и туловище. При этом он может балансировать руками, но не опираться на них.

18. Сидя на полу без опоры на руки. Поднимать вверх ногу (ноги) и вперед руки, отводить их в стороны.

19. Стоя. Руки на поясе. Встать на носки и так держаться 10—15 с, встать на одну ногу и удержать равновесие в течение 5 с.

20. Стоя, руки на высоте плеч отведены в стороны. Ходьба по двум линиям, начерченным на полу, или по нарисованным следам.

21. Стоя, ребенка поддерживают сзади за подмышечные впадины. Несколько шагов вперед, затем резко изменить направление ходьбы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.