Дети с дцп назарова


Мама - Пестрикова Елена Александровна
Назарова Александра Ильинична 28 декабря 2008 г. ДЦП смешаной дискенетической формы.

История Сашеньки.

Здравствуйте! Хочу рассказать Вам историю маленькой девочки и большой труженицы Назаровой Александры, 5 лет. Хотя я и не очень понимаю как рассказать историю 5_ти лет борьбы, постоянного труда и нестерпимой боли, которую приходиться терпеть еще такой маленькой, но уже такой взрослой девочки. Меня зовут Лена. Я - мама маленькой и очень целеустремленной девочки по имени Александры. Самой очаровательной и любознательной девчушки на свете.
Я не ждала, но, видно так было угодно Богу, на 30-й неделе Сашенька появилась на свет такая маленькая (1560 грамм) и такая беззащитная. Но уже тогда готовая бороться за свою жизнь. Её первый крик мне не забыть никогда. Потом была реанимация: ИВЛ, внутриутробная 2_- сторонняя пневмония, 20 мучительно долгих дней ожидания и мольбы к Богу о спасении маленькой и такой дорогой мне жизни. Сашеньку перевели набирать вес в отделение дохаживания. Тогда казалось все страшное уже позади, главное - она жива. Представьте хотя бы на минуту, что ваш новорожденный ребенок не может быть с вами, о как это тяжело видеть своего ребенка в строго отведенное время, а дома каждую минуту думать о ней. Я не могла взять ее на ручки, кормить грудью, да просто успокоить когда она плачет. Диагнозы врачей были не утешительны: врожденный сочетанный порок развития ЦНС, ВЖК 2-й степени, мышечная гипотония, ритинопатия 3-й степени. Я еще не понимала, что предстоит упорная борьба за каждое правильное движение Александры. В полтора месяца Сашеньке сделали операцию на глазки. Я очень благодарна врачам, что они не пропустили это и моя кареглазка видит. Затем были массажи, плавание и ныряние в бассейне, но к полугоду Сашка еще не умела даже сидеть. Невропатолог, к которому я имела несчастье обратиться, уверяла меня, что я много хочу от своего глубоко недоношенного ребенка. В 9 месяцев повторилось тоже самое и лишь к 11 месяцам я добилась того, что нас отправили на обследование. Столько времени упущено и уже не вернуть. К году Сашенька умела только переворачиваться и держать голову. Я иногда задумываюсь, если бы нас отправили на обследование раньше и начали лечение уже в полгода может быть эффект был бы лучше. Да и врачи говорят об этом.

На сегодня ситуация такова. У Саши диагноз ДЦП смешенной формы, укорочение левой ноги за счет неврологии, а ведь она девочка и должна ходить красиво. Сашка прошла 10 курсов реабилитации по методу Войта, водные процедуры, массаж, гимнастика с растяжкой. Курс микрополяризации в реабилитационном центре "Возвращение" (С- Петербург). Три курса реабилитации (курс 3 месяца, 6 дней в неделю занятия) в Китае г. Харбин. Ей очень больно. Малышка плачет, но мужественно делает, т.к. знает, что ей это необходимо. Сашенька уже многого добилась благодаря своему упорству и терпению. Ну и конечно помогли врачи. Она стремится к главной своей цели, научиться ходить Реабилитолог говорит, что шансы на выздоровление есть, нужно время. НО . ВРЕМЯ ЭТО ГЛАВНЫЙ НАШ ВРАГ . Сашкино время неумолимо уходит и чем старше она, тем сложнее ей будет помочь обрести полноценную жизнь. Она очень общительная и так любит играть с другими детками, но даже ползком за ними не угнаться. Сашеньке уже 5 годика. Это так мало для Сашки и так много для болезни. Знаете, когда ребенок здоров, мы не задумываемся о том, как он сел, пополз, встал, пошел. Александре же приходится тяжело и кропотливо работать и бороться. И наконец, УРА. Наши победа. Сашка ползает! Стоит у опоры за одну руку! Ходит с опорой на 2 руки! и после последнего курса реабилитации она пытается ходить за одну ручку, еще так неумело, не ловко, но у нее все впереди. Моя маленькая пчелка очень старается. Напоминает мне сама(. ), что надо сделать ту или иную процедуру. Саша разговаривает. И это - без занятий с логопедом. Умная девчонка… она выучила сказку Мойдодыр.

15 мая 2014 г. нас ждут на 4 курсе реабилитации в г. Харбин в городской больнице Традиционной Китайской Медицины. И я просто не имею права останавливаться, я обязана помочь своей крошке осуществить мечту. И я даже не допускаю ни одной мысли, что у нее что-то не получится. Необходимо 350 тыс. рублей (лечение +дорога +проживание с арендой квартиры). Сейчас я одна воспитываю 2 детей, финансовые возможности исчерпаны. Я верю, что моя Сашенька обязательно станет полноценным человеком!
Сашенька многому меня научила. Что надо бороться и не пасовать перед обстоятельствами. Ведь наша жизнь в наших руках. Никогда не просила. Просить не умею. Тяжело. Старалась справляться сама, но сейчас без помощи не смогу. Я верю, что на свете много добрых и отзывчивых людей, что Бог не отвернется от нас и вы поможете моей малышке превратиться в прекрасную девушку с грациозной походкой. У Сашеньки есть цель и она стремится к ней и мой долг, как матери, максимально помочь. Александра-в переводе с греческого- защитница людей. Она такая маленькая, но видела столько боли, что защищать пока надо ее. Надеюсь на вашу помощь и поддержку в осуществлении ее маленькой мечты.

В Москве начал работу детский психоневрологический центр. В клинику поставили новейшее оборудование. Благодаря уникальной методике и современной аппаратуре - врачи будут ставить на ноги детей с церебральным параличом.

В таком положении Элизе надо провести хотя бы час. Это совсем не сложно, объясняет девочка. Она будет мечтать.

Элиза знает - чтобы победить детский церебральный паралич - ей нужно для начала научиться стоять. Это - первый шаг к движению и подготовительный этап перед другим тренажером - в больнице он совсем недавно, а дети уже прозвали его компьютерной игрой.

В этой игре победа - само движение. Пока ребенок повторяет за виртуальным героем, аппарат учит его мышцы правильно ходить - задает стереотип движения. Причем заниматься на нем можно уже с 2 лет.

Аппарат сравнивают с заботливыми материнскими руками. Он направляет ноги пациента, задает темп движения, но в итоге ребенок шагает сам.

Этот тренажер - пока единственный во всей стране. Детской психоневрологической больнице номер 18 его подарил Дмитрий Медведев.

В мае этого года он посетил медицинское учреждение и познакомился с его пациентами. Президенту продемонтстрировали разработанные в клинике уникальные методы лечения. Костюмы, чем-то напоминающие скафандры, созданные на основе космических технологий - они стимулируют работу мышц, изобретенные для этой же цели сухие бассейны.

Все лечение в психоневрологической клинике - абсолютно бесплатное. На встрече с президентом актер Гоша Куценко, который возглавляет фонд помощи больнице, попросил оказать поддержку. Дмитрий Медведев предложил организовать на ее базе Научно-практический ЦЕНТР детской психоневрологии.

И сегодня центр открылся. Идет работа по нескольким направлениям - помимо основоного - разработки и распространения уникальных лечебных методик, специальный отдел будет заниматься сбором информации о нуждающихся в подобном лечении.

"В рамках этого информ центра мы сможем отслеживать беременную женщину, женщину с угрозой ДЦП и практически на всем протяж ее беременности, родов, нахождения в пенринатальном центре и потом уже в нашей больнице, у нас будет информация о ребенке", - рассказывает главный врач Научно-практического центра детской психоневрологии Татьяна Батышева.

В больницу со своим сыном Наталья попала уже после того как ему исполнился год. Сейчас Илье два, он весело рассекает по больничному коридору на лечебном велосипеде, но женщина жалеет - могли обратиться и раньше - перый год жизни очень важен при лечении такого заболевания.

"Он уже стал разговаривать, разговаривать как взрослый, но пока не ходит. Я очень желала бы мамам, у которых ребенок родился раньше срока и с какими-то осложнениями, как можно раньше проконсультироваться в подобной больнице, и чем раньше начать лечение, тем лучше", говорит Наталья Плотникова.

Но значение имеет не только грамотное и своевременное лечение. Очень важен - настрой ребенка.

"Я хочу, чтобы я была большая, чтобы я быстро-быстро ходила на больших-больших каблуках, чтобы я была красивой-красивой и постоянно ходила на работу с красивой сумочкой", - мечтает пациентка Научно-практического центра детской психоневрологии Жасмин Джафарова.

наблюдении. К школе был подготовлен по уровню образовательных навыков к

1995 г., однако по уровню социальной адаптации к этому времени школьной готовности сформировано не было. Несмотря на рекомендации, родители отдали мальчика в! класс массовой школы, но возникшие проблемы во взаимоотношениях с классом (мальчик стал объектом насмешек и даже издевательств со стороны других учащихся, что никак не пресекалось учителем) заставили прекратить обучение и вернуться в УВК.

В настоящее время с программой справляется успешно, проявляет способности к математике. С другими учениками контактирует мало, только по необходимости, друзей нет. Учитель не допускает со стороны других учеников проявлений некорректности, грубости по отношению к Тимоше, но действенной, положительной поддержки не оказывает. УВК мальчик посещает раз в 1—2 месяца с целью психологической поддержки. Школа на контакт с УВК не идет. Если сложившаяся ситуация не изменится, то прогноз можно оценить как сложный.

Приведенные и другие случаи позволяют заключить, что при потенциально сохранном интеллекте и даже определенных способностях,

обучение аутичных детей в массовой школе требует специальной психолого-

педагогической поддержки. Осуществлять такую поддержку могли бы сами педагоги (но они, как правило, к этому не готовы) или специальные педагоги-

помощники (супервайзеры). Последнее, однако, не предусмотрено школьным штатным расписанием и вряд ли возможно по экономическим соображениям:

финансирование такой единицы недоступно бюджету образования Бельгии,

Дании, США и многих других стран. В Великобритании, например, такая должность в принципе допускается, но только за негосударственный счет, т.е.

фактически за счет родителей.

Кроме того, работа как основного педагога, так и педагогапомощника требует определенного уровня специальных знаний, что, к сожалению, пока на практике встречается нечасто. В целом можно заключить, что такой вариант обучения аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его

осуществление требует ряда условий:

опережающей готовности ребенка к школьному обучению в плане академических навыков;

определенного уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе;

психолого-педагогической поддержки специалистов по коррекции РДА;

достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы;

юридической защищенности аутичного ребенка, обучающегося в массовой

(или иной) школе, т. е. учитывать особенности такого ребенка должно быть вменено в обязанность учителя и администрации.

В приведенных примерах стоящие перед педагогом ДОУ или общеобразовательной (массовой) школы проблемы очерчены достаточно ясно и решение достаточно просто: индивидуальный подход с учетом таких проявлений аугизма, как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время),

трудность восприятия фронтальных занятий (эффективнее индивидуальные),

трудности при ответе у доски и др. Учителю не следует торопиться с выводами и организационными решениями, надо попытаться понять причины нарушений поведения ребенка и неудач в учебе, повнимательнее расспросить о нем родителей и при малейшем подозрении, что у ребенка аутизм, обратиться за консультацией к специалисту (педагогу, психологу, детскому психиатру)

Очень часто вслед за трудностями первого периода приходят положительный результат и удовлетворение, и это тем более ценно и приятно,

что во всем мире признано: работа с аутичным ребенком — едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике.

Вопросы и задания

I. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)! Каковы основные

характеристики этого синдрома?

2. Почему возникает РДА? дайте характеристику основных современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

3. Охарактеризуйте основные клинические проявления синдрома РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?

4. Каковы возможности социализации для ли с аугизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

5. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России н за рубежом? дайте общую характеристику основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА.

б. Что должен делать учитель массовой школы (педагог или воспитатель ДОУ),

Литература для самостоятельной работы

1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С. А. Морозва. — М., 1998.

2.Каган В.Е. Аутизм у детей.- Л., 1981.

3. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. —СП6., 1996. 4 . Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. —

5.Лебединская КС., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. — М., 1991. 6. Морозов С.А., Морозова Т.И . Мир за стеклянной стеной // Материнство. — 1997. — № 1.

7. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М., 1997.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-

6.1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-

двигательного аппарата наблюдаются у 5—7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич;

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп;

аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

З. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-

педагогической и логопедической коррекции. другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют

нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода

(тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

6.2. Общая характеристика ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Современная статистика только по Москве насчитывает около 4 тыс. детей, страдающих церебральным параличом.

речь и другие корковые функции. детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение,

психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожны ми припадками.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких

пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения,

на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы,

воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов

(интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100

случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробное, 60 — в момент родов, 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская).

К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно,

инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз);

сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности;

физические травмы, ушибы плода;

Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; психические травмы,

в том числе и отрицательные эмоции; физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

некоторые лекарственные препараты;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества Нитратов,

ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более

400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности). У

детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть

(отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП.

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.

6.3. Структура двигательного дефекта при ДЦП

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности,

гипотонии, дистонии). Мышечный тонус условно называют рефлексом на проприоцепцию, ответом мышц на самоощущение. для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регулирование мышечного

тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.

Часто при детском церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность. Мышцы в этом случае напряжены.

Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых сустанах, пальцы согнуты в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса

(максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотпонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального.

Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

При осложненных формах церебрального гiаралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется центральным параличом, а ограничение объема движений — центральным

парезом. Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги. Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук.

З. Наличие насильственных движений , для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения,

обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порой делают его невозможным. Насильственные движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей, туловища.

Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальценосовая проба по выявлению тремора).

4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия).

Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах (с целью компенсации дефекта), пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения координации проявляются в неточности,

несоразмерности движений (прежде всего рук). Ребенок не может точно

захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме.

5. Нарушение ощущений движений (кинестезий). Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется при помощи специальных чувствительных клеток

(проприоцепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощущения называют мышечно-суставным чувством. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения.

Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлекторных связей,

на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например,

движение пальцев рук по прямой может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону). Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.

6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных

рефлексов (статокинетических рефлексов). Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

7. Синкинезии . Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самсонова Т.В., Николаева С.В., Назаров С.Б.

В структуре детской инвалидности в нашей стране преобладают болезни нервной системы, среди которых наибольший удельный вес имеют детский церебральный паралич (ДЦП) и другие паралитические синдромы. Ранняя диагностика ДЦП и его своевременная адекватная коррекция имеют решающее значение для минимизации инвалидизирующих последствий. Обследовано 130 детей 3-6 месяцев жизни, из которых 114 имели последствия перинатального поражения центральной нервной системы средней и тяжелой степеней в виде нарушения моторного развития с его компенсацией к году жизни (n=91) или с исходом в детский церебральный паралич (n=23) и 16 детей без неврологической патологии. Всем детям проводилось неврологическое обследование и компьютерная стабилометрия по ранее предложенной нами методике. В результате исследования выявлены особенности показателей компьютерной стабилометрии у детей в возрасте 3-6 месяцев с установленным впоследствии ДЦП и разработаны стабилометрические критерии его прогнозирования .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самсонова Т.В., Николаева С.В., Назаров С.Б.

PREDICTION OF CEREBRAL PALSY IN CHILDREN IN THEIR FIRST YEAR OF LIFE

Diseases of the nervous system prevail in the structure of childhood disability in our country, of which the largest share is infantile cerebral palsy (ICP) and other paralytic syndromes. Early diagnosis of cerebral palsy and its timely adequate correction are essential to minimize disabling effects. We examined 130 children at the age of 3-6 months of life, and 114 children from that group had the effects of perinatal injury of central nervous system moderate or severe degree in the form of developmental disorder of motor function with its compensation by the end of the first year of life (n=91) and with outcome in cerebral palsy (n=23) and 16 without neurological disorder. All children underwent a neurological examination and computer stabilometry according to the technique we proposed: in the prone position with the support of the forearm or palm. As a result of the study, the special characteristics of the computer stabilometry indicators in children 3-6 months of life with the diagnosis of infantile cerebral palsy were established and the stabilometric criteria for its prediction have been developed.

2018, том 21, № 2, вып. 2 УДК 616.831-009.11-053.36-037

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Самсонова Т. В., Николаева С. В., Назаров С. Б.

For correspondence: Tatjana V. Samsonova, MD, Leading Researcher, Ivanovo Scientific-Research Institute of Maternity and Childhood named after V. N. Gorodkova, e-mail: tv_samsonova@mail.ru

Information about authors:

В структуре детской инвалидности в нашей стране преобладают болезни нервной системы, среди которых наибольший удельный вес имеют детский церебральный паралич (ДЦП) и другие паралитические синдромы. Ранняя диагностика ДЦП и его своевременная адекватная коррекция имеют решающее значение для минимизации инвалидизирующих последствий. Обследовано 130 детей 3-6 месяцев жизни, из которых 114 имели последствия перинатального поражения центральной нервной системы средней и тяжелой степеней в виде нарушения моторного развития с его компенсацией к году жизни (n=91) или с исходом в детский церебральный паралич (n=23) и 16 детей - без неврологической патологии. Всем детям проводилось неврологическое обследование и компьютерная стабилометрия по ранее предложенной нами методике. В результате исследования выявлены особенности показателей компьютерной стабилометрии у детей в возрасте 3-6 месяцев с установленным впоследствии ДЦП и разработаны стабилометрические критерии его прогнозирования.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; прогнозирование; нарушение моторного развития; перинатальное поражение центральной нервной системы.

PREDICTION OF CEREBRAL PALSY IN CHILDREN IN THEIR FIRST YEAR OF LIFE

Samsonova T. V., Nikolaeva S. V., Nazarov S. B.

Ivanovo Scientific-Research Institute of Maternity and Childhood named after V. N. Gorodkov, Ivanovo, Russia

Diseases of the nervous system prevail in the structure of childhood disability in our country, of which the largest share is infantile cerebral palsy (ICP) and other paralytic syndromes. Early diagnosis of cerebral palsy and its timely adequate correction are essential to minimize disabling effects. We examined 130 children at the age of 3-6 months of life, and 114 children from that group had the effects of perinatal injury of central nervous system moderate or severe degree in the form of developmental disorder of motor function with its compensation by the end of the first year of life (n=91) and with outcome in cerebral palsy (n=23) and 16 -without neurological disorder. All children underwent a neurological examination and computer stabilometry according to the technique we proposed: in the prone position with the support of the forearm or palm. As a result of the study, the special characteristics of the computer stabilometry indicators in children 3-6 months of life with the diagnosis of infantile cerebral palsy were established and the stabilometric criteria for its prediction have been developed.

Key words: cerebral palsy; prediction; developmental disorders of motor function; perinatal central nervous system injury.

В нашей стране среди причин инвалидности у детей преобладают болезни нервной системы (19,5 %), среди которых наибольший удельный вес (57 %) имеют детский церебральный паралич (ДЦП) и другие паралитические синдромы [1; 2]. Это определяет актуальность и высокую социальную значимость данной проблемы [3; 4]. В большинстве случаев при ДЦП на ранних этапах развития не отмечается специфических клинических симптомов, чем обусловлена его поздняя диагностика [4]. Ранняя диагностика детского

церебрального паралича и его своевременная адекватная коррекция имеют решающее значение для повышения нейропластичности, минимизации инвалидизирующих последствий и облегчения ухода за ребенком 7. Формирование ДЦП у детей происходит на первом году жизни, когда нарушается формирование двигательных функций [9]. Это в комплексе с патологическими позотоническими рефлексами нарушает формирование установочных рефлексов, способствует развитию двигательных стереотипов патологи-

ческого характера на всех этапах перехода к вер-тикализации и формированию патологических антигравитационных поз, которые, в свою очередь, нарушают симметричную стабилизацию туловища и препятствуют развитию функции равновесия. Для исследования этой функции широко используется компьютерная стабиломе-трия. До последнего времени она применялась только у взрослых и детей старшего возраста в положении стоя или сидя [10]. Однако нами ранее разработана методика стабилометрического обследования детей первого полугодия жизни на этапе формирования первых антигравитационных поз, имеющих базовое значение для дальнейшего развития двигательных функций и последующей вертикализации ребенка [11]. При этом ребенок укладывается на стабилоплатфор-му на живот и опирается на предплечья или ладони.

Цель работы - предложить новый метод прогнозирования детского церебрального паралича у детей первого полугодия жизни на основании выявленных особенностей показателей компьютерной стабилометрии.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

ней 60 % мощности спектра во фронтальной и в сагиттальной плоскостях (Гц) и показатель стабильности. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием следующих программ: Microsoft Excel 2003 и STATISTICA 10. Уровень значимости различий (р) между величинами определялся по критериям Манна - Уитни. ROC-анализ проводился с использованием программы MedCalc.

В результате индивидуального и ROC-анализа стабилометрических показателей в исследуемых группах было установлено, что прогностическое значение для формирования детского церебрального паралича у детей первого полугодия жизни имеют показатели разности длины и ширины эллипса статокинезиограммы, уровней 60 % мощности спектра во фронтальной и сагиттальной плоскостях. На основании этого предложен метод прогнозирования детского церебрального паралича у детей в возрасте 3-6 месяцев. Установлено, что данный метод имеет высокую точность (85,08 %), чувствительность (91,30 %) и специфичность (83,52 %). Результаты ROC-анализа с расчетом площади под кривой подтвердили высокую прогностическую значимость предложенного метода (AUC=0,87). Статистический анализ результатов компьютерной стабилометрии у детей в возрасте 3-6 месяцев жизни с установленным впоследствии диагнозом ДЦП показал, что разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы у них была выше, чем в контрольной группе и в подгруппе с компенсацией НМР (10,26; 0,41 и 2,63 мм; р=0,000; р=0,002 соответственно) (табл. 1). Показатель уровня 60 % мощности спектра в сагиттальной плоскости у детей с детским церебральным параличом был ниже, чем в контрольной группе и при компенсации НМР (1,55; 2,5 и 2,1 Гц; р=0,03; р=0,02 соответственно). Показатель уровня 60 % мощности спектра во фронтальной плоскости у детей с ДЦП имел более низкие значения, чем в подгруппе с компенсацией НМР (0,75 и 1,5 Гц; р=0,04 соответственно). В подгруппе детей с компенсацией НМР показатель разности длины и ширины эллипса статокинезиограммы был выше, а уровня 60 % мощности спектра в сагиттальной плоскости ниже, чем в контрольной группе (2,63 и 0,41 мм; р=0,000; 2,10 и 2,50 Гц; р=0,03 соответственно).

2018, том 21, № 2, вып. 2

Показатели компьютерной стабилометрии у детей исследуемых групп

Показатели компьютерной стабилометрии Me (UQ-LQ) Контрольная группа (n=16) Основная группа

Подгруппа с компенсацией НМР (n=91) Подгруппа с диагнозом ДЦП (n=23)

Разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы, мм 0,41 (0,10-1,07) 2,63 (0,82-6,64) 1*** 10,26 (2,69-13,21) 1*** 2**

Уровень 60 % мощности спектра в сагиттальной плоскости, Гц 2,50 (2,15-2,85) 2,10 (1,80-2,40) 1* 1,55 (0,20-2,50)1* 2*

Уровень 60 % мощности спектра во фронтальной плоскости, Гц 1,78 (0,90-2,23) 1,5 (1,10-1,85) 0,75 (0,50-1,95) 2*

Примечание: 1 - уровень статистической значимости различий результатов по сравнению с показателями контрольной группы; 2 - уровень статистической значимости различий результатов по сравнению с показателями подгруппы с компенсацией НМР, * - р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

razvitiya detei s detskim tserebral'nym paralichom. V kn.: Aktual'nye problemy estestvennykh nauk: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod red Maksimenko A. B. Tambov: Tambovskii gos. un-t im. G. R. Derzhavina; 2015:251-255. (In Russ).

4. Polunin V S., Polunina N. V., Buslaeva G. N., Khetagurova A. K. Medico-social aspects of health state of disabled children with infantile cerebral palsy and ways to improve it. Pediatriya. Zhurnal im. G. N. Speranskogo. 2017;96(5):222-227. (In Russ).

5. Herskind A., Greisen G., Nielsen J. B. Early identification and intervention in cerebral palsy. Dev. Med. Child Neurol. 2015;57(1):29-36. doi: 10.1111/ dmcn.12531.

6. Novak I., Morgan C., Adde L., Blackman J., Boyd R. N., Brunstrom-Hernandez J., Cioni G., Damiano D., Darrah J., Eliasson A. C., de Vries L. S., Einspieler C., Fahey M., Fehlings D., Ferriero D. M., Fetters L., Fiori S., Forssberg H., Gordon A. M., Greaves S., Guzzetta A., Hadders-Algra M., Harbourne R., Kakooza-Mwesige A., Karlsson P., Krumlinde-Sundholm L., Latal B., Loughran-Fowlds A., Maitre N., McIntyre S., Noritz G., Pennington L., Romeo D. M., Shepherd R., Spittle A. J., Thornton M., Valentine J., Walker K., White R., Badawi N. Early, Accurate Diagnosis and Early Intervention in Cerebral Palsy: Advances in Diagnosis and Treatment. JAMA Pediatr. 2017;171(9):897-907. doi: 10.1001/ jamapediatrics.2017.1689.

7. Nemkova S. A. Infantile cerebral palsy: early diagnostics and medical rehabilitation. Lechashchii vrach. 2016;5:24-27. (In Russ).

8. Anaeva L. A., Zhetishev R. A. Modern approaches of the cerebral palsy pathogenesis in the substantiation of program for its early diagnosis and treatment introduction. Kubanskii nauchnyi meditsinskii vestnik 2015;4(153):7-12. (In Russ).

9. Zhurba L. T., Mastyukova E. M. Narushenie psikhomotornogo razvitiya detei pervogo goda zhizni. M.: Meditsina; 1981. (In Russ).

10. Vasichkin S. V, Levin O. S. Gait disorders and postural instability in patients with an essential tremor. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S. S. Korsakova. 2016;116(6-2):88-90. (In Russ).

11. Samsonova T. V., Zemlyanikin K. O., Nazarov S. B. Functional diagnostic of motor pathology in rehabilitation system of children with consequences of the nervous system perinatal injuries. Kurortnaya meditsina. 2016;2:223-225. (In Russ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.