G 80 8 другой вид детского церебрального паралича

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дети, лечение, реабилитация, Пантогам ®
Keywords: cerebral palsy, children, treatment, rehabilitation, Pantogam ®

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами [11].

КЛАССИФИКАЦИИ ДЦП:
Согласно Международной статистической классификации МКБ-10, выделяются:
G 80.0 – Спастический церебральный паралич.
G 80.1 – Cпастическая диплегия.
G 80.2 – Детская гемиплегия.
G 80.3 – Дискинетический церебральный паралич.
G 80.4 – Атаксический церебральный паралич.
G 80.8 – Другой вид детского церебрального паралича.
G 80.9 – Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация К.А. Семеновой включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [14].

Частота форм ДЦП составляет: спастическая диплегия – 69,3%, гемипаретическая форма – 16,3%, атонически-астатическая форма – 9,2%, гиперкинетическая форма – 3,3%, двойная гемиплегия – 1,9% [12].

Ранними проявлениями ДЦП являются:
задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий.

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка 1 года [1]: 1 месяц – ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца – кратковременно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца – держит голову, прослеживает за предметом, ослабляет хватательный рефлекс и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца – поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев – сидит с поддержкой за 1 руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев – сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев – встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев – ходит с поддержкой за 1 ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой.
Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития:
до 3 месяцев – легкая, 3–6 месяцев – среднетяжелая, более 6 месяцев – тяжелая.
Корректирующие коэффициенты при недоношенности:
до 1 года – добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет – добавляется половина срока недоношенности в месяцах [11].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия.

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца – у недоношенных) безусловных рефлексов – ладонно-ротового, хоботкового, Моро, опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических асимметричного и симметричного рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с 1 месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища и совершенствуются до 10–15 месяцев. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [11, 12, 14].

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

При спастической диплегии в анамнезе часто встречается недоношенность (67%), в клинической картине отмечается тетрапарез (нижние конечности поражены в большей степени, чем верхние), резко повышен тонус мышц конечностей, тела, языка, высокие сухожильные рефлексы, усилены тонические рефлексы, наблюдаются патологические установки и деформации конечностей, формируется спастическая походка с перекрестом, при этом ходят самостоятельно только половина больных, с опорой – 30%, остальные передвигаются в коляске. Характерны нарушения речи в виде спастической дизартрии, патология зрения у 70% больных (аномалии рефракции, атрофия зрительного нерва, косоглазие) [2, 12, 14].

Гиперкинетическая форма часто является исходом билирубиновой энцефалопатии ввиду ядерной желтухи, которая развивается у доношенных новорожденных при уровне билирубина в крови 428–496 мкмоль/л, у недоношенных – при 171–205 мкмоль/л. Характерны насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы) конечностей и туловища, которые усиливаются при волнении и исчезают во сне. Гиперкинезы появляются сначала в языке (в возрасте 3–6 месяцев), далее распространяются на лицо, а затем к 2–6 годам – на туловище и конечности. Отмечаются нарушениям мышечного тонуса по типу дистонии, часты вегетативные расстройства, гиперкинетическая дизартрия, нейросенсорная тугоухость (у 30–50%).

Атонически-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений и равновесия, а также избыточным объемом движений в суставах конечностей.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, проявляющаяся грубыми нарушениями моторики, повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, тяжелыми нарушениями речи, психическим развитием детей на уровне умственной отсталости [12, 14].

Наиболее значимые осложнения ДЦП:
ортопедо-хирургические, когнитивные и сенсорные расстройства (у 80%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 2/3 пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%) [11, 12, 14].

2. Психолого-педагогическая и логопеди ческая коррекция (психокоррекция, сенсорное воспитание, занятия с логопедом-дефектологом, кондуктивная педагогика А. Пето, метод Монтессори, работа с семьей и т. д.).
3. Социально-средовая адаптация.

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [6, 8, 11, 12, 14]:

Механизмы действия Пантогама: непосредственно влияет на ГАМК-В-рецепторы, потенцирует ГАМК-эргическое торможение в ЦНС; регулирует нейромедиаторные системы, стимулирует метаболические и биоэнергетические процессы в нервной ткани; снижает уровни холестерина и бета-липопротеидов в крови [8].

Спектр клинического применения Пантогама при перинатальных поражениях ЦНС и ДЦП включает:
1) когнитивные нарушения, в том числе задержку психоречевого развития и умственную отсталость, раннюю послеоперационную когнитивную дисфункцию, речевые расстройства;
2) задержку моторного развития, двигательные нарушения;
3) невротические и неврозоподобные расстройства, эмоциональные нарушения;
4) ДЦП в сочетании с эпилепсией (поскольку Пантогам ® , в отличие от большинства ноо-тропных препаратов, не вызывает снижения порога судорожной готовности);
5) гиперкинезы (Пантогам ® применяется в виде длительной монотерапии – до 4–6 месяцев, в случае недостаточной эффективности – в составе комплексной терапии с тиопридалом), экстрапирамидные побочные эффекты нейролептической терапии;
6) астенический синдром, снижение умственной и физической работоспособности;
7) синдром вегетативной дисфункции;
8) болевой синдром (в составе комплекс ной терапии).

Показана высокая эффективность применения Пантогама у детей, имеющих осложненный перинатальный анамнез, в комплексной реабилитации двигательных и когнитивных расстройств (с улучшением показателей психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации на 10–45%, кратковременной памяти – на 20–40%, внимания – на 30%), нарушений сна [4, 5, 8, 10, 16]. Показано, что применение Пантогама у детей с дисфазией развития (алалией), возникшей в результате перинатального поражения ЦНС, способствует улучшению речевых показателей более чем в 3 раза [7]. Выявлено, что использование Пантогама в послеоперационном периоде эффективно нивелирует проявления послеоперационной когнитивной дисфункции с восстановлением показателя концентрации внимания и его последующим улучшением у 30% пациентов в 2,5 раза [13].

Таким образом, ранняя диагностика и комплексное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Список литературы находится в редакции.

Детские церебральные параличи — собирательный клинический термин, объединяющий хронические:

  • НЕПРОГРЕССИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ, ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ , связанные с поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающие:
    • В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ - антенатальный, с 22-23 недели (вес плода более 500г), интранатальный (период непосредственно родов), постнатальный -7 дней после родов.

ДЦП не является наследственным заболеванием.

ПРИЧИНА любых форм детских церебральных параличей — ПАТОЛОГИЯ В КОРЕ, ПОДКОРКОВЫХ ОБЛАСТЯХ, В КАПСУЛАХ ИЛИ СТВОЛЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Принципиальное отличие ДЦП от других параличей это возникшее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде приведшее к:

На основании этой классификации были составлены все последующие.


КЛАССИФИКАЦИЯ

В настоящее время мы, в клинике Времена года, придерживаемся классификации и терминологии согласно МКБ-10:

Церебральный паралич и другие паралитические синдромы (G80 — G83)

  • G 80. Детский церебральный паралич
    • G 80.0. Спастический церебральный паралич
    • G 80.1. Спастическая диплегия
    • G 80.2. Детская гемиплегия
    • G 80.3. Дискинетический церебральный паралич. Атетоидный церебральный паралич
    • G 80.4. Атактический церебральный паралич
    • G 80.8. Другой вид детского церебрального паралича Смешанные синдромы церебрального паралича
    • G 80.9. Детский церебральный паралич неуточнённый
  • G 81. Гемиплегия
    • G 81.0. Вялая гемиплегия
    • G 81.1. Спастическая гемиплегия
    • G 81.9 . Гемиплегия неуточнённая
  • G 82. Параплегия и тетраплегия
    • G 82.0 Вялая параплегия
    • G 82.1 Спастическая параплегия
    • G 82.2 Параплегия неуточнённая
    • G 82.3 Вялая тетраплегия
    • G 82.4 Спастическая тетраплегия
    • G 82.5 Тетраплегия неуточнённая. Квадриплегия
  • G 83. Другие паралитические синдромы
    • G 83.0 Диплегия верхних конечностей
    • G 83.1 Моноплегия нижней конечности. Паралич нижней конечности
    • G 83.2 Моноплегия верхней конечности. Паралич верхней конечности
    • G 83.3 Моноплегия неуточнённая
    • G 83.4 Синдром конского хвоста. Неврогенный мочевой пузырь, связанный с синдромом конского хвоста
    • G 83.8 Другие уточнённые паралитические синдромы. Паралич Тодда (постэпилептический)
    • G 83.9 Паралитический синдром неуточнённый

В отличие от спастической квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (парез), с выраженной спастикой преимущественно в ногах. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома, дизартрии. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, сложные нарушения остроты зрения, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является избирательный некроз нейронов.

Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (парез); псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения. У 50% детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Тяжёлый двигательный дефект рук резко ограничивают возможности самообслуживания и передвижения, но в некоторых случаях при длительном специализированном лечении, удается добиться хороших результатов.

Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) или внутримозговое кровоизлияние обычно происходит в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Уровень социальной адаптации как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка.

Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития.

Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врождённой аномалии развития.

Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Однако в ряде случаев сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии и другие индивидуальные сосбенности, которые затрудняют определение формы ДЦП.

Основу нашего подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ , базирующаяся на современной доказательной медицине . Команда специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста, дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения является не только максимально возможное восстановление функций перемещения, самообслуживания, но и активная социализация ребенка.

Разработанные в нашей клинике технологии физической реабилитации , с использованием достижений современной доказательной медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта — формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные двигательные рефлексы, концепции Бобат - технологии борьбы со спастичностью и восстановления произвольных движений.

Технология физической реабилитации – это последовательность и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной активности, связанной с бытовым самообслуживанием.

Обычно, базовый комплекс, включает широкий перечень физических методов воздействия - активные и пассивные физические упражнения – кинезитерапия в зале и в воде , с использованием различных тренажеров и специальных устройств.

Физиотерапия (различные методы электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и механического воздействия), массаж, бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.

Основные методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление движением телом в целом и его составные части:

  1. Целенаправленные отдельные движения частей тела
  2. Содружественные движения различных частей тела - динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и др.)

Контроль вертикальной позы и перемещение тела в пространстве - содержат элементарные компоненты передвижения - выпрямление тела против силы тяжести и простые целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам, формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять функцию перемещения и самообслуживания.

Основные динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и самообслуживания, для восстановления требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев). Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу элементарной физической активности и самообслуживания.

Восстановления управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых интеллектуальных функциях.


Занятия на имитаторе ходьбы (начало комплекса лечения)


ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ с ДЦП

  1. При ДЦП или некоторых других поражениях у ребенка отсутствует навык обычных целенаправленных движений, зачастую ребенок в 10-12 лет не может самостоятельно сидеть, никогда не ходил, т.е. функция пребывания в вертикальном положении и функция ходьбы неизвестна ребенку .
  2. Требуют первичной разработки (обучению) обычные произвольные движения , связанные с бытовым самообслуживанием, и пользованием привычными, здоровому человеку предметами (взять и положить предмет, застегнуть расстегнуть пуговицу, нажать кнопку и т.п.)
  3. В этом случае речь идет не о восстановлении утраченных функций, а о воссоздании пропущенных функций физического развития свойственных возрасту , т.е. обучении пребывания в вертикальной позе, обучение ходьбе (фазовая подвижность).
  4. Почти всегда имеет место несоответствие между физическим и психическим развитием , свойственное определенному возрасту.
  5. Еще одна немаловажная проблема состоит в том, что при ДЦП длительность, регулярность, преемственность лечения имеет ключевое значение, поскольку ребенок растет и эффект достигнутый за какой то отрезок времени (месяц-два) может нивелироваться в связи сростом ребенка (ложное прогрессирование, быстрое формирование контрактур и т п.), в связи с этим, лечение должно быть постоянным и длительным.
  6. Задача обучения родителей не менее тяжелая, чем лечение ребенка, особенно учитывая современную доступность информации, форумы и массу шарлатанства.
  7. Строгая индивидуальность, дозированность, постепенность.


Вальгсная деформация ног (вначале лечения)


При поражении мозговых структур в перинатальном (внутриутробном) периоде или при рождении у ребенка может наблюдаться болезнь, непрогрессирующая со временем, проявляющаяся в симптомах спастических параличей, мышечной атаксии, дискинетических нарушений, в половине случае — в расстройстве интеллектуальных и речевых способностей. Все эти симптомы объединены под единым диагнозом — детский церебральный паралич. В чем суть этой патологии?


Детский церебральный паралич: причины, виды и стадии

Но вначале о том, как впервые было открыто это страшное детское заболевание.

Фрейд также провел классификацию ДЦП, которая с небольшими изменениями (из нее исключена параплегическая ригидность плюс заменены некоторые названия) используется и по сей день.

Почему возникает эта болезнь?

Главная причина церебрального паралича в патологических изменениях, происходящих в коре, подкорковом слое, стволе и капсулах головного мозга (г. м.). Наследственность может играть роль лишь в 10 — 15% всех клинических случаев.

Привести к этим патологиям в свою очередь могут такие причины:

  • недоношенность плода;
  • родовая травма;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • гипоксия и проявления ишемии г. м.;
  • инфекционные заражения плода в утробе матери;
  • несовместимость резус-факторов материнской крови и эмбриона;
  • инфекционные и токсические поражения г. м.;
  • наследственная олигофрения и др. причины.

В МКБ 10 детский церебральный паралич находится в группе заболеваний ЦНС под кодом G 80.

СЦП может развиваться в трех формах:

Спастическая тетраплегия (G 80.0)

  • Это двухсторонняя гемиплегиях (поражаются обе руки или обе ноги), больше выражена именно в ногах.
  • Частота распространения: около 2%.
  • Причины:
    • нейронный некроз;
    • поражение белого вещества г. м., преимущественно возле мозговых желудочков.
  • Симптомы:
    • псевдобульбарный синдром (ПБС): триада признаков — нарушение речи (дизартрия), потеря голоса (дисфония), затрудненное глотание (дисфагия);
    • квадриплегия (нарушены функции обеих рук и ног);
    • зрительные (в основном, в виде косоглазия), речевые, когнитивные расстройства;
    • эпилепсия (в половине случаев);
    • контрактуры, сильные деформации в конечностях и туловище.
  • Возможность социальной адаптации самостоятельного ухода за собой: исключена.


Спастическая диплегия или болезнь Литтла (G 80.1)

  • Тетрапарез с большим проявлением симптомов в ногах.
  • Частота: 40%.
  • Причины:
    • недоношенность;
    • перивентрикулярный (околожелудочковый) лейковариоз (поражение белого вещества) — чаще задних отделов;
    • разрыв корково-ядерных путей.
  • Симптомы:
    • ПБС;
    • замедленное развитие речи и психики (при относительной сохранности интеллекта);
    • часто наблюдается косоглазие и расстройства слуха;
    • ○ значительные (в сравнении с гемипарезом) двигательные ограничения.
  • Возможность адаптации: самая благоприятная из всех видов ДЦП.

  • Одностороннее спастическое поражение, чаще руки. Страдают в основной массе доношенные новорожденные.
  • Причины:
    • геморрагический инфаркт головного мозга около желудочков (перивентрикулярный инфаркт);
    • ишемический или геморрагический инфаркт в одно из полушарий.
  • Симптомы:
    • специфическая походка с признаками циркумдукции (нога при движении описывает круг);
    • наблюдается задержка речевого и психического развития;
    • преобладают интеллектуальные расстройства — двигательные функции затрагиваются меньше;
    • случаются эпилептические припадки.
  • Возможность социальной адаптации — низкая.

Дискинезия проявляется в беспорядочных неконтролируемых движениях.


  • Причины:
    • поражение эритроцитов (гемолитическая болезнь) новорожденных;
    • патологии экстрапирамидных систем г. м. и слухового анализатора.
  • Симптомы:
    • врожденная желтуха;
    • гиперкинезы по типу атетоза (медленных тонических судорог в руках, ногах, туловище и лицевой области), хореастоза (сочетание беспорядочных быстрых движений (хореи) с медленными судорогами, торсионной дистонии (непроизвольные спазмы в мышцах, в том числе и антагонистах);
    • повышение мышечного тонуса, в сочетании с параличами и парезами;
    • дизартрия;
    • интеллект в большинстве случаев сохранен.
  • Способность к социальной адаптации: нормальная.

В отличие от спастического ДЦП, данная форма патологии характеризуется мышечной вялостью, снижением тонуса мышц. При этом сухожильные и периостальные рефлексы наоборот повышаются.


  • Причины: поражение лобных долей г. м., мозжечка и мозжечковых путей.
  • Симптомы:
    • мышечная атаксия;
    • асинергия — нарушение скоординированности движений, что проявляется в неспособности удерживать равновесие при изменении наклона туловища (например, при наклоне туловища назад у больного не происходит сгибание коленей, и он падает в сторону наклона туловища), невозможности фиксировать конечности (больной, когда садится на кровати, не может встать с нее, опираясь ногами о пол)

Наиболее часто диагностируются сочетания:

  • спастического ДЦП и дискинезии;
  • спастичность с проявлениями гемиплегии.

Также существует неуточненная форма ДЦП — G 80.9

Различают три стадии детского церебрального паралича:

  • ранняя — у младенца 4 — 5 месячного возраста;
  • начальная (резидуальная) — от полугодичного до трехлетнего возраста;
  • поздняя — начиная с трех лет.

Детский церебральный паралич может диагностироваться и у взрослого, так как данное заболевание сохраняется на всю жизнь.

Чем раньше обнаружен церебральный паралич у детей, тем успешнее он поддается лечению. К сожалению, двигательные расстройства замечаются не на самой ранней, а на начальной стадии.

Вовсе не всякий паралич, диагностируемый у ребенка, является ДЦП: церебральный паралич подтверждается примерно в одной трети случаев.

Лучший способ диагностики — томографический. МРТ или КТ показывают:

  • атрофию корковых и подкорковых мозговых структур;
  • снижение плотности или разжижение белого вещества;
  • псевдоэнцефалопатию.


В оставшихся ⅔ случаев устанавливается не ДЦП, а такие заболевания:

  • черепно-мозговая травма;
  • инсульт;
  • ишемия спинного мозга;
  • наследственные параличи и парезы;
  • спинальная амиотрофия Вердинга — Гофмана;
  • аутизм;
  • синдром Джакомини и др. болезни.

Лечение детского церебрального паралича

В лечебный план, помимо медикаментозного лечения ДЦП, входят меры по созданию условий для улучшения качества жизни ребенка, развитию его речевых навыков, сенсорно-моторных функций, социальной адаптации в обществе.

Оно симптоматическое и направлено на уменьшение мышечных спазмов и тонуса, для чего назначаются:

  • спазмолитики, которые порой применяются в виде постоянных лекарственных, имплантируемых под кожу помп: баклофен, толперизон и др.;
  • ботулотоксины (ботокс, ксеомин).

Если ДЦП сопровождается эпилепсией, назначаются противосудорожное препараты.

Лечение ДЦП ноотропными препаратами (церебролизином, глицином, актовегином, кортексином ), лекарствами, улучшающими кровообращение и метаболизм, антиоксидантами, гомеопатическими средствами и стволовыми клеткам в мировых научных кругах признано в настоящее время бездоказательным.

Лечение церебрального паралича в детском возрасте препаратами циннаризин и кавинтон противопоказано.

Для устранения спазмов и тонических судорог применяется лечебная физкультура и массаж.


  • ЛФК выполняется регулярно;
  • дозировка упражнений и нагрузок нарастает постепенно;
  • подбираются упражнения на растяжение, снятие спазмов и тонических судорог, взаимодействие различных мышечных групп, выносливость;
  • проводится обучение правильной ходьбе;
  • нежелательные движения тормозятся при помощи специальных приспособлений.

Другая важная задача — обеспечить возможность ребенку мобильно передвигаться, развиваться и соблюдать гигиену, для чего используются технические средства реабилитации (ТСР).

К ТСР относятся:

  • Ходунки. Их роль — поддержание равновесия. Благодаря специальному колесному заднему механизму, предотвращается задний ход и переворот.
  • Инвалидные кресла разного назначения и типа: домашние, прогулочные, механические, с электроприводом. Некоторые кресла оборудованы столиками.
  • Вертикализаторы. Благодаря фиксации в области ступней, колен, бедра и поясницы, они помогают ребенку поддерживать вертикальное положение и наклоняться вперед. Часто к вертикализатору прилагается и столик.
  • Параподиумы — система ортезов и лангетов, применяемых при атаксическом церебральном параличе.
  • Нагрузочные костюмы Адели, Атлант, Грависта, которые используются при ЛФК.
  • Специальная мебель: стулья с абдуктором, ремнями для страховки и регулируемые столы.
  • Тренажеры (для ходьбы, беговые, велотренажеры, стабилометрические платформы).
  • Трехколесный велосипед: имеется возможность стороннего управления педалями и ручка сзади для толкания; руль не связан с колесами; оборудован ножными фиксаторами, манжетами для кистей.
  • Приспособления для гигиены: сиденье для ванной; туалетное кресло.

Существуют такие методы операционного лечения церебральных детских параличей:

  • пластические операции на мышцах и сухожилиях;
  • корригирующая остеотомия;
  • артродез;
  • устранение контрактуры путем иссечения мышцы или при помощи дистракционных аппаратов для вытяжения.

  • эпидуральная нейростимуляция;
  • иссечение нерва;
  • ризотомия;
  • операции в подкорковом слое г. м.

При лечении ДЦП используются и новые современные методики:

  • Войт — терапия (рефлекторная локомоторная терапия путем активации двигательных рефлексов).
  • Пет-терапия (лечение при помощи домашних животных).

Больному ДЦП рекомендовано ежегодное санаторно-курортное лечение.

Необходимы регулярные занятия с логопедом и психологом: логопед проводит занятия по артикуляции, а психолог обучает ребенка коммуникативных способностям, умению адаптироваться в обществе, нормальному социальному поведению.


Ребенка также учат всевозможным манипуляциям (правильно держать в руках ручку, ложку, ножницы и другие предметы) и умению ухаживать за собой.

Основанием для присвоения этих категорий является медико-социологическая экспертиза (МСЭ), которая проводится по бальной системе. При этом учитываются такие критерии:

  • клиническая форма ДЦП;
  • степень выявленных нарушений и их характер;
  • нарушения охвата, способности держать предмет, опорных и двигательных функций в одной или обеих конечностях;
  • речевые дисфункции;
  • степени расстройств психики (от легкой когнитивной формы до глубокой умственной отсталости) с дизартрией или без нее;
  • наличие эпилепсии и ПБС;
  • целенаправленность действий;
  • потенциальные способности и их соответствие возрасту;
  • наличие препятствующих факторов.

Если в течении четырех лет после первичного освидетельствования, ребенок признан инвалидом и в результате лечебных и реабилитационных мероприятий степень ограничений снизить не удалось, то устанавливается бессрочная инвалидность (без необходимости повторного переосвидетельствования) еще до достижения ребенком 18 лет.

Детский церебральный паралич является неизлечимым заболеванием, так как нарушения мозговых структур при нем необратимы. Однако состояние ребенка при ДЦП в целом остается стабильным, так как болезнь не прогрессирует.

При физической, медикаментозной терапии, педагогических занятиях, использовании ТСР, а также при нормальном умственном развитии ребенка его жизнь в человеческом социуме может быть вполне полноценной, нужно только научиться жить с этим сложным диагнозом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.