Что такое дцп в лоле

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Церебральный паралич – это большая и очень разнообразная группа заболеваний, общая черта которых – двигательные расстройства. Если говорить простыми словами, то общей особенностью каждой формы церебрального паралича является то, что он возникает в результате повреждения ткани головного мозга на стадии его раннего развития. Это повреждение приводит к нарушениям движения и осанки.

Причины

Повреждение мозговой ткани происходит ещё во время его развития, чаще всего до рождения ребёнка, реже во время родов или после рождения. Причиной повреждения могут быть различные факторы, такие как, например, гипоксия, ишемия, инфекции, травмы, врожденные дефекты и другие. Не всегда можно точно определить, какой фактор вызвал болезнь у ребенка. Известно, однако, что этот фактор должен был действовать в течение определенного времени и оставлять след в виде изменений в ткани мозга, которая больше не может работать должным образом. Следовательно, если присутствуют повреждения в месте, где находятся нервные волокна, необходимые для правильной ходьбы, то эта функция будет нарушена.

Восстановить поврежденную ткань невозможно, но здесь можно рассчитывать на пластичность мозга ребенка – свойство, при котором здоровая ткань мозга пытается частично взять на себя функцию поврежденной ткани. Благодаря многопрофильной реабилитации терапевты стараются максимально использовать потенциал развития ребенка, чтобы минимизировать последствия ущерба. Результаты такого лечение тем лучше, чем раньше оно начато.

Симптомы

Родителям трудно заметить симптомы заболевания у очень маленького ребенка. Наиболее важными признаками церебрального паралича являются симптомы движения, которые становятся более очевидными с возрастом ребенка, поскольку они изменяют его двигательное развитие.

Квалифицированное наблюдение, проводимое опытным врачом или терапевтом, может помочь в постановке раннего диагноза. Поэтому дети с повышенным риском заболевания направляются к специалисту до того, как симптомы церебрального паралича станут полностью видимыми. В группу риска включаются недоношенные дети, дети, рожденные с асфиксией, дети, рожденные с очень низкой массой тела. Однако следует помнить, что, у казалось бы здорового доношенного новорожденного через несколько месяцев может быть выявлена проблема, которую не было видно в первые дни жизни.

Симптомы, которые чаще всего замечают родители – отсутствие навыков, таких как правильная стабилизация головы и туловища, отсутствие способности сидеть и ходить в ожидаемом возрасте. Опытный наблюдатель может заметить ранее ненормальное развитие движения ребенка – его спонтанную подвижность, отличную от здоровых детей (т. е. как он двигается), слишком большое или слишком низкое мышечное напряжение, ненормальные рефлексы, фиксированную асимметрию.

У детей, у которых был диагностирован церебральный паралич, могут быть и другие связанные с этим проблемы. Проблемы, которые требуют дополнительного исследования, включают нарушения слуха и зрения, умственную отсталость, эпилептические припадки, боль, проблемы с питанием. Общими проблемами для всех детей младшего возраста являются инфекции верхних дыхательных путей. Лечение инфекций у этой группы детей требует особой осторожности, поскольку из-за общего состояния ребенка они могут быть более тяжелыми, чем у здоровых сверстников. Вот почему профилактика (вакцинация) играет очень важную роль.

Вторичные деформации суставов являются распространенной проблемой для детей старшего возраста с церебральным параличом. Несмотря на тщательную физическую реабилитацию, после нескольких лет болезни суставы могут измениться. Эти изменения являются результатом неправильной совместной работы мышц и неправильной амплитуды движений. Для поддержания суставов в хорошем состоянии используется специальное ортопедическое оборудование, например, утяжелители для ног или правильно подобранные ботинки. Также для этой цели используется лечение ботулиническим токсином, которое дополняет физическую реабилитацию. При необходимости используется операция.

Когда речь идет о кормлении детей с церебральным параличом, важно избегать глубокого дефицита питательных веществ. С самого начала родители должны изучить принципы правильного питания детей, а также освоить правильную технику кормления ребенка. Для некоторых детей с церебральным параличом кормление ложкой может оказаться недостаточным или небезопасным. В таких ситуациях не следует откладывать решение о создании специального входа в желудок (чрескожная гастростома), что обеспечивает безопасное и адекватное кормление ребенка.

При реабилитации ребенка не следует забывать о речи и общении. Нарушение двигательных функций часто беспокоит ребенка в плане выражения себя посредством речи. Если ребенку слишком сложно правильно и понятно говорить, стоит обратиться к альтернативным методам общения. Это способы общения с использованием специально разработанных систем жестов, коммуникационных альбомов, компьютерных программ и многого другого. Благодаря им даже те дети, у которых имеются большие проблемы со словообразованием, могут эффективно общаться.

Диагностика

Диагноз ставится неврологом в сотрудничестве с другими специалистами. При постановке диагноза принимается во внимание анамнез, то есть данные периода беременности, родов, перинатального периода, первых месяцев жизни и развития ребенка.

Вторым компонентом являются данные, полученные посредством неврологического обследования. Далее следуют результаты дополнительных тестов, в том числе визуальные тесты головного мозга, такие как МРТ и КТ.

Лечение

В настоящее время нет причинного лечения церебрального паралича, то есть не существует эффективных лекарств, которые могут обратить вспять существующие повреждения и восстановить здоровую ткань мозга. Тем не менее, существует возможность проведения реабилитационных мероприятий, благодаря которым ребенок может добиться наилучших результатов в той степени, в которой это позволяет повреждение мозга. На практике это означает, что результаты лечения зависят не только от выбранного метода реабилитации, но и в первую очередь от степени повреждения функции мозга.

Можно представить очень длинный список используемых методов. Важно, чтобы ребенок находился под систематическим, многопрофильным уходом, проходил лечение, адаптированное к его потребностям и возможностям, проводимое в долгосрочной перспективе. С одной стороны, терапией не следует пренебрегать, а с другой – нельзя допускать чрезмерной перегрузки ребенка слишком большой работой. Лучше всего, если у больного ребенка будет постоянный лечащий врач, предпочтительно педиатр, врач по реабилитации или невролог, который координирует терапию и оценивает ее результаты.

В реабилитации детей с церебральным параличом используются различные методы, такие как метод Бобат-терапии (нейроразвивающая терапия), метод Войта-терапии, ортопедическое оборудование (утяжелители, обувь, коляски, сиденья, вертикализаторы), введение ботулинического токсина, упражнения с использованием спецодежды, методы гидротерапии и ортопедической хирургии.

Церебральный паралич – это хроническое заболевание, которое сопровождает пациента на протяжении многих лет и ухудшает его подвижность. Качество жизни пациентов зависит от степени независимости, которой они достигли. При тяжелых формах заболевания больные представляют собой людей, которым нужна помощь в обычных повседневных делах. В более легких формах и с хорошим интеллектуальным развитием пациенты могут жить полноценно.


  • 10 Августа, 2018
  • Ортопедия и травматология
  • Ким Захидахон

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это хроническое заболевание, которое возникает при поражении головного мозга в пре- или постнатальном периоде, когда основные его структуры находятся еще в стадии формирования.

Главным проявлением становится нарушение двигательной сферы. Также присутствуют нарушения психики и неврологические симптомы, поскольку оказываются задеты кора, подкорка и третий отдел мозга (ствол), отвечающий за работу жизненно важных центров. Итак, что за болезнь – болезнь ДЦП? Не прогрессирующее поражение головного мозга, возникшее в период эмбриогенеза.

Проявляется заболевание спастическими параличами, судорогами, нарушениями слуха, речи и ЗРР (задержка речевого развития). ДЦП и детский паралич – не аналоги. Причины их возникновения отличаются. Детский паралич – это следствие перенесенного полиомиелита.

Немного истории


Клиника заболевания была впервые описана в 1853 г. британским врачом В. Литтлом. Позже описанная форма получила название болезни Литтла. Ученый считал, что причиной заболевания является патология родов, когда у ребенка возникает гипоксия мозга. Позже З. Фрейд предположил, что причина кроется в поражении мозга, полученном в периоде эмбриогенеза. В 80-х годах прошлого века его теория была подтверждена.

По данным статистики, детский церебральный паралич встречается в 2-7 случаях на 1 000 детей в возрасте до года.

Диагноз становится официальным только после 6 месяцев жизни. При недоношенности риск заболевания возрастает в 10 раз. Поэтому среди больных ДЦП половина из них были недоношенными.

Этиология

На вопрос, церебральный паралич – что это такое, ответ однозначен: это ДЦП – полиэтиологическое заболевание, причин его насчитывается больше 100.

Причины объединены в пре-, пост- и натальные:

  • пренатальные составляют 37-60% случаев, они возникают в период гестации;
  • натальные (при родах) – 27-40%;
  • постнатальные (период новорожденности) – 3-25%.

Пренатальные факторы


Среди таковых можно назвать любые заболевания матери при вынашивании ребенка, например, патология сердца в 45% случаев вызывают гипоксию у плода. Также сюда можно отнести курение и спиртное при ношении ребенка, прием лекарств, проблемное протекание беременности. Малый вес плода, неправильное его предлежание, ранние роды – тоже факторы риска.

Натальные факторы

К ним относятся следующие причины:

  • нарушенная тактика ведения родов;
  • крупность плода;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • травма;
  • узкий таз;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • резус-конфликт;
  • прокалывание плодного пузыря для ускорения родов;
  • стимуляция родов лекарствами.

Постнатальные факторы

К постнатальным можно отнести следующее:

  • нейроинфекции в младенчестве;
  • травмы черепа;
  • гидроцефалия;
  • интоксикация.

Иногда этиология остается неизвестной. Более удобно все причины объединить в следующие группы:

  • генные нарушения родительских хромосом;
  • гипоксия плода и беременной;
  • инфекции младенца;
  • интоксикации;
  • работа беременной на вредном производстве;
  • контакты с радиацией.

Причины физического характера - рентген, ионизирующее излучение, электромагнитные поля. Механические причины – травмы при родах.

Патогенез


Церебральный паралич – что это такое? ЦП - это всегда нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата, при котором моторная функция аномальна. Поражение мозга при этом не прогрессирует.

При ЦП больше половины младенцев недоношенные. Такие дети особенно уязвимы.

Кровеносные сосуды мозга имеют хрупкие стенки и любое их повреждение приводит к кровотечениям в желудочки – внутрижелудочковые кровоизлияния. Если они небольшие, опасности нет, но более крупные сдавливают стенки желудочка и повреждают ткань мозга. Страдают именно те отделы, которые отвечают за движения. Кровоизлияния в 90% вызывают развитие ДЦП.

Еще один значимый фактор - ускоренное развитие плода. Тогда развитие мозга запаздывает по сравнению с ростом других органов и систем. Кроме того, развивающийся мозг не просто сопровождается делением клеток, но и перемещением их внутри мозга.

Формирующиеся нервные пути могут нарушаться. Этому способствуют курение и алкоголь. Множество других провоцирующих факторов находятся на стадии изучения.

Классификация ДЦП


Классификаций много, более 20. В России применяют систему Семеновой К. А. Согласно ей, выделяют формы детского церебрального паралича в 5 вариантах:

  • двойная гемиплегия;
  • спастическая диплегия;
  • гемипаретическая,
  • гиперкинетическая,
  • атонически-астатическая форма.

Существует и смешанная форма. Двойная гемиплегия самая тяжелая, при этом оба полушария мозга поражаются. Мышечный тонус постоянно повышен, мышцы ригидны. Движения отсутствуют, больной не может сидеть, держать голову. У детей с детским церебральным параличом такой формы резкое умственное отставание, что усугубляет ситуацию. Речь грубо нарушена и есть тяжелая дизартрия.

Спастическая диплегия или болезнь Литтла – наиболее частая форма. Паралич конечностей полный или частичный. Спастичность и повышение мышечного тонуса – основное проявление формы. Поражается та зона мозга, которая ответственна за произвольные активные движения.

Руки страдают меньше. Прогноз здесь лучше. Дети могут передвигаться сами на коляске, костылях. Они способны частично себя обслуживать, научиться читать и писать.

При гемипаретической форме страдает одно полушарие мозга, но сразу кора и подкорка. Наблюдается односторонний паралич, рука поражена больше. Правосторонний гемипарез отмечается чаще. Двигательные навыки у ребенка появляются, хотя и с опозданием.

При сидении поза ребенка перекошена в одну сторону, симметричности нет. Формируется сколиоз позвоночника. Пораженные конечности растут медленнее и укорочены. Прогноз неплохой, ребенок сможет себя обслуживать и самостоятельно ходить.

При гиперкинетической форме поражена подкорка. Основное проявление – непроизвольные неконтролируемые движения - гиперкинезы. Часто причиной поражения мозга становится резус-конфликт. Гиперкинезы начинают появляться уже в полгода, а в первый месяц жизни наоборот, отмечается гипотония мышц. Во время сна гиперкинезы уменьшаются.

Произвольные движения проблематичны. Самостоятельное передвижение появляется только в 4-7 лет. Походка толчкообразная, асимметричная. Ребенок подвержен падениям, равновесие легко нарушается. Интеллект при данной форме страдает меньше.

При атонически-астатической форме поражен мозжечок. Отмечается мышечная атония и нескоординированность движений. В покое и ходьбе равновесие нарушено, присутствует тремор тела и рук, гиперметрия (размашистость движений). При ходьбе и стоянии ребенок широко расставляет ноги и раскидывает руки, у него много качательных и лишних движений.

Смешанная форма

Что за болезнь ДЦП? Патология эта по выраженности двигательных нарушений имеет 3 степени тяжести:

  1. Легкая – ребенок может передвигаться и обслуживать себя.
  2. Средняя – ребенку требуется помощь окружающих.
  3. Тяжелая – полная зависимость от окружающих.

  • ранняя — от рождения до 6 месяцев;
  • начальная резидуальная — до 2 лет;
  • конечная — от 2 до 4 лет и старше.

Основные мышечные нарушения:

  • мышечное напряжение;
  • спастическое сокращение мышц;
  • непроизвольные движения;
  • ограничение подвижности;
  • нарушения походки.

Кроме этого, восприятие и ощущения у таких детей также нарушены. Всегда есть проблемы при приеме пищи, непроизвольными могут быть мочеиспускание и дефекация. Наблюдаются затруднения с дыханием из-за патологических поз, формирование пролежней, трудности в обучении.

Уже отмечалось, что ДЦП не прогрессирует, но складывается часто обратное впечатление. Это происходит потому, что ребенок взрослеет и его трудности с обучением, передвижением и едой становятся более выраженными.

Характерные поздние признаки ДЦП

Основными проявлениями являются:

  1. Деформации скелета - пораженные конечности становятся короче.
  2. Контрактуры суставов – движения в них ограничены, производятся с трудом.
  3. Судороги.
  4. Нарушение глотания – нет правильной сочетаемости и согласованности в работе мышц, участвующих в акте глотания. Ребенок не только плохо сосет, глотает, но и не может удерживать слюнотечение. Поэтому следствием такого нарушения у детей с церебральным параличом становится бесконтрольная саливация.
  5. Поражение слуха – выражено в том, что ребенок не воспринимает окружающие звуки, это очень негативно отражается на развитии речи.
  6. Нарушение речи – у больного нет возможности самому координировать точность и прицельность движения губ, языка и горла. В связи с этим он не может выговаривать нормальные звуки для речи, что не дает ей развиться.
  7. Нарушение зрения – миопия и косоглазие.
  8. Нарушения зубного ряда – неправильное положение некоторых зубов, подверженность кариесу, неправильное строение эмали. Чистить зубы ребенок не может.
  9. Задержка умственного развития – она бывает не у всех больных ДЦП. Степень задержки может быть разной. Что это такое - синдром ДЦП в инвалидизации? Она зависит именно от уровня развития интеллекта. Чем он выше, тем ниже степень группы инвалидности.
  10. Нарушение мочеиспускания и дефекации – возникает непроизвольно, опять-таки, из-за несогласованности и бесконтрольной работы участвующих в этих актах мышц.
  11. Тонус мышц нарушен и постороннему движения больного кажутся вычурными, разболтанными, неуклюжими. Часто походка толчкообразная, несогласованная. Могут быть и замедленные, червеобразные движения.

Что такое детский церебральный паралич в эмоциональном плане? Характерные черты таких детей – повышенная сензитивность, впечатлительность и сильная привязанность к родителям или опекунам.

Диагностические мероприятия


Диагноз может быть окончательным только на 2 году жизни, потому что двигательные нарушения на более раннем этапе могут быть преходящими. Для диагностики применяют:

  • МРТ – она выявит снижение плотности белого вещества коры, атрофию ее и подкорки;
  • КТ;
  • УЗИ головного мозга;
  • консультацию невролога;
  • исследование слуха, зрения, рефлексов;
  • тесты на развитие для выявления скрытой формы патологии.

Принципы лечения

Лечение детского церебрального паралича проводится с момента установления диагноза и до конца жизни больного. Терапия ставит задачей адаптировать больных детей к жизни. Слово реабилитация здесь неприменимо, потому что при ДЦП детям с рождения недоступно то, что умеют здоровые.

В остром периоде необходимо остановить развитие, например, инфекции. Вне обострения следует обучить ребенка общению и самообслуживанию, привить трудовые навыки и обеспечить трудоустройство.

В комплексное лечение входит медикаментозная терапия, физиотерапия, работа с логопедом, психологом, санаторно-курортное лечение, при необходимости хирургическое вмешательство. Положительный эффект дают вспомогательные устройства: ходунки, кресло, вертикализаторы, велосипеды, тренажеры, нагрузочные костюмы и пневмокостюмы и т. д.

Медикаментозное лечение включает различные миорелаксанты центрального действия – бензодиазепины, "Баклосан", "Тизанидин", "Мидокалм", противосудорожные препараты, ботокс.

Необходима двигательная реабилитация - ЛФК, массаж, кинезотерапия, мануальная терапия.

Показаны физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение (начиная с 2-3-летнего возраста).

Оперативные методы лечения применяют при контрактурах в результате длительной спастичности мышц, ризотомии для прерывания патологической импульсации из головного мозга, может проводиться пересадка сухожилий, вытяжение костей и пр.

Физиотерапия


Чаще других проводится миостимуляция и электрофорез, электрорефлексотерапия. Все методы физиотерапии при церебральном параличе имеют целью улучшить тонус мышц, скоординировать движения больного, научить правильной речи. Но при наличии судорожного синдрома любая стимуляция отменяется. Хорошо зарекомендовали себя при ДЦП оксигенобаротерапия, лекарственный электрофорез, грязелечение, тепловые процедуры и водолечение.

Ведь, что такое болезнь ДЦП? Это, чаще, спастичность мышц и гиперкинезы. Теплые ванны снижают резкость гиперкинезов, убирают спастику мышц. Ванны применяют самые разные: хвойные, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные, травяные с валерианой.

Относительно новый метод лечения – анималотерапия, т. е. лечение посредством контакта ребенка с животным. К таким относятся иппотерапия ДЦП (верховая езда) и дельфинотерапия ДЦП. Такое лечение применимо потому, что создается расслабляющая эмоциональная атмосфера для больного детским церебральным параличом ребенка, стимулируются его мозговые структуры, создаются насыщенные тактильные ощущения. Это помогает формированию новых двигательных навыков.

Иппотерапия стимулирует развитие дыхательных движений. При сидении в седле у малыша быстрее формируется правильная осанка, нарабатываются навыки сохранения равновесия. Мускулатура получает толчок к тренировке и укреплению, объем движений в суставах увеличивается. Не стоит забывать и о положительных эмоциях, которые ребенок получает в массе.

Вспомогательные приспособления

Их существует очень много, но наиболее часто используются:

  • инвалидное кресло;
  • ходунки применимы для детей, которые могут ходить, но не могут держать равновесие;
  • вертикализатор – конструкция для удерживания вертикального положения;
  • сиденье – кресло со специальными ремнями, помогающими сохранять правильную позу в сидячем положении;
  • специально оборудованные стол и стул дают правильность осанки;
  • 3-колесный велосипед укрепляет и развивает мышцы ног, дает возможность для их расслабления;
  • кресло-сиденье для ванной;
  • кресло-туалет;
  • кресло со съемным устройством;
  • ортез – помогает держать суставы в правильном положении и способствует выработке правильных движений.

Каковы прогнозы


ДЦП не прогрессирует, но его проявления остаются с больным пожизненно. Болезнь ДЦП сегодня не вылечивается. Восприятие диагноза в качестве приговора – неправильно. Жизнь родителей с таким ребенком будет в корне меняться, поскольку он нуждается во внимании с первых дней.

Если интеллект достаточно сохранен, ребенок может учиться в общей школе, освоить некоторые профессии. При наличии выраженных ограничений для нормальной жизни дается инвалидность, как социальная помощь и защита. Для таких детей созданы специализированные ЛПУ - детские неврологические отделения, санатории, школы-интернаты. Детей можно обучить машинописи, делопроизводству, компьютерным технологиям, садоводству и др.

Профилактика

Чтобы снизить риск развития ДЦП у ребенка, беременная женщина должна с первого дня гестации быть под наблюдением врача и регулярно обследоваться.

Обязательным требованием является вставание на учет в консультации не позже 1 триместра беременности. Будущая мама должна полноценно питаться, вести здоровый образ жизни, не курить, не пить спиртное, полноценно спать, гулять на свежем воздухе. При возникновении любых патологий, особенно инфекционных, следует лечить их своевременно и полностью, только под наблюдением врача.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.