Что такое дцп сопровождение

Ольга Федорян
Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра

Психологическое сопровождение детей с ДЦП – это сложная система реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции, формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, развитие интеллекта [3].

Сопровождение - это комплексный метод,в основе которого лежит единство четырех функций:

• Диагностика существа возникшей проблемы ребенка с ДЦП и его семьи или лиц их заменяющих;

• Информация о возможных путях решения проблемы;

• Консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

• Помощь специалистов при реализации плана решения.

В сопровождениекак динамический процесс включены пять взаимосвязанных компонентов:

- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка с ДЦП в динамике его психического развития;

- создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей, имеющих ДЦП, в социуме;

- систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

- организация жизнедеятельности ребенка с ДЦП в социуме с учетом их психических и физических возможностей [1].

В теории сопровождения развития ребенка с ДЦП важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.

Основными принципами сопровождения ребенка, имеющего ДЦП, в условиях реабилитационного центра являются:

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение. Специалист сопровождения прекращает поддержу ребенка только после решения его проблемы, а в случае детей, имеющих ДЦП, обеспечивается непрерывное сопровождение в течение всего периода его становления, обучения.

Отслеживание психологического статуса ребенка с ДЦП является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения:

1.Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;

- подготовка необходимой документации;

- составление графика работы.

- установление контакта с родителями и родственниками ребенка;

- установление контакта с группой, которую посещает ребенок;

- ознакомление специалистов с результатами психологического обследование;

- совместное обсуждение с другими специалистами особенностей психического развития ребенка с ДЦП.

3. На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка с ДЦП и утверждение этой программы со специалистами.

4.Этап реализации индивидуальной программы включает в себя:

- оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.

- оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

- просвещение и консультирование всех специалистов, работающих с ребенком с ДЦП.

5. На заключительном этапе проверяется эффективность проведенной работы, даются рекомендации по дальнейшему психологическому сопровождению ребенка, имеющего ДЦП [4].

Следует отметить, что деятельность реабилитационного центра, в котором организованы службы психологического сопровождения,направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей и системное сопровождение детей, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом,

- системное сопровождение детейосуществляется в нескольких направлениях:

• Разработка и реализация программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;

• Создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с ДЦП.

Анализ сложившийся практики психологического сопровожденияпозволяет выделить пять основных направлений деятельности служб:

• Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья детей;

• Решение социально-эмоциональных проблем;

• Преодоление затруднений в учебе (как основного компонента жизнедеятельности ребенка);

• Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства [5].

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что психологическое сопровождение детей с ДЦП направлено на:

- обучение детей адекватному отношению к своим и чужим ошибкам;

- избавление от чувства стыда и неприятия собственного дефекта;

- научение жить в мире с самим собой, обретая к себе уважение;

- обучение адекватному оцениванию своих возможностей;

- развитие индивидуальности и уверенности в своих силах;

- обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми [4].

2. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №3.

3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. /Под ред. Л. М. Шипициной. – М., 2003.

5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М. ;1972.

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающих технологий в условиях ДОО Комплекс тематических гимнастик пробуждения для детей с нарушениями зрения. Тема Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со.

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики. Идеи психолого - педагогического.

Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов –психологов ДОУ по освоение основных положений, понятий и принципов.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ - ЧАСТЬ 1

В настоящее время в нашей стране создана разветвленная система учреждений Министерства образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, в которых осуществляется медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Идея сопровождения (от англ. quideness ) возникла как практическое воплощение концепции гуманистического и личностно-ориентированного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Ведущими принципами сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер сопровождения; приоритет интересов ребенка; индивидуальный подход в сопровождении развития ребенка; непрерывность сопровождения; комплексный (мультидисциплинарный) подход в сопровождении развития.

Служба сопровождения детей с ДЦП имеет несколько направлений:

1) разработка профилактико-коррекционных программ, направленных на со­здание более благоприятных условий для развития детей с ДЦП;

2) создание условий для адекватного выбора родителями и ребенком образова­тельного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;

3) разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;

4) изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения в связи с состоянием здоровья ребенка или возникшими проблемами;

5) оказание помощи ребенку, изменившему образовательный маршрут, в адап­тации к новым условиям;

6) включение родителей в деятельность службы сопровождения.

При всем разнообразии нарушений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы: так отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности связаны не только с органическим поражением центральной нервной системы, но и с ограниченными возможностями познания окружающего мира вследствие двигательной депривации; а патология развития речи усугубляется дефицитом общения и психологической пассивностью, порождаемой гиперопекой в семье и медицинских учреждениях. Технология сопровождения учитывает характер заболевания и особенности психического развития детей с ДЦП. Раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов в развитии ребенка с ДЦП, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирования, в связи с этим существует возможность коррекции и компенсации нарушенных функций за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.

В настоящее время существует три варианта программ психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом дошкольного возраста в образовательных учреждениях. Вариант А может быть рекомендован для обучения детей с легкими формами ДЦП, имеющих легкие двигательные нарушения (на уровне трудностей в деятельности), сохранный интеллект, негрубые речевые нарушения. Вариант Б рекомендован для обучения детей с более выраженными формами ДЦП, имеющих умеренные двигательные нарушения, задержку психического развития, речевые нарушения различной степени выраженности. Вариант В предназначен для обучения детей с тяжелыми формами ДЦП, имеющих двигательные нарушения от умеренных до тяжелых, общее интеллектуальное недоразвитие или ЗПР в сочетании с речевыми нарушениями различной степени тяжести.

Обучение детей по любому варианту программы включает 2 ступени. I ступень – пропедевтическая, на данной ступени осуществляется адаптация ребенка с ДЦП в образовательном учреждении, первичная диагностика его психического развития, выбор варианта программы, проводится пропедевтическая работа по усвоению программного материала. II ступень – основная, на данной ступени реализуется основное содержание выбранной коррекционно-развивающей программы, формируется готовность к школьному обучению. Необходимость выделения пропедевтического периода обусловлена трудностями адаптации детей к окружающему. Дети с церебральным параличом чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям, нерешительны, пугливы, теряются и испытывают тревогу в новых незнакомых условиях.

Картина дезадаптационных нарушений может охватывать соматовегетативный уровень (нарушения аппетита, сна, расстройства функций отдельных органов и систем), а также эмоционально-волевую сферу ребенка (снижение настроения, капризность, состояния тревожности и беспокойства), возможны нарушения поведения (агрессивные и асоциальные поступки). Степень выраженности дезадаптационных проявлений может варьироваться от легких форм кратковременного отрицательного эмоционального состояния с ухудшением сна, аппетита, способности контактировать с окружающими до тяжелых форм, протекающих со стойкими нарушениями поведения, граничащими с психосоматическими заболеваниями.

Важно дифференцировать нарушения поведения у детей в период адаптации. Нельзя требовать от ребенка, чтобы его поведение было всегда оптимальным. Незрелость мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения, естественной для дошкольного возраста. Ребенок, увлеченным игрой, не может сразу ответить на предложение идти есть или спать, а когда ребенок утомлен, он может расстроиться от незначительного порицания или неудачи. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, причину их возникновения всегда легко объяснить. Поведение ребенка считается неадекватным в том случае, когда он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии, и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных биологических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых. К неадекватным реакциям можно отнести:

n упрямство как отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослого (например, ребенок отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хо­чет спать, мыть руки, которые испачкал, одеться, хотя ему холодно и т. п.);

n немотивированный плач, возникающий у ребенка при самой незначительной причине (например, воспитатель не сразу завязал ему шнурки);

n отказ от контактов с педагогами, когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха;

n отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремиться быть в сторо­не от детей, играет только один, плачет, когда к нему подходят дети, отвора­чивается от них, отказывается от участия в групповых играх и занятиях;

n двигательную расторможенность, когда ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к друго­му, не способен к устойчивому вниманию, мешает играть другим детям, агрессивен, кричит, отнимает игрушки, затем бросает их и т. п.

В период адаптации в сопровождении детей большую роль играет организация режима дня, структура которого остается традиционной для дошкольных учреждений: дневной сон 2–2,5 ч, ночной сон 10–11 ч, время активного бодрствования 6–6,5 ч, 4-разовое кормление. Период бодрствования заполняется играми, коррекционными занятиями, прогулками, обеспечивающими решение задач всестороннего развития и воспитания. Однако необходимо помнить, что функциональные возможности детей с церебральным параличом ограничены не только возрастом, но и состоянием здоровья, поэтому целесообразно соблюдать:

n индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима (отсут­ствие принуждения в выполнении отдельных его элементов, учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение выраженности нагру­зок или освобождение от отдельных занятий при проявлении метеочувстви­тельности, строгое дозирование физической нагрузки, специальный выбор закаливающих воздействий и т. п.);

n чередование занятий со статическим (рисование, лепка, конструирование, аппликация) и динамическим (музыкальное, физкультурное) напряжением. С целью снижения уровня напряжения возможно перераспределение плот­ности нагрузок в течение дня, например, за счет переноса одного из занятий во вторую половину дня;

n создание оптимальных гигиенических условий жизни детей (температурный и воздушный режим, достаточная освещенность, мебель в соответствии с ре­зультатами антропометрии, использование специальных средств, обеспечивающих передвижение и самообслуживание детей).

Успешность адаптации малышей в образовательном учреждении во многом зависит от правильной организации общения с ними. Дети с церебральными параличами в процессе общения ведут себя однообразно и пассивно, не стремятся к установлению контактов с окружающими. Они нуждаются в настойчивых побуждениях к проявлению инициативы со стороны взрослых. Речью пользуются недостаточно активно, экспрессивно-мимические средства общения появляются поздно и являются кратковременными , монотонными и маловыразительными. Не наблюдается активного стремления к сотрудничеству и со сверстниками.

Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентиров­кой на особую сензитивность (чувствительность) ребенка к социальным влияниям. Основ­ной формой коммуникации является паритетное, равноправное сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами, формирование и развитие которых становит­ся одной из доминирующих задач психолого-педагогического сопровождения. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений (не ищет недостатки в рисунках, конструкциях, поделках), формируя тем самым у ребенка чувство самодоста­точности и удовлетворения за достигнутые результаты, умение положительно восприни­мать сверстника и взаимодействовать с ним.

Наиболее эффективной для дошкольника является игровая коррекция общения. Начинать коррекционную работу хорошо с игр без слов, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, и игр, в котором ребенок является одним из многих участников, выполняет вместе с другими задания водящего – что снимает страх перед вступлением в общение.

Цель: формирование внимательного отношения к другим людям.

Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Че­ловек делает любое движение, тень повторяет их.

Цель: формирование навыков доброжелательного общения.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать детский театр, настольные игры с участием нескольких игроков, совместную изобразительную деятельность, этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветок, оторвала один лепесток и сказала:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на Северном полюсе!

И Женя тут же, как была в летнем платьице и носочках, оказалась на Северном полюсе, а мороз там 100 градусов.

В сопровождении ребенка с церебральным параличом, испытывающим проблемы в общении, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

n не принуждать ребенка к общению;

n поддерживать желание ребенка общаться с окружающими;

n быть для него примером эффективно общающегося человека.

Важным направлением психолого-педагогического сопровождения ребенка с церебральным параличом является его сенсорное развитие. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

В рамках современного подхода к сенсорному воспитанию детей восприятие рассматривается, как особый вид деятельности. Экспериментально установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий – структурных единиц процесса восприятия у человека (Запорожец А. В., 1941). Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение разнообразных свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, что приводит к созданию образа, адекватного предметному миру, и соответствует задачам деятельности. Перцептивное действие тесно связано с практическим, эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере – в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук. В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами. Постепенно внешние действия с предметами свертываются, автоматизируются и интериоризируются, т. е. переходят в умственный план.

У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задержи­вается и нарушается в связи с органическим поражением мозга и двигательной деприваци­ей.

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нару­шение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей отмечается астереогноз – невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля.

Сенсорное воспитание детей с ДЦП направлено на развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

n развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.);

n ознакомление с сенсорными эталонами (цвета, формы, величины, времени и пространства);

n формирование полноценных представлений об окружающем мире;

n развитие сенсорной культуры ребенка;

n развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

Предотвращение инвалидности и раннее вмешательство выступают как единая общечеловеческая проблема. Абилитация детей с дизонтогенезом должна быть одной из приоритетных областей деятельности образования.

Первичный дефект данной категории детей: двигательные нарушения связанные с поражением или аномалией головного мозга. В группе находятся дети с разной двигательной патологией это плоско вальгусная деформация стоп, вальгусная деформация нижних конечностей, нарушения осанки, синдром мышечной гипотонии, прогрессирующая мышечная дистрофия. В группе есть дети инвалиды с диагнозом ДЦП который характеризуется триадой расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. Тяжесть проявления нарушений у детей разная, у кого-то отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других вялость, пассивность заторможенность. Некоторые психические функции соответствуют возрастной норме, некоторые отстают. В силу двигательной недостаточности нарушено восприятие окружающего мира. Нет согласованности в движении руки и глаза, что препятствует формированию предметно-практической деятельности и пространственных отношений. Нарушение зрения у некоторых детей приводит к искаженному восприятию предметов и явлений. У некоторых детей наблюдается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям, повышенная утомляемость, фобии боязнь новых людей, высоты, темноты. Наблюдается повышенная впечатлительность. Расстройство сна, аппетита , энурез.

Например: психику родителей детей с ДЦП фрустрируют двигательные расстройства. Во первых они сопровождаются заметной неприглядностью ,привлекая постоянные взгляды окружающих. Во вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям. Тяжелые переживания вызывают у родителей и нарушения коммуникации с ребенком при дизартрических расстройствах особенно при анартрии, а также проблемы в познавательной сфере при умственной отсталости. Часто стилем воспитания в таких семьях является гиперопека или эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении. Конечно же родители нуждаются в психолого-педагогическом консультировании и семейном консультировании, в процессе чего разрешаются множество проблем связанных с воспитанием и обучением проблемного ребенка. Задача стоит не только научить быть родителями ребенка с ОВЗ , но и смягчить тот эмоциональный дискомфорт который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка.

Основными принципами, определяющими систему и последовательность педагогического сопровождения детей с двигательными нарушениями, являются следующие:

Комплексный характер коррекционно-развивающей работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех моторных, познавательных, доречевых и речевых функций, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка ,опираясь на сохранные функции.

Коррекционно-педагогическая работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.

Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.

Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой).

Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы.

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности педагогического сопровождения. Необходима такая организация среды (быта, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ Детей с ДЦП

СТРОИТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ

I. Развитие познавательной деятельности.

1. Формирование различных форм общения и взаимодействия со взрослым.

В ходе работы, развивая различные формы общения ребенка со взрослым, нужно стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, а также включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым .

На третьем году жизни большое внимание уделяется восприятию ребенком своего сверстника и взаимодействию с ним: здороваться, протягивать ручку, брать или давать игрушки, прощаться.

2. Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия). Оно предполагает развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских реакций и дальнейшей ориентировки на свойства и качества предметов.

3. Формирование пространственных представлений является важным разделом сенсорного воспитания детей с двигательной патологией, начиная с 1,5-2 лет. Формирование пространственных представлений начинается с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве.

4. Развитие познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности проходит через весь процесс коррекционно-педагогической работы с детьми, а также в повседневной жизни, в различные режимные моменты .

5. . Развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи происходит (на доступном уровне).

Подготовка ребенка к формированию у него понимания обращенной речи начинается с развития восприятия различных интонаций голоса взрослого

6. Формирование манипулятивных и предметных действий.

Необходимо учитывать поэтапность формирования манипулятивных, предметных и игровых действий в онтогенезе

7. . Важным разделом педагогической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка.

8. Развитие моторики и коррекция ее нарушений.

Основные требования к проведению занятий в комнате раннего развития :хорошо проветриемое помещение, оптимальная температура воздуха, наличие необходимой мебели, хорошее настроение у ребенка.

В системе психокоррекционных занятий с дошкольниками с 4 хлетнего возраста можно использовать конструирование и рисование.

Которые решают следующие задачи:

Как обучение многобразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета

Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия). формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации.

Формирование наглядно-образного мышления , увеличение обьема памяти в зрительной ,слуховой и осязательной модальности.

Также у детей с ДЦП Часто встречаются эмоциональные нарушения, или эмоциональные растройства разной степени тяжести, например таких как возбудимость ,агрессивность, тревожность мнительность. Конечно это не менее важный этап коррекции психолог работает над смягчением эмоционального дискомфорта, повышением активности и самостоятельности. Корректируется самооценка, уровень самосознания, формируется эмоциональная устойчивость .

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений имеют игровые методы ( сюжетно-ролевые игры),игры драматизации на темы знакомых сказок, использование расслабляющих техник на фоне музыки.

Психолого-педагогическое взаимодействии с детьми в группе компенсированной направленности строится следующим образом:

Оснащена группа в соответствии с требованиями для детей ОДА. Материалы соответствуют требованиям безопасности, очень разнообразны и в достаточном количестве.

-дети с сильно выраженным нарушением занимаются только в сопровождении( родителей) или тьютера.

-Воспитатели контролируют правильное положение тела ребенка.

-Новые движения делают вместе с ребенком.

- при неудачном выполнении подбадривают, положительно настраивают формируя мотивацию для удачного выполнения.

-во время свободной деятельности проводятся физкульт- минутки, упражнения для развития зрительного, слухового, тактильного, кинетического восприятия.

- в группе с нарушениями ОДА воспитатели стараются обогащать опыт детей включением в различные бытовые ситуации, творческими развлечениями., обязательно привлекая родителей к сотрудничеству.

Следует отметить, р одители являются наиболее важным звеном в лечебно-педагогических мероприятиях с ребенком с двигательной патологией.. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним инструктор ЛФК, логопед, педагог- психолог, ведь только родители могут терпеливо и кропотливо вести тяжелую ежедневную работу, вырабатывая у своего ребенка ту или иную задержанную функцию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.