Дцп дети когда не работают руки

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая. Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.


Есть мнение, что Леонардо да Винчи с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой.

Миф второй: ДЦП излечим

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.


В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

Наверняка каждому россиянину доводилось видеть людей, которые передвигаются с большим трудом: их тело странно подергивается, а ноги, словно не слушаясь, цепляются друг за друга. Как правило, причиной такой странной походки является болезнь — детский церебральный паралич (ДЦП).

Проблема ДЦП сегодня весьма актуальна для нашей страны. Как отмечают российские специалисты, в последние 15 лет у нас наблюдается тенденция к увеличению количества пациентов с этим недугом. Так, если в 1992 г. показатель заболеваемости был равен 0,17 случая на 1000 человек, то сегодня в разных регионах он составляет от 2,5 до 8 случаев. Надо сказать, большинство родителей, чьим детям поставлен диагноз "ДЦП", воспринимают это как катастрофу. Они начинают думать, что их ребенок никогда не сможет стать полноценным членом общества. Однако, как утверждают эксперты, при грамотном лечении детского церебрального паралича вполне возможно достигнуть значительного улучшения состояния ребенка.

Еще не родился, но уже заболел

Сначала определимся с тем, что такое детский церебральный паралич. Как рассказала нам заведующая детским психоневрологическим отделением клиники нервных болезней Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук Елизавета Роговина, в России под термином ДЦП подразумевают "группы непрогрессирующих двигательных расстройств. Эти расстройства возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза (развития) и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения". (Двигательные нарушения могут сочетаться с изменениями психики, речи, слуха, зрения, судорожными припадками, нарушениями чувствительности.)

Иными словами, детский церебральный паралич — это заболевание, связанное с повреждением головного мозга (в основном тех его участков, которые контролируют мышечный тонус и движения). Оно формируется у ребенка нередко еще тогда, когда он находится в самом, казалось бы, надежном месте — материнской утробе. Кроме того, малыш может получить его во время родов, а также в течение первых трех месяцев.

Существует немало факторов риска развития ДЦП, основные из них можно условно разделить на три группы: дородовые, родовые и послеродовые.

Итак, в дородовый период мозг ребенка может пострадать, если будущая мать имеет хронические заболевания, такие, например, как ожирение, анемию, сахарный диабет. Также велика вероятность возникновения патологических процессов, если женщина в период беременности употребляет алкоголь, наркотики, принимает сильнодействующие лекарства, трудится на вредном производстве.

Кроме того, болезнь может быть обусловлена критическим в плане репродуктивности возрастом женщины (в группе риска — представительницы слабого пола младше 18 и старше 40 лет), внутриутробными инфекциями, несовместимостью матери и плода по группе крови.

В момент появления маленького человека на свет факторами риска заболевания являются трудные роды — преждевременные, затяжные либо, наоборот, слишком быстрые. А уже после рождения, в течение первых месяцев, детский церебральный паралич может возникнуть как следствие травм и тяжелых болезней, например менингита и сепсиса.

Стоит отметить, что специалисты, перечисляя причины ДЦП, нередко употребляют термин "полиэтиологичность". Это означает, что болезнь, как правило, обусловлена воздействием не одного, а нескольких факторов, при этом зачастую сложно определить, каких именно. Однако считается, что главенствующую роль играют те, что могут действовать в дородовый период.

Таким образом, чем благоприятнее фон внутриутробного развития, тем больше шансов, что ребенок родится здоровым, даже если его движение по родовым путям будет не вполне благополучным. Его организм сможет справиться с временными трудностями. В случае, когда мозг младенца пострадал уже в материнском чреве, тяжелые роды только усугубят его состояние. Тогда велика вероятность, что позже в его медицинской карте появится запись о том, что он болен детским церебральным параличом.

Как проявляется ДЦП

Как отмечают специалисты, до настоящего времени отсутствует общепринятая единая классификация детского церебрального паралича. В России принята классификация, предложенная доктором К.Семеновой.

Согласно ей, выделяются следующие формы этого заболевания:

  • Двойная (или спастическая) гемиплегия. При данной форме либо в одинаковой степени нарушены функции верхних и нижних конечностей, либо в основном поражены верхние.
  • Спастическая диплегия. В этом случае поражаются ноги. При попытке больного встать они перекрещиваются в виде ножниц, человек при этом стремится перенести тяжесть тела на носки.
  • Гиперкинетическая форма. Характеризуется наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, которые подразделяются на виды: хорей (быстрые, похожие на танцевальные), атетоз (медленные, червеобразные), хореатетоз (комбинация хорея и атетоза).
  • Атонически-астатическая форма. Ее отличают размашистые движения конечностей, при которых нарушается равновесие. При этом может наблюдаться тремор — дрожание рук.
  • Гемипаретическая форма. Отличается тяжелым нарушением основных функций одной верхней и одной нижней конечности с правой или левой стороны.

История вопроса

Детский церебральный паралич, как и многие другие сложные недуги, — болезнь с почтенным возрастом. Ее описание, как утверждают историки, встречается еще в трудах Гиппократа.

Основоположником глубокого изучения проблемы ДЦП принято считать британского хирурга-ортопеда XIX века Джона Литтля, определившего ряд факторов этого заболевания (поэтому в клинической практике до сих пор наряду с официальным названием иногда используют термин "болезнь Литтля").

Известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд в самом начале своей карьеры занимался вопросами детского церебрального паралича. Он описал целый ряд форм заболевания, выделил типы церебральных параличей, которые легли в основу всех последующих классификаций.

ДЦП можно пресечь в самом начале

Необходимо заметить, что младенцу с явными признаками поражения центральной нервной системы (некоторыми отклонениями, заторможенностью в развитии) диагноз "ДЦП" не ставят в течение года после рождения. По словам Елизаветы Роговиной, в таких случаях состояние ребенка рассматривается в рамках перинатальной энцефалопатии — внутриутробного поражения нервной системы. При условии, что на раннем этапе будет назначено адекватное лечение и родители малыша станут выполнять все предписания врачей, после нескольких месяцев возможно значительное улучшение состояния, в ряде случаев — нормализация работы двигательной системы. Естественно, после этого диагноз "ДЦП" становится неактуальным, поскольку это заболевание характеризуется в первую очередь нарушениями движения.

Как утверждают эксперты, такой прогресс реален, поскольку поражение мозга носит не прогрессирующий характер. К тому же мозг ребенка обладает большими резервами и способностью к адаптации, и не исключено, что его другие, непострадавшие участки возьмут на себя функции поврежденных. Если же по истечении года у малыша остается стойкий, осложненный судорогами двигательный дефект и другие нарушения (при том, что он проходил полный курс лечения), тогда специалисты констатируют факт ДЦП.

Родителям важно знать, что перинатальная энцефалопатия не проходит сама. Так что если при наличии отклонений никаких реабилитационных мероприятий не проводилось, то вероятность формирования паралича может быть равна почти 100 процентам. До достижения ребенком трех лет врачи обычно определяют форму заболевания.

Клинические проявления ДЦП могут быть и очень незначительными, и весьма выраженными (это зависит от масштабов повреждения мозга).

В первую очередь у больных наблюдается патологический мышечный тонус: мышцы могут быть либо очень тугими (спастичными), либо чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения мышечного тонуса конечности могут находиться в непривычном, неудобном положении. Так, напряженность мышц ног может привести к их перекрещиванию, при котором они станут похожими на ножницы.

Естественно, патологический тонус отражается на характере движения человека. У больных ДЦП движения обычно резкие, внезапные, могут быть неконтролируемыми или бесцельными.

Людям, страдающим этим заболеванием, как правило, сложно управлять также мышцами языка, губ, горла. Поэтому у них возникают проблемы с речью — она очень заторможенная, невнятная.

При ДЦП у ребенка с самого начала жизни могут наблюдаться частичная потеря слуха (может не откликаться на некоторые звуки), а также проблемы со зрением (три четверти больных детей имеют косоглазие, при этом страдают близорукостью), эпилептические припадки.

Некоторые дети, страдающие детским церебральным параличом, отстают от сверстников в умственном развитии. Это обусловлено не только локальным поражением мозга, но и нарушением формирования и взаимодействия двигательной, вестибулярной и других систем организма, а также зрения и слуха.

Профилактика и лечение ДЦП у детей

Детский церебральный паралич — действительно тяжелое заболевание, и поэтому каждая женщина, решившая стать матерью, обязана, по мнению специалистов, принять все меры для того, чтобы уберечь своего ребенка от этой беды.

В период беременности следует соблюдать все предписания врача, правильно питаться, позабыть обо всех вредных привычках. Если вынашивание ребенка проходило нелегко, с тяжелыми токсикозами, а роды были непростыми (преждевременными, затяжными и т.д.), то женщине следует особенно тщательно наблюдать за ребенком, выявляя, нет ли признаков формирования детского церебрального паралича. Есть ряд симптомов, которые являются веским поводом для обращения к врачу: слишком высокий или, напротив, чересчур низкий мышечный тонус, специфический перекрест ног, чрезмерная (в виде резких вздрагиваний и хаотичных движений) реакция на световые и звуковые раздражители, неустойчивость эмоциональной сферы (частый плач, беспокойство), плохая восприимчивость посторонних людей.

Очень важно проконсультироваться с хорошим специалистом — детским неврологом. Если доктор в ответ на ваше беспокойство отреагировал лишь словами, что все это пройдет у ребенка с возрастом, то он, скорее всего, не тот, кто вам нужен. Стоит обратиться в специализированное медицинское учреждение, к высококвалифицированному добросовестному врачу. Он проведет необходимое обследование, по результатам которого назначит лечение, включающее в себя медикаментозную терапию, сеансы массажа и лечебной физкультуры. Не забывайте, что на первом году жизни ребенку не ставится неутешительный диагноз, поскольку указанные меры способны решить проблему отклонений.

Если же ваши труды не увенчались успехом и после 12-15 месяцев врачи говорят о том, что у вашего ребенка детский церебральный паралич, то и это не повод для отчаяния. Конечно, добиться значительного улучшения состояния непросто: нужно, чтобы ребенок постоянно был под наблюдением врачей, лечился по возможности в специализированных центрах, но все это, как правило, бывает не напрасно. Как заявляют многие специалисты, родители, которые не жалеют в борьбе за здоровье своего ребенка ни сил, ни времени, ни средств, способны добиться потрясающих результатов. В клинической практике нередки случаи, когда дети, которым скептики предрекали инвалидность, становились полноценными членами общества: получали образование, создавали семьи и рожали здоровых детей.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ДЦП

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ
В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК
Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано:
большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.

СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАПЯСТЬЯ
Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Для развития движений запястья малыш может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек. После трех лет можно учить малыша пользоваться ножницами, а также разучивать с ним простые пальчиковые игры.


Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать игру так, чтобы было интересно и ребенку, и Вам!

До того, как ребенок станет полностью независимым и сам будет выполнять любые каждодневные дела, он должен научиться использовать свои руки, чтобы опираться на них, брать и класть предметы, манипулировать ими. Многим детям с церебральным параличом приходится все время подстраховывать себя руками: они опираются на руки, когда сидят и двигаются, подтягиваются за опору, когда встают и ходят. Поэтому на каждой стадии развития ребенка необходимо обучать действовать руками, и важность этого переоценить невозможно.

Развитие тонких движений рук зависит от того, как ребенок сохраняет позу, то есть от его стабильности, от развития крупных движений и от способности воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию разного рода. Таким образом, тонкие движения развиваются только после приобретения перечисленных навыков, а возраст имеет лишь ориентировочное значение.

Как же недостаточная стабильность, неправильное положение тела в пространстве и неправильные образцы движений у ребенка с церебральным параличом отражаются на развитии тонкой моторики?

¨Из-за недостаточной стабильности туловища и таза ребенок не может стабилизировать (удерживать неподвижно) одну часть тела, а другой в то же время совершать какое-то движение.

¨Из-за неправильного положения и неправильных образцов движений туловища, плеча, предплечья и кисти ребенок не может дотянуться до предмета, захватить его, выпустить из рук, а также развивать другие навыки мелкой моторики.

¨Ладони могут быть постоянно сжаты в кулаки – при неправильном положении всего тела, или могут быть лишь слегка согнуты пальцы – при нарушении мышечного тонуса только в руке. К тому же у ребенка может понижаться чувствительность кисти, что особенно часто встречается при спастической гемиплегии.

¨Из-за полностью или частично нарушенного баланса у ребенка руки могут быть все время заняты – малыш использует одну или обе руки для опоры.

¨ Развитие навыков мелкой моторики может остановиться на ранних этапах. Например, длительное время у ребенка сохраняются примитивный хватательный рефлекс (предмет зажимается между основанием ладони и двумя или более пальцами) и зеркальныеhttp://file:///C:/Users/123/Desktop/%D0%B4%D1%86%D0%BF/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%83%20%D0%94%D0%A6%D0%9F.doc#_ftn1 движения, которые обычно наблюдаются у младенцев и маленьких детей.

¨Ребенок выпускает предмет из руки незрелым или неправильным способом. Например, при повышенном мышечном тонусе (спастические формы церебрального паралича) малыш, разжимая ладонь, сгибает запястье и разгибает пальцы, а при меняющемся тонусе и непроизвольных движениях (гиперкинетические формы) – отдергивает руку с раскрытой ладонью и чрезмерно разогнутыми пальцами.

У одних детей способность действовать руками страдает из-за нарушений зрения и восприятия, у других – из-за неспособности одновременно слушать и следить за тем, что они делают. Это отражается не только на способности действовать руками, но и на темпах обучения и на способности сосредоточиваться.

Эти нарушения встречаются далеко не у всех детей, а в большинстве случаев со временем с ними можно справиться.

На самом деле, будет лишь пустой тратой времени учить ребенка, у которого повышена чувствительность к прикосновениям (гиперестезия), свободно действовать руками или осознавать взаиморасположение частей тела и закономерности их передвижения, либо ожидать, что ребенок, у которого кисть сжата в кулак, научится захватывать предметы и выпускать их из рук. Но как же мы можем помочь в каждом из этих случаев?

Открытая ладонь

Пока у ребенка сохраняется хватательный рефлекс новорожденного (то есть при любом прикосновении к ладони пальцы сжимаются в кулак), или до тех пор, пока большой палец ложится поперек ладони, когда она сжимается в кулак, научиться правильно захватывать предметы и выпускать их из рук малыш не сможет.

Поэтому, прежде чем учить ребенка действовать руками, первым делом попытайтесь раскрыть его ладонь так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведен, а запястье разогнуто. Для этого разверните руку в плечевом суставе наружу, разогнув в локтевом суставе, предплечьем и ладонью вверх. Сначала делайте так, когда обе руки ребенка отведены в стороны, а потом – когда они вытянуты вперед.

Раскрыть ладонь можно и другим способом – проведите пальцем по тыльной поверхности ладони от большого пальца к мизинцу. У ребенка постарше можно прижать основание ладони к твердой поверхности, разогнув его руку в локте, и отводить пальцы, начиная от их основания.

Как только вы раскрыли ладонь, перенесите вес ребенка на ладонь – дайте ему опереться на нее, осторожно надавливая на плечи.

Многие дети могут действовать руками, несмотря на то, что большой палец прижат к ладони. Это в особенности касается детей, у которых двигательные нарушения выражены на одной половине тела (спастическая гемиплегия). Если у ребенка сохранится данный образец движения, он будет захватывать предметы не большим и указательным пальцами, а средним и безымянным или безымянным и мизинцем и не научится отводить и приводить большой палец. Не имея возможности пользоваться большим пальцем, ребенок будет вынужден захватывать предметы всей ладонью, отводя кисть в лучезапястном суставе в сторону мизинца, то есть кисть будет отведена наружу, по направлению от большого пальца.

Избежать закрепления этого неправильного образца движения можно одним способом – как можно раньше использовать фиксатор для большого пальца. На рис. 7.6 показан фиксатор для большого пальца. Вы можете сделать его сами, не тратя денег. Он не только выпрямляет и отводит большой палец, но и разгибает запястье, что особенно важно в раннем возрасте. Если ладонь находится в таком положении, вам проще научить ребенка опираться на руки.

Первые тактильные ощущения

Младенцы с повышенной чувствительностью к прикосновению

Приемы ранней стимуляции младенца

¨Вложите между ладонями ребенка резиновую игрушку-пищалку и надавливайте на нее, сводя его ладони. Вложите в ладони малыша привычный ему предмет, например его бутылочку.

¨ Дайте подержать младенцу шершавый, гладкий, влажный, сухой, теплый, холодный или липкий предметы. Если он тянет предметы в рот, позаботьтесь о том, чтобы они были крупными и неопасными.

¨Наденьте резиновую, шерстяную или брезентовую перчатку и дайте малышу потрогать ваши пальцы и взять вас за руку.

¨Обратите внимание ребенка на его руки и ноги, когда вы их моете – намыливаете и споласкиваете.

¨Сгибайте и разгибайте руки, ладони и пальцы малыша, когда вытираете их. То же самое проделайте с его ногами.

¨Покажите ребенку противоположные действия – вложите ему в кулак два пальца и попросите отпустить их. Теперь возьмите ручку малыша в свою – сжимайте и разжимайте свою руку, захватывая и отпуская ручку ребенка.

Как помочь ребенку действовать руками

Чтобы ребенок смог вывести вперед плечи и руки, расположить кисти рук перед собой по средней линии, его поза должна быть симметричной и устойчивой:

¨чтобы ребенок мог видеть игрушку в своих руках, его голова должна быть расположена по средней линии;

¨следите за тем, чтобы хватательные движения не вызывали нарушение позы и повышение мышечного тонуса остальных частей тела;

¨помогайте малышу захватывать предметы так, чтобы его предплечье было в нейтральном положении, а запястье – разогнуто. Если это удается с трудом, пусть время от времени ребенок опирается на ладонь прямой руки, нагружая ее;

¨заниматься и играть нужно с привычными для малыша предметами – они не вызовут у него дополнительного напряжения;

¨ даже если вы ожидали от ребенка одного действия, а у него хорошо получилось другое, закрепите удачу повторением.

У ребенка первых месяцев жизни ладонь раскрыта, только когда он расслаблен, – во сне или после еды. Уже в 3 месяца она открыта большую часть времени, но если малыш прикоснется ладонью к одеялу или одежде, то рефлекторно и неуклюже крепко вцепится в них.

Пока еще младенец не может сам потянуться за погремушкой и схватить ее, но, если вложить игрушку ему в руку, он сожмет ее, согнув мизинец, безымянный, иногда и средний пальцы. Однако он не видел погремушки и сам не стремился завладеть ею, поэтому и рассматривать ее он не станет, а получит только тактильные ощущения.

Размахивая руками, он мельком заметит погремушку и в какой-то момент задержит руку, чтобы посмотреть на нее. Он засунет ее в рот и исследует ее форму и поверхность, а время от времени будет доставать ее, чтобы рассмотреть получше. Это – первый этап развития координации глаз-рука, то есть координации между прослеживающими движениями глаз и движениями руки.

Ребенок с церебральным параличом

Когда некоторые дети с церебральным параличом захватывают предмет рукой, они часто слишком сильно сгибают руки, поворачивают их внутрь в плечевых суставах и выводят плечи вперед (протракция плеч); они так крепко вцепляются в погремушку, что ее невозможно забрать. В таком случае, прежде чем вложить погремушку малышу в руку, выпрямите руку, поверните наружу в плечевом суставе так, чтобы внутренняя поверхность предплечья и ладонь были направлены вверх, попробуйте еще взять погремушку с более толстой ручкой.

Если ребенок плохо сжимает ладонь, удерживайте его кисть своей рукой с тыльной стороны, предварительно выпрямив его руку и разогнув запястье. Когда он держит игрушку во рту, следите за тем, чтобы его рука была поднята до уровня плеч, а локоть – отведен в сторону. Как только ребенок поймет, что в руке что-то есть, плавно поводите ею в разных направлениях. Останавливайте его руку и потряхивайте ею, чтобы младенец мог связать движение руки со звоном погремушки. Подобные игры развивают координацию глаз-рука, а кроме того, привлекают внимание малыша к собственным действиям

Координация между движениями глаз и рук развивается, как только ребенок обретает способность фокусировать зрение на предмете, который притягивает его внимание. До шести месяцев детям легче определять положение своей руки по отношению к тем предметам, которые в ответ двигаются или издают звуки.

Пока малыш размахивает руками хаотично, его движения при попытках ударить рукой по игрушке неразмеренные и плохо координированны. Однако со временем он начинает попадать в цель, потом начинает хватать рукой конкретную игрушку и делать с ней то, что он хочет.

Любопытно, что когда ребенок тянется за игрушкой, предвкушая, как он ее схватит, он заранее сжимает и разжимает пальчики. То же самое происходит, когда вы даете ему игрушку.

Ребенок с церебральным параличом

Как мы уже подчеркивали, для того чтобы помочь малышу с церебральным параличом осваивать эти навыки, очень важно сначала убедиться, что поза малыша устойчива и позволяет ему держать голову по средней линии и выводить вперед руки и плечи.

Игрушки

Игрушка должна реагировать на малейшее прикосновение, вознаграждая усилия ребенка. На данной стадии развития прекрасно подойдут игровые и развивающие центры активности для детских кроваток. В эти центры включены простые игрушки, состав которых можно менять, это могут быть и парные предметы, и игрушки, которые при прикосновении по-разному кружатся, гремят, звенят и двигаются.

Как помочь ребенку с церебральным параличом освоить произвольные хватательные движения

Поскольку многим детям с церебральным параличом легче дотягиваться до игрушки, захватывать ее и играть, если они поддерживают себя второй рукой, то время от времени полезно сажать малыша, поддерживая его, к себе на колени перед столом. Хороший способ – положить любимую игрушку на кусочек мягкой ткани в пределах досягаемости малыша, чтобы он брал ее и двигал к себе. Сначала он будет только захватывать игрушку, но однажды обнаружит, что его руки могут придвинуть ее. Таким образом он научится и удерживать игрушку, и доставать желаемый предмет.

Примерно до девяти месяцев ребенок, прежде чем схватить игрушку, смотрит на нее. Поэтому следите за тем, чтобы она находилась прямо перед ним – кладете ли вы игрушку или даете малышу в руку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.