Дцп обзор в литературе

ДПЛОМНАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Список сокращений

АШТР - асимметричный шейный тонический рефлекс.

ДП – детский паралич.

ДЦП – детский церебральный паралич.

ЗПМР – задержка психомоторного развития.

ЗРР – задержка речевого развития.

ИП – исходное положение.

ЛТР – лабиринтный тонический рефлекс.

ЛФК – лечебно-физическая культура.

НИИТО – научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии.

СШТР - симметричный шейный тонический рефлекс.

Оглавление

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

1.1 Характеристика детских церебральных параличей

1.1.1 Классификация ДЦП

1.1.2 Специфика двигательного развития детей с церебральным параличом

1.2 Средства и методы адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном возрасте

1.3 Применение гимнастики для детей с ДЦП

ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ДЕТЕЙ С ДЦП

2.1 Характеристика групп исследуемых детей с ДЦП

2.2 Организация и методы исследования: функциональные, статистические

2.3 Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП и

принципы коррекционной работы

2.4 Методы оценки достоверности изменений

ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Динамика состояния детей с ДЦП, за которыми велось наблюдение

Введение

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии.

Актуальность темы. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. [1]. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми [9]. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведений о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.

На протяжении многих лет органы здравоохранения, по существу, не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривалось как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифицированные специалисты. Дети с церебральными параличами направлялись почти не леченными в учреждения социального обеспечения. И только за последние 10-15 лет, после того как были разработаны эффективные методы лечения, отношение к этим детям изменилось. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее.

В отечественной и зарубежной литературе вопрос об организации всесторонней, наиболее эффективной помощи детям с церебральными параличами не получил достаточного и полного отражения.

Особую актуальность приобретает эта проблема в связи с тем, что она затрагивает детей. Заболеваемость ДЦП составляет 1,88 случая на 1000 детей. [25] В настоящее время более часты случаи рождения детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое неврологическое заболевание, которое характеризуется двигательными, речевыми и психическими нарушениями, отрицательно влияющими на социальную адаптацию больного и снижающими качество его жизни (Калижнюк Э.С., 1987; Бадалян Л.О., 1988; Исанова В.А., 1996; Bobath B., 1976; Bottos M., 2001).

Тяжелая клиническая картина и значительная распространенность ДЦП ставят это заболевание на первое место среди причин, приводящих к детской инвалидности среди неврологических заболеваний (Семенова К.А., 1999). Уже в детском возрасте больные ДЦП становятся инвалидами, а последствия этого заболевания сохраняются на протяжении всей жизни больного.

Гипотеза. Необходимым и особенно эффективным направлением реабилитации являются средства АФК, занятия лечебной физкультурой.

Объект исследования: дети в возрасте от 1 года до 6 лет, страдающие ДЦП, проходящие лечение и адаптацию в санатории Автозаводского районного отдела здравоохранения г. Нижнего Новгорода.

Предмет исследования: изменение координационной способности детей с ДЦП под влиянием средств и методов АФК.

Цель: изучение влияния средств и методов АФК на развитие двигательных способностей детей.

Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи.

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

2. Дать характеристику средствам физической реабилитации, используемым при ДЦП.

3. Проанализировать изменения двигательной способности детей с ДЦП под влиянием средств и методов АФК (в группе проходящих лечение и адаптационные мероприятия в санатории Автозаводского районного отдела здравоохранения г. Нижнего Новгорода.

В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы.

Проведено наблюдение за группой детей (10 человек), больных ДЦП, проходящих лечение в санатории.

Теоретическая значимость. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные средства и методы физической реабилитации при ДЦП.

Практическая значимость. Использованный комплекс афк может быть эффективно использован для детей, больных ДЦП.

Основные положения, выносимые на защиту.

Представленный комплекс афк оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей детей с ДЦП (равновесие, ориентация в пространстве, быстрота реагирования, мелкая моторика). Применение АФК положительно влияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус ребенка.

Структура и объем квалификационного сочинения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 26 наименований работ отечественных авторов.

В первой главе делается обзор литературы по проблеме физической реабилитации детей с ДЦП. Здесь дается характеристика детских церебральных параличей, рассматриваются средства и методы адаптивного физического воспитания, а также применение гимнастики для детей дошкольного возраста с ДЦП.

Во второй главе представлен материал, методы и организация исследования влияния занятий гимнастикой на детей с ДЦП дошкольного возраста. Дана характеристика исследуемых в санатории Автозаводского района групп исследуемых детей. Рассмотрены организация и методы исследования. Это наблюдение и педагогический эксперимент, а также метод оценки достоверности изменений Стьюдента.

В третьей главе проведено обсуждение результатов исследования влияния занятий адаптивной физической культурой. Рассматривается динамика состояния детей с ДЦП, за которыми велось наблюдение.

Материал изложен на страницах, содержит таблицы, диаграмм и страниц 10 приложения.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер. Сохраняется рост заболеваемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается число абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25%, а по данным некоторых авторов 4% (Макаров A. A., Знаменская Е.И., 1980). Во всех возрастных группах детей чаще всего это нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего.

В настоящее время отмечается дальнейший рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП) (Вейн A.M., Соловьева А.Д., Колосова O.A., 1980). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями. Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры (Макаров A. A., Знаменская Е.И. 1980).

Нарушения моторных функций предполагают изменения со стороны висцеральных систем, состояние которых зависит от физической активности детей с ограниченными возможностями. В этой связи несомненный интерес представляет исследование особенностей функциональных систем организма детей с ДЦП, определяющих уровень общей физической работоспособности, что является одной из актуальных задач возрастной физиологии и медицины. При этом актуальной прикладной задачей является профилактика нарушений внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, определяющих функциональные возможности организма.

Цель работы: Изучить особенности кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста с ДЦП средней тяжести.

1. Исследовать показатели антропометрии мальчиков и девочек 14 лет с ДЦП средней степени тяжести.

2. Изучить особенности кардиореспираторной системы у мальчиков 14 лет с ДЦП средней тяжести.

3. Изучить особенности кардиореспираторной системы у девочек 14 лет с ДЦП средней тяжести.

детский церебральный паралич школьный

Понятие о детском церебральном параличе

В настоящее время причиной детской инвалидности, считается детский церебральный паралич (ДЦП). Число детей с диагнозом ДЦП, церебральная энцефалопатия неуклонно возрастает. По данным разных авторов, частота заболеваний составляет от 1,8 до 9 % на 1000 детского населения (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

ДЦП - патология, связанная с нарушением прохождения фаз онтогенетического развития (Евсеев С.П., Зеленцова Т.И., 2002). Стартовым моментом нарушения онтогенетического развития и общим знаменателем действия различных факторов риска развития ДЦП, является неспособность проявления в ранний постнатальный период антигравитационной локомоторной активности (Булекбаева Ш.А., 2002).

Уильям Джон Литтль, британский хирург-ортопед в 1862 году первым установил причинную связь между осложнениями во время родов и нарушением умственного и физического развития детей после рождения. Свои выводы им были изложены в статье "О влиянии патологических и трудных родов, недоношенности и асфиксии новорождённых на умственное и физическое состояние детей, в особенности относительно деформаций". Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив, что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода. Фрейд обратил внимание, что многие дети, которые пострадали от гипоксии продолжали нормально развиваться без появления ДЦП. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин "детский церебральный паралич" ("infantiler zerebrallaehmung"), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связанны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. На практике выводы Фрейда подтвердились в 1980-х. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. Классификация ДЦП по Фрейду:

2) церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич): генерализованная ригидность (болезнь Литтла), параплегическая ригидность, двусторонняя гемиплегия, генерализованная хорея и двойной атетоз. На основании этой классификации были составлены все последующие. "Параплегическая ригидность" сейчас к ДЦП не относится. ДЦП представляет собой объединение групп различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждений на различных этапах онтогенеза, ведущим к неспособности сохранения нормальной позы и выполнения произвольных движений (Дмитриев В.С., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В., 1993)

Основными нарушениями при ДЦП являются множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и другие, вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС (Булекбаева Ш.А., 2002). Снижение объема и интенсивности двигательной деятельности детей с последствиями церебрального паралича приводит к снижению всех проявлений жизнедеятельности, неэкономичности функционирования различных систем организма, и прежде всего сердечно - сосудистой системы.

В последние годы в целях повышения эффективности процесса реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата все большее значение придают использованию систематических занятий физической культурой в системе реабилитационных мероприятий, привлечению инвалидов к активной спортивной деятельности, что заметно расширяет сферы инвалидов в общественной жизни (Булекбаева Ш.А., 2002).

В связи с этим особый интерес представляет изучение у детей и подростков с ограниченной двигательной активностью адаптационно-приспособительных возможностей ССС, которую рассматривают в качестве индикатора адаптационной деятельности организма.

В работах по изучению гемодинамики у детей с последствиями ДЦП приводятся данные о состоянии системы кровообращения лишь в покое, что не отражает возможностей сердца в условиях двигательной деятельности. (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Хаматова P. M. 2003).

Малоизученными являются также вопросы, освещающие особенности физического развития указанного контингента детей. Кроме того, остаются неисследованными особенности процессов полового созревания подростков с церебральным параличом.

Знание морфологических особенностей физического развития, возрастной динамики основных антропометрических показателей, оценка особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной нагрузке у детей с последствиями церебрального паралича необходимы для выработки адекватных программ физической реабилитации, определения объема, интенсивности и характера нагрузок, для оценки эффективности реабилитационных мероприятий (Булекбаева Ш.А. 2002).

В настоящие время ясно, что термин "церебральные параличи" не отражает многообразия и сущности, имеющихся при этом заболеваний неврологических нарушений, однако, его широко используют в мировой литературе, поскольку другого понятия до настоящего времени не предложено. Объединение детских церебральных параличей в нозологическую группу позволяет планировать организационные мероприятия, направленные на их раннюю диагностику, лечение и профилактику.

Подразделяют церебральные параличи на следующие формы (Вейн A.M., Соловьева А.Д., Колосова O.A. 1980):

1. Диплегия спастическая.

2. Тетраплегия (тетрапарез):

2.2 Атетоидная, в эту группу авторы относят и смешанные формы: спастичность с атетозом или хореоатетозом, спастичность с атаксией, атетоз с атаксией.

2.3 Дистоническая (по мере развития ребенка мышечная дистония в сочетании с атетозом или хореоатетозом становится ведущим синдромом; при тетраплегии одна сторона может быть поражена больше, чем другая).

3. Гемиплегия спастическая. Иногда при этой форме у детей старшего возраста может появляться атетоз в дистальных отделах конечностей.

4. Моноплегия спастическая (наблюдается редко). Когда дети становятся старше, отчетливо видно, что это, в действительности, легкая форма гемиплегии.

5. Параплегия спастическая. В "чистом" виде практически не наблюдается. Как правило, это диплегия с легким поражением рук, которое в раннем возрасте не определяется.

Детские церебральные параличи подразделяются на спастическую диплегию, двустороннюю гемиплегию, моноплегию, двойной атетоз, мозжечковую атаксию. Все перечисленные формы он объединил в группу "врожденные церебральные параличи и гиперкинезы". Болезнь Литтла представлена как отдельная форма, обусловленная родовой травмой. Такая трактовка представляется искусственной, поскольку в происхождении любой формы церебрального паралича могут играть роль как родовые, так и внутриутробные повреждения центральной нервной системы, а чаще всего они сочетаются (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

В нашей стране используется классификация К.А. Семеновой. Классификация ДЦП по К.А. Семеновой: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, гемиплегическая (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

В настоящее время нет единой классификации ДЦП. В связи с тем, что в течение многих лет двигательные нарушения рассматривались как центральное, ведущее звено ДЦП, классификация его отдельных форм строилась по топографическому принципу: выделялись тетрапарез, гемипарез, парапарсз, монопорез, трипарез. Эта классификация не давала представления о характере психических и речевых расстройств, возникающих при заболеваниях мозга.

В основу представляемой ниже рабочей классификации положены наблюдения и классификации двигательных нарушений, предложенные К.А. Семеновой. У детей со спастической диплегией наблюдается чаще всего задержка психического развития (Абзалов P. A., 1986).

У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства. Прогностически спастическая диплегия - это благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств, менее благоприятная в отношении становления локомоции. Тонические рефлексы исчезают у детей к 2-4 годам, иногда не все. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5 - 2 лет с теми или иными ограничениями. При двойной гемиплегии всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов (Губарева В.В., Лятс З.И., Кулахметова Д.У., 1980).

Эти тонические рефлексы у здорового ребенка исчезают на протяжении первых недель жизни. При двойной гепимплегии, вследствие тяжелого поражения полушарий мозга, приобретают патологическую активность его нижележащие отделы. Наблюдается олигофрения - в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

Гиперкинетическая форма. Гиперкинезы различного характера наблюдаются при данной форме наряду с параличами и парезами. Наблюдается задержка редукции тонических рефлексов до 2-3-го года жизни и задержка развития установочных рефлексов в эти же сроки, затем установочные рефлексы и произвольная моторика начинают развиваться удовлетворительно при всех типах гиперкинезов. Этиологическим моментом является чаще всего билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по группе крови и др., а также кровоизлияние в область подкорковых ядер, возникающее в результате родовой травмы (Калюжная P.A., Панавене В.В., Преснякова A.M., 1979).

Речевые нарушения наблюдаются у 90% больных чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в большинстве случаев вполне удовлетворительно.

Атонически-астатическая форма. Речевые расстройства наблюдаются у 60-75% детей. В тех случаях, когда наблюдается выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается олигофрения, чаще всего в степени дебильности, реже - имбецильности.

В 55% случаев, помимо тяжелых двигательных нарушений, у детей с этой формой заболевания имеет место олигофрения в степени дебильности или имбецильности.

Развивается в 80% случаев в период новорожденности. В зависимости от интенсивности двигательных расстройств: классифицируется гемиплегия или гемипарез. Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей самого раннего возраста, а затем, по мере развития мозга и под влиянием лечения, двигательные расстройства становятся значительно менее выраженными. Особенно в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут расцениваться как явления гемипареза. У 25-35% детей наблюдается олигофрения в степени дебильности, реже ? имбецильности, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолима при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 25-35% детей (Евсеев С.П., Зеленцова Т.И. 2002).

Популярно о болезнях ЖКТ Лекарства при болезнях ЖКТ Если лечение не помогает Адреса клиник

Авторы: Камалова А.А. / Рахмаева Р.Ф. / Малиновская Ю.В.

Камалова А.А., Рахмаева Р.Ф., Малиновская Ю.В.

ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань.


Резюме. Проблемы, связанные с нарушением функции желудочно-кишечного тракта, часто встречаются у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Типичные гастроинтестинальные проявления включают дисфагию, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь и запоры, которые при хроническом течении приводят к развитию нарушений нутритивного статуса, микронутриентной недостаточности, остеопении, снижению иммунитета и реабилитационного потенциала. Часто именно гастроэнтерологические аспекты ведения детей с ДЦП определяют качество жизни ребенка и его семьи. По разным оценкам, распространенность патологии ЖКТ среди детей с ДЦП достигает 70%, а нарушения нутритивного статуса выявляются в среднем у половины детей с ДЦП.

В последние годы вопросам оценки, профилактики и лечения гастроэнтерологических заболеваний и нарушений нутритивного статуса у детей с неврологическими заболеваниями, в частности ДЦП, уделяется особое внимание. Актуальность данного направления подтверждается результатами работы экспертов Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN). В статье рассмотрены основные гастроэнтерологические нарушения, наиболее часто наблюдающиеся у детей с ДЦП, и методы их коррекции. Для написания обзора использованы статьи поисковых баз данных Scopus, PubMed, MedLine, РИНЦ и последние клинические рекомендации.

Ключевые слова: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, дети, детский церебральный паралич, дисфагия, запор.

Для цитирования: Камалова А.А., Рахмаева Р.Ф., Малиновская Ю.В. Гастроэнтерологические аспекты ведения детей с детским церебральным параличом (обзор литературы) // РМЖ. 2019. №5. С. 30-35.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка [1]. Двигательные нарушения при ДЦП часто сочетаются с расстройствами чувствительности, снижением когнитивных функций, речевыми и поведенческими нарушениями, эпилепсией и нейроортопедическими осложнениями. Кроме того, частыми спутниками ДЦП являются гастроэнтерологические проблемы, которые можно условно разделить на трудности, связанные с питанием, и собственно патологию желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Нарушения питания у детей с ДЦП включают: дефицит веса разной степени, нарушение роста, микронутриентную недостаточность, остеопению и ожирение [2]. Среди гастроэнтерологических проявлений наиболее часто встречаются дисфагия, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) и запор. По разным оценкам, распространенность патологии ЖКТ среди детей с ДЦП достигает 70%, а нарушения нутритивного статуса выявляются в среднем у половины детей с ДЦП. Причиной столь высокой распространенности гастроэнтерологических проблем являются структурные нарушения не только центральной, но и периферической нервной системы [3]. В наиболее тяжелых и некорригированных случаях наблюдается неспособность принимать пищу через рот, которая приводит к необоснованно длительному зондовому питанию, кахексии, тяжелому дефициту микронутриентов, снижению реабилитационного потенциала и качества жизни ребенка с ДЦП и его семьи.

Рассмотрим основные гастроэнтерологические нарушения, наиболее часто наблюдающиеся у детей с ДЦП, и методы их коррекции.

Дисфагия является изолированной или последовательной дисфункцией оральной, фарингеальной и эзофагеальной фаз глотания. Возможны изолированные нарушения глотания в каждой из фаз, однако чаще дисфагия носит смешанный, а именно орофарингеальный характер [3, 4].

Расстройства оральной фазы глотания (I фаза) проявляются нарушением формирования пищевого комка. Причинами могут быть отсутствие или снижение навыка жевания, псевдобульбарный паралич, неугасшие рефлексы новорож­денных, измененный небный и глоточный рефлекс, не­возможность плотно сомкнуть губы из-за гиперсаливации, неправильный прикус. Наиболее эффективными мерами при нарушении этой фазы глотания являются: более тщательное измельчение пищи, разделение на жидкую и твердую части с целью получения однородной пищевой массы, изменение техники кормления, в частности, когда пищу помещают за щеку, на середину языка, на корень и т. д. [4].

Нарушения фарингеальной фазы глотания (II фаза) проявляются асинхронностью акта глотания и дыхания. Скорригировать дисфагию в этих случаях помогают загущение пищи с помощью загустителей, ее измельчение, изменение вкусовых качеств и температуры. Так, температура пищи или напитка, равная 36 °С, вызывает наибольшие проблемы при нарушении этой фазы глотания, поэтому предлагаемые продукты должны быть либо холоднее (менее 34 °С), либо горячее (более 38 °С) [5, 6].


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 26.12.2016 2016-12-26

Статья просмотрена: 712 раз

Детский церебральный паралич — частая причина ранней детской инвалидности. В последнее время эпидемиология в промышленно развитых странах варьируется от 1,5 до 2,5 на 1000 живорожденных, но 5 % -10 % из них умирают в раннем возрасте, в случае если нарушение двигательной системы комбинируется с эпилепсией и тяжелой умственной отсталостью. Частота ДЦП имеет постоянную тенденцию к увеличению в популяции, занимая первое место среди заболеваний центральной нервной системы, ведущих к инвалидности. Распространенность ДЦП составляет 3–9 случаев на 1000 детей. В европейских странах распространенность ДЦП составляет 4–5 случаев на 1000 детей и также имеет тенденцию к увеличению. В некоторых странах (Швеция, Австралия) частота рождения детей с ДЦП составляет 2,3 на 1000 новорожденных. [1] В последние десятилетия проблема лечения детского церебрального паралича (ДЦП) приобрела большую актуальность и социальную значимость в связи с распространенностью этого заболевания, приводящего к тяжелой и пожизненной инвалидизации. Нейрореабилитация является основным звеном в комплексном лечении пациентов с ДЦП, в связи с этим многие научные работы и статьи посвящены исследованию наиболее эффективных способов коррекции неврологических нарушений.

Цель: провести литературный обзор и сравнительный анализ научных статей посвященных реабилитации детей с ДЦП за последние 10 лет.

Результаты исследования:

В настоящее время методы коррекции нарушений двигательной системы направлены на снижение гипертонуса и увеличении силы мышц у пациентов с ДЦП, также нейрореабилитация включает в себя формирование навыков самообслуживания и социализации. Наиболее распространенным и эффективным способом снижения нарушений со стороны двигательной системы является электростимуляция мышц и нервных структур. [2,3]

Воздействие на нервные волокна производят с помощью деструкции, хронической электростимуляции, локального подведения биологически активных веществ и тканевой терапии. [4]

Звозиль А. В. и Моренко Е. С. в ходе своего исследования выявили высокую эффективность электростимуляции в комплексном лечении больных со спастическими параличами. Прогресс в двигательной сфере у пациентов с ДЦП после проведенной электростимуляции заключались в уменьшении спастичности и увеличении силы мышц, на которые осуществлялось воздействие, увеличение амплитуды движений как в суставах нижних, так и верхних конечностей, а также улучшение баланса туловища в пространстве и появление возможности к самостоятельному передвижению. Результаты данного исследования показали, что использование электростимуляции мышц и физиотерапии эффективно улучшает двигательную функцию у детей, по сравнению с обычным использованием физиотерапии. [5]

K. S. Xu с соавторами опубликовали результаты рандомизированного исследования, посвященного изучению эффекта от электростимуляции периферических нервов, иннервирующих мышцы нижних конечностей, на улучшение двигательной функции у детей с ДЦП. В исследовании участвовало 78 детей в возрасте от 36 до 58 месяцев. В течение 6 недель дети из первой группы (40 человек) получали комплекс упражнений для укрепления мышц нижних конечностей и курс электростимуляции мышц. Дети из второй группы (30 человек контрольной группы) получили лишь комплекс упражнений. Согласно полученным результатам, у детей из первой группы отмечалось значительное уменьшение уровня спастичности в нижних конечностях, а также улучшение двигательной функции по сравнению с контрольной группой [6].

Вопрос доказательности совместного применения у детей с ДЦП электростимуляции мышц и курса физиотерапии исследовали и В. К. Arya с соавторами. В опыте принимали участие пациенты в возрасте от 7 лет до 14 лет с диагнозом спастическая диплегия, гемипарез, которые были разделены на две группы. В обеих группах дети получали физиотерапевтическое лечение, направленное на укрепление мышц нижних конечностей. В дополнение к этому пациенты экспериментальной группы получали электростимуляцию четырехглавой мышцы бедра и передней большеберцовой мышцы голени в течение четырех недель. Результаты данного исследования показали, что совместное использование электростимуляции мышц и физиотерапии более эффективно улучшает двигательную функцию у детей, по сравнению с обычным использованием физиотерапии. [7]

С. Н. Барбаева провела исследование, целью которого было повышение эффективности лечения больных ДЦП в форме спастической диплегии. Под наблюдением находилось 130 пациентов с данным диагнозом в возрасте от 3 до 14 лет, из них 76 мальчиков и 54 девочки. На основании результатов авторы считают целесообразным включение нейроэлектростимуляции в комплекс реабилитационных мероприятий больных ДЦП в связи с тем, что этот метод способствует улучшению состояния больного, увеличивает количество положительных эффектов в клинической картине, что подтверждалось результатами электрофизиологических исследований [8].

Для нейрореабилитации также используют физические упражнения с применением специально усовершенствованных тренажеров, которые позволяют развить навыки вертикализации. Рогов А. В. в своем исследовании выявил, что занятия ЛФК с использованием созданных и усовершенствованных тренажеров в виде эластичных опор, которые позволяли снижать двигательные ограничения у больных ДЦП, увеличивают подвижность в суставах, уменьшают патологический тонус мышц, приобретаются навыки прямостояния. Занятия проводились в зале лечебной физкультуры 5 раз в неделю в первой половине дня, в течение 15–30 минут, на курс до 20 процедур. Занятия ЛФК в условиях вертикальной позы позволяют снижать ограничения в передвижении, самообслуживании, игровой деятельности. [9]

Для составления программы полноценной реабилитации важную роль играет форма двигательного нарушения при ДЦП. Иммобилизационная терапия показана только при гемипаретической форме. Обоснованность ее применения может быть подтверждена работами отечественных реабилитологов. Булекбаева Ш. А., Ризванова А. Р., Артыкбаева Н. С., Кенжебекова М. О.провели исследование с применением иммобилизационной терапии (ИТ) у пациентов с гемипаретической формой ДЦП. ИТ подразумевает полную фиксацию здоровой руки с использованием модифицированного специалистами центра рукава Таубе, с целью интенсивного использования пораженной руки в различных видах двигательной активности. В результате проведенного лечения у детей отмечалась следующая динамика: сформировался кистевой хват, увеличились углы плечевого, локтевого и лучезапястного суставов, снизилась спастичность мышц, поысились показатели шкалы психоэмоционального развития, улучшилась мелкая моторика в виде овладения навыками личной гигиены и самообслуживания, трудовыми навыками. Таким образом, введение ИТ в комплекс реабилитации больных с гемипаретической формой ДЦП позволяет формировать новые двигательные рефлексы в неработающей руке, при этом не допуская формирования тугоподвижности и контрактур, предотвращая ортопедо-хирургическое вмешательство. [10]

Большую распространенность в последние десятилетия получила ботулинотерапия. Даже в случае выраженного нарушения функции верхних конечностей ботулинотерапию можно использовать с паллиативной целью: для уменьшения боли и облегчения ухода за пациентом [11,12]

Исследование Клочковой О.А показало, что инъекции БТА увеличивают эффективность физических методов разработки функции верхней конечности при ДЦП, уменьшает выраженность моторного дефицита, улучшают функциональный результат и ускоряют достижение предварительно поставленных целей реабилитации. Расчет доз ботулинического токсина типа А согласно паттернам спастичности мышц верхних конечностей позволяет минимизировать количество вводимого препарата. В качестве монотерапии введение ботулотоксина недостаточно эффективно. При однократных инъекциях ботулинического токсина типа А и комплексной реабилитации у пациентов с одно- и двусторонними формами детского церебрального паралича тонус мышц верхних конечностей значимо уменьшается в течение первого месяца после лечения, положительные изменения тонуса сохраняются до 3 мес. наблюдения и статистически не определяются через 6 мес. [13]

В целом можно согласиться с результатами публикаций ряда авторов, указывавших на то, что эффекты каждой последующей инъекции БТА отличаются от эффектов предыдущей, но не так значимо, как результаты 1-й и 2-й инъекций [14,15,16,17]. На основании анализа динамики мышечного тонуса в верхних конечностях, общего двигательного развития и формирования функции рук на фоне трехкратных инъекций БТА и реабилитации, целесообразным представляется повторное проведение ботулинотерапии и комплексной реабилитации функции верхних конечностей до возвращения спастичности к исходному уровню, но не ранее 3 мес. после предыдущих инъекций БТА.

В исследовании, проведенным Ryu, применялась зеркальная терапия у детей с ДЦП. В этом исследовании дети проходили 4-недельную программу, в которой включалось зеркальная терапия или мнимая терапия. Зеркальная терапия привела к повышенной способности походки за счет увеличения физической воспринимаемости и баланса способности. Церебральный паралич происходит в незрелом мозге и характеризуется непрогрессивными расстройствами. Зеркальная терапия в целом оказалась эффективной в повышении мышечной силы, скорости двигателя, мышечной активности и точности обеих рук. Тем не менее, исследование показало, что зеркальная терапия требует больше времени для выполнения манипуляций обеими руками, чем с одной стороны. [18]

Заключение

В данном обзоре мы проанализировали применения различных методов для лечения ДЦП у детей. Одним из наиболее распространенных и эффективных способов снижения нарушений со стороны двигательной системы является электростимуляция мышц и нервных структур, применялись также иммобилизационная терапия, ботулинотерапия, зеркальная терапия и др. Согласно обзору имеются положительные результаты лечения данными способами.

Распространенность ДЦП у детей, приводящего к тяжелой и пожизненной инвалидизации, многочисленные работы по поиску эффективного метода лечения доказывают актуальность и необходимость дальнейшего поиска способов коррекции неврологических нарушений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.