Что такое дцп в майнкрафт

Церебральный паралич – это большая и очень разнообразная группа заболеваний, общая черта которых – двигательные расстройства. Если говорить простыми словами, то общей особенностью каждой формы церебрального паралича является то, что он возникает в результате повреждения ткани головного мозга на стадии его раннего развития. Это повреждение приводит к нарушениям движения и осанки.

Причины

Повреждение мозговой ткани происходит ещё во время его развития, чаще всего до рождения ребёнка, реже во время родов или после рождения. Причиной повреждения могут быть различные факторы, такие как, например, гипоксия, ишемия, инфекции, травмы, врожденные дефекты и другие. Не всегда можно точно определить, какой фактор вызвал болезнь у ребенка. Известно, однако, что этот фактор должен был действовать в течение определенного времени и оставлять след в виде изменений в ткани мозга, которая больше не может работать должным образом. Следовательно, если присутствуют повреждения в месте, где находятся нервные волокна, необходимые для правильной ходьбы, то эта функция будет нарушена.

Восстановить поврежденную ткань невозможно, но здесь можно рассчитывать на пластичность мозга ребенка – свойство, при котором здоровая ткань мозга пытается частично взять на себя функцию поврежденной ткани. Благодаря многопрофильной реабилитации терапевты стараются максимально использовать потенциал развития ребенка, чтобы минимизировать последствия ущерба. Результаты такого лечение тем лучше, чем раньше оно начато.

Симптомы

Родителям трудно заметить симптомы заболевания у очень маленького ребенка. Наиболее важными признаками церебрального паралича являются симптомы движения, которые становятся более очевидными с возрастом ребенка, поскольку они изменяют его двигательное развитие.

Квалифицированное наблюдение, проводимое опытным врачом или терапевтом, может помочь в постановке раннего диагноза. Поэтому дети с повышенным риском заболевания направляются к специалисту до того, как симптомы церебрального паралича станут полностью видимыми. В группу риска включаются недоношенные дети, дети, рожденные с асфиксией, дети, рожденные с очень низкой массой тела. Однако следует помнить, что, у казалось бы здорового доношенного новорожденного через несколько месяцев может быть выявлена проблема, которую не было видно в первые дни жизни.

Симптомы, которые чаще всего замечают родители – отсутствие навыков, таких как правильная стабилизация головы и туловища, отсутствие способности сидеть и ходить в ожидаемом возрасте. Опытный наблюдатель может заметить ранее ненормальное развитие движения ребенка – его спонтанную подвижность, отличную от здоровых детей (т. е. как он двигается), слишком большое или слишком низкое мышечное напряжение, ненормальные рефлексы, фиксированную асимметрию.

У детей, у которых был диагностирован церебральный паралич, могут быть и другие связанные с этим проблемы. Проблемы, которые требуют дополнительного исследования, включают нарушения слуха и зрения, умственную отсталость, эпилептические припадки, боль, проблемы с питанием. Общими проблемами для всех детей младшего возраста являются инфекции верхних дыхательных путей. Лечение инфекций у этой группы детей требует особой осторожности, поскольку из-за общего состояния ребенка они могут быть более тяжелыми, чем у здоровых сверстников. Вот почему профилактика (вакцинация) играет очень важную роль.

Вторичные деформации суставов являются распространенной проблемой для детей старшего возраста с церебральным параличом. Несмотря на тщательную физическую реабилитацию, после нескольких лет болезни суставы могут измениться. Эти изменения являются результатом неправильной совместной работы мышц и неправильной амплитуды движений. Для поддержания суставов в хорошем состоянии используется специальное ортопедическое оборудование, например, утяжелители для ног или правильно подобранные ботинки. Также для этой цели используется лечение ботулиническим токсином, которое дополняет физическую реабилитацию. При необходимости используется операция.

Когда речь идет о кормлении детей с церебральным параличом, важно избегать глубокого дефицита питательных веществ. С самого начала родители должны изучить принципы правильного питания детей, а также освоить правильную технику кормления ребенка. Для некоторых детей с церебральным параличом кормление ложкой может оказаться недостаточным или небезопасным. В таких ситуациях не следует откладывать решение о создании специального входа в желудок (чрескожная гастростома), что обеспечивает безопасное и адекватное кормление ребенка.

При реабилитации ребенка не следует забывать о речи и общении. Нарушение двигательных функций часто беспокоит ребенка в плане выражения себя посредством речи. Если ребенку слишком сложно правильно и понятно говорить, стоит обратиться к альтернативным методам общения. Это способы общения с использованием специально разработанных систем жестов, коммуникационных альбомов, компьютерных программ и многого другого. Благодаря им даже те дети, у которых имеются большие проблемы со словообразованием, могут эффективно общаться.

Диагностика

Диагноз ставится неврологом в сотрудничестве с другими специалистами. При постановке диагноза принимается во внимание анамнез, то есть данные периода беременности, родов, перинатального периода, первых месяцев жизни и развития ребенка.

Вторым компонентом являются данные, полученные посредством неврологического обследования. Далее следуют результаты дополнительных тестов, в том числе визуальные тесты головного мозга, такие как МРТ и КТ.

Лечение

В настоящее время нет причинного лечения церебрального паралича, то есть не существует эффективных лекарств, которые могут обратить вспять существующие повреждения и восстановить здоровую ткань мозга. Тем не менее, существует возможность проведения реабилитационных мероприятий, благодаря которым ребенок может добиться наилучших результатов в той степени, в которой это позволяет повреждение мозга. На практике это означает, что результаты лечения зависят не только от выбранного метода реабилитации, но и в первую очередь от степени повреждения функции мозга.

Можно представить очень длинный список используемых методов. Важно, чтобы ребенок находился под систематическим, многопрофильным уходом, проходил лечение, адаптированное к его потребностям и возможностям, проводимое в долгосрочной перспективе. С одной стороны, терапией не следует пренебрегать, а с другой – нельзя допускать чрезмерной перегрузки ребенка слишком большой работой. Лучше всего, если у больного ребенка будет постоянный лечащий врач, предпочтительно педиатр, врач по реабилитации или невролог, который координирует терапию и оценивает ее результаты.

В реабилитации детей с церебральным параличом используются различные методы, такие как метод Бобат-терапии (нейроразвивающая терапия), метод Войта-терапии, ортопедическое оборудование (утяжелители, обувь, коляски, сиденья, вертикализаторы), введение ботулинического токсина, упражнения с использованием спецодежды, методы гидротерапии и ортопедической хирургии.

Церебральный паралич – это хроническое заболевание, которое сопровождает пациента на протяжении многих лет и ухудшает его подвижность. Качество жизни пациентов зависит от степени независимости, которой они достигли. При тяжелых формах заболевания больные представляют собой людей, которым нужна помощь в обычных повседневных делах. В более легких формах и с хорошим интеллектуальным развитием пациенты могут жить полноценно.


ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Детский церебральный паралич (ДЦП), согласно современным представлениям, является непрогрессирующим заболеванием ЦНС, развитие которого связано с перинатальным поражением головного мозга на различных этапах развития плода и ребёнка. Основой клинической картины ДЦП являются двигательные нарушения, изменения мышечного тонуса, нарушение познавательного и речевого развития и другие проявления. Частота встречаемости ДЦП, по данным различных авторов, сохраняется на уровне 2-3,6 случаев на 1000 новорожденных, причем с применением современных технологий интенсивной терапии глубоконедоношенных детей на фоне снижения смертности растет процент детей с выходом в неврологический дефицит и ДЦП. Прогноз ДЦП зависит от выраженности клинических проявлений. Антиспастическая терапия, реабилитационное лечение являются наиболее

эффективными методами лечения ДЦП. Продолжительность жизни и прогноз социальной адаптации пациентов с ДЦП в значительной степени зависят от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи ребёнку и его семье.

Наибольшее распространение в России получили классификации этого заболевания К.А. Семёновой (1978):

  • двойная гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • атонически-астатическая форма;
  • гемиплегическая форма;

Также введена классификация ДЦП – GMFCS (Gross Motor Function Classification System – Система классификации больших моторных функций). Это описательная система, учитывающая степень развития моторики и ограничения движений в повседневной жизни для 5 возрастных групп пациентов с ДЦП: до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 18 лет. Согласно GMFCS, выделяют 5 уровней развития больших моторных функций:

Уровень I – ходьба без ограничений;

Уровень II – ходьба с ограничениями;

Уровень III – ходьба с использованием ручных приспособлений передвижения;

Уровень IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;

Уровень V – полная зависимость ребёнка от окружающих – перевозка в коляске/инвалидном кресле.

Кроме классификации общих моторных функций, у пациентов с ДЦП широкое

применение находят специализированные шкалы оценки спастичности и отдельных

функций и, в первую очередь, функции верхних конечностей.

В ЧЕМ ПРИЧИНА?

Ведущей причиной развития ДЦП является повреждение или аномалии развития головного мозга плода и новорожденного. Главное отличие ДЦП от других центральных параличей –

время воздействия патологического фактора. До 80% наблюдений поражений мозга, вызывающих церебральный паралич, происходит в периоде внутриутробного развития плода.

Описано более 400 биологических и средовых факторов, влияющих на ход

нормального развития плода, но полностью их роль в формировании ДЦП не изучена.

Часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде

беременности, так и в родах. К внутриутробным причинам развития ДЦП, прежде всего,

относят острые или хронические экстрагенитальные заболевания матери (гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию, ожирение, сахарный диабет и заболевания щитовидной железы и др.), приём лекарств во время беременности, профессиональные вредности, алкоголизм родителей, стрессы, психологический дискомфорт, физические травмы во время беременности. Среди факторов риска также выделяют маточные кровотечения, аномалии плацентарного кровообращения, иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по системам АВО, резус-фактора и другим). Большинство указанных неблагоприятных факторов пренатального периода ведет к внутриутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что приводит к структурным нарушениям эмбрионального развития.

Различные осложнения в родах: слабость сократительной деятельности матки, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, длительный безводный период, ягодичное и тазовое предлежания плода, длительный период стояния головки в родовых инструментальное

родовспоможение, а также преждевременные роды и многоплодную беременность также относят к факторам высокого риска развития ДЦП.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЯ? На ранней стадии развития ДЦП (до 4 месяцев, согласно классификации К.А.Семёновой) диагноз не всегда очевиден, однако наличие отягощённого перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребёнка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребёнка педиатром и неврологом. Оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжает на 2 этапе – в специализированных отделениях при детских больницах, и на 3 этапе – амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей-специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.). Первичное обследование пациента с ДЦП и дальнейшее лечение могут проводиться в условиях стационара, дневного стационара и амбулаторно в детской поликлинике, что определяется степенью тяжести общего состояния пациента.

При всех формах ДЦП могут встречаться:

  • патологические тонические рефлексы, особенно ярко проявляющиеся при перемене положения тела, особенно при вертикализации ребенка;
  • неправильное сочетание движений рук при ходьбе, жестикуляции, мимики;
  • нарушение координаторных взаимодействий мышц (сгибателей и разгибателей);
  • повышение общей рефлекторной возбудимости – выраженный стартл-рефлекс (неожиданное вздрагивание).

Наличие указанных нарушений с ранних этапов развития ребёнка ведёт к формированию патологического двигательного стереотипа, а при спастических формах ДЦП – к закреплению привычных установок конечностей, развитию суставных контрактур, прогрессирующему ограничению функциональных возможностей ребёнка.

Выделают несколько форм ДЦП:

Спастический двусторонний ДЦП (Спастическая диплегия G80.1)

Спастический тетрапарез (двойная гемиплегия) G80.0

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжёлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Спастический односторонний ДЦП G80.2

Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом, у части пациентов –

задержкой психического и речевого развития. Рука, как правило, страдает больше, чем

нога. Реже встречается спастический монопарез. Возможны фокальные эпилептические

приступы. Причиной является геморрагический инсульт (чаще односторонний), и

врождённые аномалии развития мозга. Дети с гемипарезами овладевают возрастными

двигательными навыками несколько позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной

адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка.

Дискинетический ДЦП G80.3

Характеризуется непроизвольными движениями, традиционно называемыми гиперкинезами (атетоз, хореоатетоз, дистония), изменениями мышечного тонуса (может отмечаться как повышение, так и понижение тонуса), нарушение произношения из-за неконтролируемых сокращений мышц языка и лица. Отсутствует правильная постановка туловища и

конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций,

что прогностически благоприятно в отношении социальной адаптации и обучения, чаще

преобладают нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Атаксический ДЦП G80.4

Характеризуется низким тонусом мышц, потерей координации и высокими рефлексами (при осмотре неврологическим молотком). Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Нарушения координации представлены наличием интенционного тремора (дрожание, когда нужно, например, прикоснуться рукой к кончику носа) и нарушением чувства меры движения в пространстве (дисметрией) при выполнении целенаправленных движений.

Интеллектуальный дефицит при данной форме варьирует от умеренного до глубокого. В более половине случаев требуется проведение тщательной дифференциальной диагностики с наследственными заболеваниями.

КАКИЕ АНАЛИЗЫ НУЖНО СДАТЬ? КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ ПРОЙТИ?


Рекомендовано проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ) — позволяет диагностировать поражение головного мозга на ранних стадиях, выявлять постгипоксическое повреждение головного мозга, ликвородинамические нарушения, врожденные аномалии развития головного мозга.Рекомендовано проведение видео-ЭЭГ-мониторинга сна/бодрствования (ЭЭГ)

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ?

ДЦП не лечится. Но можно улучшить состояние ребенка. Например, можно снять спастику уколами ботокса или имплантацией интратекальной баклофеновой помпы (хирургический метод). Благодаря физической терапии многих детей с ДЦП можно научить ходить и кататься на велосипеде. Многих детей с ДЦП можно развить так, чтобы они учились в обычной школе, поступили в институт и нашли работу. Тяжелым детям эрготерапевт может подобрать коляску и кресло так, чтобы они гуляли со сверстниками и обедали с семьей. Всем детям с ДЦП можно устроить интересную и активную жизнь. Но ни одного ребенка с ДЦП нельзя вылечить. Человек с церебральным параличом навсегда останется человеком с церебральным параличом, и можно только мир вокруг него изменить так, чтобы человек мог жить в этом мире.

Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП:

  1. Рекомендуется назначение перорального препарата с миорелаксирующим действием: Толперизон
  2. Рекомендуется назначение перорального препарата с миорелаксирующим действием: Тизанидин (в Российской Федерации не рекомендован к применению до 18 лет).
  3. При более выраженной спастичности рекомендуют применение препаратов баклофена.
  4. Рекомендовано для антиспастического лечения при ДЦП использовать диазепам.
  5. Для снижения локальной спастичности рекомендуется терапия препаратами ботулинического токсином типа А (БТА): Ботулинический токсин типа A-

Помимо антиспастических препаратов, сопутствующими лекарственными средствами, используемыми при ДЦП, могут быть антиэпилептические препараты, M- и H-холинолитики, дофаминомиметики, применяемые по поводу дистонии и гиперкинезов.

Широкое распространение в России при лечении ДЦП находят ноотропы, ангиопротекторы и корректоры микроциркуляции, препараты с метаболическими эффектом, витамины и витаминоподобные средства. Применение этих лекарственных средств направлено на коррекцию сопутствующей патологии при ДЦП. Основной проблемой использования данных препаратов является отсутствие исследований их эффективности при ДЦП.

Приоритетные задачи медицинской реабилитации:

  1. Нормализация функционального состояния ЦНС (регулирование процессов возбуждения и торможения в ЦНС, улучшения кровоснабжения мозговой и мышечной ткани).
  2. Улучшение функции опорно-двигательного аппарата (нормализация мышечного тонуса, повышение силы ослабленных мышц, улучшения кровообращения и уменьшение дистрофических изменений в пораженных мышцах и суставах, уменьшение контрактурных изменений).
  3. Укрепление соматического психоэмоционального статуса ребенка.
  4. Улучшение качества жизни.

Медицинская реабилитация включает в себя медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, массаж, использование лечебно-нагрузочных костюмов (пневмокостюмов), механотерапию, физиотерапию, ортопедохирургическое и санаторно-курортное лечение.

Медикаментозная терапия при ДЦП

  1. Препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие.
  2. Препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию.
  3. Препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, оказывающие репаративное действие.
  4. Антиковульсанты.
  5. Препараты, нормализующие мышечный тонус.
  6. Препараты, уменьшающие гиперкинезы.

Немедикаментозные методы лечения

КАК ПРОХОДИТ РЕАБИЛИТАЦИЯ?

Оптимальное оказание помощи пациенту с ДЦП подразумевает мультидисциплинарный подход команды специалистов медицинского, педагогического и социального профиля, фокусирующих своё внимание на потребностях как самого пациента, так и членов его семьи, участвующих в ежедневной реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ДЦП. Ребенок с таким диагнозом требует непрерывной ежедневной реабилитации с первых дней жизни, учитывающей следующие медицинские и социальные аспекты:

  • передвижение, поддержание позы и двигательная активность ребёнка;
  • коммуникация;
  • сопутствующие заболевания;
  • повседневная активность;
  • уход за ребёнком;
  • качество жизни пациента и членов семьи.

При реабилитации ребенка с ДЦП не должно быть никакой боли – это увеличивает спастику. Современные методики реабилитации детей с ДЦП безболезненны. Физическая терапия, эрготерапия, Бобат, кондуктивная педагогика безболезненны. Даже методика Войта, которая была болезненной полвека назад, серьезно пересмотрена, и специалисты отказались от болезненных приемов.

Современная реабилитация детей с ДЦП в Европе и Америке основывается на двух основных медицинских профессиях — эрготерапевт и физический терапевт.

Эрготерапевт организует среду для ребенка с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями так, чтобы ребенок в этой среде чувствовал себя комфортно. Высота стола, конфигурация кресла, форма ложки, которой ребенок ест, форма кисточки, которой ребенок рисует, обувь, одежда, рамка, чтобы держать голову, ходунки, трости, ниблер (сетчатый мешочек, чтобы ребенок мог пробовать на вкус новую еду и не подавиться), — множество приспособлений, нормализующих жизнь ребенка, — вот инструменты эрготерапевта.

Физический терапевт должен оценить двигательные способности ребенка, понять, почему те или иные движения не получаются, подобрать или придумать для ребенка двигательную активность, занятия и игры, в результате которых ребенок освоил бы недоступные ему прежде двигательные навыки. И еще физический терапевт должен избежать вторичных осложнений.

Методы физической реабилитации в России традиционно представлены массажем, лечебной

гимнастикой, аппаратной кинезиотерапией, в ряде центров – роботизированной механотерапией с использованием специализированных тренажёров, в том числе, основанных на принципе биологической обратной связи (например, Локомат — роботизированное ортопедическое устройство для восстановления навыков ходьбы, Армео — комплекс для функциональной терапии верхних конечностей и др.). Лечебная гимнастика при ДЦП, особенно для детей первых лет жизни, эффективно дополняется приёмами, основанными на торможении патологических рефлексов и активации физиологических движений (методики

Войта, Бобат и др.). Отечественной разработкой, нашедшей широкое применение в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП, является использование метода динамической проприоцептивной коррекции, осуществляемой при помощи специализированных костюмов

(например, Адели, Гравистат, Атлант) – систем, состоящих из опорных эластичных регулируемых элементов, с помощью которых создаётся целенаправленная коррекция позы и

дозированная нагрузка на опорно-двигательный аппарат пациентов с целью нормализации проприоцептивной афферентации (прежде чем надеть костюм ребёнку, нужно подготовить его мышечную систему и ознакомиться с подробными рекомендациями и инструкцией к занятиям в костюме).

Традиционно в России при реабилитации пациентов с ДЦП широко используются физиотерапевтические методы, в том числе основанные на природных факторах воздействия: аппликации грязей, парафина, озокерита с антиспастической целью, электрофизиологические методы – электростимуляция, электрофорез с лекарственными веществами, водные процедуры и др.

К альтернативным методам реабилитации пациентов с ДЦП относят акупунктуру и иглорефлексотерапию, мануальную терапию и остеопатию, иппотерапию и дельфинотерапию, йогу, методы китайской традиционной медицины, однако согласно критериям доказательной медицины, эффективность и безопасность данных методик в настоящее время не оценивалась.

Наши специалисты составляют и пишут эти тексты, чтобы вам было чуточку легче понимать то, что происходит с особым ребенком. Чтобы помочь большему числу людей, мы привлекаем высоко квалифицированных специалистов. Поддержите нашу команду! Каждые 100 рублей — это ещё одно обращение в органы власти, ещё одна памятка или статья базы знаний, ещё один маленький шаг, чтобы помочь семьям с детьми с нарушениями развития.







Что такое церебральный паралич?

Причиной детского церебрального паралича (ДЦП) является непрогрессирующее повреждения определенных зон развиваещегося мозга.

Это повреждение может произойти на ранних этапах беременности, когда мозг только начинает формироваться, в процессе родов, когда ребенок проходит через родовые пути или после рождения ребенка.

В раннем возрасте ДЦП проявляется ухудшением и ограничением движения. Кроме двигательных нарушений, наблюдаются следующие дефекты:
– познавательные (например, неумение считать);
– сенсорные нарушения (нечувствительность к боли);
– нарушения слуха;
– нарушение зрения;
– ухудшено восприятие (например, неспособность распознавать цвета, хотя функции зрения нормальные);
– эмоциональные расстройства;
– судороги.


При наблюдении за детьми с ДЦП обнаруживается несколько характерных признаков. Они могут появляться во многих комбинациях и проявляться в различной степени.
К таким признакам относятся:
– сразу после рождения ребенок может иметь трудности с дыханием;
– ребенок может иметь проблемы с сосанием, глотанием и пережевыванием пищи; иногда проблемы с кормлением могут иметь тяжелые последствия (например, аспирационная пневмония, если пища попадет в легкие через трахею);
– ребенок часто плачет и видно, что с ним “что-то не так”. Младенец может быть равнодушным и неактивным, будто не склонным общаться с окружающими;
– ребенок с ДЦП может иметь трудности с координацией движений. Например, ребенок может использовать только одну руку (вместо обеих) либо не ползет;
– ребенку трудно контактировать с окружающими. Слабо или совсем не реагирует на других людей, имеет проблемы с развитием речи;
– ребенок имеет проблемы с деятельностью в повседневной жизни, например: не может самостоятельно принимать пищу, не может одеваться или ухаживать за собой;
– вообще развивается медленнее, чем здоровый ребенок такого же возраста.

Иногда требуются месяцы или даже годы, чтобы обнаружить у ребенка ДЦП, особенно в более легких случаях.



В целом считают, что возникновение ДЦП может произойти под влиянием различных видов повреждений: произошедших перед рождением, во время или сразу после рождения.

Перед рождением:
– инфекции;
– резус-несовместимость;
– диабет или отравление во время беременности;
– наследственность;
– повышение внутричерепного давления.

При рождении:
– недостаток кислорода;
– нодовая травма.

После рождения:
– гипоксия.
К вторичным проблемам относятся:
– вынужденное положение конечности вследствие недостатка движений через мышечную спастику;
– искривление позвоночника (сколиоз). Если ребенок с ДЦП движется, сидит или лежит несимметрично, то этим увеличивается риск развития деформации скелета;
– при несимметричном положении сидя усиливается опасность вывиха в тазобедренных суставах.


ДЦП классифицируют согласно проявлений и местонахождения.

Проявления:
– спастичность;
– непроизвольное движение, которое особенно касается лица, рук и языка (атетоз);
– шаткие движения и походка (атаксия);
– Атония мышц.

Где проявляется:
– одна половина тела (гемиплегия);
– обе половины тела (диплегия);
– обе руки и ноги (тетраплегия).

1. Спастичность
При спастичности замечается усиленный тонус мышц-сгибателей и разгибателей. У детей со спастическим поражением мышц часто наблюдается недостаточность координации движений и равновесия.
В связи с тем, что у таких детей тонус мышц повышен и разнообразие движений недостаточно, часто возникают мышечные, а впоследствии и суставные контрактуры, что ведет к еще большему ограничению движений ребенка в целом. В случае спастического ослабление мышц (спастический парез) всегда бывают ассоциированные реакции – это ненормальные напряжение мышц всего тела. Эти реакции сопровождают каждое сознательное движение, мешая его выполнению. Ассоциированные реакции появляются преимущественно тогда, когда движение требует усилий. Таким образом, дети со спастикой мышц часто движутся по глобальным образцом, то есть однообразно.

2. Неконтролируемое непроизвольное движение (атетоз)
Означает буквально “невозможность остановиться”. Дети с такой болезнью всегда в движении (особенно их конечности). Движения эти некоординированные. Тонус мышц постоянно меняется от гипертонического к гипотоническому.
Этим детям очень трудно находиться в определенной позиции, например, удерживать голову и тело в равновесии или что-то взять и держать. Остановить движение в таком случае – тоже проблема.
Иногда суставы бывают гипермобильные. У таких детей часто бывает несимметричный рефлекс тонуса шеи, недостаточное сосредоточение и сверхчувствительная реакция на стимулы.
Существует много различий среди детей, имеющих такие движения. Ребенок может быть дряблым и напрягается только тогда, когда пытается действовать или волнуется. Другой может быть ригидным (напряженным) в течение длительных периодов и расслабляется только тогда, когда нагнет голову вперед.
Ранний диагноз
Возможными признаками атетоза могут быть проблемы с кормлением, усиленное слюнотечение и продолжительные периоды повышенного тонуса мышц.

3. Колеблющиеся движения и походка (атаксия)
Это расстройство координации произвольных движений. В отличие от детей с атетозом, дети с атаксией не двигаются постоянно. Однако, движения их бесконтрольные и нескоординированы. Дефект координации особенно заметен в сознательных движениях.
Симптомы: дрожащие руки, тремор (дрожание) и резкие, бесцельные и нескоординированы движения. Нарушено также равновесие.

4. Бессилие, слабость мышц
Атония мышц выражена у детей с ДЦП в первые годы жизни. Это состояние может перейти в атетоз или в гипертонус мышц.
Чем дольше дети остаются в таком состоянии, тем хуже может быть прогноз.
Детям с гипотонией мышц присуще чрезмерное выделение слюны и их очень трудно чем-то увлечь или взволновать. Повышена подвижность суставов через очень низкое напряжение мышц вокруг них.

5. Гемиплегия
Это паралич одной половины тела. У таких детей можно наблюдать стереотипы положения и движений руки и ноги с одной стороны (например рука согнута и не действует). Движение несимметричное. Ребенок пользуется только здоровой половиной тела.
Другие характеристики:
– тонус мышц пораженной стороны усиливается при деятельности;
– замечаются ассоциированные реакции (тонус пораженной стороны усиливается при движении здоровой руки или ноги);
– гемианопсия (секция зрительных раздражений в мозге не задействована, хотя сами глаза функционируют нормально);
– расстройство роста и нарушения кровообращения пораженной стороны;
– расстройство речи, обучения и поведения.
Ранний диагноз
Примерно в возрасте четырех месяцев становится понятно, что ребенок всегда берет что-то той же рукой (сравните это с нормальным развитием: привычка, владения органом производится когда ребенку несколько лет).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.