Дцп дети и скалолазание

— Как Вы стали тренером, ведь основная работа и профессия у Вас совсем не связаны со спортом?

— В чем особенности скалолазания?

— Скалолазание — Олимпийский вид спорта, за рубежом является очень популярным занятием, во многих странах скалолазание включено в школьную программу. Хочу особо отметить, что скалолазание — это безопасное занятие, если соблюдать правила техники безопасности, которое приносит не только удовольствие, но также ощутимую пользу для здоровья: улучшается координация движений; равномерно развиваются все группы мышц, и это без изнурительных тренировок. По этой причине многие люди занимаются им для поддержания своего тела в хорошей физической форме. Также при занятиях скалолазанием у ребёнка развивается пространственное мышление, улучшаются навыки моторики и реакции, повышается самооценка, ребёнок всегда видит цель и идёт к ней. Многие врачи, которые знакомы со скалолазанием, особенно ортопеды и психологи, рекомендуют заниматься этим видом спорта.


— Алексей, Вы — единственный тренер в республике Татарстан, кто занимается скалолазанием не только со здоровыми детьми, но ещё и с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Что послужило ?

— Какие трудности возникали, а может и возникают?

— Самое трудное было — начать занятия, я понимал, что потом их просто так не прекратишь, и пока есть место, где заниматься и с кем заниматься, надо будет это делать.

— С какого возраста и кто занимается сейчас у Вас?

— Самому младшему спортсмену группы адаптивного скалолазания — 5 лет, самому старшему — 23 года. Ребята имеют такие заболевания, как диабет, ДЦП, слепота. Если у человека есть желание заниматься, и он придет, то я буду с ним работать, независимо от возраста.


— Есть ли у ребят положительные результаты за два года занятий?

— Про это лучше спросить у родителей ребят — только они могут передать полноту радости, удовольствия от достижений своих детей. Результаты есть, и это — следствие наших общих трудов.

Для кого-то покажется малозначительным или обычным делом, когда, например, мальчик научился лазать по шведской стенке, самостоятельно вставать на ноги, спускаться и подниматься по ступенькам, держать обеими руками гимнастическую палку и заниматься с ней. Но для некоторых наших воспитанников это — настоящая победа. Часть детей наблюдаются у врачей, и когда родители спрашивали, можно ли им заниматься скалолазанием, медики не запрещали, а после плановых обследований рекомендовали не прекращать занятия. Выводы делайте сами.





— Вы проводите бесплатные занятия, в наше время это — редкость, кто-то финансирует?


— О чём Вы мечтаете?

— Создать в городе большой спортивный, именно спортивный центр для скалолазания, отвечающий всем современным требованиям. Хочется, чтобы в нашем городе проходили всероссийские соревнования, на которых собирались бы более 500 участников. Это здорово, это мотивация для молодежи. Но без помощи Правительства республики и действий городского управления, меценатов и инвесторов это невозможно.

— Какие цели Вы преследуете в этой деятельности?

— Эти занятия помогают мне очистить голову от ненужных мыслей, отвлечься от суеты. Моя цель — помочь ребятам избавится от одиночества. Для них это — совсем другой мир: мир побед и достижений, положительных эмоций и приключений. Одним из плюсов этого вида спорта является то, что мы открываем для себя много нового и интересного. Мы знакомимся с новыми людьми, открываем для себя площадки для занятий разных уровней сложности, узнаем, на что способно наше тело, и развиваемся во многих направлениях.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Добрякова В.А., Подоляка О.Б.

В статье рассматриваются результаты тестов, оценивающих физическое развитие детей с детским церебральным параличом , занимающихся адаптивным скалолазанием . Приводится оценка состояния мышц, манипулятивной деятельности рук, показателей равновесия и координации , с целью дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию. В работе описываются основные направления тренировочных занятий, в зависимости от характера поражений и диагнозов детей .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Добрякова В.А., Подоляка О.Б.

Студент магистратуры Факультет биологии и здоровья человека Череповецкий Государственный Университет Г. Череповец, Российская Федерация О.Б.Подоляка

Г. Череповец, Российская Федерация

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫМ СКАЛОЛАЗАНИЕМ

В статье рассматриваются результаты тестов, оценивающих физическое развитие детей с детским церебральным параличом, занимающихся адаптивным скалолазанием. Приводится оценка состояния мышц, манипулятивной деятельности рук, показателей равновесия и координации, с целью дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию. В работе описываются основные направления тренировочных занятий, в зависимости от характера поражений и диагнозов детей.

Адаптивное скалолазание, детский церебральный паралич, равновесие, координация, сила мышц, дети.

В структуре детской инвалидности детский церебральный паралич составляет 30-70%. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей [2, с.23]. Одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов двигательной активности для больных ДЦП [3, с 47].

В качестве средств реабилитации детей с детским церебральным параличом в настоящее время широко используются такие направления двигательной активности как: иппотерапия, гидрокинезотерапия. Эффективность иппотерапии объясняется тем, что верховая езда улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности, также у детей происходит уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли (Г.В. Дремова, 1996; А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, 2002; Г.И. Дерябина, 2005). Занятия плаванием способствуют расслаблению мышц, улучшению подвижности в суставах. Во время плавания, занимающийся в течение длительного времени находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Выполнение упражнений в водной среде способствует укреплению мышечного корсета, мышц спины и позвоночника. [3, с.26].

Сейчас в России активно начал развиваться новый вид спорта для людей с ограниченными возможностями - адаптивное скалолазание (paraclimbing). Скалолазание - это вид активности, позволяющий гармонично развивать все основные мышцы тела, не перегружая опорно-двигательный аппарат. Даже самые тяжелые ограничения физических возможностей не помешают человеку заниматься скалолазанием.

Эффект адаптивного скалолазания при детском церебральном параличе наблюдали немногие специалисты. В частности, М.М. Сапаровым и И.Г Вороновичем разработаны методики обучения техники лазания детей с ДЦП. В результате тренировки у детей улучшаются координация движений рук и ног, умения управлять телом в динамическом и статистическом режиме, а так же благодаря развитию статокинетических свойств облегчается формирование двигательных умений [10, с.3].

Отмечается недостаточная разработанность проблемы развития статокинетических рефлексов у детей с нарушениями функций вестибулярного аппарата, при наличии патологии мышечного тонуса, парезов [1,

с.320]. Нарушения здоровья у детей осложняют разработку индивидуальной программы тренировки. Ранее был предложен спиральный алгоритм индивидуального подхода при обучении движениям [В.Ф. Воробьев, А.А. Митрофанова, 2010], одним из шагов при его реализации является анализ информации на основе принципа дополнительности.

Целью нашего исследования являлся сбор информации о состоянии здоровья и развития двигательной сферы детей с ДЦП для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Задачи: обзор научно-методической литературы по данной теме исследования; оценка физического состояния детей с детским церебральным параличом, путём исследования у них силы и выносливости различных групп мышц, а также их координационных способностей, для дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию.

Методы и организация исследования. В качестве основных методов исследования использованы: анализ научно-методической литературы, медико-биологическое тестирование, методы математической статистики.

В ходе тестирования осуществлялась: оценка манипулятивной деятельности рук (кинестетическая чувствительность, кистевая динамометрия), оценка силовой выносливости мышц (силовая выносливость мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость ягодичной мышцы, силовая выносливость сгибателей шеи, сила мышц ног), а так же определение равновесия и координации (проба Ромберга, пяточно-коленная проба, пальце-носовая проба, стойка на 4-х точках опоры).

Результаты исследования и их обсуждение.

Общая характеристика испытуемого контингента

Имя Диагноз медицинский

ОН Детский церебральный паралич, спастическая диплегия, плоско - вальгусная деформация стоп

ДЛ Детский церебральный паралич, гиперкинетическая форма.

РГ Детский церебральный паралич, шунтозависимая гидроцефалия, сапастический тетрапарез

АС Детский церебральный паралич, шунтозависимая гидроцефалия, спастическая диплегия

ЕФ Детский церебральный паралич, спастическая диплегия

У одного ребёнка бала выявлена спастическая диплегия и шунтозависимая гидроцефалия, у него поражены обе ноги и левая рука, которая приведена к туловищу, слегка согнута в локте, пальцы согнуты (АС). Гиперкинетическая форма ДЦП присутствует у одного испытуемого (ДЛ). Двойная гемиплегия так же наблюдается у одного испытуемого (РГ). У двух испытуемых ОН и ЕФ выявлена спастическая диплегия. У двух детей в большей степени поражены ноги, у трёх - руки.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия [8, с.93]. Поэтому, на первом этапе, был проведен блок контрольных упражнений используемых, для оценки манипулятивной деятельности рук.

Результаты тестирования приведены в таблице 2

Результаты оценки статической силы мышц и кистевой динамометрии

Имя Вис на перекладине (статическая сила мышц) (с) Кистевая динамометрия (кг)

Правая рука Левая рука

Данное тестирование позволило измерить силу мышц, сгибающих пальцы рук. Дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически.

Следующим этапом исследования было проведение контрольных упражнений для оценки силовой выносливости мышц, так как для поддержания правильной осанки при ходьбе необходимо развитие мышц разгибателей спины и брюшного пресса, для стабилизации таза необходимо развитие ягодичных мышц, для стабилизации головы - мышц шеи. Результаты приведены в таблице 3.

Показатели силовой выносливости мышц

Имя брюшного пресса (с) разгибателей спины (с) левой ягодичной мышцы (с) правой ягодичной мышцы (с) сгибателей шеи (с) ног (раз) верхнего плечевого пояса (с)

ОН 7 18 11 10 50 3 20

ДЛ 5 10 10 8 35 0 3

РГ 5 8 3 2 44 1 12

АС 0 4 3 3 20 0 0

ЕФ 11 15 15 13 60 2 30

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабая сила мышц, как верхних, так и нижних конечностей.

Наряду с кондиционными для развития детей необходимо совершенствовать и координационные способности. Координацией называется способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий [6, с.2].

У детей, страдающих церебральным параличом, вследствие нарушения мышечного тонуса, наличия патологических рефлексов, синкинезий и т.д. происходит нарушение координации движений [1, с.320]. В таблице 4 приведены итоги выполненных тестов на равновесие и общую координацию.

Результаты оценки координационных способностей

Имя Удержание равновесия в позе Ромберга Пальце-носовая проба Пяточно-коленная проба Равновесие в положении сидя с мешочком песка на голове (с) Стойка на четырёх точках опоры (с)

Не все дети успешно выполнили пальценосовую пробу. У двух человек наблюдалась гиперметрия (атаксия), т. е. ребёнок, поднося палец к носу, промахивается и проносит мимо. Это позволяет предположить о поражении мозжечка. С пяточно-коленной пробой справилось всего 2 человека, у трёх наблюдалась атаксия, т. е. пятка ведущей ноги во время проведения пробы соскальзывает с другой.

В процессе лазания на скалодроме у ребёнка вырабатывается привычка всех частей тела выполнять движения синхронно и действовать как единое целое. Для точной постановки ног на зацепы необходимы координированные действия глаз и ноги, выполнение перехватов руками невозможно без согласованных

взаимодействий глаз и руки. Комбинированные движения, например, сочетание перехвата рукой и постановки ноги тренируют скоординированное взаимодействие конечностей и корпуса [7, с.4].

Чтобы в совершенстве удержать равновесие тела в той или иной позе нужно практически освоить способ фиксации данной позы и балансирования в ней. В процессе лазания на естественном или искусственном рельефе в положительной плоскости появляется возможность использования четырёх, трёх и двух точек опоры, что позволяет в последующем применять данный навык к удержанию равновесия на вертикальной стене, а затем и удержанию вертикальной позы при ходьбе. Для того чтобы понять, как правильно использовать равновесие и опорные точки скалолаз учится чувствовать собственный центр тяжести, учится располагать ноги и корпус для создания статического равновесия и переносить центр тяжести [10, с.5].

Основываясь на характере двигательных нарушений, у детей с диагнозом спастическая диплегия скалолазные упражнения будут направлены на:

- Снижение патологического тонуса мышц (упражнения, способствующие снижению тонуса приводящих мышц бёдер и подошвенных сгибателей);

- Предотвращение возникновения контрактур (упражнения для преодоления сгибательно -приводящих установок конечностей);

- Выработку правильной равномерной опорности ног, перенос веса тела с толчковой ноги на опорную и обратно при движении в различных направлениях и согласование рук и ног при ходьбе;

- Выработку правильного шагового стереотипа с высоким подниманием колен;

- Коррекцию осанки (для нормализации осанки необходимо решать такие задачи как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета путём укрепления ослабленных мышц);

- Развитие способностей к удержанию равновесия и координации.

При спастическом тетрапарезе, с мышечной спастикой заметно преобладающей в ногах, к вышеперечисленным добавятся упражнения способствующие:

- Снижению тонуса мышц плечевого пояса;

- Устранению деформаций локтевого сустава (разгибание руки в локтевом суставе для предотвращения возникновения контрактур или для уменьшения уже имеющихся);

- Развитию подвижности поясничного отдела позвоночника и формированию поясничного лордоза;

- Коррекции мелкой моторики и манипулятивной деятельности рук (упражнения для исправления порочного положения кисти и пальцев рук).

Для испытуемых с диагнозом гиперкинетическая форма детского церебрального паралича комплекс упражнений будет направлен на :

- Устранение порочных положений отдельных частей тела;

- Обучение самоторможению непроизвольных движений;

- Улучшение координации движений и опорности конечностей;

- Обучение целенаправленным движениям.

В ходе исследования были получены результаты выполнения детьми с ДЦП контрольных упражнений, направленных на оценку координационных способностей и силы мышц. Были выявлены основные проблемы и слабые места каждого участника эксперимента. Изучив диагнозы и проанализировав результаты контрольных упражнений, был сделан вывод о том, что у двух детей поражение в большей степени приходится на ноги, у трёх больше поражены руки. Предполагается, что разработка индивидуальных программ в использовании методов и средств адаптивного скалолазания позволит положительным образом повлиять на развитие слабых сторон детей. Рассмотрена возможность индивидуального подхода с разработкой индивидуальных упражнений в зависимости от характера повреждений, основанных на технике адаптивного скалолазания. В дальнейшем предполагается возможность применения средств адаптивного скалолазания для возможной коррекции патологических двигательных действий детей страдающих церебральным параличом.

Список использованной литературы:

2. Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — М. : МЕДПРЕСС-Информ, 2002. — 608 с.

3. Гросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 26-34.

4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-167с. глава 14 реабилитация спортсменов-инвалидов.

5. Дубровский В.И., Дубровская А. В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии в состоянии здоровья.- М.: Бином, 2010.- 320с.

6. Кикенов И. С. Развитие координации в скалолазании // Спортивная федерация скалолазания Санкт-Петербурга -2011.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://spbdimЫng.ru/mdex.php/artide/49-2011-01-30-17-03-12

9. Петрухин А.С.. Детская неврология: учебник в 2 т. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012, - Т.2. -560 с., 2012

10. Сапаров М.М., Воронович И.Г. Развитие статокинетических свойств у детей с ДЦП средствами адаптивного скалолазания, 2015.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: Ы1р://с-Г-r.ru/UserFiles/File/news/2015Z06_saparov.pdf

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

Педагогическое моделирование, социализация, педагогическая методология, технология системно-


Дорога к спорту

Светлана нашла спортшколу рядом с домом, и тренеры, познакомившись с Лерой, были готовы заниматься, но не совсем тем, чему до этого училась девочка. Менять вид скалолазания семья не решилась. И бабушка села за интернет и на телефон.

— Япония, Япония! – Лера пытается перекричать шум машин. – Хочу в Японию!


В спортцентре светло, просторно, грохочет музыка. Ждем тренера за столиком в кафе.

— Здесь еще батуты, бассейн и вейк-парк, — говорит Лера. – А мне – туда, – и показывает на двенадцатиметровый скалодром, по которому карабкаются изящные девушки и мускулистые парни.

Максим – в шортах, в бейсболке, с татухой – появляется внезапно, смотрит хитро и внимательно.

— Объявление дашь? – сразу спрашивает он, узнав, что я журналист. – Набираю группу для параклаймбинга.

Недостатка в учениках, которые платят ему за услуги инструктора, у Максима Семенова нет. Поэтому с Лерой и другими детьми и взрослыми, возможности которых принято считать ограниченными, он занимается бесплатно. Вход в клуб придется оплатить, но это не огромные деньги. Бесплатные скалодромы существуют только при общественных организациях. Там хорошо. Но здесь – совсем другое. И в смысле ресурсов для развития, и в смысле атмосферы, которая создается приходящими сюда современными активными людьми.

— Я тоже хочу татуировку, — шепчет Лера бабушке на ухо, направляясь к стене. В целом, нормальное желание для пятнадцатилетнего подростка.

Она здесь совсем недавно, и, кажется, в этой пока новой для нее обстановке немного теряется. Галя, завсегдатай клуба, с готовностью соглашается посмотреть обувь и подсказывает, как лучше подбирать скальники. Лера, смущаясь, поясняет, что у нее есть некоторые физические недостатки.

— Да в общем-то незаметно, — говорит Галя. – Кстати, можно ж юбку длинную носить, сейчас это модно, — и продолжает увлеченно: — Я вот магазинчик знаю…

Никто не обращает внимания ни на Лерины особенности, ни на то, что рядом два незрячих скалолаза страхуют друг друга. Они тоже тренируются у Максима, вместе с ним ездили на международные соревнования.

Стараться жить на позитиве


Иначе восприняли Леру врачи при рождении. Пока она делает первые разминочные восхождения на скалодроме, бабушка вспоминает:

Мама тогда выжила, девочку через полгода выписали домой с диагнозом ДЦП.

Лере было около года, когда Светлана ушла с работы, решив, что не может заниматься чужими детьми, если нужно помочь своей родной внучке. Операции, реабилитационные курсы – все, какие предоставляла Программа московского правительства, логопед, окулист, развивающие занятия… Лера встала на ноги и как смогла пошла. В 4 года заботливая бабушка отправила ее в детский сад:

— Ей было очень тяжело, она плакала, но я уперлась: ничего – походишь, поплачешь. С ее родителями мы обсуждали перспективы учебы, и я хотела услышать от них, что они думают. Сейчас существуют i-школы, разные возможности, но мои дети сказали: только обычная школа!

— Вы не жалели ее? Не хотели, чтобы ей было как-то полегче?

— Нет, а как она будет жить? Да, в школу она пошла чуть позже, в 8 лет, и начальную школу выбрали все же ту, где моя подруга была завучем. А с пятого класса – просто по месту жительства. Лера попала в лицейский класс, причем с уклоном в математику. Не знаю, почему так вышло, она чистый гуманитарий. Но ничего, сидит, что-то там решает.

Лере было шесть лет, когда ее мама внезапно умерла от аневризмы сосудов головного мозга. Прошло уже почти 10 лет, Светлане тяжело вспоминать тот день, но она помнит его в деталях.

— Мы с сыном год промолчали, не говорили Лере. Сейчас ездим с ней к маме на могилу. Без истерики. Мы вообще стараемся жить без этого. Стараемся жить на позитиве. Папа у нас тоже вечно такой, собачка у нас такая жизнерадостная. Нас это выручает.

Движение вверх


Лера упорно лезет вверх по скалодрому.

— Левая нога, — Максим страхует и подсказывает. – Другая левая нога, — добродушно смеется над ошибкой ученицы. – Чего стоим, кого ждем? Шагай, шагай, шагай. Давай, я рядом всегда. Работай дальше! – И поворачивается к бабушке: — Вот она приспособила левую ногу к шагу, в прошлый раз так не делала, то есть она делает свои слабые стороны сильными – этого я и хочу!

— Видите, она на носочек встает, — показывает мне Светлана. – Это для нее очень трудно, но она научилась! И чего бы мы дома сидели? – улыбается, глядя, как Лера, наконец добравшись до верха, с визгом спрыгивает и на страховке спускается вниз.

— Как-то на характере эти занятия сказываются?

— Да, она становится более целеустремленной, идет до последнего.

Уже два часа с небольшими передышками под команды инструктора она карабкается по стене. Рядом лезут и устало вытирают пот здоровые мужики. Девочка-подросток с немного неловкими движениями нисколько им не уступает.

— Ну, она 15 лет прожигала, — как и положено бабушке вставляет Светлана. Уж кому как не ей известно, что ее целеустремленная внучка с диагнозом ДЦП к тому же еще и самый обычный подросток – со всеми сопутствующими закидонами, сложностями и горькими ошибками.


— Это еще не предел, — успокаивает инструктор, — многие люди и в 45 не догоняют, что прожигают. А ты, Лера, молодец!

Своими присказками, прибаутками, ненавязчивыми советами Максим заставляет уставшую уже девочку вновь и вновь лезть. Лера раскраснелась, руки у нее черные, сил нет, но есть огонек в глазах.

— Ну, это априори, — говорит, — а вообще, я кайфую! – И продолжает не то в шутку, не то всерьез: — Скалолазание стало олимпийским видом спорта – хочу быть тренером параолимпийской сборной.

– И в ответ на мой недоверчивый взгляд: — Ну что просто сотрясать воздух: не хочу, а буду!

Уж что-что, а мечтать и двигаться в нужном направлении Максим умеет, и другим передавать этот свой настрой – тоже. В августе в Японии будет проходить чемпионат по параклаймбингу. Теперь и у Леры есть, о чем помечать. По дороге к метро они с бабушкой рассуждают, готова ли Лера поехать с тренером и другими спортсменами без нее, самостоятельно? Лететь в Японию вдвоем слишком дорого.

— У меня, конечно, по отношению к ней гиперопека… — признается Светлана. – А главная задача – вывести, отпустить ее в этот мир.

Поедет ли Лера в Японию, пока под вопросом. Но даже если какие-то мечты не сбываются, им на смену приходят другие, если не сидишь на месте. Движение, как известно, жизнь, а тем более, когда это движение вверх.


На занятия по параклаймбингу многие дети приходят вместе с родителями. Фото предоставлено Тюменской региональной организацией альпинизма.

– Адаптивное скалолазание очень полезно для всех, а для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья – вдвойне. У них отмечается повышение жизненного тонуса, увеличивается скорость принятия решения, они становятся сильнее и ловчее, а ещё параклайбинг прибавляет храбрости, – отмечает руководитель проекта по адаптивному скалолазанию, президент Тюменской региональной федерации альпинизма Тимур Гайнуллин .

С 2017 года его команда из педагогов, тренеров, инструкторов и волонтёров активно практикует параклайбинг в Тюменской области. Именно тогда проект по развитию адаптивного альпинизма и скалолазания среди людей с ограниченными возможностями здоровья был поддержан Фондом президентских грантов. Работа по пропаганде лазания по отвесной стене продолжается до сих пор.

– Это уникальная программа не только для Тюмени , но и России в целом. У нас проходят занятия для детей из разных нозологических групп. Им не нужны особые трассы или специальная подготовка – всё, как у малышей без инвалидности. Единственное, мы находим подходящие для них формы занятий. Например, слабослышащим ребятам объясняем нюансы тренировки на пальцах в прямом смысле, изредка прибегая к жестовому языку, – поясняет Тимур Гайнуллин.

Очень часто можно увидеть, как в Региональный центр туризма и краеведения на Перекопскую 34, где проходят занятия по адаптивному скалолазанию, в зал вместе с детьми приходят их родители или даже бабушки. Некоторые сидят в сторонке и тихонечко наблюдают за процессом, а некоторые с удовольствием принимают активное участие, например, страхуя собственного ребёнка. По словам организаторов, такая поддержка детям с инвалидностью просто необходима. И если её не оказывают родные, то на помощь приходит тренер.


Скалолазание открывает новый мир людям с инвалидностью, особенно детям. Фото предоставлено Тюменской региональной организацией альпинизма.

– Лазание открывает новый мир людям с инвалидностью, особенно детям. Они чувствуют себя сильнее и увереннее, когда самостоятельно доберутся до цели. Конечно, это требует больших и эмоциональных, и физических усилий, но в дальнейшем по жизни им будет легче. Это касается не только спорта, но и любых сфер жизни, – подчеркивает Тимур Гайнуллин.

В планах у Тюменской региональной организации альпинизма расширить программу по параклаймбингу и реализовать проект по активному туризму среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В него войдут курсы по выживанию, мастер-классы по узловязанию и установке лагеря при различных климатических условиях, прохождение эко -троп.


В прошлом у 42-летнего Алексея Бражкина – служба в горячей точке (Чечня), ранение, инвалидное кресло и жёсткие ограничения в движении, навязанные врачами.

Преодолев себя, он помогает подняться другим.

Подняться в буквальном смысле: детей с особенностями развития – с трудом двигающихся, не разговаривающих, незрячих – он учит забираться на 15-метровую высоту.


После армии и службы в горячей точке он вернулся в родной город. Из-за ранения оказался в инвалидном кресле.


Решил учиться: поступил в техникум, потом в вуз. Получил высшее образование, женился, родились дети – теперь их трое.


Потрогать цель

Для каждого из детей с особенностями развития увлечение скалолазанием – это прорыв олимпийского уровня, даже если видимые достижения совсем маленькие. Поначалу не слушаются руки и ноги, сильны страхи.

Диагнозы у них разные: ДЦП, аутизм, слепота, гиперактивность. Кто-то не говорит, кто-то не дружит с координацией, не может сосредоточиться, кто-то просто не видит.


Алексей убеждает: главное – доверять тренеру, поверить себе, видеть цель, отбросить страх.

По словам тренера, в скалолазании есть всё, чтобы развивать характер: видна цель – достигнуть последней зацепки, потрогать её. Для её достижения нужна и способность рискнуть, и умение принять решение. Доберёшься до одной цели – появляется новая, более сложная.


На постоянной основе в секции Бражкина бесплатно занимаются 12 особенных детей. У каждого из них – своя история подвига.

Мальчик с ДЦП, начавший заниматься в четыре года, смог подняться на самый верх шведской стенки. Другой парень с врождённым параличом, поначалу боявшийся заговорить со сверстниками, уже помогает вести занятия с новичками, подсказывает, что делать. Кто-то научился стоять, кто-то – брать вещи своими непослушными раньше руками – гигантский прорыв, на который в других условиях могли уйти годы.

На скалодроме клуба занимаются не только дети с ограничениями по здоровью, но и обычные ребята. Клуб сотрудничает с МЧС, при нём действует поисково-спасательный отряд, помогающий жителям города в экстренных ситуациях.

Сегодня этот зал перегружен – всех желающих вместить не может. Самостоятельно Бражкин построил маленький скалодром в арендованном помещении в удалённом от центра районе. Однако этим скалодромом могут пользоваться только здоровые дети, для детей с ограничениями по здоровью он не подходит – стенка недостаточно высока.

Ближе к мечте

Работа с такими детьми требует и особого оборудования, и особого подхода. Большинство из них не могут прыгать на ноги: при падении обязательно нужна страховка, а стена должна быть достаточно высокой.

Для того, чтобы заняться скалолазанием, каждый из них должен преодолеть хотя бы путь до скалодрома. А это означает, что нужен или личный транспорт, или такси.

В Нижнем Новгороде для развития скалолазания применяют гранты, и это хорошая возможность. Но и тут есть нюанс – набирает секция человек сто благодаря гранту, а потом он заканчивается, и что делать с этой сотней детей – непонятно.


Однако строительство подобного зала обойдётся в 35 тыс. руб. за квадратный метр, а минимальная высота стенки – 15 метров. Пока таких энтузиастов не нашлось.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.