Дети с дцп в общеобразовательных группах

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Цели Стандарта:

1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования.

2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС ДО и нового Закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением интеллекта;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.

Обязательное условие развития детей с ОВЗ — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП:

1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала.

2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.

3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.

4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.

5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка-инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов:

1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ.

2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала.

3. Принцип линейности и концентричности.

4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности.

1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей.

2. Взаимодействие с учителем-логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения.

3. Подготовка к образовательной совместной деятельности:

- подбор наглядного материала;

- подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала;

- подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка.

4. Проведение музыкально-дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала.

5. Анализ проведенных утренников, праздников.

6. Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности.

Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи:

1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребёнок с ДЦП.

Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно-двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении.

ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта.

Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад во II младшую группу осенью 2014 года. Воспитывается в неполной семье. Воспитанием её занимается бабушка, которая очень любит её и старается сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в младшей группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Благодаря проведённой операции, осенью 2015 года она пошла! Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2016 года с помощью воспитателя танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: “А как же я. Вы, что, забыли про меня?” , , , , .

Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и “Рабочей программе музыкального руководителя”.

В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как работать с такими детьми?

Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь.

Первый компонент основы – движение.

Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы – музыка.

С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП.

Третий компонент основы – речь.

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду снарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи. Впервые на осеннем празднике сыграла одну из главных ролей. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.).

Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, “День здоровья”). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. , , .

Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы.

В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнастика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. , .

В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова (“Фонопедический метод развития голоса” - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.

Работа с педагогами.

Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер-классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.

Работа с родителями (законными представителями).

Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).

Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. .


Результат моей работы:

1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция.

4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.

Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее:

- НОД провожу в игровой и занимательной форме,

- создаю атмосферу успеха,

- развиваю музыкальность каждого ребёнка,

- обучаю детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,

- воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку,

- развиваю художественно-творческие способности.

Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Список литературы.

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.
Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, - у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее. Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.

Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.

Что такое коррекционный детский сад?

Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Виды коррекционных детских садов

Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).

Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.

В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.

Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.

Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.

Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.

Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.

В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.

Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.

В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.

Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.

Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.

Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.

Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.

Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.

В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.

Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.

Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.

Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.

Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.

Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:

  • нарушения в развитии ребенка с ОВЗ не должны быть тяжелыми (легкая форма может успешно нивелироваться при взаимодействии со здоровыми детьми, но при нарушении интеллекта, слуха, зрения посещение таких групп не принесёт малышу ожидаемых результатов, да и ПМПК рекомендует детское учреждение, соответствующее дефекту развития;
  • занятия по индивидуальной образовательной программе дадут положительный результат только при условии компетенции воспитателей в области инклюзивных технологий и соответствия стандарту педагога.

Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:

Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем. В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.

Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.

Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.

Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.

Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.