Прогулка ребенка с дцп

Цель: развитие психо-речевых функций

1) формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу со взрослым;

2) развивать ощущения собственных движений;

3) формировать представление о схеме тела;

4) формировать представления детей о явлениях осенней природы: погода часто меняется, то солнце, то ветер, то дождь и др. ;

5) развивать пассивный и активный словарь детей по теме "Одежда", "Обувь", "Деревья";

6) учить сочетать речь с движением;

7) побуждать к собственной речи;

8) развивать мелкую моторику пальцев рук;

9) развивать зрительно-пространственные представления;

10) познакомить с буквой О;

11) развивать фонематический слух;

12) развивать внимание, память, мышление.

3. Зарядка с героем

4." В осеннем лесу"

5. "В гости к Сове"

6. "Деревья осенью"

7. Итоги занятия

Ход занятия:

1. Приветствие друг друга

Пед: Здравствуй ребята. Здравствуй Леша (гладим ладошкой его ладошку, так по цепочке.

Пед: Ребята, посмотрите, в окно.

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Листья падают, кружатся.

Это наступила осень.

Сегодня очень хороший солнечный день. (Показываем солнышко, трогаем лучики). Так приятно гулять по осеннему лесу. Пойдем гулять по лесу?

3. "Зарядка с героем"

Пед: Давайте позовем нашего друга Винни-пуха. Позовем?

Дети: Да. Винни-пух.

Пед: Здравствуй Винни-пух. Здравствуйте ребята.

Пед: А что это ты делаешь?

Пед (от имени героя): Зарядку. А вы сегодня делали?

Пед (от имени героя): Давайте сделаем вместе, дружно и весело. (Читается стишок, выполняем упражнение в соответствии с текстом стихотворения).

Покажи-ка мне ладошки

И похлопай ты немножко

На меня теперь смотри

(сделать любое движение)

Точно всё ты повтори.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Покажи мне ручки, ножки,

Потянись-ка ты немножко

(произвольные движения руками и ногами)

Пед: Какая хорошая зарядка. Дети, вам понравилась?

Пед (от имени героя): Мне она тоже очень нравится.

Пед: Винни-пух, мы с ребятами хотим пойти погулять по осеннему лесу. Пойдешь с нами?

Пед (от имени героя): Конечно, с удовольствием. (Имитация ходьбы по музыку)

4. "В осеннем лесу"

Пед: Вот мы и пришли в лес (Выставляем ветки деревьев).Вот деревья: это дуб, клен, береза, осина. А знаете, ребята, что осенью становится холоднее потому, что солнышко греет меньше. Еще осенью с деревьев опадают на землю листочки. Их срывает ветер. А давайте посмотрим, как он срывает листья? (Логопед, а затем дети дуют на деревья). Вот так.

Пед (от имени героя): Ой, как интересно, можно и я попробую?

Пед: Ребята можно?

Дети: Да (Герой дует на деревья)

Пед: Вот мы и сдули листья с деревьев. Ой, как от ветра стало холодно.

Пед (от имени героя): А я знаю, что осенью все люди начинают одевать теплую одежду и обувь. Куртки, пальто, шапки, штаны, свитера, шарфы, перчатки, сапожки. (Показываем детям одежду и обувь)

Пед: Да, это правда, Винни-пух. В отличие от тебя, мы мерзнем. Да ребята?

Пед (от имени героя): А я нет, потому что у меня теплая шубка, мягкая и пушистая. Потрогайте. (Дети гладят шубу Винни-пуха). Ребята, я с собой взял музыкальные инструменты. Давайте в них поиграем?

Пед: Кому дать барабан? Кому дать колокольчик? Кому дать гармошку? Кому дать бубенцы?

Дети: Мне (Дети выбирают инструменты)

Пед: Посмотрите внимательно, кто что выбрал. Что выбрал Степа? Как звучит? (Дети по очереди показывают, называют (по-возможности) музыкальный инструмент и играют на нем)

Пед (от имени героя): Как интересно. Теперь играем по очереди. Я называю имя, кто услышал свое имя, тот и играет. (Услышав свое имя, ребенок играет)

Пед: А теперь давайте все вместе?

Пед: Какая красивая музыка у нас получилась. Но, что я вижу. Скрылось солнышко за тучку и начал капать дождь.

Пед (от имени героя): Не беда. Я с собой зонтик взял. Осенью часто бывают дожди и надо брать с собой зонт.

Дождик капал на ладошки.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап (постучать пальчиком по ладошке)

Дождик капает на ножки.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (дети поочередно ставят ножки на пяточки)

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей! (дети хлопают в ладоши)

Пед (от имени героя): Ну вот, дождик и закончился. Складываем зонтик.

Пед: Ребята, мы совсем забыли пойти на урок к Сове. Учиться дальше алфавиту. Пойдем? Она как раз тут в лесу живет.

Дети: Да (Под музыку имитируют ходьбу)

Пед (от имени Совы): Здравствуй Винни-пух. Здравствуйте ребята. Скажите Сове, как вас зовут?

Дети: Я Степа, я Леша, я Сема (Со словами указательный жест к груди)

Пед (от имени героя): Здравствуй Сова. Мы гуляли по осеннему лесу и решили в гости к тебе зайти, научиться алфавиту.

Пед (от имени Совы): Вот и хорошо. Алфавит надо знать. Сегодня мы будем изучать букву О. Ой-ё-ёй, осень пришла.

Пед (от имени героя): Ой, как интересно. Будь здорова Сова.

Пед (от имени Совы): Смотрите, это буква О. Произнесите ее все вместе, О.

Пед (от имени Совы): Молодцы. Напишите эту букву. (Дети пишут букву фломастером). А теперь поиграем в игру. Я произношу О, а вы хлопаете в ладоши. Готовы?

Пед (от имени Совы): А теперь произносит Леша, а все остальные ловят О. (И так по очереди)

Пед (от имени героя): Какая интересная буква О. Спасибо тебе Сова. Теперь мы знаем, как ее сказать и как написать.

Пед (от имени Совы): Пожалуйста. Ой-ё-ёй.

Пед: Будь здорова Сова. Спасибо тебе за урок. Все запомнили букву О?

6. "Деревья осенью"

Пед: Такие красивые деревья в осеннем лесу. Нарисуем их?

Дети: Да (Раздаются доски с листками, красками и кисточка)

Пед: У наших деревьев есть ствол, есть корни, есть ветки, есть листья. Кто мне покажет, где что?

Дети: Я (Указательный жест к груди)

Пед: А теперь нарисуем. (Дети рисуют ствол, корни, ветки). Какого цвета листки становятся осенью?

Дети: Красные, желтые, оранжевые, коричневые. (Может помогать отвечать Винни-пух)

Пед: Правильно. Нарисуем и их. (Дети рисуют листики примакивая кисточкой)

Пед: Как красиво у вас получилось. Какие вы молодцы. Ну что, пора возращаться домой?

Дети: Да (Под музыку имитируют ходьбу)

Пед: Топали мы ногами,топали: топ-топ-топ, топ-топ-топ;хлопали мы руками хлопали: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, да и пришли. Скажем нашему другу Винни-пуху пока.

Пед (от имени героя): Пока ребята. Пока Степа (Прощается по очереди с каждым)

7. Итог занятия

Пед: Как хорошо было гулять по осеннем лесу. Мы с вами узнали,что: солнышко осенью греет меньше; осенью листья меняют свой цвет, опадают с деревьев; люди одевают теплую одежду и обувь; часто идет дождь и нужно брать с собой зонтик. Да?

Пед: И нам пришло время прощаться друг с другом. Пока Степа (Прощаемся по очереди с каждым)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: Прогулка в осеннем лесу. Тема: Прогулка в осеннем лесу. Цель: Воспитание у детей экологической культуры поведения. Задачи: • Актуализировать знания детей о разнообразии.

– Польза занятий в группе
– Плавание
– Верховая езда
– Другие виды спорта


Рис. 24.1. Я независим!


Рис. 24.2. Плавательный пояс Симдина".

Многие мои маленькие пациенты получили большую пользу от занятий верховой ездой, и я сама нередко присутствовала на подобных занятиях, однако ни в одной программе обучения верховой езде я лично не участвовала. Поэтому рассказать о значении верховой езды для детей с церебральным параличом я попросила свою коллегу Пиппу Ходж – владелицу центра верховой езды в Британской Колумбии (Канада), который я посещала. Полученные сведения я и предлагаю вашему вниманию.

Цель иппотерапии заключается вовсе не в обучении верховой езде, а в использовании лошади и ее движений с лечебной целью. Ребенку на лошади, благодаря ее движениям, легче научиться сохранять симметричную позу, контролировать положение головы и туловища, сохранять равновесие в положении сидя. Иппотерапия способствует развитию подвижности и координированной работе мышц, в том числе координации глаз—рука, улучшает мышечный тонус, увеличивает объем движений в суставах и корректирует походку.
Лошадь и все снаряжение выбирают в соответствии с потребностями конкретного ребенка. Очень важно знать, что неправильный выбор лошади и седла приводит к осложнениям, например к чрезмерному растяжению мышц или повышению мышечного тонуса. Каждый ребенок занимается индивидуально, занятия должен проводить дипломированный инструктор верховой езды, кроме того, малышу помогает физический терапевт или специалист по трудотерапии (эрготерапевт). Положение ребенка на лошади может быть разным, например:
– лежа на спине лошади—ребенок расслабляет руки и ноги и тренирует контроль за положением головы и туловища;
– сидя на лошади задом наперед – ребенок опирается ладонями на круп лошади и тренируется переносить вес тела;
– лежа на спине на крупе лошади – ребенок развивает движения в позвоночнике и в плечевом поясе.

Для лечебной верховой езды детей включают в маленькую группу, как правило, не более четырех человек.
В такой группе дети старшего возраста, которые не хотят больше общаться со взрослым один на один, да и не нуждаются в этом, чувствуют себя более свободно и ответственно. Программа занятий включает развитие достаточно сложных сенсомоторных навыков и обучение. Например, во время занятия ребенок:
– определяет предметы, животных, цветы и т. д., которые встречаются во время прогулки верхом;
– стремится голосом давать команды лошади, общается с помощниками, инструктором и другими наездниками;
– следует указаниям, выполняет поставленные задачи;
– узнаёт части своего тела и части тела лошади;
– получает всевозможные ощущения – тактильные от прикосновений к лошади, седлу и к разным поверхностям;
– учится различать право и лево.
Занятия лечебной верховой ездой проводит дипломированный инструктор, прошедший специальное обучение. В них может принимать участие и физический терапевт, который рекомендует упражнения для разминки, для завершения занятий или какие-то специальные упражнения и игры с участием всех членов группы.

Прогулки верхом должны быть безопасны для ребенка и приносить ему радость. Лошадь надо выбирать спокойную, но не дрессированную специально, экипировка тоже может быть разной. Самостоятельные прогулки верхом не преследуют никаких лечебных целей, это просто один из видов досуга.
Со временем малыш подружится с лошадью. Этому способствуют не только прогулки. Ребенок будет ухаживать за лошадью, он научится ее чистить, кормить, поить и седлать. Все эти навыки еще более повысят его уверенность в себе и самооценку.
Как и в случае с плаванием, когда ребенок достигнет определенного мастерства в верховой езде, он сможет вступить в конный клуб и участвовать в соревнованиях, а может быть, даже выезжать на прогулки верхом с семьей и друзьями.

В этой книге не идет речь о детях старшего возраста, но я все же немного расскажу об активном отдыхе, который подходит именно для них. Очень благотворны лыжные прогулки и походы – с семьей или с туристическим клубом.
Возможно, вам повезло, и вы живете рядом с рекой или озером. Заниматься рыбалкой и парусным спортом ребенок старшего возраста, как правило, вполне способен. Это особенно полезно, когда кто-то из родных увлечен этими видами спорта. Но есть два условия: ребенок должен уметь плавать и ему обязательно нужно одеть спасательный жилет. Естественно, надо уделить особое внимание безопасности и принять все необходимые меры предосторожности.
Большинство из нас увлекаются каким-либо видом спорта или активного отдыха. Если ваш ребенок проявляет к ним интерес, обязательно дайте ему возможность и помогите принять в них участие.



ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Если у ребенка тяжелая форма ДЦП (спастический тетрапарез или тетрапарез с ярко выраженным нарушением интеллекта), то возникает множество проблем, связанных с уходом за ним и с тем, как побуждать такого ребенка к играм или другим действиям, стимулирующим его физическое и умственное развитие и способствующим его адаптации.

В этом случае работа врача-трудотерапевта не может ограничиваться сеансами терапии. Его поле деятельности распространяется на всю среду, в которой развивается ребенок. Врач-трудотерапевт должен быть в контакте со всеми, кто имеет непосредственное отношение к данному больному (родителями, друзьями, врачами и другими специалистами), чтобы информировать их о возможностях адаптации и о подручном материале, который может помочь улучшить качество жизни ребенка с ДЦП.

Как у родителей, так и у персонала реабилитационного центра или иного лечебного учреждения (если ребенок находится на стационаре) могут появляться вопросы наподобие следующих: "Как нужно носить или водить ребенка, не причиняя ему беспокойства?" "Как усадить его, чтобы он мог смотреть телевизор?" "Какие занятия ему можно предложить для проведения досуга?" "Как сажать ребенка не на его специальный стул, а на какой-нибудь другой стул или кресло, если в этом есть необходимость?" "Какое положение тела способствует расслаблению мышц?" "Какие действия ребенок может выполнять сидя?" "Сколько часов в день он должен сидеть?" "Какой материал нужен для минимума занятий с ребенком?" и т.д. Врач-трудотерапевт должен ответить на эти вопросы, используя свои творческие способности и применяя методы трудотерапии, подходящие для каждого случая.

Здесь Вы найдете некоторые рекомендации по улучшению качества жизни ребенка с тяжелой формой ДЦП, а также информацию о технических средствах помощи и подручных материалах, которые могут облегчить развитие у ребенка основных бытовых навыков и сделать его жизнь как можно более полноценной.

I. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
Многие дети с ДЦП почти весь день проводят сидя на специальном стуле или в электроколяске (если они способны ею управлять). В этом случае очень важно частое изменение положения тела и движения во всех суставах. Это помогает избежать укорочения мышц и суставных контрактур. Занятия с ребенком проводятся на матрасе или на толстом ковре. При этом можно использовать следующий материал:

1.1 БОЛЬШОЙ ВАЛИК (60 см. В ДИАМЕТРЕ И ПРИМЕРНО 1 м. ДЛИНЫ) Ребенка кладут на живот поперек валика, фиксируют его колени на полу в разведенном состоянии с помощью мешков с песком, увеличивая таким образом площадь опоры.

В этом положении, помимо изменения точек опоры (они переходят со спины и ягодиц на колени и брюшную сторону туловища), у ребенка облегчается релаксация всех мышц в целом. Большинство разгибательных рефлексов удается контролировать, что облегчает ребенку произвольные движения руками и головой.

Имея правильную опору на валик, ребенок способен длительное время оставаться один и полностью расслабиться. Любая работа, производимая в присутствии ребенка, послужит для него стимулом и будет вызывать у него стремление к произвольным движениям.

1.2 СЕКЦИЯ ТИПА "МОСТ" Из матраса изготавливается секция наподобие положенного в горизонтальной плоскости арочного моста. Глубина арки 60 см., длина самого "моста" 75 см., ширина "моста" 30 см.

Эта секция служит для контроля за положением тела ребенка при сидении (по-турецки). Голова ребенка опирается на подушку в средней части арки. При этом также происходит изменение точек опоры, и облегчаются произвольные движения рук и головы.

В таком положении ребенок на досуге может выполнять различные действия: смотреть телевизор, читать журналы, участвовать в разговорах и беседах, участвовать в ручных играх (индивидуальных или групповых) и т.д. Для занятий с предметами (настольные игры, чтение журналов, складывание пирамидки и т.д.) используется складной пюпитр как подставка.

Применение фиксационных мешков с песком зависит от степени спастичности. Их можно использовать только в качестве подпорок для ног. И ни в коем случае они не должны препятствовать произвольным движениям ребенка.

Секция "Мост" также применяется для сидения и релаксации в открытых пространствах (в поле, на пляже и т.д.), по которым очень трудно передвигаться со специальным стулом.

1.3 СЕКЦИЯ ТИПА "ПОЛУМЕСЯЦ" Высота этой секции 40 см., длина 45 см., ширина 30 см.

Ребенок лежит вдоль секции совершенно самостоятельно, и в то же время происходит изменение обычных при положении сидя точек опоры. Все позвонки расслабляются и "открываются". Таким образом, удается достичь уменьшения мышечного тонуса, который обычно имеется в области позвоночника. В этом положении всю тяжесть принимает на себя брюшная сторона, в то время как спина ребенка полностью освобождается от давления при опоре на спинку стула, характерной для положения сидя.

Кроме того, лежа на секции "Полумесяц", ребенок может выполнять руками различные действия, например, играть в игрушки на полу, бросать и ловить мяч и т.д. Эта секция удобна в транспортировке. Она легко помещается в любой, даже самой маленькой комнате.

II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЕБЕНКА: Особенности ребенка с ДЦП, о которых идет речь (неконтролируемые движения, ригидность суставов и т.д.), усугубляются увеличивающимся с годами весом тела, что очень затрудняет перемещение ребенка. Между тем перемещать его приходится по многу раз в день: 1. С кровати - на коляску в начале дня. 2. С коляски - на матрас для занятий трудотерапией, ЛФК и для отдыха. 3. С матраса - на коляску для того, чтобы покормить. 4. С коляски - на сидение автобуса, чтобы ехать из Реабилитационного Центра домой. 5. Пересаживать ребенка с коляски в ванную и туалет и обратно. 6. Пересаживать его вечером с коляски на кровать для ночного сна.

Очень важно уметь соответствующим образом поднимать тяжести, равномерно распределяя мышечную нагрузку. Однако даже в этом случае было бы абсурдным надеяться избежать риска перерастяжения мышц и болезней позвоночника, если не использовать технические средства, которые облегчают эту работу. Хороший подъемник выполняет те же функции. Таким образом, пользуясь подъемником, тот, кто ухаживает за ребенком сможет не рисковать своим здоровьем.

С помощью подъемника уход за больным ребенком будет в значительной степени улучшен:

"Sling" , или ткань, в которую помещается ребенок для переноски, устроена так, что вес ребенка равномерно распределяется по ее поверхности. Равновесие при переноске достигается тем, что ребенок полностью завернут в ткань. "Sling" переносит ребенка в наиболее оптимальной позе (позе эмбриона). Это положение способствует тому, что мышечный тонус снижается. Скорость, с которой "Sling" опускает, поднимает и переносит ребенка, средняя, благодаря чему у ребенка уменьшается спастичность, вздрагивания и разнообразные непроизвольные движения. Использование "Sling-a" для мытья и гигиены ребенка с ДЦП увеличивает коэффициент полезного действия данного подъемника. Он опускается в ванну, и ребенка не нужно вынимать из него, чтобы искупать. Помимо того, использование подъемника в этом случае позволяет избегать соприкосновения кожи ребенка с твердой и холодной поверхностью ванны.

Преимущества подъемника для персонала, осуществляющего уход за ребенком как дома, так и в Центре, следующие: 1. Пользоваться и управлять им может каждый. 2. Для того, чтобы пользоваться подъемником, не нужно прилагать физических усилий. 3. Подъемник прост в транспортировке благодаря своим размерам и усовершенствованному дизайну. Его можно легко складывать и даже хранить в багажнике автомобиля. 4. Управлять им несложно, он работает от батарейки, и для него не нужно ни проводов, ни включения в сеть.

III. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК МОГ СИДЕТЬ НА ОБЫЧНОМ СТУЛЕ:

Ребенок с ДЦП большую часть времени проводит в электроколяске или на специальном стуле. Однако такой стул или коляску нельзя брать с собой повсюду. Значит, ребенка нужно сажать на любой стул. Но как?

Для этого ребенка следует привязать к стулу и фиксировать таким образом, чтобы он мог сидеть в правильной позе и в то же время оставаться спокойным, без излишнего мышечного напряжения. Иначе у него будут появляться рефлекторные непроизвольные движения, которые вдобавок болезненны.

Самым адекватным будет "отводящий пояс для голеней". Этот пояс разводит голени на уровне бедер и одновременно фиксирует бедра к спинке и сидению стула. Когда бедра закреплены и голени разведены, ребенок будет сидеть почти нормально. Таким образом, ребенка легко приучить сидеть на любом стуле, если стул имеет достаточно широкие спинку и сидение.

Нужно помнить, что колени ребенка должны быть согнуты под углом более 90 градусов. Поэтому, если стул очень высокий и ноги ребенка свисают, будем подкладывать под них какие- нибудь предметы (мешки, дощечки) для того, чтобы увеличить сгибание и, следовательно, уменьшить переразгибание суставов ног, мешающее ребенку правильно сидеть.

Очень важно и то, чтобы стул был с подлокотниками, поскольку нужно "заполнить" пространство между подлокотниками и туловищем ребенка подушками или небольшими валиками. Таким образом, туловище ребенка закрепляется и не может наклоняться в стороны и назад. Эта несложная адаптация стула позволит ребенку с ДЦП совершенно самостоятельно выполнять различные виды ручной работы, как например, рисование, вышивка, вырезание и т.д. Кроме того, ребенок сможет участвовать в настольных групповых играх таких, как шашки, лото и т.д. Участие в групповой работе помогает интеграции и приближению ребенка к нормальной жизни, повышает его самоуважение и улучшает личностные качества. Нередко, когда ребенок бывает на экскурсии за пределами Центра или выезжает куда-либо с группой, возникают следующие проблемы:
1. Электроколяска не помещается в автобус.
2. На улицах Мадрида очень много архитектурных барьеров, преодолеть которые на коляске с электроприводом, и даже на обычной инвалидной коляске, невозможно.
3. Коляска не идет по бездорожью.

По этим причинам и по многим другим, которые могут возникать из-за больших размеров и веса электроколяски, мы задаемся вопросом: "Куда и как везти ребенка?" Отводящий пояс для голеней имеет то преимущество, что его можно использовать на любой стандартной коляске, так как он подгоняется с помощью боковых ремней к размеру ребенка и коляски. И с его помощью удается решить большинство подобного рода проблем.

IV. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РУЧНУЮ РАБОТУ ЗА СТОЛОМ:
Как только ребенок научится сидеть на обычном стуле, за столом подходящей высоты, на который он сможет опереться локтями и предплечьями, потребуются приспособления, облегчающие ручную работу.
1. Негладкий пластик для того, чтобы предметы не скользили по столу от непроизвольных движений ребенка.
2. Горизонтальный брусок на присосках в качестве ограничителя для той руки, которая не является рабочей. Опираясь на эту руку, ребенок сможет контролировать положение туловища.
3. Вертикальный брусок с присоской, который помещается у внутренней строны локтя, препятствует его разгибанию и переразгибанию плеча, тем самым устраняет тенденцию к "позе ножниц" верхних конечностей.
4. Пластиковая трубка с отверстием для карандаша, шариковой ручки, серной палочки, кисточки и т.д. Эта трубка увеличивает поверхность соприкосновения с кистью руки и тем самым уменьшает ее рефлекторное напряжение.

С помощью таких вот несложных приспособлений ребенок может совершенно самостоятельно и успешно пользоваться рабочей рукой, поскольку большая часть непроизвольных движений, которые, естественно, преобладают над произвольными, - окажется под контролем. Фиксация туловища в правильном положении также облегчает работу ребенка.

Существует другое приспособление, облегчающее ребенку работу за столом и способствующее тому, что он тратит меньше усилий, чтобы поднимать и опускать руку. Речь идет о бифункциональном пюпитре, который можно ставить на стол и вешать на стену. С его помощью ребенок может:
1. Самостоятельно листать страницы книг и журналов.
2. Рисовать картинки, делать аппликации, пользуясь пластиковым держателем для кисточки.
3. Выполнять различную ручную работу.

Важно, чтобы высота стола, за которым будет заниматься ребенок, соответствовала его росту и ребенок мог удобно опираться на него локтями и предплечьями. Это облегчит наклон туловища над столом и одновременно затормозит большинство разгибательных туловищных рефлексов.

V. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ РЕБЕНКУ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ:
Как правило, дети с тяжелыми формами церебрального паралича едят, сидя в коляске, и их приходится кормить. Неспособность есть самостоятельно чаще всего объясняется тем, что поза ребенка в коляске не способствует выработке у него произвольных движений. Если мы посадим ребенка с ДЦП на обычный стул и будем пользоваться перечисленными выше приспособлениями, то сумеем добиться:
1. Значительного уровня самостоятельности ребенка в еде при минимальной помощи с нашей стороны, что добавит ему уверенности в своих силах.
2. Возможности для ребенка завтракать, обедать и ужинать в кругу близких ему людей (в школе - с друзьями, дома - с родными, на праздниках, в гостях и т.д.).

Чтобы ребенок мог есть самостоятельно, необходимо следующее:
1. Обычный стул со спинкой и подлокотниками.
2. Стол по росту ребенка.
3. Отводящий пояс для голеней.
4. Бруски на присосках (вертикальный и горизонтальный).
5. Негладкий пластик.
6. Адаптированная тарелка, у которой с одной стороны сужен край, что позволит ребенку брать ложку без труда.
7. Пластиковая трубка, в которую вставляются столовые предметы и которая увеличивает поверхность соприкосновения с ладонью ребенка.

Благодаря всем этим приспособлениям и правильной позе за столом, ребенок с ДЦП сможет научиться есть почти без посторонней помощи. Иногда для этого достаточно лишь слегка помогать ему поднимать предплечье, чтобы он сумел донести ложку до рта.

После того, как мы перечислили здесь все приспособления и технические средства, облегчающие ребенку с тяжелой формой церебрального паралича как самостоятельные действия, так и действия, совершаемые с посторонней помощью, - нужно подчеркнуть важность их применения в социальной интеграции такого ребенка.
Во-первых, ребенок будет способен выполнять те или иные действия самостоятельно и будет стремиться прикладывать больше усилий при выполнении назначенных ему упражнений.
Во-вторых, благотворный фактор участия ребенка в группе, что тоже немаловажно (ребенок должен есть вместе с другими детьми или членами семьи, играть, смотреть телевизор и т.д.), по мере возможности, он будет интегрировать в эти группы.

По этим причинам я считаю очень важным применение всех указанных приспособлений и технических средств, которые помогут повысить степень самостоятельности ребенка и одновременно облегчат его интеграцию в ближайшую для него социальную среду.

24-й номер Информативного журнала Испанской Профессиональной Ассоциации Врачей-Трудотерапевтов, 2000 год.

Перевод с испанского В.М. Труфанова

Индивидуальные задачи:

Аня, Максим: развивать навык подпрыгивания на двух ногах; развивать навык захвата маленького предмета большим и указательным пальцем, как правой, так и левой руки. Продолжать учить подъёму по шведской стенке с контролем захвата перекладин; продолжать учить выполнять упражнения на беговой дорожке для развития мышечной силы голеней; продолжать вырабатывать правильную постановку стоп при ходьбе, прыжках, беге. Продолжать учить бросать небольшой мяч в цель с расстояния 1–1,5 метров. Следить за осанкой.

Данил: вертикализация; продолжать учить подниматься в положение, стоя и ходить между брусьями самостоятельно. Самостоятельно передвигаться – ползая. Передвигаться в положении стоя с помощью взрослого. Следить за правильной постановкой стоп. Продолжать учить бросать маленький мяч правой рукой, приподнимаясь при броске. Продолжать учить правильному захвату рук во время выполнения упражнений на приче и брусьях. Передвигаться в положении стоя с помощью взрослого с правильной постановкой стоп.

Общие задачи: Продолжать учить правильному чередованию рук и ног в лазании по лестнице и в ползании по притчу. Развивать общую моторику – хождению самостоятельно, с помощью брусьев. Развивать двигательную активность детей. Воспитывать быстроту реакции, внимательность, находчивость, ловкость и чувство коллективизма.

Оборудование и дидактический материал:

  1. Брусья (для Данила).
  2. Гимнастическая скамейка.
  3. Массажёры.
  4. Тренажёр (беговая дорожка).
  5. Верёвки.
  6. Прич.
  7. Набивные мячи (камни).
  8. Тоннели.
  9. Шведская стенка.
  10. Цветы.
  11. Музыкальный фон.
  12. Солнышко (игрушка).
  13. Сухой бассейн.

Ход занятия

Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы хотим вас пригласить на прогулку в лес.

– Но, чтобы дойти до леса, нам необходимо преодолеть много разных препятствий: идти придётся по длинной дороге, перепрыгнуть через овраг, перейти через мостик и ещё много разных препятствий встретятся нам на пути. Не боитесь трудностей? (нет)

– Ирина Владимировна знает дорогу и поведёт нас, а вы ребятки, делайте всё так, как Ирина Владимировна.

Коррекционно-развивающий блок.

Звучит фонограмма. (Двигательные навыки.)

1. Идем по тропинке обычным шагом; с высоким подниманием коленей; руки за спиной; идём на носках; стопу полностью ставим на пол.

2. Руки в стороны вдох, опустили выдох. (Упражнение на дыхание: вдох – носом, выдох – ртом.)

3. На пути встречаются камни, которые нужно обежать – набивные мячи. (Бег.)

4. Переползти через мост (роль моста – скамейка, для Даниила Прич). На притче – ползти самостоятельно на животе, повороты. (Раскрывать пальцы рук, правильно захватывать и фиксировать руки, подтягиваться, самостоятельно слезать спритча, встать на обе ноги.)

5. Перепрыгнуть овраг. (Прыжки на двух ногах.)

Так в течение 5 мин дети идут до“леса”.

6. И.п. ноги на ширине плеч, на счет 1 – руки через стороны вверх, 6–8 раз потянуться к солнышку – сделать вдох, счет 2 – наклониться вниз – сделать выдох. (Максимально разгибать руки в локтевом суставе. Правильная постановка стоп.)

Пришли в лес, остановились на поляне.

– Вот мы и добрались с вами до леса, устали? (Да.) Давайте отдохнём, погреемся на солнышке, послушаем пение птиц (музыка – щёбет птиц).
– Ребята, послушайте, что это шумит? (Река.) Давайте переправимся через неё, может увидим там что-то интересное. Как же нам это сделать, на чём можно переправиться на другой берег (на лодочке).
Упражнения, лежа на полу.

7. И.п. лежа на животе, руки вытянуты вверх. Дети выполняют упражнение “лодочка”. (Раскачиваются на животе, подняв руки и ноги вверх, при этом руки вытянуты вперёд и приподняты вверх.)
– Вы знаете, кто живёт в реке? (Рыбы.) Давайте их покажем.

8. “Рыбка. (Подняли голову и руки, при этом руки отведены назад и приподняты вверх.)
– Ребята, вы, когда ни будь бросали в воду камушки? (Ответы детей.)
Хотите побросать? (Да.)

9. Бросание. (Бросать каждой рукой мячики в бассейн.)

10. – А теперь попробуем достать до солнышка. (Поднимаемся на шведскую стенку.)

11. Только сначала разогреем наши ножки, чтобы легче было взобраться наверх. (Приседания.)
– Ребята, посмотрите, сколько красивых цветов, давайте их соберём, но делать это нужно правильно, как Ирина Владимировна, посмотрите внимательно. (Ходьба по поляне – собираем цветы, дети делают наклоны.)

– Молодцы много набрали цветов. Каким цветом у вас цветы? (Красным, жёлтым, голубым). Вот у меня есть корзинка, в неё положим наши цветы. Вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

12. Легли на спинку, потянулись, закрыли глазки (музыка – спокойная). (Взрослые поглаживают детей по рукам и ногам.)
– А теперь хотите поиграть? Будем превращаться в разных животных. (Поползти, перебирая руками и ногами. Поднять таз и, опираясь на руки и ноги двигаться вперед.)
Лежа на животе.

13. Превратились в ящерицу.

14. Превратились в медведя.

15. Превратились в зайцев, руки сложили на груди, 30 сек. (Прыжки на 2 ногах.)

16. Побегаем как мышки. (Бег на поляне в различных направлениях)

17. И.п. ноги на ширине плеч, на счет 1 – руки через стороны вверх. 6–8 раз потянулись к солнышку, сделать вдох, на счет 2 – выдох. (Упражнения на дыхание.)

Заключительный момент.

Ну вот, ребята в лесу мы погуляли, цветов набрали, пора возвращаться домой в детский сад. А пойдём мы домой другой дорогой, но на ней тоже есть препятствия.

19. Проползти по туннелю.

Мы вернулись с вами в наш детский сад, давайте теперь вспомним, куда мы ходили? (Ответы детей.) Воспитатель благодарит детей за старания.
Ребята возьмём цветы в группу, и они будут напоминать нам о весёлом путешествии.

Программа “Весёлых стартов”.
На тему: “Зимние забавы”.

Цель: Осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию между детским садом и семьей.
Задачи: Развивать двигательную активность детей. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое здоровье детей.
Развивать любознательность, ловкость, координацию движений.
Удовлетворить потребности детей в двигательной активности.
Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.
Воспитывать быстроту реакции, внимательность, находчивость, ловкость и чувство коллективизма.

Оборудование: мячи разных размеров (2 больших, средние по количеству детей, мягкие маленькие-снежки), ворота, клюшки, обручи по количеству детей, мягкие модули (для полосы препятствий), тоннели, разрезной снеговик.

Ход мероприятия

Бом: Здравствуйте дорогие друзья!

Бим: Здравствуйте девочки и мальчики!

Бом: Здравствуйте уважаемые взрослые!

Мы рады встрече с вами!

Бим: Я – Бим.

Бом: А Я – Бом.

Нас игры ждут и приключения,
Тянуть с началом нам нельзя,
Начнём скорее друзья!

Бом: Кто мне скажет, кто подскажет, какое сейчас время года? (Зима.)

Бим: А вы любите зиму? (Да.)

Бом: Какие зимние забавы вы знаете?

Бом: Вот сегодня в этом зале наши весёлые старты мы проведём как зимние забавы.

Бим: Отгадайте-ка ребятки зимние загадки:

С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки
Белые… (снежинки).

Давайте превратимся в снежинки и полетаем под музыку, а когда музыка закончится нужно показать фигуру.

Игра “Снежные фигуры”.

Пока играет музыка, дети кружатся по залу, музыка заканчивается, дети замирают, изображая фигуры на зимнюю тематику.

Бом: Слушайте ребятки, следующую загадку.

Что за белые комочки,
Вы слепили на морозе?
А в тепло как занесли,
Так комочки потекли? (Снежки.)

Игра “Снежки”.

Игра в снежки белыми комочками или мягкими мячами.

Мчатся хоккеисты, режут синий лёд
Высекает искры, шайба у ворот!

Бом: Неужели мы будем играть в хоккей?

Бим: Обязательно, тем более у нас всё для этого есть. Вот ворота, вот клюшки, а вместо шайбы у нас будут снежки.

Игра “Хоккей”.

Бом: Здорово вы ребята умеете играть, а сейчас немного отдохнём и посмотрим выступление детей из детской спортивной школы.

Бом: Ну что отдохнули? Продолжаем веселиться?

Бим: Ребята, вы умеете катать снежные комки? (Да.) Мы с Бимом тоже умеем, но сегодня катать снежки мы будем необычно, а с препятствиями. Сейчас мы вам покажем.

Игра “Снежный ком”.

Прокатывание больших мячей с препятствиями, обкатить вокруг кегель или стоек с флажками.

Бом: Вот как здорово у вас получилось катать снежные комки. Скажите, что можно слепить из комков? (Снеговика.)

Бим: Давайте соберём снеговиков из бумаги.

Игра: “Собери снеговика”.

Из бумаги вырезаны части снеговика, нужно собрать целое из частей.

Бом: Комки скатали, снеговиков слепили, теперь можно и поиграть.

Игра: “Непослушные мячи”.

Много мячей рассыпать по залу, дети должны собирать их и бросать в корзину.

Бим: А сейчас немного отдохнём и посмотрим выступление детей из детской спортивной школы.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.

“Полоса препятствий”.

Игра: “Найди свой домик”.

У каждого ребёнка есть обруч-домик, когда играет музыка, дети гуляют по залу, как только музыка заканчивается нужно занять обруч-домик.

У зимы свои есть ласки,
Есть чудесные деньки,
Лыжи есть, гора и санки
Лёд зеркальный и коньки.

Бом: Давайте кататься на санках, смотрите как.

Клоуны стоят внутри обруча, подбегают к детям и по одному, внутри обруча переводят детей на другую сторону площадки.

Закружились, завертелись
Снежные метели,
И построили для нас снежные тоннели.
Чтоб до тоннеля нам дойти
Препятствия нужно пройти.

“Полоса препятствий”.

Мы желаем вам веселья и в согласье жить.
Игры разные любить.

Мы желаем вам успеха и заливистого смеха
Если будете дружней, то найдёте сто друзей,
А сейчас нам всем пора, потанцуем детвора!
Выходите все на весёлую пляску.

Танец “Улыбка”.

Бим: Славно мы играли….
Настала пора награждения!
Слово предоставляется…..

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.