Аутоагрессия у детей с дцп

Рассмотрим причины агрессии у "особенных" детей и постараемся найти пути ее нейтрализации

Агрессия - на латинском означает "нападение" - это реакция, генетически заложенная нам природой как способ защиты и отражения опасности извне. Агрессивное состояние испытывал хотя бы один раз в жизни каждый человек. Детская агрессия так же рассматривается как колебание чувств и один из этапов взросления ребенка, главное чтобы она не была патологической. Внезапно возникающие во время игры или конфликта агрессивные чувства, злость и обиду ребенок постепенно расстрачивает в процессе физической активности: он топает ногами, швыряет игрушки, может ударить окружающих.
Активная физическая деятельность помогает ребенку не накапливать отрицательные эмоции и тем самым способствует естественной нейтрализации агрессии.

Когда у ребенка физические возможности резко ограничены, он не в состоянии выплеснуть отрицательную энергию, эти эмоции накапливаются и ребенок становится агрессивным. Такое состояние наблюдается у детей с ДЦП тяжёлой степени. Можно назвать несколько причин появления отрицательных эмоций, влекущих за собой агрессию у "особенных" детей:

- неврология: при поражениях центральной нервной системы, особенно лобных долей головного мозга, кроме физических нарушений, страдает и эмоционально-волевая сфера. У ребенка на первый план выходят эмоции и он не в силах ими совладать.

- насилие: к сожалению, часто процесс лечения связан с болью, дискомфортом и в какой-то степени с насилием. Болезненные процедуры, которым его "подвергают" родители, вызывают у ребенка с ОВЗ негативные чувства.

- привлечение внимания: многим родителям знакома ситуация, когда их "особенный" ребенок без видимой причины кусается, например, когда мать носит ребенка на руках. Укусы болезненны, такое частое поведение очень раздражает родителя. Стоит понять, что данным образом он пытается привлечь к себе внимание. Ребенок, который не в состоянии передвигаться и говорить, часто использует такой наиболее возможный для него путь - кусание.

- гормональный фон: в период полового созревания из-за изменения гормонального фона у "особенных" детей случаются вспышки агрессии.

- психологические причины: когда ребенок с ДЦП тяжелой степени интеллектуально сохранен, он по мере взросления начинает испытывать огорчение из-за того, что его состояние не позволяет ему полноценно жить в обществе.


Какая бы не была причина, дети с тяжелой степенью ДЦП не могут от злости пнуть мячик, топнуть ногой или вовсе убежать в другую комнату. Они находятся в заложниках собственного тела и нерастраченные негативные эмоции наслаиваются тяжким грузом. Поэтому периодически дома устраивайте различные игры, помогайте дать выход накопленным чувствам путем физической активности.
Приведем несколько игр, к которым прибегают родители для нейтрализации агрессии у "особенного" ребенка.

"Воздушный шар"
Когда человек очень рассержен, про него говорят: "сейчас лопнет от злости". Оказывается, чтобы снять напряжение, как раз таки и надо лопнуть. Если ребенок не боится громких звуков, заранее купите упаковку воздушных шариков. Накачайте их воздухом и на счет 1,2,3 предложите ребенка лопнуть шарик, проткнув зубочисткой. Шарик накачивать сильно не нужно, достаточно наполовину. Тогда и звук будет не такой сильный, и протыкать шарик будет не так просто, так как он довольно упругий. Всегда сопровождайте этот процесс громкими аплодисментами и подбадриванием. Если у ребенка очень сильный тонус в руках, нужно ему помочь: шарик можно приклеить скотчем к столу, чтобы не соскакивал. Ребенок обычно весь напрягается, тыкает зубочисткой, шарик соскальзывает, попытка снова и снова, и наконец-то "бах"! - шарик лопнул. Происходит удовлетворение от результата и расслабление.

"Газета"
Еще одно любимое занятие многих детей - рвать газету. Это занятие на самом деле отлично помогает снять напряжение. Усадите ребенка на пол, дайте кучу ненужных газет. Пусть ребенок их комкает, рвет и кидает. Покажите ему как нужно медленно отрывать куски. Если у малыша тонус кистей рук, то хватайтесь за края газеты вдвоем и рвите вместе. Шуршащий звук от рвущейся бумаги хорошо развлекает детей. А уборку делать после игры не составит труда.

"Надувная игрушка"
Если видите, что Ваш ребенок при плохом настроении пинается или дерется кулачками, то помогите ему выплеснуть эту энергию. Холостые пинки и удары в воздух быстро утомляют, но не приносят удовлетворения и расслабления. Для этого отлично подходят надувные игрушки для бассейна: круги, подушки, игрушки в форме зверушек. Сейчас многие надувные игрушки выпускаются с бубенчиками внутри. При постукивании они приятно звенят. Посадите ребенка перед такой игрушкой, пусть он стучит и бьет по нему кулачками.

"Любовь"
Когда малыша настигает приступ ярости, ни в коем случае не злитесь в ответ. Психологи отмечают, что агрессия - это подсознательная просьба о любви. Поэтому попробуйте в течение дня несколько раз уделить ребенку индивидуальное внимание: просто посидите в обнимку, прижмите к себе, погладьте за волосы. Получив "дозу" родительской любви, ребенок успокаивается. Если ребенок все же часто злится и кричит, то можно быстро превратить это в игру. Например, скажите: "Аааа, рычишь и кусаешься? Ты мой маленький тигр! А я большая мама-тигр и тоже сейчас тебя укушу". Можно пощекотать ребенка, понарошку укусить, покачать на коленях или перекатывать по дивану. Главное - это превратить эту ситуацию в забавную игру, трансформировать нервное напряжение в веселое баловство.

"Психолог"
Детей с сохранным интеллектом можно водить к специалистам. Они помогут подобрать комплекс занятий, таких как арт-терапия, песочная терапия, лепка, сказка-терапия. Эти занятия направлены на уравновешивание эмоционального состояния.

Вышеназванные игры - всего лишь небольшой пример игр для детей. К каким бы методам не прибегали родители, важно помнить одно: испытывать отрицательные эмоции - это естественно! Главное, чтобы негативные чувства не накапливались. Максимально стимулируйте ребенка на физическую активность в играх, пробуйте разные методы, придумывайте занятия и всегда делитесь своим ценным опытом!

Формирование и развитие агрессивности тесно связаны с динамикой аффективных симптомов у детей с ДЦП. Наблюдая аффективную патологию, мы можем прогнозировать развитие агрессивных тенденций. Симптомы депрессии могут появляться задолго до манифестирования признаков патологической жестокости. Различные типы эмоций сопровождают этапы зарождения, последующего развития и кульминации агрессии. Это своего рода сигналы, говорящие о глубине поражения, направленности патологической агрессии и перспективе ее воплощения в криминальном акте.

В детстве появляются страхи и кратковременные депрессивные эпизоды. У подростков с тяжелыми формами агрессии (сверхценно-бредовой и импульсивной) с детства отмечаются страхи, носящие беспредметный либо бредовой характер. Такие страхи возникают внезапно, без причины. Характерен немотивированный страх темноты. Появляется ощущение "угрозы", страх смерти. Могут возникать иллюзии, рудиментарные галлюцинации: так, подросток, проявляющий садистскую агрессию к родителям и бабушке (угрожал их "зарезать", "запрещал" матери дышать и т. д.), в более раннем возрасте испытывал страх темноты, стоявший в комнате стул принимал за "маньяка".

У подростков с менее тяжелой формой агрессии (ситуационной, конфликтной) в детстве обнаруживаются страхи темноты, обычно связанные с просмотром страшных фильмов, играми-"ужастиками", каким-либо испугом. Эти страхи психологически понятны, кратковременны; ребенка можно успокоить беседой; отсутствуют галлюцинации и иллюзии.

Страхи в детском возрасте проявляются отдельно от агрессии, не определяют ее характер. Они лишь свидетельствуют об общем неблагополучии в эмоционально-волевой сфере.

В препубертатном (10-12 лет) и в начале подросткового периода появляются депрессивные эпизоды. Вначале они носят кратковременный характер. По структуре они бывают меланхолическими (тоскливость, подавленность), астено-апатическими (слабость, безразличие) или тревожными. Меланхолия проявляется как ощущение "скуки", мрачность, "тяжесть на сердце". При астено-апатической депрессии возникает чувство внезапной слабости, "бессилия", отсутствует желание что-либо делать.

Тревожные эпизоды характеризуются чувством беспокойства, напряженностью, могут возникать рудиментарные "идеи отношения", беспричинное чувство угрозы со стороны какого-либо конкретного человека (родственника, сверстника). Такие депрессивные эпизоды можно назвать глубокими, тяжелыми: они характерны для подростков с импульсивно-садистской и сверхценной агрессией.

В случаях ситуационно-конфликтной агрессии фиксируются депрессивные эпизоды легкой степени: снижение настроения, пессимизм, легкая подавленность без сильной слабости, "идеи отношения", подозрительности.

На данном этапе отмечается более заметная связь аффекта и агрессии. На фоне тоскливо-меланхолических и апатических депрессий происходит формирование того или иного вида агрессивного поведения: сверхценного (жажда разоблачительства, мести), импульсивного (внезапные жестокие действия), ситуационного (постоянная раздражительность, конфликты). Наблюдается синхронность между депрессивными эпизодами и проявлениями агрессии. Например, у 17-летнего юноши чередовались периоды "хорошего", "нормального" и агрессивного поведения. И тот, и другой периоды длились по три дня: как только ухудшалось настроение, "все надоедало", появлялись тоска и суицидальные мысли, он начинал ломать мебель, бил мать, при этом "не мог остановиться"; когда настроение приходило в норму, он становился спокойным, просил прощения. Достаточно характерны высказывания подростков о том, что депрессия "подталкивает" их к проявлению агрессии.

Изменение настроения может появляться синхронно с агрессией, как это имело место в вышеприведенном примере. Оно может предшествовать усилению агрессии, возникая за несколько дней до нее. Могут быть также варианты, когда депрессия обнаруживается после манифестации агрессии, но в любом случае наблюдается их тесная взаимосвязь.

Узловой момент, от которого зависит дальнейшая направленность агрессивных импульсов, наступает вместе с возникновением тревожного аффекта. В особенности это характерно для тяжелых видов агрессии (сверхценной и импульсивной). Если аффект тревоги значительно выражен и длителен, то агрессивная направленность приобретает предметно-ориентированный характер. Возникают сверхценно-бредовые идеи притязания на близкие отношения с конкретной личностью, идеи разоблачительства, мести, позывы к импульсивно-садистким актам и т. д. Данный вид аффекта усиливает именно предметно-конкретную направленность агрессивных импульсов, появление и укрепление в них садистских комплексов, а также усиление стремления к реализации агрессивных тенденций.

Нередко возникает также дисфорический (злобный) компонент. Сочетание этих аффектов - гневливости, злобности и тревоги - является постоянным признаком эмоциональных нарушений в случаях сверхценных и импульсивно-садистских агрессивных действий подростков.

Болезненное нарастание тревожного (тревожно-злобного, тревожно-дисфорического) аффекта приводит к разрастанию агрессивных переживаний, превращению их в "руководство к действию". Тревожный аффект способствует пробуждению скрытой жестокости. Тревога - стрессовый катализатор агрессивности - появляется "на финишной прямой", подталкивая к совершению агрессивного акта, к кульминации насилия, разрушительных импульсов сверхценного или импульсивно-садистского типов. Такая кульминация сопровождается выраженным аффектом маниакального и дисфорического характера. [20:45]

В формировании тенденций к "привычной" агрессии важное значение имеют эмоциональные симптомы маниакального полюса (подъем настроения, немотивированная веселость, укороченный сон, "жажда деятельности" и т. д.). Причем, в отличие от агрессивных проявлений других типов, эти расстройства отмечаются длительное время (месяцы и даже годы). На протяжении этих длительных фаз отчетливо выявляются признаки патологии в сфере влечений в виде алкоголизации, токсикомании, издевательства над другими людьми, сексуальных извращений и т. д. Другим важным проявлением патологии душевной деятельности у таких подростков является эмоциональная тупость, отсутствие душевного резонанса.

Агрессия в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно. Выше говорилось о том, что данный тип жестокости в значительной степени связан с активизацией в момент острого личностного кризиса мощных психических энергий, находящихся вне поля сознания. Эмоции представлены в этом варианте преобладанием дисфорического аффекта: злобностью, раздражительностью. Агрессивные идеи конкретны с самого момента своего ситуационного возникновения и сразу направлены на определенного человека. На фоне дисфорических колебаний настроения происходит мощное усиление агрессивности. На этот процесс оказывает влияние психическая энергия подростковой группы.

Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у детей с ДЦП с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является физическая - в виде толчков, частых драк, попыток укусить и ущипнуть. Другие формы агрессивности испытуемых встретились со следующей частотой: невербальная; вербальная; эмоциональная.

Чаще всего агрессивность испытуемых направлена на членов семьи и на себя. Реже - на животных и на других людей, на вещи.

Существует 2 группы причин и механизмов, обусловливающих агрессивность детей с ДЦП. К клиническим относятся: степень умственной отсталости, реакция на изменения погоды, несвоевременное лечение, перемена обстановки и появление новых лиц, пробуждение от сна, следствие усталости, ответ на тактильные прикосновения.

Социально-психологические причины и механизмы представляют: подростковый возраст, пол (мужской), социальная среда, непостоянство условий воспитания, фрустрация вследствие невозможности быть понятым из-за отсутствия речи, склонность к эмоциональному заражению (влияние негативного примера окружающих), реакция на новую обстановку, новых людей (чаще у испытуемых с фенилкетонурией). Кроме того, агрессивность испытуемых, по мнению экспертов, может быть обусловлена усвоенным шаблоном поведения. [20:48]

Дети с ДЦП должны знать, что открытый, улыбчивый человек больше располагает к себе, чем человек угрюмый. Зная это, дети учатся быть приятными собеседниками. На новых людей и новые ситуации дети могут реагировать настороженно, ребенок комфортно чувствует себя обычно только с теми, к кому он привык, - с родителями, педагогами. И если приходится на какое-то время с ними расстаться и общаться с новыми людьми, ребенок тяжело переносит это. Нарушение привычных контактов может привести к срывам, агрессии или, наоборот, к замыканию в себе. Поэтому к таким ситуациям дети обязательно должны быть подготовлены заранее. Это позволит избежать стрессов, внесет в жизнь уравновешенность, гармонию. Необходимо учить детей не бояться новых людей, новых контактов. [11:87] Эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, а также уровень их агрессивности тоже могут влиять на проявления агрессивности детей с ДЦП.

Ребенок ходит, себя обслуживает, кусает себе руки

Здравствуйте. Моему сыну 10 лет. ЗРР с 2 лет. Ребенок после прививки АКДС перенес
менингоэнцефалит и гемипарез. Началось расходящееся косоглазие. В 7 лет перенес ЗЧМТ с ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Реабилитация прошла успешно. В реанимации применяли мексидол и карбамазепин. После этого ребенок стал себя обслуживать. Ребенок ходит самостоятельно. Расстройство психики - кусает сам себе руки - аутоагрессия. Принимает рисполепт. Что порекомендуете? Живем в Москве.

Гемипарез, аутоагрессия: лечение, реабилитация

В последние годы наблюдается всплеск заболеваний, связанных с постгипоксическими состояниями, поствакцинальными осложнениями. Особенно много побочных действий на нервную систему после прививок АКДС и полиомиелита. Причем, импортные вакцины дают меньшее количество осложнений, а отечественные вакцины - большее количество осложнений. К нам часто обращаются родители детей с такими заболеваниями, как ДЦП, тетрапарез, гемипарез, диплегия, правосторонний гемипарез, левосторонний гемипарез, спастический выраженный гемипарез, перинатальная энцефалопатия, родовые травмы. Сарклиник проводит реабилитацию с помощью различных рефлексотерапевтических методик. Лечение проводится амбулаторно, курсами. Количество курсов лечения зависит от степени тяжести патологии. Кроме процедур также назначаются лекарственные препараты.

Лечение детей в Саратове, в России

Сарклиник (Саратов, Россия) проводит лечение гемипареза у детей, лечение детского церебрального паралича, лечение зрр, лечение задержки речевого развития, лечение задержки психомоторного развития (ЗПМР), лечение перинатальной энцефалопатии, лечение последствий родовых травм, лечение аутизма в Саратове, в России. В Вашем случае можно пройти комплексное лечение с помощью аппаратных и неаппаратных методик для нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизации моторики и речи, нормализации мышечного тонуса, улучшения ассоциативных взаимосвязей между различными структурами головного мозга.

Аутоагрессия у детей, что делать? Как бороться с аутоагрессией?

Аутоагрессия у детей характеризуется поведением ребенка, при котором он калечит себя, кусает, ранит себя, критически и негативно относится к себе, бьется головой о твердые поверхности, вырывает себе волосы, наказывает себя, относится критически к себе. Причины аутоагрессии разнообразны. Влияют повышенная эмоционально-нестабильная нервная система, наказания ребенка, неустойчивая психика, приписывание себе вины за что-то. Аутоагрессия может возникнуть для получения большей заботы родителей. Бороться с аутоагрессией у ребенка нужно комплексно. И, конечно, кроме лечения аутоагрессии, нужно лечить основные заболевания.

Сарклиник желает Вам стойкости духа, мужества и терпения.


Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.


  • Причины аутоагрессии у ребенка
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы агрессии у ребенка
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение аутоагрессии у ребенка
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания.Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение. Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

от 7 до 12 лет

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.