Динамика развития ребенка с дцп

Из видеоархива автора.

Мальчик Ваня 8 лет. Поступил к нам на реабилитацию в феврале 1995г. Диагноз: ДЦП. Спастическая диплегия. Со слов родителей, с 1 года и двух месяцев у ребенка стали появляться судорожные приступы, количество которых с возрастом стало увеличиваться. До трех лет ребенок не вставал на ноги, но мог сидеть и ползать. Отмечался гипертонус конечностей, который увеличивался с возрастом ребенка. Косноязычная речь появилась у ребенка в возрасте 3-х лет. Ребенок ежегодно по 2 раза в год лечился в специализированных лечебных учреждениях. Принимал ноотропы, противосудорожные препараты, массаж, ЛФК, витамины, кислородотерапию, иглорефлексотерапию. Положительной динамики не отмечалось. Нарастала частота судорожных приступов. Судорожный синдром по типу эпиприпадков наблюдался до 3–х раз в день и один раз ночью, ежесуточно, по поводу чего принимал фенобарбитал и другие противосудорожные препараты в течение последних 7 лет. Невыраженное в один год косоглазие с возрастом стало увеличиваться. Окулист, осмотрев ребенка, установил сходящееся косоглазие, сложный астигматизм, миопию до –3, и прописал постоянное ношение очков. К 8 годам миопия увеличилась до –5. В возрасте 5 лет стало особенно заметно отставание ребенка в росте и в психическом развитии.
При поступлении на реабилитацию физическое развитие ребенка соответствовало возрасту 4-5 лет. Отмечался выраженный спастический тетрапарез с преимущественным нижним парапарезом, гипертонус сгибателей и приводящей мускулатуры верхних и нижних конечностей, внутренняя ротация стоп. На наружной поверхности стоп - “натоптыши”. Стоит и ходит неуверенно на полусогнутых конечностях, согнувшись в поясничном отделе. Истеричен. Кричит, плачет при попытках с ним заговорить. При обследовании вырывается. Во время осмотра наблюдался судорожный синдром с потерей сознания, закатыванием глаз. После приступа судорог в течение получаса был вялым, неадекватным.
На КТ головного мозга отмечается резкое расширение левого желудочка, причем границы расширенного желудочка доходят до коры головного мозга.

Динамика реабилитации.

Ноотропы с момента поступления на реабилитацию отменены. На фоне проводимой противосудорожной терапии применена авторская технология реабилитации по одной процедуре в день. В течение недели судорожные явления уменьшились, прекратились ночные приступы. В течение второй недели эпиприпадки прекратились и противосудорожные препараты были отменены. С конца второй недели назначен элеутерокок по 1 чайной ложке в день однократно утром. Ребенку назначено обильное питье, витаминизированная пища. Спастические явления стали заметно уменьшаться после первых процедур. Ребенок стал спокойно спать по ночам. Родители отметили, что он стал более выдержанным, исполнительным. Полностью спастические явления в нижних и верхних конечностях были ликвидированы к концу третьей недели. Заметно улучшилась походка. После 2-ой недели начаты упражнения на растяжение укороченных мышц. К концу месяца ребенок смог ходить выпрямившись, и наступать на подошвенную поверхность полностью, хотя сохранялась некоторая внутренняя ротация стоп. Со второго месяца реабилитации занятия с ребенком были продолжены по описанной выше схеме, но дополнительно его стали обучать счету и письму. Ребенок быстро запоминал буквы и цифры, но писал плохо, хотя сразу стал осваивать письменный, а не печатный шрифт. Удалось за месяц выучить несколько коротких стихотворений. Третий месяц был посвящен усиленному обучению ребенка чтению, письму, счету. Одновременно проводились занятия ЛФК, направленные на растяжение укороченных мышц, выравнивание осанки и походки. Ребенок за три месяца подрос на 2 см, прибавил в весе на 3,5 кг.
Специальными упражнениями (по авторской технологии) была проведена коррекция косоглазия. Интересно, что ребенок через неделю самостоятельно выбросил очки, и, несмотря на уговоры, отказался носить новые. По окончанию третьего месяца реабилитации проверка зрения показала улучшение зрения до – 2. (Исследования коррекции различных форм нарушения зрения после применения авторских технологий проводились на базе МНТК Микрохирургии глаза г. Москвы).
Через три месяца ребенок вновь поступил на реабилитацию. За это время он еще больше подрос, прибавил в весе и стал соответствовать по физическому и психическому развитию возрасту 5-6 лет. Речь стала чистой, все буквы выговаривает хорошо. Считает до ста, но иногда путается в десятках. Читает так бегло, что создается ощущение, будто он видит и прочитывает слово и строчку целиком, а не по слогам.
Проведен месячный курс реабилитации по авторской технологии. Ребенок хорошо ходит, бегает. Ротация стоп вовнутрь практически незаметна.Очки носить отказывается, но на улицах спокойно читает вывески и плакаты. Контрольная проверка дальнейшего улучшения зрения не отметила.

Сделана контрольная компьютерная томограмма головного мозга. Сохраняется увеличение левого желудочка, размеры которого также доходят до коры головного мозга.
Интересно, что родители, переехав в другой район, скрыв диагноз, отдали ребенка в обычную школу. Контрольное обследование через год показало, что по физическому развитию ребенок соответствует возрасту 7-8 лет.За этот год наблюдалось 2 судорожных припадка, которые протекали легко и не потребовали лечения. В школе ничем от первоклассников не отличался, хотя учился с неохотой и получал много замечаний за драчливость и плохое поведение.
На контрольной КТ через год особой динамики не отмечается. Сохраняется такое же увеличение желудочков мозга, как и до лечения.
Обсуждение. Данный пример свидетельствует о несовпадении морфологической и клинической картины у детей с ДЦП. Несмотря на грубые изменения в головном мозге, у ребенка удалось восстановить множество нарушенных функций. Быстрая положительная динамика моторнопсихического развития на фоне грубых изменений в головном мозге заставляет по иному рассмотреть патогенез и причинно-следственную связь при ДЦП. Положительная динамика свидетельствует о том, что полиморфизм клиники ДЦП обусловлен не только патологией головного мозга, но и другими факторами, которым в общеклинической практике уделяется недостаточное внимание.
Все авторы акцентируют внимание на том, что патологические роды (крупный плод, стремительные роды, различные приемы родовспоможения и др.) встречаются чаще других причин (до 60% случаев) у матерей, родивших детей с ДЦП. Нашими исследованиями установлено, что патологию в родах отмечали все матери (100%), детям которых впоследствии был установлен диагноз ДЦП.
Следовательно, патология в родах является одной из ведущих в генезе ДЦП, поэтому следует еще раз рассмотреть механизм родов, но под иным углом зрения.
Предлагаются и разрабатываются многочисленные способы лечения и реабилитации детей с ДЦП. Однако, терапевтические мероприятия, практически однородны (14,15) и не дают желаемого эффекта. При наличии гипертензионного или судорожного синдромов, так же вне зависимости от предполагаемого этиологического фактора или факторов, проводится дегидратация, назначается противосудорожное лечение, которое не оказывает желаемого действия (14,15).
О неэффективности существующих способов лечения ДЦП свидетельствуют факты. В среднем у 25% больных отмечается спонтанное улучшение, у 50% лечение дает ту или иную степень смягчения моторных дефектов, у 25% лечение неэффективно (15,11). Проблема ДЦП остается актуальной и необходимость новых подходов к реабилитации больных с ДЦП не вызывает сомнений.

Выводы:

1.В 30% случаев причину ДЦП не могут определить [11 и др.], а в 60% случаев причину ДЦП связывают с патологией в родах. Даже если только в этих 60% случаев попытаться найти ключ к пониманию патологического процесса при ДЦП, то это будет большая победа над заболеванием.

2.а) При любых общепринятых способах лечения ДЦП, все авторы отмечают положительную динамику в психомоторном развитии ребенка. Объемы активных движений в суставах увеличиваются, несмотря на многочисленные изменения в головном мозге, суставах и окружающих их тканях. Положительная динамика двигательной и психической активности проявляется значительно быстрее, чем регистрируются какие-либо улучшения морфологической картины в головном мозге (2,11,15 и др.).

б) Даже без лечения психомоторное развитие детей с ДЦП продолжается, хотя сохраняются патологические изменения в головном мозге. Особенно такая положительная динамика заметна в периоды гормональной перестройки организма (11).

в) Отмечено, что позитивный результат физических упражнений коррелирует с улучшением умственных способностей (11,14 и др.).
Таким образом, комплекс факторов механического воздействия при беременности и в родах вызывает патологические отклонения, а комплекс механических факторов при проведении ЛФК нивелирует патологическую картину ДЦП. Очевидно, что именно здесь следует развернуть поиск решения проблемы ДЦП.

В исследованиях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза (Henderson, 1961; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мастюкова, 1973; Бадалян, Журба, Тимонина, 1988 и др.).

В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три основные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы жизни; ранняя резидуальная — первые годы жизни и поздняя резидуальная — с 24 до 16 лет.

Ранняя стадия характеризуется острыми нарушениями гемои ликвородинамики, возникающими в процессе родов. Это вызывает у ребенка значительные нарушения регуляции мышечного тонуса по типу экстензорной ригидности. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тонуса, но и наличие стойких позотонических (детских рефлексов), тормоз в развитии движений, наличие атипичных движений. В большинстве случаев наблюдается отставание психического и речевого развития. У некоторых больных с ДЦП проявления задержки в развитии психоречевых функций с возрастом сглаживаются, однако у подавляющего большинства детей с ДЦП задержка психического развития носит стойкий характер и проявляется на последующих стадиях. Ранняя резидуальная стадия ДЦП продолжается в зависимости от формы и тяжести заболевания от нескольких месяцев до 34 лет. Эта стадия является непродолжительной при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии. Она характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается и даже может нарастать. Установочные рефлексы у ребенка не формируются или формируются их элементы. Произвольная моторика резко отстает в своем развитии, кроме того, нарастают патологические синергии, устанавливаются патологические двигательные стереотипы.

Третью стадию условно называют конечной стадией заболевания. Она характеризуется окончательным развитием патологического двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформаций на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течение первых стадий заболевания. Внутри этой стадии К. А. Семенова выделяет следующие две подстадии.

§ Конечная стадия 1й степени характеризуется патологическими двигательными стереотипами, позволяющими ребенку самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладевать письмом, теми или иными элементами самообслуживания, трудовыми процессами. Речь ребенка может развиваться нормально, или имеются легкие речевые нарушения.

§ Конечная стадия 2й степени может наступить очень рано, в первые месяцы жизни ребенка. У ребенка быстро нарастают массивные, множественные артрогенные контрактуры, тяжелые деформации. Как правило, у детей наблюдаются отставание интеллектуального и речевого развития.

Особые трудности представляет ранняя диагностика ДЦП. Предположение о заболевании устанавливается в основном во второй половине первого года жизни. Однако при тщательном психологическом обследовании ребенка с угрозой ДЦП можно получить высокоинформативные данные о возможном развитии задержки психического развития у ребенка уже в первые три месяца.

Нами было проведено лонгитюдное обследование 45 детей в возрасте от 0 до 3 месяцев, у которых, по заключению невропатологов, была угроза возникновения ДЦП. У этих детей специалистами было диагностировано нарушение мозгового кровообращения разной степени тяжести, в анамнезе наблюдались асфиксия, родовая травма или асфиксия с родовой травмой одновременно. Оценки по шкале Апгар у детей варьировались от 4 до 8 баллов. Невропатологи разделили детей на три группы — по степени тяжести клинических проявлений: легкая, средняя, тяжелая по 15 детей в каждой группе.

Психологическое обследование проводилось в четыре этапа в возрасте от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и с 9 до 12 месяцев по специально разработанной нами схеме, состоящей из четырех основных блоков:

§ исследование предметных действий;

§ исследование произвольной активности;

§ исследование особенностей эмоциональных проявлений.

В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на развитие ощущений младенца, тонкость и точность которых неразрывно связана с развитием его движений. К моменту рождения ребенка наблюдается несогласованное движение глаз, но к концу третьей недели здоровый младенец делает согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца, оказывается доступным ему уже на 3032й день. К концу второго месяца жизни здоровый младенец может следить за предметами, движущимися в разных направлениях. Предметы, находящиеся в нестатичном состоянии, особенно яркие, красочные, привлекают младенца больше, чем бесцветные. Первыми реакциями на звук являются вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха. На 1012й день младенец начинает реагировать на звук человеческого голоса. На втором месяце звук может вызвать торможение даже пищевого рефлекса. Младенец замирает, услышав голос матери. К концу первого месяца жизни вырабатываются условные реакции на запахи. Очень рано обнаруживаются реакции на тактильные и температурные ощущения.

В результате исследования ощущений обследуемые младенцы были разделены на три основные группы по успешности выполнения заданий.

§ В первую группу (12 детей, 26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на церебральноорганическую недостаточность по типу ДЦП. Причем корреляций между успешностью выполнения заданий и степенью тяжести клинических проявлений не получено (г0,21).

§ Во 2й группе — младенцы с задержкой в формировании сенсорных функций (22 ребенка, 48,8 %). У них наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но, в отличие от предыдущей группы, это проявлялось не в реакции сосредоточения на нем, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей.

§ В 3-й группе (11 детей, 24,6 %) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения глаз не согласовывались с поворотом головы, а движения рук были хаотичны.

В процессе повторного обследования младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев делался упор на анализ взаимодействия зрения и движений. К концу 3го месяца у здорового младенца начинают образовываться связи между зрением и движением рук. Например, простое разглядывание своей руки приводит к увеличению его активности. Случайно попавшая в поле зрение рука задерживается перед глазами младенца, и он пытается схватить предмет, когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения. В период от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия руки и глаза. Координация зрения и хватания является решающим шагом в объективизации предметного мира у младенца и пусковым механизмом в развитии предметнопрактических манипуляций.

Предметнопрактические действия активно развиваются у ребенка в первый год жизни. Р. А. АбрамовичЛехтман выделила четыре основных этапа в формировании предметнопрактических действий у детей первого года жизни. Первый — этап преддействия — начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п. Этап результативных действий начинается с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и многое другое. После 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно (всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и т. п.). Это этап соотносящих действий. К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и т. п. Предметные действия являются важной формой активного познания ребенком окружающего мира и основой формирования сенсорноперцептивных и мыслительных процессов.

При повторном обследовании младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев мы анализировали особенности развития предметнопрактических манипуляций.

Важный показатель произвольной активности у младенца являются особенности его внимания. Первые проявления сосредоточенности младенца становятся заметны на 1012й день после рождения. К концу 1го месяца младенец уже может следить за яркими, блестящими предметами, находящимися на близком от него расстоянии. В 3 месяца младенец дольше слушает звуки колокольчика, когда тот находится в поле его зрения. В этот же период ребенок отвечает реакцией оживления на приход человека. С 5го месяца объектом внимания ребенка все чаще становится определенный предмет: яркая игрушка, блестящий шарик, которыми он манипулирует. Роль действия с предметами для удержания этого предмета в поле зрения особенно возрастает у здорового ребенка после 7 месяцев. К концу 1го года жизни, особенно когда малыш начинает ходить, его внимание охватывает большую площадь. Ребенок, производя функциональные действия с предметами, может сосредоточенно заниматься в течение 810 минут.

Обследование младенцев с угрозой ДЦП в возрасте 69 месяцев было направлено на анализ их произвольной активности и внимания. У детей с ДЦП, в отличие от их здоровых сверстников, наблюдалось недлительное сосредоточение на предметах, особенно у детей 3й группы (не более 34 минут). Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметнопрактических действий. У обследуемых детей, особенно во 2й группе, уровень развития предметнопрактических манипуляций был незначительно снижен, замечалась поисковая активность, однако внимание оставалось неустойчивым и слабоконцентрированным. С наибольшими трудностями концентрации внимания сталкивались дети 3й группы. В отличие от младенцев предыдущих групп, здесь недоразвитие внимания тесно коррелировало с недоразвитием предметнопрактических манипуляций. Эти данные подчеркивают тотальность недоразвития всех психических функций у младенцев 3й группы, в отличие от младенцев 1й и 2й групп, где четко прослеживается парциальность недоразвития психических функций: внимание, локомоторные функции.

Обследование младенцев в возрасте 912 месяцев было направлено на анализ эмоциональных реакций.

Уже с 4 месяцев здоровый ребенок все чаще реагирует общим комплексом оживления на появление матери, на ее голос, улыбку. Однако до 4 месяцев его реакции скорее недифференцированные, ребенок одинаково положительно может встречать как близких, так и чужих людей. В 910 месяцев младенец радостно тянется к матери, выражая свое удовольствие ее присутствием. Появление чужого человека способно вызвать у него настороженность, удивление, а при попытке постороннего приблизиться или взять его на руки малыш отвечает оборонительными движениями головы, рук, громким плачем. С 6 месяцев у ребенка начинают проявляться позитивные эмоциональные реакции при восприятии различных игрушек и действий с ними. У младенцев 1й и 2й групп существенных отклонений в особенностях эмоционального реагирования не выявлено. В 3й группе задержка в развитии встречалась у 6 младенцев из 11. У них не возникало комплекса оживления даже на появление матери, ее голос или улыбку. Матери обращали внимание психолога, что дети не отличают их от других взрослых. Кроме того, эти дети выказывали негативные эмоциональные реакции: частый плач или смех без соответствующей внешней стимуляции. Позитивных эмоциональных реакций у них не вызывали и предметы. Нарушение эмоционального реагирования, особенно на близкие и знакомые предметы, является важным прогностическим показателем наличия у ребенка отставания в психическом развитии.

Сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебральноорганической недостаточностью по типу ДЦП показал следующее.

§ У здоровых детей на первом году жизни развитие психических функций отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпу, но и по качественным преобразованиям, особенно во втором полугодии жизни. Важную роль в формировании психических функций играют предметнопрактические манипуляции, уровень развития которых тесно связан с особенностями произвольной активности и эмоциональной устойчивости.

§ У младенцев с церебральноорганической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, а с другой — их автономность. Причем чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка.

§ Прямой связи между тяжестью клинических проявлений и уровнем развития психических функций не выявлено.

Эти данные подчеркивают высокую значимость психологической диагностики в прогностической оценке динамики психического развития младенцев с угрозой ДЦП и позволяют разработать дифференцированные методы психологической коррекции.

  • До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
  • 2–4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
  • 4–6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
  • 6–12, 12–18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.
  • До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
  • 2–4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
  • 4–6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
  • 6–12, 12–18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.
  • До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
  • 2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
  • 4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
  • 6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.
  • До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
  • 2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
  • 4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
  • 6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.
  • До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
  • 2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
  • 4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.


Исследовательская группа Университета Макмастер в канадской провинции Онтарио на протяжении четырех лет вела лонгитюдное когортное исследование 650 детей в возрасте от 1 до 13 лет с различными формами церебрального паралича. В ходе исследования моторное развитие детей многократно оценивалось в динамике по GMFM‑66. Исследователи выявили закономерности и на основании данных исследования составили центильные таблицы моторного развития для каждого из пяти уровней GMFCS16.

На графике изображены кривые средних показателей моторного развития для каждого уровня GMFCS, представляющие собой медианы результатов многократных измерений общей двигательной функции по шкале GMFM‑66 у детей с ДЦП с различными уровнями GMFCS на протяжении периода исследования.

По данным исследования, дети с I уровнем по GMFCS достигают 90% максимума своих двигательных возможностей в среднем к 5 годам (в 4–6 лет). При этом доступный потенциальный уровень развития крупной моторики составляет от 60 до 100% максимально возможного уровня.

Для II уровня возраст, при котором дети достигают 90% потенциально возможного развития крупной моторики, приходится в среднем на 4,5 года (3–6 лет). Доступный потенциал составляет приблизительно 50–80% максимального.

Для III уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей чуть меньше 4 лет (от 2,5 до 5,5 лет). Потенциальное развитие навыков – приблизительно 40–65% максимально возможного. Для IV уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей – 3,5 года. Количественный предел потенциального развития крупной моторики – примерно 25–50% максимального.

Для V уровня к 3 годам достигается 90% развития навыков крупной моторики. Максимально доступное развитие – приблизительно 20–40% с отчетливым снижением кривой после 7 лет. В целом вырисовывается следующая закономерность: чем легче степень поражения мозга, тем дольше прогрессирует двигательное развитие.

Таким образом, по уровню развития крупных моторных функций по шкале GMFCS можно довольно реалистично определить реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал ребенка с ДЦП и выбрать адекватные цели двигательной реабилитации.

Надо учитывать, однако, что эти статистические данные получены в конкретной популяции, достаточно однородной по качеству медицинского наблюдения (надо полагать, довольно высокого), своевременности получения и качеству необходимых терапевтических вмешательств.

Возможно, в популяции с другими показателями по аналогичным параметрам статистические данные могут отличаться. В настоящее время ведется масштабная программа наблюдения детей с церебральным параличом в странах Северной Европы – CPUP. Есть
основания надеяться, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть результат длительного наблюдения за динамикой моторного развития детей с ДЦП в европейской популяции. К сожалению, в России нет единого регистра пациентов с церебральным параличом, и систематический сбор статистических данных по моторному развитию детей не ведется (за исключением отдельных регионов).

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

это детский церебральный
паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном
мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Примечательно,
что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши
могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной
двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое
не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,
ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе
позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится
неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того,
для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.