Больные дцп в костанае

На ремонт уникальной больницы в Костанае не было средств. И люди нашли простейший и притом сложный выход — начали ремонт сами. Причина такого энтузиазма — в характере больницы. Если кто-то считает диагноз ДЦП концом жизни, то здесь с этим готовы поспорить. В больнице создано уникальное для региона отделение реабилитации для детей с церебральным параличом. История его открытия – пример воли. Детей, родителей и врачей.

Начать с себя

Главврач городской детской больницы Асия Байменова ведёт по коридорам.


-Видите, на стенах и дверях мультяшки, игрушки под потолком, даже на полу цветы нарисованы. Это всё сами врачи постарались. Хотели, чтобы здесь как можно меньше было казенщины. Потому и постельное белье яркое, и шторки, и кондиционеры в палатах. А в день выписки — концерт с ростовыми куклами, наряжаются тоже врачи. Они и ремонт в отделении сами делали. Выравнивали стены, белили, красили. Ведь шел разговор о закрытии отделения, и когда появился шанс его спасти, люди проявили себя не просящими, а делающими. Я очень горжусь нынешним составом этого отделения. От санитарки до заведующей.



К слову, Асия Кожановна, призывая других, начала с себя. И принесла сюда огромный аквариум из дома. С рыбками. В том числе и золотой. Возле нее теперь то и дело озвучиваются заветные желания пациентов – конечно, выздороветь.

Больница, где дети начинают ходить

Здесь сейчас 30 койко-мест. С нового года их количество увеличили вдвое. Спрос есть. Про чудеса здравницы по области уже ходят слухи.


-Говорят, у вас ребенок после тренажера Гросса ходить начал?


-Понимаете, без вертикального положения учиться ходить бесполезно, — говорит автор изобретения. — Объяснять лежачему, как нужно ходить, это все равно что слепому о цветах радуги рассказывать. Если ребенка все время разминают лежа, а потом поднимают, у него шок. Спастика стягивает мышцы, страх перед неведомым не дает двинуться, пульс подскакивает до двухсот. Какое уж тут лечение… Представьте, я вас сейчас резко с ног на голову переверну и скажу идти на руках. Пойдете?


Тренажёр — это система креплений и эластичных шнуров, прикреплённых к передвижному механизму под потолком. Ребёнок висит, как на качелях. Со стороны — это словно аттракцион, но у весёлых упражнений невероятный лечебный потенциал. В 90% случаев дети начинают активней двигаться без помощи, 20% детей начинают ходить, 80% — ползать, сидеть, стоять. У каждого второго пациента методика Гросса активизирует эмоциональное и речевое общение.


4-кратный чемпион Эстонии по фигурному катанию, 6-кратный чемпион мира по зимнему виндсёрфингу Гросс сначала этот тренажер придумал для спортсменов. Говорит, так и хотелось зафиксировать их поддержку в воздухе, чтобы разобрать посекундно. Вот и взялся тренер изобретать.

-А в 1991 году в разговоре с одноклассницей, которая в Таллине работает врачом, я узнал жуткие примеры, когда из-за мышечных проблем с ногами детям проводят ампутации. Меня это очень задело. Так и пришла идея попробовать мой тренажер на детях с ДЦП. И сразу же был эффект, психо-эмоциональное состояние ребят улучшилось. Они поверили, что у них всё получается. Ведь в этом тренажере даже безнадежные прыгают и кувыркаются хохоча. Таблетка сухожилие не растянет, при ДЦП все зависит от качества мышц. А им нужна тренировка.


После изучения вертикализатора в научном институте тренажер запатентовали. Сейчас он установлен по всей России. А изобретатель Гросс основал Российский научно-практический центр физической реабилитации детей-инвалидов в Москве.


Деньги собирали всем Костанаем

К слову, маленький Игорь на качелях Гросса, кажется, совсем забыл про свой церебральный паралич. Юхан Артурович только моделировал траекторию движения, фиксировал петлями стопы, чтобы они выравнивались, и предлагал то полетать, то попрыгать. Благодаря страховке ребенок не падал, и его страх прошел в первые же секунды. Не верящий при встрече, что сможет сделать ласточку, уже через 20 минут мальчишка сел даже на шпагат.


-Я вообще-то, в пединституте тренер по пауэрлифтингу и тяжелой атлетике, — говорит Марс. — Когда услышал про это отделение, решил идти. Когда результаты пошли, ликовал в душе. Достижение цели – это ведь наш общий долг. Пусть маленькая, но победа, здесь должна быть у каждого малыша. Я всё, что смогу, для этих детей сделаю. Давай, парень, давай, покажи, какой ты сильный, — и мальчишка в креплении неистово боксирует по мату на стене.

К каждому ребенку дядя Марс находит свой путь. С одним играет, другого подбадривает, с третьим пытается сначала подружиться. Но все эти способы приводят к одному – дети перестают бояться первого шага. А там и второй…


Шаги Балшекер

— Мы стараемся, чтобы на время они забыли о недуге. Потому и коллектив подбирали профессионально-душевный. У нас для мам психолог работает. Кому-то сложно свыкнуться, что у ребенка паралич, другие просто очень устают от четырех стен и надо выговориться. Но в целом я вам скажу, женщины здесь находят и подруг, и единомышленниц. И дни рождения вместе отмечают, и после выписки общаются.


В свободное от процедур время все корпят над поделками по методике Монтессори. Так появляются картины из макарон, рамки для фотографий из гречки, цветы из пластиковых бутылок и, конечно, гирлянды-цепочки из цветной бумаги. Многие поделки юные пациенты дарят врачам. На память.





-А мы фотографию каждого пациента закрепляем на стене, оформленной тоже по методике Монтессори. Это для того, чтобы дети знали, они навсегда в наших сердцах.




Мечты


Тепло!

В отделении не по-больничному весело и не казенно тепло. Здесь много шутят, угощают друг друга, и много улыбаются. Как дома. Лёша как-то выделялся среди детворы. Со всеми врачами по-дружески болтал на равных. Оказалось, он здесь без мамы. Вот и опекают все, как сына полка. А, он, ожидая кислородный травяной коктейль, деловито разглагольствует:

-Я вообще-то из Красносельского! Мама не смогла поехать, я же не один в семье. Потому самостоятельный ребенок. Да, есть брат. Но он собак боится. А я не боюсь. Еще у нас есть сестренка. Мне именно синюю кружку. Ее мама купила. Я только из нее пью.



К слову, сейчас для этого отделения в области объявлен сбор игрушек — не до покупок сейчас только встающему на ноги отделению. Главное условие – игрушки нужны не мягкие, а которые можно мыть. Люди несут мешки и авоськи. Это отделение уже и впрямь можно считать народным.



Фотографии Константина Вишниченко.




  • По просмотрам
  • По комментариям
  • 2 недели
  • месяц
  • год
  • 2 недели
  • месяц
  • год

Центр реабилитации для детей с особыми образовательными потребностями открылся в Костанае

Торжественная церемония открытия прошла сегодня, 12 декабря. Подготовительная работа центра началась ещё в октябре. А сегодня центр принял двадцать первых детей.


- Центр предназначен для временного проживания 50 детей, всего ежедневно он может принимать на реабилитацию до 100 детей, - рассказал руководитель управления образования по Костанайской области Василий ЦЫМБАЛЮК. - Реабилитация педагогическая, не медицинская. Здесь готовы принять детей с ДЦП, аутизмом, лёгкой или тяжёлой умственной отсталостью, различными поведенческими расстройствами. Также здесь работают с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с вышеназванными нарушениями.

Цымбалюк отметил, что центр полностью укомплектован кадрами. Почти все педагоги имеют два образования: педагогическое и дефектологическое. Здесь преимущественно будут принимать детей из районов, где совсем нет специалистов.


Центр открыт на средства, сэкономленные за счёт оптимизации коррекционной школы №2. Он и расположился тут же, по адресу ул. Каирбекова, 397.

- Сейчас в этом здании, по сути, находится три организации, - сообщил Цымбалюк. - На первом этаже - областная психолого-медико-педагогическая комиссия. С неё начинается весь процесс реабилитации. Здесь проводят обследование детей. Тут же работает специальная коррекционная школа Костаная, которая переведена сюда недавно. Раньше она располагалась на перекрестке Тауелсиздик-Каирбекова. Третья организация — центр реабилитации, где работают дефектологи.


Открывал новый реабилитационный центр заместитель акима Костанайской области по социальным вопросам Марат ЖУНДУБАЕВ. Он осмотрел помещения и встретился с родителями, дети которых уже начали здесь реабилитацию.

- Здесь нет евроремонта, но всё симпатично, - сказал он. - Мы ещё будем улучшать материально-техническую базу. Я надеюсь, что этот центр в дальнейшем станет лучшим в стране.


Жундубаев вручил директору центра реабилитации Олесе ЗАРЕЦКОЙ подарочный сертификат на приобретение специализированного оборудования на сумму 3 млн тенге.



В одном из таких кабинетов работает воспитатель Наталия ОШЕЙКО. Она воспитатель и постепенно осваивает профессию тифлопедагога.

- Мы работаем с самыми лучшими детьми на свете, - с улыбкой говорит Наталия Сергеевна. - Развиваем пространственное и социально-бытовое мышление, зрительное восприятие. Основываемся на сохранных анализаторах. Если у ребёнка нарушения зрения, то мы делаем упор на развитие слуха, осязание, обоняние. К каждому ребенку индивидуальный подход, каждому мы составляем отдельную программу реабилитации.


Здесь дети от 0 до 18 лет из всех регионов Костанайской области могут получить комплексную психолого-педагогическую коррекционную и реабилитационную помощь.

– Центр реабилитации имеет места для проживания 50 детей, а в целом он рассчитан на 100 посещений в день. Реабилитация осуществляется педагогическая, не медицинская. В частности, работают здесь с детьми с аутизмом, с лёгкой и тяжёлой умственной отсталостью, с различными поведенческими расстройствами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с озвученными ранее диагнозами. Центр полностью обеспечен необходимыми кадрами. Сотрудники – педагоги-дефектологи, имеющие классическое педагогическое и дефектологическое образование, – сообщил руководитель управления образования Костаная Василий Цымбалюк.


В Центре реабилитации создана безбарьерная среда: пандус, тактильные плитки, широкие дверные прёмы, отсутствие порогов, цветовые сигналы, поручни, тактильные таблички с азбукой Брайля. Имеется современное реабилитационное оборудование: сенсорно-динамический комплекс Kischkentai, мультимедийный интерактивный обучающий программно-методический комплекс EduQuest, системный дидактический материал "Нумикон", тифлооборудование, сенсорная комната.

Центр открыт в здании бывшего областного детского дома, который был оптимизирован из-за малого числа воспитанников.

– И теперь в одном здании находятся три организации. Первая – областная психолого-медико-педагогическая комиссия, с которой начинается весь процесс реабилитации, коррекции, обследования детей. Вторая – специальная коррекционная школа в отдельном корпусе и третья – Центр реабилитации. Благодаря такому соседству можно полностью использовать потенциал дефектологов, которые в системе образования на вес золота. Центр реабилитации ориентирован на приём детей из сельской местности, где отсутствуют условия для реабилитации и коррекции, – добавил Василий Цымбалюк.

Из-за того что центр расположился в оборудованном здании бывшего детского дома, из областного бюджета было выделено всего 20 млн тенге дополнительно на его организацию.

Присутствовавший на открытии центра заместитель акима области Марат Жундубаев отметил, что в области ведётся большая работа с детьми с особыми педагогическимим потребностями. Инклюзивным образованием охвачены более 4 тысяч детей, в 129 специальных классах общеобразовательных школ обучаются более 900 школьников. Действуют 6 организаций специального образования, 12 кабинетов коррекции, где дети обучаются по индивидуальным программам, 103 логопедических пункта.


– То, что в одном здании расположены сразу три организации, очень удобно: родителям не придётся возить детей из одного конца города в другой. Новых специалистов для центра будем обучать по гранту акима области, – рассказал Марат Жундубаев.

Он также сообщил, что центру дополнительно выделено 3 млн тенге. Их намерены потратить на покупку оборудования для кабинета по методике Монтессори.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Детский церебральный паралич – это состояние, возникающее вследствие поражения двигательных структур головного мозга. Оно характеризуется двигательными нарушениями (параличами, парезами) и проявляется либо сразу после рождения, либо в первый год жизни ребенка.

Причины ДЦП

Предрасполагающие факторы можно разделить на три группы:

  • Внутриутробные – недоношенность, острые заболевания матери во время беременности, гестозы, резус-конфликт матери и плода и др.
  • Интранатальные (действующие во время родов) – родовая травма, затяжные роды, стремительные роды.
  • Послеродовые – инфекции нервной системы, травмы головы и др.

Часто конкретную причину выяснить не удается, но наличие вышеуказанных факторов повышает риск развития ДЦП.

Симптомы ДЦП

Основными симптомами ДЦП являются двигательные нарушения. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, ДЦП может проявляться различными формами:

  • Спастическая диплегия. Проявляется параличом верхних или нижних конечностей, сопровождается гипертонусом мышц.
  • Гемипаретическая форма. Гемипарез – это нарушение подвижности мышц одной половины тела, например, правой руки и правой ноги.
  • Атонически-астатическая форма. При этой форме поражается мозжечок. Возникают нарушения координации, равновесия. Характерен гипотонус мышц.
  • Двойная гемиплегия. При этой тяжелой форме паралич или парез захватывает и верхние, и нижние конечности.
  • Гиперкинетическая форма. При этой форме у ребенка возникают гиперкинезы – повторяющиеся непроизвольные движения.

У детей с ДЦП часто наблюдаются задержка психоречевого развития, слюнотечение, нарушения зрения и слуха, косоглазие, судороги, боли, дрожание конечностей, нарушения глотания.

Диагностика ДЦП

Часто признаки ДЦП проявляются у ребенка в первые дни жизни. Детей с подозрением на ДЦП обследует детский невролог. Назначаются КТ, ЭЭГ, МРТ и другие методы, консультации психиатра, логопеда, ЛОР-врача.

Лечение ДЦП

В Реацентре детям с ДЦП предлагается реабилитационная программа, направленная на уменьшение проявления симптомов ДЦП, коррекцию тяжелых нарушений речи (алалии, дислалии, дизартрии, афонии и других). Реабилитационные мероприятия при ДЦП включают в себя:

  • детский массаж;
  • ЛФК;
  • логопедический массаж, логопедические упражнения для выработки речи;
  • микротоковую рефлексотерапию – инновационный высокоэффективный метод воздействия электроимпульсами на кору головного мозга с целью стимуляции ее структур и другие процедуры по показаниям.

Центр неврологии принимает пациентов с ДЦП со всей России и СНГ, включая Казахстан. Время в пути из городов Костанай, Уральск, Актобе составит 4-10 часов наземным транспортом. Мы также ждем пациентов из Астаны, Алматы и других городов.

Чтобы получить информацию о работе наших специалистов, заполните форму ниже, и мы перезвоним вам в течение рабочего дня. Вы также можете написать нам на электронную почту, указанную в контактах.

Иногородним пациентам оказывается помощь в поиске жилья поблизости от Центра.

- Сказали, что ребёнок с патологией родился. Я пошла, она же еще недоношенная – кило 600 граммов. Я когда ее увидела, действительно была в ужасе. Я же таких детей еще не видела, просто мне было плохо…

Плохо стало родителям еще 17 тысяч детей с таким диагнозом, которые сегодня живут в Казахстане. И, к сожалению, с каждым днем их число только растет. Но большое достижение, что практически все они в наше время не сидят дома, а с ними работают специалисты.

Шолпан Булекбаева, директор Национального центра детской реабилитации:

- При легкой степени вполне можно сделать так, чтобы нивелировать все симптомы этого заболевания, и ребенок легко адаптируется и интегрируется в общество. Но даже в тех случаях, когда у него остаются какие-то остаточные явления – нарушение походки, какие-то неловкости движений и так далее, при своевременном и постоянном проведении курса реабилитации они хорошо интегрируются в общество – учатся в общеобразовательных школах, получают высшее образование, работают, заводят семьи, рождают здоровых детей.

Для этого ребенку необходимо пройти три стадии реабилитации. Первая – медицинская. Это лечебная физкультура и медикаменты. Вторая – педагогическая. Занятия с логопедами, дефектологами и просто преподавателями, которые смогут научить читать и писать. Третья – социальная. Ребенку нужно научиться общаться с ровесниками и обществом в целом. Ему нужно помочь найти себя, свои увлечения, порой такие дети бывают очень талантливыми.

Но, к сожалению, на сегодня не у всех нуждающихся есть возможность пройти такую реабилитацию. В системе здравоохранения работают 19 центров, из них только один большой, который может вместить 300 пациентов, – в столице, остальные небольшие – в Алматы, например, около 60 коек.

Шолпан Булекбаева, директор Национального центра детской реабилитации:

- Таким образом, за год в республиканских центрах проходят реабилитацию 5700 детей. Конечно, этого количества недостаточно, поэтому в регионах стали открываться областные центры, городские. Но там уровень оснащения и укомплектованности специалистов мультипланарной команды, конечно, оставляет желать лучшего.

Вот на это и должны пойти выделяемые по поручению Президента средства. И если с оснащением легче – просто купить необходимую технику и оборудование, тот вот с кадрами вопрос фундаментальнее. В наших высших учебных заведениях не готовят таких специалистов. Их обучают здесь, на месте, в центрах реабилитации. Но далеко не каждый сможет работать с такими детьми. В столичном медучреждении, например, очень бросается в глаза, что среди работников много мужчин. Обычно же в больницах привычнее видеть медсестер.

Мейрам Шакенов, руководитель Центра клинической реабилитации:

- Всё-таки работа эта сложная. Дети требуют действительно физических хороших навыков нашим инструкторам нужно. Да, там вы тоже встретите наших милых девушек, но их значительно меньше, потому что нагрузка на инструктора идет где-то 15 – 20 детей в день он отрабатывает. Это не каждая девушка выдержит.

И всё-таки люди идут в эту профессию. И вряд ли за заработной платой. Чего стоит только благодарность родителей…

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.